Глава I педагог: профессия и личность

Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее „ появления не представляется возможным.

Содержание профессии педагога заклю- профе ии чается в воспитании подрастающего по­

коления, поэтому целесообразно сделать небольшой исто­рический экскурс, чтобы выяснить, когда в человеческом обществе возникла потребность в воспитании и обучении детей. При этом следует подчеркнуть, что в течение боль­шого исторического отрезка времен» воспитание осуществ­лялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поко­ления с младшими.

Материалы археологических раскопок, данные этногра­фии позволили ученым сделать предположение, что воспи­тание как объективный процесс начало складываться в пе­риод перехода первобытного человека от животнообраз- ных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. Орудийная деятельность влияла на биоморфологическое развитие человека, способствовала изменению его созна­ния, появлению членораздельной речи. Эволюция в хозяй­ственной деятельности сказалась на общих условиях жиз­ни людей: улучшилось питание, стали возникать постоян­ные стойбища. Эти перемены повлекли за собой рост численности детей, удлинение периода детства.

В обществе стала формироваться объективная потреб­ность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, что­бы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой - подготовить их к будущей самостоятельной жизни.

Первоначально эта потребность удовлетворялась в со­вместной деятельности взрослых и детей. Раннее приобще­ние младшего поколения к хозяйственной деятельности взрослых облегчалось тем, что и сам труд (сбор кореньев, плодов; приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и др.), и орудия, с помощью которых он осуществлялся, были достаточно примитивны. Заботу о подрастающем поколении сначала проявляли все взрослые члены общи­ны. Затем она концентрируется в руках представителя стар­шего, умудренного опытом поколения.

Воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли и пове­дение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине пра­вила, требования, запреты. Это знаменовало зарождение соб­ственно форм воспитания, целью которого становилась не только передача опыта трудовой деятельности, но и развитие у детей таких качеств, форм поведения, которые соответство­вали требованиям общества, особенностям хозяйствования.

Долгое время подготовка ребенка к жизни не отделялась от его практического участия в коллективной и трудовой жизни сообщества. Однако, по утверждению исследовате- лей-этнографов, к периоду первобытного общества отно­сятся возникновение и накопление эмпирических средств воспитания и обучения (игрушки, ритуалы, обряды, произ­ведения устного народного творчества).

С упорядочением брачных отношений, появлением пар­ного брака зарождаются домашне-семейные формы воспи­тания, где функцию воспитания выполняют родители, род­ственники. Усложнение хозяйственной деятельности, соци­альных связей повлекло за собой изменения в воспитании детей и подростков. Возникает первая в истории человече­ства форма воспитания и обучения - инициация. Инициа­ция - это совершение ритуальных обрядов посвящения юношей и девушек в класс взрослых. Это был (у многих народов сохранился и поныне) своеобразный экзамен на взрослость. Для успешной сдачи экзамена надлежало усво­ить обширную программу, состоявшую из определенных знаний, практических умений, физической, ритуальной, социально-нравственной подготовки. Главным в подготов­ке мальчиков было формирование навыков и умений той деятельности, которая им предстояла во взрослой жизни (земледелие, охота, скотоводство, воинское дело и др.). Девочки овладевали секретами домоводства, учились тка-* честву, гончарному делу, плетению и т.д.

Значительную часть требуемых инициацией умений дети приобретали в семье, в общине. Но непосредственно перед

инициацией мальчиков и девочек собирали (раздельно) в специальные дома или лагеря молодежи, где шла поэтап­ная подготовка. Эти дома и лагеря можно считать прооб­разом школы. Тогда же в общине выделились лица, посвя­тившие свою жизнь обучению и воспитанию молодежи. Конечно, это еще не учителя в полном смысле слова, но они, несомненно, являлись историческими предшественниками педагогов-профессионалов.

Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В этой ко­лыбели человеческой цивилизации в состоятельных семьях попечение о детях возлагали на более или менее образо­ванного раба, который сопровождал ребенка своего гос­подина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидал­ся окончания занятий, чтобы, почтительно следуя позади своего подопечного, довести его до дома. Дома раб следил за ребенком, за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель.

Позднее из обычного раба педагог превратился в домаш­него воспитателя. Таким образом, слово «педагог» утрати­ло свое первоначальное значение. Педагогами стали назы­вать профессиональных воспитателей, а затем и преподава­телей, учителей.

Для любознательных

В древнерусском языке слово «учитель» употреблялось обычно в его высшем значении - наставник на жизненном пути, человек, про­поведующий «учение», слово Божие. К учителю ученик обязан был всю жизнь испытывать чувства почитания, уважения, благодарнос­ти. Со времен Киевской Руси из рукописи в рукопись переписыва­лось «Слово о том, яко не забывать учителей своих» Кирилла Ту­ровского: «Если ты научился и от простого человека, а не от иерея, то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души сво­ей...» (Рукопись гр. А.С.Уварова. - СПб., 1858. - Т. 2. - С. 131).

Людей же, профессионально занимавшихся обучением детей грамоте на Руси, называли чаще всего не «учитель», а «мастер грамоты» или просто «мастер». Для таких мастеров преподавание, как правило, не было основным видом деятельности. Ими стано­вились люди разных профессий, владевшие грамотой, - книжные писцы, иконописцы, дьяки и др. Профессиональные навыки дети, как правило, получали в семье или в ближайшем сословном окру­жении. Иногда ребенка отдавали в обучение мастеру-профессио­налу. Таким образом, обучение осуществлялось в рамках народ­ной трудовой «педагогики» и сословных традиций.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля значение слова «учитель» определяется как на­ставник, преподаватель.

Наставник наставляет, как надо жить, как вести себя, чтобы стать настоящим человеком, т. е. воспитывает. Пре­подаватель вооружает детей знаниями, помогает овладеть элементами разных культур, человеческими ценностями, т.е. обучает. Эти две составные части (воспитание и обучение) деятельности по передаче подрастающему поколению об- щественно-исторического опыта, по формированию ценно­стных ориентаций и подготовке его к жизни и труду осуще­ствляет одно лицо - учитель. Таким образом, в современ­ном понимании учитель - это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание.

В «веере» тесно переплетающихся педагогических про­фессий достойное место занимает воспитатель. Воспита­тель - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развития личнос­ти другого человека. Профессия воспитателя известна, как отмечалось выше, со времен античности. В средние века и в новое время в некоторых учебно-воспитательных учреж­дениях (гимназия, институт для благородных девиц, кадет­ский корпус и др.) воспитательные функции выполняли осо­бые должностные лица - классные дамы, классный надзи­ратель, наставник и др. В состоятельные семьи приглаша­лись (и приглашаются в настоящее время) домашние воспитатели - гувернеры, бонны и др.

В современной системе общественного воспитания ут­верждены специальные должности, реализующие воспита­тельные функции. Это воспитатель в детском доме, интер­нате, дошкольном учреждении. Однако следует учесть, что в педагогическом процессе обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, в силу чего функции воспитания осуществ­ляет каждый педагог, работающий в детском саду, школе, колледже, вузе.

Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массо­вых современных педагогических профессий. Она возник­ла в XVII-XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения. В Европе, в том числе и в России, такие уч­реждения первоначально предназначались для детей-сирот. Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища» во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, ясли-при­юты в России). Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети со­стоятельных родителей. Лица, которые осуществляли при­смотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т.е. вы­полняли воспитательную работу, в разных странах имено­вались по-своему: нянями, руководительницами, учителями, наставницами, воспитателями. Примечательно, что среди первых педагогов дошкольных учреждений лиц мужского пола было больше, чем в дальнейшем.

1840 г. ознаменован в истории педагогики тем, что Ф.Фребель (1782-1852), выдающийся немецкий педагог, дал своему дошкольному заведению (год открытия - 1837-й) в г. Бланкенбурге название детский сад. Однако новым было не только название дошкольного учреждения, но и его на значение, а именно: обучить матерей с помощью практичес­кого руководства и показа приемов правильному воспита­нию детей. Идеи Ф. Фребеля и разработанные им рекомен­дации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреж­дениях многих стран мира. Не составила исключение и Рос­сия, где были организованы детские сады по системе Ф. Фре­беля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них. Воспитательниц, работавших во фребелевских детских са­дах, стали называть садовницами или «фребеличками».

Сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осозна­валось особое значение периода первых лет жизни челове­ка для становления его личности в последующие годы. За­дачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих госу­дарств. В развитых странах (Франция, Великобритания, США) охват детей дошкольными учреждениями составля­ет 80-90%. Необходимость расширения сети дошкольных учреждений диктуется не только педагогическими, но и со­циально-экономическими причинами (возрастание прито­ка женщин на рынке труда, необходимость оказания помо­щи в воспитании детей малоимущим семьям и др.). Тенден­ция дальнейшего развития общественного дошкольного воспитания сопряжена с постоянным ростом численности профессиональных воспитателей. Учитывая возрастающие требования к образовательным функциям дошкольного учреждения, более высокий уровень профессиональной подготовки современного воспитателя, его все чаще называ­ют педагогом.

Слова «учитель», «педагог», «преподаватель», «воспи­татель» очень близки по значению, поскольку ими называ­ют людей, которые посвятили себя педагогической деятель­ности, выбрали служение педагогической профессии.

Педагог, где бы он ни трудился - в дошкольном учреж­дении, школе, колледже, университете, художественной сту- „ дии, спортивной секции, на курсах повы-

оциальна шения квалификации и т.п., является значимость -

, представителем одной из самых социаль-

га но значимых человековедческих профес-

сий. Его деятельность направлена на раз­витие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педаго­га в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога.

В современной науке принято деление профессий на те, представители которых заняты в производственной сфере (в создании материальных ценностей), и те, представители которых не заняты в этой сфере. Учитель, воспитатель дош­кольного учреждения, преподаватель университета и др. не участвуют непосредственно в общественном производстве. Но они, содействуя формированию человека как созидате­ля всех материальных и духовных ценностей и как основ­ной духовной ценности общества, прямым образом влия­ют на развитие производительных сил общества, приобща­ют подрастающее поколение ко всем достижениям миро­вой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Однако, чтобы по-настоящему содействовать прогрес­сивному развитию общества, педагоги, как и образователь­ная система (дошкольные учреждения, школы, колледжи и др.), в которой они трудятся, должны быть устремлены, ориентированы на будущее. Дети, посещающие сегодня детский сад, ученики школы вступят в самостоятельную жизнь по прошествии более или менее значительного чис­ла лет. Студент колледжа, который овладевает содержани­ем учебно-воспитательной работы, вступит в пору своей самостоятельной профессиональной деятельности, нахо­дясь уже не в современной школе, не в нынешнем дошколь­ном учреждении. Какой станет тогда жизнь, так стремитель­но меняющаяся в последнее время? Насколько сегодняшние воспитанники, ученики, студенты окажутся подготовленны­ми к ней?

Функция современного педагога - помогать воспитан­никам приспособиться к меняющейся социокультурной си­туации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом. Например, во многих странах мира, не исключая и нашу, наблюдается всплеск насилия, терро­ризма, экстремизма. Эта проблема постоянно муссируется в средствах массовой информации, рассматривается на го­сударственном уровне и т. д. Но не грубая сила и попрание прав человека, а ростки гуманизма, символом которого стала всемирно известная мать Тереза, - вот основа про­гресса общества. И именно на гуманизме, а не на культиви­ровании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания должно строиться се­годняшнее воспитание.

В самой деятельности педагога заложено гуманистичес­кое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.).

Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога. Совре­менное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Десятилетие назад известный социолог И. В. Бестужев-Лада назвал дет­ские сады «камерами хранения», подчеркнув тем самым, что они годятся лишь для присмотра за детьми. Сегодня функ­ция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях - одна из важных для общества, но не единствен­ная, школа требует, чтобы в дошкольном учреждении осу­ществлялась полноценная подготовка к школе. Родители воспитанников дошкольного учреждения хотят, чтобы пе­дагог изучал индивидуальные особенности детей и соответ­ственно строил процесс воспитания, чтобы их дочери и сыновья получали широкое образование, выходящее за рам­ки традиционного (иностранные языки, спортивные заня­тия, приобщение к искусству и т.д.). Не менее остро стоит вопрос о подготовке «эффективного учителя», способного в условиях массовой школы обеспечивать высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспи­тании. Чтобы отвечать современным повышенным требо­ваниям, педагог должен постоянно пополнять знания обще­культурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, не­сти высокую ответственность за свои действия.

Таким образом, в современном мире растет объектив­ная социальная значимость профессии педагога. Однако, справедливости ради, необходимо сказать, что одновремен­но отмечается и недооценка педагогического труда со сто­роны общества.

Педагогическая деятельность имеет черты, общие с лю­бой деятельностью, и вместе с тем отличается рядом осо- ^ бенностей.

арактеристика Педагогическая деятельность, как и

педагогической всякая иная деятельность, представляет деятельности, - 1

собой систему, имеющую определенную

структуру, внутренние переходы и превращения. В ней можно

выделить следующие компоненты: мотив ■=> цель ■=> предмет

^ способы осуществления ■=> результат.

От мотивов, побуждающих к педагогической деятельно­сти, во многом зависит ее успех. Они существенно влияют на формирование склонностей и способностей к педагоги­ческому труду. Мотивы педагогической деятельности про­являются на этапе профессионального самоопределения, что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя образованию подрастающего поколения. Согласно данным социологических исследований, у совре­менных студентов педагогических колледжей и вузов мо­тивы выбора профессии часто бывают недостаточно осоз­нанными. Порой молодой человек не представляет главной цели будущей профессии, перспектив последней. Однако за годы обучения происходит перестройка мотивов, первона­чально побудивших юношу или девушку к выбору профес­сии. Студенты проникаются значимостью педагогической профессии, осваивают ее содержание, технологию. Профес­сия приобретает личностный смысл, эмоциональную окра­шенность, вызывает стремление к самосовершенствованию, к самоактуализации в интересах будущих воспитанников, учеников. Мотивы, побуждающие такую деятельность, на­зывают смыслообразующими (А.Н.Леонтьев).

Цель педагогической деятельности определяется обще­ством. Она носит обобщенный характер, но у каждого пе­дагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. Например, цель воспитания - разностороннее развитие ре­бенка - у многих воспитателей дошкольных учреждений конкретизируется как полноценная подготовка к школе, укрепление здоровья, формирование творческих способ­ностей.

Согласно теории А.Н.Леонтьева, главное, что отлича­ет одну деятельность*Ьт другой, - это предмет, на который она направлена. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. В любой деятельности есть субъект (тот, кто ее выполняет) и объект (на кого направлены усилия субъекта). В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта - воспитанник (ученик). Объект педагогического воздействия - материал, уникальный по своей ценности. Это развивающаяся личность, которая находится в постоянном изменении. Характер этих изменений во многом определя­ется позицией педагога. Если педагог учитывает особенно­сти воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторите­том, то объект педагогической деятельности становится ее субъектом. В таком случае педагогическая деятельность из субьектио-объектной превращается в субъектно-субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой.

Во многих видах деятельности недобросовестно, некаче­ственно выполненную работу можно переделать. В воспита­нии брак, допущенный педагогом, имеет необратимые по­следствия. Поэтому, учитывая хрупкость и ранимость дет­ского организма, большую впечатлительность ребенка, педагог избегает небрежности, грубости, резкости в обще­нии с воспитанниками. Если утром ребенка невзначай оби­дели, а вечером приласкали, след от обиды не исчезнет. То, что малыш недополучил в своем развитии сегодня (мало иг­рал, потому что полдня заняли репетиции к предстоящему утреннику, или др.), нельзя компенсировать в другое время.

Психологические исследования ряда ученых (О.С.Газ- ман, В.А.Петровский и др.) свидетельствуют о большой роли механизма неосознаваемого ребенком «заражения» чертами педагога, заимствования воспитанником особен­ностей поведения, манер воспитателя. В зависимости от типа личностных качеств педагога у детей проявляются особенности мышления (гибкость или, напротив, инерт­ность мышления, оригинальность суждений или следова­ние стереотипам), формируется предпочтительное отноше­ние к одним или другим областям знаний и т.д.

Основные «орудия» педагогического труда - голос (темп, громкость, интонационная окрашенность, выразитель­ность), мимика, пластика, жесты. Так называемая педаго­гическая техника - это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их активности. Педагог должен уметь вы­бирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависи­мости от конкретной ситуации. Немаловажна -культура речи - хорошее владение словом, четкая дикция, интона­ционное разнообразие для выражения чувств, отношений. Педагогическая техника выполняет служебную (не смысло­вую) роль в воспитательном процессе, позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

Особенность педагогической деятельности заключается в том, что воспитателю, учителю, преподавателю не всегда удается пожинать плоды своего труда, воочию наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Педа­гоги, осуществляющие профессиональное образование, могут никогда не увидеть, какого специалиста они подго­товили, поскольку мастерство, основы которого были за­ложены в колледже, вузе, раскроется по прошествии вре­мени. Воспитатель дошкольного учреждения не узнает, во что вылились его старания. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».

Еще одной особенностью педагогической деятельности является то, что невозможно определить меру вклада в раз­витие ребенка какого-либо конкретного лица. В процессе воспитания и обучения задействованы многие лица. Так, в дошкольном учреждении ребенок - объект воздействия вос­питателей, помощника воспитателя, музыкального руково­дителя и др. Работа воспитателя связана с работой заведую­щего, методиста, медицинского персонала, психолога и дру­гих сотрудников. Хорошо, если все они представляют собой коллектив единомышленников: обсуждают цели, задачи, со­держание воспитательной работы, вырабатывают единые подходы к педагогическому процессу в целом и к каждому ребенку в отдельности. Но и в этом случае говорить о «чис­тоте» полученных результатов не приходится, поскольку влияние семьи на развитие ребенка, особенно в первые годы жизни, значительнее влияния любого общественного учреж­дения. Потому современный педагог должен проникнуться мыслью, что воспитание ребенка - коллективное дело, забо­та об успешных результатах требует единения (согласова­ния подходов к воспитанию, его содержанию, приемов осу­ществления) сил всех заинтересованных взрослых. Инициа­тор такого единения - педагог как лицо, профессионально подготовленное к образовательной работе.

Педагогическая деятельность относится к разряду управ­ленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспи­тательного процесса (детей, их родителей, коллег и др.). Любое воздействие педагога должно быть целенаправлен­ным, вызывающим ту или иную деятельность (мыслитель­ную, практическую), придающим ей позитивный характер.

Педагогическое творчество - непременное условие совре­менного педагогического процесса, центральной фигурой которой стал ребенок (а не абстрактные дети, как это было в течение десятилетий). Ребенок, представляя собой непов­торимую личность, требует и особых, индивидуализирован­ных способов воздействия и форм общения. Значит, совре­менный педагог поставлен перед необходимостью творчес­ки взаимодействовать со своими воспитанниками, творчески преобразовывать их.

Присутствие творческого начала обусловлено самой сущностью образовательного процесса. Невозможно пре­дусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в по­вседневной жизни воспитанников дошкольного учрежде­ния, учащихся школы, колледжа. Следовательно, нельзя снабдить будущего педагога готовыми рецептами, одно­значными рекомендациями. Проанализировав конкретную ситуацию, педагог должен самостоятельно принять грамот­ное решение, проявив быстроту мышления, инициативу, творческий подход. Трудные ситуации и проблемы возни­кают перед педагогом постоянно. Однако следует учиты­вать, что его труд предусматривает и репродуктивные дей­ствия, которые в результате повторения достигают авто­матизма. Так, воспитатель дошкольного учреждения в определенном порядке собирает детей на прогулку, помо­гает им одеться, выработанными приемами держит в поле своего зрения всех воспитанников и т.п. Это экономит его силы и время, дает возможность на прогулке помогать од­ним детям организовать новую игру, внимание других при­влекать к вороне, важно шагающей по снегу, с третьими вспо­минать закличку «Приди, весна!..» и т.д. Значит, автома­тизм и творчество не исключают, а дополняют друг друга.

В содержании работы, в подборе средств и методов воз­действия на детей не должно быть шаблона и однообразия. Унылая монотонная работа, в которой отсутствует твор­чество, приводит к преждевременному профессионально­му увяданию, даже старению личности, к прекращению интеллектуального роста, к снижению общей активности. Где нет творчества, там довольно часто имеют место при­митивизм, формализм, что негативно сказывается на оаз- витии детей. Удивительно современно звучат высказанные в начале века слова JT. Н. Толстого о том, что оконченность и совершенство в педагогическом труде «... недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны».

В последние годы образовательные учреждения получи­ли правовую основу для творчества. В Законе РФ «Об об­разовании» коллективу школы, детского сада дается воз­можность самому определять тип своего образовательного учреждения, выбирать программу работы и т.д. Разреша­ется создавать собственную программу, экспериментиро­вать. Но следует учитывать, что творчество в педагоги­ческом процессе плодотворно и оправданно, если педаго­ги хорошо владеют основами своей профессии. Основы профессии определены государственными образовательны­ми стандартами.

Любое профессиональное учебное заведение, в том чис­ле и колледж, должно прежде всего обучить будущего спе­циалиста стандарту. Совершенное владение стандартом позволяет достичь мастерства. Без фундамента в виде пси­холого-педагогической подготовки творчество может при­вести к очень тяжелым последствиям, так как педагог име­ет дело со сложнейшим и универсальнейшим явлением, ка­ковым является каждый ребенок. Иногда консерватизм бывает гуманнее, чем радикализм.

Права педагога определены Законом РФ «Об образова­нии». Это права на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства, на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов и др. Закреплено право на шестичасовой рабочий день и со­кращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии по выслуге лет до достижения.пенсионного возраста.

Профессиональная деятельность педагога дошкольно­го учреждения была предметом изучения психологов и пе- дагогов (Е.А.Панько, Л.Г.Семушина,

Г _______ В.И.Логинова, Р.С.Буре). Было выявле-

в современном „ ' _

1 но, что ей свойственны все черты педаго-

дошкольном ',

. __________________ гическои деятельности, о которых гово-

учреждении, „

J рилось выше (созидательность, гуманизм,

творческий, коллективный характер). Но все эти черты при­обретают свою особую окраску в деятельности педагога, воспитывающего детей раннего и дошкольного возраста. Создание благоприятных условий для развития детей в пер­вые годы жизни требует учета их возрастных особеннос­тей. Период от рождения до поступления в школу отличает­ся от всех последующих жизненных этапов тем, что обеспе­чивает общее развитие, которое служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и освоения различных видов деятельности. Глав­ное «приобретение» ребенка состоит в том, что на протя­жении дошкольного возраста он становится человеком, наделенным физическими и психическими качествами, не­обходимыми каждому члену общества, какое бы место он в нем впоследствии ни занял. К таким качествам можно отнести владение основными движениями, умение осознан­но воспринимать мир, думать, общаться с другими людь­ми, управлять своим поведением и др.

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет соответствующие требования к воспитателю. Прежде все­го это необходимость осознания величайшей ответственнос­ти за счастливое детство ребенка, его судьбу. Однако для успешной деятельности педагога мало понимания непрехо­дящей ценности дошкольного детства, требуется еще и зна­ние закономерностей развития ребенка. Одна из закономер­ностей - зависимость психического, физического развития ребенка от окружающей среды, невозможность его суще­ствования без взрослых. Отсюда вытекают важнейшие про­фессиональные функции педагога:

- создание педагогических условий для успешного воспи­тания детей;

- обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.

Каждая из этих функций воплощается в определенной сфере деятельности педагога. Реализация первой функции сопряжена с созданием так называемой развивающей сре­ды, т. е. среды, которая побуждает ребенка к активности, к деятельности развивающего характера. Забота об укрепле­нии здоровья (физическое и психическое) - залог правиль­ного воспитания в дошкольном возрасте, поскольку в этот период развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений. Например, у де­тей снижается восприимчивость к воспитательным воздей­ствиям, когда они заболевают, испытывают обиду от гру­бого обращения, утомлены вследствие неполноценного сна, плохо организованного занятия, развлечения и т.д. Педа­гог должен быть внимателен к окружающей обстановке (в помещении детского сада, на участке), предвидеть лк>- бую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоро­вья детей. Так, следует вовремя проверять состояние пост­роек на участке детского сада, игрового оборудования, со­ответствие мебели росту детей; измерять температуру воды, приготовленной для обливания; заранее определять время, требующееся для просмотра диафильмов, чтобы предупре­дить переутомление воспитанников, и т. п. Нужно помнить, что небрежность, халатность, упование на авось в работе пе­дагога - признаки его профессиональной непригодности.

Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми - основная функция педагога дошкольного воспита­ния. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно-методической документации, в не­посредственном проведении этой работы, в анализе ее ре­зультатов.

Современный педагог, опираясь на данные психолого- педагогических, социологических исследований, осознает, что основы личности человека закладываются в семье, вли­яние которой на развитие ребенка нельзя заменить влияни­ем никакого, даже очень квалифицированного обществен­ного образовательного учреждения. В интересах воспитан­ников педагог должен содействовать повышению педагоги­ческой культуры родителей, обеспечивать согласованность в воспитании ребенка, помогать отдельным семьям в этом процессе. Поэтому профессиональными функциями совре­менного педагога являются следующие:

- участвовать в педагогическом просвещении родителей;

- регулировать и согласовывать воспитательные воздей­ствия семьи и дошкольного учреждения.

Современным, повышенным в ходе демократизации об­щественной жизни требованиям к образовательной работе дошкольного учреждения может отвечать педагог, который постоянно пополняет багаж своей общекультурной и про­фессиональной подготовки. В связи с этим обязательно еще одно направление профессиональной деятельности педагога - самообразование. Формы самообразования многообразны: от чтения литературы (специальной, художественной), по­сещения музеев и т. п. до участия в конференциях, выстав­ках, конкурсах и др. Цель самообразования - поступатель­ное развитие собственной личности, рост профессиональ­ного мастерства.

Творческий характер педагогической деятельности по­буждает педагога к изучению и заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям (нововведениям) в области образования. Многие педагоги включаются в экспериментальную работу, которую коллек­тив дошкольного учреждения проводит под руководством ученого.

В последние годы отчетливо проявляется тенденция к обновлению, обогащению воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений. Это делает профессио­нально необходимым еще одно направление в деятельности педагога - участие в опытной, исследовательской работе. Тут уместно вспомнить слова В. А. Сухомлинского о близости и родстве творческого педагогического труда и научного ис­следования в силу того, что педагог анализирует факты и, опираясь на этот анализ, прогнозирует дальнейшую работу.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессио­нальная деятельность педагога дошкольного учреждения весьма многогранна по своему содержанию, условно делит­ся на ряд направлений (функций). Сферой педагогической деятельности охвачены дети, их родители, коллеги, сам вос­питатель, сознательно совершенствующий и свое мастер­ство, и свою личность.

Исходя из функционального анализа деятельности пе­дагога дошкольного учреждения определяют профессиог- рамму. Профессиограмма - это научно обоснованные требо­вания к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, пси­холого-педагогических, специальных знаний, а также пере­чень педагогических умений и навыков.

К. Д.Ушинский был убежден, что «в воспитании все дол­жно основываться на личности воспитателя, потому что Личностные воспитательная сила изливается только из качества живого источника человеческой личнос-

пелягпга ти>> (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. - М.,

д 1953. - Т. 1,-С. 266).

Педагог, в том числе и молодой специалист, только-толь­ко окончивший колледж, вуз, выступает как целостная лич­ность с особым складом ума, индивидуальными особен­ностями темперамента, определенным стилем поведения. Но само содержание педагогической деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, зас­тавляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Эти ка­чества, реализуясь в деятельности воспитателя и обеспе­чивая ее успешность, приобретают специфическую профес­сиональную окраску. С одной стороны, они необходимы для реализации функций педагога, а с другой - реализация функций тренирует и развивает профессионально необхо­димые качества.

Собирательным свойством личности педагога является профессиональная направленность. Это комплекс психологи­ческих установок на работу с детьми, профессионально ори­ентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание. Профессиональная направленность характе­ризует определенное отношение к обществу, природе, окру­жающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения. Ядром такой направленности являются отношение к детям, любовь и интерес к ним. «Лю­бите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педаго­га, - любите ребенка!» - такую заповедь профессиональной деятельности предложил усвоить студентам, будущим педа­гогам, Ш. А. Амонашвили.

В работе с детьми раннего и дошкольного возраста лю­бовь, чуткость особенно необходимы, поскольку педагог заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие, а следова­тельно, должен и вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность, на готовность прийти на помощь, оказать эмоциональную поддержку, т. е. на действенное проявление любви.

Высокая общая и профессиональная культура, интелли­гентность, моральная чистота, гражданская ответствен­ность в наибольшей степени важны для современного пе­дагога. От него требуются эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требователь­ная доброта, душевная щедрость, справедливость, органи­зованность и многое другое. Одна из особенностей труда педагога, работающего с детьми первых лет жизни, состо­ит в большой нагрузке на его психофизиологический аппа­рат. Поэтому к профессионально значимым качествам вос­питателя дошкольного учреждения относятся работоспо­собность, выносливость, ловкость, уравновешенность.

Педагогу важно развивать у себя способность к пони­манию внутреннего мира воспитанника, умение «влезть в шкурку ребенка» (образное и удивительно меткое выраже­ние Н.К.Крупской). Психологи это качество называют эм- патией (постижение эмоциональных состояний другого че­ловека в форме сопереживания, сочувствия). У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Воспитателю, работающему с детьми раннего возраста, особенно важно чутко реагировать на малейшие измене­ния в поведении малыша, который еще не может высказы­вать словами свои желания, чувства.

Педагогический такт (от лат. t actus - прикосновение, ощу­щение) означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доб­роты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и стро­гости, гибкость поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участни­кам воспитательного процесса, тактичный педагог прояв­ляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности. Педагогический такт отли­чается от бестактности естественностью и простотой обра­щения, не допускающей фамильярности; иронией и юмо­ром без насмешливости; требовательностью без мелочной придирчивости; доброжелательностью без заласкивания; настойчивостью без упрямства; деловым тоном без раздра­жительности. Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к детям, невыдержан­ность, грубость, эмоциональная неустойчивость.

Педагогическая зоркость проявляется в способности пе­дагога фиксировать существенное в развитии ребенка, пред­видеть перспективы, динамику в становлении личности каж­дого воспитанника и детского коллектива в целом. Пока­зателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние. Зоркий педагог не прервет взвол­нованное высказывание ребенка репликами типа «Понят­но, все ясно!», поймет мотив детского вопроса «Вы боитесь темноты (грозы, прививки и т.д.)?» как крик о помощи, об эмоциональной поддержке. Напротив, по внешним призна­кам в поведении ребенка педагог понимает изменения в его настроении, умеет «читать» его эмоции, переключает с од­ного вида деятельности на другой, предупреждая негатив­ные формы поведения.

Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в резуль­тативность образовательной работы. Суть такого оптимиз­ма сформулирована в педагогических заповедях Ш, А. А- монашвили: «Верьте в ребенка. Верьте в себя. Верьте в на­уку». Педагогу, любящему детей, свойственна настроен­ность на восприятие их положительных качеств и свойств. Зная достоинства и способности каждого воспитанника и создавая условия для их проявления, он способствует рас­крытию личного потенциала у детей. Педагог подбадрива­ет и поощряет ребенка в его стремлении быть хорошим. Столкнувшись с трудностями воспитательного процесса, он не опускает руки. Он знает, что воспитание маленького ре­бенка - длительный процесс, в котором бывают свои «при­ливы» и «отливы», но залог успеха - опора на положитель­ное в поведении, деятельности, чувствах малыша. Педагог- оптимист не может плохо отзываться о ребенке, жаловаться родителям, призывать их «принять меры» и т. п. Педагоги­ческий оптимизм проявляется во внутренней энергии, в умении увлечь, вдохновить, повести за собой, в чувстве юмора, жизнерадостности.

Культура профессионального общения предполагает орга­низацию правильных взаимоотношений в системах «педа­гог - ребенок», «педагог - родители», «ребенок - ребенок», «педагог - коллеги», понимание детей и окружающих, ува­жение к ним, создание положительного микроклимата.

У молодого специалиста наибольшие трудности вызы­вает общение с родителями. Для преодоления этих трудно­стей важен психологический настрой педагога на сотруд­ничество с семьей, осознание необходимости обрести дове­рие родителей, расположить их к дошкольному учреждению вниманием, теплом, доброжелательностью, заботливостью по отношению к ребенку. Доверие родителей - первый «кир­пичик» в завоевании педагогом авторитета. Он будет креп­нуть в глазах родителей, воспитанников, коллег по мере того, как они «откроют» в педагоге его высокие нравствен­ные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную раз­витость, преданность профессии. Мудрый педагог борется за свой авторитет, дорожит им, всячески поддерживает ав­торитет родителей, коллег.

Успех в деятельности педагога во многом связан со спо­собностью к педагогической рефлексии. Педагогическая рефлексия - это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Педагог размышляет над причинами успехов и не­удач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении де­тей, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов. При этом следует придер­живаться правила: причины неудач прежде всего искать в себе, не торопиться оправдать их внешними факторами.

В заключение следует напомнить, что в становлении профессиональных качеств очень велика роль самовоспи­тания. Если молодой педагог осознает, что то или иное ка­чество «западает», недостаточно развито, а стремление к самосовершенствованию налицо, то работа над собой при­ведет к успеху. Помощью и поддержкой станут психолого- педагогические, методические знания, обращение к опыт­ным коллегам, тренинги и упражнения.

Как отмечалось выше, деятельность педагога до­школьного учреждения многогранна по своим функци-

Педагогические ям и содержанию. Она предполагает

" овладение педагогом разнообразными

у МбНИЯ 1 т7

J профессиональными умениями. Услов­

но эти умения делятся на гностические, конструктив­ные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е.А.Панько).

Гностические умения (от греч. гносис - знание) - это уме­ния, с помощью которых педагог изучает ребенка (его воз­растные, индивидуальные особенности, личностные каче­ства, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, сте­пень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом (этапы становления, «актив» группы, зачатки обще­ственного мнения). Изучение ребенка - основа понимания его внутреннего мира. Оно дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенство­вания воспитания, обучения. Объектом изучения должна быть и семья. Педагогу необходимо знать воспитательные возможности семьи: отношение к воспитанию ребенка, меру участия обоих родителей, других членов семьи; особеннос­ти семейного микроклимата и др.

Много ценного в познании детей, их семей педагогу дают целенаправленные наблюдения, беседы, рассказы родителей, детей (о режиме дня, о домашнем труде, о чтении книг и др.), посещения семьи, совместные праздники, трудовая деятель­ность детей, педагогов и родителей. В отдельных случаях организуется специальная экспериментальная работа с це­лью выявления каких-либо особенностей в развитии детей (изучение представлений детей о Родине, уровня сформиро- ванности культурно-гигиенических навыков и др.).

Гностические умения используются при изучении педа­гогического опыта других воспитателей (непосредственно наблюдаемого, опубликованного в журнале, книге) с целью заимствования методов, приемов образовательной работы.

Конструктивные умения необходимы педагогу, для про­ектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспита­ния применительно к конкретной группе детей и к каждо­му воспитаннику с учетом особенностей его развития. Пе­дагог замечает «ростки» нового в развитии ребенка, кол­лектива и в соответствии с этим организует дальнейшую работу. По мере овладения детьми теми или иными умени­ями (освоили один вариант настольно-печатной игры) пе­дагог вносит в их деятельность изменения и усложнения (предлагает новый вариант игры). Он проектирует матери­альное оснащение образовательного процесса (использо­вание игрушек, поделка оборудования для занятий, труда; выращивание рассады, пересадка комнатных растений; организация выставок художественного творчества детей и их родителей и др.). Конструктивные умения воплощают; ся в планировании работы, в составлении конспектов заня­тий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установле­нии педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями вос­питанников, с коллегами по работе, с администрацией дош­кольного учреждения. Они также проявляются в установ­лении педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка. Эти умения помогают воспитателю расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива родителей, педагогического коллектива.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Его рабочий день 6 часов, но как много надо успеть сделать за этот неболь­шой отрезок времени: выполнить то, что запланировано на сегодня, сделать «задел» на завтра (подготовить глину для занятия лепкой, воду для утреннего полива комнатных ра­стений и т. п.). При этом важно решить, что будет делать он сам, что можно поручить детям, а к чему целесообразно привлечь родителей. Организаторские умения, даже хоро­шо сформированные, не дадут желаемого результата, если педагог не умеет увлечь детей и взрослых, заразить их сво­ей энергией.

Специальные умения педагога - это умения петь, танце­вать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называе­мого бросового материала, показывать кукольный театр и др. Чем больше таких специальных умений в арсенале педа­гога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей в дош­кольном учреждении. Педагог, много умеющий, вызывает восхищение и гордость воспитанников. Они хотят подражать ему, стремятся большему научиться. В ряду специальных умений у педагога обязательно есть самое любимое занятие (например, оригами), в котором в наибольшей степени про­являются творчество, увлеченность.

Современное педагогическое образование в России (как и во многих странах мира) представляет собой многоуров- Подготовка невую систему. Эта система реализуется

лягпгич различными по содержанию и срокам

«.у.,.^ обучения преемственными образователь-

СКИХ КШдуОВ 1

г но-профессиональными программами и

государственными стандартами соответствующего уровня и направленности.

Многоуровневая структура педагогического образова­ния состоит из средних и высших профессиональных заве­дений.

Среднее педагогическое образование может быть получе­но в педагогическом училище, колледже, а также на первой ступени вуза. Долгое время педагогические училища пред­ставляли собой основное среднее специальное учебное заве­дение, реализующее образовательные программы среднего педагогического образования. В последние годы повсемест­но создаются педагогические колледжи, представляющие собой учреждения повышенного типа. Они осуществляют подготовку специалистов по углубленным образователь­ным программам среднего профессионального образова­ния, по индивидуальным учебным планам продленной под­готовки кадров. Таким образом, педагогические колледжи призваны обеспечить обучающимся повышенный уровень квалификации.

Педагогические колледжи функционируют как самосто­ятельные образовательные учреждения или как структур­ное подразделение высшего учебного заведения (универси­тета, академии, института).

Неполное высшее педагогическое образование можно получить в высшем учебном заведении, если в нем реализу­ется соответствующая программа профессионально-педа- готической подготовки (до 18 мес). По окончании обуче­ния студенту предоставляется выбор: продолжить высшее образование или получить диплом о неполном высшем об­разовании.

Высшее педагогическое образование осуществляется в университетах, академиях, институтах. Высшее педагогичес­кое образование имеет несколько ступеней. По окончании каждой ступени присваивается определенная квалификация (бакалавр, магистр). Лица, имеющие среднее педагогичес­кое образование, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Педагогическое образование (высшее и среднее) диффе­ренцируется в зависимости от специальности и специали­зации, которые стали возникать сравнительно недавно.

По мере становления человековедческих наук (психоло­гия, педагогика, анатомия и физиология, биология, этика, эстетика и др.) характеристика возрастного развития чело­века обогатилась и обогащается новыми данными. Возник­ла возможность дифференцированно подходить к воспита­нию и обучению разных категорий детей в зависимости от особенностей их возрастного, психофизиологического (ум­ственная отсталость, нарушения речи и др.), индивидуаль­ного развития, а также с учетом некоторых социальных факторов (дети-сироты, дети без попечения родителей; дети с отклонениями в поведении и т.п.). Это повлекло за собой изменения в подготовке педагогических кадров для рабо­ты в разных типах и видах образовательных учреждений (детский сад общего или коррекционного вида, начальная школа, музыкальная школа и др.). В результате внутри пе­дагогической профессии стали складываться специальнос­ти и специализации, с учетом которых дифференцируется содержание профессионального образования.

Специальность - вид деятельности, направленной на ре­шение определенных профессионально-педагогических за­дач в соответствии с присваиваемой квалификацией (вос­питатель дошкольного учреждения, музыкальный руково­дитель, учитель пения, учитель начальной школы, учитель биологии и т.д.).

Специализация - особый вид деятельности в рамках спе­циальности, который имеет определенную направленность и связан с конкретным объектом труда (воспитатель лого­педической группы, инструктор по физическому воспита­нию в дошкольном учреждении, руководитель студии изоб­разительной деятельности и т.п.).

По окончании учебного заведения (среднего или высше­го) выпускнику присваивается педагогическая квалифика­ция, которая отражает уровень и вид профессионально-пе­дагогической подготовленности специалиста. В соответ­ствии с присвоенной квалификацией педагог может занимать ту или иную должность, выполнять профессио­нальные обязанности определенного уровня.

Необходимость дальнейшего повышения квалификации педагога вызывается изменениями в системе народного образования (созданием новых видов дошкольных учреж­дений, появлением вариативных программ образователь­ной работы с детьми и др.), а также должностным ростом (воспитателя рекомендуют на должность методиста, заве­дующей дошкольным учреждением). Повышение квалифи­кации охватывает все виды обучения, направленные на со­вершенствование знаний, развитие умений и навыков в де­ятельности определенного типа.

Таким образом, современное педагогическое образова­ние призвано удовлетворять интересы личности (студента) и общества. Личность имеет возможность выбирать содер­жание и уровень образования и профессиональной подго­товки, которые удовлетворяют его потребности, соответ­ствуют индивидуальным склонностям, запросам. Общество получает специалистов разной квалификации, подготовлен­ных к работе в современных образовательных учреждени­ях и соответствующих целевому назначению последних.

Задания

1. «...Посредник меж тобой и человечеством» - так называет пе­дагога Ш. А. Амонашвили, ученый, гуманист, обращаясь к ребенку в своем монологе. Какой смысл вложен в слово «посредник» в данном контексте? В чем, по-вашему, заключается посредническая роль пе­дагога? От чего зависят полнота, содержательность этой роли? Ка­кой вам представляется ваша посредническая миссия как воспитате­ля детей дошкольного возраста?

2. Проанализируйте (на основе целенаправленного наблюдения в течение первой или второй половины дня) деятельность воспитателя дошкольного учреждения, где вы проходите практику. Ответьте на следующие вопросы:

- какие функциональные обязанности выполнял педагог?

- какими профессиональными умениями он владеет?

- какие личностные качества воспитателя обеспечивают успех его деятельности, а какие, напротив, вызывают трудности?

- каковы ваши предложения по совершенствованию педагогичес­кой деятельности воспитателя?

3. Составьте программу профессионального самовоспитания по следующему плану:

- какие личностные качества называются профессиональными? Дайте определение;

- определите свой профессиональный идеал (какие именно каче­ства вы считаете профессионально значимыми для педагога дошколь­ного учреждения);

- проанализируйте, насколько вы соответствуете своему идеалу и как стремитесь к нему приблизиться;

- определите, каким образом, с помощью каких средств, спосо­бов деятельности вы развиваете и будете продолжать развивать у себя профессионально значимые качества.

4. Дайте характеристику специализации, которую вы приобрета­ете в процессе профессионального образования. Объясните, насколь­ко она необходима для современного дошкольного учреждения, от­вечает ли вашим интересам, способностям.

5. Изучите в «Концепции дошкольного воспитания» (см.: До­школьное воспитание. - 1989. - № 5) раздел «Воспитатель детского сада», выскажите свою точку зрения о перспективе подготовки педа­гогов-психологов для работы в группах.

Глава П ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Слово «педагогика» возникло в античные времена и за прошедшие тысячелетия зазвучало на разных языках, за- Возникновение нявпРочное MTfто в общеупотребитель- и становление нои лексике- Им пользуются не только педагогики специалисты, но и люди, далекие от педагогической профессии. Такому ши-

КАК н^уки

J рокому распространению слово «педаго­

гика» обязано своей неоднозначностью. За ним закрепи­лось два значения:

- педагогика - область практической деятельности, ис­кусство, ремесло;

- педагогика - область научного знания, наука.

В первом значении слово «педагогика» стало употреб­ляться значительно раньше, чем во втором. Педагогика как наука возникла много веков спустя. Поэтому педагогика - сравнительно молодая отрасль знания среди таких древних наук, как, например, философия, медицина, геометрия, ас­трономия.

Потребность готовить детей к жизни, передавать им на­копленный опыт возникла у человечества в глубокой древ­ности. Это осуществлялось не только в процессе естествен­ного хода жизни в семье, общине, когда старшие учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно- экономической жизни, вызванными переходом к рабовла­дельческой формации, возникает потребность в создании специально организованных заведений для обучения и вос­питания подрастающего поколения. Как ответ на эту по­требность появляется школа (Древний Восток, приблизи­тельно 5-е тысячелетие до н. э.). Первые школы открывали служители культа при храмах, монастырях, поскольку рели­гия была носительницей идеалов воспитания. Затем созда­ются школы различного типа, которые отличались целями, содержанием и методикой обучения. Содержание обучения в древних школах было представлено широко: грамота, ма­тематика, музыка, этика, ритуальные церемонии, физичес­кие упражнения, поэтика, логика и др. Характер и объем обучения определялись социальной принадлежностью уче­ников (дети вельмож, духовенства, чиновников, ремесленни­ков, пастухов, рыбаков, даже рабов), а также культурно-эт­ническими традициями, существовавшими в той или иной стране. Были школы с «профессиональным уклоном», в ко­торых готовили писцов, художников, учителей.

В историю педагогики вошли две воспитательные сис­темы, сложившиеся в античные времена (VI-IV вв. до н.э.) в Древней Греции: спартанская и афинская. Спарта, в силу общественных условий, в течение трех столетий была во­енным государством. Поэтому в основе спартанской систе­мы лежала идея воспитания юноши, сильного духом, физи­чески развитого, сведущего в военном деле. Воспитание лиц мужского пола находилось в ведении государства, строго регламентировалось и контролировалось. Общественное воспитание начиналось с первых дней жизни. Новорожден­ных осматривали старейшины, слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а крепких отдавали кормилице. Корми­лицы были первыми профессиональными воспитательни­цами в Греции. Они приучали ребенка к жизни в суровых условиях: не бояться темноты, проявлять умеренность в еде, не кричать и не плакать от боли, холода и т.п. Государ­ственное обучение, рассчитанное на 12 лет, начиналось с 7-летнего возраста. Оно состояло из системы военной иод- готовки и включало физические упражнения, гимнастику, соревнования, учебные походы, примерные сражения и т.д. Интеллектуальное развитие сводилось к минимуму: начат­кам чтения и письма.

В демократических Афинах сложилась иная система вос­питания, направленная на развитие ума, нравственных ка­честв, тела. Детей обучали чтению, письму, счету, игре на музыкальных инструментах (кифаре, лире). Особое значе­ние придавалось приобщению ребенка к искусству, культу­ре. В программе органически сочетались поэзия, танцы, музыка, чтение классической литературы (сочинения Гоме­ра, Эзопа, Софокла и др.). Воспитанию тела и духа способ­ствовали занятия гимнастикой, бегом, борьбой, метание диска, копья, а также участие в спортивных состязаниях.

Итак, в древние времена (период до н.э.) человечество накопило богатый опыт педагогической деятельности, вос­питания подрастающего поколения. Величайшие мыслите­ли древности, философы Демокрит (ок. 470 или 460 до н. з.), Сократ (469-399 до н.э.), Платон (427-348 до н.э.), Арис­тотель (384-322 до н.э.) и др., размышляя над природой человека, путях его совершенствования, сетуя на падение нравственности в современном им обществе, сформулиро­вали первые педагогические идеи, положения, рекоменда­ции о воспитании и обучении детей и юношей. Изречения древних философов, которые сохранила для нас история, их труды, дошедшие до наших дней, еще нельзя назвать пе­дагогическими теориями, отнести к области науки. Сами философы смотрели на педагогику как на искусство вести ребенка по жизни. Тем не менее следует отметить, что пер­вые педагогические воззрения зародились в недрах фило­софии и явились предтечами педагогики как науки.

Средневековье вошло в историю засильем церкви, отхо­дом от античных идеалов воспитания во всех областях ду­ховной жизни, в том числе в образовании и воспитании. Однако средние века - огромный исторический пласт, ох­ватывающий более двенадцати столетий, на протяжении которых было много ценного в педагогическом опыте. Именно в средние века появились университеты, которые выполняли роль центров образования, культуры. Возник­новение университетов было как бы ответом на новые тре­бования общества к интеллектуально-духовному развитию личности.

Для любознательных

В1148 г. открылся первый в Европе университет в Болонье (Ита­лия), отличавшийся уникальным для средневековья демократиз­мом организации: студенты обладали правом принимать и уволь­нять по своему усмотрению преподавателей, определять продол­жительность лекций, участвовать в выборах ректора. В XII в. возник Оксфордский университет (Англия), в XIII в. - Парижский универ­ситет (Франция). В средневековом университете обычно было че­тыре факультета: теологический (богословский), медицинский, юридический и свободных профессий (художественный).

В трудах мыслителей, государственных и религиозных деятелей средних веков Ф. Аквинского, Ф. Бэкона, Ф. Рабле, М. Лютера, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Э. Роттердамского и др. педагогическое учение получило свое дальнейшее развитие. Поставив человека в центр своего мировоззрения, мыслите­ли-гуманисты подчеркивали зависимость морального и со­циального прогресса общества от качества воспитания, ко­торое получают члены этого общества.

Тем не менее весь долгий период от древних веков до XVII в. вошел в историю педагогики как время донаучного педагогического творчества, эмпирической (основанной на опыте) педагогической практики.

Педагогика как самостоятельная отрасль теоретическо­го знания стала оформляться в XVII в. Дело в том, что к этому времени ощутилась острая потребность в науке, при­званной улучшить существовавшую педагогическую прак­тику, расширить границы и возможности воспитания и об­разования. Нужда в педагогике как науке возникла в силу следующих социально-экономических причин. XVII в. был временем больших перемен, которые переживал мир бла­годаря эпохе великих географических открытий, вследствие бурного развития городов, ломки средневековых устоев жизни. Прибавьте к этому расцвет культуры, науки, зарож­дение промышленности и т.д. Образование стало играть особую роль в жизни людей, во всем общественном разви­тии. С повышением качества образования, созданием мас­совой образовательной системы выдающиеся мыслители связывали надежды с прогрессом человеческого общества.

^ Для любознательных

Традиция школьного учения, почтения к грамоте на Руси была очень прочной, несмотря на беды, связанные с татаро-монгольски­ми завоеваниями. Благодаря развитию начальной школы кXVII веку уровень грамотности на Руси был по тем временам высоким, осо­бенно среди духовенства и купечества. Купцы изучали, и иностран­ные языки, нанимая для этого приезжих иноземцев. Среди грамот­ных дворян было немало женщин. Начальные школы действовали по всей стране. Средства на школу давали родители. Учитель обыч­но был один, а детей много, причем разных возрастов. Одни учили буквы и читали по складам под руководством учителя, другие в это время писали. Каждый ученик получал задание, соответствующее уровню его подготовки. Часть детей уходила после школы домой, но многие родители считали полезным, чтобы дети жили при шко­ле. Состоятельные дворяне и купцы приглашали к своим детям домашних учителей, обычно владевших иностранными языками.

В XVII в. главным учебником стал Букварь, неоднократно пере­издававшийся Печатным двором в Москве. Кроме азбуки, грамма­тических правил и правил поведения буквари содержали прописи, статьи по вероучению, краткие словари. Многочисленные азбуки- прописи для изучения скорописи существовали отдельно. Часто в них включали сведения по арифметике, истории, географии, фи­лософии, литературе, мифологии. Пение было непременным пред­метом в начальной школе: без знакомства с «мусикией» человек не считался грамотным. Учение не оканчивалось после выхода из школы: человек всю жизнь должен был учиться по книгам, ибо «кни­ги суть реки, наполняющие вселенную мудростью».

История науки - это история людей и история идей. Ста­новление научной педагогики связано с именем замечатель­ного чешского мыслителя-гуманиста, педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Заслуга Я. А.Коменского перед человечеством заключается в том, что он привнес в педаго­гическую мысль кардинально новые идеи, оплодотворив­шие ее дальнейшее развитие. Что же это были за идеи?

Фундаментальной идеей педагогики Яна Амоса Коменс­кого является пансофнзм, т. е. обобщение всех добытых ци­вилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

Я. А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оп­тимистическое утверждение, что каждый ребенок при соот­ветствующей организации учебно-воспитательного процес­са может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что знания должны приносить пользу в практической жизни, Я. А. Коменский провозгласил обя­зательность реального, общественно полезного обучения.

В трудах Я. А. Коменского представлен проект стройной системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-уроч­ной системе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: