Структура социологии

Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Структуру социологии можно представить состоящую из 3-х основных блоков:

1. теоретическая или общая социология (умозрительный уровень который ориентирован на решение теоретических задач и на формирование научных знаний)

2. конкр. Социол. Теории (формируются на стыке соц. И др. наук и носят дополн. Хар-р)

3. прикладные соц. Теории (эмпирические, решение актуальных социальных проблем)

Основные категории социологии:

4 группы:

1) раскрывают социальные связи (соц. действия, соц. Отношения, соц. Взаимодействия, коммуникации и т.д.)

2) категории, раскрывающие социальные общности (класс, страта, группа)

3)категории, отражающие социальные процессы (развитие, деградация)

4) категории, раскрывающие социальное развитие (регресс, прогресс, революция, эволюция)

 

3. О.Конт: социология как позитивная наука.

 

 

Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение и эксперимент.

Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную).

Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику.

Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии.

Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии.

Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.).

Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и

метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих

философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они

понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-

просветители), разумной воли индивидов.

Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как

совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной

жизни.

Общественные явления, отличие от биологических, постоянно находятся в

состоянии изменения, преобразования и развития но времени. Их сущность -

историчность. Поэтому Конт уважительно относится к Кондорсе, который

рассматривал общество с исторической точки зрения.

Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая

цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи, которые

управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится

на мнениях.

Область социологических исследований открылась Контом очень широко.

Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции

других абстрактных наук, включенных в его классификацию.

Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен

исходить исследователь социологии, является общество, взятое с его

целостности.

Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества,

всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с

всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и

структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только

современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают

влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно

- цивилизационном процессе.

Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого,

целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к

общественной жизни.

Следует, однако, заметить, что Конт не понимал диалектики социальных

элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые,

вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных

комбинаций одних и тех же элементов.

 

Социологические методы

 

 

Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против

крайности импсризма - с другой. В социологии Конт разработал метод

наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический

метода исследования.

По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования

социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные

данные социологии.

Социальное наблюдение возможно как главный метод исследования

социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в

социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения,

статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение

фундаментальных теорий.

Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что

отсутствует позитивная теория, опираясь на которую можно было бы собрать и

обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна

теория, а для создания теории - наблюдения.

Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и с трудностями, которые

связаны со сложностью приобретения необходимой научной подготовки, которая

обеспечивает исследователя от помех ненаучного характера - предрассудков,

распространенных мнений. И здесь в качестве помощника выступает теория,

которая бы предотвращала спекуляции, обеспечивала бы исследователя

необходимыми понятиями.

Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только

наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и

культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков - все

это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного

анализа.

Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент.

Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за

изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования

условий.

Косвенный опоследованный эксперимент Конт рассматривает как

исследование патологических явлений в обществе, возникающих под влиянием

общественных потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие

социальный организм, являются основные законы общественного организма,

поскольку болезнь лучше позволяет познать норму,

Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии - это

сравнительный метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов,

общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с

целью установления общих законов существования и развития общества.

Для науки, указывал Конт, могут быть полезными сравнения жизни

животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать общественное

положение различных класса одного и того же общества. Следует, однако,

иметь в виду то, что сравнение основных фаз цивилизации может затемняться

влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия.

Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает

последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.

Четвертый метод исследования, применяемый в социологии, по мнению

Конта, это - исторический, который наиболее соответствует природе

социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения

различных последовательных состояний человечества. Только сопоставляя целую

серию социальных явлений, взятых в их последовательности, исследователь

может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной,

моральной или политической черты или тенденции и соответствующее ослабление

противоположной тенденции, и на этом основании научно предсказать

окончательный результат, если он полностью соответствует системе общих

законов развития человечества.

Однако Конт замечает, что все индуктивные заключения, полученные при

помощи исторического метода, должны быть взвешены и проверены в системе

понятий биологической теории человека.

Итак, социология рисуется Контом научной, зависимой от биологии, хотя

он решительно возражает против того, чтобы считать социологию простым

отделом науки о человеке, не принимая в расчет исторических наблюдений.

Конт утверждает, что в историческом методе более всего выражена такая

черта социологии, как необходимость восхождения от целого к части. Между

историей и социологией, которую Конт иногда называет «политической наукой»,

нет различия. Вообще, господство, с исторической точки зрение он считает

знамением своего времени - важнейшим признаком позитивизма и одновременно

его главным итогом.

Рассуждения о методах социологии является наиболее рациональной частью

контовской системы. В своих рассуждениях о методах социологии Конт исходит

из представлений о существовании естественных законов общественной жизни,

открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе

(здесь, очевидно, он исходил из концепции французских философов-

просветителей).

Плодотворная мысль о естественно - историческом характере общественных

закономерностей, а также постановка вопроса о необходимости опоры нетвердый

теоретический фундамент при проведении социологических исследований - вот

какая заслуга Конта в области методологии и методов исследования,

применяемых в социологии.

05. Социальная статика и социальная динамика

 

Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение и эксперимент.

Конт разделяет социологию на два больших раздела: социальную статику и

социальную динамику Социальная статика изучает условия существования и

законы функционирования общественной системы. Социальная статика - это

теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика

изучает законы развития и изменения социальных систем. Целостную же картину

общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.

Социальная динамика - это базовые социальные институты: семья, государство,

религия, разделение труда. Социальная динамика - это законы развития и

изменения социальных систем.

Общество Контом рассматривается как единое целое, как органической

целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в

единстве.

Концепция Конта противопоставлялась концепции индивидуалистических

теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между

индивидами.

Исследование принципов, определяющих структуру общества,

обеспечивающих гармонию и порядок, непрерывно связано у Конта с социальной

политикой, которая должна эти принципы реализовать.

Конт рассматривает в социологии основные общественные институты:

семью, государство, религию - с точки зрения их общественных функции, их

роли в деле социальной интеграции.

Семейные отношения Конт определяет как нравственно-эмоциональный союз,

основанный и взаимный симпатии. Роль семьи - служить посредником между

индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в духе альтруизма, учить

его преодолевать природный эгоизм.

Основой семьи, по Конту, являются патриархальные отношения в семье, он

резко выступает против женского равноправия и всячески подогревает

необходимость укрепления авторитета и власти мужчины - отца и мужа.

В семье индивид социализируется, приобретает качества, необходимые для

успешного служения человечеству, изживает природный индивидуализм, учится

жить для других. Позитивную теорию общественного процесса Конт называет

социальной динамикой,

Социальная динамика - это абстрактная история, без имен, без лиц и

даже без названий народов Социальная динамика сознательно абстрагируется от

многообразия конкретных форм исторического развития. Социальную динамику

Конт создал, опираясь на историю наиболее цивилизованных народов. Прогресс,

по Конту, означает развитие но восходящей линии. В общественном развитии

Конт выделяет:

1. первичные факторы; 2. вторичные факторы;

Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. К

вторичным факторам Конт относит климат, расу, среднюю продолжительность

человеческой жизни, прирост населения.

6. Прогресс, по Конту, означает развитие но восходящей линии. В общественном развитии

Конт выделяет:

1. первичные факторы;

2. вторичные факторы;

Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. К

вторичным факторам Конт относит климат, расу, среднюю продолжительность

человеческой жизни, прирост населения.

Общество проходит через три стадии:

1. теологическая;

2. метафизическая;

3. иозитивная.

Стадиям соответствуют формы искусства, хозяйства, политики,

общественного устройства.

1. Теологическая стадия (раннее и среднее средневековье до 1300г.). Она

делится на три периода:

1. фетишизм;

2. политеизм;

3. монотеизм.

. при фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них

богов;

. политеизм (Др. Греция и Рим) наделял жизнью фиктивные существа,

вмешательство которых объясняло все происходящее (Зевс, Гера, Юпитер).

Создается гармония между средневековым государством и религией.

2. Метафизическая стадия (1300 - 1800г.) характеризуется разрушением старых

верований - фундамента общественного порядка, реформацией, просвещением.

Великой Французской революцией (триумф метафизиков и правовиков). Это

привело к упадку всех авторитетов, власти господствующих классов и религии.

Эмансипация личности угнетенных классов, революция на стадии доктрины,

которая могла бы объединить умы.

Стремление к революционным изменениям - значит идти против

исторического закона, нарушать ее закономерный ход. Философский дух

санкционировал философские сомнения, моральную непорочность и политический

беспорядок.

Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в

новой идеологии, которая приедет на смену ложным, фиктивным доктринам и

исполнит интегрируемую общественную роль.

3. Последняя - позитивная эра. Ее основные признаки: распространение науки,

создание позитивной теории, позитивизма. Промышленный строй приходит на

смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоничное и

равномерное развитие всех элементов жизни гарантирует использование

достижений науки на пользу всего человечества.

Позитивная эпоха имеет следующие характерные черты:

1. победа альтруизма над эгоизмом;

2. рост социальных чувств;

3. обеспечение легкой и приятной жизни;

4. быстрое развитие материальной культуры общества;

5. справедливость и мир.

Контовская социальная динамика не лишена достоинств. Конт пытается

раскрыть закономерности эволюции, которых не замечали историки

волюнтаристы. Теориям естественного права и общественного договора он

противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму - точку

зрения общества как целого.

 

7. Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.

Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:

· эволюционной теории,

· органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),

· учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:

1. рост, увеличение в объеме,

2. усложнение структуры,

3. дифференциация функций,

4. рост взаимодействия структуры и функций,

возможность временного существования частей при расстройстве

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

· интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

· дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.

3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.

4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

 

8. Материализм исторический - марксистская теория общественного развития, создателями которой являются Маркс К. и Энгельс Ф. Исторический материализм (материалистическое понимание истории), по определению Маркса К. и Энгельса Ф., представляет собой науку о наиболее общих законах и движущих силах развития общества. Общество предстаёт как единый целостный процесс во всём многообразии проявлений общественной жизни. Открытые Марксом К. законы являются методом исследования исторического прошлого и настоящего, основой социальных прогнозов. Исторический материализм возник в с. XIX в. как научно-теоретическое выражение интересов пролетариата, теоретики марксизма рассматривали его как органическое единство научной объективности и партийности, что позволяет применять его в качестве научной основы политической практики пролетариата, стратегии и тактики классовой борьбы, построения коммунистического общества. Исходной посылкой исторического материализма является тезис о первичности общественного бытия (материи) по отношению к общественному сознанию, которое рассматривается как отражение социальной формы движения материи. Хотя в истории действуют люди, сознательно преследующие свои цели, эти цели, как и средства их достижения, определены материальными условиями их жизни. Т.о., понятие материи распространяется на историю, которая понимается как продукт и результат материальной деятельности людей, как общественно-историческая практика, как объективный всемирно-исторический процесс. Методом исследования истории становится материалистическая диалектика, что позволило создать последователь но материалистическое учение об обществе. Основной причиной общественного развития Маркс К. считал противоречие в способе материального производства м.динамично развивающимися производительными силами общества и консервативными производственными отношениями. Фундаментальной категорией исторического материализма является общественно-экономическая формация, исторически определённый этап общественного развития, исторически конкретная форма взаимосвязи экономического базиса и идеологической надстройки. Диалектическое противоречие базиса и надстройки определяет характер, механизм, темп исторического прогресса. История человечества предстаёт как закономерная смена общественно-экономических формаций. Движущей силой, творцом истории является народ, в своей повседневной деятельности создающий средства удовлетворения материальных потребностей людей, которые являются необходимым условием формирования потребностей более высокого уровня (духовных потребностей) и необходимых средств их удовлетворения. Способом перехода от одной общественно-экономической формации к др.является социальная революция, коренной переворот в экономическом базисе общества и политико- культурной надстройке. На основе анализа механизма смены общественно-экономических формаций делается прогноз о закономерном возникновении коммунистической формации как общества, гармонически сочетающего свободу индивида и общества. Историческим субъектом строительства коммунизма является пролетариат, в классовой борьбе уничтожающий эксплуатацию как форму общественных отношений. В осуществлении этой задачи Маркс К. и Энгельс Ф. видели историческую миссию пролетариата. Научный прогноз о закономерном возникновении коммунизма, по опрёделению Энгельса Ф., превращает социальное учение марксизма из утопии в науку. Открытые Марксом К. и Энгельсом Ф. законы общественного развития раскрывают роль общественно-исторической практики в завоевании человеком свободы. Свобода понимается как познанная необходимость, применённая в практике для достижения поставленных человечеством целей. Историческая закономерность проявляется в сознательной целеполагающей деятельности людей и посредством этой деятельности. Свобода, т.о., заключается не в независимости от законов природы, а в возможности использовать их для достижения поставленных целей. Исторические законы проявляются в деятельности людей как общая тенденция общественного развития, конкретные исторические события уникальны и неповторимы в др.условиях, при др.обстоятельствах. Т.н.м. в исторических событиях проявляются общие, типические черты, характерные для определённой общественно-экономической формации. Знание законов общественного развития не освобождает человека от необходимости действовать, полагаясь на объективность и неизбежность действия законов истории, а, напротив, побуждает народные массы к активной преобразовательной деятельности. В общественно-экономических формациях, построенных на эксплуатации, историческая закономерность проявляется стихийно через классовую,борьбу. Данный период общественного развития Маркс К. назвал предысторией человечества, подлинная история ("скачок из царства необходимости в царство свободы") начинается с построения коммунистического бесклассового общества, в котором общественные изменения являются результатом планомерного самоизменения общества в интересах как общества в целом, так и каждого из его членов. Исторический материализм развивался в трудах последователей марксистской теории, в теоретической деятельности, идеологов коммунистических партий и международного рабочего движения, Основной задачей их деятельности стала защита исторического материализма от ревизионистской критики и развитие его основных положений в новых исторических условиях. В России в н. XX в. исторический материализм развивался и популяризировался в трудах Плеханова Г.В. и Ленина В.И

9 .Общественно-экономические формации

Впервые Маркс использует термин “общественная формация” (“Ge-sellschaftsformation”) для обозначения французского общества начала XIX в. в работе “Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта” (1852) [10, 120]. В дальнейшем он применяет его к социальным системам различного масштаба и уровня: от глобальных систем до социальных микроединиц. В “Набросках ответа на письмо В. И. Засулич” (1881) он использует его применительно к первобытной общине [15, 402]2. Термином “формация” он обозначает отдельные подсистемы общества: экономическую и идеологическую. Так, он говорит об “экономической общественной формации” (“цkonomische Gesellschaftsformation”) и “идейной формации” (“Ideenformation”)3. Но главным, с социологической точки зрения, является его понятие “общественной формации” как социальной системы в целом.

 

Общественная формация, по Марксу, – это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. В ее основании лежит способ производства материальных благ, т. е. экономическая подсистема; для ее обозначения Маркс иногда использует также термины “экономическая формация” и “экономическая общественная формация”. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.

 

К производительным силам относятся все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства: вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение и т. д. Особенно важное место среди производительных сил развитых формаций Маркс, вслед за Сен-Симоном, отводил промышленности, утверждая, что страна промышленно более развитая показывает стране промышленно менее развитой картину ее собственного будущего.

 

Производственные отношения, вторая сторона способа производства, выражается, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства.

 

Важно иметь в виду, что Маркс часто понимает производство как общий цикл движения производимого блага, куда входят собственно производство, или производство в узком смысле, распределение, обмен и потребление [12, 17–48]. Каждая фаза этого цикла выполняет важную функцию, без которой в развитых социальных системах процесс производства невозможен. Маркс придает особое значение завершающей фазе этого цикла – потреблению. “Без производства нет потребления, но и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно”, – отмечает он. И далее он акцентирует эту мысль: “...Только в потреблении продукт становится действительным продуктом. Например, платье становится действительным платьем лишь тогда, когда его носят; дом, в котором не живут, не является действительным домом” [там же, 27]. Это положение весьма важно именно с социологической точки зрения, так как оно касается не только производства и продвижения материальных благ, но и всех процессов коммуникативного взаимодействия в обществе.

 

Обе стороны способа производства находятся в состоянии соответствия и взаимодействия; при этом ведущую роль играют производительные силы.

 

Способ производства составляет, по Марксу, системообразующий компонент социальной системы, определяющий остальные ее компоненты. Именно способ производства создает качественную определенность общественной формации и отличает одну формацию от другой. Но помимо производительных сил и производственных отношений, которые составляют “реальный базис”, структуру общества, формация включает в себя и надстройку, или суперструктуру. В нее Маркс включает прежде всего юридические и политические отношения и институты (находящиеся ближе других институтов и отношений к базису) и далее, точнее, “выше” – остальные сферы социальной жизни, которые, как и право и политика, относятся к области “общественного сознания”, или “идеологии”: мораль, науку, религию, искусство.

 

То, что надстройка – это надстройка над базисом, а базис – это базис надстройки, делает тезис об определяющем влиянии одного на другую тавтологичным и бессмысленным. Маркс понимал относительную автономию надстройки по отношению к базису (а искусство вообще рассматривал как сферу, независимую по отношению к экономической подсистеме) и ее обратное воздействие на него. Но в целом он был убежден в том, что подлинной реальностью обладает прежде всего экономика, отчасти политика; все же остальные сферы обладают лишь ограниченным собственным бытием, у них нет, по Марксу, собственной подлинной истории, поскольку они являются лишь отражением, осознанием “настоящего”, “подлинного” бытия – производственных отношений.

 

Такая позиция в трактовке социальной системы резко отличала Маркса от Конта, для которого наука, мораль и религия – это действующие, практические силы, обладающие собственной реальностью и эффективностью и выступающие в роли марксовых производительных сил.

10. Понятие идеологии в социальной теории Маркса

В марксизме идеология рассматривалась как ложное сознание, основанное на классовом интересе и его выражающее под маской общечеловеческого интереса. Вместе с тем, в комплексе социальных воззрений, называемом марксизмом, его авторы усматривали уникальное совпадение истинности и социальной ангажированности, позволяющее марксистским идеям стать эффективным средством социальной организации. Особенности идеологии как особой мировоззренческой конструкции выражаются в незыблемости её исходных принципов, в открытой апелляции к интересам, потребностям человека, в претензии на всеобщность и одновременно в конкретности, "зримости" выводов, нечувствительности к отдельным противоречиям, "формульности", лозунговости выражения. Указанные особенности идеологии связаны с её социально-организующими функциями. Попытка отказаться от идеологии как механизма социальной регуляции привела ряд западных социальных мыслителей в 1960-х (Арон Р., Белл Д., Поппер К.) к идеям деидеологизации общества. "Конец идеологии" рассматривался как один из аспектов "конца истории", как борьбы классовых интересов, политических амбиций, непомерных личных эгоистических желаний. В индустриальном обществе воцаряются рыночные отношения как универсальный тип социальных отношений, принцип максимизации полезности становится ведущим принципом человеческого поведения. Экономическая наука, изучающая эти отношения, естественным образом становится универсальной наукой об обществе. В условиях постиндустриального общества в 1970-1980-х на смену концепции деидеологизации приходит концепция реидеологизации (Арон Р., Белл Д., Шилз Э.).

К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845—46) и позднейших работах под Идеология понимали: 1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов (Идеология «...считает, что идеи господствуют над миром, идеи и понятия она считает определяющими принципами, определённые мысли — таинством материального мира...» — Соч., 2 изд., т. 3, с. 12, прим.); 2) соответствующий этой концепции тип мыслительного процесса, когда его субъекты — идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определённых классов и, следовательно, объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 39, с. 83); 3) вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, но мнимой реальности, которая выдаётся за самою действительность. Ф. Энгельс, критикуя немецкого философа Е. Дюринга, писал, что «...философия действительности оказывается и здесь чистой идеологией, выведением действительности не из нее самой, а из представления» (там же, т. 20, с. 97). Таким образом, действительность предстаёт в Идеология в искажённом, перевёрнутом виде и Идеология оказывается иллюзорным сознанием, в котором социальная реальность, объективные противоречия и потребности общественной жизни выступают в превращенной форме. В противоположность этим идеологическим формам научное сознание остаётся «...на почве действительной истории...» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 37). Методы научного анализа и критики Идеология даёт материалистическое понимание истории (см. Исторический материализм), согласно которому сознание является осознанным бытием и потому должно объясняться из бытия людей, их реального жизненного процесса. Идеология подчиняется общим закономерностям общественного сознания. Она обладает не абсолютной, а лишь относительной самостоятельностью.

 

В развитии Идеология накапливается определённый запас понятий и представлений — мыслительный материал, и каждая новая Идеология, будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей Идеология Поэтому в сфере Идеология существует преемственность и влияние новых социально-экономических условий состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющегося мыслительного материала. Вместе с тем, если в Идеология «...люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни,— подобно тому как обратное изображение предмета на сетчатке глаза проистекает из непосредственного физического процесса их жизни» (там же, с. 25). Анализ реального исторического процесса показывает, что идеологические иллюзии — не просто случайные заблуждения, что Идеология выполняет определённые социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам того или иного класса типы мышления и поведения или даже программы социального действия.

 

К. Маркс и Ф. Энгельс не применяли термин «Идеология» к собственной системе воззрений, но они характеризовали марксизм как научную теорию социализма, органически связанную с освободительной классовой борьбой пролетариата. Распространение марксизма и быстрый рост его влияния на рабочее движение привели к новому переосмыслению понятия Идеология в марксистской литературе. В. Идеология Ленин расширил понятие Идеология, введя категорию «научной Идеология» и указав, что в предшествующих марксизму системах Идеология имелись научные элементы, но лишь марксизм в подлинном смысле является научной идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность марксизма, как соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 340, прим.), вытекающей из научного анализа капитализма, открытия его преходящего характера, познания законов и движущих сил общественного развития, Ленин показал, что в лице марксизма общественная наука впервые сознательно ставит перед собой задачу содействовать угнетённым массам в их борьбе, то есть стремится выразить интересы и практические задачи класса угнетённых с помощью научной теории и выработанных на её основе лозунгов борьбы — программы, стратегии, тактики, политики. Тем самым марксизм практически выступает как научная идеология. С разработкой концепции научной Идеология само понимание Идеология стало более цельным и завершенным, были обобщены и методы её анализа на основе сочетания социального и гносеологического подходов. Поскольку Идеология — духовное явление, то она должна оцениваться в гносеологических категориях — как научная или ненаучная, истинная или ложная, правильная или иллюзорная и т. п. Однако чисто гносеологический подход при анализе и оценке идеологических явлений необходим, но недостаточен. Противостояние научной и ненаучной Идеология имеет и социальное значение, ибо выражает противоположность классовых интересов. В классовом обществе Идеология всегда носит классовый характер и потому характеризуется в категориях социально-политических как революционная или реакционная, прогрессивная или консервативная, либеральная или радикальная, интернационалистская или националистическая и т. д. Связь между этими двумя рядами оценок выявляет принцип партийности Идеология, всесторонне разработанный в трудах В. Идеология Ленина. Принцип партийности связывает познание социальной действительности с интересами класса. Он исходит из той предпосылки, что класс прогрессивный стремится строить свою Идеология на основе более полного использования объективных знаний (например, буржуазия в период её восходящего развития). Но этот тезис выражает лишь общую тенденцию, которая может сильно видоизменяться под влиянием конкретных исторических условий, особенно в период добуржуазного развития. Полностью этот тезис оправдывается применительно к рабочему классу, субъективные интересы которого совпадают с объективными потребностями общественного развития, делают его заинтересованным именно в научной Идеология, во всестороннем использовании объективного научного знания для решения встающих перед ним социальных проблем. Это обстоятельство и выражается в совпадении партийного, классового и научно-объективного подхода к действительности в рамках марксизма-ленинизма.

 

Научная социалистическая Идеология противостоит реакционной Идеология буржуазии, оправдывающей и обосновывающей необходимость сохранения и укрепления капитализма. В столкновении этих Идеология отражается классовая борьба пролетариата против буржуазии, противоположность социальных систем капитализма и социализма.

 

Признание классового характера Идеология не означает, что класс в целом творит свою Идеология Как теоретически разработанное сознание класса Идеология создаётся теми его представителями, идеологами, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к которым класс в целом приходит практически. Из условий жизни класса стихийно возникает не Идеология, а общественная психология данного класса, создающая определённую почву для распространения и усвоения его Идеология Распространяясь в обществе и приспосабливаясь к уровню массового сознания, Идеология соответствующим образом воздействует на него, влияет на общественную психологию. Анализируя механизм формирования и распространения научной Идеология, Ленин показал, что она возникает не из стихийного роста рабочего движения, а как результат развития науки, культуры, прогрессивной общественной мысли. Носителем научной Идеология является передовой и сознательный авангард революционного рабочего класса — его политическая партия. Она вносит научную Идеология в массы, в рабочее движение. Важнейший вывод Ленина состоит в том, что овладение массами научной Идеология возможно лишь на основе их собственного политического опыта, когда они практически убеждаются, что данная Идеология выражает их интересы. Напротив, реакционная Идеология господствующего эксплуататорского класса навязывается массам системой отношений и политико-идеологическим аппаратом этого класса, средствами массовой информации и т. д. Экономически и политически господствующий класс естественно держит в своих руках и средства духовного производства. Поэтому господствующей Идеология всегда является Идеология господствующего класса. В эксплуататорском обществе революционная Идеология завоёвывает влияние в острой борьбе с господствующими в данном обществе идеями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: