Взаимосвязь оперативного и финансового бюджетов

Бюджет – это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые необходимо привлечь для достижения данной цели».

Фактический бюджет предприятия представляет собой план в денежном выражении, принятый на один год, с разбивкой на четыре квартала. Как правило, бюджет разбивается на месяцы, а иногда – на недели.

Бюджет служит инструментом для управления доходами, расходами и прибылью предприятия.

Разработка бюджета состоит из следующих этапов:

- постановка задачи и сбор информации, необходимой для разработки бюджета;

- изучение и анализ имеющейся информации; обобщение и анализ фактических результатов прошлого периода; расчет научнообоснованных показателей деятельности предприятия; формирование бюджета;

- экспертиза и оценка проекта бюджета;

- принятие и утверждение бюджета.

При формировании бюджета должны соблюдаться следующие требования:

1) бюджет является обобщающим планом в натуральных и стоимостных показателях;

2) бюджет должен быть сбалансированным по всем показателям;

3) производственные задания должны быть напряженными, но выполнимыми;

4) в разработке бюджета должны принимать участие лица, ответственные за его выполнение;

5) бюджет должен быть составлен с учетом существующих форм отчетности в целях обеспечения сопоставимости показателей;

6) изменения, вносимые в бюджет в течение бюджетного периода, должны обсуждаться и утверждаться лицами, ответственными за его составление и принятие.

Бюджетирование или сметное планирование предполагает разработку главного бюджета, бюджетов (смет) функций (направлений) деятельности, смет структурных подразделений.

Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы предприятия, состоящий:

- из плана прибылей и убытков;

- прогноза денежных потоков;

- бюджетного бухгалтерского баланса.

Главный бюджет состоит из двух частей: финансового бюджета и оперативного бюджета.

 

 

Оперативный бюджет Финансовый бюджет

Бюджетный отчет Смета

о прибылях и убытках капитальных затрат

Смета Смета Бюджет

себестоимости коммерческих денежных средств

продукции расходов

 

Смета Бюджетный

общехозяйственных расходов бухгалтерский баланс

 

После того, как объем продаж установлен, разрабатывается производственный бюджет. Производственный бюджет является основанием для расчета закупки сырья и материалов, необходимых для производства продукции; трудовых затрат; общепроизводственных расходов. В соответствии с производственным бюджетом готовят сметы коммерческих расходов и общехозяйственных расходов.

Смета производственной себестоимости продукции рассчитывается на основании: сметы затрат на сырье и материалы; сметы по труду; сметы общепроизводственных расходов.

Смета затрат на сырье и материалы представляет собой совокупные затраты по всем видам сырья и материалов, которые планируется израсходовать на производство продукции в заданном плановом периоде. Потребность в материалах принимается с учетом остатков складских запасов. Затраты планируются с вычетом стоимости возвратных материальных отходов.

Смета по труду. Цель данного документа – предоставление исчерпывающей информации о расходах на основную и дополнительную заработную плату персонала, занятого в производстве. В смете определяется время в часах, необходимое для изготовления запланированного объема продукции. На основании установленных тарифных ставок и окладов, с учетом сложности и трудоемкости работ и квалификации работников определяются затраты труда в денежном выражении.

Смета общепроизводственных расходов представляет собой планируемые расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений; оплату работников, занятых обслуживанием производства, и др.

Смета коммерческих расходов представляет собой план расходов, связанных со сбытом продукции и услуг, включая упаковку, транспортировку, рекламу, заработную плату работникам отдела реализации и др.

Смета общехозяйственных расходов. Рассчитываются плановые расходы на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом.

На основании подготовленных смет рассчитывается план прибылей и убытков, который является последним шагом при подготовке операционного бюджета.

Бюджетный отчет о прибылях и убытках (план прибылей и убытков) включает в себя следующие показатели:

- выручка от реализации продукции;

- себестоимость реализуемой продукции;

- валовая прибыль (убыток) (выручка минус себестоимость);

- коммерческие расходы;

- общехозяйственные расходы;

- прибыль (убыток) от продаж («валовая прибыль» (убыток) минус коммерческие расходы, минус общехозяйственные расходы).

Второй составной частью главного бюджета является финансовый бюджет. В конечном итоге он представляет собой бюджетный баланс активов и пассивов предприятия. Все количественные оценки доходов и расходов, представленные в операционном бюджете, в финансовом бюджете трансформируются в денежные. Основная цель финансового бюджета - отражение плановых источников поступления финансовых средств и пути их использования. Финансовый бюджет состоит:

- из сметы капитальных затрат;

- бюджета денежных средств;

- бюджетного бухгалтерского баланса.

Смета капитальных расходов представляет собой план по формированию источников инвестиционных ресурсов и направлениям капитальных вложений, связанных с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, земельных участков; реконструкций, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий и т.п.

Бюджет денежных средств. Этот документ представляет собой планируемые поступления денежных средств и различные платежи, которые необходимо осуществить в заданном планируемом периоде.

Бюджетный бухгалтерский баланс представляет собой прогнозируемые остатки на бухгалтерских счетах на начало и конец планируемого периода, записанные в форме бухгалтерского баланса активов и пассивов.

4. Статистические и гибкие бюджеты

Существует два вида бюджетов – статистические и гибкие.

Статистический бюджет – это твердый план, в котором доходы и расходы планируются исходя только из заданного объема реализации. Исполнение бюджета контролируется по фактическим показателям без каких-либо корректировок.

Статистический бюджет позволяет оценить только абсолютные показатели исполнения бюджета. Отражает факт полученного результата. Статистические бюджеты используются для внутрихозяйственных служб, в подразделениях, работа которых не зависит от объемов производства или реализации продукции. Предназначен для определенного уровня деловой активности предприятия, он не может использоваться для контроля затрат при изменении уровня активности. Провести детальный анализ результатов деятельности предприятия, используя статистический бюджет, невозможно. Поэтому на практике чаще используется гибкий бюджет.

Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов в зависимости от изменения объемов. Предоставляет более объективные данные для анализа выполнения плановых заданий. Гибкий бюджет можно использовать как для планирования, так и для анализа и оценки различных хозяйственных ситуаций в условиях возможных непредвиденных обстоятельств.

 

 

5. Основные принципы разработки бюджета предприятия

5.1. Бюджет продаж. Производственная программа

Первый этап составления бюджета предприятия – принятие программы сбыта или бюджета продаж. Для подготовки бюджета продаж используются различные оценки предполагаемого спроса на выпускаемую продукцию:

- экспертные оценки специалистов отдела сбыта;

- статистические прогнозы на основе спроса за прошлые сопоставимые периоды;

- сложные эконометрические модели и методики.

Бюджет продаж планируется по каждому виду продукции, в нем представлен прогноз совокупного дохода. Бюджет продаж является основой всех других бюджетов (смет). На базе его составляется бюджет денежных средств, так как он напрямую зависит от наличных поступлений за реализованную продукцию. Смета расходов предприятия также зависит от полученных доходов и объемов производства. Смета расходов на продажу не может планироваться без учета объемов продаж.

Бюджет продаж служит отправной точкой процесса подготовки производственной программы предприятия.

Производственная программа составляется в количественных показателях. При составлении производственной программы следует учитывать планируемое количество готовых изделий на складе на начало и конец периода. Из бюджета продаж выбирается объем реализации по каждому изделию и рассчитывается объем производства: (Объем производства = Объем реализации – Запасы на начало периода + Запасы на конец периода).

Производственная программа разрабатывается по кварталам и месяцам для каждого производственного подразделения по каждому виду изделий (в данном случае будут планироваться также размеры изделий).

 

5.2. Планирование использования материалов и затрат

По их приобретению

Представляет собой расчет сметы использования материалов, необходимых для выполнения производственной программы.

На практике смета использования основных материалов представляет собой довольно объемный расчет, содержащий сведения по полному ассортименту планируемой к выпуску продукции и максимально полному перечню используемых материалов. Планируется месячное, недельное и, если необходимо – дневное использование материалов и доводится до производственных подразделений предприятия.

Смета использования основных материалов служит основой для составления сметы затрат на приобретение основных материалов.

Статья затрат производства представлена сметой по труду производственных рабочих. Смета по труду готовится для каждого производственного подразделения. В смете указываются нормы использования времени на изготовление одного изделия, а также ставки почасовой заработной платы работников.

 

5.3. Планирование трудовых затрат

Затраты времени на изготовление единицы продукции и ставки почасовой заработной платы разрабатываются и устанавливаются плановым отделом на базе контрольного раскроя и пошива изделий.

 

5.4. Планирование общепроизводственных расходов

Расчет затрат времени основных производственных рабочих, достаточного для выполнения годовой производственной программы, а также затрат времени по цехам необходим для составления сметы общепроизводственных накладных расходов. Общепроизводственные накладные расходы делятся на регулируемые и нерегулируемые.

Сметная почасовая ставка распределения совокупных накладных расходов по цехам определяется путем деления совокупных цеховых затрат на годовые затраты рабочего времени по цехам производства.

 

5.5. Смета производственной себестоимости продукции

Для расчета плановой производственной себестоимости продукции достаточно:

- выбрать показатели объема производства и использования основных материалов на единицу продукции из сметы использования основных материалов;

- выбрать планируемые цены на основные материалы из сметы затрат на приобретение основных материалов;

- «собрать» все затраты из сметы по труду производственных рабочих и сметы общехозяйственных расходов.

Расчет себестоимости производится на единицу выпускаемой продукции и на весь выпуск продукции по наименованиям.

После расчета производственной себестоимости следует сравнить полученные цифры с плановыми ценами продаж. Необходимо, чтобы производственная себестоимость изделий была ниже плановых цен.

 

5.6. Смета общехозяйственных (административно-управленческих)




double arrow
Сейчас читают про: