Информационные технологии в процессе разработки и принятия управленческих решений играют все большую роль

Разработка и принятия решений в процессе управления организацией при постоянно меняющихся внешних и внутренних условий ее функционирования требуют использование адекватных методов информационного обеспечения ЛПР и возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями.

Одним из научных направлений, связанных с расширение возможностей интеллектуальной деятельности человек, являются исследования, направленные на усиление аналитических возможностей человека в процессе выработки и принятия решений, и приводящие к созданию интеллектуальных систем. Под интеллектуальными системами будут понимать систем, созданные в основном для расширения возможностей интеллектуальной деятельности человека в процессах принятия решений.

Зачем нужны интеллектуальные системы?

Во многом благодаря их применению стал возможен качественный скачок в развитии управленческих технологий. Всеобщая компьютеризация, сделавшая доступным использование научных методов разработки решений, позволяет создавать автоматизированные информационные системы, обеспечивающая качественно новые подходы к пониманию и осуществлению управленческой деятельности. А поскольку управленческая деятельность- это прежде всего принятия решений на уровне государства, региона, отросли, концерна, организации, структурного подразделения и, наконец, отдельного работника, становится понятным, насколько широк диапазон возможного применения интеллектуальных систем. Назначение их довольно разнообразно. Это могут быть сравнительно простые системы, массового применения, задача которых- предоставить доступ к знаниями опыту экспертов специалистам менее высокой квалификации. А могут быть весьма сложные, предназначенные для проведения коллективной экспертизы при решении нестандартных проблем, требующих тщательного профессионального анализа и прогнозирования ситуации.

В зависимости от назначения и предоставляемых пользователю возможностей, можно выделить три типа интеллектуальных систем:

1. экспертные системы (ЭС)

2. системы поддержки принятия решений (СППР)

3. автоматизированные системы экспертного оценивания (АСЭО)

Экспертные системы. ЭС относятся к числу интеллектуальных систем, предназначенных для массового использования, и выполняют две основные функции: консультанта, помогающего в той или иной задачи, и эксперта, непосредственно эту задачу решающего. Они содержат значительный объем знаний в какой- либо предметной

области- базу данных. Эти знания хорошо организованы, т.е. структурированы, закодированы, сопровождены системой правил логического вывода и готовы для использования в условиях конкретной ситуации, представляющий интерес для пользователя. В ответ на его запрос ЭС выдает диагноз ситуации, рекомендации и советы, по своему качеству вполне соответствующие уровню эксперта высокой квалификации. Таким образом, опыт, знания, логически объяснимые заключения, которые делает высококвалифицированный эксперт в определенной области деятельности, благодаря экспертным системам становятся достоянием широкого круга специалистов. Такие системы нашли применение медицине и геологии, экономики и техники, сельском хозяйстве и т.д.

Важной особенностью ЭС является то, что любая рекомендация, выбранная ею, любое суждение могут быть объяснены при запросе пользователя. Экспертная система в любой момент должна быть готова объяснить, почему сделано то или иное заключение, и предоставить логическую цепочку рассуждений и фактов, приводящих к нему. Желание пользователя понимать то, что делает ЭС, и имеет возможность контролировать ход рассуждений вполне естественно и должно быть удовлетворено. Поэтому очень большое значение при создании экспертных систем кроме базы данных уделяется другому важнейшему их элементу- интерфейсу - организация диалога - «пользователь- компьютер». Таким образом, можно сделать вывод, что экспертная система- эффективный инструмент повышения обоснованности и качества решений менеджера за счет обращения к знаниям и опыту высококвалифицированных специалистов экспертов.

Системы поддержки и принятия решений. СППР предназначена для информационной поддержки ЛПР (менеджера) в процессе принятия решений и может быть определена как интерактивная, реализованная на компьютере система, обеспечивающая простой доступ к моделям и информации, используемым для разработки альтернатив и выбора решений. Область применения СППР- прежде всего нестандартные ситуации и слабо структурированные проблемы. Для них характерно наличие неопределенности, делающие практически невозможным отыскание единственной альтернативы решения. Процедура принятия решений в таких ситуациях требует механизма определение системы подчинений ЛПР и более глубокого сравнительного анализа альтернативных вариантов.

К основным принципам формирования и использование СППР можно отнести:

1. обеспечение ЛПР необходимой информацией в максимально возможном объеме;

2. возможность оперативного поиска информации;

3. генерирование альтернативных вариантов решений;

4. предоставление прогнозных оценок результатов реализации возможных альтернатив;

5. постоянную эволюцию системы в результате наращивания ее возможностей.

Системы поддержки принятия решений могут использоваться для различных задач и на различных уровнях принятия решения. Так, например, они могут быть полезны при анализе и прогнозирования динамики конъюнктуры рынка, при разработке стратегии развития организации, при оценки потенциала предприятия и проектов его реконструкции или технического перевооружения, повышения качества выпускаемой продукции и т.д.

Нередки ситуации, когда принимать решение приходится в условиях активного взаимодействия нескольких ЛПР, каждый из которых, помимо общей, стремится к достижению собственных целей. Они характерны, например, при кооперации производства в рамках нескольких предприятий, при реализации сложных, многосторонних, коммерческих проектов или научно-технических программ и т.п. В этих случаях приходится принимать компромиссные решения с учетом интересов отдельных участников. Поэтому при создании СППР большое внимание уделяется не только диалога «человек-компьютер», но и возможность организации диалога между различными участниками процесса выработки решения. Для этого применяются так называемые распределенные человеко-машинные системы, реализованные в виде локальной или общей сети персональных компьютеров. Это позволяет сблизить различные точки зрения ЛПР, участвующих в процессе, и прийти к согласованному решению. Особое значение имеют распределенные системы принятия решений при управлении крупномасштабными объектами, такими, как, например, энергетические и транспортные системы. В таких случаях компетенция, функции и ответственность оказываются разделенными между несколькими ЛПР, находящимися на различных уровнях иерархи. Это означает необходимость использовать процедуры параллельной подготовки, обоснования и корректировки решений, а также обмена информацией, которой обладают различные участники данного процесса.

Еще одной отличительной особенностью СППР в сравнении с ЭС является более значительная и активная роль менеджера ему принадлежит право запрашивать информацию, относящуюся к любой области его деятельности, определить ее объем и глубину анализа, учитывать мнение и оценки тех экспертов, которые представляют для него наибольший интерес. Разумеется, за ним и окончательный выбор.

Автоматизированные системы экспертного оценивания. Эти системы предназначены для автоматизации сложных экспертных процедур и повышение эффективности использования высококвалифицированных специалистов в качестве экспертов при выработке управленческих решений. Основная задача АСЭО – решение сложных управленческих проблем на основе надежной, профессионально отработанной и корректно применимой информации. Укажем основные свойства АСЭО, отличающие ее от других типов интеллектуальных систем – ЭС и СППР:

1. АСЭО- сложная иерархическая система, позволяющая организовать весь цикл проведения от формирования целей исследуемого объекта до анализа получения результата. при этом в АСЭО предусмотрено взаимодействие экспертов аналитической группы и операторов;

2. в АСЭО предусмотрена оценка качеств каждого эксперта, в том числе оценка степени его профессионально знакомства с объектами экспертизы;

3. обязательны элементом АСЭО является развитая оценочная система с возможностью ее настройки на конкретный объект экспертизы. Так, например, для оценки эффективности деятельности фирмы используются одни критерии, отдельного ее подразделения – другие, а сотрудников – третьи;

4. в АСЭО предусматривается возможность коллективной оценки сравниваемых альтернатив при использовании различных методов организации и проведении экспертиз;

АСЭО предусматривает анализ результатов экспертизы,в частности, возможность определения результирующей экспертной оценки, а также степени согласованности мнений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: