Инновационная деятельность как основа экономического развития

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

Бармута К.А.

 

Инновационный менеджмент

 

 

Учебное пособие

 

Ростов-на-Дону, 2020


УДК 373.167.1:330

ББК 65.01 я721.6

 

 

Рецензенты

доктор экономических наук, профессор РГЭУ (РИНХ) В.М. Джуха

доктор экономических наук, профессор ЮРИУ – филиал РАНХиГС                В.В. Келарев

 

ISBN

 

 

Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Бармута К.А.— Ростов-на-Дону: Изд-во: ДГТУ-Принт, 2020 — 229с.

 

Задача учебного пособия — познакомить обучающихся и начинающих предпринимателей с основными задачами, возникающими при реализации инновационных проектов, путями и возможностями их решения, в том числе научиться привлекать для решения конкретных задач соответствующих специалистов из других сфер деятельности (из сферы управления персоналом, финансами, специалистов в области конкретных технологических решений, аналитиков рынка и т.д.).

В учебном пособии дается характеристика инновационного процесса как объекта управления, его структура, раскрывается содержание инновационного менеджмента, рассматриваются факторы, влияющие на процесс освоения инноваций. Рассмотрены теоретические вопросы управления персоналом в условиях инноваций и методы стратегического управления инновациями, организации, планирования, финансирования и оценки эффективности инновационной деятельности на предприятиях.

Содержание учебного пособия соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Учебник предназначен для студентов, обучающихся по направлениям высшего образования «Экономика», «Менеджмент» и др., а также для работников предприятий и учреждений.

 

 

ISBN

 

© ООО «ДГТУ-Принт, 2020

© Бармута К.А., 2020


Оглавление

Введение……………………………………………………………….……………5

1.Инновационная деятельность как основа экономического развития………...10

1.1. Понятие инновации……………………………………………………..10

1.2. Инновационный процесс……………………………………………….11

1.3. Классификация инноваций…………………………………………….17

1.4. Виды инновационной деятельности…………………………………..19

1.5. Моделирование инноваций……………………………………………20

1.6. Стимулирование инновационного процесса…………………………22

1.7. Понятие инвестиций…………………………………………………...23

2. Понятие и содержание инновационного менеджмента………………………27

2.1. Сущность инновационного менеджмента……………………………27

2.2. Цели и задачи инновационного менеджмента……………………….30

2.3. Система функций инновационного менеджмента…………………..31

3. Стратегическое управление инновациями……………………………………33

3.1. Цели и задачи стратегического управления инновациями………….33

3.2. Методы стратегического управления инновациями…………………36

4. Организация инноваций………………………………………………………..37

4.1. Понятие организации инноваций……………………………………..37

4.2. Развитие организационных форм инновационных предприятий…..39

4.3. Типы организационных структур инновационных предприятий…..43

5. Оценка эффективности инноваций…………………………………………….46

5.1. Понятие оценки эффективности инноваций………………………….46

5.2. Оценочные показатели инновационного проекта…………………...48

5.3. Основные принципы оценки инновационного проекта…………….52

5.4. Виды эффекта инновационной деятельности………………………...53

6. Управление инновационными проектами……………………………………..55

6.1. Понятие и сущность инновационных проектов………………………55

6.2. Принципы управления инновационными проектами………………..58

6.3. Порядок разработки инновационного проекта…………………….....59

7. Организация и планирование создания и освоения новой техники…………63

7.1. Характеристика жизненного цикла. Пути сокращения цикла создания и освоения новой техники……………................................................63

7.2. Задачи и этапы технической подготовки производства……………..64

7.3. Организация и планирование конструкторской подготовки производства……………………………………………………………65

7.4. Пути сокращения объема работ при конструкторской подготовке производства…………………………………………………….……...67

7.5. Экономическое обоснование проектируемой конструкции машин...67

7.6. Организация и планирование технологической подготовки производства……………………………………………………………71

7.7. Организация и освоение производства новой техники……………..73

7.8. Планирование технической подготовки производства………………77

8. Эффективность новой техники и методы ее определения……………………80

8.1. Система показателей экономической эффективности новой техники…82

8.2. Методы расчета экономического эффекта мероприятий научно-технического прогресса………………………………………………..88

9. Оценка технического уровня продукции и производства…………………...92

9.1. Оценка ТУ продукции………………………………………………….96

9.2. Оценка технико-организационного уровня производства………...108

9.2.1. Показатели, характеризующие состояние средств труда….110

9.2.2. Показатели, характеризующие совершенствование применяемой технологии ……..........................................116

9.2.3. Показатели механизации и автоматизации производства…118

9.2.4. Показатели, характеризующие совершенствование организации производства ………………………………….121

9.3. Взаимосвязь экономических показателей и показателей ТУ продукции и ТОУ производства …………………………………….125

10. Организация и управление научно-техническими нововведениями……..133

10.1. Процесс научно-технических нововведений……………………....133

10.2. Стратегия использования разработок НИОКР……………………..139

10.3. Стратегия НИОКР в процессе принятия решения…………………141

10.4. Факторы, учитываемые при формулировке стратегии НИОКР…..144

10.5. Творчество и процесс решения научно-технических проблем…...146

10.6. Отбор и оценка проектов НИОКР…………………………………..148

10.7. Планирование и управление проектами НИОКР…………………..152

10.8. Организационные структуры управления НИОКР………………...152

11. Использование программно-целевого подхода в планировании технического развития предприятия ………………………………...........154

11.1. Научно-технические программы……………………………………156

12. Прогнозирование технического развития предприятия…………………...168

12.1. Прогнозирование показателей технического уровня предприятия….170

12.2. Прогнозирование технической базы предприятия………………..173

12.3. Прогнозирование экономических результатов технического развития предприятия ……………………………………………...174

12.4. Прогнозирование экономических показателей продукции……....178

13. Планирование технического развития производства………………………184

13.1. Структура планов технического развития и организации производства и методические основы их составления ….……….186

13.2. Система показателей плана технического развития и организации производства………………………………………………………...200

14. Управление персоналом в условиях инноваций……………….…………...203

14.1. Приоритетные направления инновационного развития ………….205

14.2. Понятие управления людьми в контексте инновационно-креативной деятельности ………………………………………………………..209

14.3 Знания и информация как факторы инновационного экономического роста……………………………………………………….................212

14.4 Трансформация моделей поведения человека в инновационной экономике……………………………………………………………213

14.5 Формирование интеллектуально-креативных ресурсов……….…..214

Заключение………………………………………………………………………..218

Литература………………………………………………………………………...219

Глоссарий………………………………………………………………………….223

Введение

 

Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг.

В настоящее время в развитых странах 70-85% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощаемых в инновационных технологиях производства и управления. Это позволяет социологам делать вывод о становлении общества, основанного на знании. Знание, воплощенное в инновационной продукции, становится основным капиталом в обществе на постиндустриальной стадии его развития. Поэтому говорят о формирующейся новой цивилизации как о цивилизации инноваций.

Усиление роли и значения инновационной деятельности в общественном развитии приводит к тому, что темпы разработки и реализации инноваций резко возрастают. Эти темпы иногда характеризуют с помощью понятия продолжительности жизни определенного продукта, которая до 19 века измерялась веками, в 19 веке и в первой половине 20 века – десятилетиями, во второй половине 20 века – годами, а в последнее время – месяцами.

Резкая активизация инновационной деятельности, превращение ее в ключевой фактор экономического роста ставит новые задачи перед теорией и практикой инновационного менеджмента. Становится очевидным, что при управлении инновациями менеджеры больше не могут использовать старые управленческие теории, что они вынуждены разрабатывать и применять новые подходы к управлению, ориентированные не всемерное поощрение инновационной деятельности, для того чтобы сохранить свою конкурентоспособность.

Задачей инновационной деятельности любой организации является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При внедрении инновационной продукции должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т.д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что внедрение новой продукции как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяет стратегический менеджмент фирмы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на инновации – это вложения в будущее фирмы, но в то же время они связаны с высокой неопределенностью и риском. Поэтому в большинстве случаев управление инновациями (прогнозирование, планирование, оценка проектов, организация и комплексное управление) – стратегически более важная задача, чем собственно разработка инноваций (важнее определить правильное направление движения, чем сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении). Следовательно, можно заключить, что инновационный менеджмент тесно связан с теорией и практикой общего менеджмента фирмы, маркетингом, производственным менеджментом, логистикой, стратегическим менеджментом, финансовым менеджментом предприятия.

Таким образом, признание определяющего значения инновационной деятельности для экономического развития, выделение ее как стратегического приоритета сочетается с констатацией неэффективности применяемых методов управления инновациями. Такая ситуация характерна и для России. Это ставит задачи, во-первых, по развитию новых теоретических подходов в области инновационного менеджмента, во-вторых, по обучению кадров в области управления инновациями.

При этом тенденция развития образования в области экономики и управления такова, что дисциплина «Инновационный менеджмент» занимает все более прочные позиции в циклах общепрофессиональных дисциплин или дисциплин специализации при подготовке менеджеров, что обусловлено возрастанием роли инновационной деятельности в социально-экономическом развитии.

Дисциплина "Инновационный менеджмент" дает необходимые сведения для управления инновационными процессами на предприятии. При этом менеджмент инновационной сферы должен строиться на том, что единственным оправданием существования этой сферы является наличие положительного финансового результата функционирования компании. В этой связи следует в инновационном менеджменте опираться на следующие положения:

- научно-технические инновации – это решающее условие выживания и роста большинства организаций, и они должны соответствующим образом планироваться и управляться;

- ресурсы, выделенные на инновации, оправданны лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей организации;

- требуется анализ выполненных инноваций, чтобы выявить факторы, приводящие к успеху;

- сознательное применение концепций стратегического и инновационного менеджмента повысит качество применяемых решений и обеспечит повышение эффективности инвестиций в инновационную деятельность.

При выборе направлений инновационной деятельности предприятия следует получить четкие ответы на вопросы:

- обеспечат ли инвестиции в собственные разработки лучший результат, чем приобретение лицензий на стороне?

- обеспечат ли затраты на инновации более высокую отдачу по сравнению с теми же затратами на производство и маркетинг?

Учебное пособие нацелено на то, чтобы раскрыть характерные черты инновационной деятельности, выделить основные функции, задачи, современные методы и формы управления инновациями.

Особое внимание уделено раскрытию специфики инновационной деятельности, инновационных процессов как процессов создания и распространения нововведений, воплощения интеллектуальных объектов (идей, знаний) в реальных продуктах и процессах. При изучении структуры инновационной деятельности выделяется и исследуется инновационная инфраструктура – подсистема в структуре инновационной деятельности, которая направлена на ее поддержку и объединяет в себе технопарковые структуры и информационно-технологические системы, причем в качестве основных видов технопарковых структур изучаются инкубаторы, технопарки и технополисы.

Для теории и практики инновационного менеджмента важно то, что разные типы инноваций требуют специфических подходов к управлению инновационными проектами, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей. Поэтому в учебном пособии есть глава, посвященная типологии инноваций, в которой по степени новизны, радикальности инновации в качестве основных типов выделены базисные и улучшающие инновации; по характеру практической деятельности, в которой используется инновация, - производственные и управленческие инновации; по основным технологическим параметрам - продуктовые и процессные инновации. (для продуктовых и процессных инноваций проанализированы модели продуктового цикла и обратного продуктового цикла).

Системный подход к управлению инновациями, как показано в учебном пособии, заключается в органическом сочетании, комплексности, единстве организационного, экономического, финансового, нормативно-правового регулирования процессов создания и распространения инноваций на различных уровнях: на уровне государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения – при тесной взаимосвязи всех управленческих инструментов и решений.

При управлении инновационными проектами на уровне организации в качестве важнейшего способа регулирования инновационной деятельности выделяется создание благоприятного инновационного климата, которое достигается в ходе адекватного распределения ресурсов между фундаментальными, прикладными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками; путем сотрудничества предприятий и образовательных учреждений; в ходе создания интегрированных корпоративных структур (научно-производственных центров, корпораций, консорциумов, холдинговых компаний и т.п.), в процессе интегрирования различных элементов инновационной инфраструктуры.

При изучении курса «Инновационный менеджмент» необходимо особое внимание обратить на то, что в процессе разработки и реализации инвестиционных инновационных проектов необходимо сочетать научно-технологический анализ с коммерческим, финансово-экономическим, социальным, чтобы обеспечить комплексность подхода к их осуществлению.

Менеджерам важно уяснить, что для эффективного управления инновациями, трансфертом инновационных технологий между различными организациями, отраслями и сферами деятельности принципиально важной является адекватная организация процесса сканирования и мониторинга технологий, обзора и анализа информации о внешних исследованиях и разработках.

В качестве эффективного метода инновационно-технологического менеджмента организации исследуется технологический аудит, в проведении которого выделяются три этапа. Первый – это обзор технологий, которые используются в организации, и оценка ее позиции в отношении их применения. Второй – это выявление и анализ технологических эталонов (основным управленческим инструментом этого этапа является бэнчмаркинг). Третий этап – это сопоставление используемых в организации технологий с выявленными эталонами (основной управленческий инструмент этого этапа - анализ портфеля технологий организации).

Как актуальная форма управления инновационными проектами изучается защита инноваций как объектов интеллектуальной собственности, в частности, объектов авторского права и промышленной собственности. Важно уяснить, что в последние годы возрастает роль лицензирования как инструмента передачи технологий, в частности, встает вопрос о более активном использовании такого вида лицензирования, как франчайзинг.

На примере инновационных стратегий изучаются особенности стратегического управления инновационными предприятиями, принципы реализации стратегии их развития. Последняя глава посвящена управлению инновациями в образовании, во-первых, для конкретизации некоторых общих положений, во-вторых, ввиду важности и малоизученности образовательных инноваций.

В конце каждого раздела учебного пособия помещен список вопросов для самопроверки.

Данное пособие может быть использовано не только студентами, но и аспирантами, а также в системе дополнительного профессионального образования в области менеджмента.

Инновационная деятельность как основа экономического развития

Понятие инновации

Инновационные процессы, их воплощение в новой продукции и процессах ее изготовления являются основой экономического развития. В экономической литературе термин инновация получил распространение в последнее время в дополнение использовавшимся ранее определениям новая техника, технология. Общепринятая терминология в области инноваций отсутствует. В термин «инновация» авторы зачастую вкладывают разный смысл. В словаре «Научно-технический прогресс» инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д. [11]. Австрийский ученый Й. Шумпетер в 30-е годы ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации производства в промышленности [19]. Д.В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова под инновацией понимают итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический) [14].

Из английских терминологических словарей ясно, что инновация является синонимом нововведения или новшества и может использоваться наряду с ним. Некоторые отечественные экономисты, такие как С.Д. Ильенкова, Р.А. Фатхутдинов считают, что между понятиями «новшество», «инновация», «нововведение» есть некоторые различия. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией [6, 18].

Зарубежные ученые (В.Д. Хартман, Р. Фостер, Б. Твисс, Э. Роджерс и др.) трактуют понятие «инновация» в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Так, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [16]. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий [13].

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло»[1]. Они разработаны применительно только к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Рассмотрение различных трактовок понятия «инновация» позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, специфическое содержание инновации составляют изменения. Й. Шумпетер в 1911 г. выделил пять типичных изменений [19]:

1) использование новой техники, новых технологических процессов;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Во-вторых, инновация всегда рассматривается как сложный процесс, который должен являться объектом планирования и управления. В-третьих, каждая инновация должна обеспечивать определенный технический, экономический и (или) социальный эффект.

 




double arrow
Сейчас читают про: