Ответы к экзамену по МАСПО

№1. Понятие об активном социально – психологическом обучении.

Активное социально-психологическое обучение — психолого-педагогическая форма выработки и совершенствования различных умений и навыков поведения работников, осуществляемая в условиях групповой учебно-тренировочной деятельности. Активное обучение применяется как для формирования специфических коммуникативных умений у представителей профессий, работающих с людьми, так и в целях повышения общей психологической компетентности, упорядочения культуры психической деятельности организации. В активном социально-психологическом обучении можно выделить три основных методических блока:
а) дискуссионные методы (различные варианты «мозгового штурма»: групповая дискуссия, разбор практических ситуаций, анализ сконструированных ситуаций и т.п.);
б) игровые методы (деловые игры, дидактические и управленческие игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и др.);
в) социально-психологические тренинги (коммуникативные — постановка поведенческих навыков; сенситивные — тренировка межличностной чувствительности; тренинги личностного роста — преодоление личностных комплексов и барьеров в общении; бизнес-тренинги — техники продаж, ведение переговоров, решение конфликтных ситуаций и мн. др.).

К основным понятиям, определяющим групповое, коллективное обучение, относятся «групповая динамика», «межличностные отношения», «межличностная ситуация».

Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, в том числе и учебной, тренинговой группы. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и др. способы регуляции индивидуального поведения. Происходящие в группе за время ее существования изменения обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, продиктованными взаимодействием двух предполагающих и одновременно отрицающих друг друга тенденций групповой активности - интеграции и дифференциации. Первая нацелена на упрочение психологического единства членов группы, стабилизацию и упорядочение межличностных отношений и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности группы.

Важнейшее место в групповой динамике занимает групповое принятие решения - выбор, осуществляемый группой, из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей задачи. Процедура группового принятия решения предполагает обязательное согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая групповому принятию решения. Групповые решения не могут сводиться к сумме индивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимодействия.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредованы содержанием, целями, ценностями, организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе. Феномены межличностных отношений - ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация, референтность и т.д.

Межличностная ситуация - основной обучающий паттерн в приобретении индивидом коммуникативной компетентности. Паттерн (англ. - pattern) означает модель, конфигурацию, образы, шаблон; любую последовательность явлений во времени или любое расположение предметов в пространстве, которое можно отличить от др. последовательностей или расположений и сравнить с ними.

№2. Общая характеристика методов активного социально-психологического обучения, различные подходы к их классифицированию.

Методы активного обучения - методы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения - не только вооружить знаниями, навыками и умениями решать профессиональные задачи, но и развить умение мыслить, культуру мыслительной творческой деятельности. Этим методам присущи активность познавательной деятельности обучаемых, тесная связь теории с практикой, направленность на овладение диалектическим методом анализа и решения сложных проблем, развитая рефлексия, атмосфера сотрудничества и сотворчества, содействие овладению продуктивным стилем мышления и деятельности.

Методы активного социально-психологического обучения - методы активного обучения, целенаправленно реализующие социально-психологические закономерности активной учебной деятельности обучаемого в учебной или иной целевой группе.

Классификация методов активного обучения: они первоначально делятся на групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.

Групповые методы включают в себя: дискуссионные методы (групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций, «мозговая атака», «круглый стол», «интеллектуальная разминка», сократическая беседа и др.), игровые методы (ролевая, деловая и организационно - деятельностная и другие игры) и социально-психологические тренинги (партнерского общения, умений, социально-ролевой и др.). К индивидуальным методам активного обучения относятся выполнение практических задач и тренировки.

Различные авторы классифицируют АМО по разным основаниям, выделяя разное количество групп АМО и по-разному компания содержание соответствующих групп методов.

Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока: а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-терапию.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые приемы и процедуры, тренинги в активном режиме. По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие. По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

Воронова А.А. выделяет три основных типа методов АСПО:

- Метод анализа конкретных ситуаций. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой: ситуация - иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала; ситуация - упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы; ситуация - оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее; ситуация - проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.

- Социально-психологический тренинг, где тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъект - субъектный характер общения участников.

- Игровое моделирование или имитационные игры. Игры (имитационные) подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений. Цель игротехники: организация деят-ти участников игры, направленную на выработку решения проблемы.

Классификация АМО или МАСПО, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий:

1.Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.

2.Игровые методы (деловые, организационно-деятльностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.

3.Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизурующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, корректировки потребности достижения

4.Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, терапевтического, развивающего воздействия на личность и поведение участников.

 

№3. Основные принципы активного социально-психологического обучения.

1. Общение по принципу «здесь и теперь». Для многих участников характерно стремление переключится с непосредственной тренинговой работы на обсуждение прошлых или будущих событий. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. Но главная идея тренинга состоит в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемное зеркало или даже систему зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидеть себя во время выполнения упражнений. Это достигается, в частности, тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, которая базируется на доверительном межличностном общении.
       2. Принцип персонификации высказываний. Суть его состоит в добровольном отказе от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. Конкретно: вместо высказываний: «считается...», «некоторые считают, что...» в группе учат говорить, используя формы: «я считаю, что...» и т.п..
       3. Принцип акцентирования на языке чувств. Согласно нему участники группы должны делать акцент на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеров по группе) и во время обратной связи, если возможно, использовать язык, который фиксирует такое состояние. Примером данной формы языка есть констатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Для повседневного общения обращение в подобной эмоционально акцентируемой манере не является типичным. Соответственно перед каждым участником ставится задача перестроить стиль своего общения и, в частности, выработать умение «ловить», четко идентифицировать и адекватно высказать свои чувства.
      4. Принцип активности. Соблюдение этого принципа является главным требованием к поведению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью целенаправленного познания себя, партнера, группы вообще. В повседневной жизни человек под влиянием разных обстоятельств нередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах. Задача состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость на себя с активной включённостью в другого, в анализ групповых процессов. На занятиях поощряется конструктивная полемика между всеми участниками, включая руководителя.
     5. Принцип доверительности. Предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общения участников тренинга, обеспечивает групповую динамику, в значительной мере определяет результативность занятий. В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это не только психологически уравнивает всех членов группы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия. Кроме того, доверчивость поддерживается неопровержимым правилом: «Говорить только правду, или хотя бы не врать».
    6. Принцип конфиденциальности. Суть его раскрывается в рекомендации «не выносить» содержание общения, которое развивается в процессе тренинга, за границы группы. Это тоже оказывает содействие установлению доверительных отношений, так как участники уверены, что содержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый, искренний контакт. Конфиденциальность дает возможность группе сохранить свой дискуссионный потенциал; обсуждение же участниками тренинга проблем группы за ее пределами приводит к тому, что готовность и потребность в обсуждении этих проблем в рамках самой группы уменьшается, ведь тема в определенной мере исчерпывает себя.

    7.Принцип исследовательской (творческой) позиции: в процессе занятий создаются такие ситуации, когда обучаемым необходимо самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать закономерности и принципы общения, взаимодействия и т.п. Исходя из этого принципа, руководитель занятия конструирует и организует такие ситуации, которые дают членам учебной группы возможность осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения и деят-ти. В учебной, особенно тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность и неопределенность.

   8.Принцип объективации поведения: особым образом организованная обратная связь, в том числе с использованием видеозаписей.

  9.Принцип партнерского (субъект - субъектного) общения: предполагает признание ценности личности др. человека, его мнений, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов участников общения. Реализация этого принципа в тренинговой группе создает в ней атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

№4. Этапы подготовки и проведения социально – психологического тренинга.

№5. Структура тренингового дня.

Обучение считается в академических часах - по 40-45 минут. Т.о., один тренинговый день может идти с утра до вечера и составлять 10 часов, состоять из 4 информационных блоков по 80-95 минут каждый и длиться с 10.00 до 17.00-18.30.
В течение одного тренингового дня, как правило, организуются 2 кофе-брейка по 15-20 минут и одного перерыва на обед, длительностью в 1-1,5 часа. Большинство тренингов идут с 9.00 до 17.00 или с 10.00 до 18.00.
Примерный план 10 часового тренинга:
10.00-11.35 - 1-й информационный блок
11.35-11.55 - кофе-брейк
11.55-13.30 - 2-й информационный блок
13.30-14.30 - обед
14.30-16.05 - 3-й информационный блок
16.05-16.25 - кофе-брейк
16.25-18.00 - 4-й информационный блок
18.00-18.30 - обратная связь за весь день тренинга, завершение (если такое необходимо).

№6. Классификация и основные виды тренинговых групп.

Существуют различные классификации групп.
Карл Роджерс выделяет: Т-группы, группы психотерапии, группы развития восприимчивости, группы ориентации, группы сенсорного осознания, группы творческого самовыражения, группы развития организаторских навыков, группы сплоченности, гештальт-группы, группы «синанон».
Ковалев А.Г. различает тренинг-группы (Т-группы), группы обучения (С-группы) и группы встреч (Е-группы).
1. Тренинг-группы (Т-группы). В этом типе групп осуществляется обучение процессам, происходящим в группе по мере ее развития и изменения. Цель Т-групп заключается в повышении способности участников осознавать ситуацию, поощрении исследовательского отношения к действительности, создании атмосферы раскованности и свободы для того, чтобы можно было искренне и свободно выражать свои чувства, сосредоточении внимания на принципе «здесь и теперь».
2. Группы обучения (С-группы). Этот тип групп является альтернативой Т-группам. Они имеют общие цели – изучение моделей индивидуального и группового поведения в ситуации «здесь и теперь». Отличие заключается в том, что в Т-группах акцент делается на равенство и взаимосвязь ее участников, а С-группы ориентированы на приобретение участниками каких-либо умений, обучение стратегиям взаимодействия людей.
3. Группы встреч (Е-группы). Цель этих групп также заключается в создании атмосферы открытости и честности, принятие ответственности, ориентации на принцип «здесь и теперь». Данные группы имеют экзистенциальную направленность и ориентированы на решение вопросов человеческого бытия и существования.
Макаров Ю.В. предлагает такую классификацию методов социально-психологического тренинга: дискуссионные методы (групповые дискуссии, мозговой штурм, анализ конкретных поведенческих ситуаций и т.д.); игровые методы (ролевые и деловые игры, психодрама, транзактный анализ и т.д.); релаксационные методы (техники релаксации и медитации); психогимнастические упражнения.
Иную классификацию методов предлагает Яценко Т.С.: групповые дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, психодрама, психорисунок, психогимнастика.
Емельянов Ю.Н. активные методы обучения разделяет на три группы: дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусных случаев из практики и т.д.); игровые методы (ролевые игры, дидактические и творческие игры, контр-игра); сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Социально-психологический тренинг – это метод психологического воздействия, посредством которого достигается овладение сложным видом деятельности, изменение имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью, увеличение профессиональных знаний и умений, изменение социального поведения и установок персонала организаций.

 

№7. Сущностно – содержательная характеристика социально – психологических тренинговых методов.

В современной психологии понятие «тренинг» имеет множество трактовок, что приводит к обозначению словом «тренинг» самых разных форм, приемов, а также способов и средств, используемых в психологии. Само слово «тренинг» (от англ. training) означает обучение, тренировку или дрессировку.
Немецкий ученый М. Форверг ввел в психологию термин «социально-психологический тренинг». В отечественной психологии исследования, посвященные проблемам социально-психологического тренинга, появились в начале 80-х годов XX века. В работах Л.А. Петровской по данной тематике социально-психологический тренинг определяется как форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в групповом контексте.
Основной целью социально-психологического тренинга, как считает В.П. Захаров, является овладение социально-психологическими знаниями в активной форме. С его т.з., спецификой работы тренинговых групп является осознание в процессе работы группы особенностей поведения каждого участника; развитие умений и навыков делового общения; сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия.
Проблема психологического воздействия является одной из основных в психологии. Под психологическим воздействием Ковалев А.Г. понимает воздействие одного индивида на психику другого индивида (группы), которое в своей произвольной форме исходит из определенного мотива и преследует цель изменения и укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и других психологических явлений.
Можно выделить парциальное и глобальное преобразование психики под влиянием психологического воздействия. О парциальном преобразовании психики можно говорить, например, в том случае, когда силой педагогического воздействия учитель может перестроить отношение ученика к какому-либо одному предмету. В случае глобального преобразования перестраивается целая группа психических явлений, таких как эмоциональная сфера личности, поведенческий и ценностный аспекты.
Психологическое воздействие по форме может быть вербальным или невербальным (позы, мимика, жесты и т.д.). Соотношение вербальных и невербальных средств психологического воздействия может быть различным в зависимости от цели воздействия. В одних случаях они могут совпадать, усиливая друг друга, в других не совпадать и противоречить друг другу. Невербальные сообщения часто отличаются от вербальных, а по совпадениям и расхождениям между ними можно догадаться о том, что происходит с человеком в тот или иной момент. В невербальной коммуникации важные намёки могут быть обнаружены быстрее, чем в словах, так как люди часто реагируют раньше, чем оказываются готовы или способны выразить словами.
Умение распознавать и адекватно использовать средства воздействия – важнейший показатель мастерства психотренера. Он должен учитывать многие обстоятельства при наблюдении за невербальной коммуникацией.
Воздействие может осуществляться в двух системах отношений: «субъект-объектной» и «субъект-субъектной». В первой системе отношений субъекту отводится роль манипулятора, объекту – роль манипулируемого. В субъект-субъектной системе устанавливается равенство психологических позиций.
Такие системы отношений непосредственно связаны с двумя основными парадигмами групповой психотерапии. В соответствии с первой парадигмой психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий. Воплощением этого подхода является бихевиоризм. Сущность бихевиористических программ заключается в идее управления человеком через систему стимулов, посредством которых можно вызвать желаемую реакцию.
Другая парадигма основана на вере в конструктивное начало человеческой природы. В западной психологии этот подход разработан в гуманистической психологии, основы которой заложили А. Маслоу, Р. Мэй, Э. Фромм, К. Роджерс и др. К. Роджерсу принадлежит основная роль в разработке практики воздействия на принципах «гуманистической психологии». Он является основателем клиент-центрированной теории и практики психотерапии. К. Роджерс выдвинул идею «модели роста» как цель психотерапевтического воздействия. По мнению автора, человек обладает собственной активностью, идущей изнутри, стремлением к росту, прогрессу, к реализации собственного потенциала.
Социально-психологический тренинг является одной из форм групповой психокоррекционной работы.
Общая цель социально-психологического тренинга заключается в повышении компетентности в общении.
Задачи СПТ:
- приобретение знаний в области психологии личности, психологии группы, психологии общения;
- формирование умений и навыков в сфере общения;
- коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
- развитие способности адекватно воспринимать и оценивать себя и других;
- коррекция и развитие системы отношений и личности;
- сплочение группы, развитие способностей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Основными средствами воздействия в тренинговой группе выступают: групповые нормы, групповая поддержка, обратная связь, групповые ожидания.
Групповые нормы – это определенные правила, вырабатываемые и принимаемые группой.
Групповая поддержка оказывает положительное влияние на самооценку, повышает степень уважения к себе, способствует самораскрытию в группе. Групповая поддержка необходима в тех случаях, когда участник группы решается на рискованный шаг.
Благодаря обратной связи участник получает представление о том, какие эмоциональные реакции у членов группы вызывает его поведение.
Групповые ожидания являются важным компонентом положения индивида в группе, поскольку всякий член группы не только выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. От него ждут определенных моделей поведения в соответствии с ролью, которую он играет в группе.
Психологическое содержание обучения в рамках социально-психологического тренинга состоит из трех компонентов:
1. Осознание привычных моделей реагирования в привычных ситуациях («расшатывание» стереотипов).
2. Формирование установки на усвоение новой информации, способствующей оптимизации процесса общения.
3. Усвоение новых способов реагирования, делающих поведение более эффективным.
Во время тренинга у его участников происходят следующие процессы:
1.Снижение эгоцентрических тенденций в поведении.
2.Обострение социальной чувствительности: повышается точность в распознавании чувств, эмоций, переживаний другого человека.
3.Ослабление действия защитных механизмов.
4.Актуализация творческого потенциала.
5. Повышение адекватности самооценки, взаимооценки, снижение категоричности высказываний.
6. Развитие самодостаточности группы: появление взаимной поддержки, ориентации на сотрудничество, сплочение группы.
7. Повышение эффективности групповой работы вследствие хорошего взаимопонимания в группе, что позволяет эффективно действовать в рамках совместной деятельности.
Социально-психологический тренинг – это метод психологического воздействия, посредством которого достигается овладение сложным видом деятельности, изменение имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью, увеличение профессиональных знаний и умений, изменение социального поведения и установок персонала организаций.

№8. Основные парадигмы социально – психологического тренинга.

Тренинг, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:

1. тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2. тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

3. тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4.тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы. "Дрессировщик" полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. "Тренер" делегирует "тренируемым" только малую часть ответственности и занимается "натаскиванием" для развития необходимых умений и навыков. "Учитель" способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию "сверху" и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них. "Ведущий" берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений.

Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др. Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений. В лит-ре не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологич. направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы.

Упражнения и приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего. Даже жестко манипулятивные внешне приемы нейролингвистического программирования могут быть использованы не в целях манипуляции, а в целях облегчения процессов самораскрытия и самоактуализации участников группы.

№9. Подбор участников тренинговых групп и требования к их формированию.

Оптимальной для работы тренинговой группы считается численность в 10-15 человек. Такое количество участников создает и поддерживает необходимый потенциал группового давления, создает энергетических запас и запас вариабельности форм поведения и взаимодействия. Большее количество участников может привести к затягиванию процедур рефлексии, бессознательному выключению из групповых процессов ``отработавших'' свое членов. Меньшая численность участников ведет к дестабилизации обстановки, риску распада группы в результате неявки 1-2 членов, связанной с объективными или субъективными причинами.

Желательно, чтобы члены тренинговой группы были незнакомы друг с другом и их отношения складывались в процессе групповой работы. Но это требование выполнимо далеко не всегда. Часто тренеру приходится работать с реально существующей и функционирующей группой с устоявшейся ролевой дифференциацией членов. В этом случае речь может идти о корректировке и модификации отношений.

Местом встреч членов тренинговых групп должно служить специально оборудованное помещение, желательно одно и тоже, где организуется работа в круге и проводятся процедуры, составляющие программу тренинга. Общность места и времени встреч служит еще одним фактором стабилизации и сплочения группы.

Для некоторых тренингов существуют специальные ограничения по возрасту участников, состоянию из здоровья. Но в целом тренинговые формы АСПО могут быть реализованы и применены на людях, чей возраст и уровень психического развития позволяют им осознавать себя и происходящее с ними и вне их (в группе, в отношениях других членов), отражать и передавать это в качестве рефлексии опыта и состояний.

Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп.

Параметры гомогенности и гетерогенности: 1) пол; 2) возраст; 3) образование; 4) уровень интеллекта; 5) социальный статус; 6) тип личности и стиль поведения; 7) психологические проблемы; 8) убеждения и ценностные ориентации; 9) цели участия в группе.

В достаточной степени ясно, что однородные по своему составу группы изначально более склонны к сплоченности, психологическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно.

Гетерогенность выступает условием продуктивности функционирования группы, особенно если она связана с различием личностных конфликтов, способов их преодоления, типов личности и переживаемых эмоций. Гетерогенность группы можно рассматривать как ситуацию, моделирующую реальные системы отношений участников в окружающем мире. Конечно же, вред группе может нанести большая разница в возрасте участников, в уровне их образования и интеллекта, в социальном статусе и жизненных позициях. В самом деле, "в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань". Вместе с тем в социальной психологии хорошо известно возрастание продуктивности групповой работы в случае определенного сочетания людей разных типов и разных взглядов. Важно, чтобы разница не оказалась слишком большой.

Как показывает опыт, особенно деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин. "Чисто женские" и "чисто мужские" группы также имеют свою специфику, связанную с полоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом. Тренеры-мужчины знают ситуации, когда в женской группе эмпатирующий, мягкий ведущий на определенном этапе развития группы начинает восприниматься участницами как подружка, с которой можно поболтать о чем угодно.

Наибольшее значение имеет гомогенность тренинговой группы в отношении психологических проблем и возраста. По мнению К. Рудестама (1993), группам с коротким курсом занятий, а также тем группам, чьей функцией является эмоциональная поддержка, показана большая гомогенность (сходство между участниками); группам, ориентированным на длительную работу, целью которой является выработка межличностного понимания, полезна в большей степени выраженная гетерогенность.

































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: