Социальная работа: сущность, функции

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты социальной работы

1.1 Социальная работа: сущность, функции

1.2 Организация социальной работы

1.3 Нормативно-правовая база социальной работы

2. Анализ деятельности органов местного самоуправления по социальной работе с населением

2.1 Основные характеристики отдела по социальной работе с населением на примере г. Хабаровска

2.2 Преимущества и недостатки сложившейся системы социальной работы

2.3 Необходимость совершенствования социальной работы

3. Основные пути совершенствования социальной работы

3.1 Усиление социальной направленности деятельности органов местного самоуправления

3.2 Городская целевая программа «Социальная поддержка населения городского округа «Город Хабаровск» на 2008-2010 годы»

3.3 Долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка старшего поколения «ЗАБОТА» на 2009-2011 годы» и ее социально-экономическая эффективность

Заключение

Список использованных источников

Приложения



Введение

 

Драматические перемены в экономической и социальной сферах, потрясшие Россию в последнее десятилетие, наряду с переходом к рыночной экономике, привели к резкому усилению бедности и снижению уровня жизни, то есть отход России от плановой экономики, начавшийся с осуществления крупномасштабных реформ в экономический сфере, включавших либерализацию экономики и внешнеэкономической деятельности, приватизацию и ликвидацию системы централизованного планирования и управления, привел к кардинальным переменам в жизни российского общества. Эти перемены, с одной стороны, создали условия для роста экономической активности населения и, с другой стороны, вызвали падение уровня производства в ряде отраслей, существенное снижение уровня жизни значительной части населения, реальной заработной платы, рост безработицы, снижение качества социального обслуживания нетрудоспособных и появление массовой бедности.

Как это ни парадоксально, когда распалось государство, рухнула экономика и понизился уровень жизни, социальная работа – как часть социальной экономики, как профессия, как наука – достигла небывалого расцвета. Сформировались новые подходы, появилось новое законодательство, накоплен большой опыт организационной работы. Осуществлявшиеся в последние годы исследования привели к более глубокому пониманию уровня бедности в России и выявили основные характеристики «новых бедных», они также привлекли внимание общественности к необходимости пересмотра социальной политики для решения данных проблем. В частности широкая дискуссия развернулась по вопросам реформы социальной поддержки. Многие предложения по проведению реформ основывалась на необходимости перехода к адресной социальной поддержки и повышения качества социальных услуг при большом разнообразии конкретных предложений.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по социальной работы с населением, а также пути совершенствования социальной работы.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

- изучить механизмы социальной работы с населением;

- рассмотреть правовое регулирование социальной работы с населением;

- изучить проблемы социального обеспечения и перспективы развития.

Для написания выпускной квалификационной работы научно-методологической основой явились законодательные акты, нормативно-правовая база, научная литература и материалы средств массовой информации.

Основными методами исследования являются: статистический, аналитический и системный.

Предметом исследования является система социальной работы и основные пути ее совершенствования. Объект исследования – органы местного самоуправления городского округа «Город Хабаровск».

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основы социальной работы, ее правовое регулирование и механизм организации.

Вторая глава исследования посвящена анализу сложившейся системы социальной работы, ее преимуществ и недостатков.

Третья глава включает в себя основные пути совершенствования социальной работы на примере социальных программ.

 



Теоретические аспекты социальной работы

Социальная работа: сущность, функции

 

Социальная работа проводится в зоне пересечения интересов индивида и общества, и социальный работник несет профессиональную ответственность и перед клиентами, и перед обществом в целом. Исходя из такого двойственного назначения социальной работы, формулируются две основные ее цели:

1) способствовать интеграции общественного целого;

2) содействовать адаптации людей в меняющемся мире. Длительное время наша страна существовала в условиях планово-распределительного общества, где практически каждый, независимо от квалификации, таланта или трудового вклада, получал определенную долю материальных средств из общественных фондов потребления. В таком обществе структуры социального обеспечения и социального обслуживания существовали в усеченном, по сравнению со странами Запада, виде. Типичное для советского общества пренебрежение правами человека обусловливало малую информированность населения, его зависимость от бюрократического произвола. Принудительно насаждавшаяся во всех сферах жизни идеология и практика уравнительства примитивно-общинного типа препятствовала естественной стратификации общества.

Цели социальной работы конкретизируются в следующих задачах:

1. Максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества клиентов, побуждая их к самостоятельным действиям к принятию личной ответственности за все, происходящее в их жизни.

В России, где одним из архетипов народного сознания является мифологический образ «царя-батюшки», заступника и избавителя от всех личных обид и страданий, особенно важно формировать представление о том, что к полноценным и долговременным позитивным изменениям в жизни клиентов могут привести только их собственные личные усилия, желание работать, повышать свой жизненный потенциал. Рыночное общество выработало особый взгляд на человека-работника, при котором главной характеристикой является его рыночная стоимость. Желающий преуспеть на рынке должен выйти на этот рынок со знаниями и умениями, обязательными сегодня, на которые есть спрос, а значит, необходимо овладевать новыми или смежными профессиями, повышать свою квалификацию, изыскивать средства и способы создания конкурентно способных товаров и услуг и т. д. Многие европейские страны и США уже давно поняли, как опасно создавать в стране «слой профессиональных безработных», годами живущих на пособие и терроризирующий правительство и население требованиями сохранять морально и материально устаревшие, убыточные предприятия и даже целые отрасли хозяйства. Поэтому для социальных работников самым важным сегодня считается как можно быстрее стать ненужным для своих клиентов.

2. Содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он существует.

Акцент на самопомощь и саморазвитие клиента не должен заслонять важности привлечения таких естественных источников помощи, как близкие и дальние родственники, использование дружеских и соседских связей, привлечение сослуживцев и участников тех неформальных организаций (ветеранских, церковных, любительских по интересам и пр.), членом которых является или может являться данный клиент.

3. Вырабатывать основные положения и принципы социальной политики, добиваться на всех уровнях их законодательного принятия и исполнительного осуществления.

В XIX в. благотворительность считалась достаточным источником удовлетворения потребностей нуждающихся. Понимание ложности этого положения вызвало на рубеже XIX–XX вв. появление социальной работы как профессиональной деятельности. В течение долгого времени социальные работники чуждались политики, жертвуя эффективностью действий в угоду мнимой объективности, пока, наконец, на исходе XX в. не начало складываться представление о социальной политике как макропрактике социальной работы. Для аффективного решения назревших проблем социальные работники должны участвовать в конкретной политической деятельности, решая проблемы законодательного обеспечения прав человека, социального реформирования общества.

Необходимость социального законодательства и политических действий социальных работников по вопросам распределения бюджетных средств и налоговых поступлений, адресной помощи нуждающимся, соблюдения этнического равноправия, организации медицинского страхования, профессиональной подготовки и переподготовки, профилактики и искоренения преступности и т. д. требует активного участия в избирательных компаниях, административных структурах, средствах массовой информации, социальных акциях профсоюзов, женских, экологических и иных общественных организациях.

4. Проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений.

Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, полноценного сбалансированного питания, организация диспансеризации и вакцинации населения способствуют поддержанию здоровья нации, сохранению оптимального уровня жизни. Профилактика означает также выявление и устранение социальных и экономических причин тех или иных болезней (например, туберкулеза), внимание к проблемам окружающей природной и социальной среды, повышению качества жизни. Серьезная демографическая ситуация современной России требует разработки и внедрения мер, направленных на увеличение продолжительности жизни, повышение рождаемости, уменьшение смертности, особенно младенческой.

5. Организовывать научные исследования, конференции и семинары по проблемам социальной работы, издавать научную и методическую литературу для практикующих работников и студентов.

Для России эта задача является чрезвычайно актуальной, поскольку профессия социального работника у нас – одна из самых молодых. Отсутствуют традиции, практически нет опыта, как положительного, так и отрицательного, едва начинает складываться система специального образования, но, к сожалению, по большей части, схоластически, в отрыве от реально практикующих социальных служб, научные разработки зачастую выполняются людьми никогда не работавшими в социальной сфере. Тем более, важно налаживать обмен опытом, накапливать базу данных, создавать условия для плодотворных творческих дискуссий, изучать и распространять любой полезный и интересный опыт. Трудно переоценить важность изучения зарубежного опыта, созданных иностранными коллегами теоретических моделей и практических систем.

6. Способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категорий граждан, обязанностях и возможностях социальных служб, обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.

В закрытом тоталитарном обществе бюрократия стремится ограничить населению доступ к информации. Многие работники социальных служб в советское время усвоили роль чиновников, негативно и неуважительно относящихся к клиентам, дезинформирующих их и нарушающих гражданские права. Подобное отношение к своим подопечным – не редкость и сегодня.

Новые поколения социальных работников должны усвоить Этический кодекс социальных работников, принятый мировым сообществом, воспринять ценности открытого общества, понять свою миссию – гуманистической помощи и поддержки нуждающимся.

Когда же мы рассматриваем социальную работу как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента – индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной работы.

При анализе социальной работы как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом – преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей).

Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.

Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.

Объектом социальной работы в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

Надо также иметь в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворены своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), – т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.

Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную работу в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.

Субъекты социальной работы, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части социальной работы: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной работы).

Субъектами социальной работы являются:

1) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества:

- государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня;

- различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;

- администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;

2) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

3) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы.

4) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.

5) исследователи социальной работы. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики.

Не будет лишним заметить, что в России практически уже создано несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям.

Функцией обычно называют внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений или роль, которую выполняет определенный институт, или процесс по отношению к целому. Поэтому при рассмотрении функций социальной работы допустимы статически-позиционный и динамический подходы.

Статически-позиционный подход дает возможность выделить следующие функции социальной работы по отношению к объекту: гуманистическую, социально-правовую, социально-экономическую, социально-бытовую, социально-медицинскую, психолого-педагогическую, социально-психологическую, агитационно-пропагандистскую.

Гуманистическая функция является целевой, она отражает ценностное предназначение социальной работы. Остальные функции связаны с управлением процессами использования ресурсов.

Социально-правовая функция состоит в применении правового статуса индивида при разрешении трудной жизненной ситуации; социально-бытовая и социально-медицинская функции восполняют недостаток физического ресурса. Психолого-педагогическая функция направлена на развитие способностей индивида, формирование активной жизненной позиции, позитивного самоотношения, организацию освоения социального опыта.

Социально-экономическая функция ориентирует социальную работу на поддержание имущественного статуса личности, семьи, группы и т. д.

Социально-психологическая функция связана с регулированием межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации. За изменения социального статуса того или иного объекта (индивида, семьи, социальной группы) или явления отвечает агитационно-пропагандистская функция социальной работы.

В рамках данного подхода социальная работа выполняет определенные функции по отношению к государству. Она является инструментом предупреждения и разрешения социальных проблем (социальной разрядки). Выделяются следующие функции: профилактическая, фасилитирующая, обеспечения социальной справедливости.

Профилактическая функция содействует сохранению и укреплению нормального состояния, порядка в государстве. Она реализуется путем выявления «зон социального риска» (которые могут стать источником общественной нестабильности) и адресного воздействия на факторы опасностей.

Функция фасилитации предполагает облегчение (уменьшение трудностей) деятельности государства в целом, и отдельных управленческих структур, упрощение выполнения государством его обязанностей перед гражданами, успокоение и умиротворение представителей локальных сообществ или всего населения.

Функция обеспечения социальной справедливости служит предотвращению резкого обнищания и дискриминации отдельных социальных групп, обострения социальных противоречий. Социальная справедливость обеспечивается путем создания относительно равных возможностей для социальных слоев, испытывающих те или иные трудности.

Динамический подход к определению функций социальной работы исходит из трактовки функций как элементов процесса функционирования. Поэтому динамический подход может быть осуществлен с точки зрения классического управленческого цикла: диагностика, прогнозирование (целеполагание), планирование, осуществление, анализ.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: