Практическая работа № 3

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

 

профессии НПО: 260807.01 «Повар, кондитер», 100116.01 «Парикмахер».

Учебная дисциплина «Экономика»

 

Димитровград

 


Рассмотрено на заседании

методической комиссии

Протокол № ___ от «___________» 2011г.

Председатель: 

___________________ /

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 

 

___________________ /              

 
 
 
 
 
 
 
 
 
   

 

 

Автор(ы): Литвак Вера Александровна, преподаватель спец. дисциплин.

 

Рецензенты: _______________________________________________________

 

        

 

 

Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер», 100116.01 «Парикмахер». В методическом пособии представлены 5 практических работ по всем темам учебной дисциплины «Экономические и правовые основы производственной деятельности». Для каждой работы четко сформулированы цели и задачи; разработаны таблицы, указана последовательность выполнения работ, подобраны контрольные вопросы, а также сформулированы требования, предъявляемые к обучающимся при выполнении практических работ.

           Методическое пособие предназначено для преподавателей, мастеров производственного обучения, студентов профессиональных образовательных учреждений.

 

Требования, предъявляемые к обучающимся

При выполнении практических работ

 

    Перед выполнением практических работ и выполнением каждого задания обучающийся должен ознакомиться с соответствующими разделами учебников, с соответствующими СНиПами и ГОСТами.

Приступая к работе, необходимо изучить порядок выполнения работы и четко его выполнять.

    Все записи должны вестись аккуратно.

    Оформление каждой работы должно быть выполнено на занятиях до перехода к следующей работе. После каждого выполнения и оформления работы, обучающийся предъявляет отчет преподавателю для просмотра и отметки.

    При отсутствии оформленных и сданных практических работ обучающийся не может быть аттестован.

    Пропуски практических работ без уважительной причины категорически запрещаются.

    При пропуске занятий по уважительной причине, обучающийся должен выполнить работы в сроки, указанные преподавателем.

 

Практическая работа № 1

 «Расчет факторных доходов».

Выполнив данную практическую работу, Вы сможете определять факторы производства и рассчитывать факторные доходы.

Цель работы:

является усвоение классификации факторов производства, освоение методики расчета факторных доходов.

 

Принадлежности:

методическое пособие по выполнению практических работ, калькулятор.

Рекомендуемые информационные материалы:

Интернет, 

Учебники:

1. Экономика: Учебник /Липсиц И.В.- М: Издательство «Вита Пресс» 2010.

2. Экономика.Учебный курс по основам экономической теории. /Казаков А.П., Минаева НВ. - М: ООО «Гном - пресс», 2005 г.

Указания к работе:

 

1. Проанализируйте задание.

2. Обобщив полученные знания по пройденному материалу, решить задачи по теме.

3. Ответить на контрольные вопросы.

4. Подготовка и сдача практической работы.

ХОД РАБОТЫ

Теоретическая часть.

Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов. Каждого предпринимателя интересует вопрос о том, как достичь такого соотношения факторов, при котором можно получить максимальный выпуск продукции. Математически эта зависимость выражается формулой: Q = f (a1, a2… an), где Q – количество произведенной продукции, f – функция, a1, a2… an – факторы производства.

Комбинируя факторы производства, необходимо учитывать их денежную оценку. Комбинируя факторы производства, следует учитывать также фактор времени: мгновенный, короткий и длительный периоды. Мгновенный период – это время, в течение которого все факторы производства постоянны. Короткий период – период, в течение которого некоторые производственные ресурсы не могут быть изменены (здания, сооружения). Длительный период – это период времени, в течение которого могут быть изменены все факторы производства. Для длительного периода применяется функция Q = A х αd х Кβ, где А, α и β – положительные постоянные числа, характеризующие технологию производства. Цена земли определяется по формуле:

 

Практическая часть

Задача 1.

Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух магнитофонов.

 

Задача 2.

Выпуск продукции вырос в 2 раза. При этом число занятых увеличилось в 1,5 раза, а интенсивность их труда повысилась на 20 %. Определите, насколько выросла производительность труда за указанный период.

 

Задача 3.

Численность занятых увеличилась в 2,9 раза. А объем выпускаемой продукции – в 24 раза. Определите, какая часть прироста продукции была получена за счет увеличения занятости, какая – за счет повышения производительности труда.

 

Задача 4.

Число рабочих на предприятии сократилось на 20 %, а выпуск продукции удвоился. Определите изменение производительности труда.

Задача 5.

За сданный в аренду участок землевладелец ежегодно получает 7000 у. е. арендной платы. На участке за счет заемных средств возведены постройки стоимостью 40 000 у. е. со сроком службы 20 лет. Определите земельную ренту, если банковский процент равен 5 %.

 

Контрольные вопросы:

1. Характеристика факторов производства и факторных доходов.

2. Рынок труда: спрос и предложение.

3. Равновесие на рынке капитала.

4. Рынок земли и земельная рента.

5. Предпринимательские способности, как один из факторов производства.

 

Критерии оценки результатов ответов на вопросы

1. Ответ на вопрос несет значимую информацию;

2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;

3. Ответ поддается оцениванию;

4. Ответ ориентирован на получение конкретного результата;

5. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;

6. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.

 

Результаты ответов должны быть:

- понятными;

- четко и ясно изложены;

- оцениваемы.

 

Примечание:

Критерии оценки практической работы:

 

Задания Баллы Примечание
Решение задач 75 Каждый правильный ответ 15 баллов
Вопрос № 1 5 Каждый правильный ответ 5 баллов
Вопрос № 2 5 Каждый правильный ответ 5 баллов
Вопрос № 3 5 Каждый правильный ответ 5 баллов
Вопрос № 4 5 Каждый правильный ответ 5 баллов
Вопрос № 5 5 Каждый правильный ответ 5 баллов

 

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно

 

 Практическая работа № 2

 «Составление семейного бюджета».

Выполнив данную практическую работу, Вы сможете составить бюджет своей семьи и сбалансировать его.

Цель работы:

Научиться составлять семейный бюджет.

Задача работы:

Решить задачи по данной теме.

Принадлежности:

методическое пособие по выполнению практических работ, калькулятор.

Рекомендуемые информационные материалы:

Интернет,

Учебники:

1. Экономика: Учебник /Липсиц И.В.- М: Издательство «Вита Пресс» 2010.

2. Экономика.Учебный курс по основам экономической теории. /Казаков А.П., Минаева НВ. - М: ООО «Гном - пресс», 2005 г.

Указания к работе:

1. Проанализируйте задание.

2. Обобщив полученные знания по пройденному материалу решите задачи.

3. Ответьте на контрольные вопросы.

4. Подготовка и сдача практической работы.

 

ХОД РАБОТЫ

Теоретическая часть

Для составления семейного бюджета необходимо составление списка всех источников доходов членов семьи. Это зарплата, социальные пособия и проценты на сбережения. В статье расходов нужно перечислить все, за что надо заплатить в течении месяца: квартплата и услуги, питание, проезд, уплата налогов и взносов. В планируемые расходы так же включаются и сбережения на будущее.

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ - роспись денежных доходов и расходов семьи, составляемая обычно на месячный срок в виде таблицы, баланс семейных расходов и доходов, это финансовый план, который суммирует доходы и расходы (семьи) за определенный период времени. Семейный бюджет составляется в виде баланса доходов и расходов семьи.

       Если доходы равны расходам, то это сбалансированный бюджет. Если предполагаемые расходы превышают доходы, то этот бюджет имеет дефицит. Бюджет, в котором доходы превышают расходы, будет иметь избыток. Если доходы превышают расход, необходимо исключить из планов лишние покупки, чтобы сбалансировать бюджет.

Практическая часть

Задача 1. Найдите в правой колонке определения, соответствующие понятиям в левой колонке.

1.Расход А. Часть баланса, в которой отражается состав средств семьи
2. Расход Б. Одна из основных составляющих семейного бюджета
3. Баланс В. Деньги и материальные ценности, получаемые в результате какой-либо деятельности
4. Актив Г. Часть баланса, в которой отражаются источники образования средств семейного хозяйства
5. Пассив Д. Финансовый отчет, суммирующий доходы и расходы за определенный период
6. Дефицит Е. Затраты, издержки на определенные цели
7. Бюджет Ж. Равновесие между доходами и расходами
8. Заработная плата И. Нехватка чего-либо, превышение расходов над доходами

 

Задание 2. Составьте бюджет семьи, состоящей из шести человек: дедушка - инвалид войны II группы; бабушка - пенсионерка, вяжет носки и варежки на заказ; мать - находится в отпуске по уходу за маленьким ребенком до 3 лет; отец - рабочий сборочного цеха завода; сын - 14 лет, школьник; дочь - 2,5 года.

Семья проживает в четырехкомнатной квартире, имеет дачный участок за городом 10 соток, старенький автомобиль и гараж недалеко от дома

Выясните примерную величину доходов каждого из членов семьи. Какие специфические расходы имеет эта семья. Дайте рекомендации, каким образом можно было бы увеличить доходную часть семейного бюджета, за счет чего можно было бы сократить расходную его часть.

Задача №3 В семье из трех человек (отец, мать и сын школьник) совокупный доход составляет 20 тыс. руб. в месяц. Коммунальные платежи составляют 3,5 тыс. руб. затраты на питание 10 тыс. руб., траты на непродовольственные товары 5 тыс. руб., культурные потребности 1,5 тыс.руб.
- По какому типу строит свой бюджет эта семья?
- Какие вы можете отметить «+» и «-«подобного типа бюджета?
- Какие варианты улучшения ситуации вы можете предложить?

 

Задача №4 Семья из четырех человек (отец, мать, бабушка, дочь)имеют семейный доход 40 тыс. руб. в месяц.
Семья должна предусмотреть следующие траты:
- Питание
- Коммунальные платежи и налоги
- Непродовольственные товары
- Культурные потребности
- Средства для отдыха
- Сбережения и накопления
Предложите примерное распределение расходов данной семьи при условии, что бюджет должен быть с профицитом.
- К какому типу бюджетов относится данный бюджет?
- Отметьте возможные «+» и «-»

 

Задача №5 Семья из 5 человек (отец, мать, 2 детей школьников, дедушка) имеет доход в 30 тыс. руб. Для того, чтобы оплатить все расходы семьи (питание, квартплату, непродовольствен-ные товары, культурные потребности, отдых) им необходимо 33 тыс. руб. в месяц.
__ По какому типу бюджета живет эта семья?
__ Что им можно предложить для улучшения ситуации?
__ Где они могут взять недостающие средства?

 

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите три основные фазы составления бюджета. Дайте определение бюджета. На какие основные части он делится?

2. Назовите источники дохода бюджета семьи. Что такое доход? Назовите статьи расхода. Что такое расход?

3. Дайте определение баланса семьи. Из чего состоит баланс семьи? Какова цель составления баланса?

4. Закон Э. Энгеля. Какой вывод мы можем сделать из этого закона?

5. Закон убывающей отдачи.
 

Критерии оценки результатов ответов на вопросы

1. Ответ на вопрос несет значимую информацию;

2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;

3. Ответ поддается оцениванию;

4. Ответ ориентирован на получение конкретного результата;

5. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;

6. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.

 

Результаты ответов должны быть:

- понятными;

- четко и ясно изложены;

- оцениваемы.

 

Примечание:

Критерии оценки практической работы:

 

Задания Баллы Примечание
Решение задач 75 Каждый правильный ответ 15 баллов
Вопрос № 1 5 Каждый правильный ответ 5 баллов
Вопрос № 2 5 Каждый правильный ответ 5 баллов
Вопрос № 3 5 Каждый правильный ответ 5 баллов
Вопрос № 4 5 Каждый правильный ответ 5 баллов
Вопрос № 5 5 Каждый правильный ответ 5 баллов

 

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно

 


















Практическая работа № 3

«Расчет номинальной и реальной заработной платы»

Выполнив данную практическую работу, Вы научитесь рассчитывать реальную и номинальную заработную плату.

 

Цель работы: Научить рассчитывать реальную заработную плату и показать разницу между реальной и номинальной заработной платой.

 

Принадлежности:

методическое пособие по выполнению практической работы, калькулятор.

Рекомендуемые информационные материалы:

Интернет,

Учебники:

1. Экономика: Учебник /Липсиц И.В.- М: Издательство «Вита Пресс» 2010.

2. Экономика.Учебный курс по основам экономической теории. /Казаков А.П., Минаева НВ. - М: ООО «Гном - пресс», 2005 г

Указания к работе:

 

1. Проанализируйте задание.

2. Обобщив полученные знания по пройденному материалу решите задачи.

3. Ответьте на контрольные вопросы.

4. Подготовка и сдача практической работы.

 

ХОД РАБОТЫ

Теоретическая часть

       Оплата труда - это вознаграждение, исчисленное обычно в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник либо уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

       Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда. Основными видами заработной платы являются номинальная и реальная заработная плата.

       Номинальная заработная плата характеризует сумму денег, которую получают работники за свою работу.

       Реальная заработная плата - характеризуется тем количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены работающими при данном размере заработной платы и данном уровне цен на товары и услуги.

Задача № 1 За восемь лет заработная плата в стране повысилась на 25%, а стоимость жизни – на 60%. Определите изменение уровня реальной заработной платы. Что следует понимать под номинальной и реальной заработной платой?

 

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие реальной заработной платы и реального дохода.

2. Понятие номинальной заработной платы и номинального дохода.

3. Функции заработной платы.

4. Индекс реальной заработной платы.

5. Индекс номинальной заработной платы.

6. Динамика уровня реальной заработной платы.

7. Средняя номинальная заработная плата работников общественного питания в Ульяновской области.

8. Национальные различия в заработной плате.

 

Критерии оценки результатов ответов на вопросы

1. Ответ на вопрос несет значимую информацию;

2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;

3. Ответ поддается оцениванию;

4. Ответ ориентирован на получение конкретного результата;

5. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;

6. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на  

поставленный вопрос и в полном объеме.

Результаты ответов должны быть:

- понятными;

- четко и ясно изложены;

- оцениваемы.

 

 

Примечание:

Критерии оценки практической работы:

Задания Баллы Примечание
Задача № 1 15  
Контрольный вопрос № 1 10  
Контрольный вопрос № 2 10  
Контрольный вопрос № 3 15  
Контрольный вопрос № 4 5  
Контрольный вопрос № 5 5  
Контрольный вопрос № 6 15  
Контрольный вопрос № 7 15  
Контрольный вопрос № 8 10  

 

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: