double arrow

По времени и технике погашения кредита


4.1. Кредиты, погашаемые одной суммой в конце срока.

4.2. Кредиты, погашаемые равными долями через равные промежутки времени (этот вариант, как и следующий, предполагает согласование графика погашения основной суммы долга и процентов с указанием конкретных дат и сумм). Фактически это простой кредит (с ежемесячными равными суммами платежей).

4.3. Погашаемые неравными долями через различные промежутки времени:

- сложный кредит (с выплатой от 20 до 50% суммы кредита в конце срока);

- прогрессивный кредит (с прогрессивно нарастающими к концу срока действия кредитного договора выплатами);

- сезонный кредит (кредит для сезонных производств с выплатами только в те месяцы, на которые приходятся максимальные суммы выручки).

Отдельно можно выделить гарантийные операции банков в части кредитования своих клиентов, а также консультационные услуги по вопросам кредитования.

Принципы (основные правила) кредитования.

Выделяют следующие принципы банковского кредитования:

- принцип срочности (кредит дается на однозначно определенный срок);

- принцип возвратности (в согласованный срок вся сумма кредита должна быть возвращена полностью);




- принцип платности (за право пользования кредитом заемщик должен заплатить оговоренную сумму процентов);

- принцип подчинения кредитной сделки нормам законодательства и банковским правилам (в частности, обязателен кредитный договор/соглашение в письменной форме, не противоречащий закону и нормативным актам ЦБ РФ);

- принцип неизменности условий кредитования (положений кредитного договора/соглашения). Если они меняются, то это должно делаться в соответствии с правилами, сформулированными в самом кредитном договоре/соглашении либо в специальном приложении к нему;

- принцип взаимовыгодности кредитной сделки (ее условия должны адекватно учитывать коммерческие интересы и возможности обеих сторон).

- принцип целевого использования кредита;

- принцип обеспеченного кредитования (кредит может быть обеспечен полностью, частично или не обеспечен вовсе).

До принятия решения о предоставлении кредита банк-кредитор

- тщательно изучает все представленные заемщиком документы, включая бизнес-план, планы маркетинга, производства и управления, прогноз денежных потоков заемщика на период погашения предоставляемого ему кредита (график поступлений и платежей заемщика); технико-экономическое обоснование (ТЭО) кредитуемой сделки;

- проверяет достоверность кредитуемой сделки, изучает кредитную историю заемщика, анализирует вопрос о наличии или отсутствии задолженности по обязательствам заемщика, в том числе просроченной, проверяет полномочия должностных лиц заемщика, которые будут подписывать кредитный договор, проверяет наличие и качество обеспечения (залога, гарантии, поручительства, страхового полиса и др.), оценивает полученную информацию.



В качестве обеспечения (залога) бизнес-кредита могут быть:

- товары в обороте;

- автотранспорт;

- оборудование;

- личное имущество (теле-, видео-, аудио- и бытовая техника);

- недвижимостью.

Банковская практика позволяет выделить следующие критерии оценки кредитного риска и кредитоспособности клиента:

- характер клиента (его репутация, четкость представления о цели кредита, степень ответственности за погашение долга);

- способность заимствовать средства (наличие у клиента права подать заявку на кредит, подписать кредитный договор или вести переговоры, дееспособность заемщика — физического лица);

- способность зарабатывать средства для погашения долга (финансовые возможности, прибыльность деятельности заемщика);

- капитал (достаточность капитала, степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию);

- обеспечение кредита (стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре. Качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение заемщиком его обязательств в срок при финансовых затруднениях);

- условия, в которых совершается кредитная операция (политическая, экономическая ситуация – текущая и прогнозная);



- возможности контроля над деятельностью заемщика (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита стандартам банка и органов надзора).

Способами оценки кредитоспособностиклиента банка являются:

- оценка менеджмента;

- оценка финансовой устойчивости клиента;

- анализ денежного потока;

- сбор информации о клиенте;

- наблюдение за работой клиента путем выхода на место.

Специфика оценки кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов определяет комбинацию применяемых способов оценки. К примеру, оценка кредитоспособности крупных и средних предприятий базируется на данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве методов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента.

Кредитоспособность мелких предприятий также оценивается на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового риска. В ходе личного интервью с руководителем мелкого предприятия выясняются цель ссуды, источник и срок возврата долга. Клиент должен доказать, что кредитуемые запасы к определенному сроку снизятся, а кредитуемые затраты будут списаны на себестоимость реализованной продукции.

Еще одна особенность малых предприятий: их руководителями и работниками нередко являются члены одной семьи или родственники; личный капитал владельца часто смешивается с капиталом предприятия. При оценке кредитоспособности мелкого клиента учитывается финансовое положение владельца, определяемое по данным личного финансового отчета.

Для того чтобы оформить кредит, бизнесу необходимо иметь соответствующее качество учета и отчетности, т.е. прозрачность. Чем более «белой» будет отчетность предприятия, тем больше шансов у него на получение кредита. Некоторые банки предпочитают оценивать состояние дел заемщика не по бумагам, а «на месте», присылая эксперта прямо на предприятие. Это, несомненно, более эффективный метод оценки риска для банка.

Система оценки банком кредитоспособности мелких заемщиков складывается из следующих элементов:

- оценка делового риска;

- наблюдение за работой клиента;

- собеседования банкира с владельцем предприятия;

- оценка личного финансового положения владельца;

- анализ финансового положения предприятия на основе первичных документов.

Потребительский кредит — это особая форма кредита, которая предоставляется его получателям в виде отсрочки платежа за приобретаемые ими потребительские товары и бытовые услуги. При потребительском кредите заёмщиками являются физические лица — население, а кредиторами — предприятия торговли и сферы услуг, банки, специальные кредитные учреждения. Торговые предприятия предоставляют потребительский кредит в виде товаров, которые продаются получателю кредита в рассрочку, а банки предоставляют заёмщику как безналичный, так и наличный кредит в форме краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования. При предоставлении прямого банковского кредита заключается кредитный договор между банком и заемщиком - пользователем ссуды. Косвенный банковский кредит предполагает наличие посредника в кредит­ных отношениях банка с клиентом. Таким посредником в данном случае выступают предприятия розничной торговли. Кредитный договор заключается между клиентом и магазином, который в последующем порядке получает ссуду в банке.

Определив возможности выдачи кредита относительно наличия ресурсов и кредитоспособности заемщика, работники банка подготавливают кредитный договор. В нем предусматриваются:

Преамбула - наименования и адреса сторон;

1 раздел - сумма договора;

2 - условия и порядок выдачи и погашения кредита;

3 - процентные ставки и порядок уплаты процентов;

4 - формы обеспечения обязательств;

5 - права и обязанности сторон по выдаче и погашению кредита;

6 - ответственность сторон;

7 - дополнительные условия;

8 - разрешение споров;

9 - срок действия;

10 - юридические адреса, подписи, печати.

Банк выдает кредиты в следующем порядке:

- юридическим лицам — в безналичной форме путем зачисления средств на расчетный, текущий или корреспондентский счет;

- физическим лицам — в безналичной форме путем зачисления средств на счет лица в банке либо наличными через кассу банка;

Банк выдает кредиты следующими способами:

- разовым зачислением средств на банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику — физическому лицу;

- открытием кредитной линии;

- кредитованием счета клиента (при недостаточности или отсутствии на нем средств) и оплаты расчетных документов с этого счета клиента (если в договоре банковского счета предусмотрено проведение такой операции).

Кредит возвращается (погашается) и проценты за него уплачиваютсяследующими способами:

- списанием средств со счета заемщика по его платежному поручению;

- списанием средств со счета заемщика, обслуживаемого в другом банке, на основании платежного требования банка-кредитора;

- списанием средств со счета заемщика — юридического лица, обслуживающегося в самом банке-кредиторе, на основании платежного требования последнего;

- перечислением средств со счетов заемщиков — физических лиц на основании их письменных распоряжений, переводом ими денег через предприятия связи или другие кредитные организации; взносом наличных в кассу банка-кредитора.

Многие банки сегодня предоставляют кредиты на открытие или развитие бизнеса. Однако получить такой кредит не так просто, как может показаться на первый взгляд. Если предприниматель только начинает свой бизнес и собирается брать кредит – ему необходимо определиться, в каком банке он будет обслуживаться. Практика показывает, что проще всего взять кредит в том же банке, в котором он обслуживается. Поэтому, прежде чем открывать расчётный счёт, важно узнать как можно больше о деятельности и возможностях того или иного банка.

Если предприниматель желает взять кредит на развитие предпринимательства – лучше обратиться в тот банк, в котором он обслуживается. Банк больше доверяет постоянным клиентам. Для посторонних предприятий банки часто устанавливают повышенный процент.
Если предпринимательуже брал кредитв этом банке, ему проще будет получить следующий кредит. Можно даже попросить банк снизить кредитный процент если это надёжная компания, имеющая положительную кредитную историю.

Для предпринимательства важную роль играет также
страхова́ние - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховой защитой людей и их дела от различного рода опасностей. Страхование является действенным механизмом снижения рисков частного и малого предпринимательства. Страхование способно перевести риски из области неопределенности (возникнут ли убытки и их возможный размер) в область известной стоимости страховой услуги (страховая премия, подлежащая оплате).

Страховые компании обеспечивают покрытие классических рисков, связанных с порчей и утратой имущества предпринимателя в результате пожара и других чрезвычайных обстоятельств, нанесением ущерба жизни и здоровью работников в результате несчастных случаев на производстве, ответственности перед третьими лицами, экологических рисков и др.
Существенными для частного и малого предпринимательства являются риски неисполнения договоров, изменения конъюнктуры рынков, усиления конкуренции, невостребованности произведенной продукции, неправильного налогообложения, возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов. Действительно, деятельность частного и малого предпринимательства основана на целой системе сделок, договоров и контрактов, своевременное и установленное исполнение которых партнерами выступает одним из важнейших условий устойчивого положения хозяйствующего субъекта. Для предотвращения этих рисков используются страховые инструменты. При этом создается система защиты для участников предпринимательской деятельности.

Принято выделять три отрасли страхования: имущественное, личное и ответственности. В личном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица. К личному страхованию относятся:

1. Страхование жизни.

2. Страхование от несчастных случаев и болезней.

3. Медицинское страхование.

В имущественном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

Имущественное страхование включает:

1. Страхование имущества предприятий и организаций.

2. Страхование имущества граждан.

3. Транспортное страхование (средств транспорта и грузов).

4. Страхование других видов имущества, кроме перечисленных выше.

5. Страхование финансовых рисков.

В страховании ответственности объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.

Страхование ответственности включает:

1. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2. Страхование гражданской ответственности перевозчика.

3. Страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности.

4. Страхование профессиональной ответственности

5. Страхование ответственности за неисполнение обязательств.

6. Страхование иных видов гражданской ответственности.

Специалисты страховых организаций активно участвуют в консультировании своих клиентов по построению и реализации страховых программ. Это повышает доверие к страховому бизнесу и расширяет спектр услуг страховщика. Применение страхования для минимизации рисков частного и малого предпринимательства требует тщательного подбора партнера-страховщика. Он должен отвечать требованиям стабильности деятельности, надежности, финансовой устойчивости и платежеспособности.







Сейчас читают про: