На тему: «Корреляция и регрессия. Методы проверки статистических гипотез»
Вариант 1
Вопрос 1. Парная корреляция – это зависимость, при которой результативный признак Y зависит от:
а) одного факторного признака Х б) множества факторных признаков
в) совокупности пар г) двух факторных признаков
Вопрос 2. По графику корреляционной зависимости определить направление и степень взаимосвязи признаков
а) положительная средняя б) отрицательная слабая
в) положительная слабая г) отрицательная средняя
Вопрос 3. При каком значении линейного коэффициента корреляции связь между Y и X можно признать более существенной:
а) ryx = 0,6; б) ryx = 0,14; в) r yx= - 0,9; г) ryx= 0,7
Вопрос 4. Коэффициент корреляции Пирсона рассчитывается по формуле:
а) б) в) г)
Вопрос 5. Между результатом в беге на 30 м и прыжком в длину с разбега был рассчитан коэффициент детерминации 46,2%. Это означает, что:
а) только 53,8% взаимосвязи спортивных результатов объясняется их взаимовлиянием
б) только 46,2 % взаимосвязи спортивных результатов объясняется их взаимовлиянием
в) только 46,2 % объясняется влиянием других неучтенных факторов.
г) более 53,8% взаимосвязи спортивных результатов объясняется их взаимовлиянием
Вопрос 6. Коэффициент ранговой корреляции – это коэффициент:
а) Фишера; б) Стьюдента; в) Пирсона; г) Спирмена.
Вопрос 7. Коэффициент корреляции τ-Кендала находится по формуле:
а) б) в) г)
Вопрос 8. Эксперт ранжирует 10 учащихся по степени проявления агрессии по отношению к учителю (Х) и к одноклассникам (Y). Его интересует, есть ли связь между этими признаками Х и Y. Эту связь можно измерить при помощи:
а) коэффициента ранговой корреляции Спирмена б) критерия согласия Хи-квадрат
в) F-Критерий Фишера г) критерия Стьюдента
Вопрос 9. Задачей регрессионного анализа является:
а) определение формы связи между факторным и результативным признаками
б) установление тесноты связи между факторным и результативным признаками
в) вычисление ошибки показателя тесноты связи
г) определение доверительного интервала для показателя тесноты связи
Вопрос 10. Коэффициент регрессии определяется по формуле:
а) б) в) г)
Вопрос 11. Формула для определения коэффициента сопряженности:
а) б)
в) г)
Вопрос 12. Для расчета согласия эмпирического распределения и предполагаемого теоретического применяют критерий:
а) Хи-квадрат; б) Манна-Уитни; в) Вилкоксона; г) Стьюдента
Вопрос 13. Рассмотрим две группы спортсменов, которые тренировались по различным методикам. Первая – по экспериментальной, а вторая – по традиционной. Эффективность методик оценивалась по результатам выполнения контрольного упражнения после цикла тренировок.Результаты выполнения контрольного упражнения в баллах представлены в таблице.
1 группа | 9,3 | 9,0 | 9,4 | 8,9 | 9,3 | 9,5 | 9,2 | 9,0 | 9,2 | 9,3 |
2 группа | 9,0 | 9,1 | 8,7 | 8,9 | 9,0 | 8,8 | 9,2 | 8,8 | 9,0 | 8,9 |
Имеются ли статистически значимые различия между обеими группами при выполнении контрольного упражнения?
Эту задачу нужно решать при помощи:
а) критерияМанна-Уитни; б) критерия T-Вилкоксона
в) критерия G –знаков; г) коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Вопрос 14. Формула расчета Хи-квадрат имеет вид:
а) б)
Вопрос 15. F-Критерий Фишера является:
а) параметрическими применяется для двух независимых выборок
б) параметрическим и применяется для двух зависимых выборок
в) непараметрическим и применяется для двух независимых выборок
г) непараметрическим и применяется для двух зависимых выборок
Вопрос 16. Критерий t-Стьюдента для зависимых выборок имеет следующую формулу:
а) б) в) г)
Вопрос 17. Группа спортсменов прошла тренировочный цикл. До и после цикла тренировок были проведены контрольные тесты, результаты которых приведены в таблице:
До | 240 | 250 | 270 | 240 | 240 | 250 | 260 | 240 | 240 | 220 |
После | 280 | 270 | 260 | 280 | 260 | 290 | 250 | 220 | 270 | 260 |
Определить, значимо ли изменилась спортивная подготовка группы?
Сформулируйте альтернативную гипотезу для данной задачи:
а) : интенсивность сдвигов в сторону улучшения результатов тестирования не превышает интенсивность сдвигов в сторону их ухудшения
б) : интенсивность сдвигов в сторону улучшения результатов тестирования превышает интенсивность сдвигов в сторону их ухудшения
в) : связь между результатами до и после цикла тренировок не отличается от нуля
г) : связь между результатами до и после цикла тренировок отличается от нуля
Вопрос 18. В каком случае следует использовать Критерий φ – Фишера:
а) только для зависимых выборок; б)только для независимых выборок;
в) для зависимых и не зависимых выборок г) для определения связи между признаками
Вопрос 19. Статистический критерий Q-Розенбаума является
а)параметрическим и применяется для двух независимых выборок
б) параметрическим и применяется для двух зависимых выборок
в) непараметрическим и применяется для двух независимых выборок
г)непараметрическим и применяется для зависимых выборок
Вопрос 20. У двух групп спортсменов (nх =16, nу = 13), тренирующихся по различным методикам, были получены следующие статистические характеристики: = 13 с; = 14 с; = 0,41, = 0,39.Обе выборки извлечены из нормальных совокупностей. С помощью критерия Стьюдента выявить, существуют ли статистически достоверные различия в результатах этих групп?
а) H1:Существуют статистически достоверные различия между группами p< 0,05;
б) H1: Существуют статистически достоверные различия между группами p< 0,01;
в) H1: Существуют статистически достоверные различия между группами p< 0,001;
г) H0: Отсутствуют статистически достоверные различия между группами.
Вариант 2
Вопрос 1. Корреляция – это…
а) разность между максимальным и минимальным значениями
б) согласованность изменения признаков
в) показатель симметричности кривой распределения
г) одна из характеристик выборки
Вопрос 2. По графику корреляционной зависимости определить направление и степень взаимосвязи признаков
а) положительная слабая б) отрицательная слабая
в) положительная сильная г) отрицательная сильная
Вопрос 3. Коэффициент корреляции может принимать значение:
а) от -1 до +1 б) от 0 до +1 в) от -1 до 0 г) от +1 до + 2
Вопрос 4. Коэффициент детерминации (D) вычисляют по формуле:
а) б) в) г)
Вопрос 5. Коэффициент линейной корреляции – это коэффициент:
а) Фишера; б) Стьюдента; в) Пирсона; г) Спирмена.
Вопрос 6. Коэфициент корреляции Спирмена рассчитывается по формуле:
а) б) в) г)
Вопрос 7. Уровень значимости коэффициента корреляции определяется по формуле:
б) в) г)
Вопрос 8. Выберите правильный вариант ответа.
У группы испытуемых при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена выявлена статистически значимая сильная обратная связь между интеллектом (X) и временем решения анаграммы (Y).
Это означает:
а) чем выше показатели по X, тем ниже показатели по Y
б) чем выше показатели по X, тем выше показатели по Y
в) высоким показателям по X соответствуют как высокие, так и низкие показатели по Y, и наоборот, низким показателям по X соответствуют как высокие, так и низкие показатели по Y
г) чем ниже показатели по X, тем ниже показатели по Y
Вопрос 9. Регрессионный анализ используется для изучения взаимосвязи между величинами, измеренными в …
а) номинативной шкале б)ранговой шкале в) интервальной шкале г) дихотомической шкале
Вопрос 10. Математическое выражение корреляционной зависимости описывается уравнением регрессии:
а) y = a+b·x; б) y = 2·x2/a; в) y= xy+3b-2x; г) y = 2a-b·x
Вопрос 11. Формула для определения коэффициента ассоциации:
а) б) в) г)
Вопрос 12. Критерий φ -Фишера
; б)
г)
Вопрос 13. Критерий U-Манна-Уитни является
а)параметрическим и применяется для двух независимых выборок
б) параметрическим и применяется для двух зависимых выборок
в) непараметрическим и применяется для двух независимых выборок
г)непараметрическим и применяется для зависимых выборок
Вопрос 14. Преподавателю интересно узнать, зависит ли способ получения информации от образования людей. Опрос 400 респондентов показал результаты, приведенные в таблице. Проверьте утверждение, что способ получения информации не зависит от образования.
Эту задачу нужно решать при помощи:
а) критерия однородности Хи-квадрат б) критерия Стьюдента для независимых выборок
в) критерия Манна - Уитни г) критерия Краскела - Уоллиса
Вопрос 15. Критерий Т-Вилкоксона является непараметрическим
а)параметрическим и применяется для двух независимых выборок
б) параметрическим и применяется для двух зависимых выборок
в) непараметрическим и применяется для двух независимых выборок
г)непараметрическим и применяется для зависимых выборок
Вопрос 16. Критерий t-Стьюдента для независимых выборок имеет следующую формулу:
а) б) в) г)
Вопрос 17. Две группы пловцов выполняют контрольное проплывание на дистанцию 50 м на время. Получены следующие статистические характеристики: = 35,4 с; = 34 с; = 0,96;
= 0,86; nx = 31; ny =25. Определить однородны ли группы между собой.
Сформулируйте нулевую гипотезу для данной задачи:
а) Н0: Группы однородны между собой: ≠
б) Н0: Группы однородны между собой: =
в) Н0: Группы неоднородны между собой: ≠
г) Н0: Группы неоднородны между собой: =
Вопрос 18. Статистический критерий G –знаков является
а)параметрическим и применяется для двух независимых выборок
б) параметрическим и применяется для двух зависимых выборок
в) непараметрическим и применяется для двух независимых выборок
г)непараметрическим и применяется для зависимых выборок
Вопрос 19. У двух групп спортсменов (n1 =15, n2 = 17), тренирующихся по различным методикам, были измерены некоторые показатели. Можно ли утверждать, что одна из групп превосходит другую по уровню измеренного признака?
Сформулируйте альтернативную гипотезу для данной задачи:
а) : спортсмены первой группы превосходят спортсменов второй группы по уровню измеренного признака
б) : спортсмены первой группы не превосходят спортсменов второй группы по уровню измеренного признака
в) : группы не однородны между собой
г) : существует корреляционная связь между группами
Вопрос 20. Группа школьников (n =16) в течение летних каникул находилась в спортивном лагере. До и после сезона у них измерили жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Были получены следующие статистические характеристики: = 150, = 142. Определите, значимо ли изменился этот показатель под влиянием интенсивных упражнений.
а) H1: Наблюдаемое различие по показателю ЖЕЛ является статистически значимым на уровне значимости p< 0,05;
б) H1: Наблюдаемое различие по показателю ЖЕЛ является статистически значимым на уровне значимости p< 0,01;
в) H1: Наблюдаемое различие по показателю ЖЕЛ является статистически значимым на уровне значимости p< 0,001;
г) H0: Отсутствуют статистически достоверные различия по показателю ЖЕЛ.