В современную эпоху запросы потребителей быстро растут и становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки - разнообразными по структуре.
Главная цель маркетинга - ориентация на потребителя. Компании (предприятия) достигают успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя. Вместе с тем, задача маркетинга - не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению. Предвидеть, прогнозировать спрос можно лишь при постоянном изучении запросов потребителей.
Управление спросом включает стимулирование, содействие и регулирование. Стимулировать - значит вызывать у потребителей стремление к тому, что предлагает фирма, привлекательно оформляя продукт, интенсивно его рекламируя. Содействие предполагает, что фирма делает свой продукт легко доступным физически по условиям кредита, хорошей информированности продавцов и т.п. Регулирование необходимо, когда существуют скачки в спросе на протяжении года или если спрос превышает предложение. В этом случае цель - сделать спрос более равномерным в течение года или осуществить демаркетинг товара или услуги. Удовлетворение спроса подразумевает не только нормальное функционирование товара или услуги, но и их безопасность, доступность различных вариантов, послепродажное обслуживание.
|
|
Маркетинговая деятельность может быть направлена как на отдельных или группы потребителей, так и на население в целом. Потребительский спрос касается характеристик и нужд конечных потребителей, потребителей товаров производственного назначения, каналов сбыта (оптовая и розничная торговля), государственных ведомств, международного рынка и некоммерческих организаций. Предприятие может ориентировать свое предложение на всех или некоторых из них. Общественный спрос определяется характеристиками и потребностями служащих, профсоюзов, акционеров, объединений потребителей, населения в целом, государственных организаций и другими внутренними и внешними факторами, воздействующими на деятельность предприятия.
Основываясь на принципиальной методологии маркетинга как рыночной концепции управления и сбыта, целесообразно найти универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций, к приведению их в логически непротиворечивую систему. Этот подход состоит в выделении четырех блоков комплексных функций и ряда подфункций в каждом из них.
Структурно они выглядят следующим образом.
Аналитическая функция:
· Изучение рынка как такового.
· Изучение потребителей.
|
|
· Изучение фирменной структуры.
· Изучение товара (товарной структуры).
· Анализ внутренней среды предприятия.
Производственная функция:
· Организация производства новых товаров, разработка новых технологий.
· Организация материально-технического снабжения.
· Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
Сбытовая функция (функция продаж):
· Организация системы товародвижения.
· Организация сервиса.
· Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта.
· Проведение целенаправленной товарной политики.
· Проведение целенаправленной ценовой политики.
Функция управления и контроля:
· Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии.
· Информационное обеспечение управления маркетингом.
· Коммуникативная роль маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии).
· Организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).