Лабораторная работа № 3

Векторное произведение двух векторов.
Смешанное произведение трех векторов

1. Цель работы

Приобретение умений вычислять векторное и смешанное произведения векторов, решать задачи на геометрический и физический смысл.

2. Содержание работы

1) Вычислите векторное произведение векторов и (табл. 1). Решение оформите в тетради.

2) Вершины пирамиды находятся в точках A, B, C и D. Вычислите площадь указанной грани (табл. 2). Решение оформите в тетради.

3) Сила приложена к точке B. Найдите модуль момента силы относительно точки А (табл. 3). Решение оформите в тетради.

4) Вычислите смешанное произведение векторов , и (табл. 1). Являются ли они компланарными? Решение оформите в тетради.

5) Найдите объем пирамиды ABCD (табл. 2). Решение оформите в тетради и сдайте на проверку.

3. Общие сведения и примеры выполнения заданий

Векторным произведением вектора на вектор называется вектор , удовлетворяющий трем условиям:

1)

2) вектор одновременно ортогонален вектору и

3) направление вектора таково, что если смотреть с его конца, то поворот от к на угол j совершается против часовой стрелки (рис. 1).

 
 


Рис. 1

Свойства векторного произведения:

1) ,

2) т.т.т. – условие коллинеарности в векторной форме,

3) ,

4) .

Пусть векторы и , тогда координаты вектора вычисляются по формуле:

. (1)

Пример 1. Найдите координаты вектора , если , .

Решение. По формуле (1) получим:

.

Ответ: .

Геометрический смысл векторного произведения состоит в том, что его длина численно равна площади параллелограмма, построенного на векторах и как на сторонах, т.е.

. (2)

Отсюда следует, что площадь треугольника, двумя сторонами которого служат векторы и равна

. (3)

Пример 2. Найдите площадь треугольника с вершинами А (1; 2; 0), В (3; 2; 1), С (–2; 1; 2).

Решение. Найдем координаты любых двух векторов, имеющих общее начало. Например, и .

Теперь вычислим векторное произведение векторов и по формуле (1):

.

Длина вектора равна:

.

Т.о. площадь D АВС по формуле (3) будет равна:

(кв. ед.).

Ответ: кв. ед.

Физический смысл векторного произведения состоит в том, что вращающий момент (ед. изм.: Ньютон×метр) относительно точки A силы , приложенной к точке B, представляет собой векторное произведение вектора на вектор (рис. 2), т.е.

(4)

 
 


Рис. 2

Пример 3. Сила приложена к точке B (0; 2; 1). Определите момент этой силы относительно точки A (–1; 2; 3).

Решение. Найдем координаты вектора : . Вычислим векторное произведение векторов и по формуле (1):

.

Согласно формуле (4) момент .

Ответ: .

Смешанным произведением трех векторов , и называется число, обозначаемое и равное скалярному произведению вектора на вектор , т.е. .

Пусть векторы , и , тогда смешанное произведение вычисляется по формуле:

. (5)

Пример 4. Найдите смешанное произведение векторов , , .

Решение. Согласно формуле (5) получим:

.

Ответ: .

Геометрический смысл смешанного произведения трех векторов состоит в том, что его модуль численно равен объему параллелепипеда, построенного на этих векторах как на ребрах (рис. 3):

. (6)

Если на трех векторах строить треугольную пирамиду, то:

. (7)

 
 


Рис. 3

Пример 5. Вычислите объем пирамиды с вершинами в точках A 1(5; 1; –4), A 2(1; 2; –1), A 3(3; 3; –4), A 4(2; 2; 2).

Решение. Найдем координаты трех векторов, имеющих общее начало. Например, , , .

По формуле (5) вычислим смешанное произведение этих векторов:

.

Тогда по формуле (7) объем пирамиды равен:

(куб. ед.).

Ответ: куб. ед.

Условием компланарности трех векторов является равенство:

или . (8)

Пример 6. Докажите, что три вектора , , компланарны.

Решение. Проверим выполнимость равенства (8):

. Что и требовалось доказать.

4. Индивидуальные задания

Таблица 1

№ вар.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2

№ вар. A B C D Грань
  (3; 4; 5) (1; 2; 1) (–2; –3; 6) (3; –6; –3) ACD
  (–7; –5; 6) (–2; 5; –3) (3; –2; 4) (1; 2; 2) BCD
  (1; 3; 1) (–1; 4; 6) (–2; –3; 4) (3; 4; –4) ACD
  (2; 4; 1) (–3; –2; 4) (3; 5; –2) (4; 2; –3) ABD
  (–5; –3; –4) (1; 4; 6) (3; 2; –2) (8; –2; 4) ACD
  (3; 4; 2) (–2; 3; –5) (4; –3; 6) (6; –5; 3) ABD
  (–4; 6; 3) (3; –5; 1) (2; 6;–4) (2; 4; –5) ACD
  (7; 5; 8) (–4; –5; 3) (2; –3; 5) (5; 1; –4) BCD
  (3; –2; 6) (–6; –2; 3) (1; 1; –4) (4; 6; –7) ABD
  (–5; –4; –3) (7; 3; –1) (6; –2; 0) (3; 2; –7) BCD
  (3; –5; –2) (–4; 2; 3) (1; 5; 7) (–2; –4; 5) ACD
  (7; 4; 9) (1; –2; –3) (–5; –3; 0) (1; –3; 4) ABD
  (–4; –7; –3) (–4; –5; 7) (2; –3; 3) (3; 2; 1) BCD
  (–4; –5; –3) (3; 1; 2) (5; 7; –6) (6; –1; 5) ACD
  (5; 2; 4) (–3; 5; –7) (1; –5; 8) (9; –3; 5) ABD
  (–6; 4; 5) (5; –7; 3) (4; 2; –8) (2; 8; –3) ACD
  (5; 3; 6) (–3; –4; 4) (5; –6; 8) (4; 0; –3) BCD
  (5; –4; 4) (–4; –6; 5) (3; 2; –7) (6; 2; –9) ABD
  (–7; –6; –5) (5; 1; –3) (8; –4; 0) (3; 4; –7) BCD
  (7; –1; –2) (1; 7; 8) (3; 7; 9) (–3; –5; 2) ACD
  (5; 2; 7) (7; –6; –9) (–7; –6; 3) (1; –5; 2) ABD
  (–2; –5; –1) (–6; –7; 9) (4; –5; 1) (2; 1; 4) BCD
  (–6; –3; –5) (5; 1; 7) (3; 5; –1) (4; –2; 9) ACD
  (7; 4; 2) (–5; 3; –9) (1; –5; 3) (7; –9; 1) ABD
  (–8; 2; 7) (3; –5; 9) (2; 4; –6) (4; 6; –5) ACD
  (4; 3; 1) (2; 7; 5) (–4; –2; 4) (2; –3; –5) ACD

Таблица 3

№ вар. А В
  {5; –3; 9} (2; 6; 5) (3; 4; –6)
  {–3; 1; –9} (9; 5; –7) (6; –3; 5)
  {2; 19; –4} (6; –4; –1) (5; 3; 4)
  {–4; 5; –7} (7; 0; –3) (4; –2; 3)
  {4; 11; –6} (4; –2; –3) (3; 5; 1)
  {3; –5; 7} (0; 4; 3) (2; 3; –5)
  {5; 4; 11} (4; 2; –6) (6; 1; –5)
  {–9; 5; 7} (4; –3; 5) (1; 6; –3)
  {6; 5; –7} (4; 9; –6) (7; –6; 4)

Продолжение табл. 3

№ вар. А В
  {–5; 4; 4} (2; –4; 1) (3; 7; –5)
  {4; 7; –3} (8; 5; –4) (5; –4; 2)
  {2; 2; 9} (2; 4; 0) (4; 2; –3)
  {9; –3; 4} (4; 6; –5) (–5; 4; –2)
  {5; –2; 3} (2; –3; –6) (7; 1; –5)
  {3; –5; 4} (5; 6; –3) (–3; 5; 9)
  {–10; 6; 5} (4; 7; –5) (4; –5; 9)
  {5; –3; 1} (3; 8; –5) (–5; 3; 7)
  {–5; 8; 4} (0; 7; 4) (2; –4; 7)
  {7; –5; 2} (6; 4; –3) (–3; 2; 0)
  {3; –4; 2} (4; –1; –4) (5; 3; –7)
  {4; –2; –5} (4; 5; –3) (–3; 2; –6)
  {7; 3; –4} (4; –2; 11) (–7; 2; 5)
  {9; –4; 4} (4; –5; 9) (5; –4; 3)
  {6; –4; 5} (7; –3; 6) (–5; –4; 2)
  {5; 5; –6} (8; –1; 7) (–9; 4; 7)
  {7; –6; 2} (6; –2; 7) (3; –6; 1)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: