Субъекты, объекты и элементы управления финансами

Одной из важнейших областей управленческой деятель­ности является управление финансами.Под управлением фи­нансами понимается воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспре­деления) финансовых ресурсов.

В любой управляемой системе выделяют объекты и субъек­ты управления. Применительно к финансам объектами управ­ления являются разнообразные виды финансовых отношений. Под субъектами понимаются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три основные группы, которые и при­нимаются в качестве объектов управления:

1) государственные финансы;

2) финансы предприятий, учреждений и организаций;

3) страховые отношения.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

1) финансовые органы и налоговые инспекции;

2) финансовые службы предприятий, учреждений и орга­низаций;

3) страховые органы;

Совокупность организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы:

1) финансовое планирование;

2) стратегическое и оперативное управление;

3) финансовый контроль.

Финансовое планирование занимает важное место в систе­ме управления финансами. В ходе финансового планирования хозяйствующий субъект оценивает состояние своих финансо­вых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое пла­нирование основывается на анализе финансовой информации, в первую очередь на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

К финансовой информации предъявляются определенные требования, основное из которых полезность, под которой по­нимаются ее уместность, достоверность, понятность и сопоста­вимость; наличие необходимых элементов, а также использо­вание определенных принципов (в том числе и ограничитель­ных) включения данных в отчетность.

Составными частями финансового планирования являют­ся бюджетное и итоговое планирование.

Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т. д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осу­ществляют Государственная Дума, аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Под оперативным управлением финансами понимается со­вокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного ана­лиза складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов. Оперативное управ­ление финансами сводится к маневрированию финансовыми ре­сурсами в целях решения конкретных задач текущего периода. Оперативное управление финансами в нашей стране осу­ществляют Министерство финансов РФ, финансовые управле­ния органов местного самоуправления, дирекции внебюджет­ных фондов, страховых организаций, финансовые службы пред­приятий, учреждений и организаций.

На стадии оперативного управления финансами действует финансовый контроль, который помогает сопоставить факти­ческие результаты использования финансовых ресурсов с пла­новыми, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Финансовый контроль занимает особое место в управлении финансами и требует подробного рассмотрения.

Методы управления финансами:

Экономические:

фискальная политика. Это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры гос. расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста;

финансовое планирование;

координация финансовых ресурсов, на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы;

 

 

Финансовый механизм

Финансовый механизм — это совокупность финансовых инструментов, при помощи которых происходит передвижение денежных средств, работает эффективно система их распределения, образования накоплений и доходов. Он в себя включает пошлины, цены, льготы, налоги и штрафы, субсидии, санкции и дотации. Помимо этого, составляющие финансового механизма — это банковские депозитный и кредитный проценты. Финансовый механизм зависимо от финансовой структуры делится на бюджетный механизм, финансовый механизм предприятий, страховой механизм и так далее.

Финансовый механизм — это составная часть хозяйственного механизма, которая представлена совокупностью форм и видов организации финансовых отношений, методов и условий исчисления, используемых при образовании финансовых ресурсов, использовании и образовании денежных фондов целевого назначения. Финансовый механизм применяется для влияния на социальную сферу и экономику, проведения одной финансовой политики на местном, федеральном, региональном уровнях и на уровне хозяйствующих субъектов. Воздействие финансового механизма на социальную сферу и экономику проводится, с одной стороны, через структуру финансового механизма и нацеленность его различных частей на решение некоторых задач и достижение реального эффекта, с другой — через финансовые ресурсы, которые формируются в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и инвестируемые (направляемые) в удовлетворение потребностей общества (государства, его хозяйствующих субъектов, территориальных структур, граждан). Структура финансового механизма весьма сложна ввиду огромного разнообразием форм и видов организации финансовых отношений. Можно выделить две группы финансовых механизмов, которые отражают экономическое содержание финансов: механизм государственных и финансов; финансовый механизм хозяйствующих субъектов.

Финансовый механизм государства Финансовый механизм государства в себя включает: способы образования государственных бюджетных фондов на федеральном и территориальном уровнях; cпособы распределения национального дохода; типы платежей во внебюджетные государственные фонды и бюджет; способы образования социальных внебюджетных государственных фондов; финансовый контроль; финансовое планирование и прогнозирование. В дальнейшем деление в каждой из групп (к примеру, механизма муниципальных и государственных финансов — на бюджетный механизм, механизм государственного кредитования, механизм функционирования внебюджетных фондов; бюджетного механизма — на механизм региональных бюджетов, механизм федерального бюджета, механизм функционирования местных бюджетов и так далее) связывается со специфичностью способов перераспределения и распределения стоимости ВВП и национального дохода (части национального богатства), что воздействует на образование денежных накоплений предприятий, типы платежей в бюджет, формы и направление бюджетного финансирования, способы образования финансовых ресурсов и так далее. Учитывая данные особенности, государство ослабляет или усиливает влияние различных частей финансового механизма на общественное изготовление и его конкретные области, инициирует ускорение процессов, добиваясь необходимых результатов. Помимо этого, в структуре финансового механизма можно выделить функциональные звенья: мобилизацию финансовых ресурсов, стимулирование, финансирование и др. Финансовый механизм подразделяют также на управленческие организационные блоки: финансового прогнозирования и планирования, финансового контроля, оперативного управления.

Функционирование финансового механизма обуславливается суммой финансовых ресурсов, которые выделяются на конкретные цели, методами образования финансовых ресурсов и тем, по каким каналам и в каких формах передвигаются денежные средства, на каких условиях их выделяют и используют. Финансовый механизм, который приводит финансовые ресурсы в движение, оказывает влияние на общественное изготовление через финансовое регулирование и финансовое обеспечение. Чем больше уровень развития общества и экономики, тем больше роль финансового регулирования. Финансовое обеспечение воплощается при помощи безвозвратного финансирования, самофинансирования, кредитования.

Проблема практического применения данных форм заключена в установлении оптимального для этой стадии развития общества отношения меж ними. Построение финансового механизма производится соответственно с нормами финансового права, которые отражены в финансовом законодательстве и финансовой политикой. Применение юридических норм в финансовой области деятельности дает возможность установить одинаковые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы граждан, государства, хозяйствующих субъектов. Выполнение правовых норм дает строгую финансовую дисциплину. Финансовый механизм предприятия — это составная часть хозяйственного механизма; совокупность методов и форм, при помощи которых предприятие себя обеспечивает необходимыми денежными средствами, достигает необходимого уровня ликвидности и стабильности, обеспечивает получение максимальной прибыли и рентабельную работу.

Финансовый механизм предприятия строится соответственно с требованиями экономических объективных законов. Его основания устанавливает государство. В структуру финансового механизма предприятия можно включить пять связанных элементов: информационное обеспечение; финансовые рычаги; финансовые методы; нормативное обеспечение; правовое обеспечение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: