Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей

 

Модуль 1. Определение эконометрики. Моделирование

Определение эконометрики. Объект, предмет, цели, задачи, методы, модели, теоретическая база и структура эконометрики. История эконометрики и связь с родственными науками. Примеры использования эконометрических методов для решения экономических задач.

Понятие модели. Классификация моделей. Абстрактные модели.

Цикл Деминга улучшения процессов и этапы эконометрического моделирования.

Основные свойства экономической системы как объекта моделирования.

Классификация переменных в эконометрических исследованиях.

 

Модуль 2. Множественная регрессия

Реализация этапов эконометрического моделирования. Выявление проблем, существующих на предприятии. Методы выявления наиболее значимой проблемы. Выявление причин появления проблемы. Методы выявления наиболее значимых причин, влияющих на проблему.

Общий вид и структура множественной регрессии.

Спецификация модели. Условия идентифицируемости модели (ограничения, накладываемые на свойства переменных, их количества, вид модели).

Оценка параметров парной и множественной регрессии методом наименьших квадратов. Предпосылки метода наименьших квадратов.

Свойства оценок параметров регрессионной модели (несмещенность, состоятельность, эффективность).

Обобщенный метод наименьших квадратов (метод Эйткена).

Основные характеристики регрессионной модели: коэффициенты регрессионной модели, дисперсионный анализ регрессионной модели, ошибка модели, коэффициент множественной детерминации, ошибки коэффициентов модели, статистические критерии проверки достоверности модели и ее коэффициентов, доверительный интервал уравнения регрессии, точечный и интервальный прогноз.

Графическое представление результатов эконометрического анализа.

 Структура и состав отчета эконометрического анализа.

Методы получения расчетов с помощью табличных процессоров и пакетов прикладных программ. Содержание характеристик моделей, полученных с помощью основных эконометрических пакетов прикладных программ.

Мультиколлинеарность и методы ее устранения. Метод корреляционных плеяд. Шаговая регрессия. Использование пакетов прикладных программ для проведения    расчетов множественной регрессии.

Линейные регрессионные модели с переменной структурой.

Нелинейные регрессионные модели и линеаризация. Нелинейные зависимости, подчиняющиеся непосредственной линеаризации.

 

Модуль 3. Временные ряды

Определение, основные свойства (среднее, дисперсия, асимметрия, эксцесс, закон распределения, автокорреляция, спектрограмма) и классификация временных рядов. Структура общей модели временного ряда.

Определение стационарного временного ряда. Критерии проверки временного ряда на стационарность. Модели стационарного временного ряда.

Определение нестационарного временного ряда.

Модели нестационарного временного ряда.

Прогнозирование, основанное на использовании моделей временных рядов.

Модели с лаговой переменной.

Модели автокорреляции остатков. Методы оценки параметров модели с автокоррелированными остатками.

Авторегрессионные модели.

Модели периодических процессов. Недостатки разложения временного ряда в ряд Фурье. Методы фильтрации периодических составляющих временных рядов.

Определение, критерии наличия, последствия и методы устранения гетероскедастичности. Прогнозирование при наличии гетероскедастичности остатков. Обобщенный метод наименьших квадратов. Взвешенная регрессия.

Адаптивные модели прогнозирования Брауна, Хольта, Уинтерса, Тейло-Вейджа, Бокса-Дженкинса.

Использование пакетов прикладных программ для анализа временных рядов.

 

Модуль 4. Системы одновременных уравнений

Определения: системы одновременных уравнений, эндогенных и экзогенных переменных.

Структурная система одновременных уравнений и ее графическое представление. Приведенная система одновременных уравнений. Понятие средних динамических равновесных значений эндогенных переменных.

Классификация идентификации структурной системы одновременных уравнений.

Методы определения коэффициентов структурной системы одновременных уравнений: косвенный метод, метод наименьших квадратов, двух и трех шаговый метод наименьших квадратов.

Прогнозирование эндогенных переменных.

Использование пакетов прикладных программ для анализа системы одновременных уравнений.

Структурная схема информационных технологий эконометрических исследований.

Функциональный блок эконометрических исследований. Инструментальные средства выполнения функционального блока эконометрических исследований. Классификация и обзор пакетов прикладных программ, используемых в эконометрических исследованиях.

Матрицы и операции над ними. Обратная матрица. Определители Характеристические уравнения квадратных матриц, характеристические (собственные) корни и векторы. Квадратичные формы и положительно определенные матрицы.

 

Таблица 4 - Соответствие содержания требуемым результатам обучения

п/п

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБУЧЕНИЯ

Учебно-образовательные модули

Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4
  1. Знания:*        
1.1 - закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне; + +    
1.2 - основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих журналах по проблемам макро-, микроэкономики, эконометрики; +      
1.3 - современные методы эконометрического анализа; + + + +
1.4 - современные программные продукты, необходимые для решения экономико-статистических задач.   + + +
  2. Умения:        
2.1 - применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;   + + +
2.2 - использовать современное программное обеспечение для решения экономико-статистических и эконометрических задач;   + + +
2.3 - формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на микро- и макроуровне.   + + +
  3. Владение:        
3.1 - методикой и методологией проведения научных исследований и профессиональной сфере; + + + +
3.2 - навыками самостоятельной исследовательской работы; + + + +
3.3 - навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применение5м современных инструментов;   + + +
3.4 - современной методикой построения эконометрических моделей. + + + +
  4. Общекультурными компетенциями (ОК)        
4.1 - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (OK- 1); + + + +
4.2 - способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);   + + +
4.3 - способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 3);   + + +
4.4 - способностью принимать организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4);     + +
  5. Профессиональные компетенции:        
  научно-исследовательская деятельность:        
5.1 - способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);   + + +
5.2 - способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);   + + +
5.3 - способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);   + + +
5.4 - способностью представлять ре зультаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4);     + +
  проектно-экономическая деятельность:        
5.5 - способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5);     + +
5.6 - способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6);     + +
5.7 - способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7);     + +
  аналитическая деятельность:        
5.8 - способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);   + + +
5.9 - способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9); + + + +
5.10 - способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10); + + + +
  организационно-управленческая деятельность:        
5.11 - способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти (ПК-11);        
5.12 - способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12);   + + +
  педагогическая деятельность:        
5.13 - способностью применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-13);     + +
5.14 - способностью разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-14).     + +

 

Практические работы

Практические работы являются формой групповой аудиторной работы в малых группах.

 Основная цель практических работ – это приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области экономики предприятия, определения эффекта и эффективности использования всех его ресурсов. Практические работы рекомендуется проводить в основном по всем учебно-образовательным модулям. Содержание практических работ должно соответствовать профессиональной области знаний, по которой осуществляется обучение. В таблице 5 представлен перечень лабораторных занятий, рекомендуемый для различных областей знаний, а также определены его основные цели, которые должны быть достигнуты.

 

Таблица 5 - Практические работы

п/п

Учебно-образовательный

модуль.

Цели практикума

Примерный перечень практических занятий

Часы

Очная Заочная
1 Модуль 1. Определение эконометрики, Моделирование. Цели:дать основные определния и понятия эконометрики и моделирования.      
2 Модуль 2. Множественная регрессияЦели:приобрести навыки проведения и анализа расчетов основных характеристик однофакторных и многофакторных моделей Решение тематических задач по: Тема 3. Обобщенная линейная модель множественной регрессии Тема 4. Множественные регрессионные модели 8 2
3 Модуль 3. Временные ряды Цели:приобрести навыки проведения расчетов основных характеристик и их анализа временных рядов Решение тематических задач по: Тема 5. Модели стационарных и не стационарных временных рядов Тема 6. Авторегрессионные модели Тема7 Адаптивные методы прогнозирования 8 2
4 Модуль 4. Системы одновременных уравнений Цели: приобрести навыки проведения расчетов и их анализов для систем одновременных уравнений Решение тематических задач по: Тема 8. Системы одновременных уравнений Тема 9. Информационные технологии эконометрических исследований 4 2
  Всего часов   20 6

 

Практические занятия должны быть полностью обеспечены учебными и методическими пособиями и указаниями по каждой работе, необходимыми для учебного процесса. Перед проведением практических занятий студенты должны освоить требуемый теоретический материал и процедуры выполнения практических работ по предварительно полученным учебным и методическим материалам.

Повысить эффективность проведения практических занятий возможно за счет использования информационных технологий, мультимедийных программных средств, как дополнительного инструментария, расширяющих диапазон исследования и анализа результатов эффективности использования ресурсов предприятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: