Система маркетингового планирования. Этапы процесса планирования маркетинга. Значение и этапы процесса контроля. Типы маркетингового контроля: контроль выполнения ежегодных планов, контроль прибыльности, контроль эффективности, стратегический контроль. Направления аудита маркетинга.
Содержание организации маркетинговой деятельности. Виды организационных структур службы маркетинга и их выбор. Взаимодействие службы маркетинга с другими подразделениями организации. Требования, предъявляемые к специалистам службы маркетинга.
1.2. Вопросы к итоговому контролю
1. Социально-экономическая сущность маркетинга.
2. Цели, принципы и функции маркетинга.
3. Концепции управления маркетингом.
4. Макросреда маркетинга.
5. Микросреда маркетинга.
6. Информация в маркетинге: значение, виды, источники образования, МИС.
7. Методы сбора первичной информации.
8. Маркетинговые исследования: понятие, виды, этапы.
9. Направления маркетинговых исследований.
10. Сегментация рынка: значение, процедура, уровни.
11. Признаки сегментирования потребительского и делового рынков.
12. Оценка привлекательности и отбор целевых сегментов (стратегии охвата рынка).
14. Понятие и структура товара.
16. Товарная марка: состав, функции, маркетинговые решения фирмы по переводу товаров в разряд марочных.
17. Упаковка: понятие, состав и функции.
18. Комплекс услуг для клиента: виды и формы организации.
19. Процесс разработки нового товара.
21. Маркетинговые решения фирмы на различных стадиях жизненного цикла товара.
24. Канал распределения: понятие, участники и функции.
25. Маркетинговые решения по формированию системы каналов распределения.
26. Выбор каналов распределения.
27. Товародвижение
28. Виды предприятий оптовой и розничной торговли.
29. Комплекс маркетинговых коммуникаций: состав и функции.
30. Этапы разработки эффективной коммуникации.
31. Реклама в маркетинговой деятельности.
32. Методы стимулирования продаж.
33. Паблик рилейшнз.
34. Личная продажа.
35. Выбор маркетинговых коммуникаций.
36. Виды организационных структур службы маркетинга и их выбор.
37. Процесс планирования маркетинга.
38. Контроль маркетинговой деятельности
2. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
Контрольная работа – одна из форм самостоятельной работы студентов, для написания которой необходимо:
§ выбрать номер варианта контрольного задания;
§ ознакомиться с содержанием темы, к которой относятся вопросы варианта, по программе курса;
§ подобрать и изучить соответствующие литературные источники.
Номер варианта контрольной работы выбирается в соответствии с начальной буквой фамилии студента.
| Начальная буква фамилии студента | Номер варианта |
| А, Б | |
| В, Г | |
| Д, Е, Ё | |
| Ж, З | |
| И, К | |
| Л, М | |
| Н, О | |
| П, Р | |
| С, Т | |
| У, Ф, Х | |
| Ц, Ч, Ш, Щ | |
| Э, Ю, Я |
После ознакомления с вопросами контрольного задания студенту следует обратиться к программе курса, которая представлена в разделе 1 методических указаний. Программа курса поможет студенту сформировать общее представление о содержании темы, к которой относятся вопросы задания, комплексно подойти к их раскрытию, а также избежать ошибок включения в ответ информации, выходящей за рамки поставленных вопросов.
Затем студент подбирает литературные источники и знакомится с их содержанием. Определённую помощь в этом окажут материалы раздела 4 методических указаний.
При выполнении контрольной работы необходимо учесть требования, предъявляемые к её содержанию и оформлению.
Задание контрольной работы включает три вопроса. Первые два вопроса носят теоретический характер. В ходе их раскрытия студенту необходимо показать знание литературы по соответствующим темам курса, умение грамотно, лаконично излагать усвоенный учебный материал, делать обобщения и формулировать выводы по освещаемым вопросам.
Третий вопрос – практический, он предполагает выполнение задания, которое развивает у студента навыки и умения систематизировать теоретический материал, а также проводить анализ маркетинговой деятельности на примере конкретной организации. Студент может использовать информацию о компании, в которой работает, или опыт другого предприятия, если этого требует задание.
В работе не следует выделять дополнительные разделы, в том числе введение и заключение, перегружать её второстепенной информацией. Она также не должна сводиться к переписыванию одного литературного источника или состоять из набора цитат различных авторов, которые не обобщены и не содержат комментарий студента.
Приводимые мнения различных учёных и практических работников, цифровые материалы обязательно сопровождаются правильно оформленными ссылками. Контрольная работа значительно выигрывает, если студент иллюстрирует её текст графиками, рисунками, таблицами.
При изложении материала необходимо использовать экономическую терминологию, а также применять только общепринятые сокращения.
Объём контрольной работы не должен превышать 12 – 15 страниц печатного текста, выполненного на бумаге формата А 4. Размер шрифта 14, шрифт Timens New Roman, межстрочный интервал 1,5.
В начале работы помещается титульный лист, затем указывается номер варианта и содержание вопросов контрольной. Далее последовательно размещаются разделы (вопросы) контрольной работы и библиографический список.
Каждый раздел контрольной работы должен быть выделен, заголовок раздела по тексту соответствовать формулировке вопроса в контрольном задании и в содержании.
Для правильного оформления контрольной работы студенту необходимо обратиться в методической разработке авторов Бойко Т. С., Рожков Ю. В. Научные работы: учебно-методическое пособие по написанию и оформлению научных работ для студентов, магистров, аспирантов всех форм обучения и специальностей. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009.
3. Варианты контрольных работ
Вариант 1
1. Цена в комплексе маркетинга: определение, этапы ценообразования, ценовые стратегии на «новые» и уже имеющиеся на рынке товары.
2. Стимулирование сбыта в системе маркетинговых коммуникаций: определение, цели стимулирования потребителей и посредников, основные виды и приёмы.
3. Изучите определения и особенности методов сбора первичной информации, применяемых в ходе проведения маркетинговых исследований. Заполните аналитическую таблицу, сформулировав основные характеристики каждого метода:
| Метод сбора информации | Определение | Достоинства | Недостатки |
Приведите примеры использования данных методов для сбора первичной маркетинговой информации в Вашей организации.
Вариант 2
1. Маркетинговые исследования: сущность, виды и способы организации.
2. Основные концепции управления маркетинговой деятельностью.
3. Определите, какие группы критериев и переменного сегментирования потребительского рынка можно использовать продавцам следующих товаров (выбрать один из перечня):
- мороженое;
- зубная паста;
- услуги ветеринара;
- морозильные камеры.
Опишите профили сегментов, которые образуют целевой рынок Вашей компании.
Вариант 3
1. Маркетинг как концепция рыночного управления: сущность, принципы, цели и функции.
2. Понятие и функции канала распределения. Решения, связанные с формированием каналов распределения.
3. Установите соответствие примера решению о семейственности марки:
| Решение о семейственности марки | Марочное название |
| 1. Индивидуальное марочное название товара | А. «Сони» |
| 2. Единое марочное название для всех товаров, выпускаемых фирмой | Б. «Тойота-Королла» |
| 3. Коллективное марочное название для товарных семейств | В. «Магги» |
| 4. Название фирмы в сочетании с индивидуальным названием товара | Г. «Птичье молоко» |
| Д. «Колгейт» | |
| Е. «Ниссан – Блюберд» | |
| Ж. конфеты «Мишка косолапый» | |
| З. торт «Киевский» |
Определите, какое решение о семейственности марки использует Ваша компания. (Если в компании отсутствует марочный товар, то предложите своё решение и обоснуйте его).
Вариант 4
1. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций: сущность, особенности и краткая характеристика основных видов.
2. Маркетинговая среда: понятие и характеристика элементов маркетинговой микросреды.
3. Какие виды каналов распределения целесообразно создавать для реализации следующих товаров:
- молоко и соки в тетрапаках;
- холодильники и пылесосы, рассчитанные на средний сегмент рынка;
- товары, подчёркивающие имидж.
Проанализируйте структуру, определите длину и ширину канала распределения, по которому продукция, реализуемая Вашей компанией, доводится от производителя до конечного потребителя. Сделайте вывод о типе распределительной системы (вертикальная маркетинговая система, горизонтальная система, традиционный канал).
Вариант 5
1. Позиционирование товара: сущность, значение, основные подходы (параметры) для позиционирования.
2. Виды организационных структур службы маркетинга и их выбор.
3. Проанализируйте основные виды маркетинговых коммуникаций и дайте их характеристику, заполните следующую таблицу:
| Вид маркетинговых коммуникаций | Определение | Роль и цель в комплексе маркетинговых коммуникаций | Средства, методы | Основные целевые аудитории |
| Реклама | ||||
| Персональные продажи | ||||
| Стимулирование сбыта | ||||
| Паблик рилейшнз |
Какие виды и средства маркетинговых коммуникаций использует Ваша компания? Каковы критерии выбора средств коммуникации?
Вариант 6
1. Персональные продажи в системе маркетинговых коммуникаций: сущность, особенности, характеристика основных видов.
2. Характеристика основных этапов маркетингового исследования.
3. Выберите признаки и переменные сегментирования на потребительском рынке. Установите соответствие переменных группам признакам сегментации на этом рынке
| Признак сегментации | Переменная |
| Географические | Социальный класс |
| Возраст | |
| Климат | |
| Психографические | Религия |
| Искомая выгода | |
| Поведенческие | Тип личности |
| Отношение к риску | |
| Демографические | Политика закупок и оплаты |
| Отрасль | |
| Операционные | Средний класс |
| Профессия | |
| Практика закупок | Повод для совершения покупки |
| Степень приверженности марке | |
| Ситуационные факторы | Жизненный цикл семьи |
| Отношение к товару или марке |
Определите, по каким признакам сегментирует рынок Ваша компания? Какую стратегию охвата рынка использует компания (аргументируйте ответ)?
Вариант 7
1. Модели, используемые при разработке стратегии маркетинга (матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ), матрица «Дженерал-Электрик»).
2. Контроль маркетинговой деятельности: задачи, этапы, типы контроля.
3. Дайте характеристику концепций управления маркетинговой деятельностью, заполните таблицу:
| Концепция, период | Ориентация потребителя | Основной объект внимания компании | Основная цель компании | Средства достижения цели |
| Производственная (конец XIX века – начало 30-х годов XX века) | Доступность товара | Количество товара и низкие цены | Получение прибыли за счёт роста объема производства и реализации недорого товара | Совершенствование (наращивание) производства, снижение себестоимости продукции и расширение сбытовой сети |
| и т.д. |
Какую концепцию управления маркетинговой деятельностью применяет (должна применять) Ваша фирма? Обоснуйте своё утверждение.
Вариант 8
1. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) и маркетинговые решения компании, принимаемые на различных этапах ЖЦТ.
2. Товарная марка: понятие, основные элементы, функции. Решения по переводу товара в разряд марочных.
3. Установите соответствие элементов макросреды маркетинга группе факторов и правильно заполните таблицу:
| Группа факторов | Факторы, влияющие на фирму |
| Политико-правовые | Мировой финансовый кризис |
| Рост рождаемости | |
| Экономические | Торговля через интернет-магазины |
| Вхождение России в ВТО | |
| Социально-демографические | Повышение зимних температур |
| Рост численности россиян, владеющих иностранными языками | |
| Научно-технологические | Рост числа военных конфликтов в мире или стране |
| Применение нано-технологий в производстве | |
| Природно-климатические | Подписание договора о дружбе и сотрудничестве между странами |
| Культурные |
Определите, какие факторы макросреды оказывают наибольшее влияние на деятельность Вашей компании последние 3 года. В чём проявилось это влияние?
Вариант 9
1. Сущность сегментации рынка. Признаки сегментации делового и потребительского рынков. Критерии эффективного сегментирования.
2. Паблик рилешнз в системе маркетинговых коммуникаций фирмы: сущность, особенности, основные формы организации взаимодействия с различными группами общественности.
3. Установите, к какому уровню товара относятся приведённые ниже характеристики и заполните следующую таблицу:
| Уровень товара | Характеристика |
| 1. Товар по замыслу | |
| 2. Товар в реальном исполнении | |
| 3. Товар с подкреплением |
Характеристики: Обогащённый витаминами, пастеризованный, срок хранения 3 месяца, тетрапак, доставка на дом, возможность покупки в кредит, «Добрый», купон на скидку, защищает от бактерий и утоляет голод, напиток.
Проведите трёхуровневый анализ товара Вашей компании. Определите, в чём состоит его уникальность? Обоснуйте своё решение.
Вариант 10
1. Товар в маркетинговой деятельности: понятие, структура (уровни), классификация товаров на потребительском и деловом рынке.
2. Потребительский рынок: характеристика, факторы, влияющие на поведение покупателя.
3. Охарактеризуйте типы контроля маркетинговой деятельности, заполнив следующую таблицу:
| Тип контроля | Цель | Анализируемые показатели (направления) | Кто проводит контроль |
Определите, какие типы контроля маркетинговой деятельности осуществляются в Вашей организации?
Вариант 11
1. Оценка привлекательности рыночных сегментов и выбор стратегии охвата рынка.
2. Деловой рынок: характеристика, факторы влияющие на поведение покупателя.
3. Установите соответствие характеристик стадиям жизненного цикла товара (ЖЦТ) и правильно заполните таблицу:
| Стадия ЖЦТ | Характеристика |
| Рост | Высокая себестоимость продукции |
| Появление или активизация крупных конкурентов | |
| Спад | Появление убытков |
| Появление и быстрый рост прибыли | |
| Покупатели-новаторы | |
| Зрелость | Покупатели-консерваторы |
| Небольшой рост объёма продаж, отсутствие прибыли | |
| Внедрение | Информирующая реклама с высокой частотой выхода |
| Варианты товара, с ориентацией на разные сегменты рынка |
Определите, на каком этапе жизненного цикла находятся основные товары, предлагаемые Вашей компанией.
Вариант 12
1. Этапы процесса разработки новых товаров.
2. Методы сбора и анализ первичной и вторичной информации при проведении маркетинговых исследований.
3. Рассмотрите стратегии ценообразования на новые товары и товары, уже существующие на рынке. Заполните таблицу, используя пример:
| Стадия ЖЦТ | Стратегия | Сущность | Цель ценообразования | Условия применения |
| Новый товар | Высокий уровень цен, «снятие сливок» | Максимально высокий для выбранного сегмента уровень цены | Получение максимального объёма прибыли на той части покупателей, для которых товар имеет наибольшую ценность для более быстрого возмещения затрат | Практически отсутствует конкуренция. Имеется потребитель заинтересованный в товаре и желающий приобрести его первым. Используется на короткий период |
| Товар, существующий на рынке в определённый период |
Определите, какие факторы оказывают влияние на установление цен на товары, предлагаемые Вашей компанией. Какие ценовые стратегии использует ваша компания.
Основная литература
1. Армстронг Г. Основы маркетинга: профессиональное издание: учебник / Г. Армстронг – М.: Вильямс, 2009.
2. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга / Ф. Котлер, В. Вонг, Дж. Сондерс, Г. Армстронг. – М.: Вильямс, 2011.
3. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. – СПб.: Питер, 2010.
4. Беленко О. Ф. Маркетинг: Электронное учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины / Н. М. Герасименко, А. Н. Король, С. А. Пиханова – 2-е изд. доп. и изм. – Хабаровск: ХГАЭП, 2008.
5. Маркетинговые коммуникации: учебник / А. Н. Король, Н. М. Герасименко, С. А. Пиханова и др.; под ред. А. Н. Короля. – Хабаровск, 2007.
Дополнительная литература
1. Алёшина И. В. Поведение потребителей: учебник / И. В. Алёшина. – М.: Экономистъ, 2006.
2. Альтшулер И. Г. Стратегия и маркетинг. Две стороны одной медали, или Просто о сложном / И. Г. Альтшулер. М.: Дело, 2010
3. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учеб. для вузов / Г. Ассель. – М.: ИНФРА-М.2001.
4. Багиев Г. Л. Маркетинг: учебник / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008..
5. Басова С. Н. Маркетинг услуг: учеб. пособие / С. Н. Басова. Хабаровск: ХГАЭП, 2006.
6. Блэкуэлл Р. Д. Поведение потребителей / Р. Д. Блэкуэлл, Д. Ф. Энджел, П. У. Миниард. – 10-е изд. – СПб.: Питер 2012.
7. Вебер Л. Эффективный маркетинг в Интернете. Социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети / Л. Вебер. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.
8. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебник / Е. П. Голубков. – 4-е изд. доп. и перераб. – М.: Финпресс, 2008.
9. Годин А. М. Маркетинг: учебник / А. М. Годин. – М.: Дашков и Ко, 2011.
10. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / П. Дойль, Ф. Штерн. – СПб.: Питер, 2007.
11. Дурович А. Маркетинг. Курс интенсивной подготовки / А. Дурович. – Минск: Современная школа, 2010.
12. Иган Дж. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений: учебник / Дж. Иган. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2008.
13. Капон Н. Управление маркетингом: учебник для вузов / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. – СПб: Питер, 2010.
14. Карпова С. В. Маркетинг: учебн. пособие для бакалавров / С. В. Карпова – М.: Феникс 2011.
15. Король А. Н. Реклама и маркетинговые коммуникации фирмы / А. Н. Король. – Хабаровск: НОУ ВПО «ДВИМБП», 2005.
16. Котлер Ф. Латеральный маркетинг: технология поиска революционных идей / Ф. Котлер, Ф. Триас де Бес: пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2010.
17. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - 12-е изд. – СПб.: Питер, 2012.
18. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я / Ф. Котлер. – М.: Альпина Паблишерс, 2010.
19. Кретов И. И. Товарные стратегии и марочные технологии в современном маркетинге: учеб.-практ. пособие / И. И. Кретов, Н. П. Карягин. – М.: Экономисть, 2005.
20. Ландреви Ж. Меркатор. Теория и практика маркетинга: в 2 т. / Ж. Ландреви, Д. Линдон, Ж. Леви. – М.: МЦФЭР, 2007.
21. Лысова Н. А. Управление ценами / Н. А. Лысова., Л. Ф. Чернова – 2-е изд. пер. и доп. – М.: КНОРУС, 2009.
22. Мазилкина Е. И. Маркетинговые коммуникации: учеб. пособие / Е. И. Мазилкина. – М.: Эксмо, 2010.
23. Малхотра Н. К. Маркетинговые исследования: практ. руководство / Н. К. Малхотра. – М.: Вильямс, 2006.
24. Маркетинг: большой толковый словарь/ под ред. А. П. Панкрухина – М.: Омега Л, 2011.
25. Маркетинг: учебн. пособие / под ред. Т. Н. Парамоновой. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.
26. Маркетинг XXI век: учеб.-практ. пособие / М. Ландсбаум: пер. с англ. – М.: Проспект, 2006.
27. Малашенко Н. П. Маркетинг на потребительском рынке: учебн. пособие / Н. П. Малашенко. – М.: Омега-Л, 2011.
28. Бронникова Т. С. Маркетинг: теория, методика, практика: учеб. пособие / Т. С. Бронникова. – М.: КНОРУС, 2007.
29. Маслова Т. Д. Маркетинг: учебник / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. - 4-е изд. – СПб.: Питер, 2012.
30. Музыкант В. Маркетинговые основы управления коммуникациями / В. Музыкант. – М.: Эксмо, 2008.
31. Панкрухин А. П. Маркетинг: большой толковый словарь / А. П. Панкрухин. – М.: Норма, 2011.
32. Панкрухин А. П. Маркетинг: учебник / А. П. Панкрухин – М.: Омега-Л, 2009.
33. Перцовский Н. И. Маркетинг. Краткий толковый словарь основных маркетинговых понятий и современных терминов / Н. И. Перцовский. – М.: Дашков и Ко, 2010.
34. Пичурин И. И. Основы маркетинга. Теория и практика: учеб. пособие / И. И. Пичурин. – М.: ЮНИТИ, 2011.
35. Росситер Д. Реклама и продвижение товаров / Р. Росситер, Л. Перси. – СПб.: Питер, 2000.
36. Романов А. А. Маркетинг: учеб. пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. – М.: Дашков и Ко, 2011.
37. Соловьёв Б. А. Маркетинг: учебник / Б. А. Соловьёв, Б. В. Мусатов, А. А. Мешков. – М.: Инфра-М, 2010.
38. Токарев Б. Е. Маркетинговые исследования: учебник / Б. Е. Токарев. – М.: Экономисть, 2007.
39. Траут Д. Позиционирование: битва за умы / Дж. Траут, Эл. Райс. – М.: Питер, 2007.
40. Уайт С. Основы маркетинга: полное руководство / С. Уайт; пер. с англ. И. К. Бельченко. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
41. Ходяченко В. Б. Маркетинг в деятельности российских предприятий и оргнизаций / В. Б. Ходяченко, О. А. Слободина. – СПб.: ЦРУ, 2007.
42. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования / Г. А. Черчилль, Т. Д. Браун. – СПб.: Питер, 2007.
43. Штерн Л. Р. Маркетинговые каналы / Л. Р. Штерн, А. И. Эль-Ансари, 5-е изд.: пер. с англ. – М.: Вильямс, 2002.
44. Ядин Д. Международный словарь маркетинговых терминов / Д. Ядин. – М.: Баланс Бизнес Бук, 2008.
Светлана Анатольевна Пиханова
Ольга Фёдоровна Беленко
МАРКЕТИНГ
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов бакалавриата II – III курсов всех направлений и профилей подготовки
заочной формы обучения
Редактор Г. С. Одинцова
_______________________________________________________________
Подписано в печать Формат 60×84/16. Бумага писчая.
Печать цифровая. Усл. п.л. 1,4 Уч.-изд. л. 1,0
Тираж 100 экз. Заказ № _____
_______________________________________________________________
680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, Х