double arrow

Вторая часть контрольной работы выполняется в форме небольшого реферата, в котором студентам необходимо ответить на предлагаемые вопросы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий кафедрой «Техносферная безопасность» Деканом факультета Управление процессами перевозок
  __________________ В.А. Аксёнов   _____________ Г.М.Биленко
«_____»______________ 2012 г. «_____»______________ 2012 г.

 

ЭКОЛОГИЯ

Задание на контрольную работу

с методическими указаниями для студентов направления 280700.62 "Техносферная безопасность" бакалавриат)/ специализации: «Безопасность жизнедеятельностии в техносфере» (БЖТ) /Безопасность жизнедеяятельности в техносфере/Инженерная защита окружающей среды

РОАТ -2012


 

 

Авторы: кандидат технических наук, доцент Т.Ф. Климова, кандидат технических наук, доцент Д.В. Климова

Рецензент: кандидат технических наук, профессор Н.И.Зубрев

 

@ Российская открытая академия транспорта, 2012
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНой РАБОТы

 

  Контрольная работа по экологии состоит из двух заданий. В первом задании студентам необходимо ответить на пять качественных вопросов по экологии, номера которых определяются согласно двум последним цифрам шифра студента. В качестве примера: две последние цифры шифра 21, необходимо ответить на вопросы: 21, 121, 221, 321, 421. Второе практическом задание должно быть оформлено как реферат, в котором освещаются вопросы по предлагаемой теме раздела «Человек и экосистемы. Антропогенное загрязнение биосферы. Экология». Тема реферата в этом задании определяется из таблицы по последней цифре шифра студента.  

 

Курс экологии играет важную роль в теоретической подготовке современного бакалавра по направлению 280700.62 "Техносферная безопасность". Выполнение контрольной работы способствует формированию у студентов экологического мышления, без которого невозможна успешная работа на транспорте, промышленных предприятиях и стройках.

В процессе изучения курса экологии студент должен выполнить контрольную работу. Ответы на вопросы первой части задания является проверкой степени усвоения студентом теоретического курса, а рецензии на работу помогают доработать и правильно освоить различные разделы курса экологии. В некоторых случаях преподаватель может дать студенту индивидуальное задание –вопросы, не входящие в вариант студента.

 

Правила оформления контрольных работ и решения задач:

1. Условия всех задач студенты переписывают полностью без сокращений.

2. Каждый последующий вопрос должен начинаться с новой страницы.

3. В конце контрольной работы необходимо указать учебные пособия, учебники, использованные при ее выполнении, и дату сдачи работы и поставить подпись.

4. Если контрольная работа не допущена к зачету, то все необходимые дополнения и исправления сдают вместе с незачтенной работой. Исправления в тексте незачтенной работы не допускаются.

5. Допущенные к зачету контрольные работы с внесенными уточнениями предъявляются преподавателю на зачете. Студент должен быть готов дать во время зачета пояснения по решению всех выполненных заданий.

6. Контрольная работа может быть оформлена на листах формата А; в печатном виде с титульным листом, либо в тетради рукописно

 

=====================================================================

Задание 1.

 

1. Экология как самостоятельная наука сформировалась в ХХ веке. Правильно ли утверждение, что экологические знания накапливались с древнейших времен. Ответ обоснуйте. “Экология – наука будущего”. В чем правомерность этого тезиса?

2. Каких известных ученых прошлого можно отнести к экологам и почему? Кто из отечественных ученых внес вклад в экологическую проблематику?

3. Опишите и начертите схему круговорота воды в природе. Каким образом живые организмы влияют на круговорот воды и других веществ и элементов?

4. Почему энергия течет в одном направлении, а вещество “вращается” на месте?

5. Какие организмы поглощают диоксид углерода из атмосферы?

6. Дано утверждение: “Только на основании неоднократного использования элементов и потребления чистой солнечной энергии человечество обеспечит себе устойчивое развитие”. Как Вы понимаете такое утверждение?

7. В чем выражается и как проявляется геологическая работа живых организмов. Почему в биогенном круговороте веществ в планетарном масштабе ключевым звеном являются организмы?

8. Приведите примеры изменения климата или отдельных климатических условий под влиянием жизнедеятельности самых различных организмов, популяций, видов.

9. На каком основании, по мнению многих ученых- почвоведов, дождевому червю следует давно поставить памятник?

10. Что такое биологический спектр какой-либо климатической области? Охарактеризуйте такой спектр лесов умеренного климата.

11. Каким образом проявляется и в чем выражается взаимосвязь любого организма с окружающей средой? Как проявляется действие живых организмов на среду обитания?

12. У каких видов жизненная форма может изменяться в процессе индивидуального развития? Почему? С какими факторами это связано?

13. Что означает выносливость любого организма к различным факторам окружающей среды? Какие принципы жизнедеятельности организмов связаны с проявлением закона толерантности?

14. Какие условия окружающей среды для травянистых и древенистых растений болот могут выступать в качестве лимитирующих?

15. Докажите, что сезонные явления в природе выступают в качестве доказательства фотопериодизма.

16. Почему солнечный свет может оказывать на различные организмы многовариантное действие?

17. От каких свойств воды зависит жизнь ее обитателей? Почему содержание в воде кислорода может выступить как лимитирующий фактор? Какие особенности строения присущи обитателям разных слоев водной среды?

18. Что представляют собой ионизирующие излучения и как они были обнаружены? Каковы дозы этих излучений? Какими последствиями сопровождается действие ионизирующего излучения на живые организмы? Объясните биологическое воздействие ионизирующих излучений.

19. Каким образом определяется эквивалентная доза ионизирующего излучения? Почему естественный фон ионизирующей радиации не представляет большой опасности для жизни? Какова роль радона в радиационном фоне окружающей среды? Что такое радиационный фон Земли, какие источники его составляют?

20. Каким организмам и каким процессам мы обязаны появлению кислорода в атмосфере Земли?

21. Почему жизненная форма любого растения, животного или гриба является проявлением их приспособленности к условиям среды? Почему приспособленность организмов к среде обитания не является абсолютной? Каким термином обозначают предел выносливости организмов?

22. Что называется узким и широким диапазоном выносливости организмов? О чем свидетельствуют термины “холодоустойчивые” и “теплолюбивые” организмы?

23. Поясните, каким образом может проявиться ограничивающее взаимодействие абиотических факторов среды? Какие экологические факторы могут оказаться ограничивающими для развития и роста: а) гусениц крапивницы, б) птенцов лесных птиц, в) урожая пшеницы?

24. Чем объясняется многообразие классификаций экологических факторов? Приведите примеры антропогенных абиотических факторов среды, оказывающих серьезное влияние на видовой состав биогеоценозов. Приведите приметы влияния наземных растений на физическую среду.

25. Многие виды растений и животных, обитающие в зонах с недостаточной влажностью, в процессе естественного отбора приспособились к неблагоприятным условиям засушливости. Приведите примеры таких растений и животных.

26. В жаркое время года многие животные (грызуны, черепахи) впадают в спячку, а некоторые, например, африканская рыба протоптер – в анабиоз. Как вы думаете, с чем это связано? Известно, что лужанки – одни из самых выносливых к низким температурам моллюсков. Впадая в оцепенение, они без вреда для себя могут вмерзать в лед и оживать при наступлении благоприятных условий. Объясните, с помощью какого приспособления достигается такая выносливость.

27. Известно, что факторы окружающей среды подразделяются на абиотические и биотические. Какие из них играют более значительную роль в эволюции? Ответ обоснуйте. Из списка экологических факторов выберите те, которые относятся к биотическим: а) распашка целинных земель; б) вытаптывание растений копытными; в) выпадение осадков; г) микоризообразование; д) загазованность атмосферы в крупных городах; ж) наличие в почве микроэдементов; з) поедание луковиц, корневищ растений кротами; и) появление сорняков на кротовинах; к) температура.

28. Объясните, почему в относительно простых условиях среды наблюдается упрощение организации у населяющих ее видов? Каково значение жизненных форм животных и растений для их существования?

29. Какие вы знаете, общие черты покоящихся стадий разных организмов, позволяющие им длительное время сохранять жизнеспособность и переносить неблагоприятные условия?

30. Как вы думаете, почему у одних животных развитие прямое, а у других - с личинкой? От каких условий среды и особенностей организмов зависит наличие личинок.

31. “Правило Бергмана” обычно выполняется лишь в определенном диапазоне широт: до некоторой широты (часто границ тайги и тундры) размеры гомойтермных животных растут, а дальше к северу вновь уменьшаются. Есть примеры прямо противоположные “правилу Бергмана”: самый крупный подвид белой куропатки обитает на юге, в лесостепи, а самый мелкий – в тундре. Чем могут быть объяснены эти нарушения?

32. Объясните на примере смысл принципа, сформулированного в 1840 г. химиком Ю. Либихом: “Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяются величина и устойчивость последнего во времени”.

33. На южных окраинах лесной зоны по северным склонам сохраняются леса, а по южным растут степные растения. Объясните причины такого распространения лесных и степных растений.

34. Иногда летом в утренние часы, после прохладной дождливой ночи многие растения проявляют явные признаки увядания, хотя почва сильно увлажнена и температура воздуха довольна высока. Объясните причины увядания растений.

35. Известно, что в смешанном лесу средней полосы подстилки много, а во влажном тропическом лесу с буйной растительностью ее почти нет. Объясните причины этих различий.

36. Установлено, что среди водных животных имеется довольно много прозрачных форм. А среди обитателей поверхности почвы такие формы практически отсутствуют. Объясните почему.

37. У одного из позвоночных животных – ленивца в шерсти растут мхи. Какие особенности образа жизни позволяют мхам жить в шерсти?

38. Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте опавшие листья. Как это влияет на древесные насаждения?

39. Почему в почве возможно существование мелких водных организмов-водорослей и простейших? Каковы их возможности адаптации к высыханию почвы?

40. Тела некоторых рыб (осетра, белуги, стерляди), впадающих в зимнюю спячку при наступлении сильных морозов, холодов, обволакиваются слизью. Объясните в чем биологических смысл такого приспособления?

41. В 1877 г. итальянский аббат Ладзаро Спалланцани исследовал возможность оживления высушенных красных коловраток филодиний после их пребывания в условиях высокой (+49 С) и низкой (-21 С) температур. Он установил, что сразу же после создания благоприятных условий коловратки оживают. Опыты с активными коловратками показал, что они погибают уже при Т = 35 – 36 С. Как можно объяснить данные факты?

42. Какой абиотический фактор оказался в процессе эволюции главным регулятором и сигналом сезонных явлений в жизни растений и животных? Приведите факты. Почему именно этот фактор, а не другой?

43. Исследования американских ученых А. Дейва и У. Спериера в 1969 г. показали, что сыворотка крови, взятая у сусликов, находящихся в состоянии зимней спячки и введенная сусликам в их активный период летом, вызывала у последних впадение в зимнюю спячку. Объясните почему?

44. Существует несколько видов адаптации растений и животных: биохимические, морфологические, поведенческие, физические и т.д. Какой тип адаптации иллюстрируют следующие примеры: а) животные пустыни проводят жаркое время суток, зарывшись в песок и спрятавшись в норы; б) морозоустойчивость большинства растений; в) развитие густого и длинного меха у млекопитающих при выращивании их в условии низких температур; г) повышение температуры тела бражников в период высокой мышечной активности; д) развитие прикорневых розеток, стелющихся форм у растений; е) накапливание подкожного жирового слоя животных.

45. Почему плодовые деревья, перенесшие летом засуху, будут менее морозостойки, чем деревья, выросшие в условиях обильного полива?

46. Э. Менниджер в книге “Причудливые деревья” описывает целую серию гигантов-суккулентов, давая им выразительные названия: “деревья-фляги”, “слоновые деревья”, “жирная собака, лежащая на спине”. Как эти названия отражают особенности строения этих растений? Известно, что толщина ствола некоторых растений, например, баобаба может изменяться в соответствии с погодными условиями (дерево то “худеет”, то “толстеет”). Чем можно объяснить сжатие ствола и его расширение?

47. Как называется одна из форм влияния растений друг да друга путем выделения различных физиологических веществ: 1 – симбиоз, 2- паразитизм, 3 – аллелопатия, 4 – конкуренция.

48. Известный ботаник Бовье в 1884 г установил, что длительность жизни растений может изменяться, и показал на ряде растений, что однолетние виды равнинных мест высоко в горах превращаются в многолетники. Например, мятлик однолетний, произрастая на высоте 3200 – 3600 м над уровнем моря, развивается по типу трехлетников, а в лесу по типу двухлетников. С чем связаны эти изменения?

49. Известно, что растения, живущие в сообществах, имеют иной внешний вид, нежели живущие одиночно. Из списка признаков выберите те, которые характеризуют: а) растения сообществ, б) растения, живущие одиночно:

- у деревьев высокие тонкие стволы;

- нижние ветви отмирают;

- живая крона занимает верхнюю часть ствола;

- у деревьев мощные стволы, часто приземистые.

50. Известно, что вид, представленный в фитоцитозах очень большим количеством экземпляров, называется доминантом. Приведите примеры доминантных видов в смешанных лесах, в сосновых борах и ельниках, на болотах и т. д.

51. Можно ли выделить ярусы в травянистых фитоценозах? Приведите примеры растений составляющих эти ярусы.

52. В России довольно успешно акклиматизируют полуводного грызуна – нутрию. Условия новых мест обитания нутрии – берега рек и ручьев, поросших водными растениями, - напоминают естественные природные условия обитания нутрии. В отдельные годы, когда лед на реках держится зимой больше, случается массовая гибель зверьков. Охарактеризуйте все экологические факторы, действие которых может способствовать успешной жизнедеятельности и размножению нутрий.

53. Вспомните условия обитания растений и животных в пустыне. Действие каких экологических факторов может проявляться на уровне лимитирующих? Какие приспособления к влиянию подобных факторов выработалось в процессе эволюции?

54. На крайнем Севере не произрастают леса. Какой лимитирующий фактор ограничивает продвижение лесных экосистем в тундру?

55. Почему очень морозной зимой случается массовая гибель рыбы в реках средней полосы России? Какой лимитирующий фактор может привести к таким результатам?

56. Чем обусловлено разнообразие биологического действия света?

57. С какой целью в хирургических отделениях больниц постоянно облучают стены, потолки и пол ртутными лампами, излучение которых содержит ультрафиолет?

58. Береза и сосна – светолюбивые растения, ель и сосна – теневыносливые. Под пологом березовой рощи поселились молодые ели. Что произойдет со временем в экосистеме? Что произойдет с сосново-буковой рощей, если под ее пологом начнут расти буки?

59. Вспомните, в каких температурных пределах могут выживать различные животные. Чем это обусловлено? Какие из перечисленных животных и растений относятся к стенобионтам или эврибионтам: лишайники, кораллы, млекопитающие, орхидеи, птицы, медузы, пресмыкающиеся, мхи, форель, человек.

60. Какие особенности поведения, строения и жизнедеятельности могут обеспечить им выживание в условиях низких, средних и высоких температур?

61. Оказывают ли кислотные дожди влияние на обитателей водоемов, и какое именно?

62. Какие нарушения могут возникнуть в жизнедеятельности клеток или любого организма в результате уменьшения, а затем и прекращения поступления воды в них?

63. Какова роль кислорода в жизнедеятельности обитателей разных глубин водоемов? С каким типом дыхания могут жить насекомые в текучих водах?

64. Какое экологическое значение имеет такое приспособление как разновременность созревания семян и плодов у растений?

65. В каких морях более разнообразна жизнь (большее число видов и групп организмов) – в тропических или полярных? Чем это объясняется?

66. Как называются организмы, обитающие в почве и воде?

67. Чем отличаются понятия “факторы среды” и “ресурсы среды”?Какие природные ресурсы используют животные? растения? Можно ли считать, что все зеленые растения используют для жизниодни ите же ресурсы?

68. В чем состоит соответствие организмов со средой их обитания? Какая разница между эврибионтами и стенобитами? К каким изменениям среды организм может приспособиться, а к каким – нет? Почему принято говорить о единстве организма и среды

69. Из чего складывается энергетический бюджет организма?Как связаны размеры организмов и расход ими энергии?В какой среде движение более экономично?

70. Как называются организмы в зависимости от способа поддержания теплового баланса?Можно ли сказать, что толерантность вида по температуре зависит от типа теплового баланса?

71. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды? По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?Приведите примеры “ключевых “ экологических факторов в жизни двух-трех живых существ.

72. Почему эколог-гидробиолог всегда имеет наготове прибор для определения количества кислорода, а эколог, изучающий наземные экосистемы, реже измеряет содержание кислорода?

73. Почему живые существа не испытывают губительного действия ультрафиолетовых лучей?Какова роль ультрафиолетовых, инфракрасных, видимых участков спектра солнечного света в жизнедеятельности растений и животных? Какие потоки энергии получает живой организм?

74. Какие приспособления в строении листа снижают испарение в засушливых районах?Почему животные пустынь и полупустынь могут совсем не потреблять воду?

75. Почему в искусственно созданных постоянных условиях, у живых существ происходит среды рассогласование жизненных функций, рассогласование ритма тела, сна и бодрствования?

76. Почему в глубоководных зонах океана и в глубине тропического леса поток излучения может на протяжении суток оставаться практически постоянным, а в пустыне и в высокогорной тундре дневной поток во много раз больше ночного?

77. Какие приспособления выработались у планктонных организмов к парению в воде?

78. Почему следует говорить о зависимости живых существ не только от окружающей среды, но и об их влиянии на нее? Изменение абиотической среды под воздействием живых организмов – важнейший экологический фактор формирования экосистем. Приведите примеры изменения окружающей среды под влиянием организмов: на суше, в почве, в воде. Какие организмы играют основную роль в этих процессах?

79. Почему роющие млекопитающие почти не подчиняются правилу Бергмана?Какой фактор, влияющий на размер тела, является для роющих животных решающим?Почему для холоднокровных животных обычна обратная правилу Бергмана закономерность?

80. Какой экологический фактор или ресурс может ограничить нормальное развитие и жизнь организма - вплоть до полного вымирания? Как это можно показать (на каком примере)?

81. Какое экологическое значение имеет такое приспособление, как разновременность созревания плодов у растений? Приведите примеры и результаты этого явления.

82. В чем состоит явление конвергентной эволюции? Каково ее значение для организмов?

83. Какие экологические свойства птиц можно определить по форме клюва? По форме лап? По форме крыльев? Почему крупным животным требуется большее количество энергии, чем мелким?

84. Почему затраты энергии зависят от характера питания?

85. Приведите примеры животных “охотников и жертв”.

86. В чем различие экзотермных и эндотермных животных? Как те и другие поддерживают свой тепловой баланс?

87. Какие биологические механизмы препятствуют обмену генами между видами? В чем причина бесплодности межвидовых гибридов? В чем причина гетерозиготности природных популяций? Какие популяционно-генетические закономерности выявил русский биолог С. С. Четвериков?

88. Что такое ареал вида?Что такое радиус индивидуальной активности организмов? Приведите примеры радиуса индивидуальной активности для растений и животных?Любую ли концентрацию особей одного вида можно считать популяцией?

89. К какому уровню организации живого относится особь?Достаточно ли классифицировать вид по внешним признакам?

90. В некоей популяции животных пометили 500 экземпляров. Через некоторое время поймали 10000 экз., из них 50 с пометками. Как оценить численность популяции? Каковы возможные источники ошибок этой оценки?

91. Приведите примеры взаимно полезного сожительства организмов, когда присутствие одного партнера становится обязательным условием существования каждого из них. Многие морские обитатели “склонны к тесной дружбе”. Примером неразлучного союза служит рак-отшельник и актиния адамсия, которую он отыскивает и усаживает у входа в раковину – ниже и позади собственного рта. Объясните в чем биологический смысл такой дружбы?

92. Приведите примеры взаимоотношений организмов, при которых один вид получает от сожительства пользу, а другому это безразлично. Как называется такой “союз”?

93. В океанах много красноногих рачков - калянусов, составляющих основную пищу усатых китов и многих морских рыб. Почему, несмотря на ничтожную массу рачков ими насыщаются огромные киты?

94. Почему не существует конкуренции между взрослыми насекомыми и их личинками (например, овод, капустная бабочка, майский жук)?

95. Известно, что переход к паразитизму резко увеличивает возможности вида выжить. Подтвердите конкретными примерами правомерность данного факта.

96. Известно, что существование некоторых животных характеризуется не только отсутствием конкурентных связей, что обеспечивает некоторым из них высокую численность. Например, отмечающиеся в последние десятилетия увеличение численности сусликов и их расселение является результатом усиления выпаса скота в степных районах в связи с увеличением поголовья. В то же время в местах, где нет выпаса (то есть на заповедных землях) отмечается сокращение численности сурков и сусликов. На участках с быстрым отрастанием травы сурки уходят совсем, а суслики остаются в малом количестве. Как можно объяснить эти факты?

97. В некоторых водоемах планктонные ветвистоусые ракообразные (дафнии) совершают регулярные суточные вертикальные миграции. В темное время суток они поднимаются в поверхностные слои воды, в светлое уходят вниз. Как можно объяснить такое поведение рачков?

98. В двух одинаковых сосудах выращивается культура хлореллы. В один из сосудов поместили планктонных ракообразных, питающихся хлореллой и через некоторое время обнаружили, что в этом сосуде частота деления клеток хлореллы выше, чем в контрольном сосуде. Объясните это явление.

99. После вселения в озеро всеядных рыб, питающихся в частности дафниями, численность дафний в озере возросла. Предложите возможные варианты ответов.

100.Известная поговорка “С миру по нитке голому рубашка”, по словам ученых А. Георгиевского и Е. Попова, отражает природу комменсализма. Подтвердите примерами мнение ученых.

101.Пользуясь правилом Гаузе, объясните, почему два экологически сходных вида не могут жить водном и том же биотипе? Что при этом происходит? Какие возможные способы сохраниться для менее сильного вида?

102.Известно, что ерш чрезмерно прожорлив, но дает маленький прирост массы. С другой стороны, промысловые рыбы (окунь, налим и др.) потребляют в большом количестве личинок комаров, других двукрылых насекомых, органические остатки растений и животных. Почему ученые относят ерша при его чрезмерном размножении к рыбам, представляющим опасность для размножения промысловых рыб?

103. Почему чрезмерное увеличение численности травоядных животных может нарушить устойчивость экосистемы в биогеоценозах Африки и привести в итоге к смене биогеоценоза? Какая смена биогеоценоза возможна в данном случае? Укажите, какие экологические факторы могут привести к нарушению равновесия в экосистеме?

104.Всегда ли присутствие сорняков на полях оказывается вредным для культурных растений? Ответ обоснуйте.

105. Как проявляются отношения между особями в поведении домашних собак? Какие типы экологических связей выражают разные формы их поведения?

106. Применимо ли предположение о том, что вид состоит из популяций, к человеку?

107. Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и садах? Обычно вспышки массового размножения сибирского шелкопряда наступают после малоснежных и холодных зим. Какими причинами можно объяснить данный факт

108. Английский эколог Чарльз Энтон впервые обобщил наблюдения и описал взрывы численности видов, которые он назвал “экологическими нашествиями”. Распространение какого насекомого и увеличение его численности в Европе является примером такого “экологического нашествия”?

109. На одном из пунктов наблюдения за перелетными птицами в течение 10 лет было окольцовано следующее количество ястребов – перепелятников: 73, 80, 86, 78, 45, 39, 40, 50, 70. Считая что, количество окольцованных птиц пропорционально их общей численности, определите, в какой период смертность в популяции была более высокой. Выделяются ли многолетние периоды в колебаниях численности?

110. Приведите примеры взаимосвязи между динамикой численности и пространственной структурой популяции. Относятся ли к факторам, поддерживающим плотность популяции, наличие иерархии в стаях, стадах?

111. Многие животные часть года проводят поодиночке или парами, а некоторые образуют стаи. Приведите примеры таких животных и проанализируйте, с какими особенностями их образа жизни связано это явление.

112. Какие абиотические факторы среды влияют на организмы, живущие на суше, в почве и в воде?

113. Какой экологический фактор или ресурс может ограничить нормальное развитие и жизнь организма – вплоть до полного вымирания? Как это можно показать (на каком примере)?

114. Приведите примеры изменения окружающей среды под влиянием организмов: на суше, в почве, в воде. Какие организмы играют основную роль в этих процессах?

115. Приведите примеры действия отрицательной обратной связи при регуляции численности. В каких еще биологических системах действуют механизмы отрицательной обратной связи?

116. Какие факторы, зависящие от плотности, могли влиять на численность популяции первобытных людей? На человеческие популяции в средние века? Действуют ли эти факторы в наше время?

117. Проанализируйте изменчивость заготовок маньчжурской белки за 20 последовательных лет.Объем добычи приводится в балдах: 1, 32, 4, 27, 25, 4, 27, 25, 2, 3, 37, 1, 6, 95, 21, 68, 28, 1, 22, 41, 26, 62. Какие закономерности можно проследить в динамике численнлости белки. С какой вероятностью можно планировать объем заготовки пушнины на 1 год вперед? на 10 лет?

118. Численность лабораторной популяции простейших растет экспоненциально. В некоторый момент эта численность равна 50 особям а через час достигла 150 особей. Найдите удельную скорость роста для этой популяции.

119. На небольшом участке средней полосы была обнаружена популяция крайне редкого для этих мест растения. Для его охраны удалось организовать заповедник, в котором запрещены все виды деятельности человека. Через несколько лет охраняемая популяция исчезла. Как меры охранного режима могли отрицательно повлиять на растение?

120. Приведите примеры, когда взаимодействие между популяциями разных видов: - приводит к угнетению и ослаблению обеих популяций; - приводит к процветанию обеих популяций; - для одной популяции воздействие другой безразлично. Как называют в экологии такие типы взаимодействия?

121. При увеличении плотности популяции какого-либо вида с определенного момента дальнейший прирост численности все более замедляется. Укажите основные факторы, обуславливающие это явление.

122. Чем могут вызываться периодические вспышки и падения численности животных умеренных и приполярных широт? Почему в тропиках, как правило, резких колебаний численности не происходит?

123. В елово-березовом лесу ежегодно наблюдается наибольшее появление опят на двух участках: 1) на месте старой вырубки, где осталось много пней и близко к поверхности подходят грунтовые воды, 2) в глубине леса, на небольшой возвышенности – на ослабленных поваленных и покосившихся березах. На втором участке опята всегда меньше, имеют более светлую окраску, чем на старой вырубке, и появляются позже. Являются ли опята, растущие на каждой территории самостоятельными популяциями?

124. Уже установлено, что изменение плотности популяции зависит от баланса между рождаемостью и смертностью. В идеальных условиях организмы дают больше способного к размножению потомства, чем это необходимо для того, чтобы заменить родителей. Амбарный долгоносик и полевая мышь могут удваивать свои популяции соответственно через одну и восемь недель. Однако в естественных условиях этого не происходит. Действие каких экологических факторов сдерживает удвоение численности популяции? Что произойдет с популяцией мышей, если будет ранняя холодная осень, а поля, где обитают мыши, покроются коркой льда?

125. Почему восстановилась численность популяции морского котика после того, как ограничили промысел молодых самцов, которых до этого уничтожали в большом количестве?

126. Каковы существенные признаки вида как особой формы организации жизни? Чем популяция отличается от вида? Определите существенные признаки популяции по сравнению с природным сообществом и экосистемой.

127. Дайте определение явлению устойчивого воспроизводства и оцените его значение. Почему следует говорить о том, что структура популяции отражает степень ее приспособленности к устойчивому воспроизводству?

128.Что представляет собой явление свободного скрещивания и какие признаки могут ему воспрепятствовать?

129. Покажите на примерах конкуренции, симбиоза, отношений хищник – жертва, что взаимодействие идет не на уровне видов, а на уровне популяций.

130. Какие группировки образуют животные и как они распределяются в пространстве?Какие группировки особей известны в популяциях животных?

131. Объясните, почему инстинктивные запреты в общении животных имеют адаптивное значение.Как регулируются отношения внутри группы?Какое значение имеет иерархия в сохранении численности популяции? Проявляется ли иерархия в человеческих группах?

132. Укажите значение групповых характеристик популяции для охраны биологического разнообразия. Как объяснить различия в плотности соболя в разных местах обитания? Почему численность популяции не может расти бесконечно? Каковы природные механизмы регулирования численности популяций?

133. Известны ли факты бесконтрольного увеличения численности видов? В каких регионах, по каким причинам? Почему колебания численности популяций хищников несколько отстают от колебаний численности жертв?

134. Почему человек стремится регулировать численность популяции видов, которые являются вредителями, переносчиками заболеваний, и тех, что требуют сохранения?Каковы особенности интегрального метода борьбы с вредителями насекомых?

135. Назовите проблемы, возникающие при попытках регулирования численности популяций.Объясните, в чем причины неудачи химической стратегии регулирования численности популяций.

136. Какие примеры положительных взаимодействий между видами вам известны?Какие вы знаете приметы отрицательных взаимоотношений между организмами?Что лежит в основе всех взаимных отношений живых организмов?

137. К какому типу биотических связей относятся нахлебничество, сотрапезничество, квартиранство?Какое значение для организмов имеет их симбиоз? Приведите наиболее известные примеры симбиотических отношений в природе.

138. В чем сходство и различие хищничества и паразитизма? В чем проявляется внутривидовая конкуренция?Какой тип конкуренции способствует формированию видового состава сообществ??

139. Какие типы биотических взаимоотношений относятся к непосредственным (прямым)?Что такое опосредствованные (косвенные) отношения?

140. Какое значение имеет расхождение экологических ниш?Почему в природе возможно длительное существование конкурирующих видов? Что будет, если в одной экосистеме окажутся популяции двух видов с одинаковыми экологическими потребностями

141. В чем различие экзотермных и эндотермных животных? Как те и другие поддерживают свой тепловой баланс? Приведите примеры животных из каждой группы.

142. Можно ли считать популяцией: стаю грачей; стадо антилоп; карасей, населяющих небольшой пруд; высаженный на фермерском поле картофель; всех птиц, населяющих городской парк, население большого города; птичий базар; обитателей муравейника?

143. В чем состоит существенное отличие популяций от других совокупностей особей, таких как семья, вид, колония и т. п.? Приведите несколько примеров растений и животных, популяции которых занимают малые и большие территории. Какие примеры популяций, имеющих четко очерченные границы, вам известны?

144. Какой тип взаимоотношений характерен для указанных организмов: густой подрост ельника; волк и олень; сова и мышь; трава под елью; лишайники; аскарида и человек; росянка и муха; прусак и черный таракан; повилика и крапива; акула и рыба-прилипала; пчелы и луговые цвет, синица и лягушка.

145. Какие способы используют растения в борьбе за свой главный ресурс – солнечный свет? Назовите четыре – пять способов.

146. Объясните, каким образом кормящиеся на деревьях насекомоядные птицы избегают межвидовой конкуренции в поисках добычи. Как называется это явление? Можно ли сказать, что конкуренция является одним из факторов эволюции видов?

147. Что общего и какая разница в проявлении свойства территориальности (конкуренции за пространство) у животных и растений? Приведите примеры.

148. Как практически человек использует явления хищничества и паразитизма в мире животных для борьбы с сельскохозяйственными вредителями? Назовите известные вам методы и способы, приведите примеры. Какой вывод из этого можно сделать?

149. Естественные враги бабочек и их личинок – наездники, мухи - трихограммы, мухи -тахины, муравьи, жужелицы, жабы, лягушки, птицы, летучие мыши, землеройки, кроты. Какие из них являются хищниками? Как называются остальные?

150. Насекомые- вредители, поражающие домашних животных, культурные растения и жилище человека,: моль, жук-древоточец, долгоносик, комар, мошка, овод, саранча, колорадский жук, слепень, тля, капустная совка. вошь. листовертка, постельный клоп, мухи. Выделите их по “профессиям” - хищники, паразиты, паразитоиды, переносчики паразитов, промежуточные хозяева, растительноядные, плотоядные.

151. Какие свойства сорняков дают им возможность не только успешно конкурировать с культурными растениями, значительно снижая урожай, но и столь же успешно выдерживать борьбу с ними человека? Можно ли сказать, что эти свойства выработались у сорняков в процессе эволюции в результате конкуренции?

152. Как действует естественный отбор в коэволюции хищников и их жертв? В чем заключается положительная роль хищничества? При каких условиях нарушается равновесие в системе “хищник – жертва”?Почему уничтожение хищников человеком нередко приводит к отрицательным последствиям?

153. Какие экологические категории паразитов вам известны? Чем отличаются паразиты от паразитоидов? В чем различие основного и промежуточного хозяина паразита? В каких группах организмов наиболее распространены паразитические формы?Чем отличаются переносчики паразитов от промежуточных хозяев? Какова роль домашних животных в паразитарных заражениях человека?

154. В чем состоит отличие популяций от других совокупностей особей, таких как семья, вид, колония и т.п.?Приведите примеры растений и животных, популяции которых занимают малые территории, большие территории. Какие примеры популяций, имеющих четко очерченные границы, вам известны?

155. Приведите примеры растений и животных, состояние популяций которых представляет для человека особый интерес. Укажите, в чем состоит интерес человека в отношении этих видов.

156. Назовите свойства, характерные только для отдельного организма и для популяции в целом.Перечислите свойства, общие для организма и популяции.

157. По результатам обследования лесного массива было установлено, что общий объем древесины сосны в нем составляет 5000 кубометров. При этом на 1 га массива находится 40 сосен, 120 осин, остальное составляют березы. В обследованном массиве обитает стадо лосей, за 1 день зарегистрировано 5 животных. Выделите в данном примере меры обилия, характеризующие общую численность популяций, а также –плотность. Чем различаются показатели плотности, характеризующие в данном примере обилие животных и растений?

158. Какими биологическими свойствами определяются в популяции рождаемость и смертность?Какую размерность имеют показатели рождаемости и смертности?Что такое удельная смертность? Какую размерность имеет этот показатель?Можно ли подсчитать удельную рождаемость, если в популяции численностью 1000 организмов в течении года рождается 100 новых особей? Ответ обоснуйте.

159. В популяции дикого голубя плотность составляет 130 особей на гектар. За период размножения у голубя раз в году из одной кладки яиц в среднем выживает 1,3 детеныша. В популяции равное количество самцов и самок. Смертность голубя постоянна, в среднем погибает за год 27% особей. На основании имеющихся данных определите, как будет меняться плотность голубя в течение 5 ближайших лет. При расчетах отбрасывайте дробную часть чисел.

160. Постройте кривую выживания, характеризующую изменение численности группы особей, родившихся одновременно. Ее начальная численность составляет 2000 особей, а смертность характеризуется следующими величинами: за 1-й год – 40%; за 2-й – 20%; за 3-й – 15%. Начиная с 4-го года жизни, смертность становится постоянной, ее годовая оценка составляет 20%. (При вычислении отбрасывайте дробную часть чисел). До какого возраста доживут особи этой группы.

161. На том же графике (см. предыдущий вопрос) постройте кривую выживания для случая, когда начиная со второго года смертность останется постоянной и будет составлять 30% в год. До какого возраста в этом случае доживут особи?

162. Какие показатели характеризуют возрастную структуру (возрастной спектр) популяций у позвоночных животных и какие – у растений?

163. Какие возрастные стадии имеют насекомые с полным и неполным превращением? Дайте краткое описание взаимосвязей у насекомых со средой на каждой возрастной стадии. Какие факторы влияют на них и как они воздействуют на среду в разных стадиях?

164. Что называется динамикой популяций? В чем заключается значение этого явления?В чем заключается явление регуляции численности популяций?Знание каких популяционных характеристик необходимо для предугадывания изменений численности популяций?

165. Что такое популяции? В чем состоит важность их изучения?Какими свойствами обладает популяция?Что называют демографическими характеристиками популяций?Знание каких показателей необходимо для прогнозирования изменения численности популяций?

166. Какие типы кривых выживания вам известны? Что такое рождаемость, в каких единицах она измеряется? Какие показатели характеризуют численность популяций?

167. Какими факторами характеризуется возрастная структура популяций? Какие типы кривых роста вам известны? Чем они различаются?Какими факторами обуславливаются колебания численности популяций? Что такое циклические колебания?В чем состоит явление популяционной регуляции?

168. Какие биологические свойства видов (организмов) определяют свойства популяционной группы? Можно ли сказать, что именно популяции, а не отдельные организмы, представляют собой основные элементы каждой экосистемы?Что такое инертность популяционных систем?

169. Местообитания: лес, дерево, скала, свежий песчаный нанос, валун, болото, пашня, камень с лишайниками, движущийся бархан, луг, поле, заросшая дюна, галечная отмель, каменистая осыпь, тундра, степь, пруд, ледник. Разделите список мест обитания на экотопы и биотопы.

170. Какие показатели структуры сообщества могут свидетельствовать о неблагоприятных изменениях условий существования организмов?

171. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой в 300 кг.

172. Было замечено, что многие животные погибают от отравления ДДТ в те периоды, когда им не хватает пищи. Объясните это явление.

173. Самки различных животных в течение всей жизни производят разное количество оплодотворенных яиц: мышь - 50, акула – 20, слон – 5, треска - 9 млн., устрица – 100 млрд. Сколько оплодотворенных яиц от одной самки в среднем должно выжить, чтобы численность популяции каждого из названных видов не уменьшилась?

174. К какому из трофических уровней пищевой цепи относятся перечисленные организмы: автотрофы, однолетние травы, гетеротрофы, овцы, дельфины, консументы, макроконсументы, пчелы, кустарники, микроконсументы, фитопланктон, волки, разлагатели, микробы?

175. Может ли сообщество поддерживать свое существование за счет внутренних источников энергии? Ответ обоснуйте.

176. В чем основное различие между консументной и редуцентной системами?

177. За счет каких источников энергии поддерживается функционирование пастбищной и детритной пищевых цепей?

178. В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились лягушка, мышка, ежик, заяц, лиса, волк, медведь. Могут ли действительно существовать все эти животные в одном биогеоценозе? Есть ли да, то какой состав растительного сообщества должен быть характерен для данной экосистемы? Как может называться такой фитоциноз?

179. Принцип функционирования экосистем гласит: “На конце длинных пищевых цепей не может быть большой биомассы”. Подтвердите это положение схемой пищевой цепи. Прокомментируйте ее.

180. Чем, на ваш взгляд, отличаются задачи экологии от задач физиологии, которая также изучает взаимосвязь организма со средой?

181. Докажите, что климатические условия являются фактором, обуславливающим различия между растительным и животным миром на разных территориях.

182. Дано уравнение: потребленная животным пища = рост + дыхание + фекалии + экскреты. Объясните, куда расходуется энергия, потребленная животным?

183. Приведите примеры антропогенной системы. Можно ли, на ваш взгляд, повысить ее биологическую продуктивность и как? Чем отличаются изменения экосистем, вызванные человеком, от естественных сукцессий?

184. В прудах, озерах и реках водоросли обычно зеленые, а в глубинах морей и океанов – красные. Дайте объяснение этим фактам.

185. Назовите гетеротрофные организмы водных экосистем, представленные планктоном и бентосом. Постройте пищевую цепь с их участием, введите обозначения.

186. Какие растения и как в природных условиях получают минеральные вещества не из почвы?

187. Пешеходная туристическая группа остановилась на ночлег. Как организовать стоянку, чтобы отрицательное воздействие на окружающую природу было максимальным?

188. Какие факторы могут влиять на число и разнообразие видов, появляющихся на определенной территории?

189. Опишите как отношения “хищник – жертва” и “паразит –хозяин” способствуют поддержанию равновесия в экосистеме.

190. Составьте план-доказательство на тему: “Биологические разнообразие – условие устойчивости экосистем и биосферы в целом”. Какое значение для устойчивости биоценоза имеет его видовое разнообразие

191. Какие признаки организмов и экосистем могут использоваться при биологической индикации?

192. Постройте схему пищевой цепи, включив в нее перечисленные организмы: травы, кролик, почвенные грибы, ягодный кустарник, волк, жук-навозник, растительноядные насекомые, паук, воробей, ястреб.

193. Почему исчезновение растительноядных насекомых из дубрав приведет к экологической катастрофе?

194. Почему массовая охота на бегемотов на побережье африканских озер снизила уловы рыбы в этих озерах?

195. Что произойдет в экосистеме, если из нее исчезнет хищник и пищевая цепь укоротится?

196. Прокомментируйте следующее утверждение экологов: “В питании человека будущего должна преобладать растительная пища, доля мясной пищи должна уменьшиться”. Действием каких экологических закономерностей объясняется такая “смена приоритетов”?

197. Чем можно объяснить различия растительного и животного мира разных континентов?

198. Каковы причины выделения отдельных биогеографических областей на Земле?

199. Почему чем сложнее экосистема, тем выше ее устойчивость?

200. Почему в обедненных сообществах (например, в сельскохозяйственных монокультурах) неизбежно массовое размножение насекомых-вредителей, сорняков и болезней?

201. Охарактеризуйте основные биомы суши различных биогеографических областей.

202. Каким образом сложилась бы судьба яйцекладущих и сумчатых млекопитающих, если бы Австралия и прилежащие к ней острова обособились от Гондваны в более позднее время?

203. Можно ли на основе знаний генетических форм родства форм, свойственных тому или иному сообществу в разных регионах земного шара, определить происхождение биома? Какими отличиями характеризуются созданные человеком искусственные биоценозы и какие трудности приходится ему преодолевать для поддержания целостности сообщества?

204. В любом биогеоценозе совершается превращение энергии, воды и других веществ. В чем состоят различия в превращении энергии и превращении веществ в биогеоценозах?

205. На большой глубине в океанах нет практически живых растений. Однако здесь обитают различные животные, например: губки, гидроиды, роговые кораллы, брюхоногие моллюски, кольчатые черви, крабы, донные рыбы и др. Как объяснить отсутствие растений и что служит первичным источником энергии живущим здесь животным?

206. Представьте себе биоценоз, состоящий только из растений. Возможно ли существование такого биоценоза? Почему? Какова роль редуцентов в биоценозе?

207. Когда говорят о продуцентах, то имеют в виду зеленые растения. Могут ли представители других царств играть роль продуцентов? Есть ли да, то какие организмы и почему?

208. В чем отличие превращения энергии и вещества в биогеоценозах? Могут ли биоценозы эволюционировать и в какую сторону?

209. Почему лес способствует смягчению климата?

210. Сформулируйте отличие агроценоза от биоценоза.

211. Пищевые цепи редко состоят более чем из – 5 трофических уровней: растения, растительноядные животные и два или три уровня плотоядных животных. Чем это можно объяснить? Какой фактор является лимитирующим длину пищевой цепи?

212. Некоторые виды жгутиковых простейших паразитируют на мелких ракообразных. На дафнии, например, одновременно могут жить тысячи паразитов. Возможно ли построить пирамиду численности на основе следующей пищевой цепи: водоросли – дафнии – паразиты дафний? Есть ли да, то каков будет ее вид?

213. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей; в результате уничтожения воробьев падает урожай зерновых. Как можно объяснить приведенные примеры?

214. В лесу пищевые цепи переплетены в сложную пищевую цепь. Объясните, что произойдет, если в дубраве исчезнут: а) все крупные растительноядные копытные: зубры, олени, лоси; б) растительноядные насекомые. В каком случае последствия будут наиболее серьезными и почему?

215. Среди первых широко применявшихся пестицидов после второй мировой войны известен ДДТ. В середине 60-х годов появилось сообщение, что ДДТ обнаружен в печени пингвинов в Антарктиде – месте, весьма удаленном от районов применения ДДТ. Какими путями ДДТ мог попасть в печень пингвинов?

216. В наземных биогеоценозах биомасс потребителей обычно меньше биомасс фотосинтезирующих организмов, а некоторых водных биогеоценозах – наоборот. Как можно объяснить такие явления?

217. Для дубравы характерна ярусность. Верхний ярус образуют дуб, ясень, липа. Ярусом ниже располагаются клен, яблоня, груша и др. Еще ниже находится ярус подлеска, состоящий из кустарников: лещины, бересклета, крушины, калины и т. п. Самый нижний ярус представлен травянистыми растениями. Какие приспособления позволяют разным видам существовать повсеместно? Почему дубрава является устойчивой экологической системой?

218. Известно, что образуемая на Земле первичная продукция за вычетом ее части, идущей на поддержание жизнедеятельности самих растений-продуцентов, составляет в год примерно 17 млрд. тонн (по сухой массе). Из них растения мирового океана, занимающего почти 70% поверхности земного шара, дают 55 млрд. тонн. Как можно объяснить высокую продуктивность наземной растительности?

219. Продуктивность кораллового рифа выше продуктивности большинства районов океана вблизи экватора. С какими факторами это связано?

220. В любом биогеоценозе существует равновесие между жизнью и смертью, между поступлением и освобождением энергии и элементов питания. Учитывая это, объясните, каким образом загрязнение токсичными веществами или повышение концентрации элементов питания нарушает это равновесие?

221. Продуктивность растений различна в разных сообществах. На 1 кв. м в год в тропическом лесу она составляет 2200 г сухого вещества, в тундре – 140 г, в океане – 125 г, в пустыне – 3 г. Объясните, почему продуктивность сильно варьирует в разных сообществах?

222. В результате хозяйственной деятельности человек вырубает леса, осушает болота и т. д. Возможно ли самовосстановление разрушенного сообщества? Если да, то какие процессы приведут к самовосстановлению?

223. С бурным развитием сельского хозяйства связан интенсивный выпас скота. К каким отрицательным последствиям он может привести? Какая смена сообщества: естественная или искусственная является более быстрой и почему?

224. Известно, что климат земного шара неоднократно менялся. Как эти изменения климата повлияли на смену сообществ? Действие какого фактора эволюции при этом было определяющим?

225. В последнее время происходит переход от монокультур к поликультурам, таким как горохово – горчично – подсолнечные, вико – горчично – подсолнечные и др. Такие поликультуры дают более высокие и устойчивые урожаи зеленой кормовой массы. С чем это связано?

226. Любой биоценоз развивается. Примером развития биосообщества служит население организмами обнаженной горной породы на недавно образовавшемся вулканическом острове. В начале на нем поселяются лишайники и водоросли, затем мхи и папоротники. Какие дальнейшие этапы проходит сообщество в своем развитии до полного становления? Какие виды будут преобладать в зрелом сообществе?

227. Случайный или намеренный перенос какого-либо вида из одной области обитания в другую может привести к сильному размножению в новых условиях (например, непарный шелкопряд в Америке, кролики в Австралии, элодея и водный гиацинт в Европе). Объясните, почему это происходит. К каким другим последствиям это может привести?

228. Известно, что бактерия размножается только один раз в жизни и производит только двух потомков. Дуб же образует огромное количество семян. В то же время., бактериальная популяция может увеличиваться быстрее, чем популяция дубов. Чем это можно объяснить?

229. Разные виды славок, обитающих в одних и тех же местах Англии, собирают насекомых на разных частях дерева. Одни – на верхней части деревьев, другие – на средней части, третьи – на нижней части деревьев. Усиливает или ослабляет конкуренцию такая специализация видов? Ответ поясните.

230. Дайте определение базовых экологических понятий: “экосистема”, “биогеоценоз”, “природное сообщество” (биоценоз), “биотопы”. Сформулируйте отличительные признаки природного сообщества и экосистемы.

231. Обоснуйте причины ярусного распределения живых существ в природном сообществе. Какую роль играет конкуренция в регулировании видового состава сообщества? Поясните: почему конкурентные отношения существуют на одном трофическом уровне?

232. Приведите конкретные примеры влияния деятельности человека на экосистемы, в том числе с учетом местного материала. Чем отличаются изменения экосистем, вызванные человеком, от естественных сукцессий? В чем разница между сукцессией, нарушением и гибелью экосистемы?

233. Подберите примеры биоаккумуляции загрязнителей в пищевых цепях. Приведите примеры организмов – биоиндикаторов.

234. На примере леса приведите конкретные примеры влияния человека на экосистему.

235. В прудах часто встречаются участки, где особенно велика плотность зоопланктона. Чем это можно объяснить.

236. Приведите примеры биологического оптимума для известных вам растений, животных грибов.

237. В средних широтах приток солнечной энергии за год 38 кДж на гектар. 1 гектар леса производит за год 10 тонн древесины и листьев. В каждом грамме произведенных веществ заключено в среднем 19 кДж. Сколько процентов падающей энергии использует лес?

238. Действует ли борьба за существование на полях, распространяется ли она на породы животных, выращиваемых на фермах и в зверосовхозах?

239. Что такое структура сообщества? Каковы ее показатели? Какие свойства сообщества характеризует его видовая структура? Какие показатели пространственной структуры сообщества вам известны?

240. Что называют трофическими уровнями? В чем различие понятий “пищевая цепь” и “пищевая сеть?

241. Что такое продукция сообщества (первичная продукция, вторичная продукция)? Назовите наиболее продуктивные области суши от океана на нашей планете.

242. В какой форме передается энергия в экосистеме? Назовите основной канал переноса энергии в экосистеме? Почему говорят о “потоке энергии”, но “круговороте вещества”? Чем различаются процессы миграции энергии и вещества в экосистемах?

243. Какой показатель в экологии называют урожаем? Что характеризует данный показатель?

244. Какие организмы вносят наибольший вклад в формирование биомассы живого вещества на Земле?

245. Какие организмы относятся к продуцентам, консументам, редуцентам? Что такое пастбищная и что такое детритная пищевые цепи? В чем основное различие между консументной и редуцентной системами?

246. Что такое биохимический цикл. Какие типы веществ в нем участвуют? Что называется биогенными элементами? Какие организмы играют решающую роль в поддержании круговорота биогенных элементов?

247. Какие изменения экосистем называются сукцессиями? Какие типы сукцессионных изменений вам известны?

248. Какое значение для развития внешней оболочки Земли имело возникновение жизни?

249. По физической карте определите географическое положение основных биомов России. В каком биоме расположена ваша местность?

250. Как объяснить ярусное распределение живых существ в природном сообществе – биоценозе? Как вы определите выражение “трофическая структура сообществ”?

251. Белый медведь живет только там, где имеются три условия: холодная вода, пища – тюлени, молодые моржи, рыба, киты, выброшенные на берег, дрейфующие льды. Какова будет пищевая цепь с его участием?

252. Дайте определение принципа конкурентного исключения. Поясните его экологический смысл.

253. Австралийский коала и азиатская панда – виды с очень ограниченной экологической нишей. Назовите растения, которыми они питаются.

254. В 50-х годах на острове Бали (Индонезия) решили избавиться от москитов и обработали жилища в прибрежных поселках ДДТ. Москиты исчезли. Опишите последствия, опираясь на схему, сложившихся пищевых связей: москиты - термиты - ящерицы – кошки - крысы.

255. В каких отношениях находится человек с другими биологическими видами экосистем, в которые он включен?

256. Каковы характерные особенности симбиотических отношений в экосистеме по сравнению с другими их видами?

257. Опишите на любом примере отношения, в котором находятся домашние животные.

258. Почему самоочищение системы следует признать ее важным свойством? Различают две стадии самоочищения природных вод: процессы гниения, которые происходят при недостатке кислорода почти исключительно с помощью бактерий, разложение в насыщенной кислородом воде с участием водорослей, грибов, животных. В каких водах – проточных или стоячих, холодных или теплых – самоочищение происходит быстрее и почему?

259. Докажите справедливость утверждения, что два вида не могут устойчиво сосуществовать в ограниченном пространстве, если рост численности обоих ограничен одним жизненно важным ресурсом, количество и (или) доступность которого ограничены.

260. Почему тропический лес гораздо богаче видами, чем леса иных природных зон?

261. Составьте схему первичной и вторичной сукцессий природных сообществ.

262. Как влияет загрязнение окружающей среды на первичную продуктивность экосистем?

263. Что означает вырубка леса для каждого отдельного растения и лесной экосистемы в целом?

264. В чем опасность разрушения природных экосистем для человека? Какие меры следует предпринимать местным властям, общеобразовательным учреждениям и вам лично для того, чтобы воспитать культуру отдыха в рекреационных экосистемах?

265. Почему кислотные осадки являются для многих регионов планеты экологической проблемой? Составьте схему биохимических процессов, происходящих при выпадении кислотных осадков.

266. Какой самый мощный космический фактор, определяющий жизнь на Земле? Земля и космос, биосфера и космос – в чем проявляется их связь?

267. Объясните, почему биосфера представляет собой оболочку планеты, толщина которой варьируется в разных ее участках.

268. Какие области биосферы соответствуют полю устойчивости жизни и полю существования жизни?

269. Почему жизнь на планете не могла бы существовать, если бы Земля не имела магнитного поля и озонового экрана? Представьте картину Земли, лишенную магнитного поля. Почему жизнь как устойчивое планетарное явление возможна?

270. К каким последствиям привело бы явление, при котором живое вещество биосферы имело бы совершенно особый химический состав, отличный от химических элементов космоса и планеты Земля?

271. Какое значение имеют разные способы питания живых существ в глобальной экосистеме? Каково значение репродуктивного и соматического вещества для биосферы? Можно ли себе представить живые организмы, состоящие лишь из одного из видов веществ?

272. Какие из перечисленных элементов следует отнести к макро-, а какие – к микротрофным: углерод, ванадий, кислород, бор, хлор, азот, марганец, калий, кальций, молибден, магний, сера. железо, цинк, натрий, фосфор?

273. Биогенные элементы (углерод, азот. кислород. фосфор, сера и др.) передаются в экосистемах по замкнутым циклам и используются неоднократно. Какие организмы играют решающую роль в поддержании круговорота биогенных элементов? Почему?

274. Какие изменения произойдут на дачном (приусадебном) участке, в сквере, на окраине города, на стройке, на пустыре, если там полностью прекратить обработку земли? Как называются такие изменения? В каком направлении они будут идти далее? Что общего и в чем различие между этими изменениями и подобными изменениями, происходящими на территории заброшенной животноводческой фермы?

275. Какие особенности структуры и продуктивности экосистемы характерны для молодой и зрелой стадий вторичной сукцессии? Какую пользу извлекает человек, поддерживая сообщество на ранних стадиях сукцессионных изменений? В чем значение поздних стадий сукцессии?

276. В какой геологической эре появились на Земле теплокровные животные и каковы причины регресса холоднокровных? Какие ароморфозы обеспечили теплокровность животных?

277. Какое свойство живого вещества наиболее важное, и можно ли выделить одно из свойств в качестве основного? Какие явления, наблюдаемые вами в природе, подтверждают особые свойства живого вещества по сравнению с косным веществом?

278. Какие свойства живых существ делают возможной их эволюцию? Какие вы знаете персистенты, укажите их возраст. Какие особенности доядерных организмов обеспечивают их функции в глобальной экосистеме – биосфере?

279. Объясните зависимость жизни ядерных организмов – эукариот от доядерных организмов. Почему только ядерные организмы не могут обеспечить существование глобальной экосистемы?

280. Сравните значение прокариот, растений, грибов в поддержании движения “колеса жизни” в биосфере. Почему глобальная экосистема может существовать только в присутствии многоклеточных животных? Сравните значение одноклеточных и многоклеточных животных в глобальной экосистеме с другими группами живых существ.

281. Как происходит круговорот веществ в биосфере? Пользуясь схемами круговорота азота и углерода, составьте последовательность химических превращений атомов азота и углерода. Какое значение имеет круговорот веществ в природе? Что может вызвать нарушение круговорота веществ в биосфере?

282. Какие группы организмов, помимо растений, принимают участие в создании первичной продукции экосистемы? Какие функции выполняет живое вещество в биологических процессах?

283. Сформулируйте закон биогенной миграции атомов и докажите его справедливость. Подтвердите фактами утверждение, что биосфера есть сложная динамическая система, которая улавливает, накапливает и переносит энергию путем обмена веществом между живым веществом и окружающей средой.

284. По каким причинам биологическое разнообразие глобальной экосистемы стремительно прекращается и в чем опасность этого явления? Какие факты подтверждают недостаток знаний о биологическом разнообразии? Каково состояние биологического разнообразия вашей местности как части глобальной экосистемы?

285. Укажите причины сокращения численности русской выхухоли и назовите виды, вымирающие по причине разрушения мест обитания.

286. Достаточно ли для сохранения биологического разнообразия создания системы охраняемых природных территорий? Как сохранить биологическое разнообразие планеты? В чем особая ценность конвенции ЮНЕСКО о Всемирном наследии?

287. Составьте


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: