Тема 6. Вопрос 1. Понятие, задачи и система административного права
Административное право это самостоятельная отрасль права. Она регулирует управленческие отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (т.е. оно складывается при осуществлении государством своих функции).
Основные особенности административно-правовых отношений:
1. они складываются в сфере государственного управления;
2. возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно;
3. одной из сторон обязательно является специальный субъект – орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством управленческими полномочиями;
4. они построены на началах «власть – подчинение», изначально отсутствует равенство сторон и воля субъекта управления имеет приоритетный характер;
5. одна из сторон (субъект управления) наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления);
|
|
6. разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер, т.е. административный порядок;
7. разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта;
8. мера ответственности за нарушение определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта, и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством.
Задачи административного права как отрасти права:
1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.
2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.
3. Защита граждан и общества от административного произвола.
Предметом является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Методом административного регулирования является применение юридически властных предписаний субъектом исполнительной власти. Т.е. при административных правоотношениях одностороннее волеизлияние, т.е. стороны находятся в юридически неравном положении.
Система административного права:
1. Общие нормы права и особенности
2. Общая часть (охватывает государственное управление в целом)
3. Особая часть (включает нормы права, которые регулируют государственное управление в особых сферах деятельности)
|
|
Источники административного права:
· Конституция
· Кодекс об административных правонарушениях
· Законные акты (принимаются Федеральным собранием РФ)
· Указы Президента РФ
· Постановления Президента РФ
· Приказы, постановления государственных комитетов, министерств и служб РФ
· Законодательные акты республик в составе РФ
· Постановления и распоряжения глав администраций
· Акты органов местного самоуправления
· Нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений
Тема 6. Вопрос 2. Административные правоотношения: понятие и виды. Субъекты административных правоотношений.
Административное право это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (т.е. государственного управления)
Административные правоотношения имеют внутреннюю структуру: субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.
1. Субъекты – участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Это лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. К ним относятся:
· государственные органы и их структурные подразделения
· государственные и негосударственные предприятия, учреждения, организации
· общественные объединения
· граждане России
· иностранные граждане и лица без гражданства
2. Объект – то по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения. В административном праве различают два вида таких объектов:
· Общий объект – собственно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческих действий со стороны исполнительной власти;
· Непосредственный объект – поведение субъектов отношений.
3. Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений. Их можно разделить на виды:
1. В зависимости от воли субъекта:
a. События – явления окружающей действительности, независящие от воли людей (стихийное бедствие, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.);
b. Действия – активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов. Действия бывают:
i. Правомерные:
1. юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;
2. юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.
ii. Неправомерные:
1. правонарушение – виновное противоправное деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность;
2. преступление – правонарушение имеющее высокую степень общественной опасности для общества.
2. по порождаемым последствиям:
a. правообразующие,
b. правоизменяющие
c. правопрекращающие
3. по форме своего проявления:
a. положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;
b. отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения.
ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ:
1. по содержанию:
a. материальные
b. процессуальные
2. по направленности отношений:
a. внутренние – отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица.
b. внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.)
|
|
3. в зависимости от характера юридических фактов:
a. порождаемые правомерными действиями;
b. порождаемые неправомерными действиями.
4. в зависимости от особенностей участников отношений:
a. между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня;
b. между несоподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня;
c. между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;
d. между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;
e. между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями;
f. между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями;
g. между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления;
h. между субъектом исполнительной власти и гражданами.
5. по способу защиты:
a. защищаемые в административном порядке;
b. защищаемые в судебном порядке.
6. по направленности связей:
a. вертикальные – отношения «власть-подчинение»;
b. горизонтальные – между субъектами исполнительных органов.
7. по функциям права:
a. регулятивные
b. охранительные.