Какие же нравственные качества наиболее ценимы нашими избирателями?

Проведенные психологические исследования свидетельствуют, что главные из них имеют как культурно-историческую, так и религиозную основу. Поразил тот факт, что самые ценимые в народе нравственные качества (они были выявлены в результате социально-психологических исследований) по сути являются антитезами восьми основных греховных страстей, описанных еще полторы тысячи лет назад преподобным Иоанном Лествичником. Это свидетельствует об огромной роли глубинного религиозного сознания у народа. Опишем эти наиболее значимые качества.

Высоконравственно то, что служит интересам народа, общества. В любой предвыборной платформе, да и реальной политической деятельности, интересы как нации, так и конкретного человека должны быть обязательно на первом плане. Причем выражены они должны быть в четкой и ясной форме, исключающей двусмысленность толкования. Служение народу, отстаивание его интересов во все времена рассматривалось как проявление патриотизма. Часто патриотам приклеивают ярлыки шовинистов, великодержавников, обвиняют в имперском мышлении. Но ведь патриотизм (от греческого patris — родина) — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Подлинный патриотизм проявляется в борьбе за лучшее будущее для своего народа, страны.

Следующие важнейшие нравственные качества — альтруизм, бескорыстие, забота о благе других, постоянное стремление помочь обездоленным. Они во все времена и везде ценились очень высоко. А если так поступает политик и об этом становится всем известно, то популярность его становится просто огромной.

Вспомним мощнейший политический ход Б. Н. Ельцина, когда он был еще в опале. Находясь в США и заработав там за свои лекции и выступления 100 тысяч долларов, он все (!) их потратил на приобретение одноразовых шприцев для наших многострадальных больниц. Как много он приобрел тогда как политик, отдав эти немалые деньги! К сожалению, это был всего лишь предвыборный «пиаровский» ход, правда, резко поднявший его рейтинг, сделавший имидж сильным и привлекательным.

Особо надо сказать о личной скромности. Политик всегда на виду, все сознательно или неосознанно обращают внимание на то, как он одет, что ест, что пьет, каково убранство его рабочего кабинета, на каком автомобиле ездит и т. д. Из увиденного делаются определенные выводы, и если отмеченное свидетельствует о его скромности, то это идет только на пользу имиджу, если — нет, то, естественно, во вред.

В связи с этим вспоминается личность «видного деятеля коммунистической партии и международного коммунистического движения» М. А. Суслова. Как политик он являлся чрезвычайно сложной, даже одиозной фигурой. Но в чем его упрекнуть было никак нельзя, так это в отсутствии скромности, он вел чуть ли не аскетический образ жизни. Особенно заметно это проявлялось на фоне его жизнелюбов соратников по партии. Весьма скромным в быту был и И. В. Сталин, и это качество создавало некий ореол вокруг его личности, причем очень устойчивый, действующий до сих пор. Правда, при этом как-то забывалось, что личная скромность не помешала ему украсить всю страну своими портретами, гранитными, мраморными и бронзовыми изваяниями.

Сейчас из-за непрекращающихся экономических кризисов на это качество политиков избиратели обращают особое внимание. При этом можно только удивляться беспечности или пренебрежению к общественному мнению наших новых «лидеров», разъезжающих на роскошных «иномарках», появляющихся в дорогих одеяниях и при этом называющих очень скромные цифры своих доходов. А разного рода телевизионные знакомства в домашней обстановке на фоне роскошных интерьеров квартир и вилл, тоже, видимо, приобретенных на скромную зарплату! Ошибки, ошибки, недопустимые для политиков, думающих о перспективе.

Людьми всегда почитались и ценились такие нравственные качества, как честность и порядочность. Политик обязательно должен проявлять их в своей деятельности. Известные «нестыковки», которые могут возникать между стратегией и тактикой, отстаиванием линии и компромиссами, ни в коем случае не должны противоречить этим нравственным качествам. Именно они и интересы народа должны определять характер и методы политической деятельности. Верная заповедь, хотя ей следуют далеко не все политики.

Еще одно ценимое качество — религиозность. По отношению к нему позиция должна быть определенной и недвусмысленной. Почему же отношение к религии имеет такое большое значение для политиков и очень сильно влияет на их имидж? Сошлемся на зарубежный опыт, там об этом говорят просто и ясно: если политический деятель искренне верит в Бога, значит, он будет следовать той морали, которую проповедует его религия. Если не верит, то от него можно ждать чего угодно. Буквально по Ф. М. Достоевскому: «Если Бога нет, то можно все». К примеру, политик — истинный христианин, поэтому он обязательно будет придерживаться заповедей, изложенных в Библии и Евангелии. Не поступая так, он совершает грех. Будучи верующим, политик становится понятным и близким своему народу, который полагает, что религиозность не позволит ему совершить дурных поступков. У неверующего политика нравственные ориентиры и моральные нормы неясны, поэтому трудно предположить, как он будет поступать в сложной ситуации нравственного выбора. Как доверять такому?

Отношение к семье, близким. Это одна из ярчайших характеристик нравственных качеств любого человека, а тем более политика. Когда велась предвыборная борьба между Дж. Бушем и М. Дукакисом, сторонники претендента от демократической партии постоянно подчеркивали, что он хороший семьянин и даже усыновил ребенка от первого брака жены. Вообще считается, что любой политический деятель должен быть обязательно хорошим семьянином — это одна из главных черт его морального облика. Отношение политика к семье в глазах избирателей неосознанно проецируется в отношение к ним самим — как тут не вспомнить теорию 3. Фрейда.

Приведем типичное высказывание по этому поводу, правда, опять американского политика. Став президентом США, Дж. Буш говорил: «Без нее (жены, Барбары) я никогда не достиг бы успехов в большой политике». А вот мнение его супруги: «Я очень рада победе Джорджа. Теперь ему предстоит трудиться на благо американцев круглые сутки, и моя задача — помочь ему в этом». Отлично сказано, а главное, как хорошо работает на имидж.

Отмеченные нравственные качества являются наиболее ценными, у серьезного политика они должны присутствовать в имидже обязательно.

Заканчивая обсуждение содержания данной модели имиджа, хотелось бы обратить внимание на следующее. Если в имидже не представлен хотя бы один вектор качеств, имидж эффективным не будет. Например, политик умный, с хорошим потенциалом, а нравственные качества представлены слабо. Такому политику трудно доверять, ведь избиратель тогда не знает, чего от него ждать. Со своей энергией и умом он может натворить немало бед. И еще. Во всех трех векторах качества должны быть представлены приблизительно равномерно, модель не должна быть асимметричной, ибо могут возникнуть отмеченные выше сомнения.

Четырехлучевая модель. Простая трехлучевая модель политического имиджа, несмотря на ее конструктивность, все же имеет один существенный недостаток — она призвана интегрировать информацию об имидже политика, но ведь любой политик — настоящий лидер, а собственно лидерские качества в ней представлены неявно. Это послужило основанием для разработки четырехлучевой модели, где наряду с группами высоких нравственных качеств, интеллектуальности и потенциала политика присутствует вектор, группирующий лидерские качества. Содержание первых трех групп качеств то же, что и в трехфакторной модели, а вот о проявлении и восприятии лидерских качеств следует сказать особо.

Нет необходимости доказывать, что любой политик, претендующий на серьезное влияние, должен восприниматься как лидер, а лучше таковым быть. Это касается буквально всех политических деятелей, причем даже тех, кого принято называть «теневыми лидерами» или «серыми кардиналами» (а это очень интересная категория политиков, ведь их лидерские качества, их умение формировать нужную конъюнктуру и общественное мнение, их способность сильно влиять на ход событий не афишируются вообще, даже, наоборот, тщательно скрывается). Но таковых не так уж и много, для остальных же лидерские качества должны обязательно ярко отражаться в их имидже и, конечно, в делах. К лидерам у нас в стране отношение особое.

В научном плане проблема лидерства неизменно вызывала живой интерес у представителей разных наук. Достаточно сказать, что число исследований по этой проблеме превысило на сегодняшний день десять тысяч. В результате сложилась довольно неожиданная ситуация, когда возникло практически столько определений лидерства, сколько существует специалистов, всерьез занимающихся этой проблемой. У нас понятия «лидер» и «руководитель» часто отождествляют, а это далеко не одно и то же. Руководитель выполняет директивные функции, заданные нормативно. Лидер — совершенно иное социальное явление.

Лидер — это член группы, коллектива, общности, наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации определенных отношений и совместной деятельности. Такое определение сейчас является общепринятым. Политический лидер определяется иначе.

Политический лидер — это глава, руководитель, формальный или неформальный лидер (даже «вождь») государства, политических групп или общественной организации, движения (массового или элитарного), ведущее лицо политического процесса, осуществляющее функции объединения и сплочения социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественным институтам, политическим движениям, лицо, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования.

Из данного определения следует, что лидером в политике является личность активно действующая, реально играющая центральную роль. Именно центральную, а не иную. Отсюда становится ясно, что не всякий руководитель, даже самого высокого ранга, является по-настоящему лидером. В то же время немало руководителей государств являются реальными лидерами, имеющими немало сторонников.

Рассмотрим еще одно важное понятие — лидерство. Это качество указывает на способность личности побуждать других действовать, воодушевляя и уверяя их в том, что избранный курс является правильным. В практическом плане лидерство — это совокупность правил или процедур, в рамках которых осуществляется лидерская деятельность. Здесь имеется немало интересных примеров в конкретно-историческом и психологическом аспектах.

Какие качества должны быть присущи лидеру?

На наш взгляд, лидерские качества в имидже целесообразнее было бы представлять с опорой на обобщенные лидерские типы. Это важно, потому что при отображении лидерских черт в модели политического имиджа следует помнить, что далеко не всякие типы политических лидеров воспринимаются избирателями однозначно положительно. Психологические исследования показали, что наибольшей популярностью, а следовательно и влиянием, пользуются так называемые харизматические лидеры, они воспринимаются как личности несомненно выдающиеся, способные радикально изменить ситуацию, выполнять чуть ли не мессианские функции.

Краткая справка: харизма (от греч. harisma) — божественный дар, благодать. Этот термин появился в католической теологии и обозначает исключительно духовное свойство, ниспосланное Богом. В социологию и психологию он был введен Э. Трельчем и М. Вебером [56]. Социально-психологический анализ харизматического лидерства длительное время проводился в рамках изучения бессознательных механизмов связи «масс с вождем». Харизматическое понимание лидерства основано на исключительных качествах лидера, действительных или приписываемых ему. Взаимоотношения такого лидера с массами основаны на вере. В них очень много эмоционального, трудно поддающегося анализу, часты проявления подражания, психологического заражения и энтузиазма. Такой лидер обычно находится над правовым и конституционным порядком. Его лидерство возможно при хорошо налаженной идеологической и пропагандистской работе, но, как свидетельствует история, долгим оно быть не может. Харизматический лидер — это прежде всего лидер-трибун, лидер для публики. Ярким примером такого лидера был ранний Б. Н. Ельцин, когда он шел к власти.

Весьма перспективным может оказаться отражение лидерских качеств в контексте концепции бюрократического лидерства [82]. Несмотря на то, что слово «бюрократический» воспринимается негативно, к таким лидерам можно отнести крупных хозяйственных руководителей, менеджеров высокого уровня. Их лидерские качества связаны с управленческой деятельностью, что очень ценно. Проявлением таких свойств являются организаторские умения и опыт, сила личности, воля, управленческий потенциал, масштабность мышления. Для таких лидеров характерны также ответственность, высокий уровень социальных притязаний и авторитарность.

У избирателей неизменную симпатию вызывают так называемые лидеры-автодидакты, то есть те, которые сами себя вырастили. Это, что называется, греет душу и полностью соответствует интерактивной теории лидерства. Согласно ей, лидером стать может практически каждый, главное — суметь развить в себе необходимые для этого качества. Данная теория, хотя и является вселяющей надежды и демократичной, все же может объяснить лишь отдельные феномены. Дело в том, что далеко не все качества, необходимые лидеру, можно развить до нужной степени выраженности. Поэтому опора на нее при формировании эффективного имиджа требует тщательной подготовки.

Теневые лидеры и ставшие таковыми в силу обстоятельств, то есть ситуативные, популярностью не пользовались никогда. Отображение таких качеств в имидже было бы не только ошибочным, но и вредным.

При отражении лидерских черт и качеств в политическом имидже особое внимание следует уделять мотивам лидерского поведения. Всегда очень ценились мотивы созидательные, конструктивные и благородные, связанные с высокими нравственными качествами, стремлением решить сложные социальные или экономические проблемы, помочь людям и пр. Личностно-ориентированные мотивы, как то: стремление занять престижную должность, повысить свой статус, решить материальные проблемы и пр., только оттолкнут от такого политика. В имидже не должны просматриваться и компенсаторные мотивы, связанные с действием бессознательных факторов. Это весьма важно, поскольку в публикациях часто можно встретить утверждение, согласно которому стремление к лидерству связано именно с их проявлением, поэтому лидерское поведение не прогнозируемо.

Так, 3. Фрейд считал, что стремление к лидерству связано с подавлением либидо (напомним, что либидо означает психическую энергию, лежащую в основе всех сексуальных влечений; либидо рассматривалась 3. Фрейдом фактически как доминирующий мотив человеческого поведения). Фрейд в этой связи отмечал также существование «инстинкта доминирования», «желание высказывать презрение к высшим целям». Он также неоднократно высказывал мысль, что стремление к лидерству связано с психическими травмами в детстве, кстати, тому есть свидетельства и из современной политической жизни [59]. Мы упоминали, что массы, по Фрейду, просто нуждаются в лидере, как семейство нуждается в авторитарном отце. С этим, безусловно, можно согласиться, если рассматривать общество с относительно низкой культурой демократии. Но в имидже этого быть не должно. Идеи 3. Фрейда относительно психологической природы лидерства весьма популярны среди западных исследователей, которые часто применяют психоаналитический подход вместе с психобиографическим при изучении личности и деятельности политических лидеров и, конечно же, много об этом пишут.

Другой известный ученый, А. Адлер, доказывал, что стремление к лидерству во многом обусловлено компенсаторным поведением, как правило, снижением или устранением чувства собственной неполноценности при выраженном самолюбии [59]. Нельзя сказать, что это универсальный психологический механизм лидерского поведения, но примеров в его пользу можно привести немало. Хотелось бы заметить, что взгляды 3. Фрейда и А. Адлера относительно природы лидерского поведения и его психологических механизмов разделяют немало журналистов, освещающих ход избирательных кампаний. А если к этому присовокупить их постоянное стремление к сенсационности, то такое внимание к фактам биографии или подобная интерпретация мотивов деятельности может нанести только вред имиджу.

Политический лидер должен быть, безусловно, фигурой авторитетной. Авторитет необходимо обязательно делать яркой чертой имиджа. В науке создано немало заслуживающих внимания теорий авторитета. Психологическое понимание авторитета своеобразно, оно связывается с имеющимися у личности явными преимуществами перед другими, которые дают позитивный социально значимый результат. Иногда буквально так и говорят: «...благодаря его уму, воле, находчивости удалось...» Это и есть психологическая основа авторитета.

Другое понимание связано с нравственным аспектом, в этом случае авторитет выступает как нравственный эталон. Регулирующая роль такого вида авторитета поистине огромна, даже без наличия руководящих и организаторских функций, «высокого занимаемого кресла». В политических исследованиях в качестве примера авторитета нравственного эталона обычно рассматривают жизнь и деятельность Махатмы Ганди. «Мы, в первую очередь, должны стать сами теми изменениями, которые хотим видеть в людях», — говорил он, подчеркивая нравственный аспект проблемы авторитета лидера. У нас в стране в качестве нравственных авторитетов часто называют академиков А. Д. Сахарова и Д. С. Лихачева, и... все, к сожалению. Заметим, что этот вид авторитета в качестве черты имиджа российских политиков практически отсутствует.

Следующая группа факторов, обусловливающих появление авторитета, связана с профессионализмом и компетентностью. Было отмечено, что лица, обладающие устойчивым авторитетом, как правило, выделяются в лучшую сторону своими знаниями, умениями, навыками, опытом. Однако для формирования высокого авторитета одних только этих качеств недостаточно.

Очень часто проблема авторитета политического лидера тесно связывается с его авторитарностью, хотя это методологически неправильно. Проблему авторитарности необходимо рассматривать с особой осторожностью. Отношение к авторитарности политических лидеров у нас, как водится, неоднозначное. Мало того, с горячностью высказываются прямо противоположные суждения. После долгих лет господства административно-командной системы авторитарность лидеров воспринимается многими как рецидив прошлого, ущемление прав человека, возврат к тоталитарной системе. Но в то же время раздаются и другие громкие голоса, заявляющие, что только авторитарный лидер, человек волевой, решительный, жесткий, но ответственный, способен вытащить страну из затянувшегося кризиса. Надо сказать, что эта точка зрения сейчас распространена среди избирателей, поэтому можно с полным правом рассматривать ее как значимую характеристику политического имиджа.

Наконец, лидерское поведение в условиях негативного отношения большинства населения к своей жизни должно иметь инновационный характер. «Изменить», «Улучшить», «Остановить», «Защитить», «Прекратить», — вот что сейчас часто требуется от лидера. Собственно, «кредит доверия» кандидат получает для инновационной деятельности, даже если он и отступает от привычных форм поведения. Если же инновационная деятельность лидера ослабевает или его нововведения не приносят обещанного, положение лидера осложняется, его рейтинг начинает неуклонно падать. Следовательно, проводимые нововведения должны восприниматься как положительные, а это означает, что настоящий лидер должен играть исключительно созидательную, а не разрушительную роль. Вообще говоря, полноценный лидер в сознании людей ассоциируется с чем-то созидательным: со стабилизацией, улучшением, укреплением и т.п. Лидирующие позиции должны подкрепляться не только инновационными предложениями (что было очень характерно для «перестройки»), но обязательно конкретными делами, дающими позитивные результаты, причем эти результаты должны ощущаться именно в данный момент, а не в «светлом будущем». Лучше, если эти результаты отчетливо осознаются на уровне обыденно-практического сознания («снизил цены», «ликвидировал преступность»). Сказанное во многом объясняет слабость нынешних властных структур, кстати, это очень хорошо понимает оппозиция.

Важно помнить и об отношении к лидеру, особенно власть имущему. Если он успешный, придумываются даже соответствующие комплиментарные определения качеств, скажем, неравнодушен к прекрасному полу и спиртному — значит, «жизнелюб», и т.д. Но все это происходит до тех пор, пока дела в обществе или в возглавляемом регионе, городе "дут в общем хорошо. Если нет, то именно лидер, а не кто иной, чаще всего и становится своеобразным символом неудач, «козлом отпущения».

«...за допущенные ошибки в работе, отклонение от норм...» Иными словами, в обыденно-практическом сознании сложилось такое понимание роли лидера: раз дела в целом идут хорошо, значит, и лидер хороший, поэтому он многое может себе позволить. Если жизнь ухудшается, становится сложнее, опаснее, цены растут, то виноват только лидер и никто иной. Тут уж ему припомнят все и, скажем, вместо «жизнелюба» назовут куда менее приятными словами.

В психологических исследованиях отношения к поведению лидера отмечен еще один интересный момент: обыденно-практическое сознание людей склонно приписывать качества лидера лицам, поведение которых является наиболее подходящим для объяснения общего положительного результата. То есть если политик энергичный, деятельный, то «...благодаря его уму и целеустремленности», если он пережил с народом трудную ситуацию, то тогда «благодаря несгибаемой воле» и т. п., хотя, возможно, эти ценные качества и не являлись сами по себе основой успехов. Из сказанного следует одно конструктивное правило, имеющее немалое значение в деле формирования привлекательного имиджа политика: поведение лидера всегда должно быть заметным, лидера надо постоянно выделять из окружения, естественно, учитывая его особенности и склонность людей определенным образом реагировать на удачи и промахи лидеров. Правда, делать это надо тонко и продуманно. Ни в коем случае не следует повторять ошибок Л. И. Брежнева и его окружения — искусственно выделять крайне слабую личность бесчисленными и неуместными наградами.

Трехлучевая модель имиджа типа «личность — деятельность — отношения». Предыдущие модели эффективного имиджа отличаются прежде всего тем, что в них были представлены главным образом обобщенные личностные качества и некоторые профессиональные умения политика. Это, безусловно, состоятельные и конструктивные модели. Однако в психологическом отношении они не совсем точные, ведь образ политика складывается не только на основе его качеств, но и обязательно деятельности (в том числе предшествующей, потому что у нас люди склонны экстраполировать прежние успехи или неудачи на будущую деятельность на выборной должности), поведения, отношений и общения. Личность не существует вне деятельности и общения, кроме того, о качествах личности мы судим по ее поступкам и отношениям (особенно у нас ценится позиция «служителя общества»). На это наши отечественные избиратели обращают особое внимание, нередко именно это и являются главной детерминантой их выбора. Поэтому психологически обоснованно строить модель политического имиджа по трем следующим векторам: «личностные качества» — «отношения» — «деятельность (и поведение)», она намного ближе к нашей «психологической реальности». Естественно, что отмеченные в трех- и четырехлучевых моделях качества могут входить в структуру данной модели. К тому же личностный компонент можно было обоснованно дополнить ценностными ориентациями и характеристиками направленности.

Как отмечалось, личностные характеристики политика проявляются в его практической деятельности, которая может соответствующим образом преподноситься, в том числе в коммуникациях политика. Следовательно, эффективным имидж будет прежде всего у политика, обладающего разнообразными коммуникативными умениями, в том числе и такими специфическими, как телекоммуникативные. По особенностям общения судят также и об отношениях.

Заметим, что с помощью экспертной оценки и опросов можно выявить наиболее ценимые характеристики, которые «вписывались» бы в данную модель. О практической реализации этой модели можно судить по материалам, представленным в следующем разделе.

Многофакторная (шестнадцатифакторная) модель. Предыдущие трех- и четырехлучевые модели, собственно, были также многофакторными. Но их факторы — личностные характеристики, отношения, особенности деятельности и прочее — были структурированы в имидж по определенным «лучевым» структурам. Данные структуры были вычислены на основании теоретических исследований и обобщений опыта избирательных кампаний. Однако возможен и другой подход, основанный на применении методов экспериментальной психосемантики. В процессе опросов, предшествующих избирательной кампании, выявляется множество ценимых избирателями качеств и умений политиков. Данное множество структурируется на основе выявления синонимов, объединения их в отдельные группы, кроме того, определяется приоритетная значимость данных обобщающих качеств и умений. Так выстраивается семантический ряд, который кладется в основу имиджа политика.

Результаты, полученные при применении методов экспериментальной психосемантики, не отличаются обобщающим характером. Они сильно зависят от ситуации в избирательном округе или национальной специфики. Они подвержены также динамическим изменениям во времени. Однако в решении локальных задач, ограниченных временными или региональными рамками, они могут дать содержательную картину социальных ожиданий относительно качеств желаемого лидера. Поэтому их можно использовать, причем весьма эффективно, при конструировании имиджа лидера под конкретную задачу. Перед выборами в Государственную Думу в 1995 году данная модель применялась с целью составления прогнозов и показала свою высокую эффективность.

Каковы эти факторы?

Они были получены в результате специальных исследований. Приведем их. Факторы представлены в последовательности по частоте упоминания, а следовательно, и степени значимости:

1) харизма личности политика;

2) отношение к стране, народу (естественно, очень хорошее);

3) вид и выраженность лидерских качеств;

4) сильная воля;

5) умение эффективно действовать в экстремальных ситуациях;

6) личное обаяние;

7) высокий интеллект;

8) развитые коммуникативные умения;

9) высокие нравственные качества;

10) успешность предшествующей деятельности;

11) потенциал для дальнейшего профессионального роста;

12) эффективная деятельность;

13) внешние данные;

14) отношение к соратникам;

15) отношение к себе;

16) отношение к близким.

Как видно из данного перечня, набор качеств несколько иной, чем тот, который был представлен в описанных выше моделях, а вот степень их значимости отлична существенно. Самым поразительным и, откровенно говоря, сильно расстроившим нас было то, что интеллект и нравственные качества не попали даже в первую пятерку. Но это были данные конкретных эмпирических исследований, удовлетворяющих самым строгим требованиям. Главным достоинством модели является их структурирование по степени значимости для избирателей. Заметим, что последовательность качеств иная, нежели изложенная в западных моделях. Это лишний раз свидетельствует о необходимости критического отношения и осторожного переноса на нашу политическую реальность западных моделей политического имиджа.

Проведенные прогностические экспертные оценки состоятельности имиджа конкретных политиков во многом подтвердились результатами прошедших выборов. Это позволило определить требования к эффективному политическому имиджу, формируемому на основе данной модели. Итак, имидж будет эффективным («проходным»), если:

* средние значения факторов-характеристик велики, а их дисперсия мала («непротиворечивый» имидж);

* средние значения по первым, приоритетным позициям высоки (больше, чем по остальным) и примерно равны между собой или отличаются несущественно;

* низкие значения важнейших факторов-характеристик требуют коррекции поведения, общения, деятельности, что позволит гармонизировать имидж, сделать его «проходным».

Повторимся, данный набор качеств, вернее их значимость, подвержен динамическим изменениям. Они зависят от ситуации, региональной, временной и национальной специфики. Поэтому применение данной модели в том или ином регионе требует специальных исследований. Безусловно, это недостаток модели, зато основания для построения «проходного» имиджа будут объективными, а не умозрительными, что позволит действовать с высокой эффективностью.

Помимо вышеописанных, в практике избирательных кампаний применяются и другие психологические модели имиджей — пятифакторная (честный, умный, энергичный, волевой, решительный и целеустремленный), двухполюсная на основе отношения к реформам (радикал — консерватор; аппаратчик — популист) и основанная на степени влиятельности и отношения к политической элите.

Пятифакторная является, по сути дела, некоторым вариантом четырехлучевой. Другие же не доказали свою высокую практическую эффективность.

Существуют модели, если так можно выразиться, регионального масштаба. Она состоит из шести компонентов:

* умение найти верные решения в сложных ситуациях;

* организаторские способности и умения;

* уверенность в себе, своем деле;

* умение ясно излагать свои мысли;

* воля, твердый характер;

* порядочность.

Нетрудно видеть, что она является не чем иным, как простой несимметричной трехлучевой моделью.

В завершение хотелось бы остановиться на одном историческом примере, как И. В. Сталин формировал имидж В. И. Ленина. Делать это он стал непосредственно после его смерти, прекрасно понимая, что нужен идеальный образ-миф, некий эталон, сравнение с которым поможет делать «обоснованные» политические оценки, а следовательно, и оправдывать действия: похож на него — хороший, «верный ленинец», не похож — враг.

В своей речи на траурной панихиде в 1924 году Сталин, по сути дела, обосновал основные характеристики посмертного имиджа Ленина, которые привели к его номенклатурному обожествлению. Выделим эти основные характеристики имиджа Ленина, данные Сталиным, и раскроем их содержание.

— «Горный орел» (подразумевается яркая, сильная, могучая личность-символ, то есть сильная харизма).

— «Скромный» (одно из ценнейших нравственных качеств личности).

—«Сила логики» (свидетельство высокого интеллекта и сильных коммуникативных умений, в том числе и полемических).

—«Без хныканья» (то есть сильная воля, уверенность в победе, стрессоустойчивость).

—«Без кичливости» (то есть опять же скромность).

—«Принципиальность» (пояснений не требуется).

—«Вера в массы» (это не только преданность своему народу, но может быть и проявлением интеллекта — вера, основанная на предвосхищении или глубоком логическом анализе).

—«Гений революции» (исключительность, харизма) [61].

Итак, из восьми отмеченных качеств три отражают высокие нравственные качества (впоследствии это породило своеобразный политический слоган — «самый человечный человек» и пр.), два — харизму (так, все время твердили — «великий», «непревзойденный» «гениальный» и пр.), одно — высокий интеллект и одно — сильную волю, потенциал. То есть налицо применение описанной выше несимметричной четырехлучевой модели. Несимметричной — потому что явный приоритет отдан высоким нравственным качествам и харизме, что наиболее ценимо народом.

Модель имиджа В. И. Ленина, разработанная И. В. Сталиным, по сути дела не претерпела существенных изменений при дальнейшей тотальной мифологизации. Она дополнялась, но структура ее оставалась неизменной. Интересно отметить, что в ее развитии и дополнении широко использовались социально-психологические феномены «контраста», «подобия» и «ореола». Их применение является одной из распространенных технологий формирования эффективного политического имиджа.

Рекомендуемая литература

1. Голдмен С. Как создается имидж в американской политике // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 10.

2. Зазыкин В. Г., Белоусова И. Э. Психологические характеристики эффективного политического имиджа. — М., 1999.

3. Имидж лидера/ Под ред. Е. В. Егоровой-Гантман. — М., 1994.

4. ПанасюкА. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. — М., 1998.

5. ПочепцовГ. Г. Имиджмейкер. — Киев, 1995.

6. Почепцов Г. Г. Имидж от фараонов до президентов. — Киев, 1997.

7. Шепелъ В. М. Имиджелогия. — М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: