Маркетинговая деятельность предприятий автомобильного транспорта
Маркетинг, его основы. Понятия и концепции маркетинга
Существуют сложившиеся понятия и концепции маркетинга: концепция совершенства производства; концепция качества товаров; концепция сбыта; современная концепция социально-ориентированного маркетинга.
Постоянный сбор информации о состоянии рынка и ее анализ являются необходимой основой для выработки решений в области коммерческой деятельности предприятия.
При организации работ по информационному обеспечению коммерческой деятельности АТП необходимо прежде всего учитывать ряд общих соображений.
Все источники информации, которые используются в коммерческой деятельности автотранспортного предприятия, можно разделить на три группы:
1) система внутреннего учета и отчетности предприятия;
2) внешняя текущая информация;
3) данные специальных маркетинговых исследований, проводимых коммерческой службой.
Принципы и цели маркетинга:
- ориентация производства на рынок,
- конкурентоспособность,
- высокая рентабельность.
Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой деятельностью имеет ряд функций:
1. Комплексное исследование рынка.
2. Анализ и оценка производственно-сбытовых возможностей предприятия.
3. Составление маркетинговой стратегии и программы.
4. Осуществление товарной политики.
5. Проведение ценовой политики.
6. Формирование спроса и стимулирование сбыта.
7. Контроль над маркетинговой деятельностью и оценка ее эффективности.
Комплексное исследование рынка осуществляется по следующим направлениям:
· рассмотрение требований потребителя к товару (услуге);
· обзор экономической конъюнктуры;
· изучение рынка; анализ рыночной сегментации;
· исследование форм и методов проведения сделок купли-продажи данного товара, услуги на конкретном рынке;
· изучение потребителей;
· изучение конкурентов.
Анализ и оценка производственно-сбытовых возможностей предприятия
выполняются с целью определения его конкурентных возможностей, выявления
его сильных и слабых сторон, поиска путей совершенствования его
деятельности.
Программа маркетинговой деятельности — это разработанный на основе комплексных маркетинговых исследований стратегический план-рекомендация производственно-сбытовой и научно-технической деятельности фирмы на определенный период времени, отражающий оптимальный вариант ее развития согласно выдвинутым целям и стратегии.
К товарной политике относятся изучение и реализация мер по повышению
конкурентоспособности производимой предприятием продукции (услуг).
Функции маркетинга и этапы его организации
Работа по сбору сведений о рынке автотранспортных услуг, а также их
обновлению должна вестись постоянно, поскольку ситуация здесь крайне изменчива, и данные, которыми располагает предприятие, быстро устаревают.
Надежность любого источника информации и точность получаемых из него сведений ограничены. Не являются, в частности, исключением и данные
статистической или финансовой отчетности предприятий. В одних случаях
причиной является невозможность получения достоверной первичной
информации, в других - недостаточная квалификация или добросовестность сотрудников, которые фиксируют, обрабатывают или передают данные. Наконец, если речь идет о коммерческих интересах предприятий, возможны и ситуации намеренного искажения информации. Поэтому при получении любых сведений следует попытаться оценить их точность и достоверность с учетом особенностей источника.
Ни один источник информации не даст полной картины изучаемого вопроса, если использовать его данные в отрыве от другой информации. Поэтому обязательным условием информационного обеспечения коммерческой работы является сопоставление сведений, получаемых из различных источников.
Отметим сразу: система внутреннего учета и отчетности существует в той или иной форме на любом предприятии, однако ее структура и перечень показателей далеко не всегда соответствуют задачам, которые решаются коммерческой службой предприятия.
В частности, на отечественных автотранспортных предприятиях традиционно велся учет выполненной транспортной работы и затрат по типам и маркам подвижного состава, а также по структурным производственным единицам самого предприятия (колонны, бригады и т. п.). Вместе с тем, так же важно и ведение такого учета по группам потребителей услуг, по видам деятельности, а в ряде случаев — и по отдельным крупным клиентам.
Если основная информация, необходимая для коммерческой службы, фиксируется и хранится только на бумажных носителях (путевые листы, товарно-транспортные накладные и пр.), то обработка их чрезвычайно трудоемка, а сохранность при длительном хранении низка.
Поэтому при создании системы внутреннего учета и отчетности предприятия или ее совершенствовании целесообразно:
1) формировать состав показателей этой системы и их структур с учетом задач, решаемых коммерческой службой конкретного предприятия;
2) вести внутренний учет и отчетность на компьютерной основе;
3) по возможности, сохранять любую информацию, имеющуюся в распоряжении предприятия.