Процедуры регулярного менеджмента

Регулярный менеджмент -менеджмент, который осуществляется постоянно по всем 7ми направлениям (структура, бизнес планирование, экономика, маркетинг, финансы, учет, логистика).

2.Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений в целях получения прибыли, осуществляемая на свой страх и риск под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Предпринимательство – процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности.

Функции предпринимательства:

1. Выявление потребностей и обоснование способов их удовлетворения посредством разработки новой предпринимательской идеи и создания структуры для её реализации

2. Генерация идей и создание новшеств

3. Предоставление капитала или каких-либо других материальных ресурсов

4. Управление организованными предпринимательскими структурами

5. Выполнение конкретных работ по реализации предпринимательского замысла

6. Принятие или непринятие по тем или иным причинам нового блага, созданного субъектами предпринимательства.

 

Субъекты предпринимательства: собственник, предприниматель и менеджер.

 

Журналистская проблематика:

Журналист должен формировать правильное общественное мнение относительно предпринимательства вообще. Сейчас люди воспринимают предпринимателя как вора, а это неправильно. Вот и должен Журналист образовывать народ. И еще писать про все тяжкое, с чем сталкивается мелкое предпринимательство и не только оно. В том числе писать о коррумпированности государственных фирм и чиновниках-предпринимателях.

 

№ 3

И.БЕНТАМ: годы жизни, основные труды, концептуальные положения, теории, высказывания, оказавшие влияние на развитие экономики.

 

Иеремия[1] Бентам (англ. Jeremy Bentham; 15 февраля 1748 — 6 июня 1832) — английский социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии — утилитаризма.

 

Частные, индивидуальные интересы рассматривал как единственно реальные, а общественные интересы сводил к их совокупности. Этическое учение изложено в произведении «Деонтология, или наука о морали» (т. 1—2, 1834). В основе этики Бентама лежит «принцип пользы», согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В определении пользы принимаются во внимание частные интересы человека. Учение просветителей в трактовке Бентама перешло у него в принцип «наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов», в призыв к достижению личного преуспеяния, увеличивающего общую сумму счастья (см. статью Полезность). Критерием морали выступает «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья».

 

По политическим воззрениям являлся сторонником либерализма. Резко критиковал теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо как возбуждающую дух восстания, однако защищал требования реформы английского парламента на основе расширения избирательного права. Отстаивал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, должно обеспечить спокойствие общества, справедливость, равенство. Был сторонником свободы слова, отделения церкви от государства, женского равноправия, права на развод, запрещения рабства, запрещения пыток и телесных наказаний.

 

Марксистской историей философии расценивался как идеолог рыночной эпохи промышленного переворота в Великобритании. Одобрительно отзывался о «трезвом» рассудке, считая естественным и идеальным общественным режимом английский политический и экономический строй, а «разумным» человеком — представителя английского среднего класса.

 

Сочинения:

· Введение в основания нравственности и законодательства

· Деонтология, или Наука о морали

· О судебных доказательствах: Трактат Иеремии Бентама

· О судоустройстве / Соч. Бентама;

· Рассуждение о гражданском и уголовном законоположении

 

Билет № 22
  Дайте определение терминам и понятиям «спрос», «кривая спроса», «предложение», «дефицит», «излишки».
  Хозяйственный риск. Журналистская проблематика вопроса.
  Д.РИКАРДО: годы жизни, основные труды, концептуальные положения, теории, высказывания, оказавшие влияние на развитие экономики.

 

1. Спрос – это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.

Кривая спроса -это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене. Является графическим представлением графика спроса

Предложение – понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.

Дефицит – термин, означающий недостачу, недостаточность

Излишки – Превышение доходов предприятия за текущий отчетный период над всеми издержками, расходами, процентными платежами и дивидендами, т. е. та сумма, к-рая может быть использована в следующем отчетном периоде (чистая прибыль); или накопленная или нераспределенная прибыль прошлых лет, инвестированная в предприятие, т. е. накопленная прибыль.

2. Хозяйственный риск -коммерческая, производственная деятельность в ситуации неопределенности из-за недостатка информации, не гарантирующая в таких условиях Достижение положительного результата; неотъемлемый компонент рыночной экономики. Предприниматель в условиях хозяйственного риска должен уметь выбирать надежный из набора альтернативных вариантов, оценивая их с позиций приемлемого оправданного уровня риска. Количественная оценка уровня хозяйственного риска - обязательный элемент технико-экономического обоснования любого проекта, идеи. Дополненная качественными оценками количественная величина хозяйственного риска позволяет дать интегральную оценку последствий реализации конкретного предпринимательского решения.

3. Давид Рикардо – (18 апр 1172 – 11 сент 1823) английский экономист, классик политической экономии, последователь и одновременно оппонент Адама Смита, выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты. Развил идеи Адама Смита о том, что стоимость товаров определяется количеством труда, необходимого для их производства, и разработал теорию распределения, объясняющую, как эта стоимость распределяется между различными классами общества. Был приверженцем концепции экономического либерализма, не допускающей никакого государственного вмешательства в экономику и предполагающей свободное предпринимательство и свободную торговлю. Ключевые моменты эконом. Теории Рикардо: существуют три основных класса и соответствующие им три вида доходов (владельцам земли – рента, собственникам денег – прибыль, работникам – з/п); главная задача политической экономии — определить законы, управляющие распределением доходов; государство не должно вмешиваться в экономику. Теория стоимости, теория капитала, теория ренты, теория денег, теория з/п, теория воспроизводства, теория сравнительных преимуществ. Основной труд: "Начала политической экономии и налогового обложения" (1817 г.).

Билет № 23
  Дайте определение терминам и понятиям «покупатель», «продавец», «производитель», «капиталист», «неценовые факторы изменения спроса».
  Теория спроса и предложения, их эластичность. Журналистская проблематика вопроса.
  Т.МАЛЬТУС: годы жизни, основные труды, концептуальные положения, теории, высказывания, оказавшие влияние на развитие экономики.

1. Покупатель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее оплату деньгами и являющееся приобретателем товара или услуги.

Продавец – это человек или организация, которая продаёт товар или услугу.

Производитель – организация или физическое лицо, деятельность которого направлена на создание конечного продукта или услуги.

Капиталист – собственник капитала, средств производства, пользующийся трудом наёмных работников.

Неценовые факторы изменения спроса -факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево. Это доходы потребителей, мода, количество потребителей, цены товаров – заменителей.

2. Теория спроса и предложения, их эластичность. Теория спроса и предложения рассматривает закономерности между количеством товаров на потребительском рынке и спросом на них со стороны покупателей, учитывает ожидания покупателей, их вкусы и предпочтения, рассматривает кривые спроса и предложения. Согласно теории, желание покупателя купить товар и желание продавца продать его уравновешиваются, но только в при единственной цене – равновесной цене. Теория спроса и предложения показывает, что если спрос больше предложения – образуется избыточный спрос, ведущий к дефициту. Меняются планы продавцов, они могут наращивать выпуск товаров. Другие продавцы видят выгоду в возросшем спросе и увеличивают цену. В результате изменения планов произойдёт воздействие на цену снизу, поднимая её вверх. Покупатели также станут менять свои планы, урезают потребление. Изменение планов продавцов и покупателей ведёт рынок в состояние равновесия. Все эти факторы и взаимозависимости и исследует теория спроса и предложения. Она показывает, как рыночный механизм управляет экономикой, т.е. как взаимосвязь спроса и предложения воздействует на колебание цен.

Эластичность спроса и предложения – это интенсивность реакции покупателя на предложение продавца и наоборот. Ценовая эластичность спроса – это то, как меняется спрос в зависимости от цены; это изменение покупок в процентах на изменение цены в процентах. Если небольшое изменение цены сильно меняет объём покупок – это эластичный спрос. Если большое изменение цены лишь ненамного меняет объём покупок – спрос неэластичный. Существует несколько вариантов эластичности спроса и предложения:
1. Спрос эластичен..
2. Спрос неэластичен.
3. Единичная эластичность.
4. Совершенно неэластичный спрос. Рост цен увеличивается, а количество товара не меняется. Вне зависимости от предложения спрос всегда равен 10 единицам (товары для бедных)
5. Совершенно эластичный спрос.
Эластичным спрос делают взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Чем больше расходует денег покупатель на товар, тем выше эластичность. Эластичность спроса ниже у тех товаров, которые для потребителей являются необходимыми, т.е. покупку которых нельзя отложить. С помощью эластичности спроса и предложения изучаются последствия влияния изменения цены на получаемую выручку. При увеличении эластичности растёт доход. При снижении эластичности происходит спад цен и дохода.

3. Томас Мальтус – (1766-1834) английский учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле. В 1798 году он опубликовал свою книгу Essay on the Principle of Population («Опыт о законе народонаселения»). Три основных тезиса «Опыта»: Из-за биологической способности человека к продолжению рода его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов; народонаселение строго ограничено средствами существования; рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям. Теория Мальтуса достаточно корректно описывает закономерности экономико-демографической динамики доиндустриальных обществ, но не учитывает эмиграцию, механизмы саморегуляции численности человечества. Написал «Накопление капитала».

 

 

Билет № 24
  Дайте определение терминам и понятиям «эластичность спроса», «эластичность предложения», «перекрестная эластичность», коэффициэнты эластичности», «гибкость цены».
  Фирма: основные характеристики. Журналистская проблематика вопроса.
  Ж.-Б.СЭЙ: годы жизни, основные труды, концептуальные положения, теории, высказывания, оказавшие влияние на развитие экономики.

 

1. Эластичность спроса - спрос, при котором процентное сокращение в цене вызывает такое процентное увеличение количества покупаемого товара, что общий доход производителя, продавца товара остается неизменным, или, с другой стороны, такое сокращение количества покупаемого товара в ответ на увеличение цены, что доход не изменяется. Позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности. Виды: эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса.

Эластичность предложения - степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия. Зависит от особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен); временного фактора (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке); (не)способности данного товара к длительному хранению.

Перекрестная эластичность спроса - форма эластичность спроса, при которой изменение цены на один товар приводит к изменению спроса на другой (сходный по своим потребительским качествам) товар. Положительное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимозаменяемыми. Отрицательное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимодополняющими.
Коэффициенты эластичности. Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Коэффициент эластичности спроса - числовой показатель, отражающий степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. В зависимости от значения коэффициента Ed различают:
- совершенную неэластичность (коэффициент Ed = 0).
- неэластичный спрос (коэффициент Ed < 1);
- спрос, имеющий единичную эластичность (коэффициент Ed = 1).
- эластичный спрос (коэффициент Ed > 1);
- совершенно эластичный спрос (коэффициент Ed = бесконечности).

Гибкость цены - изменчивость цены под влиянием меняющихся на рынке величин спроса и предложения.

2. Фирма: основные характеристики. Самостоятельно хозяйствующий объект, созданный учредителями – предпринимателями с целью получения прибыли или инвестирования создание конкурентно способной продукции. Фирма – юридическое лицо с организационным единством и организационной обособленностью, фиксируемых в уставе и учредительных документах; обособленностью имущества; способностью от своего имени приобретать имущественные права и осуществлять иные хозяйственные сделки; ответственностью по обязательствам всем своим имуществом; способностью быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном или третейском суде. На рынке выступает как хозяйственный конкурентно способный объект.

3. Жан Батист Сей – (5 янв 1767 Лион – 15 нояб 1832, Париж) французский экономист, представитель классической школы политэкономии. В своих работах «Трактат политической экономии» (1803) и «Полный курс политической экономии» в шести томах развивает идеи А. Смита. Считает, что в процессе производства создаются не материальные блага, а услуги, и наоборот. Даже отношения между рабочим и капиталистом рассматриваются как обмен услугами. Выделял три фактора производства: труд, капитал и землю («Теория трёх факторов»). Особое внимание уделял предприятиям, которые комбинируют производственные услуги с целью удовлетворения потребительского спроса. Одно из ключевых мест во взглядах Сея занимает теория рынка: излишнее производство невозможно и является лишь следствием нехватки товаров-комплиметов (благ, которые используются вместе с данным). Формирует четыре основных закона рынка: чем больше рынок, тем более экстенсивным является производство и тем более прибыльным он есть для производителя; каждый производитель заинтересован в успехе другого, так как успех одной отрасли способствует успеху остальных; импорт способствует развитию обмена, так как иностранные товары можно приобрести лишь после реализации своих; те слои общества, которые ничего не производят, не приумножают богатство экономики, но разоряют его.

 

Билет № 25
  Дайте определение терминам и понятиям «фирма», «предприятие», «модель совершенной конкуренции», «закон убывающей предельной производительности», «издержки».
  Основные организационно-правовые формы предпринимательства в России. Журналистская проблематика вопроса.
  Л.ВАЛЬРАС: годы жизни, основные труды, концептуальные положения, теории, высказывания, оказавшие влияние на развитие экономики.

 

1. Фирма - экономический термин, используемый для описания группы индивидуумов, объединившихся для получения экономической выгоды. Введён Рональдом Коузом в работе «Природа фирмы» (англ. The Nature of Firm, 1937). Фи́рма представляет собой организацию, владеющею одним или несколькими предприятиями и использующую экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг, с целью получения прибыли. Исторически (в гражданском праве России первой половины XX века) термин «фирма» означал наименование коммерческого товарищества (общества).

Предприятие - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Включает в себя все виды имущества, используемые для этой деятельности, в том числе:

1. земельные участки

2. здания, сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные пути

3. оборудование

4. инвентарь

5. сырьё

6. продукция

7. права требования

8. долги

9. исключительные права (фирменное наименование товарные знаки, знаки обслуживания)

Предприятие — обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказать услуги) соответствующего значения, профиля и ассортимента. Производственное предприятие также называют производством.

Модель совершенной (свободной) конку ренции — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
  • однородность и делимость продаваемой продукции
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
  • высокая мобильность факторов производства
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной.

 

Закон убывающей предельной производительности: увеличение переменного фактора при фиксированных значениях остальных и неизменности технологии в конечном счете приводит к снижению его производительности. При увеличении использования факторов растет общий объем производства. Однако, если ряд факторов задействован полностью и на их фоне увеличивается лишь один переменный фактор, то рано или поздно наступает момент, когда, несмотря на увеличение переменного фактора, общий объем производства не только не растет, а даже снижается.

Издержки (производства) — затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей. Виды издержек: совокупные, средние, замыкающие, постоянные и переменные.

 

2. Основные организационно-правовые формы предпринимательства в России. Гражданским Кодексом (ГК) РФ предусмотрены различные организации. За исключением крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) они имеют статус организационно-правовых форм (ОПФ) или их разновидностей. Эти организации отличаются друг от друга по ряду параметров, наиболее существенные из которых относятся к области управления ими (особенности принятия управленческих решений, порядок формирования органов управления, мера ответственности и т.д.). Практика показывает, что перечисленные отличия требуют избирательного подхода к выбору ОПФ. Из этого следует, правильный выбор ОПФ является одним из направлений повышения эффективности производства. В настоящее время в России существуют различные организационно-правовые формы предприятий, а также частное предпринимательство. Формы: Товарищество, Хозяйственное общество, Корпорация, Производственный кооператив (артель). Знание организационно-правовых форм бизнеса дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий. 3. Леон Вальрас -(16 дек 1834 – 05 янв 1910) французский экономист, лидер лозаннской школы маржинализма. Изложил формальное общее определение равновесия в новой маржиналистской теории, рассмотрев таким образом межрыночные связи. Теории: "теория разделения социального богатства"и "теория образования социального богатства" Теория Леона Вальраса должна быть знакома каждому современному экономисту, поскольку, по существу, она во многом содержится в существуемой сегодня теории общего равновесия. Основные идеи:

1. Впервые ввел наиболее общие критерии рыночного равновесия: спрос равен предложению

2. Предложил концепцию общего экономического равновесия, первая математическая интерпретация

3. Ввел 4 рынка: труда, капитала, финансовый, потребительских благ и услуг

4. Ввел высшую математику как обязательный элемент экономической науки.

Основные труды:
  • «Элементы чистой политической экономии» (Elements d’èconomie politique pure, 1877);
  • «Этюды социальной экономии» (Etudes d’èconomie sociale, 1896);
  • «Этюды прикладной политической экономии» (Etudes d’èconomie politique appliquee, 1898).

 

Дополнение ко второму
Наименование ОПФ Краткое наименование Определение
Коммерческие организации   Организации, основная цель которых — получение прибыли и распределение её между участниками
Хозяйственные товарищества   Коммерческие организации, в которых вклады в складочный капитал разделены на доли учредителей
Полное товарищество ПТ Товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором от имени товарищества занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам не только своими вкладами в складочный капитал ПТ, но и принадлежащим им имуществом. Управление предпринимательской деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник полного товарищества как правило имеет один голос при решении каких-либо вопросов на общем собрании. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Т. е. фактически это утверждение означает неограниченную ответственность товарищей. Полные товарищества распространены преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг; обычно они представляют собой небольшие по размеру предприятия и их деятельность контролировать достаточно просто.
Товарищество на вере (Коммандитное товарищество) ТНВ Товарищество, в котором наряду с полными товарищами (участниками), осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется хотя бы один участник (или несколько) другого типа — вкладчик (коммандитист), который не участвует в предпринимательской деятельности и несет риск лишь в пределах своего вклада в складочный капитал ТНВ Данная организационно-правовая форма предприятия характерна для более крупных предприятий из-за возможности привлечения значительных финансовых ресурсов через фактически неограниченное число коммандитистов.

 

Хозяйственные общества   Коммерческие организации, в которых вклады в уставный капитал разделены на доли учредителей
Общество с ограниченной ответственностью ООО Хозяйственное общество - учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск лишь в пределах своих вкладов в уставный капитал ООО Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и средних предприятий.
Общество с дополнительной ответственностью ОДО Хозяйственное общество – учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, участники которого солидарно несут субсидиарную (полную) ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставный капитал ОДО. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Т. е. фактически общество с дополнительной ответственностью представляет из себя гибрид полного товарищества и общества с ограниченной ответственностью. Преимущества товариществ заключаются в следующем: товарищества легко организовать, т.е. практически просто заключается соглашение между участниками и нет особых бюрократических процедур; экономические, в частности, материальные, трудовые, финансовые возможности предприятия значительно увеличиваются; появляется возможность более высокой специализации участников товарищества в управлении из-за большого числа участников; в Российской Федерации данное преимущество использовать невозможно: в некоторых западных странах в налогообложении для некоторых фирм малого бизнеса делается исключение – они являются юридическими лицами, но налоги платит не фирма, а ее владельцы через индивидуальный подоходный налог. Недостатки же подобных организационно-правовых форм, которые на первых этапах создания фирмы не всегда видны, проявляются в следующих моментах: участники товарищества не всегда однозначно понимают цели деятельности предприятия и средства достижения этих целей, т.е. у участников может проявиться несовместимость в интересах и, когда необходимо будет действовать со всей решительностью, участники либо будут бездействовать, либо их политика будет настолько несогласованной, что сия несогласованность может привести к убыткам, а то и к банкротству фирмы, причем опасней всего несогласованность по главным вопросам; финансовые ресурсы ограничены при развитии предприятия, и эта ограниченность не позволяет полностью раскрыть потенциал компании, ведь развивающееся дело требует новых капиталовложений; возникают сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, сложно разделить, образно выражаясь, “нажитое вместе имущество”;существует некоторая непредсказуемость дальнейшей деятельности фирмы после выхода из нее одного из членов данного товарищества из-за некоторых пунктов существующего законодательства: “Участнику, выбывшему из полного товарищества, выплачивается стоимость части имущества товарищества, соответствующей доле этого участника в складочном капитале…” (Статья 78, п. 1, ГК РФ), “Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества… При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества…” (Статья 94, ГК РФ): как правило большинство таких фирм просто разваливаются в подобной ситуации; 5. данный недостаток характерен только для товариществ: существующая неограниченная ответственность, практически каждый участник несет ответственность не только за какие-то свои управленческие решения, но и за решения всего товарищества или другого участника.
Акционерное общество АО Хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций
Открытое акционерное общество ОАО Хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, владельцы которых могут отчуждать принадлежащую им часть без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, установленным законом и иными правовыми актами. Акционеры несут риск лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Закрытое акционерное общество ЗАО Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его акционерами. Акционеры несут риск лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Учредительным документом акционерного общества является его устав. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций данного акционерного общества, которые приобрели акционеры. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Собрание акционеров может назначать совет директоров с его председателем в случае, когда общее число акционеров превышает 50 человек. Преимущества данной организационно-правовой формы заключаются в следующем: существует возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов, например, только в США около 100 млн. человек владеют акциями различных акционерных обществ; существует возможность быстрого перетекания финансовых средств из одной отрасли в другую; существует право свободной передачи и продажи акций и это право обеспечивает существование компании независимо от различных изменений состава акционерного общества; ответственность акционеров ограничена, т.е. держатели акций рискуют в случае банкротства данного акционерного общества только той суммой, которая была заплачена за покупку акций, фактически кредиторы могут предъявить иск не акционерам как физическим лицам, а самой компании как юридическому лицу; появляется разделение функций владения и управления. К недостаткам данной организационно-правовой формы можно отнести следующие моменты: существуют некоторые сложности при регистрации устава акционерного общества, такие как длительные согласовывания, различные бюрократические процедуры, например, выпуск акций; появляются благоприятные возможности для финансовых злоупотреблений, т.е. возможен, например, выпуск акций, ничем не обеспеченных, не имеющих никакой реальной стоимости; в связи с выплатами по акциям дивидендов возникает ситуация двойного налогообложения, когда первый раз налогом облагается дивиденд как часть прибыли акционерного общества, а во второй раз дивиденд облагается налогом как личная прибыль держателя акции; при большом числе акционеров возникает ситуация, при которой значительная часть акционеров практически не контролирует деятельность совета директоров, и держатели акций заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры всячески стараются их уменьшить, дабы пустить эти средства в оборот, данная ситуация характерна в случаях с обычными акциями, когда совет директоров компании принимает решение о размере дивиденда, т.е. решает, какую часть прибыли выплатить держателям акций, а какую часть пустить в оборот; в случае с префакциями (привилегированными акциями) – одно из преимуществ этого вида акций состоит в том, что дивиденд по префакциям фиксирован и устанавливается при выпуске акций – эта ситуация не столь жесткая, как с обычными акциями: при выплате дивидендов дивиденды по префакциям выплачиваются в первую очередь, кроме того, по существующему российскому законодательству при имеющейся достаточной для выплат по префцакциям дивидендов прибыли акционерное общество не вправе отказывать держателям этого вида акций в выплате дивидендов. К ситуации с двойным налогообложением существуют различные подходы. В принципе, их можно сгруппировать следующим образом: а) та часть прибыли, которая распределяется между держателями акций и владельцами компании облагается налогом дважды и в полном объеме, т.е. первый раз фирма как юридическое лицо платит налог на прибыль, а второй раз держатель как физическое лицо платит подоходный налог с дивиденда; такая ситуация характерна для России, США, Швейцарии, Швеции, Нидерландов; б) подход снижения налогообложения на уровне акционерного общества: распределяемая прибыль либо облагается налогом по сниженной ставке налога на прибыль фирмы (подобная система действует в Германии, Японии), либо частично освобождается от налогообложения (подобная система налогообложения работает в Финляндии); в) подход снижения налогообложения на уровне держателей акций: распределяемая прибыль облагается следующим образом, когда либо акционеров частично освобождают от выплаты налога на дивиденды, причем освобождение не зависит от того, облагали ли компанию налогом на прибыль или нет подобная система действует в Канаде, Дании), либо действует так называемый налоговый кредит, т.е. тот налог на прибыль, который уплатила компания, отчасти учитывается при взимании налога с акционера (подобная система действует в Великобритании, Франции); г) подход полного освобождения распределяемой прибыли от налогообложения либо на уровне акционерного общества (такая система действует в Греции), либо на уровне держателей акций (данный подход к налогообложению распространен Австралии, Италии, Финляндии). Организационно-правовая форма акционерного общества распространена среди достаточно крупных предприятий, т.е. среди тех предприятий, на которых существует большая потребность в значительных финансовых ресурсах.
Дочернее хозяйственное общество* (подвид хозяйственного общества, а не ОПФ) ДХО Хозяйственное общество признается дочерним, если принимаемые им решения в силу того или иного обстоятельства определяются другим хозяйственным обществом или товариществом (преобладающего участия в уставном капитале, согласно договору или иным образом)
Зависимое хозяйственное общество* (подвид хозяйственного общества, а не ОПФ) ЗХО Хозяйственное общество признается зависимым, если другое общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или более 20 % Уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (ООО)
Производственные кооперативы   Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на личном трудовом участии и объединении его членами имущественных паевых взносов (в паевой фонд кооператива). Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Учредительным документом производственного кооператива по существу является его устав, который утверждает общее собрание его членов. Имущество, которое находится в собственности производственного кооператива, делится на части (паи) его членов в соответствии с уставом данного предприятия. Производственный кооператив не имеет права выпускать акции. Член производственного кооператива имеет один голос при принятии каких-либо решений общим собранием.
Сельскохозяйственная артель (колхоз) СПК Кооператив, созданный для производства сельхозпродукции. Предусматривает 2 вида членства: член кооператива (работает в кооперативе и имеет право голоса); ассоциированный член (имеет право голоса лишь в отдельных, предусмотренных законом случаях)
Рыболовецкая артель (колхоз) РПК Кооператив, созданный для производства рыбной продукции. Предусматривает 2 вида членства: член кооператива (работает в кооперативе и имеет право голоса); ассоциированный член (правом голоса наделяется лишь в отдельных, предусмотренных законом случаях)
Кооперативное хозяйство (коопхоз) СКХ Кооператив, созданный главами КФХ и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, для совместной деятельности по производству сельхозпродукции, основанной на личном трудовом участии и объединении их имущественных паевых взносов (земельные участки КФХ и ЛПХ остаются в их собственности)
Унитарные предприятия   Унитарным признается предприятие (коммерческая организация), не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В Российской Федерации в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Предприятие называется федеральным казенным предприятием, если оно управляется государственными органами (т.е. основано на праве оперативного управления федеральным имуществом).
Государственное (казенное) предприятие ГКП Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления и созданное на базе имущества, находящегося в федеральной (государственной) собственности. Казенное предприятие создается по решению Правительства Российской Федерации
Муниципальное предприятие МП Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и созданное на базе государственной или муниципальной собственности. Создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления
Крестьянское (фермерское) хозяйство* (не является ОПФ) КФХ Правовая форма организации сельхозпроизводства, глава которой с момента её государственной регистрации признается индивидуальным предпринимателем, наделяется правом принятия всех решений по управлению ею, несет полную ответственность по её обязательствам. В рамках КФХ его члены объединяют свое имущество, принимают участие в его деятельности личным трудом. По обязательствам КФХ его члены несут ответственность в пределах своих вкладов
Некоммерческие организации   Организации, не преследующие цель получение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками
Потребительский кооператив ПК Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Предусматривает 2 вида членства: член кооператива (с правом голоса); ассоциированный член (имеет право голоса лишь в отдельных, предусмотренных законом случаях)
Общественные и религиозные организации   Добровольное объединение граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей организации. Участники не сохраняют право собственности на переданное организации имущество
Фонды   Организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Вправе заниматься предпринимательской деятельностью для реализации своих целей (в том числе путем создания хозяйственных обществ и участия в них)
Учреждения   Организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично
Объединения юридических лиц   Ассоциации (союзы), созданные юридическими лицами в целях координации предпринимательской деятельности и защиты своих имущественных интересов. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица

1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: