Ценообразующие факторы
| Факторы спроса –связаны с необходимостью товара, его качеством, покупательной способностью населения | Факторы предложения –связаны с уровнем развития производства ЛС | Факторы среды –связаны, главным образом, с государственной политикой в области здравоохранения и состоянием рынка |
| 1. Потребительские свойства (эффективность ЛС, безопасность, спектр действия, ЛФ, упаковка, дозировка, удобство применения, оригинальный (патентованный) или воспроизведенный, наличие заменителей, срок годности, производитель и т. д.). 2. Экономические показатели (ценовая эластичность, предпочтения потребителей и их покупательная способность, способ оплаты и др.). 3. Использование приемов стимулирования сбыта (реклама, выставки, презентации, длительность ЖЦТ). | 1. Количество и характер препаратов заменителей. 2. Количество конкурирующих производителей. 3. Система распределения (2-х, 3-х уровневая). 4. Улучшение качества другими фирмами. 5. Наличие сырья (субстанций), его стоимость. 6. Налоговая политика государства. 7. Размеры производства по отношению к рынку. 8. Система государственного контроля качества и сертификации ЛС. | 1. Расходы на здравоохранение, наличие государственных программ в области здравоохранения 2. Государственное регулирование цен на ЛС. 3. Регулирование экспорта, импорта. 4. Состояние экономики – экономическая стабильность или нестабильность в стране. 5. Традиции потребления ЛС. 6. Лицензионное регулирование медицинской и фармацевтической деятельности. 7. Политическая ситуация в стране. |
Формирование ценовой политики включает в себя несколько этапов:
1. Постановка целей ценообразования. Разработку ценовой политики необходимо начинать с постановки целей ценообразования, учитывающих коммерческие цели предприятия. Цели ценообразования любой организации, действующей в рыночных условиях, ориентированы на:
►увеличение объемов продаж;
►увеличение текущей прибыли;
►обеспечение выживаемости в условиях конкуренции (оттеснение конкурентов и привлечение покупателей).
2. Выбор методов ценообразования. Имеется ряд подходов при установлении цен на новые товары.
стратегия высоких цен. Этот подход связан с установлением высокой начальной цены на товар, чтобы покрыть все затраты на разработку, доставку данного товара и получить желаемую прибыль быстро, в короткие сроки.
Метод «затраты плюс». Данный метод основан на измерении средних затрат на производство и продвижение товара на рынок, то есть определении себестоимости, плюс заранее определенная норма прибыли.
Ценообразование «на основе конкуренции». Метод основан на уже сложившемся уровне цен, который удовлетворяет и продавцов и покупателей. Ценообразование «на основе психологии покупателей». Устанавливаются цены чуть ниже доминирующих на рынке на аналогичные ЛС. Престижные цены устанавливаются на престижные товары и ЛС. Например, цена на аспирин фирмы «Байер» в несколько раз дороже, чем у других производителей.
3. Разработка механизмов корректировки цен. У каждого товара, в том числе и у лекарственных препаратов, есть собственный жизненный цикл, характер и продолжительность которого предугадать нелегко. Производитель, разрабатывая новый продукт, конечно, надеется, что сбыт его будет высоким и долговременным.
Классически изменение цены на протяжение жизненного цикла товара происходит следующим образом:
Выведение на рынок→ этап роста → этап зрелости → этап упадка.
Государственное регулирование цен на ЛС. Правовые основы. Мероприятия, обеспечивающие оптимизацию цен на лекарства. Факторы, определяющие размер торговой надбавки, методика расчета.
Лекарственные средства являются товаром, способствующим сохранению и улучшению здоровья людей, т.е. обладают важной социальной значимостью. Это является причиной государственного регулирования и контроля за ценами на них с целью обеспечения доступности лекарств для всех слоев населения и эффективного экономного использования бюджетных средств для оплаты ЛС, отпущенных бесплатно и приобретенных для лечения стационарных больных, что закреплено статьей 5 ФЗ РФ «О лекарственных средствах».
В настоящее время формирование цен на лекарства регламентируется рядом нормативных документов:
1. ФЗ РФ «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ от 24.03.2010 г.
2. Постановление Правительства РФ № 782 от 9.11.2001 г. «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».
2. Постановление Правительства РФ № 654 от 08.08.2009 г. «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».
В соответствии с действующим законодательством в России в настоящий период существует двухуровневая система ценообразования на лекарственные средства.
Первый уровень – федеральный, на котором:
1) утверждается Перечень ЖНВ ЛС. Данный Перечень рекомендован в качестве базового стандарта для осуществления медицинских услуг в ЛПУ и централизованного закупа лекарств для нужд здравоохранения;
2) осуществляется государственная регистрация предельных отпускных цен на ЛС отечественного и иностранного производства, вошедшие в данный Перечень. Внесенные в Государственный реестр цены являются предельными отпускными ценами для производителей и перерегистрации не подлежат;
3) утверждаются методики установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
4) утверждается порядок налогообложения лекарственных средств.
Второй уровень – субъектов Российской Федерации, на котором:
1) органами исполнительной власти устанавливаются предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим ценам производителей жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также определяется политика ценообразования на другие ЛС, ИМН и товары аптечного ассортимента;
2) осуществляют мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие ЛС.
Согласно законодательству РФ предельные оптовые надбавки устанавливают:
а) к фактической отпускной цене отечественного производителя или к контрактной цене иностранного производителя ЛС при их прямой закупке (непосредственно у производителя, исключая посредников);
б) к отпускной цене организации оптовой торговли, закупающей лекарственные средства за счет собственных средств непосредственно у производителей (при 2-х, 3-х уровневой системе поставок ЛС).
В целях обеспечения контроля цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения на всех этапах их формирования организации (индивидуальные предприниматели) оптовой торговли при приобретении лекарственных средств и изделий медицинского назначения обязаны оформлять протокол согласования цен.
Размер торговой надбавки рассчитывается для каждой организации индивидуально на основании:
►фактического объема реализации товаров; ►фактических показателей затрат за отчетный период;
►желаемого уровня рентабельности. Расчет проводят по формуле 
1. Расчёт объема реализации в оптовых ценах (себестоимости реализованных товаров) производят через средний уровень Т/Н:
2. Сумму прогнозируемой прибыли рассчитывают ч/з желаемый или установленный уровень рентабельности от объема реализации за исключением стоимости тарифов.
8. Роль экономического анализа в управлении деятельностью аптечной организации. Предмет экономического анализа, задачи, требования. Организация аналитической работы. Методы экономического анализа.
Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
В процессе анализа информация проходит аналитическую обработку:
►проводится сравнение достигнутых результатов с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми показателями;
►определяется влияние различных факторов на величину показателей;
►выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности.
На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения.
1. Важной задачей экономического анализа является научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глубокого анализа результатов деятельности предприятия за прошлый период (3-5 лет), без изучения закономерностей развития экономики предприятия нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения.
2. Контроль и оценка выполнения плановых заданий проводятся не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процесс производства.
3. Оценка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
4. Центральная задача анализа – поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.
5. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы, совершающиеся в аптечной организации в результате воздействия объективных и субъективных факторов. Факторами принято называть причины, тормозящие или повышающие результаты деятельности предприятия. Воздействие объективных факторов на хозяйственные процессы не зависит от конкретной деятельности работников предприятия. факторы, как арендная плата, тарифы по перевозке грузов, МРОТ, стоимость энергоресурсов, инфляция, доходы населения и др., которые существенно влияют на эк. показатели деятельности аптеки – объём реализации, ИО, доход, прибыль.
Метод экономического анализа представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия. В организации аналитической работы можно выделить 3 этапа: подготовительный, производственный, заключительный.
На заключительном этапе оформляется отчет, в котором дается оценка результатов хозяйствования за анализируемый период, отмечаются достоинства и недостатки в работе, делаются выводы и предложения по улучшению деятельности аптечного предприятия.
Система показателей, как элемент экономического анализа. Все объекты анализа хозяйственной деятельности находят свое отражение в системе показателей плана, учета, отчетности и других источниках информации.
Количественные показатели отражают величину изучаемого объекта (например, объем реализации, величина валового дохода, издержек обращения и т.д.).
Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов.
В зависимости от формы выражения аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели могут быть индивидуальными (ЗП отдельных работников) и суммарными – представляют собой итоговую величину изучаемого явления (ФОТ аптеки). Относительные величины – это результат сравнения двух абсолютных показателей, определяется как отношение одного абсолютного показателя к другому, принятого за базу сравнения. Удельный вес – это относительная величина структуры, получается в результате сравнения отдельных частей с объемом изучаемого признака.
9. Планирование как функция управления. Виды планирования. Методы планирования. Характеристика показателей плана аптечной организации. Этапы планирования.
План – это образ чеголибо, модель желаемого будущего, или система мер, направленная на достижение цели.
Планирование – это процесс формирования программы развития и путей достижения целей управляемого объекта, определения методов, способов и средств достижения цели.
Стратегическое планирование – это управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями предприятия и его потенциальными возможностями. Стратегические планы разрабатываются на пять и более лет.
Инструментом реализации стратегического плана являются текущие планы. Если стратегический план характеризует общую экономическую политику аптечного предприятия на несколько лет, то назначение текущих планов – решение конкретных задач на год, квартал, месяц (короткий промежуток времени).
В период инфляции текущие планы целесообразнее составлять в перспективе на квартал.
Комплексные планы текущей деятельности аптечного предприятия, как правило, включают сл. разделы:
1. План рецептуры, в том числе амбулаторной, стационарной, число экстемпоральных ЛС и ВАЗ.2. План реализации, в т. ч. по видам деятельности (от производственной, торговой деятельности); по покупателям (населению, ЛПУ); реализация по группам товаров.3. План товарных запасов, обеспечивающих выполнение плана реализации, и прочих оборотных активов.4. План издержек обращения, как в общем объёме, так по отдельным статьям расходов в соответствии с принятой классификацией.5. План показателей по труду и ЗП (штатной численности работников, фонда оплаты труда, средней заработной платы, производительности труда).6. План дохода и прибыли. 7. Финансовый план. Методы планирования. Для проведения анализа и получения прогнозных (плановых) величин отдельных показателей деятельности аптеки используются следующие методы: 1. Балансовый метод. Этот метод является ведущим. Он обеспечивает увязку и согласование взаимосвязанных показателей. Балансовый метод позволяет выявить соотношение между наличием и поступлением товаров с их реализацией и остатками. Классической формулой товарного баланса является: Он + П = Р + В + Ок, где
Он, Ок – остатки товарных запасов на начало и конец отчетного периода; П – поступление;
В – выбытие товара на нужды аптеки (прочий расход); Р – реализация 2. Методы нормативных расчетов. В основу положены утвержденные нормативы расхода – это величины, определяющие максимально допустимые затраты труда, времени, материальных, денежных средств на отдельные операции и процессы. 3. Экономико-математические методы – основаны на построении одно- и многофакторных моделей взаимосвязи количественных параметров деятельности аптек. 4. Экономико-статистические методы – являются составной частью экономико-математических методов. Основаны на приемах группировки и сравнении показателей (абсолютных и относительных). При использовании этих методов применяются статистические данные учёта и отчетности. Например, планирование рецептуры исходя из количества рецептов, выписываемых на одно амбулаторное посещение, среднестатистический показатель – 0,7. 5. Метод экономической эффективности (оптимизации плановых решений) – заключается в том, что при составлении плана выполняются многовариантные решения одной и той же задачи. 6. Метод динамических показателей. В основе метода положен учёт прошлых тенденций. Процедура разработки планового показателя с использованием данного метода включает следующие этапы:
1. Сбор информации о фактических данных показателей за ряд предшествующих лет (или кварталов) и определение ожидаемых показателей в текущем базисном году.
2. Построение и анализ динамических или моментных рядов показателей, графиков, диаграмм.
3. Расчет относительных отклонений (изменений): темпов роста, прироста или снижения показателей.
4. Выявление тенденций относительного показателя, расчет среднегодового темпа роста или прироста.
5. Определение планового показателя на основе базисного года с учетом выявленной тенденции относительного показателя или среднегодового темпа роста (снижения).
10. Понятие рецептуры, виды. Факторы, влияющие на показатели рецептуры. Приемы анализа и планирования показателей по амбулаторной и стационарной рецептуре (для существующих и вновь открываемых аптек).
Рецептура – основной показатель, наряду с объемом реализации, характеризующий объем производственной деятельности аптеки. За единицу измерения рецептуры принимается одна рецептурная пропись, независимо от вида лекарственной формы, от сложности ее состава (числа входящих ингредиентов), объема, числа доз.
Различают амбулаторную и стационарную рецептуру. Амбулаторная рецептура характеризует объём лекарственной помощи, оказываемой населению. Амбулаторная рецептура представлена рецептурными прописями, по которым аптека приготовила и отпустила лекарства по индивидуальным рецептам врачей (экстемпоральные), а также готовые ЛП и ВАЗ. В состав амбулаторной рецептуры входят лекарства, отпущенные бесплатно или на льготных условиях. Амбулаторная рецептура, оплаченная пациентом, является составной частью потребительского спроса на розничном рынке ЛС.
Лекарства, отпущенные по требованиям ЛПУ, характеризуют объём стационарной рецептуры, которая также включает экстемпоральные и готовые ЛС.
Факторы, влияющие на показатели рецептуры. Число амбулаторно-поликлинических рецептов зависит от следующих факторов:
►численности и демографического состава населения в радиусе обслуживания аптеки;
►количества поликлинических отделений ЛПУ, их профиля, укомплектованности врачебными кадрами;
►числа аптечных предприятий открытого типа, обеспечивающих население ЛС и ИМН в радиусе обслуживания исследуемой аптеки.
Число стационарных рецептов зависит от:
►суммарного числа коек в ЛПУ, прикрепленных к аптеке на лекарственное обслуживание и эффективности их использования;
►профиля коек, укомплектованности стационара узкими специалистами и специализированным медицинским оборудованием;
►объема бюджетного финансирования и развитости систем добровольного медицинского страхования.
При анализе и планировании рецептуры все эти факторы должны быть по возможности учтены. Для анализа рецептуры необходимо:
►изучить ее динамику за ряд предшествующих лет в целом и по видам, выявить тенденцию изменения этого показателя;
►определить взаимосвязь объёма амбулаторной рецептуры с количеством амбулаторно-поликлинических посещений, а стационарной – с числом койко-дней в прикрепленных ЛПУ;
►рассчитать количество рецептов, приходящихся на одного жителя района, города, области.
Планирование амбулаторной рецептуры для вновь открываемых аптек можно проводить по ожидаемому количеству амбулаторных посещений. На основании изучения статистических данных за несколько лет у нас в стране было выявлено, что в среднем на 10 амбулаторнополиклинических посещения выписывается 7 рецептов или одному посещению соответствует 0,7 амбулаторных рецептов. Этот коэффициент назвали коэффициентом перевода амбулаторных посещений в амбулаторные рецептурные номера. Указанный коэффициент можно определить по каждому городу, району и даже аптеке.
Зная запланированное количество амбулаторно-поликлинических посещений на год и Кпересчета посещений в рецептуру, можно запланировать количество амбулаторных рецептов.
Методы планирования стационарной рецептуры. 1. Расчет планового показателя по ожидаемому количеству стационарных рецептов в базисном году и сложившемуся среднегодовому темпу роста (прироста) или снижения его за 3-5 предшествующих лет, то есть с использованием метода динамических показателей.
2. Планирование стационарной рецептуры с помощью статистического метода в случае, если аптека работает первый год (вновь открываемая), или в планируемом году ожидается изменение коечного фонда в ЛПУ, обслуживаемых аптекой.
11. Понятие реализации. Экономическое и социальное значение реализации товаров аптечного ассортимента. Количественные и качественные параметры реализации. Виды реализации. Факторы, влияющие на объем реализации лекарственных средств.
Реализация представляет собой продажу произведенных или перепродаваемых товаров и услуг, сопровождающуюся получением денежной выручки.
Реализация – это один из этапов жизненного цикла товара. Количественной характеристикой является общий объем реализации за определенный период времени в рублях в розничных или в оптовых ценах.
Объем реализации в ценах приобретения у оптовых поставщиков отражает себестоимость реализованных товаров.
Основные качественные параметры:
►объем реализации на одного жителя; реализация на одного работника аптеки (производительность труда);
►реализация по группам товаров; ►реализация на единицу площади аптеки и т. д.
Экономическое значение реализации в результате продажи образуется прибыль, часть которой в виде налогов перечисляется в бюджеты различных уровней, оставшаяся часть прибыли используется для развития аптечного предприятия.
Социальная значимость продаж обусловлена специфичностью товара, от наличия, доступности и эффективности которого в конечном итоге зависит здоровье населения.
Виды реализации. 1) По характеру потребления:
► Розничная реализация характеризует продажу ЛС и ИМН населению и др. конечным потребителям для личного или семейного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью, завершая процесс их обращения на потребительском рынке. Розничная реализация определяет в основном величину потребительского спроса на ЛС и ИМН.
► Оптовая реализация характеризует продажу ЛС, прошедших определенную технологическую обработку на данном предприятии (транспортировку, хранение, фасовку), различным оптовым покупателям, организующим процесс их последующей перепродажи.
2) По форме расчета:
►продажа товаров аптечного ассортимента населению за наличный расчет (деньги поступают в кассу аптеки);
►продажа лекарств ЛПУ и др. предприятиям по безналичному расчету, объем которой определяет в основном величину общественного спроса на ЛС и ИМН.
Факторы, оказывающие влияние на объем реализации, их разделяют по форме влияния на 2 группы:
I группа факторов способствует увеличению объемов реализации. К ним относят:
►рост числа врачей, провизоров (фармацевтов); ►старение населения, а, следовательно, рост заболеваемости; ►увеличение доли высокоэффективных, новых ЛС в ассортименте продаж;
►увеличение бюджетных ассигнований в общественных фондах здравоохранения;
►повышение уровня социальной культуры и образованности населения способствует развитию самолечения, а это, в свою очередь, вызывает рост объема продаж;
II группа факторов сдерживает объемы продаж ЛС и ИМН. К ним относят:
►реализация большей части товаров аптечного ассортимента связана с патологией;
►реализация большинства лекарств осуществляется по рецептам врачей, то есть у пациентов отсутствует полная суверенность при выборе ЛС;
►законодательное регулирование рекламы ЛС, запрещающее рекламировать препараты, подлежащие отпуску по рецептам, на долю которых (в стоимостном выражении) приходится большая доля российского рынка ЛС – до 70%.
12. Товарный запас АО, его экономическое значение. Классификация товарных запасов. Показатели измерения товарных запасов. Факторы, способствующие ускорению товарооборачиваемости.
Для обеспечения качественного, гарантированного уровня обслуживания населения и ЛПУ, для успешного выполнения плана реализации и получения дохода требуется постоянное наличие в аптеке запасов лекарственных средств, ИМН и других товаров аптечного ассортимента, совокупность которых составляет товарный запас.
Товарные запасы входят в состав оборотных средств предприятия. Величина товарных запасов в аптеке должна быть оптимальной и научно обоснованной. Излишние товарные запасы вызывают затоваривание и порчу товаров, замедляют их оборачиваемость, ведут к увеличению затрат, связанных с хранением товаров. Недостаток товаров вызывает перебои в продаже, что ведет к снижению объемов реализации; снижению степени удовлетворения спроса населения в лекарственных средствах и ИМН.
Классификация. 1. По назначению:
› Запасы текущего хранения. Они предназначены для текущей продажи. За их поступлением в аптечное предприятие следует реализация. Составными элементами товарных запасов текущего хранения являются: торговый или рабочий запас, запас текущего пополнения, страховой (резервный) запас;
› Запасы сезонного накопления. Это дополнительные запасы товаров, пользующиеся сезонным спросом, или поступающие в оптовое звено через большие промежутки времени из-за сезонности производства или невозможности поставки (например, в отдаленные районы, районы Крайнего Севера). Они обеспечивают сезонный спрос и бесперебойную продажу в течение всего года;
› Запасы целевого назначения. Создаются для выполнения целевых медикаментозных программ (например, запас лекарственных препаратов в период эпидемии гриппа).
2. По месту нахождения: запасы оптового звена (на складах, базах, оптовых фирмах); запасы в розничной сети; запасы в пути.
3. По срокам: запасы отчетные, т.е. на конкретную дату по отчетным данным (на момент инвентаризации); запасы начальные (на начало отчетного периода, ожидаемые остатки на начало планируемого периода); запасы конечные (на конец отчетного периода).
4. По размерам: запасы минимальные, т. е. запасы перед завозом товаров; запасы максимальные, т. е. запасы после очередного завоза; запасы средние, т. е. рассчитанные как средняя арифметическая величина между максимальными и минимальными запасами.Товарные запасы измеряются: 1. В абсолютных показателях: в суммовом (денежном) выражении - в рублях на определенный период времени; в натуральных измерителях – количество единиц упаковок, граммов, килограммов, литров, миллилитров, метров и т. д.
2. В относительных показателях, к которым относится товарооборачиваемость – показатель, характеризующий процесс движения товарного запаса – его систематическую реализацию и пополнение. Определяется на основе скорости товарооборота и времени обращения товаров.
Скорость оборачиваемости (число оборотов, совершаемое средним ТЗ за отчётный год)
Товарооборачиваемость в днях определяется как отношение суммы среднего товарного запаса в ценах приобретения на среднюю величину однодневного объёма реализации.
Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и ↑ скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объём товарооборота при меньших размерах ТЗ, что способствует снижению товарных потерь, уменьшению расходов на хранение товаров, оплате процентов за пользование кредитом и т. д. Ускорение оборачиваемости товаров свидетельствует об улучшении работы аптеки.
Факторы, способствующим ускорению оборачиваемости товаров:
› темп роста реализации должен быть всегда выше темпа роста товарных запасов;
› увеличение доли готовых ЛС в аптеке и ↓ ЛС индивидуального изготовления значительно сокращает время, необходимое для отпуска товаров населению, что способствует ускорению товарооборачиваемости;
› расширение и совершенствование товаропроводящей системы; развитие оптового фармацевтического рынка способствует ускорению оборачиваемости товаров;
› информационная деятельность АО, организация справочных бюро и центров фармацевтической информации существенно ускоряют товарооборачиваемость;
13. Управление товарными запасами. Основные этапы управления. Нормирование товарных запасов в суммовом выражении и по ассортименту товаров. Критерии оценки эффективности товарной политики.
Цель управления товарными запасами заключается в построении такой системы товародвижения, при которой в аптеке находился бы оптимальный товарный запас, который бы пополнялся в оптимальные промежутки времени оптимальным количеством товаров.
Система управления товарными запасами включает несколько этапов: 1. Формирование заказа.2. Получение и обработка заказа.3. Реализация.4.Анализ и планирование товарного запаса.
Процесс формирования заказа включает: выявление недостатка товаров; изучение прайс-листов фирм-поставщиков; подбор оптимальных цен и условий поставок; составление заказа; размещение заказа.
При обработке заказа осуществляется: приём поступивших товаров по количеству и качеству;
регистрация поступившего товара; ценообразование; формирование и печать стеллажных карточек по каждому наименованию поступившего товара; размещение товара по местам хранения.
Планирование (нормирование) товарных запасов. Основным этапом в системе управления ТЗ является планирование – это комплекс экономических и организационных мероприятий, при реализации которых необходимо решить 2 задачи: 1) установить оптимальный размер запаса в натуральных измерителях по всей номенклатуре ЛС – для обеспечения спроса населения и ЛПУ; 2) установить размер товарных запасов в сумме (в денежном выражении) – для обеспечения балансовой увязки элементов товарооборота.
Норматив товарных запасов – это оптимальная величина ассортимента товаров, позволяющая максимально удовлетворить спрос потребителей при минимуме затрат.
Планирование товарных запасов в днях и сумме. Метод основан на определении суммы товарного запаса, исходя из сложившегося периода товарооборачиваемости в днях и запланированного объема реализации, выполнение которого и призваны обеспечить товарные запасы.
1. Проводится анализ оборачиваемости ТЗ в днях за ряд лет, предшествующих планируемому. Полученные результаты анализа с учетом сложившейся тенденции служат основой для определения планового показателя периода оборачиваемости товарного запаса в днях.
2. Норматив ТЗ в сумме устанавливается на конец каждого квартала исходя из запланированного однодневного объема реализации по кварталам и установленного норматива товарных запасов в днях:
Нормирование товарных запасов по ассортименту. Норматив ТЗ в сумме обеспечивает увязку товарного запаса с запланированным объемом реализации, но не отвечает требованиям удовлетворения спроса на отдельные ЛП.
Запас текущего хранения: → оптимальный запас: торговый (рабочий) запас
↓ запас текущего пополнения
резервный (страховой) запас → создается для бесперебойного удовлетворения непредвиденно меняющегося спроса в интервале времени на выполнение заказа.
Метод расчёта страхового запаса основан на информации о среднемесячном потреблении и интервале времени между поставками:

где П – среднемесячное потребление препарата; L – интервал времени между поставками, в месяцах.
Для поддержания постоянного (фиксированного) уровня запасов в аптеке размер заказа определяют как разность между максимальным уровнем, до которого происходит пополнение запасов, и фактическим уровнем в момент проверки. Через постоянные промежутки времени проводится проверка состояния запасов.
Максимальный запас = Резервный + Рср.дн. ·(L + R), тогда
Размер заказа = Максимальный запас – Qфакт ., где Qфакт. – размер фактического запаса в момент проверки; R – длительность промежутка времени между проверками; L – время доставки товара; Р – среднедневная реализация.
Оценка эффективности товарной политики аптеки. Для оценки эффективности использования товарных запасов применяются показатели товарооборачиваемости товарных запасов в днях и скорость оборачиваемости в плановом периоде, которые сопоставляются с аналогичными показателями в предплановом периоде. Для оценки эффективности использования товарного запаса может быть использован показатель рентабельности товарных запасов (показывающий какую прибыль получает аптека на средства, вложенные в товарные запасы):

Расходы аптечной организации, их классификация. Факторы, влияющие на расходы. Основные направления минимизации расходов.
Расходы предприятия - финансовая категория, характеризующая в денежной и материальной формах оценку хозяйственной деятельности (подготовка, организация и осуществления процессов производства и реализации продукции, товаров), финансового и социальной деятельности. По направлениям финансирования расходы можно разделить на:
- производство и реализацию продукции;
- воспроизводства основных средств;
- операционные мероприятия;
- социальные цели
По источникам финансирования расходы делятся на:
- обеспечены собственными финансовыми ресурсами;
- покрытые заемными средствами;
- осуществлены за счет привлеченных средств.






