ПРЕДИСЛОВИЕ
В предлагаемом пособии дается краткое систематическое изложение учебного материала по физике для 7-го класса в соответствии с новой программой, разработанной авторами этого пособия.
Причины, побудившие к изменению программы 7-го класса по физике:
а) большая программная нагрузка на 9-й класс (особенно физико-математический), связанная с большим объемом фактического материала, содержащего много новых понятий; сложный и новый для учащихся математический аппарат;
б) значительная важность материала для понимания последующих разделов физики.
Суть изменений:
В предлагаемом тематическом планировании учебного материала по физике для 7-го класса программа расширена за счет введения в рассмотрение следующих вопросов из программы 9-го класса:
§ Международная система единиц (SI);
§ понятие о погрешностях измерений и их оценка при прямых измерениях;
§ равнопеременное движение в естественной системе координат и его графическое представление;
§ первый, второй, третий законы Ньютона;
|
|
§ закон всемирного тяготения;
§ масса, как мера инертных и гравитационных свойств тела, а так же мера количества вещества;
§ виды деформаций;
§ закон Гука;
§ равнодействующая сил;
§ разложение силы на составляющие;
§ сухое и жидкое трение;
§ условия равновесия тел;
§ простые механизмы;
§ кинетическая энергия, потенциальная энергия взаимодействия тела с Землей и упруго деформированного тела, внутренняя энергия.
Тематическое планирование
(93 ч, 3 ч в неделю)
Тема | Кол-во часов |
Введение Что изучает физика. Физические явления. Некоторые физические термины: тело, вещество, материя. Наблюдения и опыты. Физические величины. Международная система единиц (СИ). Измерительные приборы. Пределы измерений. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений. Абсолютная и относительная погрешности измерений. Физика и техника. Фронтальная лабораторная работа: 1. Определение цены деления измерительного прибора. | |
Первоначальные сведения о строении вещества Основные положения молекулярной теории строения вещества и их опытное обоснование. Молекулы. Движение молекул. Диффузия. Броуновское движение. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Явления смачивания и несмачивания. Агрегатные состояния вещества. Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений о строении вещества. Фронтальная лабораторная работа: 1. Измерение размеров малых тел. | |
Механическое движение Механическое движение. Система отсчета. Материальная точка. Поступательное движение. Траектория. Естественная система координат. Путь. Скорость. Равномерное движение. Графическое представление равномерного движения. Равнопеременное движение. Графическое представление равнопеременного движения. | |
Динамика. Силы в природе Явление инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Взаимодействие тел. Инертность тела. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Сила. Графическое изображение силы. Второй и третий законы Ньютона. Явление тяготения. Закон всемирного тяготения, границы его применимости. Сила тяжести. Сила упругости. Деформация и ее виды. Закон Гука. Вес. Понятие о невесомости. Динамометр. Равнодействующая сил. Сложение сил, действующих по одной прямой. Сложение двух сил, направленных под углом друг к другу. Разложение силы на две составляющие, направленные под углом друг к другу. Силы трения. Трение при скольжении, качении, покое. Сила сопротивления при движении тела в вязкой среде. Подшипники. Фронтальные лабораторные работы: 1. Измерение массы тела на рычажных весах. 2. Измерение объема тела. 3. Измерение плотности тела. 4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром. | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлении. Зависимость давления газа от его микро- и макропараметров. Передача давления твердым телом, жидкостью и газом. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды и законы для однородных и неоднородных несмешивающихся жидкостей. Шлюзы. Водопровод. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. (Пневматические машины и инструменты: отбойный молоток и пневматический тормоз) Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. | |
Выталкивающая сила Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Осадка судна. Ватерлиния. Водоизмещение судна. Грузоподъемность судна. Воздухоплавание. Подъемная сила. Фронтальные лабораторные работы: 1. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. 2. Выяснение условий плавания тела в жидкости. | |
Простые механизмы Работа силы. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Виды рычагов. Условия равновесия рычага. Плечо силы. Момент силы. Правило моментов. Неподвижный и подвижный блоки. Ворот. Наклонная плоскость. Равновесие тела на наклонной плоскости. Клин. Винт. «Золотое правило» механики. КПД механизма. Фронтальные лабораторные работы: 1. Выяснение условия равновесия рычага. 2.Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. | |
Энергия Энергия. Потенциальная энергия системы «тело - Земля», упруго деформированной пружины. Кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Внутренняя энергия. Закон сохранения энергии. Энергия рек и ветра. | |
Резерв |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
Физика как наука.
Физика (греч. «фюзис» - природа) – наука о природе.
Всякие изменения, происходящие в природе, называют физическими явлениями.
Физика изучает механические, тепловые, электрические, магнитные, звуковые, световые и другие явления (физические явления).
Задача физики состоит в том, чтобы изучать явления, находить и описывать их причины.
Специальные слова, которые используются в физике для краткости и удобства, общения, называются физическими терминами.
|
|
Физическое тело (тело) – все то, что обладает формой и объемом.
Вещество – то, из чего состоят физические тела.
Материя – то, что реально существует в окружающем нас мире и, действуя на наши органы чувств, вызывает ощущения.
Материя может существовать в двух формах:
· вещество,
· поле.
Основными методами изучения физических явлений являются наблюдение и эксперимент (опыт).
Наблюдение – целенаправленное осмысленное восприятие специально отобранных тел и процессов связанное с их существованием.
Эксперимент (опыт) – это процесс, проводимый человеком по заранее обдуманному плану при помощи вспомогательных средств для получения ответа на поставленный вопрос о природных явлениях и закономерностях.
Физические величины и их измерение.
а) Свойства тел и явления количественно описываются физическими величинами.
Физические величины принято обозначать буквами латинского и греческого алфавитов.
Латинский алфавит | Греческий алфавит | ||
Буквы | Название буквы | Буквы | Название буквы |
A a | а | Α α | альфа |
B b | бе | Β β | бета |
C c | це | Γ γ | гамма |
D d | де | Δ δ | дельта |
E e | е | Ε ε | эпсилон |
F f | эф | Ζ ζ | дзета |
G g | же | Η η | эта |
H h | аш | Θ θ | тэта |
I i | и | Ι ι | йота |
J j | жи | Κ κ | каппа |
K k | ка | Λ λ | ламбда |
L l | эль | Μ μ | мю |
M m | эм | Ν ν | ню |
N n | эн | Ξ ξ | кси |
O o | о | Ο ο | омикрон |
P p | пе | Π π | пи |
Q q | ку | Ρ ρ | ро |
R r | эр | Σ σ | сигма |
S s | эс | Τ τ | тау |
T t | те | Υ υ | ипсилон |
U u | у | Φ φ | фи |
V υ | ве | Χ χ | хи |
W w | дубль-ве | Ψ ψ | пси |
X x | икс | Ω ω | омега |
Y y | игрек | ||
Z z | зет |
Физическую величину можно измерить.
Измерить физическую величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.
Для каждой физической величины приняты свои единицы измерения.
Для удобства все страны мира используют единые единицы измерения физических величин. В настоящее время принята Международная система единиц (сокращенно СИ – Система Интернациональная (от англ. SI – Systeme Internationale)). В СИ выбираются единицы только для нескольких физических величин. Эти единицы называют основными.
|
|
В механике, например, единица длины – метр или [ l ] = 1 м;
единица массы – килограмм или [m] = 1кг;
единица времени – секунда или [t] = 1 с.
Для других физических величин единицы устанавливают с помощью законов, которые связывают их с основными. Полученные таким образом единицы физических величин называют производными единицами. Например, единица скорости – метр в секунду или [υ] = 1 , т. к. .
В физике для сокращения записи больших и малых значений физических величин применяют кратные и дольные единицы. Эти единицы образуются путем добавления соответствующей приставки к наименованию основной единицы (например, кило+метр=километр).
Приставки для образования кратных и дольных единиц.
Наименование приставки | Обозначение приставки | Множитель | |
Дольные | пико | п | 10–12 |
нано | н | 10–9 | |
микро | мк | 10–6 | |
милли | м | 10–3 | |
санти | с | 10–2 | |
деци | д | 10–1 | |
Кратные | дека | да | 101 |
гекто | г | 102 | |
кило | к | 103 | |
мега | М | 106 | |
гига | Г | 109 | |
тера | Т | 1012 |
б) Для измерения физических величин необходимы различные физические приборы.
Физические приборы бывают цифровые и шкальные.
Прежде, чем начать проводить измерения с помощью шкального прибора, необходимо определить цену деления шкалы и пределы измерения этого прибора.
Цена деления – это значение изменения физической величины, соответствующее наименьшему делению шкалы измерительного прибора.
Для определения цены деления шкалы прибора необходимо:
· Выбрать на шкале два ближайших оцифрованных штриха;
· Подсчитать количество делений между ними;
· Разделить разность чисел около штрихов на количество делений.
Пределы измерения определяются максимальным (наибольшим) и минимальным (наименьшим) значениями физической величины, которые могут быть измерены с помощью данного прибора.
в) Измерение любой физической величины никогда не бывает абсолютно точным. При измерениях неизбежны погрешности (неточности, ошибки), которые обусловлены несовершенством приборов, воздействием внешних факторов (ветер, колебания зданий и т.д.), индивидуальными свойствами наблюдателя.
Для того чтобы результат измерения был ближе к истинному значению, необходимо проводить измерения одной и той же величины несколько раз.
Тогда истинное значение измеряемой физической величины будет лежать в интервале ,
где – истинное значение измеряемой величины;
- среднее арифметическое значение результатов отдельных измерений физической величины;
- средняя абсолютная погрешность измерений.
, где xi – значения результатов отдельных измерений величины;
n – число проведенных измерений.
, где Δxi – абсолютная погрешность отдельного измерения;
n – число проведенных измерений.
Абсолютная погрешность измерения равна разности между результатом измерения и средним значением физической величины.
Результат измерения записывают так:
Если повторные измерения дали одинаковые результаты, то истинное значение измеряемой величины лежит в интервале ,
где – истинное значение измеряемой величины;
x – значение физической величины, полученное в результате измерения;
Δx – абсолютная погрешность измерения.
В этом случае абсолютная погрешность измерения равна половине цены деления шкалы прибора. ,
где xc –цена деления шкалы прибора.
Примечание: При сложении и вычитании физических величин их абсолютные погрешности складываются, т.е. если и , то .
При умножении физических величин и истинное значение их произведения записывается так: .
При делении физических величин и истинное значение их частного записывается так: .
Качество измерений характеризуется относительной погрешностью.
Относительная погрешность равна отношению средней абсолютной погрешности к среднему значению измеренной физической величины. Относительную погрешность выражают в процентах.
Задание: 1) Время некоторого процесса измерялось с помощью секундомера. В серии из десяти опытов получены следующие результаты: 89,56 с; 89,54 с; 89,50 с; 89,60 с; 89,58 с; 89,50 с; 89,62 с; 89,48 с; 89,60 с; 89,62 с.
Определите среднее значение времени процесса; абсолютную погрешность каждого опыта серии; среднюю абсолютную погрешность и относительную погрешность измерения времени данного процесса. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу в рабочей тетради:
№ опыта | xi, с | , с | , с | , с | ε, % |
… | |||||
Запишите результаты измерения времени данного процесса.
2)Измерьте с помощью миллиметровой линейки длину и ширину тетради и запишите результат с учетом погрешности.