Адаптация – это свойство организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Различают биологическую и социальную адаптацию

Переход из домашних условий в условия дошкольного учреждения для многих детей довольно труден, так как изменяются привычная обстановка распорядок дня. Длительное совместное пребывание довольно большого количества детей увеличивает возможность их инфицирования (дети, посещающие дошкольные учреждения болеют чаще тех, кто воспитывается в семье) и приводит к более острому, чем в семейных условиях утомлению.

Установлено, что особенно часто дети болеют в начальный период своего пребывания в дошкольном учреждении, т. е. в период адаптации (привыкания) к новым условиям жизни, так как при этом происходит ломка установившегося у ребенка в домашних условиях стереотипа. В тех случаях, когда детей постепенно готовят к жизни в коллективе, они приспосабливаются к нему значительно быстрее и легче.

Различают 3 формы адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Легкая адаптация. При этой форме адаптации нарушения в поведении наблюдаются в течение 20—30 дней. Возможно незначительное снижение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Снижение аппетита, отказ от еды в первые дни пребывания компенсируются повышением аппетита в тот отрезок дня, когда ребенок находится дома. Восстановление сна в условиях сада происходит в течение 7— 10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность, взаимоотношения с детьми нормализуются за 15—20 дней, иногда быстрее.

Заболеваний в этот период у детей практически не возникает. Легкая адаптация отмечается в основном у детей моложе 8— 9 мес или старше 1,5 года с благополучным анамнезом и хорошим состоянием здоровья. У детей третьего года жизни при поступлении, как правило, уже имеется сформировавшаяся потребность в общении со сверстниками, что облегчает привыкание к коллективу.

Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более ярко выражены и более длительны. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше 20— 30-го дня. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, в это же время наблюдаются первые проявления контактов с другими детьми, речевая активность не восстанавливается в течение 20—40 дней, эмоциональное состояние неустойчиво в течение 1-го месяца; отмечается значительная задержка двигательной активности, е восстановление происходит после 30—35 дней пребывания в учреждении. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие острому заболеванию, которое, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.

Такое течение адаптации регистрируется у детей, поступающих в дошкольное учреждение в возрасте от 9 мес до 1,5 года либо у детей любого возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или неблагоприятный социальный анамнез.

Тяжелая адаптация. Такая адаптация встречается у 8—9 % детей и характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 мес и больше) и тяжестью всех проявлений.

Этот вид адаптации протекает в двух вариантах. При первом из них ребенок заболевает в первые 10 дней после поступления и затем продолжает повторно болеть от 4 до 12 раз и более в течение года, что приводит к снижению реактивности ребенка и показателей физического и нервно-психического развития. Такой вариант тяжелой адаптации встречается, как правило, у детей первых полутора лет жизни, имеющих отягощенный анамнез (низкая оценка по шкале Апгар, токсикозы беременности, осложнения в родах, заболевания периода новорожденности).

Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с преневротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита, его восстановление начинается не ранее третьей недели пребывания ребенка в учреждении. В отдельных случаях может возникать стойкая потеря аппетита или невротическая рвота при кормлении. Наблюдается нарушение сна (медленное засыпание, плач при пробуждении ребенка). Ребенок старается избегать контактов со сверстниками, стремится к уединению и может быть агрессивным.

Очень важно, что данные анамнеза позволяют заранее прогнозировать степень тяжести адаптационного периода, а следовательно, можно принимать соответствующие меры для облегчения его у конкретного ребенка. Следует раздельно рассматривать биологические и социальные факторы анамнеза.

Ребенок значительно быстрее и легче адаптируется, если дома поддерживают приемы воспитания, используемые в дошкольном учреждении. Чем скорее будет установлено единство принципов воспитания в дошкольном учреждении и семье, чем больше подход к ребенку будет соответствовать его индивидуальным особенностям, тем скорее и безболезненно будет протекать процесс привыкания его к новым условиям.

В раннем возрасте дети тяжелее привыкают к изменениям условий жизни, поэтому не следует допускать частой смены персонала и неоправданного перевода детей из одной группы в другую, так как при этом у некоторых воспитанников отмечается нарушение обычного поведения. Если к моменту перевода ребенка в новую группу ему по возрасту и состоянию необходимо изменить режим, следует это сделать либо за неделю до перехода, либо временно сохранить в новой группе прежний режим, пока малыш не адаптируется к новым условиям.

Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение должна быть разносторонней. Прежде всего, районный педиатр должен обратить внимание на состояние здоровья ребенка и, если нужно, провести необходимые оздоровительные мероприятия, поскольку здоровый организм легче может справиться с трудностями адаптационного периода. До поступления ребенка в коллектив следует максимально приблизить его домашний режим к режиму дошкольного учреждения. Необходимо, чтобы правильно были организованы его бодрствование и сон, по возможности ликвидированы такие привычки, как укачивание, сосание пустышки и т.д. После вакцинации ребенка можно отправлять в дошкольное учреждение не раньше, чем через месяц, а при заболевании — после полного выздоровления, подтвержденного районным педиатром.

В группе все должно быть подготовлено к приему новых детей. Воспитателя заранее предупреждают, когда придет новый ребенок. Следует определить, чем его кормить, где уложить спать. Если ребенок поступает в старшую группу, то об этом сообщают и детям. Воспитатель обсуждает с ними, как встретить поступающего, что ему подарить, стремясь вызвать у ребят доброжелательное отношение к новичку. Всех вновь поступающих детей окружают вниманием, лаской, заботой. Недопустимо принимать в группу сразу много новых детей. Их должно быть не более трех в неделю. Прием следует организовать в разные дни недели.

Педагогу необходимо еще до поступления ребенка в группу выяснить особенности его воспитания в семье, домашний режим, способы кормления, укладывания для сна, узнать, как ребенок засыпает, спит, какой у него аппетит, как организовано бодрствование. Полезно также узнать уменьшительное имя малыша, которым его называют в семье, его любимые игрушки или занятия, любимые блюда, индивидуальные особенности и сложившиеся привычки.

В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания для сна. Ни в коем случае его нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызывать и не закреплять на долгое время отрицательное отношение к окружающей обстановке, предупредить формирование защитно-оборонительной реакции. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, покормить из соски, дать любимую игрушку. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже если они противоречат установленным в детском учреждении правилам, помогут ему легче адаптироваться к новым условиям.

Продолжительность пребывания вновь поступивших детей в дошкольном учреждении следует увеличивать постепенно. В течение первый недели ребенок должен быть там не более З ч в день. Это время увеличивают в зависимости от эмоционального состояния ребенка. Обычно требуется две—три недели, чтобы ребенок во мере нормализации поведения мог находиться в дошкольном учреждении 10— 12 ч. Нельзя в первые дни проводить какие-либо травмирующие ребенка процедуры: делать инъекции, стричь волосы или ногти. Все это должно быть сделано еще до его поступления в дошкольное учреждение.

В течение периода адаптации воспитатель внимательно наблюдает за поведением ребенка. Иногда, при ярко выраженном нарушении эмоционального состояния, целесообразно на два—три дня отдать ребенка домой. Щадящий домашний режим необходим и тем детям, у которых наблюдается даже легкое покраснение зева или умеренные выделения из носа. На фоне некоторого снижения сопротивляемости организма эти явления свидетельствуют о начавшейся активизации бактериальной и вирусной флоры, что может привести к развитию острого респираторного заболевания.

МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Раздел 3: Освоение теоретических и методических основ работы воспитателя по физическому воспитанию детей

Теоретические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Базисные и альтернативные программы по физическому воспитанию

Средства физического воспитания. Классификация физических упражнений

Классификация и общая характеристика методов и приёмов обучения физическим упражнениям

Основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий

Этапы обучения физическим упражнениям.

Задачи и средства физического воспитания и развития ребенка раннего возраста

Формы работы по физическому воспитанию детей первого и второго года жизни

Воспитателю детского сада в своей работе не обойтись без знания специальных понятий теории и методики физического воспитания детей.

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни в воспитания.

В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетка, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.).

В широком понимании термин "физическое развитие" включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течение года проводятся специальное обследование физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового).

Физическая подготовка - профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - движения, направленные на физическое и двигательное развитие ребенка. Двигательная деятельность является средством разностороннего развития детей.

Спорт - специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в разных видах физических упражнений, выявленных при проведении соревнований.

Физическая культура - часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

Развитие теории физического воспитания ребенка: теория физического воспитания ребенка изучает цель, задачи, принципы, формы, средства физического воспитания; показывает связь физического воспитания с другими науками, другими видами воспитания (умственное, нравственное); раскрывает принципы и методы обучения физическим упражнениям; уделяет внимание формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, различных форм планирования, различных форм занятий; выявляет специфику физического воспитания детей дошкольного, школьного, подросткового и т.д. возраста и пожилых людей.

Связь теории физического воспитания с другими науками: теория физического воспитания связана с естественными, общественными и педагогическими науками. Естественные (анатомия, физиология, гигиена, биомех., биохим.). Естественные науки составляют естественнонаучную основу теории физического воспитания. Учение Сеченова и Павлова позволяют проникнуть в закономерность формирования двигательных навыков и развитие физических качеств, что помогает правильно строить процесс воспитания и обучения.

Биомеханика позволяет изучить технику физических упражнений, оценивать качества их выполнения, намечать методы исправления ошибок и достижения наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

Биохимия – науки, изучающая химические процессы в организме человека, в частности в мышцах под влиянием физических упражнений, позволяя совершенствовать методику их проведения.

Психология и педагогика позволяют узнать возрастные и индивидуально-психологические особенности человека, что способствует правильному подбору методов и приемов обучения и воспитания для достижения результатов.

Вывод: теория физического воспитания тесно связана с естественными, общественными и педагогическими науками, которые используют для обоснования и подбора средств, методов обучения движения разработки, методики проведения занятия, правильного подбора методов и приемов в соответствии с психологическими и возрастными особенностями личности.

теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка. методической основой теории является учение К.Д. Ушинского, П.Ф. Лезгафта, Гориневского, Аркина.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста имеет общий предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специализируется на изучении закономерностей физического воспитания ребенка во всех его возрастных периодах (от рождения до 7 лет). А значит, теория познает общественные закономерности управлением развития ребенка в процессе воспитания и обучения. Изучение особенно каждого возрастного периода, обобщение научных данных и практический опыт определяют задачи физического воспитания, раскрывают их сущность, определяют наиболее действенные средства и методы целесообразной формы организации всего процесса физического воспитания. Важной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является формирование здорового, крепкого, закаленного жизнерадостного и инициативного ребенка, хорошо владеющего собственными движениями, любящего физ.упр., самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, способного к обучению в школе и активной творческой деятельности в последующие годы. На основании результатов научных исследований теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает психофизические возможности детей раннего и дошкольного возраста.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ ЗОЖ.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способность развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Программы по физическому воспитанию дошкольников. Анализ комплексных программ

Программа «Детство»

Авторский коллектив: Н.А. Ноткина, Т.И.Бабаева.

Раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

«Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах. Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию богатейшего возрастного потенциала дошкольников.

Программа «Детство» — результат деятельности научного коллектива РГПУ им. А.И. Герцена. Это программа обогащенного развития дошкольников, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Внимание педагогов акцентируется на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как дошкольный возраст — период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки.

Осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры является базой для реализации программы.

Основной интерес в программе представляет раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» начинается с физиолого-психолого-педагогической характеристики детей дошкольного возраста и состоит из двух частей:

Освоение основ гигиенической культуры (для детей 3—4 года жизни), приобщение к гигиенической культуре (для детей 5-7 года жизни).

Овладение основами двигательной культуры (.3-4 года), приобщение к двигательной культуре (5-7 лет).

Первая часть включает представления о навыках самообслуживания и практические умения, которые должны освоить дети в процессе умывания, одевания, приема пищи, ухода за вещами и игрушками.

Во второй части представлены задачи физического воспитания детей дошкольного возраста; перечень общеразвивающих и спортивных упражнений, ритмичных движений; содержание физических упражнений (строевые упражнения, основные движения, игры, спортивные упражнения).

Степень усвоения программы определяется в каждой возрастной группе по уровню сформированности представлений и практических умений в области гигиенической культуры и уровню сформированности двигательной культуры.

Отличительной особенностью программы является то, что в ней выделены три уровня усвоения детьми содержания программы. Это позволит педагогу дифференцировать нагрузку для детей с низким, средним и высоким уровнем физической подготовленности.

В программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, о способах оказания элементарной помощи и самопомощи. В соответствии с содержанием программы старшие дошкольники смогут активно приобщаться к нормам здорового образа жизни. Для детей 6, 7-го года жизни запланирован цикл занятий «Помощники, которые всегда с тобой». На них дети получат ценные сведения о своем организме и практические умения по уходу за ним.

Программа имеет четкую структуру, подробно и глубоко описана каждая часть раздела. Например, воспитатель, работая по этой программе в младшей группе, с детьми 3-го года жизни, сможет познакомиться с краткой характеристикой этого возраста. Содержание ее позволит педагогу четко выделить главные моменты в развитии и воспитании детей — необходимость уделять внимание психическому самочувствию ребенка, необходимость овладения ребенком основами гигиенической и двигательной культуры к концу 3-го года жизни.

Из раздела «Освоение основ гигиенической культуры» педагогу становится ясно, какие представления надо сформировать у ребенка: ребенок должен «...на картинках и в жизни узнавать процессы умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения. Правильно называть эти процессы...», какие практические умения важно сформировать у детей (в процессе умывания, приема пищи, одевания и др.) и как закрепить эти умения в игре — «В игре отражать процессы умывания, одевания, еды: кормить, купать, одевать... в играх-демонстрациях с игрушками, показываемыми воспитателем, помогать кукле правильно одеваться...».

Содержание раздела «Овладение основами двигательной культуры» позволит воспитателю познакомиться:

с задачами в работе с детьми («вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях; учить детей активно выполнять упражнения вместе с воспитателем; приучать детей в движении реагировать на сигналы»);

с перечнем физических упражнений для освоения детьми (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры);

с перечнем физических упражнений, которые необходимы для детей в течение года: разные виды построения («в круг, парами, в колонну...»); исходные положения; виды ходьбы («ходьба «стайкой» за воспитателем в заданном направлении, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина2-3 м...»), виды бега, прыжков; катание, бросание и ловля; ползание и лазание; подвижные игры; двигательные умения («Строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражнений, активно включаться в выполнение упражнений...»);

с уровнями усвоения программы: низкий («Движения ребенка -импульсивные, напряженные, скованные... реакция на сигнал замедленная... В играх и упражнениях малая активность...»), средний, высокий;

с минимальными результатами («бег на 10 м -10,2 сек.; прыжок в длину с места-30 см»).

С целью оказания помощи воспитателям ДОУ в практическом освоении программы развития и воспитания детей, коллектив кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена разработал методическое пособие - «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду».[3,15]В соответствии с требованиями программы в пособии для каждой возрастной группы поквартально определены педагогические задачи, подлежащие освоению детьми, и содержание программы, обеспечивающее решение этих задач посредством подвижных игр (на лугу, в лесу, у водоема на площадке), игр-забав, физкультурных праздников, спортивных упражнений. Также в данном приложении для каждой возрастной группы представлены игровые упражнения для пальчиковой гимнастики.

В дополнение к программе «Детство» издана парциальная программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи - Дансе».

Также для педагогов, работающих по этой программе, изданы методические пособия, содержание которых поможет формировать у детей представления о здоровом образе жизни.

Таким образом, в программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представления о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем.

Программа «Радуга»

Автор: Л.Д. Гусарова

Разделы: «Формируем привычку к здоровому образу жизни»

«Физическая культура».

Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования, и разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т.Н. Дороновой. Она рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей.

Одной из основных задач программы является «сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни».

Большое внимание уделяется особенностям организации оздоровительных мероприятий в режиме дня. Для этого в программе каждой возрастной группы запланированы разделы: «Как формировать привычку к здоровому образу жизни» (I младшая группа), «Формируем привычку к здоровому образу жизни» (II младшая и средняя группы), «Формирование привычки к здоровому образу жизни -важнейшая задача воспитания» (старшая группа).

Цель данных разделов заключается в раскрытии основных анатомо-физиологических особенностей детей, условий здорового образа жизни (режим дня, организация сна, бодрствования, прогулки, питания) и правил формирования полезных привычек, навыков самообслуживания.

Раздел «Физическая культура» в соответствии с каждой возрастной группой имеет разное название и структуру. Так, в разделе «Закладываем основы физической культуры» для I младшей группы перечисляются формы физкультурных занятий, условия для реализации детских движений, порядок освоения азов «двигательной азбуки».

Для II младшей группы в этом разделе представлены способы организации диагностики физического развития дошкольников, комплексы физкультурно- оздоровительных мероприятий в группе, виды основных движений и элементы техники основных движений, которыми должен овладеть ребенок, особенности развития физических качеств у детей.

Раздел «Формируем культуру движений» для средней группы включает принципы формирования навыков физической культуры, требования, предъявляемые к санитарно-гигиеническим нормам помещения, одежде, физической нагрузке для детей.

В аналогичном разделе для детей старшей группы представлены: перечень двигательных навыков, правила организации физических упражнений, особенности организации прогулок (длительность, назначение и этапы прогулки, требования к одежде детей в соответствии со временем года), организация и особенности проведения утренней гимнастики и гимнастики после сна.

Осуществлять физическое развитие и воспитание детей подготовительной группы предлагается на основе имеющихся рекомендаций в предыдущих возрастных группах. Поэтому раздел по физическому воспитанию детей 7-го года жизни отсутствует.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Многие педагоги-практики, работая по этой программе, сталкиваются с трудностями. И это вполне закономерно, поскольку в ней не выдержана четкая структура разделов физического воспитания дошкольников для каждой возрастной группы. Так, характеристика показателей физического развития представлена в программах II младшей и средней групп в разделе «Формируем привычку к здоровому образу жизни», в программе для старшей группы эта информация находится в разделе «Физическая культура», а в программе для I младшей группы характеристика данных показателей полностью отсутствует. Кроме того, непоследовательно описывается организация бодрствования детей (прогулок, гигиенических процедур). Подробно эта информация описывается в программах I младшей, II младшей и старшей групп, а в программе средней группы содержание по этому направлению не представлено.

Опять же не для всех возрастных групп раскрываются особенности режима дня (распорядок дня, суточный режим, принципы построения). Эта информация описана только в программах I младшей группы (подраздел «Как организовать режим дня») и II младшей группы (подраздел «Как построить суточный режим»).

Требования, предъявляемые к оформлению групповой комнаты, санитарно-гигиенические требования к мебели, игрушкам, оборудованию, освещению, отоплению, одежде детей, к территории детского сада, раскрываются в программах II младшей группы (подраздел «Ребенок и внешний мир») и ст. группы (подраздел «Организация жизни группы»), а в программах остальных возрастных групп (I младшей и средней группы), эта информация отсутствует.

Организация питания дошкольников подробно раскрывается в программах I младшей группы (подраздел «Еда»), II младшей и средней групп (подраздел «Питание»).

В них перечисляются: знания и умения, которые следует сформировать у детей; основные моменты, на которые нужно обращать внимание воспитателю в процессе питания дошкольников; ежедневный рацион питания и другие. Однако в программе старшей группы информация об организации питания представлена достаточно скупо.

Программа «Истоки»

Автор: М.А.Рунова.

Раздел: «Физическое развитие».

В отличие от программ «Детство» и «Радуга» программа «Истоки» уделяет внимание воспитанию и развитию детей младенческого возраста (от рождения до 1 года). Содержание программы ориентировано на детей раннего (от 1 года до 3 лет) и дошкольного (младший — 3-5; старший — 5-7) возраста.

Программа имеет четкую структуру — каждое направление (ведущая деятельность, социальное, познавательное, эстетическое, физическое) представлено в двух блоках: базис (характеристика возрастных возможностей психического развития, задачи развития, показатели развития, базисные характеристики личности) и вариант его реализации (раздел «Содержание и условия педагогической работы»).

В программе представлены два раздела: «Физическое развитие» и «Здоровье».

В разделе «Физическое развитие» заложены начала здорового образа жизни, основы физической культуры, определяются особенности воспитания у детей потребности в физическом совершенствовании и в движении на основе «мышечной радости». В соответствии с содержанием этого раздела предлагается развивать у детей способность адекватно реагировать на изменения окружающей среды и формировать представления о своем теле.

Для каждого возрастного периода в разделе «Физическое развитие» представлены характеристики возрастных возможностей и задачи физического развития детей. Также в данном разделе раскрывается содержание педагогической работы с детьми:

упражнения общеразвивающего воздействия (движение головы, положение и движение рук, ног, туловища);

упражнения в основных движениях (ходьба, бег, лазание, прыжки, катание, бросание и ловля);

подвижные игры и игровые упражнения;

спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис);

ритмичные движения (танцевальные);

упражнения в организационных действиях (построения, перестроения, нахождение места, повороты);

упражнения в передвижении с техническими средствами (катание на санках, лыжах, велосипеде, на роликовых коньках, самокатах);

упражнения для освоения движений в водной среде.

Предлагается примерный двигательный режим для детей каждого возраста.

Также в разделе «Физическое развитие» определены показатели развития дошкольников, позволяющие судить об особенностях психофизического развития детей, в частности эмоциональном состоянии и поведении, показатели физического, функционального развития и физической подготовленности.

В разделе «Здоровье» отражены современные представления о здоровье ребенка. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода развития ребенка. В этом разделе характеризуются режим дня, организация сна и питания, гигиенические условия и закаливающие процедуры, культурно-гигенические навыки. Для детей старшего дошкольного возраста представлена характеристика их психического здоровья, также раскрываются условия, способствующие укреплению психического здоровья детей и основные причины детских стрессовых состояний.

Кроме этого, в разделе уделяется внимание охране жизни и здоровья детей, поэтому выделен подраздел «Безопасность», в котором перечисляются правила организации жизни детей в ДОУ и семье, перечень правил поведения, с которыми нужно познакомить детей (поведение на улице, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми, правила обращения с живой и неживой природой и т.д.).

Таким образом, программа «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: