Методологические основы менеджмента
Менеджмент это вид управленческой деятельности и система методов управления в условиях рынка (рыночной экономики), которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами с целью получения оптимальных результатов.
Управление это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (М. Мескон).
Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.
В современных условиях рынка менеджмент как управление означает:
- ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести намеченную прибыль;
- постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
- хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, что несет конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
- постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
- конечный результат деятельности фирмы или хозяйственно самостоятельных подразделений, который выявляется на рынке в процессе обмена;
- необходимость исполнения современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии оптимальных и обоснованных решений.
Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным сферам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); разным сферам деятельности вообще (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством); органам управления (подразделения в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и объединениях).
Термин «менеджмент» употребляется лишь в управлении социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие техники технологической базой, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования хозяйствующего субъекта исходя из того, что прибыль является не причиной существования предприятия, а результатом его деятельности, который в конечном счете определяет рынок. Прибыль создает дополнительные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопления на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничить и преодолеть риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состояниях хозяйственной конъюнктуры в отрасли или стране в целом, в обстоятельствах торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие рынка.
Следовательно, целью менеджмента является преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
В связи с этим в задачи менеджмента входит:
- обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
- стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
- постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений;
- постоянный поиск и освоение новых рынков.
- определение конкретных целей развития фирмы;
- выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности достижения;
- разработка стратегии развития фирмы хозяйственных задач и путей их решения;
- выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на различные временные периоды;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- установление контроля за выполнением поставленных задач.
Выполнение задач менеджмента по регулированию организации, координации и контролю за производительным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.
Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающим объемом ресурсов материальных, финансовых, трудовых и др.
Задачи управления можно рассмотреть с иной функциональной точки зрения. В этом случае к основным задачам управления относятся:
- управление персоналом (коллективом, кадрами);
- качеством продукции;
- инновациями (нововведениями в организации);
- стратегическое управление (стратегия роста, стратегия ограниченного роста, стратегия сокращения, сочетание стратегий);
- финансовыми ресурсами;
- материальными ресурсами и запасами;
- информационными ресурсами;
- временными ресурсами (сетевое планирование);
- производительностью труда;
- антикризисное управление предприятием;
- управление маркетингом (маркетинговыми стратегиями, например, стратегиями «цена - качество»);
- управление по целям (предложено в 1950-х гг. П. Друкером, предполагает правильную постановку цели(ей) и последующий переход к формированию функций и процессов управления; необходимо не только реагировать задним числом на негативную ситуацию, но и предварительно разрабатывать ряд мероприятий для ее недопущения);
- управление по результатам (цикличный процесс: постановка результатов (целей) процесс ситуационного управления контроль за результатами; на первый план выходят оперативная реакция на неожиданные ситуации и напористость менеджера).
Менеджмент неразрывно связан с людьми, которые занимаются управлением. Постановка целей, их достижение, решений задач зависит от управляющих.
Руководитель это человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. В процессе осуществления управленческой деятельности менеджер, в зависимости от ситуации, выполняет набор определенных ролей. Под ролью руководителя понимают набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности (Г. Минцберг). Выделяют 10 основных ролей руководителя, которые он играет в различные периоды своей работы.
Укрупненно роли руководителя разделяют на три группы:
1) межличностные - руководитель выполняет роль лидера, т. е. отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т. д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель играет роль единоначальника главного верховного руководителя;
2) информационные - являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет также представительские функции, т. е. передает информацию об организации при внешних контактах;
3) роли по принятию решений - руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он играет роль человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель распределяет ресурсы своей организации и к тому же является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.
Все эти роли руководителя в совокупности определяют объем и содержание работы менеджера любой организации. Предметом труда менеджера является информация, а результатом управленческое решение.
Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов, а вертикальный создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.
Руководителей традиционно делят на три категории:
1) руководители низшего звена (операционные руководители) это самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т. п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда;
2) руководители среднего звена контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: главный бухгалтер, коммерческий директор, заведующие отделами, декан и т. д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности;
3) руководители высшего звена это самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, принятие особо важных для нее решений. К ним относятся: президент компании, генеральный директор фирмы, ректор и т. д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа в основном заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.
Изменения в обществе, экономике, технологиях заставляют по-новому осмыслить понятие «управление» в современной организации, переформулировать профессиональные характеристики управляющего, необходимые для успешного управления организацией в современных условиях. В настоящее время все большее значение приобретают отрасли, связанные с интеллектуальной деятельностью. В России в период переходной экономики повышается спрос на менеджеров в обслуживающих сферах торговле, финансах, информационных технологиях. Таким образом, современный менеджер должен обладать способностями по управлению подобным бизнесом и владеть навыками принятия решений в условиях неопределенности.
Современный управляющий должен руководствоваться следующими принципами:
- ориентироваться на людей, так как люди самый жизненно важный ресурс организации;
- иметь дух соперничества, т. е. уметь добиваться успеха в условиях острой конкуренции;
- владеть внешней перспективой, т. е. способностью вступать в союзы и добиваться поддержки извне, в том числе у ключевых фигур;
- ориентироваться на системное управление;
- обладать гибкостью и способностью принимать решения в условиях неопределенности;
- ориентироваться на будущее;
- представлять свою фирму и себя как профессионала и личность.
Таким образом, менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического анализа.
Контрольные вопросы
1. В чем проявляется сходство и различие понятий «менеджмент» и «управление»?
2. Какие подходы к понятию «менеджмент» вы знаете? В чем их суть?
3. Каковы цели и задачи менеджмента?
4. Какие основные функции выполняет менеджмент?
5. Как классифицируются методы управления?
6. Что такое организационно-распорядительные методы управления?
7. Какова роль экономических методов в управлении?
8. В чем сущность социально-психологических методов управления?