double arrow

Автотехническая экспертиза


Судебная автотехническая экспертиза производится по уголовным делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, квалифицируемых по ст. 264 (нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) и ст. 266 (недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями) УК.

Предметом судебной автотехнической экспертизы является установление совокупности фактических данных об обстоятельствах ДТП, связанных с его механизмом, техническим состоянием транспортных средств, дорожной обстановкой, действиями участников ДТП, причинами и условиями, способствовавшими возникновению происшествия.

Объекты судебной автотехнической экспертизы - это источники информации о ДТП, представляемые эксперту-автотехнику следователем или судом в форме материалов дела для исследования и решения поставленных вопросов. Такими источниками информации могут быть различные предметы, в том числе вещественные доказательства, фрагменты места происшествия, транспортные средства, их агрегаты, узлы и детали, сведения о параметрах, коэффициентах, значениях пространственных и временных величин, о дорожных и погодных условиях, характере движения транспортных средств и пешеходов, любые иные обстоятельства происшествия, совокупность которых дает возможность эксперту провести исследование и ответить на поставленные вопросы. Объектами экспертного автотехнического исследования могут быть и сведения, полученные в результате осмотра и экспертных экспериментов в ходе исследования транспортного средства и места происшествия, результаты исследований проведенных другими экспертами (трасологами, медиками, химиками), а также показания свидетелей, потерпевших, обвиняемых.

Задачи автотехнической экспертизы определяются потребностями судебно-следственной практики и пределами научной компетенции эксперта-автотехника. Под компетенцией эксперта-автотехника подразумеваются его знания и опыт в области теории и методики экспертизы, а также круг полномочий, предоставленных ему законом, и вопросов, которые он может решать на основе своих специальных знаний.

Эксперт-автотехник решает задачи, которые относятся к исследованию технического состояния транспортных средств, участвовавших в ДТП; обстановки на месте ДТП; действий участников ДТП; процесса (механизма) ДТП или отдельных его стадий; определению технической возможности предотвращения ДТП.

Техническое состояние транспортных средств исследуют для установления причины и времени возникновения неисправности и возможности обнаружения ее до ДТП. Эксперт-автотехник устанавливает причинно-следственную связь между неисправностью и ДТП и определяет техническую возможность его предотвращения при том состоянии, в котором находилось транспортное средство в момент ДТП. Термин "техническая возможность" означает, что вопросы должны решаться безотносительно к субъективному состоянию водителя, его психофизическим характеристикам, т.е. экспертом выясняются обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали возникновению ДТП.

Обстановку на месте ДТП эксперт-автотехник исследует для установления или уточнения величины параметров, характеризующих движение транспортных средств и других объектов (значения коэффициентов сцепления шин с дорогой и сопротивления качению, радиусов закруглений, уклона дороги, ширину проезжей части и тротуаров и др.). Определяется траектория движения транспортных средств до и после ДТП, условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке в момент ДТП, иные обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой, которые способствовали ДТП.

Эксперт-автотехник изучает действия участников ДТП с целью установления, как следовало им действовать в данной ситуации в соответствии с техническими требованиями ПДД, правил эксплуатации транспорта и других нормативных документов. Он выявляет технические аспекты причинной связи между действиями участников ДТП, установленными как следствием, так и экспертом, и наступлением конкретного факта ДТП (наезда, столкновения, опрокидывания и т.д.) в случаях, когда выяснение этой связи требует специальных знаний.

При изучении процесса (механизма) ДТП или отдельных его стадий эксперт-автотехник устанавливает величину и направление действия сил между столкнувшимися транспортными средствами или между транспортным средством и препятствием. Исследуя наезд автомобиля на пешехода, он определяет основные параметры их движения и взаимное расположение в различные моменты времени.

Эксперт-автотехник устанавливает момент возникновения опасности для движения, требующей принятия экстренных мер по предотвращению ДТП, если для этого требуются специальные знания (расчеты, моделирование, эксперимент). Устанавливается также момент, когда какой-либо предмет перестает ограничивать обзорность и водитель может увидеть пешехода или транспортное средство.

Изложенный выше перечень задач, которые может решать эксперт-автотехник, не является исчерпывающим.

Материалы исследования. Производство судебной автотехнической экспертизы невозможно без исследования исходных данных - обстоятельств дела, образующих или воспроизводящих определенные элементы обстановки ДТП. Они предоставляются эксперту-автотехнику следователем или судом и содержатся в постановлении (определении) о назначении экспертизы и в представленных на экспертизу материалах дела: протоколе осмотра места ДТП, схеме ДТП, протоколе осмотра и проверки технического состояния транспортного средства, справке по ДТП. Кроме этих документов исходные данные могут содержаться в протоколе следственного эксперимента, заключениях других экспертов, справках о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия, справке о состоянии погоды в момент ДТП, сведениями о продолжительности работы фар, светофоров, протоколах допросов свидетелей, потерпевших, обвиняемых. Если для получения и анализа исходных данных требуются специальные показания, их устанавливает сам эксперт-автотехник. К таким данным относятся: коэффициент сцепления шин с дорогой, время срабатывания тормозного привода, время нарастания замедления при экстренном торможении, коэффициент сопротивления движению при качении или скольжении тела по поверхности и др.

В постановлении о назначении экспертизы особое значение для ее успешного проведения имеют технические данные, необходимые для восстановления механизма ДТП:

- координаты места и время ДТП;

- техническое состояние и загрузка транспортного средства в момент ДТП;

- скорость движения транспортных средств и пешеходов;

- характеристика проезжей части и ее состояния;

- длина и характер следов торможения и качения колес;

- расположение транспортных средств и других предметов на месте ДТП;

- характеристики видимости и обзорности с места водителя в момент ДТП;

- расстояние, которое прошло транспортное средство в заторможенном состоянии до места ДТП или после наезда (столкновения).

Результаты экспертного исследования во многом зависят от точности формулировки вопросов, поставленных на разрешение эксперта. Число и содержание этих вопросов могут быть весьма различными и охватывать разнообразные аспекты исследуемого ДТП. В судебной и следственной практике перед экспертом-автотехником наиболее часто ставятся следующие основные вопросы.

При определении скорости движения и полного остановочного пути транспортного средства по следам его торможения:

1. Определить скорость движения транспортного средства по следу торможения в конкретных дорожных условиях (например, на сухой, горизонтальной, асфальтированной дороге).

2. Определить полный остановочный путь транспортного средства при установленной скорости.

3. Определить скорость движения транспортного средства в момент наезда, если он произошел на определенной части тормозного следа, а весь тормозной след составляет известное число метров.

4. Чем объясняется различная длина следа торможения от правых и левых колес транспортного средства?

5. Чем объясняется прерываемость в следах торможения транспортного средства либо искривление следов торможения?

При восстановлении обстоятельств ДТП путем технических расчетов и анализа следов:

1. На каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство, двигавшееся со скоростью _____ км/ч, если пешеход преодолел определенное расстояние со скоростью ___ км/ч?

2. На каком расстоянии от места наезда водитель начал торможение (если установлены место наезда, скорость движения транспортного средства и время реакции водителя)?

3. Имел ли водитель возможность видеть пешехода, когда тот начал перебегать проезжую часть дороги справа по ходу движения, если видимость водителя была ограничена другими транспортными средствами, двигавшимися впереди на расстоянии _____ м и правее на расстоянии _______м?

4. Установить, какое время транспортное средство находилось в движении от момента принятия водителем мер к торможению до его полной остановки с учетом времени реакции водителя.

5. Установить время с момента принятия водителем мер к остановке с учетом времени реакции водителя до наезда на пешехода, если наезд совершен на расстоянии _____ м от начала следа торможения, а весь след торможения равен _______ м.

6. Когда водитель должен был начинать торможение, чтобы избежать наезда, в зависимости от скорости движения пешехода и удаления его от тротуара по мере приближения к пути следования транспортного средства?

7. Имел ли водитель техническую возможность избежать наезда путем своевременного торможения при установленном расстоянии от транспортного средства до пешехода?

8. Мог ли водитель избежать ДТП путем маневра, как он должен был действовать в этом случае?

При определении соответствия действий водителя техническим правилам, согласно которым он должен был действовать во избежание ДТП:

1. Соответствовали ли действия водителя техническим требованиям ПДД, если не соответствовали, то какие именно (указать действия и пункты ПДД, не выполненные водителем)?

2. Как надлежало действовать водителю, чтобы предотвратить ДТП с учетом технических требований ПДД?

3. Обоснованно ли с технической точки зрения действовал водитель при управлении транспортным средством в обстановке, которая установлена следствием и описана в постановлении о назначении экспертизы?

4. Кто из водителей имел преимущественное право проезда данного нерегулируемого перекрестка?

При установлении технических причин потери устойчивости и управляемости транспортного средства:

1. Возможно ли было опрокидывание транспортного средства при движении по сухой проезжей части с определенной скоростью, если да, то при какой скорости движения водитель мог избежать опрокидывания нагруженного (указываются вид и масса груза) транспортного средства при определенном радиусе поворота?

2. Чем объясняется занос транспортного средства в данных конкретных обстоятельствах?

3. Не явилось ли причиной заноса транспортного средства превышение скорости движения в данных дорожных условиях и при определенном радиусе поворота?

4. Не явилась ли причиной заноса разность давления в шинах, если на месте происшествия установлено, что давление в шине заднего правого колеса было ниже нормы на определенную величину?

5. Не явилось ли причиной заноса резкое торможение в данных дорожных условиях?

При установлении технического состояния транспортного средства:

1. Соответствует ли состояние тормозной системы (рулевого управления, шин автомобиля) требованиям, предъявляемым к исправному транспортному средству?

2. Имеются ли у транспортного средства какие-либо неисправности, которые могли вызвать занос или произвольное изменение направления его движения?

3. Какова причина поломки рулевой тяги транспортного средства?

4. По характеру повреждений нижнего шарового шарнира подвески установить время их возникновения: до ДТП, в момент или после него.

5. Имелась ли у водителя техническая возможность обнаружить неисправность данной детали путем наружного осмотра или при движении транспортного средства?

6. Можно ли было обнаружить неисправность тормозов при торможении транспортного средства или только при разборке данного механизма?

7. Имеется ли причинная связь между установленной по делу технической неисправностью транспортного средства и фактом наезда (столкновения, опрокидывания и др.)?

8. Не связан ли выезд транспортного средства на полосу встречного движения с технической неисправностью ножного тормоза, неравномерным давлением в шинах, износом протектора; если связан, в чем выразилась эта связь?

При установлении соответствия объективно-техническим данным сведений, сообщенных свидетелями, потерпевшими, обвиняемыми:

1. Соответствуют ли техническим расчетам показания свидетеля (потерпевшего, обвиняемого)?

2. Могут ли с технической точки зрения произойти события, которые описаны в показании свидетеля (потерпевшего, обвиняемого)?

При определении механизма и причин ДТП:

1. Каковы техническая причина и механизм данного ДТП?

2. Какие дорожные условия и скорость движения транспортного средства были в момент его заноса, не послужили ли они причиной заноса?

3. Какую обзорность и видимость имел водитель транспортного средства с заданного места расположения?

4. Каковы величины тормозного и полного остановочного пути данного транспортного средства в заданные промежутки времени и расстояния?

5. За какой промежуток времени данное транспортное средство преодолело заданное расстояние?

6. Не повлияли ли на величину нарастания замедления при экстренном торможении дефекты покрытия проезжей части и не явились ли они причиной ДТП?

7. Имеется ли причинная связь между действиями водителя, установленными следствием, судом или экспертом, и фактом столкновения (опрокидывания, наезда и т.п.)?

Не все данные, перечисленные в постановлении, могут понадобиться для производства экспертизы. С другой стороны, в ходе экспертного исследования могут потребоваться сведения, которые в постановлении отсутствуют. Поэтому объем и содержание исходных данных в каждом случае устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств ДТП и целей экспертного исследования.

Протокол осмотра места ДТП содержит описание и характеристику всех элементов места происшествия, которые были обнаружены в процессе осмотра. К ним относятся:

- участок дороги или улицы с их проезжей частью, тротуарами и обочинами; дорожное покрытие, его состояние (сухое, влажное, обледенелое) и особенности (трещины, выбоины, разрытия, колеи);

- окружающие предметы (осветительные мачты, деревья, дома, заборы);

- транспортные средства, их локализация на дороге и относительно друг друга;

- средства организации и регулирования движения (дорожные знаки, указатели, светофоры, местонахождение регулировщика, линии разметки).

Указывается также состояние погоды и видимость в момент осмотра. В протоколе фиксируют все размеры и расстояния, имеющие значение для расследования ДТП.

Схема ДТП представляет собой план местности с графическим изображением обстановки происшествия и является приложением к протоколу осмотра места ДТП. Схема фиксирует не только локализацию транспортных средств после происшествия, но и их примерное расположение перед происшествием и траекторию движения. Схема должна быть выполнена в масштабе, а изображение транспортных средств и других объектов привязано к постоянным неподвижным ориентирам: километровому указателю, мачте освещения, зданию, телеграфному столбу и т.п. На схеме положение транспортных средств определяется тремя размерами - один параллельно осевой линии дороги от переднего или заднего моста транспортного средства до выбранного ориентира; два - перпендикулярных этой линии от осей передних или задних колес до границы проезжей части (обочины).

Схема и протокол осмотра должны содержать точную характеристику следов колес на дорожном покрытии с указанием длины всех их участков: качения, юза, бокового скольжения.

Для более точного фиксирования обстановки места ДТП применяется фотосъемка, производимая по правилам судебной фотографии.

В протоколе осмотра и проверки технического состояния транспортных средств отмечаются их технические неисправности и повреждения. Особое внимание уделяется техническому состоянию агрегатов и систем автомобиля, влияющих на безопасность движения: тормозам, рулевому управлению, колесам и шинам, системам освещения и сигнализации. В протоколе указываются вид повреждений (вмятины, разрывы, трещины), их размеры и локализация. Должны быть зафиксированы объекты, которые могут помочь установлению обстоятельств ДТП: частицы грунта, посторонней краски, крови, волокна одежды, волосы и т.п.

Справка по ДТП содержит информацию о времени и месте происшествия, краткое его описание, информацию об автомобилях, участвовавших в ДТП, их водителях, очевидцах и пострадавших в результате происшествия.

Проведение автотехнической экспертизы осуществляется на основе определенных методов, которые представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. Обычно процесс производства судебной автотехнической экспертизы можно разделить на следующие этапы:

- ознакомление с постановлением, изучение материалов дела, уяснение задачи исследования и оценка исходных данных;

- построение информационной модели исследуемого ДТП;

- проведение расчетов, составление графиков и схем;

- оценка проведенных исследований, уточнение первоначальной модели ДТП;

- формулирование выводов;

- составление и оформление заключения.

На первом этапе эксперт знакомится с содержанием постановления о назначении экспертизы, изучает событие ДТП в том виде, в каком оно установлено следствием или судом, вопросы, на которые предстоит ответить. Далее эксперт анализирует материалы уголовного дела, обращая особое внимание на их полноту и отсутствие противоречащих друг другу данных. Если после изучения материалов эксперт придет к выводу о том, что их недостаточно для производства экспертизы или что в них имеются противоречия, эксперт извещает об этом орган, вынесший постановление, и запрашивает новые материалы.

В процессе исследования эксперт-автотехник мысленно воссоздает последовательность событий в ходе ДТП и действий его участников. В то же время он составляет план предстоящих исследований и перечень исходных данных, необходимых для проведения исследования. В соответствии с представленными материалами эксперт намечает примерную версию механизма исследуемого ДТП.

При исследовании эксперт-автотехник использует расчетные методы для определения параметров движения транспортных средств и пешеходов. Исходные данные он берет частично из постановления о назначении экспертизы и других материалов, предоставляемых следствием. Эти данные эксперт изменять не вправе, даже если их достоверность у него вызывает сомнение. О противоречиях и сомнениях в отношении исходных материалов эксперт должен отметить в своем заключении.

Недостающую для расчетов часть исходных данных эксперт выбирает из справочников, нормативных актов, методических рекомендаций и других источников. К числу выбираемых экспертом данных относятся:

- габаритные размеры транспортных средств, колея, база, масса, координаты центра тяжести, радиусы поворота;

- показатели тяговой динамичности транспортного средства (максимальные скорость и ускорение, время и путь разгона);

- коэффициенты продольного и поперечного сцепления шин с дорогой;

- коэффициент сопротивления качению;

- время реакции и водителя;

- время срабатывания тормозного привода;

- время увеличения замедления при торможении;

- КПД трансмиссии;

- коэффициент обтекаемости транспортного средства.

Значения этих данных являются усредненными и к данному происшествию относятся лишь косвенно, как наиболее вероятные. Поэтому, чем подробнее и точнее в исходных материалах, представленных следствием, будут охарактеризованы обстоятельства, от которых зависит возможность правильного выбора исходных данных, тем точнее результаты расчетов и достовернее выводы экспертизы.

Намечая первоначальную модель механизма ДТП, эксперт уточняет время и место происшествия, дорожную обстановку, направление движения транспортных средств и пешеходов и их расположение на дороге в различные моменты происшествия. Намеченная модель уточняется расчетами, которые позволяют установить состоятельность исходных данных и ответить на поставленные вопросы. При расчетах могут быть использованы аналитические, графоаналитические и графические методы. В настоящее время при производстве экспертиз широко применяется компьютерная техника, что освобождает эксперта от многочисленных однообразных и трудоемких операций, повышает производительность труда и надежность расчетов.

При построении информационной модели ДТП в качестве ее основы эксперты-автотехники обычно используют событие происшествия в изложении постановления о назначении экспертизы. В результате проведенного исследования эксперт может прийти к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного в постановлении. В таком случае он излагает свою версию и дает объяснение возникшим расхождениям.

Оформление результатов исследования. Ход исследования и результаты автотехнической экспертизы излагаются в заключении эксперта.

Во вводной части заключения в соответствии с требованиями ст. 204 УПК указываются все необходимые сведения об экспертном учреждении и об эксперте, которому поручено производство экспертизы, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследования и материалы, предоставленные для производства экспертизы, приводятся обстоятельства дела и исходные данные, имеющие значение для дачи заключения, с обязательным указанием источника их получения ("из протокола осмотра и проверки технического состояния транспортного средства", "из схемы ДТП" и т.п.), перечисляются использованные при исследовании справочно-нормативные документы (инструкции, приказы, руководства, справочники, методические пособия и т.п.) с указанием их наименования, номера, времени и места издания и т.д.

В исследовательской части заключения содержится описание процесса исследования и его результатов, дается научное объяснение установленным фактам. Каждому вопросу, решаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При исследовании нескольких вопросов, тесно связанных между собой, ход и результаты исследования помещаются в одном разделе. Излагаются сведения о состоянии объектов исследования и примененных методах; условиях проведения экспертного эксперимента; приводятся обоснования принятых значений технических величин при производстве расчетов; подробно отражается состояние следов и повреждений на транспортном средстве, их форма, размеры и другие идентификационные признаки. Описываются технические средства, использованные экспертом, все операции, которые производились над объектами исследования, приводятся результаты следственных действий (допросов, следственных экспериментов, осмотров), если они имели значение для выводов эксперта. Ход исследования описывается с такой подробностью, чтобы в случае необходимости можно было проверить правильность выводов, а исследование повторить.

Заканчивается исследовательская часть экспертной оценкой полученных результатов. В том случае, когда на некоторые из поставленных вопросов не удалось ответить, указываются причины этого.

Выводы эксперта излагаются в форме ответов на вопросы, поставленные перед экспертом органом, назначившим экспертизу. Ответы должны быть в той же последовательности, в которой вопросы приведены во вводной части. Если на некоторые из поставленных вопросов не представляется возможным дать ответы, причины этого указываются непосредственно в выводах или дается ссылка на исследовательскую часть заключения.

Выводы об обстоятельствах, способствовавших ДТП, по которым эксперту не были заданы вопросы, излагаются в конце заключения.

Литература

Выскребцов, В.Г. Комплексное экспертное исследование усталостных разрушений деталей транспортных средств: методич. пособие для экспертов / В.Г. Выскребцов [и др.]. М.: ВНИИСЭ, 1982.

Гардеман, В.Д. Техническая экспертиза разрушений деталей автомобилей / В.Д. Гардеман. Киев, 1976.

Илларионов, В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник для вузов / В.А. Илларионов. М.: Транспорт, 1989.

Коришков, И.К. Определение скорости автомобиля в момент наезда на пешехода: учеб. пособие / И.К. Коршаков, П.П. Чалкин, A.Л. Чубченко. М.: ЭКЦ МВД России, 1993.

Свод методических и нормативно-технических документов в области экспертного исследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий. М.: ВНИИСЭ, 1993.

Струков, В.М. Экспертное исследование изломов разрушенных деталей, влияющих на безопасность движения автотранспортных средств: методич. рекомендации / В.М. Струков, В.Е. Капитонов. М.: ЭКЦ МВД России, 1998.

Суворов, Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза / Ю.Б. Суворов. М., 2004.

Судебная автотехническая экспертиза. Назначение и производство судебной автотехнической экспертизы. М.: ВНИИСЭ, 1980. Ч. I.

Судебная автотехническая экспертиза. Теоретические основы и методики экспертного исследования при производстве автотехнической экспертизы. М.: ВНИИСЭ, 1980. Ч. II.

Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях (диагностические исследования). М.: ВНИИСЭ, 1988. Вып. II.


Сейчас читают про: