double arrow

I. Налоговая система РФ

1.1. Формирование доходной части федерального бюджета в период финансового кризиса

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий привлекаются на финансирование потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Нарицательная цена обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит оно от целого ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина номинального процента по облигации, насыщенность рынка государственными ценными бумагами, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.

Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти. Широкое распространение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных органов власти является, как правило, незначительной.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг.

По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). В нашей стране предусмотрена возможность функционирования всех видов ценных бумаг государства.

По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения займов свободно продаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигации. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией давления, которая делает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

Наконец, государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

1.2. Этапы становления налоговой системы

Национальный доход и государственный бюджет пополняются, в основном, за счет налогов, за счет налогов создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач.

Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

В современных условиях через налоги изымается до 40% доходов широких слоев населения, в то время как накануне Второй Мировой войны этот процент составлял 12-20%. Удельный вес налогов в валовом национальном продукте вырос, в среднем, с 18% до 30-70%%. Из них наибольший удельный вес имеют НДС и подоходный налог с юридических лиц. НДС и акцизы имеют большое значение в формировании госбюджета не только в РК, но и странах Европейского сообщества, Австрии, Норвегии и др. На их долю приходится 30-50% всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов.

Налогообложение, как элемент, присуще всем государственным системам и прошло многолетний путь развития. На рисунке 1 представлена история форм и методов взимания налогов. В то же время, следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы.

Налоговые системы стран формируются за счет различных налогов, которые на практике предстают в виде разнообразных форм со множеством национальных особенностей.

По набору налогов, их структуре, ставкам, способам взимания, льготам, налоговой базе, фискальным полномочиям различных уровней власти налоговые системы существенно отличаются друг от друга и на первый взгляд кажутся несравнимыми. Однако при более внимательном анализе выявляются их общие черты, которые могут быть сведены к следующему.

Во-первых, это постоянный поиск путей оптимизации фискальной характеристики налогов, т.е. увеличения налоговых доходов; во-вторых, применение общепринятых принципов построения налоговой системы: равенства, справедливости, эффективности налогообложения.

Оптимизация фискальных возможностей налогов, в основном, осуществляется в рамках налоговых реформ через введение новых налогов, расширение налогооблагаемой базы, применение прогрессивной шкалы налогообложения, перераспределение налогового бремени и т.д.

Принципы налогообложения, применяемые при построении налоговых систем, в целом, не однозначны и зависят от приверженности правительства той или иной экономической теории.

Однако, несмотря на это, они носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Эти условия не всегда оптимальны, поэтому ученые-экономисты, социологи вынуждены вести постоянный поиск правил и принципов построения оптимальной налоговой системы.

К наиболее важным принципам налогообложения можно отнести следующие:

- принцип справедливости - распределение налогового бремени должно быть равным и соразмерным получаемым доходам или благам (вертикальное и горизонтальное равенство);

- принцип экономической нейтральности - налоги не должны оказывать влияние на принятие субъектами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным;

- принцип соответствия экономической политике - налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;

- принцип простоты - налоговая система должна быть понятной налогоплательщикам и не должна допускать произвольного толкования налогового законодательства;

- принцип экономичности - административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Рассматриваемые принципы используются при оценке качества налоговой системы практически во всех государствах мира.

Для налоговых систем развитых стран характерны следующие тенденции.

- Относительная зависимость экономики отдельных стран от налогов на доходы не одинакова и подвержена определенным колебаниям.

- В большинстве стран ОЭСР до 1975 г. наблюдалась тенденция роста удельного веса подоходного налога и взносов в фонды социального страхования при неизменной доле налогов на потребление. Со второй половины 70-х годов появилась тенденция к росту доли налогов на потребление, особенно в Дании, Финляндии и Великобритании.

- Доля налогов с оборота и продаж и доля акцизов во многих странах была приблизительно одинаковой. Однако в 70-80-е годы роль первых постоянно увеличивалась, а акцизов - снижалась.

Классификация налогов на прямые и косвенные подразумевает обложение, с одной стороны, доходов, а с другой - расходов. На самом деле граница между ними весьма условна и зависит от возможностей переложения налогов. Условно только деление налогов на прямые и косвенные, а не сама система прямого и косвенного обложения доходов.

В последние 20 лет соотношение прямых и косвенных налогов в промышленно-развитых странах мира выглядело следующим образом:

- в Голландии, Дании, Люксембурге, Канаде, Новой Зеландии, Швейцарии, Австрии, США, Японии преобладают прямые налоги, а во Франции, Австралии, Ирландии, Италии, Испании и Греции - косвенные налоги;

- более или менее уравновешенную структуру в настоящее время имеют Норвегия, Финляндия и Швеция;

- в целом, по странам ОЭСР происходит сдвиг в сторону прямых налогов. Проблема оптимального соотношения прямых и косвенных налогов является актуальной в любой экономике. При их введении возможны последствия, которые зависят от способов взимания налогов, структуры ставок, налоговой базы и сферы действия налогов. В свою очередь, реакция экономики на налоговую систему зависит от структуры рынков, условий спроса и предложения.

Исследование становления налоговых систем развитых стран мира свидетельствует о том, что при слабой экономике в структуре налоговых доходов превалируют косвенные налоги, а при сильной - акцент перемещается на прямые налоги.

Требования для создания оптимальной налоговой системы:

1) распределение налогового бремени должно быть равным, или, иными словами, каждый должен вносить свою справедливую долю в государственные доходы;

2) по возможности, налоги не должны оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений, или такое влияние должно быть минимальным (принцип нейтральности налогообложения);

3) при использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;

4) налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;

5) налоговое законодательство не должно допускать произвольного толкования и быть понятным налогоплательщикам;

6) административные издержки по управлению налогами и соблюдение налогового законодательства должны быть минимальными.

Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества налоговой системы страны. Разные цели, которые преследует налоговая политика, не обязательно согласуются друг с другом, и в тех случаях, когда возникают противоречия между ними, необходимо добиваться временного компромисса. Так, принцип равенства требует усложнения административной системы и ведет к нарушению принципа нейтральности, а регулирующая функция налогов может нарушить принцип равенства и справедливости.

Не менее сложную проблему при построении налоговых систем представляет учет перераспределения последствий от применения различных налогов. Эти последствия зависят от способа взимания налога, структуры налоговых ставок, определения налоговой базы и сферы действия налога. Реакция экономики страны на налоговую систему в свою очередь зависит от условий спроса и предложения, структуры рынков и периода адаптации к новым налоговым условиям.

Налоговые изменения приводят к изменениям в ценах, что оказывает влияние на доходы и расходы налогоплательщиков, распределение налогового бремени. Конечный результат перераспределения зависит от взаимодействия всех указанных факторов.

Существенным моментом при оценке эффективности налоговой системы страны является также учет административных издержек и затрат налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства. Как правило, административные издержки составляют небольшую долю в налоговых расходах государства, а затраты налогоплательщиков значительно превышают административные издержки.

В Республике Казахстан развиваются новые сегменты финансового рынка: депозитный рынок, страховой рынок, накопительные пенсионные фонды, фондовый рынок, это говорит о новом этапе развития налогов и налогообложения, о необходимости реформировании действующего налогового законодательства.

Поскольку при переходе к рыночной экономике на первое место выходит проблема пополнения национального дохода и госбюджета, то исследование вопросов, связанных с организацией налогов и налогообложения в РК приобретают особое значение. С помощью госбюджета распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода и от 10 до 15% валового общественного продукта.

На сегодняшний день государство сталкивается с проблемой недостаточности поступлений в бюджет. Эту проблему можно решить: введением новых налогов, платежей, сборов; повышением ставок и тарифов по действующим обязательствам; постоянно менять налоговые льготы и др.

Но все эти меры могут дать сиюминутный результат. В последствии же налогоплательщики уйдут в теневой бизнес, не будет доверия государству.

В целом налоговая система сложилась под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, основными из которых являются:

1) социально-экономическое развитие республики и регионов;

2) развитие финансовой системы в республике;

3) использование новых финансовых инструментов для регулирования экономики.

История и практика развития налоговой системы позволяет выделить пять желательных характеристик любой налоговой системы - это:

1) Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов.

2) Административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении.

3) Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия.

4) Политическая ответственность: налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения.

5) Справедливость: налоговая система должна быть справедливой в подходе к различным индивидуумам.

Современная налоговая система РФ характеризуется следующими признаками:

- базируется на основе закона, а не подзаконных актах,

- построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей. За всеми налоговыми платежами осуществляется единый налоговый контроль со стороны Налогового Комитета Министерства Финансов;

- предъявляет налогоплательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия исполнения налоговых отчислений с доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, а также невмешательство в процесс использования средств, остающихся после уплаты налогов;

- обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, усиливает правовую защиту их интересов;

- предусматривается четкая последовательность уплаты налогов и налоговый календарь.

Необходимо отметить позитивные стороны современной налоговой системы:

- отвечает требованиям рыночных отношений;

- максимально приближена к мировым стандартам;

- использует единые правила налогообложения.

В то же время, следует отметить недостатки существующей налоговой системы:

- фискальный подход к налогообложению;

- нестабильность налогового законодательства;

- высокий уровень налогообложения юридических лиц;

- параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета.

Первый этап развития налоговой реформы (с 1991 года по июнь 1995г.)

В Республике функционировали более 40 видов налогов:

1) общегосударственные налоги;

2) общеобязательные местные налоги;

3) местные налоги.

Второй этап развития налоговой реформы (с июля 1995 года по 2000 г.)

Сокращение налогов до 11. Подразделены на общегосударственные и местные. С 1996 года внесено более 30 изменений и дополнений в Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

Третий этап развития налоговой реформы (с 2000 года по 2002 год)

Разработка и принятие Налогового Кодекса.

Четвертый этап развития налоговой реформы (с 2002 года) - необходимость регламентации отдельных положений и исключения возможности двойственного толкования отдельных норм заставляет ежегодно вносить изменения в налоговое законодательство.

С момента последней налоговой реформы в январе 2002 года в экономике страны произошло много изменений. Стимулирование экономического роста реального сектора экономики осуществляется через упрощение порядка налогообложения, а также снижения налоговой нагрузки. Поиск оптимального размера налоговых ставок должен обеспечить баланс интересов государства и налогоплательщика. Это достаточно сложный вопрос, поскольку связан с формированием доходной части бюджета. Принятие решения по снижению ставок требует предварительного тщательного анализа влияния последствий, комплексного подхода и учета опыта аналогичных процессов, происходящих в других государствах. Состояние финансово-хозяйственной системы страны позволило снизить ставку налога на добавленную стоимость с 16% до 15%, с 1.01.2007 г. -14%, в 2008 году - 13%; в 2009 году - 12%.

Переход с 1.01.2007 года по индивидуальному подоходному налогу на единую фиксированную ставку 10% упрощает порядок исчисления данного налога. Как и в любом другом налоге, самым спорным вопросом является размер ставок. До 1.01.2007 года применялась прогрессивная шкала от 5 до 20%. Весь смысл заключался в том, что, чем больше доход у физического лица, тем по более высоким ставкам он уплачивает налог.

Развитие экономики страны в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке в решающей степени зависит от развития инновационной деятельности. Одной из важных стимулирующих мер по созданию новых производств, обновлению парка оборудования и машин является проводимая государством амортизационная политика, дающая возможность обновления основных фондов предприятия.

За последние 3 года созданы определенные льготные условия в налогообложении лиц, реализующих инновационные проекты и создающие новые инновационные производства.

Кроме возможности получения налоговых преференций налогоплательщику, заключившему концессионный договор с Правительством РФ на реализацию инфраструктурного проекта в период строительства новых объектов, с 1.01.2007 года предоставляется возможность облагать налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке оборот по реализации товаров собственного производства. В настоящее время налоговая система ориентирована на усиление стимулирующей роли налогового законодательства в повышении деловой активности и развитии производства.

Новое налоговое законодательство РФ является исключительно важным, так как должно обеспечить поступательное развитие экономики. Его целью является сохранение баланса интересов, с одной стороны, должные поступления в доход государственного бюджета и, с другой стороны, предоставление хозяйствующим субъектам возможности развития своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: