double arrow

Тема 3. Туристический рынок и спрос (4 часа) 6 страница

7. лизингодатель имеет возможность изыскивать дополнительные финансовые ресурсы для продолжения и расширения деятельности, закладывая сданное в лизинг имущество или уступая право требования лизинговых платежей;

8. лизинг направляет финансовые ресурсы непосредственно на приобретение материальных активов, тем самым, снимая проблему нецелевого использования кредитных средств;

9. инвестиции в производственное оборудование посредством лизинга гарантирует генерирование дохода, покрывающего обязательства по лизингу.

 

Преимущества лизинга для продавца лизингового имущества:

 

1. продавец предмета лизинга получает дополнительные возможности сбыта своей продукции;

2. сделка для продавца выглядит менее рисковой, так как лизингодатель берет на себя риск возврата стоимости имущества через лизинговые платежи.

 

Для банков участвующих в лизинговых операциях следующие преимущества:

 

1. первое, на что указывают банки, – это значительные налоговые преимущества, которые позволяют значительно снизить стоимость сделки. Именно этот фактор способствовал развитию лизинга в западных странах. Более низкая стоимость сделки дает возможность повысить вероятность осуществления проектов и снижает бремя долгов для заемщиков, и, как результат, повышает качество предоставляемых займов;

2. второе преимущество, действующие на территории России в настоящее время, заключается в том, что законодательные акты недостаточно проработаны для того, чтобы принятая процедура по обращению взыскания на обеспечение не превращалась в затруднительный процесс, занимающий подчас долгое время и в итоге не приносящий ощущения полной уверенности в положительном результате. Лизинг, отчасти, может устранить указанную проблему, поскольку кредитор сохраняет за собой право собственности на обеспечение. Возможность усиления права банка по обращению взыскания на обеспечение должно привести к качественному улучшению кредита и сделать жизнеспособными большее число инвестиционных проектов;

3. передача в лизинг оборудования, произведенного за рубежом, позволит привлечь более дешевые денежные средства от иностранных финансовых учреждений или денежные фонды государств, заинтересованных в экспорте продукции своей промышленности в Россию;

4. лизинг – относительно новый вид финансирования для нашей страны, способствующий организациям (клиентам банка) осуществлять реорганизацию производства не отвлекая при этом больших денежных ресурсов из оборотных средств;

5. возможность банка достичь более высокой степени ликвидности кредитного портфеля.

 

Преимущества лизинга для страны арендатора:

 

1. лизинг увеличивает конкуренцию между источниками финансирования;

2. лизинг повышает общий уровень капиталовложений;

3. сумма лизинговых сделок не учитывается в подсчете национальной задолженности, то есть появляется возможность превысить лимиты кредиторской задолженности установленные Международным валютным фондом по отдельным странам.

 

Несмотря на все достоинства, лизинг имеет и свои недостатки, так, например, велика вероятность морального устаревания оборудования ещё до окончания действия лизингового договора, так как он заключается на длительный срок. В случае повышения остаточной стоимости оборудования, лизингополучатель не получает выгоды. Кроме этого, платежи по лизинговому договору включают маржу лизингодателя, что увеличивает процентную ставку. Этот недостаток проявляется в случае привлечения лизинговой компаний дополнительных средств в банках, так как при этом лизинговая компания выступает в роли своеобразного посредника, а лизинговый платёж будет включать в себя кредит, маржу лизингодателя и ряд других расходов.

 

Очевидны следующие недостатки лизинга:

 

• лизингополучатель ответственен за состояние лизингового объекта, то есть существует риск старения имущества;

• лизингодатель обязан регулярно выплачивать лизинговые платежи, кроме того, иногда стоимость лизинга больше, чем цена покупки или банковского кредита;

• перед совершением лизинговой сделки предстоит предварительная работа по ее экспертизе;

• лизингополучатель не является собственником своих основных средств, он не может использовать их в качестве залога при получении займа;

• если лизингополучатель не имеет стабильных источников дохода, он сильно рискует в случае любых изменений процентных ставок по кредитам, которые он берет для финансирования инвестиций лизингополучателя. Это в немалой степени увеличивает стоимость лизинговой сделки. Риск исчезает только в том случае, если лизинговая компания является филиалом крупного банка;

• лизинговая сделка сложна тем, что в ней участвует большое количество субъектов;

• арендатор остается в проигрыше от повышения остаточной стоимости оборудования;

• несмотря на то, что в результате научно-технического прогресса оборудование, переданное в лизинг, может стать устаревшим, арендные платежи не прекращаются до конца контракта;

• осуществляя международные мультивалютные лизинговые сделки, лизингополучатель не имеет защиты от валютных рисков;

• если оборудование вышло из строя в период действия лизингового договора, платежи, несмотря ни на что, должны производиться в установленные сроки.

 

Прежде чем совершить лизинговую сделку, необходимо все тщательно продумать, составить бизнес-план, а так же рассчитать свободные средства, которые можно потратить на развитие бизнеса, с учетом форс-мажорных обстоятельств.

 

Состав оборотных фондов туристического предприятия: оборотные производственные фонды и фонды обращения.

 

Наряду с основными средствами огромное значение для работы туристического предприятия имеют оборотные средства.

Оборотные средства совокупность денежных средств в оборотных производственных фондах и фондах обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.

Оборотные производственные фонды — средства производства, вещественные элементы которых расходуются в каждом производственном цикле. При этом по мере производственного потребления они теряют свою потребительную стоимость. Новая потребительная стоимость возникает в виде выработанной из них продукции.

Фонды обращения — это средства туристического предприятия, внесенные им авансом партнеру за его услугу, являющуюся составляющей туристического пакета; средства, вложенные в туристический продукт (услугу), реализованный потребителю, но не оплаченный; средства в расчетах и денежные средства в банке и кассе туристического предприятия.

Оборотные производственные фонды и фонды обращения находятся в постоянном движении, которое составляет единый процесс. Это и позволяет объединить оборотные производственные фонды и фонды обращения в единое понятие — оборотные средства.

 

Структура оборотных средств. Нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Понятие норматива оборотных средств.

 

Эффективное использование оборотных средств во многом зависит от правильного определения потребности в них в соответствии с нормами. Норма выражается в относительных величинах (как правило, в днях), рассчитывается по каждому элементу оборотных средств и характеризует запас товарно-материальных ценностей на определенный момент времени.

Норматив оборотных средств — это плановая сумма денежных средств, постоянно необходимая предприятию для его производственной деятельности. Общий норматив оборотных средств определяется как сумма частных нормативов, рассчитанных по отдельным элементам оборотных средств. По большинству элементов он определяется следующим образом:

 

где Р — однодневный расход (он равен частному от деления соответствующих затрат в квартале на 90 дней); Д — норма запаса для данного элемента оборотных средств в днях.

Для формирования оборотных средств предприятие использует собственные, заемные и привлеченные средства.

Собственные оборотные средства — это средства, постоянно находящиеся в распоряжении туристического предприятия и формируемые за счет собственных ресурсов. К ним относятся денежные средства уставного фонда и выручка от реализации туристического продукта. Пополнение собственных оборотных средств происходит в основном за счет прибыли предприятия.

Кроме того, источником пополнения являются средства, приравненные к собственным, или устойчивые пассивы. Таковыми являются:

· задолженность по заработной плате и отчисления в пенсионный фонд, фонд занятости, на социальное и медицинское страхование;

· задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей;

· задолженность бюджету по некоторым видам налогов;

· задолженность поставщикам;

· задолженность заказчикам.

Помимо собственных и приравненных к ним средств источником формирования оборотных средств может быть кредиторская задолженность предприятия. Это средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте. Кредиторская задолженность — непланируемый источник формирования оборотных средств: она возникает в связи с особенностями расчетов в системе туризма и в результате нарушения платежной дисциплины.

К числу прочих источников формирования оборотных средств относятся временно не используемые остатки фондов специального назначения, образованные за счет прибыли.

Заемные оборотные средства — это кредиты банков и других кредиторов, коммерческий кредит.

Банк выдает предприятию краткосрочные ссуды на основе кредитного договора, однако вероятность их получения для туристических предприятий невелика из-за нестабильности экономической ситуации в стране, неплатежеспособности предприятий, большого риска непогашения кредитов, инфляционных процессов.

Другие кредиторы предоставляют средства взаймы под высокий процент на срок менее одного года с оформлением долгового обязательства или векселя.

Коммерческий кредит — это кредит поставщика покупателю, когда оплата производится позже в оговоренные сроки и оформляется векселем.

Управление оборотными средствами заключается в обеспечении непрерывности процесса производства и реализации туристических услуг с наименьшим размером оборотных средств. Предприятия постоянно в той или иной мере испытывают потребность в оборотных средствах.

Принимая во внимание механизм образования оборотных средств, для финансового состояния предприятия:

благоприятно получение отсрочек платежа от поставщиков (коммерческий кредит), работников предприятия, государства и т.д. Эти отсрочки дают источник финансирования, порождаемый самим эксплуатационным циклом;

неблагоприятно замораживание определенной части средств в запасах; предоставление отсрочек платежа клиентам.

Потребность в финансировании представляет собой:

Финансовые потребности = Запасы сырья и готовой продукции + Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность.

Это в свою очередь ведет к необходимости расчета средней длительности оборота оборотных средств, т.е. времени, требуемого для превращения средств, вложенных в запасы и дебиторскую задолженность, в деньги на счете:

Длительность оборота ОС = Период оборачиваемости ОС (1) + Период оборачиваемости дебиторской задолженности (2) Средний срок оплаты кредиторской задолженности (3).

Для сокращения периода оборачиваемости оборотных средств предприятие заинтересованно в сокращении показателей 1 и 2 и в увеличении показателя 3.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств — важнейший показатель эффективности их использования и способ снижения финансовых потребностей предприятия.

Длительность оборота в днях рассчитывается следующим образом:

 

где Дп — длительность периода, за который определяется степень использования оборотных средств (30, 90, 360 дней); Ко — коэффициент оборачиваемости.

Чем короче продолжительность оборота или больше число совершаемых кругооборотов при неизменном объеме реализованной продукции, тем меньше потребность в оборотных средствах, и наоборот, чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются.

Коэффициент оборачиваемости рассчитывается по формуле

 

где Ко — число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период (показывает объем выручки, приходящийся на 1 р. оборотных средств); SVp — выручка от реализации туристического продукта, услуг; — сумма средних остатков оборотных средств (определяется как среднее арифметическое, при этом из средних остатков оборотных средств вычитается сумма, находящаяся на расчетном счете в банке).

Коэффициент загрузки — сумма оборотных средств, затраченных на 1 р. полученной выручки. Кз обратно пропорционален Ко:

 

Коэффициент эффективности использования оборотных средств характеризует величину прибыли, полученную на единицу оборотных средств

Постоянный расчет и анализ вышеприведенных коэффициентов способствует эффективному использованию оборотных средств, что в конечном счете повышает финансовую устойчивость туристического предприятия.


 

 

Тема 8. Трудовые ресурсы и оплата труда на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства (4 часа)

Сущность и особенности труда в туризме. Производительный и непроизводительный труд в туризме. Профессионально-квалификационная структура работников туристического предприятия. Понятие штатного расписания и списочного состава работников. Показатели, характеризующие списочное изменение работников. Показатели, используемые при анализе эффективного использования кадрового потенциала: производительность труда, средняя заработная плата, фондоемкость и др. Анализ использования календарного фонда рабочего времени.

Сущность и содержание заработной платы в туризме. Механизм регулирования заработной платы. Структура заработной платы. Системы заработной платы, используемые в туризме. Понятие индексации.

Состав фонда оплаты труда (ФОТ) туристического предприятия. Подходы, методы анализа и направления исследования ФОТ. Планирование фонда заработной платы.

 

Сущность и особенности труда в туризме. Производительный и непроизводительный труд в туризме.

 

Туризм имеет ряд особенностей, отличающих его от других видов экономической деятельности. Главное отличие в том, что результатом производственного процесса является товар в форме туристического продукта или туристической услуги.

Отличительные особенности туристического продукта от других товаров состоят в том, что:

· туристический продукт нематериален, его нельзя складировать, как, например, товары легкой промышленности (непроданный тур или незаселенная комната в гостинице означают прямой убыток, и эти потери нельзя восстановить);

· туристический продукт нельзя получить в собственность;

· производство туристического продукта происходит одновременно с его потреблением (клиент сам присутствует при его получении);

· потребитель, клиент интегрируется в процесс производства туристического продукта;

· при оплате туристического продукта потребитель покупает готовность получить услугу.

Перечисленные особенности обусловливают характер труда в туризме. Его специфика заключается в следующем:

1)большой удельный вес живого труда, что затрудняет его нормирование. Менеджер, работающий в туристической фирме, — специалист широкого профиля. Он должен обладать высокой квалификацией и глубокими знаниями в области экономики (бухгалтерский учет, финансирование, планирование, банковское дело и др.), маркетинга, правоведения, технологии производства туристического продукта (оказания услуг), социальной психологии и психологии поведения покупателя; знать основы одного или нескольких иностранных языков; владеть персональным компьютером, множительной техникой; уметь вести деловые переговоры, увеличивать число клиентов фирмы; обладать организаторскими способностями, деловитостью, "оборотистостью", сообразительностью, находчивостью, энергичностью, а также высокими моральными качествами. Таким образом, труд менеджера туристической фирмы носит умственный, творческий характер, имеет высокую нервно-эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Нестандартные производственные ситуации требуют высокой самоотдачи, психической энергии;

2)высокая степень воздействия на процесс производства и реализации туристического продукта субъективных факторов как со стороны менеджера туристкой фирмы, так и со стороны клиента;

3)комплексность составляющих туристического пакета. Каждый вид деятельности (размещение, питание, транспортные средства и др.) имеет свою специфику и самостоятельно организует свое производство. Высококачественный конечный продукт — результат слаженной работы отдельных коллективов, труд которых подчинен главной цели — удовлетворению потребностей клиента;

4)наличие производительного и непроизводительного труда.

Профессионально-квалификационная структура работников туристического предприятия.

Основой формирования кадрового потенциала туристического предприятия является рабочая сила. Термин "рабочая сила" трактуется в экономической литературе по-разному. Тем не менее, она представляет собой часть трудоспособного населения, обладающего совокупностью физических и духовных способностей, которые используются для производства каких-либо потребительных стоимостей. Это экономически активное население. В соответствии с методологией Международной организации труда оно представляет собой часть населения, предлагающего свой труд для производства товаров и оказания разнообразных услуг.

Трудовые ресурсы туристического предприятия — совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и неосновной деятельностью.

Трудовые ресурсы как главный ресурс туристического предприятия характеризуются основным составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников. В силу специфики труда в туристических предприятиях занят непромышленный и промышленно-производственный персонал. По выполняемым функциям работники подразделяются на руководителей, специалистов, технических исполнителей, рабочих. Их отнесение к той или иной группе определяется общегосударственным классификатором профессий.

Структура кадров предприятий сферы туризма складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. Основной контингент занятых — это экономисты разных специальностей и работники, имеющие гуманитарную направленность. Работники различаются уровнем квалификации, т.е. степенью овладения профессией или специальностью, которые отражаются в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях. Профессионально-квалификационная структура работников туристического предприятия находит отражение в штатном расписании.

 

Понятие штатного расписания и списочного состава работников. Показатели, характеризующие списочное изменение работников.

Штатное расписание — это ежегодно утверждаемый руководителем предприятия документ, представляющий собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей специалистов с указанием разряда (категории) и должностного оклада. В течение года штатное расписание может пересматриваться в случае необходимости внесения в него изменений в соответствии с приказом руководителя предприятия.

Кадровый состав туристического предприятия имеет как количественные, так и качественные характеристики, которые могут быть отражены абсолютными и относительными показателями.

К количественным характеристикам относятся:

· списочная численность, т.е. численность работников предприятия по состоянию на определенную дату с учетом прибывших и выбывших на этот день работников;

· явочная численность — количество работников списочного состава, явившихся на работу;

· среднесписочная численность, которая определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на количество календарных дней месяца. Этот показатель применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести кадров и др.

Качественные характеристики трудовых ресурсов определяются степенью профессиональной и квалификационной пригодности работников для достижения целей предприятия. Выразить показателем качественные характеристики кадрового состава работников туризма достаточно сложно. Тем не менее, они определяются:

· объемом доходов туристического предприятия;

· его финансовым положением;

· имиджем турфирмы;

· конкурентоспособностью;

· качественным обслуживанием клиентов, отсутствием обоснованных жалоб и др.

В настоящее время не существует проблемы обеспеченности трудовыми ресурсами предприятий индустрии туризма — наблюдается дефицит высокообразованных профессиональных кадров.

Туристический сектор является крупнейшим работодателем. По всему миру он предоставляет рабочие места и возможности для профессионального роста 112 млн человек (данные ЮНВТО). Каждый 15-й трудящийся занят в сфере туризма, в Республике Беларусь — около 1 %. Объем занятости в этой отрасли растет в 2 раза быстрее, чем в сфере других услуг. Неограниченные возможности в этом плане имеются и в нашей стране.

Показатели, используемые при анализе эффективного использования кадрового потенциала: производительность труда, средняя заработная плата, фондоемкость и др. Анализ использования календарного фонда рабочего времени.

С использованием фондов заработной платы решаются следующие задачи:

оценка состава и структуры фондов заработной платы, изучение структурных изменений в фондах заработной платы;

расчет показателей средней заработной платы, оценка динамики средней заработной платы;

анализ соотношения динамики средней заработной платы к производительности труда.

 

Определяются следующие показатели средней заработной платы:

-средняя часовая:

ЧЗП = Фонд часовой заработной платы / Отработанные человеко-часы

-средняя дневная

ДЗП= Фонд дневной заработной платы / Отработанные человеко-дни

-средняя месячная:

МЗП= Месячный фонд заработной платы / N

При анализе динамики заработной платы изучается динамика показателей номинальной и реальной заработной платы. Номинальная заработная плата представляет собой начисленную сумму денег за час, день, неделю работы и т. д.

Реальная заработная плата характеризует покупательную способность номинальной заработной платы. Реальная заработная плата определяется путем деления номинальной зарплаты на индекс цен на потребительские товары и услуги.

Специалист, работающий в социально-культурном сервисе и туризме, должен обладать высокой квалификацией и знаниями в области:

· экономики, предпринимательства, статистики, маркетинга, принятой в стране системы национальных счетов;

· финансово-экономического анализа ресурсов, туристской индустрии (ее структуры, тенденций и условий развития, функциональной роли и направленности) и конечных результатов функционирования туристского предприятия;

· технологий производства туристского продукта, оказания услуг;

· социальной психологии и психологии поведения покупателя:

· знания основ одного или нескольких иностранных языков. Он должен обладать:

· умением вести деловые переговоры, увеличивать число клиентов фирмы;

· навыками работы с персональным компьютером, множительной техникой.

· организаторскими способностями, компетентностью, деловитостью, оборотистостью, сообразительностью, находчивостью, энергичностью.

Таким образом, труд работника туризма носит умственный, творческий характер, имеет высокую нервно-эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Эти специфические особенности работника туристского сервиса обуславливают цену и оплату его труда.

Фонда заработной платы планируется на основе следующих данных:

· производственная программа в натуральном и стоимостном выражении, ее трудоемкость;

· состав и уровень квалификации работников, необходимых для выполнения программы;

· действующая тарифная система;

· применяемые формы и системы оплаты труда;

· нормы и зоны обслуживания, а также законодательные акты по труду, регулирующие заработную плату (род выплат и доплат, учитываемых при оплате труда).

В состав фонда включается основная и дополнительная заработная плата. К основной относится оплата труда за выполненные работы. Она включает сдельную заработную плату, тарифный фонд заработной платы, премии.

К дополнительной заработной плате относятся такие выплаты работникам предприятий, которые производятся не за выполненную работу, а в соответствии с действующим законодательством (доплаты за работу в ночное время, бригадирам, за сокращенный рабочий день подросткам и кормящим матерям, оплата очередных и дополнительных отпусков, выполнение государственных обязанностей, оплату за обучение учеников).

В плановый фонд заработной платы не включаются доплаты за отклонения от нормальных условий труда (плата за сверхурочные работы, простои, брак и т.п.).

В действующей практике используются разнообразные методы формирования фонда оплаты труда как в целом по предприятию, так и по структурным подразделениям. Долгие годы фонд оплаты труда определялся умножением расчетной численности работающих на плановый уровень средней заработной платы (без учета выплат из фонда материального поощрения). Основой расчета этих показателей по действующим предприятиям явилось определение планового прироста производительности труда и средней заработной платы. Недостаток этого метода формирования фонда заработной платы состоит в том, что он не нацеливает на рациональное использование живого труда, так как в данном случае при большей численности работающих будет больше фонд заработной платы. Не обеспечивает приведенный метод формирования фонда заработной платы прямой зависимости не только с конечным результатом труда коллектива, но даже с объемом производства. В этой связи следует отметить, что наилучшим образом эту задачу может решать нормативный метод формирования фонда оплаты труда. Именно данный метод использует большинство компаний в странах с развитой рыночной экономикой. Однако он может быть действенным лишь при наличии следующих условий: во-первых, нормативы должны быть стабильные, долговременные, изменяться лишь в случае влияния на объем производства факторов, не связанных с трудовыми условиями коллектива. Во-вторых, нормативы формирования фонда оплаты труда должны быть не индивидуальные, а групповые.

Сущность и содержание заработной платы в туризме.

 

В экономической литературе даются разные определения сущности заработной платы:

заработная плата как основная форма распределения по труду. С этой точки зрения она представляет собой личный трудовой доход работников, определяемый по его количеству и качеству;

заработная плата как денежное выражение цены рабочей силы, т.е. стоимости средств существования, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Последние определяются исходя из минимального потребительского бюджета, рассчитываемого на основе системы потребительских корзин. Нижней границей является минимальная заработная плата.

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ст. 57) дает определение заработной платы, отражая лишь ее количественную сторону:

Заработная плата — совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Сущность заработной платы проявляется в ее функциях:

· воспроизводственной;

· стимулирующей;

· регулирующей;

· компенсирующей.

В основе организации заработной платы лежит ряд принципов:

· опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;

· сохранения прямой зависимости заработной платы от результатов труда;

· материальной заинтересованности в конечных результатах труда и неограниченной заработной плате;

· усиления социальной защищенности работников;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: