double arrow

Федеральные агентства.

1

Федеральные службы.

Федеральные службы - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, гос. безопасности, защиты и охраны гос. границы, борьбы с преступностью и так далее.

Федеральные службы делятся с точки зрения подведомственности на:

- подведомственные Президенту (ГФС, СВР, ФСБ, Росгвардия, ФСКН, ФСО, Росфинмониторинг);

- подведомственные Правительству (ФАС, Росстат, ФМС, Роспотребнадзор, Рособоронзаказ, ФСТ, Ростехнадзор);

- подведомственные Министерству (Минобрнауки (Рособрнадзор, Росмолодёжь), Минюст (ФСИН, ФССП)).

Статус федеральной службы (службы) выглядит следующим образом:

- осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности;

- возглавляется руководителем (директором) федеральной службы (федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа);

- в пределах своей компетенции издает правовые акты;

- не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ, а федеральная служба по надзору также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Руководители служб назначаются президентом или правительством в зависимости от подведомственности, заместители – тем органом, которым подведомственна служба. В системе органов, подведомственных президенту, заместители назначаются президентом вне зависимости от того, к какому органу относится служба (напрямую или нет относятся к Президенту). 

По функциональному назначению федеральные службы делятся на:

- контрольно-надзорные (ФНС)

- правоохранительные (в области обороны и безопасности)

- сочетающие первую и вторую функции.

 Функции федеральных служб:

 1. контроль и надзор – включает в себя:

a. проведение проверок предприятий, учреждений и организаций, находящихся в функциональной подчиненности от службы

b. лицензионно-разрешительная деятельность – выдача разрешений и лицензий

c. ведение учетных систем – реестров, регистров и кадастров.

d. регистрация, а также аттестация, сертификация, подтверждение соответствия

e. издание иных индивидуальных актов

2. обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности

a. выявление и пресечение правонарушений, причем в широком смысле – и административных, и налоговых, и уголовных

b. привлечение виновных лиц к соответствующим видам публично-правовой ответственности: административной, налоговой, финансовой

c. применение иных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения, как правило в целях обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ограничительные мероприятия в рамках эпидемии, эпизоотии)

d. охрана объектов и территорий – как должностные лица, так и приграничная полоса, или территории ЗАТО.

3. оказание государственных услуг и осуществление нормативного регулирования, если соответствующие полномочия прямо закреплены за ними в положении о соотв. федеральной службе.

Службы, которые напрямую подведомственны правительству или президенту, как правило, наделяются полномочиями по нормативно-правовому регулированию.

Федеральные агентства.

Федеральное агентство - ФОИВ, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию гос. услуг, по управлению гос. имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

При этом под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление фед. органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц. под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ; под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, a также ведение реестров, регистров, кадастров.

Федеральные агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Он может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

Федеральные службы делятся с точки зрения подведомственности на:

- подведомственные Президенту (Росархив; Главное управление специальных программ; Управление делами Президента);

- подведомственные Правительству (Росрезерв; ФАНО; Федеральное агентство по делам национальностей);

- подведомственные Министерству (Минтранс (Ространснадзор; Росавиация; Росавтодор; Росжелдор; Росморречфлот).

23. Структура системы органов исполнительной власти (государст­венного управления) субъектов российской федерации.

 Система органов государственной власти, и в том числе ее исполнительных органов, в субъектах РФ устанавливается ими же самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем этого высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. При этом конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ, а наименование этой должности устанавливается с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. По сложившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъектах РФ — губернаторами или главами администрации субъекта РФ (края, области и т.д.).

В большинстве субъектов РФ основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают губернатор, правительство, областные и территориальные исполнительные органы государственной власти.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (президент республики, губернатор или глава администрации края или области) возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Он представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешне экономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует законы; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта РФ с правом совещательного органа, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством этого субъекта РФ.

Система устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов гос. власти в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации исполнительных и представительных органов власти в субъектах". Система возглавляется высшим исполнительным органом власти субъекта РФ. Он может иметь разные наименования. В основном это правительство или администрация, может быть двойное наименование кабинет министров - правительство. В неё могут включаться иные органы власти. 

Высшее должностное лицо. Не может использоваться слово президент. Наименования: главы республик, губернаторы, глава администрации, мэр. Предельный срок не может превышать 5 лет, конкретно устанавливается субъектом. Высшее должностное лицо представляет субъект во взаимоотношениях с федеральными органами, президентом, другими субъектами, координирует деятельность субъекта федерации. Подписывает законы субъекта федерации, вправе участвовать в деятельности законодательного органа субъекта. Утверждает структуру органов субъекта федерации. 

Высший исполнительный орган осуществляет борьбу с преступностью, противодействие экстремизму на территории субъекта РФ. Разрабатывает проект бюджета. Обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ. Разрабатывает планы программ экономического развития. В Саратовской области – министерства и комитеты (инвестиционной политики, гос. регулирования тарифов и т.д.).

Полномочия региональных органов:

• Осуществление регионального надзора за сохранностью дорог регионального и межмуниципального значения; 

• Жилищный надзор;

• Надзор за техническим состоянием самоходных машин и иных видов техники;

• Надзор за проведением региональных лотерей;

• Иные полномочия.

24. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления).

Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), служащие весьма важным элементом характеристики их административно-правового статуса, включают в себя три обязательных элемента: правовые основания, предусмотренные правом условия и порядок создания этих органов.

Правовые основания формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления) — это конкретные правовые нормы, предусматривающие, какой именно орган и кем, по чьему волеизъявлению может быть создан. Порядок формирования любых государственных органов по своей сущности государственно-распорядительный, и ни один государственный орган не может быть создан без прямого указания в законодательстве о возможности формирования именно этого органа.

Правовые условия формирования государственных органов исполнительной власти- предусмотренные в правовых нормах конкретные условия и обстоятельства, с выполнением или наступлением которых законодательство связывает возможность начать формирование органа в соответствии с уже имеющимся в законодательстве указанием на правомерную возможность его создания.

Порядок формирования государственных органов как процесс их создания проходит несколько этапов и включает в себя ряд следующих друг за другом стадий: точное установление предмета ведения и наименования органа, определение источников финансирования его содержания, разработка и закрепление в соответствующем Положении об органе его компетенции в объеме всех ее элементов и, наконец, разработка и утверждение организационной структуры аппарата и штатов данного органа.

Компетенцию органа исполнительной власти реализует не только руководитель этого органа, но и весь личный состав его служащих, который разделяется по соответствующим организационным звеньям аппарата органа (структурным подразделениям) и объединяется в них.

В структуре аппарата любого органа исполнительной власти можно выделить пять типовых видов структурных подразделений: 1) руководство; 2) отраслевые структурные подразделения; 3) функциональные структурные под разделения; 4) контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организаций отрасли или сферы государственного управления; 5) вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа.

Организационно-правовым средством оформления и юридического закрепления организационной структуры аппарата органов исполнительной власти служат штаты органов управления. Категория «штаты органов исполнительной власти (или органов управления)» включает в себя три взаимосвязанные категории: типовые штаты, штатные контингенты и штатные расписания. Типовые штаты представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, в которых устанавливается численное соотношение между производственным и административно-управленческим персоналом в форме коэффициента. Штатные контингенты также представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, предусматривающие предельные ассигнования на содержание аппарата управления и его численность по министерству, ведомству, территориальным органам управления и т.д. Штатное расписание органа исполнительной власти представляет собой утвержденный в установленном порядке руководителем органа исполнительной власти официальный документ, содержащий полный перечень структурных подразделений и должностей в аппарате данного органа, на основе которого устанавливается должностной оклад и назначается определенная сумма денежного содержания каждому из служащих аппарата этого органа.

Правовые основания формирования органов исп. власти - предусматривают возможность создания органов.

Правовые условия формирования - это обстоятельства, с которыми связана возможность формирования тех или иных органов. Основное условие - усмотрение тех субъектов, которые уполномочены создавать органы. (на федеральном уровне - президент и председатель правительства). Основанием может быть изменение субъектов федерации, включение новых субъектов, объединение, упражнение. 

Процедура формирования - определение компетенции, разработка организационной структуры, заполнение органа кадрами. 

Организационная структура аппарата любого органа:

1. Руководство (начальник, замы).

2.1. Функциональные подразделения (специализированы на осуществлении определенных функций внутриаппаратного управления (управление или отдел кадров, бухгалтерия и т.д.), не имеют в своем непосредственном подчинении каких-либо других структур и их работников и не наделены никакими распорядительными полномочиями).

2.2. Контрольно-надзорные подразделения (обеспечивать законность и дисциплину в деятельности аппарата органа исполнительной власти и подведомственных ему организаций).

2.3. Вспомогательно-обслуживающие подразделения (хозяйственные управления или отделы, архивы, канцелярии).

3. Отраслевые подразделения (наделены по предметам своего ведения и профилю руководящей деятельности определенными распорядительными полномочиями и могут давать обязательные к исполнению указания руководимым объектам. Имеют в подчинении отраслевые департаменты, управления и т.д.).

Типовые штаты - технико-экономические и организационно-правовые нормативы, в которых устанавливается численное соотношение между производственным и административно-управленческим персоналом в форме коэффициента (например, одна единица административно-управленческого персонала на 10, 15, 20 обучающихся, лечащихся, работающих в государственных социально-культурных учреждениях и на предприятиях).

Штатные контингенты - технико-экономические и организационно-правовые нормативы, предусматривающие предельные ассигнования на содержание аппарата управления и его численность по министерству, ведомству, территориальным органам управления и т.д. В соответствии с типовыми штатами и на основе штатных контингентов разрабатываются и утверждаются самими руководителями органов исполнительной власти штатные расписания.

Штатные расписания - утвержденный руководителем органа исполнительной власти официальный документ, содержащий полный перечень структурных подразделений должностей в аппарате данного органа, на основе которого устанавливается должностной оклад и назначается определенная сумма денежного содержания каждому из служащих этого органа.

25. Понятие, виды и административно-правовой статус предприятий по ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитар­ных предприятиях», органы внутреннего управления предприятием и порядок их формирования.

Под предприятием по действующему законодательству понимается коммерческая организация, действующая как самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в установленном законом порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительными документами предприятий и учреждений, основанных на праве хозяйственного ведения, являются их уставы, утверждаемые уполномоченными на то государственными органами или органами местного самоуправления (см.: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в редакции от 1 декабря 2007 г.).

Виды: Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью; производственные кооперативы.

Административно-правовой статус всех видов предприятий и учреждений включает в себя совокупность всех их прав и обязанностей, реализуемых ими в управленческих административно-правовых отношениях, которые складываются прежде всего во взаимоотношениях предприятий и учреждений с государственными и муниципальными органами исполнительной власти.

Органы внутреннего управления предприятиями и учреждениями в процессе и в результате своей руководящей деятельности также вступают во многих случаях в организационные административно-правовые корпоративные отношения с подчиненными им работниками в порядке осуществления внутреннего локального административно-правового регулирования на основе норм действующего законодательства и устава конкретного предприятия (учреждения).

Управление федеральными государственными (казенными) предприятиями и учреждениями осуществляется директором, действующим на принципах единоначалия. Он назначается на должность и освобождается от должности уполномоченным Правительством РФ органом, подотчетен назначившему его органу и несет персональную ответственность за все свои действия и результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Аналогично положение и с директорами (руководителями) государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

Система администрации предприятия включает в себя как его центральную администрацию, так и администрацию его внутренних производственных структур (отделений, филиалов, производств, цехов и так далее до мастеров производственных участков включительно). Структурными звеньями системы администрации являются отраслевые и функциональные структуры — управления, службы, отделы, сектора и прочее, возглавляемые соответствующими руководителями (начальниками). В структуре администрации предприятия принято выделять линейную и функциональную администрацию.

К линейной администрации относятся все заместители генерального директора, руководители производственных структурных подразделений и руководители отраслевых структурных подразделений, имеющих в своем непосредственном прямом подчинении определенные группы работников и наделенных в отношении их распорядительными полномочиями.

К функциональной администрации относятся работники функциональных структурных подразделений, не имеющих в своем административном подчинении каких-либо работников и не наделенных распорядительными полномочиями.

Предприятие – коммерческая организация, действующая как хозяйственный субъект, созданная для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения потребностей и нужд государства, а также получения прибыли.

ГУП/МУП создаются на основании ФЗ. Они могут основываться на ПХВ или ПОУ по решению соотв. оГВ или оМСУ. Учредительным документом является устав, утверждаемый учредителем. Каждое предприятие наделяется АПС, который составляют ПиО, реализуемые в АПО. Имущество, которое используют предприятия, находится в собственности государства или МО. Распоряжение им зависит от формы (ПХВ больше полномочий), однако оно должно осуществляться в согласии с учредителем.

Управление ФКП осуществляется директором на основе принципа единоначалия. Он назначается на должность учредителем и несет перед ними ответственность за свою деятельность. Аналогичным образом назначается руководитель ГУП/МУП. Начальники подразделений и т.д. – директором.

Система администрации предприятия включает в себя его центральную организацию, а также администрации внутренних подразделений (в том числе филиалов, отделов, цехов).

Выделяют линейную и функциональную администрации. Линейная – все заместители директора, руководители подразделений, руководители иных отделов, имеющие в подчинении работников и наделенные распорядительными полномочиями в отношении их. Функциональная – работники СП, не имеющие в своем подчинении работников и не наделенные распорядительными полномочиями (начальники цехов).

26. Административно - правовой статус государственных (муниципальных) учреждений.

Учреждение – некоммерческая организация, создаваемая собственником для осуществления управленческих, социально-культурных, функциональных и иных полномочий. Они создаются на основании решения соотв. оГВ или оМСУ. Различают казенные, бюджетные и автономные.

Учредительным документом является устав, утверждаемый учредителем. Каждое учреждение наделяется АПС, который составляют ПиО, реализуемые в АПО. Имущество, которое используют учреждение, находится в собственности государства или МО. Распоряжение им либо невозможно, либо допускается в исключительных случаях с согласия собственника. Распоряжение может осуществляться только в отношении имущества, которое приобретено самим учреждением.

Казенные учреждения – учреждения, созданные ОГВ, осуществляющим полномочия распорядителя бюджетных средств, осуществляющее оказание Г/М услуг. Не распоряжаются своими доходами, перечисляют в бюджет. Не получают субсидии и кредиты. Отвечает по обязательствам денежными средствами, находящимися в распоряжении, если таковых нет – собственника.

Бюджетные учреждения – учреждения, которые вправе выполнять работы и оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности учредителей за плату. Распоряжение имуществом – с согласия учредителя, который определяет порядок формирования Г/М заказа и его финансовое обеспечение. Не вправе размещать средства на депозитах и совершать сделки с ценными бумагами. Могут распоряжаться доходами от самостоятельной деятельности. Допускаются субсидии.

Автономные учреждения – учреждения, наделенная полномочиями ОМСУ в сфере СМИ, культуры, образования. Распоряжается всем имуществом, кроме особо ценного и недвижимого. Финансирование – не только субсидии и бюджет, но и иные источники, не запрещенные законом.

Руководство – как у предприятий. Публикуют результаты деятельности, как и предприятия.

27. Служба как специфический вид социально-трудовой деятельно­сти, характерные признаки служащего, виды службы.

Служащий же в процессе своего труда воздействует на человека, точнее, на сознание человека и его поведение (лечит, учит, воспитывает, администрирует и т.д.), поэтому процесс труда служащего регулируется не только профессионально-технологическими правилами, но и нормами социальных взаимоотношений, многие из которых есть правовые нормы. Наличие правовых отношений в самом процессе труда служащего является характерной особенностью и обязательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус служащего обязывает его вступать в социальные, в т.ч. правовые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает.

Таким образом, статус любого служащего характеризуется тем, что он призван и должен служить человеку, обществу, государству, имея объектом своего трудового воздействия человека, его сознание, а в процессе своего труда вступает в правовые отношения, своими служебными действиями создает и вызывает юридические последствия для других лиц, с которыми он взаимодействует. Отношения же служащего по поводу его труда (оплаты, предоставления отпуска, создания необходимых условий труда и т.д.) принципиальных отличий от аналогичных отношений у рабочего не имеют, относятся к области трудовых отношений служащего и регулируются нормами трудового, а не административного права.

Существует очень много видов службы: государственная и муниципальная служба, гражданская служба в общественных организациях, на предприятиях и в социально-культурных учреждениях, частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц, причем в каждом из этих видов службы по различным классификационным основаниям можно выделить много их разновидностей. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 1 декабря 2007 г.) выделяет три главных вида государственной службы:

-государственная гражданская служба — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Общей правовой основой организации и функционирования данной службы является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

-государственная военная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания;

-государственная правоохранительная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

28. Государственная служба и ее система по ФЗ от 14.05.2003 г. «О системе государственной службы российской федерации».

Государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее элементом. Государственная служба как организационный институт продолжает и завершает всю государственную организацию, как важнейший элемент и атрибут государства она не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельности различных категорий государственных служащих.

В содержание организационно-правового института государственной службы входят три взаимосвязанных элемента: 1) организация деятельности личного состава государственных органов, его служащих (учреждение должности в структуре государственного аппарата, определение круга обязанностей и полномочий по каждой должности, порядка замещения этой должности и т.д. Причем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий займет свое служебное место и начнет свою профессиональную деятельность по осуществлению определенных государственных функций и полномочий); 2) сама служебная профессиональная деятельность личного состава государственных органов (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного органа; 3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указание и закрепление в соответствующих нормативно-правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).

Исходя из содержания действующего законодательства следует выделить ряд разновидностей гос и не гос службы. 

К не госслужбе относят:

• Муниципальную. Это профессиональная деятельность граждан в органах местного самоуправления. Устанавливается ФЗ от 2007 года "о мун службе". Правовой статус мун служащих нормами АП не регулируется, хотя это разновидность публичной службы.

• Общественную. Это профессиональная служебная деятельность в аппаратах общественных объединений, втч политических партий. Регулируется уставами соответствующих общественных объединений. 

• Корпоративную. Это профессиональная служебная деятельность граждан на служебных должностях в гос и мун организациях, в частных организациях независимо от формы собственности, орг-правовой формы. Регулируется ТК РФ и ЛНА юр лиц.

• Конфессиональную. Это служебная деятельность граждан в структуре религиозных объединений, регулируется внутренними постановлениями соответствующего религиозного объединения.

• Частную. Связана с обслуживанием деятельности, интересов ФЛ, ЮЛ. Нотариусы, частная охранная деятельность, адвокаты. Регулируется соответствующим законодательством.

• Альтернативная гражданская служба. Особый вид трудовой деятельности граждан РФ, осуществляемой взамен прохождения военной службы по призыву. Данный вид служебной деятельности может осуществляться в ВС РФ, в организациях, подведомственных ВС РФ, иных организациях.

Госслужба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий в органах государственной власти. ФЗ "о системе госслужбы в РФ". С 1 января 2016 служба выделяют:

1. Государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов и лиц, замещающих гос. должности РФ и субъектов РФ. Урегулирована ФЗ от 27 июля 2004 года "о гос. гражданской службе в РФ". Гос. гражданская служба может быть федеральной и субъектов федерации. Федеральная гос. гр. служба осуществляется в федеральных органах РФ. Гос. гр. служба субъектов РФ регулируется субъектами. К примеру, закон "о гос гр службе в Саратовской области". Гос гр служащим присваиваются гос чины, хотя отдельными ФЗ могут предусматриваться особенности правового статуса отдельных служащих. Особенность правового статуса служащих МИД урегулирована отдельным ФЗ "об особенностях гос гр службы в МИД РФ", так, лицам, проходящим службу, присваиваются ранги. 

2. Военная служба (в соотв. с УВС) — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах. УВС, ФЗ "О воинской обязанности", ФЗ "О статусе военнослужащих". Служащим присваиваются воинские звания.

3. Служба иных видов - служба в органах МВД, в таможенных органах, в органах Прокуратуры, в СК РФ. Присваиваются специальные звания и классные чины.

29. Понятие государственной и муниципальной службы и служаще­го. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы по действующему законодательству.

Государственная служба определена как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Государственные и муниципальные служащие по действующему законодательству — граждане России, осуществляющие профессиональную служебную деятельность по занимаемым должностям государственной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание из бюджета соответствующего уровня.

Все должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; воинские должности; должности правоохранительной службы.

 Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Подразделяются они на следующие четыре категории:

1) руководители;

2) помощники (советники);

3) специалисты;

4) обеспечивающие специалисты.

Далее, должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие пять групп: 1) высшие; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской службы. При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей государственной гражданской службы.

Муниципальные должности в органах местного самоуправления также делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем государственные должности:

-выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных вы боров;

-муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров.

Госслужба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий в органах государственной власти.

Муниципальная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий в органах местного самоуправления.

Госслужащий – лицо, осуществляющее профессиональную служебную деятельность на должностях государственной службы.

Должность — первичный структурный элемент государственного аппарата, государственной службы, часть полномочий государственного органа, пределы компетенции этой структурной единицы, самая маленькая частица государственной власти.

Категории должностей:

1. Руководители. Это руководители и их заместители в гос. органах, а также территориальных ОИВ, замещающие должность бессрочно или на определенный срок.

2. Помощники (советники). Это должности, учреждаемые для содействия в осуществлении полномочий лицам, относящимся к группе руководителей. На срок, ограниченный сроком полномочий руководителей.

3. Специалисты. Должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения гос. органами установленных задач и функций, замещаемые без ограничения срока.

4. Обеспечивающие специалисты. Должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности гос. органов. Без ограничения срока.

Группы должностей:

1. Высшие. Руководители, помощники (советники), специалисты.

2. Главные. Руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты.

3. Ведущие. Руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты.

4. Старшие. Специалисты, обеспечивающие специалисты.

5. Младшие. Обеспечивающие специалисты.

Статья 9. Классификация должностей гражданской службы

1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы

30. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочи­ям. Должностные лица.

По роду своей профессиональной работы и сферам деятельности все служащие делятся на занятых в сфере экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

По видам государственной деятельности все федеральные государственные служащие в Реестре государственных должностей государственной службы разделены по соответствующим органам государственной власти, специализированным на осуществлении различных видов государственной деятельности: служащие представительных (законодательных) органов государственной власти, служащие органов государственной судебной власти, служащие органов государственной исполнительной власти.

По функционально-должностным признакам и полномочиям они делятся на три большие группы: руководящий состав (руководители), основной состав (специалисты) и вспомогательно-обслуживающий персонал.

Особую и специфическую категорию служащих составляют должностные лица. Общим для всех отраслей права элементом характеристики понятия должностного лица можно считать наличие у него организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий. Но при этом в административном праве термин и понятие «должностное лицо» многозначны и относятся к нескольким видовым категориям служащих.

В служебно-дисциплинарных административно-правовых отношениях должностным лицом выступает не непосредственный начальник, а тот руководитель, который наделен правом назначения этого служащего на должность и увольнения. Начальников и руководителей у служащего может быть несколько, а должностное лицо, пользующееся правом применения мер поощрения и дисциплинарной ответственности, одно — тот начальник, который наделен не просто какими-то распорядительными полномочиями, а правомочиями принимать на соответствующую должность и освобождать от должности.

Во внеслужебных отношениях с гражданами должностным лицом может выступать наделенный публичной властью представитель государственной или муниципальной власти.

Выделяют по видам гос деятельности:

1. Служба в фед органах исп власти и органах субъектов;

2. Служба в органах судебной власти (но не судьи);

3. Служба в органах законодательной власти (но не депутаты);

4. Служба в органах прокуратуры;

5. Служба в органах СК;

6. Служба в аппаратах общегосударственных контрольных органах, контрольных органов субъектов РФ.

Виды по функционально-должностным признакам:

1. Руководитель, заместители. Это те, кто осуществляют адм.-орг. деятельность в аппаратах соотв. органов

2. Специалисты. Это служащие в аппаратах органов публичной власти, которые осуществляют и выполняют профильные функции в соотв. органах.

3. Технические исполнители. Служащие, осуществляющие материально-техническое, документационное обеспечение деятельности в органах полит власти. Архивариусы, делопроизводители, секретарь-машинистка, табельщик.

Должностные лица – лица, постоянно, временно или по специальному уполномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции оГВ и оМСУ.

Функции:

1. Представитель власти. Лицо наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебно-зависимом положении от него, а равно лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в оГВ и оМСУ.

2. Административно-хозяйственные. Управление, распоряжение имуществом, денежное, материальное обеспечение, обеспечение иных внешних условий деятельности.

3. Организационно-распорядительные. Работа с персоналом: поиск, прием, поощрение, взыскание.

31. Поступление на службу и способы замещения должностей на го­сударственной и муниципальной службе.

Проблема поступления на службу включает в себя следующий комплекс вопросов: правовые основания поступления на службу, правовые условия и порядок — сам процесс поступления на службу, включая способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе.

Правовые основания поступления на службу — это те конкретные нормы, которые предусматривают саму возможность гражданина поступить на государственную или муниципальную службу и получить статус государственного или муниципального служащего соответственно.

Правовые условия поступления на службу — это конкретные, предусмотренные законодательством обстоятельства, условия и требования к лицу, претендующему на занятие определенной должности.

Порядок поступления на службу — это процесс поступления, процедура замещения должностей на государственной, муниципальной и других видах службы с последующим кадровым оформлением приема служащего на работу по соответствующей должности.

В настоящее время применяются четыре организационно-правовых способа замещения должностей на государственной и муниципальной службе: зачисление, назначение, выборы и конкурс.

Процесс прохождения службы включает в себя реализацию служебных должностных прав и обязанностей, периодическую аттестацию, а также возможное применение к служащему мер поощрения и ответственности за должностные проступки вплоть до увольнения со службы. По своему содержанию и характеру все права и обязанности служащего можно разделить на три группы: общие, особенные и специальные.

Общие для всех государственных и муниципальных служащих права и обязанности закреплены в Конституции РФ, федеральных законах о различных видах государственной службы, а также в соответствующих аналогичных законах субъектов РФ, в уставах муниципальных образований и других нормативных правовых актах государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Особенные права и обязанности государственных и муниципальных служащих отражают и закрепляют видовую специфику различных сфер государственной деятельности.Специальные права и обязанности государственных и муниципальных служащих отражают специфику служебной деятельности отдельных категорий служащих.

При этом важным элементом прохождения службы является аттестация служащих.

Аттестация государственных и муниципальных служащих проводится не реже одного раза в четыре года (и не чаще одного раза в два года) для определения уровня профессиональной подготовки служащего и соответствия его занимаемой должности, а также для решения вопроса о присвоении ему более высокого квалификационного разряда.

В результате аттестации служащему дается одна из следующих оценок: соответствует замещаемой должности; соответствует замещаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности; не соответствует замещаемой должности. Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение руководителя органа мотивированные рекомендации о повышении служащего в должности, присвоении ему очередного квалификационного разряда, об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы), о включении в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.

Результаты аттестации служащего, оформленные надлежащим образом, представляются руководителю органа, который с учетом их принимает решение: о повышении служащего в должности; о присвоении служащему в установленном порядке очередного квалификационного разряда; об изменении служащему надбавки за особые условия службы; о включении служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.

В случае признания служащего не соответствующим замещаемой должности он направляется на повышение квалификации или переподготовку либо с его согласия переводится на другую должность.

На Г/М службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие гос. языком РФ, соответствующие квалификационным требования. Поступление на службу включает в себя правовые основания поступления, правовые условия и способы замещения.

Правовые основания поступления на службу - это те конкретные нормы, которые предусматривают саму возможность гражданина поступить на Г/М службу и получить статус Г/М служащего. Общим правовым основанием поступления на службу являются ст. 32 Конституции РФ, ФЗ «О МС», «О ГГС», «О воинской обязанности», предусматривающие право граждан на равный доступ к Г/М службе, а также Реестры федеральных государственных должностей государственной службы, государственных должностей государственной службы субъектов Федерации и муниципальных должностей муниципальной службы, в которых дается исчерпывающий перечень соответствующих должностей, подлежащих замещению гражданами.

Правовые условия поступления на службу - это конкретные, предусмотренные законодательством обстоятельства, условия и требования к лицу, претендующему на занятие определенной должности:

- обстоятельства, препятствующие поступлению на государственную и муниципальную службу;

- профессиональные, квалификационные и иные (социально-психологические, характерологические и другие специфические для отдельных видов службы) требования;

- определенные возрастные ограничения поступления на службу по некоторым конкретным должностям (максимально – 65, с 60 – срочная основа, с 21 – пристав, позже 35 нельзя в органы).

Четыре организационно-правовых способа замещения должностей на Г/М службе:

1. Зачисление на службу по личной инициативе и заявлению кандидата на должность применяется для замещения внекатегорийных должностей вспомогательно-обслуживающего персонала, не относящихся к Г/М, предусмотренных штатным расписанием в целях технического обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов, а также для замещения младших муниципальных должностей.

2. Назначение как способ замещения должностей на службе охватывает многие высшие, главные, ведущие, старшие и некоторые младшие должности службы (Полпред, министр).

3. Конкурс на замещение вакантной должности службы обеспечивает право граждан на равный доступ к службе. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, причем служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. По действующему законодательству в конкурсном порядке замещаются вакантные старшие, ведущие, главные и высшие государственные должности федеральной и государственной службы субъектов Федерации, а также высшие, главные и старшие муниципальные должности муниципальной службы.

4. Выборы как способ замещения должностей применяются достаточно широко. Через выборы замещаются государственные должности. Еще более широко выборность применяется в системе местного самоуправления (выбираемые непосредственно населением или оМСУ должностные лица). Выдвижение из теми, кто будет избирать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: