double arrow

Организационная и функциональная структура управления образовательного учреждения

Организационная структура управления образовательного учреждения:

В составе вуза функционируют факультеты и кафедры, специализирующиеся, на подготовке специалистов, бакалавров и магистров.

Факультет является структурным подразделением, объе­диняющим группу родственных по направлению деятельно­сти или составу обслуживаемых дисциплин кафедр. В состав факультета могут входить кафедры, лаборатории, центры.

Факультет имеет собственное наименование, символику, бланки служебной документации, печать.

Факультет имеет закрепленное за ним руководством вуза имущество, помещения, оборудование. Деятельность факультета организуется и осуществляется в соответствии с планами основных мероприятий вуза, планами факультета, утвержденными деканом; планами воспитательной работы студентов. Структура и штат факультета утверждаются приказом ректора вуза.

Возглавляет факультет и организует его деятельность де­кан. Заместители декана отве­чают за организацию отдельных сторон деятельности фа­культета и помогают декану в выполнении его функций.

Основной задачей факультета является обеспечение совместно с другими структурными подразделениями вуза подготовки дипломированных специалистов, бакалавров и магистров.

Планирование и организацию учебного процесса на факультете осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности (направлению), учебными планами и другими нормативными документами, регламентирующими учебный процесс в образовательных учреждениях России.

Органом управления факультета выступает Ученый совет факультета, председателем которого является декан. Члены Ученого совета факультета избираются тайным голосованием на собрании коллектива факультета.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными.

Процедура избрания Ученого совета факультета аналогична процедуре избрания Ученого совета вуза. Срок полномочий – до 5 лет. Его досрочные выборы могут быть проведены по требованию более половины его членов. Состав Ученого совета факультета по представлению декана утверждается приказом ректора вуза. Руководство деятельностью факультета осуществляет декан, избираемый Ученым советом вуза.

Декан избирается сроком на 5 лет тайным голосованием на Ученом совете университета из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих высшее образование, ученую степень или звание, опыт работы организационно– распорядительной, воспитательной и преподавательской деятельности.

Избранный декан утверждается в должности приказом ректора вуза.

Декан несет персональную ответственность за состояние дел на

факультете и исполняет следующее:

1) непосредственно руководит учебной, воспитательной, научной работами, практикой студентов и осуществляет за ними контроль;

2) руководит организацией перевода студентов с курса на курс, допускает студентов к сдаче очередной сессии, а также к сдаче государственных экзаменов или защите выпускных квалификационных работ;

3) назначает стипендии студентам в соответствии с существующим Положением;

4) руководит составлением расписания учебных занятий, учебных планов, программ и осуществляет контроль за их исполнением;

5) руководит подготовкой аспирантов и работой по повышению

квалификации профессорско–преподавательского состава;

6) осуществляет общее руководство подготовкой учебников, учебных и методических пособий по предметам кафедр, входящих в состав факультета;

7) организует и проводит меж кафедральные, научно– методические совещания и конференции;

8) организует и постоянно поддерживает связь с окончившими факультет студентами;

9) разрабатывает мероприятия, направленные на улучшение подготовки специалистов, выпускаемых факультетом.

Декан факультета может являться членом государственной экзаменационной комиссии.

Кафедра является структурной единицей в рамках факуль­тета, центра или института. Она осуществляет учебную, ме­тодическую и научно–исследовательскую деятельность. Ка­федра совместно с другими подразделениями вуза ведет под­готовку студентов, аспирантов и докторантов, участвует в переподготовке и повышении квалификации работников дру­гих предприятий и организаций.

Кафедра создается на основании представления декана фа­культета, решения Ученого совета вуза и приказа ректора.

Руководит кафедрой заведующий, избираемый на Ученом совете вуза по конкурсу из лиц профессорско–преподавательского состава, как правило, имеющих звание профессора или доцента, на срок 5 лет. Выборы заведующего проводятся с учетом мнения кафедры тайным голосованием на заседании Ученого совета вуза.

В состав кафедр входят профессорско–преподавательский состав, аспиранты, старшие и младшие научные сотрудники, учебно–вспомогательный и административно–хозяйственный персонал, установленный штатным расписанием.

Кафедра может иметь статус выпускающей (отвечать за подготовку конкретной группы студентов по конкретной спе­циальности и не выпускающей (отвечать за преподавание конкретной дисциплины).

Главными задачами кафедры являются:

– создание условий для удовлетворения потребностей обучающихся в повышении уровня профессиональных и культурных знаний;

– подготовка высококвалифицированных специалистов с глубокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями;

– повышение квалификации персонала кафедры;

– повышение качества методического обеспечения учеб­ного процесса;

– разработка новых технологий обучения;

– удовлетворение потребностей предприятий и организа­ций в повышении квалификации их персонала;

– организация и проведение по заказам предприятий и организаций научных исследований и выполнение опытно – конструкторских работ

– распространение научных, технических и культурных знаний среди населения.

Кафедра не является юридическим лицом, но в рамках вуза имеет обособленную территорию, имущество, учебно–вспомогательный, научный и преподавательский персонал.

Функциональная структура управления образовательным учреждением:

 Управление функционированием Вуза осуществляется при непрерывном обмене информацией между его структурными подразделениями и внешней средой. Поэтому возникает необходимость обследования и анализа информационных потоков и документооборота. Под информационным потоком понимается совокупность логически однородных сообщений, необходимых для осуществления процессов управления учебно-методической, научно-исследовательской и административно-хозяйственной деятельностью Вуза. Проведенное обследование и системный анализ информационных потоков преследовали следующие цели:

  • 1. Выявить недостатки существующей системы делопроизводства.
  • 2. Выявить используемые внешние и внутренние документы и составить формализованную схему документооборота.
  • 3. Определить информационные связи между отдельными подразделениями.
  • 4. Оценить объемы формируемой и используемой информации для принятия решений в процессе функционирования объектов управления, а также способы компьютеризированной обработки данных.
  • 5. Выявить неиспользованную информацию, затраты на сбор, передачу и обработку используемой информации.
  • 6. Определить потери информации в результате перегрузки информационной системы.
  • 7. Определить дублирование и запаздывание в передаче и обработке данных.
  • 8. Уточнить применяемую терминологию для обеспечения смыслового единства информации.

Информационные потоки, независимо от их содержания, характеризуются:

· источником возникновения;

· назначением;

· степенью взаимосвязи;

· степенью постоянства;

· структурой;

· видом носителя;

· объемом и плотностью потока;

· информационной емкостью сообщения;

· методом образования;

· способом и степенью их использования.

По структуре информация подразделяется на количественную и призрачную. Основная призрачная информация указывает время и место события, источник и направление ее движения. Вспомогательная призрачная информация служит для облегчения ее использования и обработки (номера документов, номера строк, графы и т.д.). Соотношение объемов количественной и призрачной информации используется при выборе аппаратно-программных средств в автоматизации вычислительных средств при управлении Вузом.

Характеристика деятельности кафедры «Экономика и управление» ВФ ВолГУ

 

Кафедра экономики и управления была создана в 2018 г. (приказ № 07.01-07-54 от 28.04.2018 г. «О структурных изменениях ВФ ВолГУ») в результате объединения функционировавших с 2003 г. кафедры экономической теории и управления и кафедры финансов и кредита. Кафедра экономики и управления является выпускающей кафедрой и учебно-научным структурным подразделением Волжского филиала Волгоградского государственного университета.

Миссия кафедры – подготовка высококвалифицированных, компетентных, способных к эффективной профессиональной деятельности специалистов по реализуемым на кафедре направлениям подготовки, обеспечение высокого качества предоставляемых образовательных услуг на основе всестороннего развития всех видов учебной, методической, научной и воспитательной работы кафедры.

В рамках своей миссии кафедра выполняет следующие задачи:

- подготовка обучающихся в соответствии с требованиями, предъявляемыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования к результатам, структуре и условиям реализации образовательных программ, организации учебного процесса, квалификации научно-педагогических работников, материально-техническому, учебно-методическому, финансовому обеспечению;

- использование активных методов обучения, внедрение инновационных образовательных технологий;

- развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, активное вовлечение обучающихся в научную работу кафедры, участие профессорско-преподавательского состава кафедры и обучающихся в разработке и реализации научно-исследовательских проектов, значимых для социально-экономического развития региона и страны в целом;

- привлечение работодателей к проектированию и реализации образовательных программ;

- реализация современной модели взаимодействия академической науки, высшего образования и бизнеса;

- сотрудничество с органами власти различного уровня;

- укрепление финансовой и материально-технической базы кафедры, системы управления учебным процессом;

- развитие внешних связей, активная интеграция в общероссийское и мировое образовательное пространство;

- совершенствование учебно-воспитательной работы;

- развитие профориентационной деятельности, формирование положительного имиджа кафедры и института.

Стратегическая цель кафедры – успешная реализация актуальных тенденций и приоритетных направлений развития системы высшего образования в Российской Федерации, обеспечение глобальной конкурентоспособности образовательных программ кафедры.

Кафедра осуществляет подготовку по следующим образовательным программам:

- направление подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), профиль «Финансы и кредит», с присвоением выпускникам квалификации «бакалавр»;

- направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата), с присвоением выпускникам квалификации «бакалавр».

Выпускники кафедры широко востребованы на рынке труда в качестве ведущих специалистов и руководителей в экономических, финансовых, маркетинговых, производственно-экономических и аналитических службах организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, в финансовых, кредитных и страховых учреждениях, в органах государственного, регионального и муниципального управления, научно-исследовательских организациях.

Выпускники кафедры успешно осуществляют трудовую деятельность в администрации г. Волжского, ПАО Сбербанк, АО «СМП Банк», ООО «Оникс групп», компании «КонсультантПлюс», ПАО ВТБ, ООО «Лента», ООО «Аналитик Центр», АО «Газпромбанк», ГБУ «Аналитический центр», ПАО «Газпромхимволокно» и в других учреждениях и организациях.

а кафедре экономики и управления работают высокопрофессиональные преподаватели, в их составе – доктора и кандидаты наук, доценты, практики с большим опытом работы в коммерческих структурах. Кроме этого, для преподавания специальных дисциплин и проведения государственной итоговой аттестации приглашаются руководители и специалисты банков, налоговых органов, крупных предприятий и коммерческих структур, органов государственного и муниципального управления.

Все преподаватели кафедры активно занимаются научной деятельностью. Круг научных интересов преподавателей кафедры разнообразен и посвящен различным аспектам функционирования экономики и системы органов власти России.

    2.2 Место экономических и финансовых служб в организационной и функциональной структуре управления организации, их цели и задачи

Под финансовой деятельностью организации следует понимать часть ее экономической деятельности, связанной:

- с обеспечением движением денежной формы стоимости;

- денежным покрытием текущих и инвестиционных потребностей;

- определением и поддержанием пропорций в формировании денежных средств и финансовых ресурсов;

- осуществление финансового контроля за оперативным, текущим и стратегическим развитием бизнеса.

Мерой эффективности организации финансов выступает финансовое состояние хозяйствующего субъекта.

Объектами финансовой деятельности выступают финансовые отношения организации, а также финансовое планирование и финансовый контроль, финансовые показатели.

Особенность финансовой деятельности состоит в ее высокой трудоемкости и точности финансовой работы, заключающейся в постоянном финансовом обеспечении потребности ведения бизнеса.

Организация финансовой работы, понимаемой как управление финансами организации, строится на основе создания системы управления как совокупности ее вышеперечисленных элементов, практической реализации принципов организации финансов, соблюдения принципа разделения функций и специализации внутри финансовых служб.

Под финансовой службой организации понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее финансовые функции в системе управления. Ее структура и численность зависят от организационно-правовой формы хозяйственной структуры, характера ее деятельности, объема производства и общего количества работающих. Эти факторы определяют величину денежного оборота, количество платежных документов, связанных с расчетами с другими участниками делового оборота, бюджетом. Количество работающих, например, влияет на объем кассовых операций и расчетов с рабочими и служащими. В небольших организациях финансовая работа может выполняться финансовым менеджером или финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии. В крупных организациях финансовая служба представляет самостоятельное подразделение и состоит из нескольких групп (бюро), за которыми закреплены определенные функции.

Принципы организации финансов лежит в основе работы финансовых служб. Принципы организации финансовой работы представляют собой важнейшие элементы системы управления финансами предприятия: наличие специализированных финансовых подразделений; достаточные штаты этих служб, укомплектованных высококвалифицированными работниками; определение организационной структуры, взаимосвязей и взаимодействия подразделений; техническое оснащение финансовых служб (транспорт, оргтехника, система банк-клиент, каналы электронной связи и торговыми системами, программное обеспечение текущей и перспективной деятельности). Работа финансовых служб ведется по направлениям оперативной, текущей, перспективной планово-прогнозной деятельности, оптимизирующей принятие решений и формализующей их в оперативные и долгосрочные планы и балансы, предусматривает ответственность финансовых служб по мобилизации и расходованию денежных средств, контролю за денежным оборотом.

Постановка задач в области управления финансами определяется целями деятельности организации, достижения которых представляют собой стратегию развития.

Задачи финансовых служб вытекают из содержания, состава финансовых отношений, функций финансов.

В основе задач финансовых служб лежит решение трех главных вопросов:

- формирование и мобилизация источников текущего обеспечения деятельности организации;

- финансирование текущих денежных расходов и инвестиций;

- финансовый контроль.

В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками организации, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Это предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов хозяйственной структуры.

Финансовая служба организации занимает самостоятельное место в структуре ее управления.

В функции финансовой службы организации входят:

– обеспечение финансирования хозяйственной деятельности организации:

– оценка инвестиционной программы;

– определение кредитной политики;

– установление смет расходов денежных средств для всех подразделений организации;

– разработка валютной политики и обеспечение валютной деятельности;

– финансовое планирование, участие в составлении бизнес-плана;

– осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками,

– банком, бюджетом;

– обеспечение страхования от финансовых рисков;

– проведение трастовых, лизинговых и других операций;– анализ финансово-хозяйственной деятельности организации;

– ведение финансового учета, составление бухгалтерского баланса и других финансовых документов.

Таблица 5 - Функции финансовой службы организации

Управление налогами - планирование налогов; - учет налогов; - исполнение налоговых обязательств
Финансовый анализ и планирование - финансовое планирование; - исполнение финансового плана; - финансовый анализ
Управление денежным оборотом - контроль расчетов; - регулирование расчетов; - привлечение финансовых ресурсов; - формирование финансовых результатов
Управление финансовыми отношениями - управление дебиторской задолженностью; - управление кредиторской задолженностью и кредитами; - управление инвестициями

 

В зависимости от размеров организации и поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться или расширяться. Например, инвестиционная программа может быть связана не только с осуществлением капитальных вложений, но и с вложением средств в уставный капитал другой организации или выпуском собственных акций, средства от размещения которых используются на развитие организации. Если организация имеет сложную структуру, например, представляет собой холдинг или интегрированную структуру, то система управления финансами соответственно также будет иметь сложную структуру. Процессы функционирования совокупности организаций, объединенных в группу или холдинг, имеют свои особенности и отличительные признаки, которые влияют на порядок организации в целом, и на формирование финансовых отношений, как объекта управления, в частности. Финансовые отношения, формирующиеся между всеми участниками хозяйственного процесса, становятся главным объектом управления финансами предпринимательского объединения. К этим отношениям относятся отношения:

− организации группы, холдинга взаимодействуют с собственниками (участниками) объединения;

− организации холдинга через своих представителей (менеджеров) вступают в финансовые отношения с работниками (трудовым коллективом) этих организаций;

− организации, входящие в группу, участвуют в финансовых отношениях друг с другом;

− дочерние и зависимые организации взаимодействуют с основной (головной, центральной) организацией.

Группировка совокупности финансовых отношений обусловлена главной особенностью интегрированных структур холдинга, которая заключается в том, что они представляют собой одновременно и совокупность отдельных организаций - субъектов хозяйствования; и единый хозяйственный комплекс, самостоятельную единицу предпринимательства, «единый бизнес». Происходит сочетание интересов группы в целом и интересов отдельного субъекта, входящего в группу, холдинг. Этот фактор предопределяет формирование двухуровневой системы финансового взаимодействия группы с участниками рынка.

Первый уровень. Группа в целом как единый хозяйствующий субъект через своего уполномоченного представителя (головную, центральную или управляющую организацию) вступают во взаимоотношения с государством, поставщиками, заказчиками, финансовыми институтами и прочими контрагентами. Совокупность финансовых отношений данного уровня направлена на реализацию общих целей развития бизнеса группы организаций, холдинга в целом.

Второй уровень. Каждая организация, входящая в холдинг или группу, взаимодействует с теми же лицами как самостоятельное лицо. При этом реализуются цели и задачи развития бизнеса данного участника (в рамках общих целевых установок группы, холдинга). В отношениях с государственными органами юридически контакты осуществляет каждая организация в отдельности, но, в то же время, головная организация несет свою долю ответственности за действия дочерних организаций, разрабатывает общую налоговую и учетную политику и осуществляет прочие регулирующие действия. Если в состав группы или холдинга входят банки, страховые и другие финансовые организации, поставщики и покупатели по отношению к другим участникам группы, а также прочие организации, задействованные в общем хозяйственном процессе, то внутригрупповые финансовые отношения устанавливаются соответственно в финансовой, производственной, коммерческой, сервисной или социальной сферах бизнеса интегрированной структуры. При этом можно выделить два основных уровня организации управления и финансового контроля в интегрированных структурах – стратегический и оперативный. Организация управления и контроля на стратегическом уровне предусматривает разработку со стороны головной организации стратегических решений в области политики управления финансами дочерних организаций и постановку тактических задач. Функции оперативного управления финансами осуществляются дочерними компаниями самостоятельно. При операционной модели управления функции оперативного контроля и управления передаются головной компании. Помимо названных форм управление может осуществляться в виде контроля за конечными показателями деятельности дочерних компаний. Разработку стратегических планов развития и управления текущей деятельностью зависимые организации проводят самостоятельно. В зависимости от организации формы управления и уровня контроля можно выделить три основные модели управления финансами, используемые в холдингах




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: