Белорусская валютная фондовая биржа, ее развитие и задачи

Появлением фондового рынка в Республике Беларусь следует считать 1992 год, когда был принят Закон Республики Беларусь “О ценных бумагах и фондовых биржах”. Данный сегмент финансового рынка стал достаточно развитым в плане инфраструктуры, выпускаемых инструментов, прозрачным и контролируемым со стороны государства. Закон определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи.

Инфраструктура рынка ценных бумаг в РБ включает в себя:

- комитет по ценным бумагам, основными задачами которого является контроль и надзор за рынком ценных бумаг, регистрация выпусков ценных бумаг и лицензирование профессиональной и биржевой деятельности;

- Национальный банк Республики Беларусь, осуществляющий размещение и погашение государственных ценных бумаг, выпуск, размещение и погашение ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь, а также централизованный учет и хранение государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь;

- Министерство финансов Республики Беларусь, осуществляющее выпуск и размещение государственных ценных бумаг;

- Министерство экономики Республики Беларусь, осуществляющее владение и распоряжение акциями, принадлежащими государству;

- РУП «Республиканский центральный депозитарий» и 41 депозитарий второго уровня;

- ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», организующая торги ценными бумагами, проведение клиринга и расчетов.

Общенациональная система биржевых торгов создана на базе открытого акционерного общества ”Белорусская валютно-фондовая биржа.

На сегодняшний день ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» – единственная в республике целостная структура, на основе которой создана общенациональная система биржевых торгов на всех основных сегментах финансового рынка – валютном, фондовом и срочном.

Биржевой валютный рынок. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является единственной в РБ специализированной организацией, осуществляющей проведение торгов иностранными валютами.

Основными задачами биржи на валютном рынке являются:

- организация и проведение биржевых торгов иностранными валютами;

- определение текущего рыночного курса белорусского рубля к иностранным валютам;

- осуществление расчета требований и обязательств участников торгов по результатам торгов;

- формирование документов, служащих основанием для проведения расчетов по результатам торгов.

Исключительное право на участие в биржевых торгах иностранными валютами имеют банки, принятые в члены Секции валютного рынка и допущенные к совершению сделок в Секции в соответствии с Правилами членства в секции валютного рынка ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Иные юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют покупку-продажу иностранных валют через участников торгов.

Участники торгов могут совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также от своего имени по поручению клиента. Сделки заключаются в соответствии с порядком, предусмотренным Регламентом проведения торгов иностранными валютами в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

Биржевые торги иностранными валютами проводятся по методу «фиксинга». Перед началом торгов участники торгов подают предварительные заявки на покупку и /или продажу финансового инструмента. В зависимости от складывающейся разницы между суммарными объемами принятых заявок на покупку и продажу финансового инструмента, ведущий торгов осуществляет повышение или понижение курса валюты лота. В ходе торгов с установлением фиксинга участники имеют право подавать дополнительные заявки по изменению сумм покупки и/или продажи финансового инструмента. Установление курса фиксинга происходит в момент совпадения суммарных объемов принятых заявок на покупку и продажу финансового инструмента. Удовлетворение заявок участников происходит по установленному курсу фиксинга. По результатам биржевых торгов устанавливаются официальные курсы белорусского рубля к доллару США и к российскому рублю. Для обеспечения потребностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в иностранной валюте, поддержания стабильного курса белорусского рубля в отношении иностранной валюты на торговых сессиях биржи осуществляется обязательная продажа 30% валютной выручки в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 311 от 2 июня 1997г.

В целях совершенствования биржевого валютного рынка в РБ биржей разработаны новые механизмы проведения торгов иностранными валютами. Можно выделить три наиболее перспективных механизма проведения биржевых торгов иностранными валютами: «электронный фиксинг», «непрерывный двойной аукцион» и «переговорные сделки».

Механизм проведения торгов в режиме «электронного фиксинга» предполагает одновременное заключение между участниками торгов сделок купли-продажи иностранной валюты по единому курсу электронного фиксинга – т.е. курсу, при котором, исходя из предварительных заявок участников торгов, может быть заключен максимальный объем сделок.

Механизм проведения торгов в режиме «непрерывного двойного аукциона» позволяет участникам заключать сделки по множественному курсу. В ходе торгов участники вводят в торговую систему заявки на покупку-продажу иностранной валюты, информация о которых поступает на экраны торговых терминалов. Заключение сделок происходит автоматически по мере ввода в систему взаимно удовлетворяющих заявок.

Режим «переговорных сделок» дает возможность участникам торгов проводить операции купли-продажи иностранной валюты (в т.ч. конверсионные) с исполнением вытекающих из них обязательств в срок, оговоренный в сделке, и проведением расчетов самостоятельно.

Биржевой фондовый рынок. Торговать ценными бумагами на БВФБ вправе только члены биржи. Правовой статус членов биржи как исключительных контрагентов биржевых операций купли-продажи ценных бумаг определяется Законом Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах», согласно которому под членом фондовой биржи понимается ее акционер, имеющий лицензию на профдеятельность по ценным бумагам. В силу универсальности Белорусской валютно-фондовой биржи (торговля валютой, ценными бумагами и их производными) ее взаимодействие со своими членами организовано через Секции. В частности, сделки купли-продажи ценных бумаг на бирже согласно Устава осуществляются в рамках Секции фондового рынка. Для приема в члены Секции юридическое лицо подает на биржу заявление с приложением документов, подтверждающих правоспособность и дееспособность заявителя. Представленные документы передаются членам Совета Секции для рассмотрения и принятия решения. Решение Совета Секции носит рекомендательный характер и передается на утверждение в Наблюдательный совет биржи. После принятия в члены Секции и заключения договора с биржей член Секции допускается к торгам ценными бумагами и тем самым принимает на себя обязательства по соблюдению внутренних нормативных документов, регламентирующих порядок совершения сделок.

Листинг ценных бумаг. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» осуществляет деятельность по допуску ценных бумаг к обращению на бирже в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах и фондовых биржах. Основным внутренним документом биржи в этой сфере являются Правила листинга ценных бумаг в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Основной задачей белорусского биржевого листинга является обеспечение прозрачности деятельности листинговых компаний и их финансового состояния.

К торгам на бирже могут быть допущены следующие виды ценных бумаг:

- акции и облигации юридических лиц Республики Беларусь;

- облигации местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь;

- векселя открытого акционерного общества «Белтрансгаз».

Кроме того, допускаются к обращению и размещению на бирже ценные бумаги нерезидентов Республики Беларусь, если они получили разрешение центрального органа, осуществляющего контроль и надзор за рынком ценных бумаг Республики Беларусь, на обращение на территории Республики Беларусь.

Торговля ценными бумагами. От имени участников торгов сделки с ценными бумагами на бирже осуществляют физические лица (трейдеры), полномочия которых на участие в торгах и на совершение сделок подтверждаются соответствующей доверенностью. Участник несет ответственность за все действия, совершаемые его трейдерами на бирже. В биржевой электронной торговой системе в качестве клиентов участников вправе быть зарегистрированы любые инвесторы, включая страховые компании, промышленные предприятия, инвестиционные фонды, другие коммерческие и государственные предприятия.

Все особенности торгового процесса, включая виды сделок и режимы их совершения, регулируются двумя основными документами по организации биржевой фондовой торговли, структурированными по видам ценных бумаг. То есть отдельно существуют правила торговли по государственным ценным бумагам и отдельно – порядок торговли по всем видам негосударственных ценных бумаг. Содержание и продолжительность торгового дня устанавливаются регламентом торгового дня по операциям купли-продажи ценных бумаг. На бирже существует два регламента торгового дня, структурированные по видам ценных бумаг: регламент торгового дня по государственным ценным бумагам и регламент торгового дня по негосударственным ценным бумагам.

Торги по ценным бумагам проходят ежедневно большую часть рабочего дня. После окончания торгового дня в 15.45 все трейдеры, заключившие сделки с ценными бумагами, обязаны приехать на биржу и подписать итоговые протоколы торгов.

Клиринговая деятельность. Функции клиринга по всем сегментам рынка выполняет на основании лицензии Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь биржа. Основными из них являются следующие:

- организация взаимодействия участников торгов, расчетного банка и расчетных депозитариев при проведении расчетов по результатам клиринга;

- осуществление приема и обработки информации, поступающей от расчетного банка и расчетных депозитариев;

- определение обязательств участников торгов по заключенным в ЭТС сделкам;

- формирование расчетных документов для перевода денежных средств и ценных бумаг по итогам клиринга, передача документов в расчетный банк и депозитарии, контроль их исполнения;

- хранение информации о сделках, остатках денежных средств и ценных бумаг.

Депозитарная деятельность. Основные депозитарные функции, исполняемые биржей, следующие:

- учет ценных бумаг на счетах депо владельцев и подтверждение прав собственности на ценные бумаги путем предоставления выписок по счетам депо;

- фиксация обременения и ограничения прав владельцев по ценным бумагам путем перевода ценных бумаг на соответствующие разделы счета депо владельца, ограничивающие депоненту право распоряжения этими ценными бумагами, в том числе перед торговой системой биржи;

- регистрация перехода прав собственности на ценные бумаги по результатам сделок, зарегистрированных в торговой системе биржи;

- осуществление операций, связанных с поручениями депонентов на междепозитарные переводы ценных бумаг.

Биржевой срочный рынок. Задачи по организации и развитию национального срочного рынка были сформулированы в Программе развития фондового рынка, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2002 №1663 и Плане мероприятий по реализации Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, утвержденной Председателем Правления Национального банка Республики Беларусь 21.07.2002 №17-11/4860.

Основными задачами, которые решает Биржа на срочном рынке являются:

- организация и проведение торгов финансовыми инструментами срочного рынка;

- учет и контроль полномочий участников и их трейдеров;

- осуществление расчета требований и обязательств участников торгов по результатам торгов;

- информационное обслуживание участников торгов.

Биржевой срочный рынок организуется в рамках Секции срочного рынка, в которой установлены независимые от других Секций система членства и нормативные акты, регулирующие деятельность Секции.

Секция выполняет следующие функции:

- участвует в разработке проектов локальных нормативных актов биржи, регламентирующих порядок совершения на Бирже срочных сделок;

- осуществляет контроль за соблюдением всеми членами Секции требований законодательства, Правил членства в Секции срочного рынка ОАО “Белорусская валютно-фондовая биржа” от 09.03. 2004 № 56 (далее – Правила членства) и других локальных нормативных актов Биржи;

- способствует развитию механизмов торговли финансовыми инструментами срочных сделок на бирже;

- принимает меры, направленные на предотвращение манипулирования ценами и недобросовестной конкуренции в Секции; информирует членов Секции о результатах своей деятельности;

- содействует поддержанию высокого уровня профессионализма членов Секции и их уполномоченных представителей.


3. Роль государства в развитии и регулировании рынка.

3.1. Законодательная база рынка бумаг.

К настоящему времени в Беларуси создана законодательно – правовая база фондового рынка. К числу основных законов, определяющих виды ценных бумаг на рынке Беларуси, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бумаг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бумагами, порядок их выпуска и обращения и т.д., относятся:

- Гражданский кодекс Республики Беларусь;

- Законы Республики Беларусь:

“Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью”;

“О Национальном банке Республики Беларусь”;

“О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь”;

“Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь”;

“О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь”;

“О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь.


3.2. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг.

К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг относятся:

-Президент, Национальное собрание, Совет министров, которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно – правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием. При Правительстве Республики Беларусь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители Министерства финансов, Национального банка, Мингосимущества, других заинтересованных министерств и ведомств, который координирует деятельность этих органов.;

-Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция – это собственно регулирование фондового рынка посредством издания законодательных актов. Вторая – непосредственное участие на рынке ценных бумаг. Национальный банк является агентом правительства по размещению государственных займов, организатором вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно финансовым посредником на нем по поручению правительства, выпускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозитария, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представителя эмитента (государства) для организации выпусков государственных ценных бумаг;

-Государственный комитет по ценным бумагам Республики Беларусь, в функции которого входят:

-государственное регулирование, контроль и надзор за рынком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;

-регистрация выпусков ценных бумаг;

-лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам;

-Мингосимущества Республики Беларусь определяет порядок выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регулирование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг акционируемых предприятий;

-Министерство экономики, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка.

В республике создана и инфраструктура рынка ценных бумаг. К ее элементам прежде всего относятся биржа и депозитарная система. Следует отметить, что первоначально был создан ряд бирж, осуществляющих определенные операции с ценными бумагами: Белорусская фондовая биржа, Белорусская агропромышленная биржа, Межбанковская валютная биржа. Однако в соответствии с Указом Президента от 20.07. 98 г. №366 “О совершенствовании системы регулирования рынка ценных бумаг” была реализована концепция монобиржевой системы. В результате на базе государственной “Межбанковской валютной биржи” и ОАО “Белорусская фондовая биржа” образовалось открытое акционерное общество – единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами (за исключением ИПЧ “Имущество”). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами.

Прорабатываются варианты организации торгов пакетами акций приватизируемых предприятий.

В республике создана единая двухуровневая депозитарная система, в состав которой входят государственное предприятие “Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг” и депозитарии – корреспонденты. Последние осуществляют ведение реестров порядка 70% от общего числа эмитентов. Разработаны Единые стандарты ведения учета депозитарных операций. Особое место в депозитарной системе принадлежит Центральному депозитарию Национального банка Республики Беларусь, который осуществляет функцию депозитария по государственным ценным бумагам.

-Профессиональных участников рынка ценных бумаг. Их число значительно сократилось (1996 г.-293 уч., 2000 г.-180 уч.). Это говорит о качественном повышении к его участникам.


4. Меры по совершенствованию механизма функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.

4.1. Проблемы развития рынка бумаг в РБ.

Несмотря на прогнозируемость текущей ситуации и относительное спокойствие в период благоприятной рыночной конъюнктуры, существует ряд нерешенных проблем. Прежде всего, это касается постоянного наращивания эмитентом внутреннего государственного долга. Объем бумаг, находящихся в обращении, уже составляет около 1,5 трлн. белорусских рублей, а емкость рынка, оцениваемая Минфином, - около 2 трлн. белорусских рублей. В ближайшее время у операторов рынка будет оставаться все меньше внутренних возможностей для инвестирования средств в государственные облигации

Дополнительным фактором снижения интереса к бумагам Минфина может стать их доходность. Она уже подходит к своим критическим значениям. В этой связи Минфину явно придется подстраиваться под потребности рынка. Наиболее приемлемыми мерами в повышении привлекательности облигаций может стать работа по увеличению ликвидности выпусков ГКО и ГДО, а также предложение инвесторам инструментов с различными сроками обращения. В текущем году эмитент практически не продавал долгосрочные бумаги. Что касается низкой ликвидности облигаций, то, прежде всего, это проблема наличия в обращении большого количества выпусков. Чем больше их, тем меньше сделок заключается с каждым из них.

Во-первых, сокращение количества выпусков, находящихся в обращении, позволит стать им более ликвидными. Это неминуемо отразится на повышении емкости рынка, поскольку расширит круг инвесторов, для которых привлекательность инструмента заключается в его ликвидности. Во-вторых, малое число больших по объему эмиссии выпусков позволит и самому Минфину иметь более широкие возможности по оптимизации расходов. На сегодняшний день считается, что чем быстрее прошла реализация выпуска на первичном рынке, тем успешнее действия эмитента. Возвышение рынка ГЦБ не означает успех фондового рынка в целом. Более того, его неумеренный рост сегмента государственных облигаций чреват деградацией рынка корпоративных бумаг. Благодаря высокой надежности и доходности своих бумаг государство получает большую часть инвестиционного потенциала фондового рынка.

Таким образом, основная часть средств инвесторов идет не в реальный сектор экономики, а на обслуживание государственных расходов. Кроме того, значительную часть ГЦБ приобретают финансовые и инвестиционные институты (в первую очередь банки), которые реализуют эти бумаги через некоторое время государству с весьма существенной для себя премией. Таким образом, сегодня ГЦБ не выполняют основной своей роли - повышения благосостояния населения и подъема экономики. Поэтому основным направлением развития фондового рынка должно стать направление рынка ГЦБ в сторону массового инвестора – юридических и физических лиц. [4, с.95] Следует отметить в минувшем году активную работу Министерства финансов по привлечению средств нерезидентов в государственные ценные бумаги республики.

Кроме того, одно из направлений развития белорусского рынка государственных ценных бумаг – расширение сотрудничества с Россией. Однако если Беларусь без ограничений будет допущена на российский рынок, то в отношении россиян потребуется сделать аналогичный шаг. А это приведет к весьма ощутимой конкуренции белорусским ГЦБ.

Определение роли государства на рынке ценных бумаг является важным вопросом. Речь идет не об опережающем развитии рынка государственных ценных бумаг, что означает переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства. Повышение роли государства на рынке ценных бумаг в первую очередь заключается в разработке долгосрочной концепции и политики действий по восстановлению рынка и его текущему регулированию. Главный принцип такого регулирования – реализация общенациональных интересов и обеспечение гарантий безопасности инвестиционной деятельности в экономике.

4.2. Меры совершенствования рынка.

Развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь предполагает ориентацию на общемировые принципы и стандарты функционирования рынка ценных бумаг

21 января 2008 года совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008 – 2010 годы (далее - Программа).

Главная цель Программы – создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь, интегрированного в мировой рынок ценных бумаг и способствующего привлечению инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики.

Программа включает комплекс мероприятий, направленных на устранение причин, сдерживающих развитие корпоративного сегмента рынка ценных бумаг, и предусматривает:

- совершенствование налогового законодательства в части снижения ставки налога на доходы, полученные от операций с ценными бумагами;

- снятие ограничений на отчуждение акций;

- приведение норм, регулирующих применение особого права («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами в соответствие с международными правилами;

-повышение эффективности управления государственной собственностью;

- создание института коллективных инвесторов;

- внедрение новых инструментов фондового рынка;

- выход предприятий республики на зарубежные рынки ценных бумаг.

Для того, чтобы рынок ценных бумаг Республики Беларусь стал эффективным механизмом оборота ценных бумаг, благоприятствовал экономическому росту, обеспечивал приток инвестиций и надежную защиту интересов всех субъектов хозяйствования, его дальнейшее функционирование должно строиться на следующих принципах:

1) Социальная справедливость — создание равных возможностей и упрощение условий доступа инвесторов и посредников на рынок финансовых ресурсов, недопущение монопольных проявлений и дискриминации прав и свобод субъектов рынка ценных бумаг.

2) Надежная защита инвесторов — создание необходимых условий (социально-политических, экономических, правовых) для реализации интересов субъектов рынка ценных бумаг и обеспечение защиты их имущественных прав.

3) Регулирование — образование гибкой и эффективной системы регулирования рынка ценных бумаг.

4) Контролирование — создание надежного действенного механизма надзора и контроля, предупреждение и профилактика злоупотреблений и преступности на рынке ценных бумаг.

5) Эффективность — максимальная реализация потенциальных возможностей рынка ценных бумаг, направленных на мобилизацию и размещение финансовых ресурсов в перспективные сферы национальной экономики, что благоприятствует росту экономики и удовлетворению жизненных потребностей населения..

6) Правовой порядок — создание развитой правовой инфраструктуры, обеспечивающей деятельность рынка ценных бумаг, которая четко регламентирует правила поведения и взаимоотношения его субъектов.

7) Прозрачность и открытость — обеспечение инвесторов полной и доступной информацией, касающейся условий выпуска и оборота на рынке ценных бумаг; гласность финансово-хозяйственной деятельности эмитентов; устранение проявлений дискриминации субъектов рынка ценных бумаг.

8) Конкурентность — обеспечение необходимой свободной предпринимательской деятельности инвесторов, эмитентов и финансовых посредников; образование условий для борьбы за наиболее выгодное получение свободных финансовых ресурсов и установления немонопольных цен на услуги финансовых посредников; соблюдение правил добросовестной конкуренции всеми участниками рынка ценных бумаг.

9) Целостность — обеспечение функционирования единой биржевой системы, основой которой являются республиканская фондовая биржа, депозитарные и клиринговые системы по ценным бумагам. Принцип целостности требует применения единых правил совершения сделок на рынке ценных бумаг на всей территории Республики Беларусь.

Основными причинами низких темпов развития рынка ценных бумаг в республике являются:

—преобладание первичного рынка над вторичным, низкая ликвидность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рынке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформированный фондовый рынок не выполняет своей важнейшей функции — перераспределения ресурсов из низкоэффективных отраслей и сфер экономической деятельности в более эффективные и др.

—приоритетность фискальных целей государства, в результате чего потенциальные инвестиционные средства перераспределяются или в неработающие активы (например, накопления населения в свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы республики;

Дестабилизирующее влияние на белорусский рынок ценных бумаг оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в переходный период. Риск обесценения денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.

Зарубежный опыт свидетельствует, что негативное воздействие инфляции в определенной мере преодолевается путем выпуска индексируемых ценных бумаг. Доход по таким бумагам индексируется с поправкой на темп инфляции. В Беларуси рынок индексируемых фондовых инструментов пока не создан, что усугубляет пагубное воздействие инфляции на рынок ценных бумаг

Следует отметить, что спектр ценных бумаг (акций, облигаций и др.), реальные объемы их эмиссии, объемы и частота их обращения, определяющие инвестиционную деятельность, явно недостаточны для развития экономики Республики Беларусь. Недостаточным является дополнительный выпуск и обращение акций, во всем мире являющихся основным средством привлечения инвестиций и индикатором деловой активности индикатором деловой активности.

На активности фондового рынка негативным образом сказывается практическое отсутствие вторичного рынка ценных бумаг, что тесно связано с вопросами приватизации и разгосударствления, а также механизмами определения реальных рыночных цен на находящиеся в обращении ценные бумаги.

Важным направлением развития биржевой торговли в Республике Беларусь является интеграция фондовых рынков, и, в частности, фондовых бирж стран СНГ, что позволит котировать ценные бумаги белорусских эмитентов на торговых площадках стран СНГ, а в дальнейшем и на фондовых биржах Центральной и Восточной Европы.

Не менее важным представляется работа по переводу торговли ценными бумагами с внебиржевого рынка на централизованный биржевой рынок. Данные меры приведут к повышению ликвидности и прозрачности рынка, и позволит всем участникам фондового рынка заключать сделки с ценными бумагами на конкурентной основе, что в перспективе, возможно, будет способствовать отмене моратория на отчуждение акций.

В сложившихся экономических условиях по-прежнему острыми остаются вопросы:

— дальнейшего развития инфраструктуры фондового рынка (в том числе как одного из направлений создания условий для обеспечения ликвидности корпоративных ценных бумаг);

— развития системы государственных гарантий (причем как регионального, так и республиканского уровней) по ценным бумагам (акциям и облигациям), эмитируемым с целью привлечения средств для финансирования инвестиционных проектов, входящих в систему государственных приоритетов.

Для развития рынка корпоративных облигаций необходимыми элементами являются повышение ликвидности и удлинение сроков заимствований. И банки, которые будут основными держателями корпоративных облигаций, и компании заинтересованы в развитии ликвидного рынка облигаций с широким спектром операций, таких, как ΡΕΠΟ, залог (возможно, хеджирование). Учитывая, что рынок корпоративных облигаций базируется на уже существующей прогрессивной инфраструктуре, для развития этих операций потребуются лишь время и желание его участников.

Рост ликвидности, повышение прозрачности эмитентов, появление разнообразного спектра рублевых облигаций в свою очередь приведут к тому, что существенно расширится состав инвесторов на рынке корпоративных долговых бумаг. Для участников финансового рынка, которые заинтересованы в первую очередь в умеренном риске вложений (включая физических лиц), такие инвестиции позволяют участвовать в финансировании компаний реального сектора некредитным организациям.

Характеристикой рынка ценных бумаг в Беларуси выступает межгосударственное обращение ценных бумаг субъектов хозяйствования, то есть операции по вывозу ценных бумаг белорусских эмитентов либо по ввозу ценных бумаг иностранных эмитентов. Процесс ввоза-вывоза ценных бумаг регламентируется Советом Министров Республики Беларусь. К настоящему времени иностранными инвесторами были приобретены акции более чем 100 белорусских предприятий. Однако говорить о том, что портфельные инвестиции за счет вложения средств в акции белорусских предприятий стали весомым фактором в экономике Беларуси, было бы преждевременным.

Быстрое совершенствование инфраструктуры рынка ценных бумаг, благодаря активному участию государства, создает предпосылки для формирования механизма трансформации национальных сбережений в инвестиции;

Важнейшей задачей развития рынка ценных бумаг в 2006 году становится дальнейшее формирование его инфраструктуры в части совершенствования механизмов обращения и погашения ценных бумаг посредством:

· усовершенствования системы биржевой торговли ценными бумагами, проведения регулярных торгов ГЦБ на площадке Белорусской валютно-фондовой биржи;

· совершенствование системы депозитарного учета и расчетов по ценным бумагам;

· проведения комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной базы, регулирующей рынок корпоративных ценных бумаг, включая раскрытие информации об эмитенте;

· совершенствование системы учета ценных бумаг банков, в том числе переданных в доверительное управление;

· расширение спектра эмитируемых банками ценных бумаг в целях привлечения средств физических и юридических лиц в реальный сектор экономики;

· расширение возможностей банков по инвестированию в ценные бумаги с одновременным обеспечением защиты вкладчиков.

Для развития рынка ценных бумаг Беларуси необходимо совершенствование денежно-кредитной политики, включая валютную, инвестиционную, структурную.

Развитие рынка ценных бумаг должно осуществляться по следующим направлениям:

· формирование институционального механизма и эффективной инфраструктуры рынка ценных бумаг;

· совершенствование механизма биржевой торговли;

· дальнейшее развитие и совершенствование торгово-расчетных механизмов, повышение уровня информационного и аналитического обслуживания участников торгов;

· развитие институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний и фондов, инвестиционных фондов);

· создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов;

· унификация законодательства по ценным бумагам Республики Беларусь и Российской Федерации.

В заключение необходимо отметить, что сегодня перед белорусским рынком ценных бумаг стоит ряд проблем, быстрое и эффективное решение которых послужит толчком к его дальнейшему развитию.

Это такие задачи, как:

- контроль за действиями участников рынка ценных бумаг в целях ограничения монополистической деятельности;

- компьютеризация фондового рынка и создание единого информационного пространства для повышения информированности субъектов рынка;

- защита интересов инвесторов и в частности необходимость совершенствования процедуры регистрации ценных бумаг и защиты их от подделки;

- установление четких мер ответственности государственных и коммерческих структур за нарушение процедуры выпуска и обращения ценных бумаг.

Задача, которая стоит перед инфраструктурой рынка ценных бумаг, заключается в том, чтобы освободить участников этого рынка или хотя бы снизить их возможные потери от чрезмерных и вполне определенных видов риска.

С совершенствованием обращения ценных бумаг всех видов должна и совершенствоваться и система их учета на предприятиях. Она должна быть относительно простой, чтобы не отпугивать инвесторов.


4.3. Перспективы развития РЦБ в стране.

Сектор государственных облигаций на протяжении ряда лет является лидирующим сегментом фондового рынка. Для сравнения: объем торгов государственными ценными бумагами более чем в 10 раз превышает объем торгов акциями. Во многом это объясняется льготированием доходов по операциям с государственными ценными бумагами. Надо учесть, что данные ценные бумаги позволяют банкам оперативно и без риска нарушения установленных Национальным банком Республики Беларусь лимитов регулировать свою ликвидность.

Тем не менее в развитии рынка государственных ценных бумаг нашей страны уже достаточно долго не наблюдается сколь-нибудь значимых положительных подвижек. Косметические изменения в законодательстве вряд ли способны сдвинуть его с мертвой точки, более же существенные нововведения, как правило, утопают в бесконечных согласованиях со всеми "заинтересованными".

Обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В Беларуси зарождение и становление фондового рынка, его развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства.

— отсутствие четко разработанной концепции реформирования экономики;

—низкие темпы приватизации и акционирования собственности, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;

—недостаточно активная роль государства в создании и развитии фондового рынка;

Однако заметим, что Государственным комитетом по ценным бумагам проводится постоянная работа по совершенствованию рынка ценных бумаг. Существует множество вопросов, как в области законодательства, так и совершенствования инфраструктуры фондового рынка, расширения спектра его инструментов.

С участием органов государственного управления, Нацбанка и профучастников рынка проводятся семинары и консультации по вопросам совершенствования и дальнейшего развития депозитарной и расчетно-клиринговой систем страны. Биржей совместно с Комитетом и Нацбанком ведется работа по организации торговли производными ценными бумагами.

Необходимым условием для этого должна стать институциональная сеть предприятий, специализирующихся на работе с ценными бумагами и связанных с эффективной системой платежей, а именно: фондовая биржа, Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг, инвестиционные фонды и коммерческие банки. Центральный депозитарий должен войти в международную сеть центральных депозитарных учреждений торговых систем и международных организаций по стандартизации для обеспечения представительства субъектов фондового рынка Беларуси на мировом рынке. Необходимо установить жесткую процедуру допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на национальный фондовый рынок, которая обеспечивала бы защиту внутреннего инвестора. Для защиты инвесторов во время осуществления операций с иностранными ценными бумагами необходимо развивать контакты и сотрудничество с иностранными регулирующими и контролирующими органами по ценным бумагам.

В РБ Департамент по ценным бумагам осуществляет международное сотрудничество в рамках Совета руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг Евразийского Экономического Сообщества при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС и Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников Содружества Независимых Государств.

Работа в области совершенствования нормативной правовой базы в первом полугодии 2008 года велась по следующим основным направлениям:

1) разработка проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об одобрении Концепции развития финансового рынка Республики Беларусь на 2008 – 2015 годы». Концепция определяет целевые ориентиры, задачи и направления развития финансовой системы;

2) принятие и реализация Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы;

3) совершенствование действующего законодательства в области рынка ценных бумаг.

В 1 полугодии 2008 года разработано 6 проектов нормативных правовых актов, из них: зарегистрированы и включены в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

1) Указ Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2008 г. № 194 «О внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277» Упрощенный порядок выпуска биржевых облигаций (без регистрации выпуска облигаций в Государственном реестре ценных бумаг, регистрации проспекта эмиссии и необходимости заверения краткой информации) позволит предприятиям привлекать ресурсы с меньшими временными и финансовыми затратами, что значительно снижает стоимость заимствования и повышает оперативность привлечения необходимого объема краткосрочных инвестиций. Ожидается, что привлечение заемных средств посредством выпуска облигаций, с учетом снижения затрат на их выпуск, станет эффективным и распространенным инструментом заимствования среди субъектов хозяйствования Республики Беларусь;

1) Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43» (далее Декрет № 5) разработан в целях реализации мероприятий Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008-2010 годы, с учетом комплексного подхода к совершенствованию налогового законодательства, направлен на устранение факторов, сдерживающих развитие рынка корпоративных ценных бумаг (зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 21 марта 2008 г. № 1/9554). В соответствии с Декретом № 5, снижена ставка налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40 процентов до 24 процентов, предусмотрено освобождение от налогообложения доходов от операций с корпоративными облигациями юридических и физических лиц РБ, выпущенными в течение пяти лет за период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г. Кроме того, Декретом № 5 предусмотрено, что расходы по выпуску и обслуживанию облигаций включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и относятся к прочим затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении. Данные изменения в законодательстве создают условия для активизации процесса самостоятельного привлечения предприятиями инвестиций и основы стабильно функционирующего и развитого фондового рынка;

2) постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2007 г. № 1380», предусматривающее упрощение административных процедур путем сокращения сроков государственной регистрации ценных бумаг в Государственном реестре ценных бумаг и сокращения перечня документов, необходимых для совершения указанных действий (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 25 октября 2007 г. № 5/26015);

3) постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2000 г. № 1740», устанавливающее, что сделки купли-продажи на территории Республики Беларусь акций открытых акционерных обществ совершаются только на биржевом рынке, за исключением отдельных случаев отчуждения ценных бумаг (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 ноября 2000 г. № 5/4546);

4) постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 февраля 2008 г. № 27 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты, регулирующие рынок ценных бумаг» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 30 апреля 2008 г. N 8/18718), разработанное в целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с Законом Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной пошлины».

5) постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Правления Национального банка Республики Беларусь 13 февраля 2008 г. № 18/25 «Об утверждении инструкции о раздельном учете денежных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг и их клиентов» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 29 февраля 2008 г. № 8/18312).

Совместно с управлением методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь подготовлено постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 27 июня 2008 г. № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 июля 2008 г. № 8/19137).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: