Вопрос 2. Задачи, функции и принципы государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Введение

Тема 1. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: понятие, функции, принципы.

Органы внутренних дел созданы для решения таких сложных задач как защита прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и иных действий; предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений. Отметим, что такие государственные функции выполняют непосредственно должностные лица органов внутренних дел, в целом составляющие кадры ОВД.

Соответственно для наиболее эффективного выполнения указанных задач сотрудники органов внутренних дел должны быть соответствующе подготовлены. При подготовке учитывается комплекс личностных и профессиональных качеств сотрудников ОВД, эффективность и результативность их служебной (учебной) деятельности, знание и умение правильно применять на практике положения нормативных правовых актов. Кроме того особое внимание следует уделять личным качествам каждого из сотрудников: морально-психологическим, правового образования в зависимости от выполняемых конкретных задач по должности.

Основная цель лекции сообщить слушателям о современном правовом состоянии вопросов прохождения службы, выделить существующие проблемы и предложить пути их решения.

В данном лекционном материале в основном уделено внимание задачам, функциям, принципам и месту государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации в общей системе государственно-служебных отношений, дана краткая характеристика видам государственной службы Российской Федерации, определено правовое положение сотрудника полиции посредством выявления сущности и правовых основ должности сотрудника органов внутренних дел.

Вопрос 1. Понятие и значение государственной службы Российской Федерации. Виды государственной службы Российской Федерации. Служба в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации.

Государственная служба занимает особое место в механизме управления государством и играет важную роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, создания необходимых условий для развития личности, укрепления основ гражданского общества.

Правовую основу государственной службы составляют:

Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации; уставы, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы государственной службы.

На основе этих правовых актов устанавливаются особенности государственной службы в отдельных государственных органах.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет систему и виды государственной службы. В частности статья 2 упомянутого закона выделяет следующие виды: государственная гражданская служба; военная служба;правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации, а военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Последнее обусловлено тем, что субъекты Российской Федерации лишены возможности создавать свою армию и полицию.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерацииустанавливаются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и «О материальной ответственности военнослужащих» осуществляют правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, а также устанавливают права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих.

Следующим видом федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина,является правоохранительная служба. В свою очередь ее разновидностью является служба в органах внутренних дел.

Основная цель государственной службы в органах внутренних дел: обеспечение организационно-правовых, морально-психологических и иных условий для формирования высокопрофессионального кадрового корпуса органов внутренних дел, способного эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед МВД России, обществом и государством.

В частности, вопросы прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации регламентируютсяФедеральным закономот 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции»,Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел. Кроме того, регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии снормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Что касается определения понятия государственная служба Российской Федерации, то в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, в нашем случае - федеральных органов государственной власти.

В свою очередь, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ,служба в органах внутренних дел –это федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел.

В ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»содержится такое определение: «Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета».

По своему правовому положению сотрудники органов внутренних дел являются государственными служащими.

Применительно к сотрудникам органов внутренних дел это означает, что они являются гражданами Российской Федерации, которые взяли на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которым в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Отношения по организации государственной службы в органах внутренних дел охватывает большой блок вопросов, например, выработку общих правил поступления на государственную службу, профессиональную подготовку кадров, установление должностных наименований и определение объема полномочий по каждой должности, определение механизма продвижения и прекращение служебных отношений и другие.

Отношения по осуществлению служебных полномочий сотрудниками строятся по такой схеме: каждый сотрудник занимает должность. Должность определяет объем полномочий. Полномочия подлежат практической реализации.

Осуществление сотрудниками правоохранительных функций невозможно без наделения их государственно-властными полномочиями. Государственно-властные полномочия являются определяющим элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел, обусловленные занимаемой должностью.

Сотрудники органов внутренних дел уполномочены государством от его имени разрешать в пределах своей компетенции возникающие вопросы и ситуации.

Сотрудники органов внутренних дел имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Им выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника органов внутренних дел и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (например, жетон сотрудников Московского университета МВД России представляет собой знак овальной формы с надписью «МВД России» и В-12).

Служебное удостоверение сотрудника органов внутренних дел является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу или подразделению, должность и специальное звание сотрудника. Служебное удостоверение сотрудника органов внутренних дел подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику законодательством Российской Федерации.

Учитывая специфику правоохранительной службы Российской Федерации, предлагаетсяподробно рассматривать в рамках лекционного материала, только лишь один орган внутренних дел. Поскольку данная дисциплина преподается в Московском университете МВД России, то представляется его рассмотрение на примере Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России).

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

Являясь федеральным органом исполнительной власти, МВД России осуществляет в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В свою очередь в состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

Министерство внутренних дел Российской Федерации наделено специальной компетенцией и является центральным органом федеральной исполнительной власти. МВД России осуществляет в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.

Более детально правовой статус Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) определен Положением «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации» (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248).

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон«О системе государственной службы Российской Федерации», другие нормативно-правовые акты позволяют в качестве характеристики профессиональных отношений в органах внутренних дел сделать несколько общих выводов:

а) профессиональные отношения в органах внутренних дел Российской Федерации – это государственно-служебные отношения;

б) эти отношения связаны с деятельностью государственного органа, входящего в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

в) государственно-служебные отношения в органах внутренних дел Российской Федерации представляют собой разновидность федеральных государственно-служебных отношений Российской Федерации и занимают свое самостоятельное место;

г) исходя из полномочий МВД России, государственно-служебные отношения в них должны регламентироваться федеральным законодательством и в соответствии с ним нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации;

д) государственно-служебные отношения в органах внутренних дел Российской Федерации должны обладать элементами устойчивости, надежности, эффективности, целенаправленности; стабильность кадрового потенциала в органах внутренних дел Российской Федерации является предпосылкой для становления режима законности и правового государства.

Вопрос 2. Задачи, функции и принципы государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Задачи государственной службы в органах внутренних дел очень многообразны. В конечном итоге они как составляющая часть общих задач государственной службы Российской Федерации связаны с реализациями задач государственных органов. Задачи государственного органа представляют собой цели, достижения которых он должен добиваться всей своей деятельностью. Каждый орган государства имеет предназначение только для него специфические задачи и функции. Все органы вместе взятые призваны обеспечить решение задач, стоящих перед государством. В целом эти задачи отображают различные области (проявления) государства: политическую, гуманитарную, экономическую, социальную, межнациональных отношений, оборонную, национальной безопасности и т.д.

Вопрос следует рассматривать в широком и узком смысле. Широкий смысл охватывается задачами, которые стоят перед всей государственной службой Российской Федерации. Для узкого подхода задачи государственной службы органов внутренних дел вытекают из общих задач, стоящих перед этими органами.

В целом Министерство внутренних дел Российской Федерации представляет сложную систему органов, которые осуществляют свою деятельность через различные формы. К основным формам относят: организационно-массовую работу, нормотворческую деятельность, правоприменительную (регулятивную и правоохранительную) деятельность, материально-технические операции. Компетенция различных органов внутренних дел Российской Федерации определяется различными правовыми актами. Так, согласно ст. 2 Федерального закона «О полиции», задачи полиции распределены по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Кроме того, по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Другой Федеральный закон - «Об оперативно-розыскной деятельности» к задачам оперативно-розыскной деятельности, в том числе и для органов внутренних дел, относит: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших преступления; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Исходя из задач, которые поставлены перед органами внутренних дел Российской Федерации не только указанными законами, но и многими другими нормативными правовыми актами, можно выделить основные и вспомогательные задачи государственной службы в органах внутренних дел.

К первым (основным) можно отнести те, которые вытекают из общих поставленных задач перед МВД России:

- осуществление деятельности, связанной не только с применением мер государственного воздействия, но и не требующей таковых, с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности через государственно-служебные отношения сотрудников, проявляющиеся по всем направлениям реализации полномочий органов внутренних дел в сфере государственного управления;

- создание условий для совершенствования работы с кадрами органов внутренних дел, их профессиональной подготовки;

- обеспечение государственной охраны (защиты) сотрудников;

- обеспечение различного рода условий для проявления принципов как основы организации государственной службы в деятельности органов внутренних дел и их сотрудников;

- обеспечение нормальной деятельности органов внутренних дел и выполнение сотрудниками профессиональных, должностных обязанностей по обеспечению исполнения полномочий этих органов;

- искоренение условий для проявления бюрократизма, коррупции, нарушений законности среди сотрудников;

- создание прочных механизмов, сопровождающих не только отбор, но и профессиональный рост каждого сотрудника.

Ко вторым (вспомогательным) можно отнести задачи, которые непосредственно вытекают из функциональной деятельности конкретных органов и подразделений МВД России, наделенных определенными полномочиями. В частности:

- создание из специалистов экспертных советов рабочих групп по рассмотрению проектов нормативных актов и иных документов, подготовленных на конкурсной основе, касающихся государственно-служебных отношений в органах внутренних дел;

- создание автоматизированного управления процессом профессиональной адаптации сотрудников в органах внутренних дел;

- введение в число основных критериев работы сотрудников органов внутренних дел состояния соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации;

- совершенствование механизма ответственности сотрудников органов внутренних дел за незаконные действия (или бездействия) при реализации нормативно-правовых актов;

- создание эффективной методики по изучению и оцениванию профессионально важных качеств сотрудников органов внутренних дел, в особенности, руководителей;

- создание системы мониторинга, направленного на работу по развитию кадрового потенциала, формирование резерва кадров, планированию карьеры, проведению периодической аттестации;

- создание научно-методического совета по проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной службы в органах внутренних дел;

- создание системы отбора кандидатов на руководящие должности, при которой каждый новый уровень должностных лиц характеризовался бы более высоким набором профессиональных, интеллектуальных и нравственных качеств; престиж должности совмещался бы с авторитетом личности;

- создание в органах внутренних дел единой системы предотвращения коррупции и борьбы с ней;

- определение перечня должностей, которые потенциально в наибольшей степени могут быть повержены различным проявлениям коррупции и установление за этими должностями особого контроля;

- создание ведомственного контрольно-наблюдательного совета по борьбе с коррупцией;

- разработка программы информирования общественности по вопросам государственной службы в органах внутренних дел и путях совершенствования этой службы;

- ежегодная оценка деятельности каждого сотрудника органов внутренних дел за выполнение функциональных обязанностей;

- определение базовых практических органов внутренних дел с целью проведения экспериментов по отработке методик, оценок, различных технологий кадровой в органах внутренних дел;

- создание независимой комиссии по спорам, конфликтам и другим вопросам государственной службы в органах внутренних дел;

- создание банка данных и базы знаний по системе подготовки специалистов и их профессиональном использовании на службе;

- внесение предложений в Правительство Российской Федерации по созданию механизмов реализации отдельных прав сотрудников органов внутренних дел, предусмотренных действующим законодательством;

- определение научно обоснованных нормативов штатного обеспечения деятельности органов внутренних дел;

- выработка научно обоснованных норм и нормативов служебной нагрузки сотрудников внутренних дел;

- создание специализированных подразделений с аналитическими функциями обобщения и распространения положительного опыта по вопросам функционирования государственной службы и устранению имеющихся недостатков;

- пересмотр тематики служебной подготовки личного состава органов внутренних дел на предмет более глубокого изучения вопросов государственно-служебных отношений;

- разработка механизмов повышение престижности государственной службы в органах внутренних дел;

- разработка современных методик по адаптации сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях работы.

Широкий смысл к определению задач государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации тесно увязывается с задачами государственной политики Российской Федерации, которую необходимо оценить как более научно-теоретическую категорию:

- признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина и человека;

- обеспечение государственного суверенитета, конституционного строя, ценности и неприкосновенности территории;

- осуществление государственно-служебных отношений на основе единства темы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в социальном государстве, где гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

- выполнение государственно-служебных отношений в условиях идеологического многообразия, когда никакая идеология, религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, где общественные объединения равны перед законом;

- постоянное совершенствование деятельности государственных служащих на основе мощной правовой базы, состоящей из общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и местного самоуправления научной организации труда и внедрения прогрессивных методов решения управленческих задач; применения электронно-вычислительных средств;

- создания модели непрерывного повышения профессионального уровня государственных служащих.

В условиях реформирования всей правоохранительной системы Российской Федерации комплексная реализация задач государственной службы в органах внутренних дел позволила бы достичь и определенные цели в этой области:

1) создать обновленную систему государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации;

2) построить новую модель кадровой работы в этих органах, адекватную моделям в других странах, путем внедрения технологий и методик по расчету потребности в кадрах, планированию карьеры, организации оценки и повышению квалификации, оценке эффективности деятельности государственной службы, анализу текучести кадров и других составляющих;

3)пополнить органы внутренних дел государственными служащими, обладающими высоким уровнем культуры и профессионализма;

4) сформировать идеальную модель сотрудника органов внутренних дел как государственного служащего и определить степень соответствия сотрудников органов внутренних дел идеалу модели и профессии;

5) привести корпус государственных служащих органов внутренних дел к мировому уровню и стандартам, дающим возможность работать с различными международными организациями по предупреждению и раскрытию преступлений.

Функции государственной службы в системе МВД России.

Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и деятельности государственных служащих.

Выделяют следующие общеправовые функции – регулятивную, охранительную, обеспечительную, коммуникативную, интегративную и социальные (экономическую, политическую, воспитательную, экологическую).

Позволим себе их интерпретировать применительно к рассматриваемому нами предмету.

Регулятивная функция – обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей на субъекты права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Наиболее характерными элементами осуществления регулятивной функции права являются: определение посредством норм права дееспособности (правосубъективности) граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным общественным отношениям.

Охранительная функция – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному обществу. Специфика охранительной функции состоит в следующем:

во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;

во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний;

в-третьих, она является показателем политического и культурного общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Способ охраны очень часто зависит от развитости общества, от его политической сущности. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнивать с правоохранительной деятельностью государства. Если охранительная функция права - это действия самого права, то правоохранительная деятельность государства,

во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных учреждений (МВД, прокуратуры, суда, арбитража) по охране права;

во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора;

в-третьих, охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность – на охрану самого права. Государственная служба в органах внутренних дел в охранительной функции права направлена на установление и поддержание определенного правого режима в государстве с помощью различных законных мер обеспечения.

Обеспечительная функция права нацелена на то, чтобы стоящие перед государством задачи, функции в конечном итоге были выполнены. Для этого государство задействует различные органы. Министерство внутренних дел России, исходя из своего правового статуса, возглавляет сложную систему органов внутренних дел.

Коммуникативная функция направлена на обеспечение социально полезного накопления целенаправленного использования информации о процессах, происходящих внутри государственного аппарата, государственных органов, на использование общественного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях ее реформирования.

Что касается социальных функций права, то они в самом общем виде представляют собой комплексное воздействие на сложившиеся сферы общественных отношений. Государственная служба в органах внутренних дел как правовой институт, а в целом и государственная служба Российской Федерации в области социальных функций права осуществляет реализацию целей и функций государства применительно к сферам общественных отношений.

В основу формирования государственной службы в органах внутренних дел положено два момента. Первый связан с объективными (практическая реализация функций права и государства), а второй с субъективными (подготовленность к службе, интеллектуальные способности, соблюдение дисциплины и т.д.) предпосылками становления этой государственной службы. Исходя из предпосылок формирования государственной службы в органах внутренних дел, сфер ее реализации и содержания трудовых операций можно предположить следующую классификацию функций данной службы: общие, основные и обеспечивающие.

К общим функциям государственной службы в органах внутренних дел можно отнести те, которые, на наш взгляд, характерны для системы управленческих взаимоотношений: планирование, предвидение, организация, регулирование, руководство, контроль, координация, учет, информационная.

1) Планирование – эта функция занимает центральное место в механизме государственной деятельности и государственно-служебных отношений. Она представляет сложную организационную категорию. Для ее выполнения от государственных служащих требуется знание объективных законов развития гражданского общества, международного и национального законодательства, а также целей, задач, средств достижения планируемого процесса. Планированию свойственно определение количественных и качественных показателей развития различной системы, в том числе и системы МВД России. Достижение органами внутренних дел намеченных целей и выполнение поставленных задач возможно только при научно обоснованном планировании.

2) Предвидение – данная функция отображает будущее состояние органов внутренних дел в осуществлении государственного управления и государственной службы этих органов. Она может отображать и изменения, которые могут произойти в данных объектах. Ей свойственно нести и информационный материал о тех событиях, которые могут наступить. Предвидеть – значит давать опережающую возможную картину действительности. В предвидении различают три формы: предсказание, прогноз, предположение.

Предсказание – однозначное утверждение о будущем состоянии того или иного объекта или наступление какого-либо события.

Прогноз вырабатывается на научной основе и звучит не столь категорично. В нем отражается наиболее вероятное состояние объекта или возможность наступления события, однако, допускается, что объект может оказаться и в ином состоянии или прогнозируемое событие не произойдет. Предположение представляет собой описание одного или несколько возможных вариантов (гипотезе) будущего состояния интересующих нас объектов.

3) Организация как функция предполагает создание упорядоченности в системе управления государственной службой в органах внутренних дел, осуществление различных мер (на законной основе) по реализации концепций, планов, решений, связанных с государственно-служебными отношениями, формирование устойчивых начал в государственной службе, которые могли бы влиять на общественные отношения с целью выполнения поставленных задач перед органами внутренних дел, обеспечение необходимого воздействия субъекта управления на объект управления, установление на базе принципов государственной службы в органах внутренних дел ее структуры с четким распределением должностных полномочий служащих.

4) Регулирование связано с непосредственным осуществлением действий организационного характера в области государственной службы органов внутренних дел, которые влекут установление, изменение или прекращение государственно-служебных отношений. Эта функция обеспечивает нормальный режим во взаимоотношениях между различными элементами системы государственной службы. Деятельность государственных служащих связана в основном с правоприменительным аспектом. Регулирование способствует разработке нормативных актов и различных рекомендаций по совершенствованию государственной службы в органах внутренних дел.

5) Информационная функция включает многие моментыно, как правило, они имеют одну направленность, которая связана с обеспечением деятельности органов внутренних дел. Без соответствующей информации нельзя принять решение, связанное с эффективностью управления силами и средствами органов внутренних дел. Эта функция органически связана с управлением. Для осуществления своей управленческой деятельности органы внутренних дел используют различную информацию, подготовленную сотрудниками: экономическую, криминологическую, статистическую, криминалистическую, социологическую, демографическую, экологическую и т.д. Сотрудники должны владеть профессиональными навыками в работе с информацией.

6) Руководство – это функция по установлению общих начал и направлений осуществления государственной службы для органов внутренних дел и государственной службой в органах и подразделениях МВД России исходят от стратегии и тактики, общих государственно-служебных отношений, сложившихся в стране, и устоявшейся структуры управления в системе органов внутренних дел.

7) Контроль как функция государственной службы в органах внутренних дел проявляется:

а) в оценке фактического состояния этой службы на предмет соответствия (несоответствия) ведомственной базы государственно-служебных отношений принятым общим законодательным актам, регламентирующим эти отношения в российском обществе;

б) в анализе различных отклонений в ходе исполнения правовых норм государственной службы в органах внутренних дел с целью выработки общих подходов к решению задач, направленных на достижение не только промежуточных, но и конечных результатов в данной области;

в) в выявлении положительного опыта реализации государственно-служебных отношении, как на федеральном, так и на региональном уровнях, обеспечивающего эффективность в реализации всех сторон правового статуса сотрудников, для его распространения и подготовки предложений по совершенствованию правовой базы этих отношений.

8) Координация – это функция, с помощью которой достигается согласованность всех кадровых аппаратов внутренних дел различных уровней управления с целью выполнения поставленных задач в области государственной службы.

9) Учет как функция – это сбор сведений обо всех сторонах проявления института государственной службы в органах внутренних дел путем регистрации, сравнения, обобщения и сопоставления конкретных показателей.

Основные функции государственной службы в органах внутренних дел способствуют реализации тех направлений деятельности этих органов, которые в пределах своих полномочий осуществляют государственное управление в отведенной им сфере. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации оговаривает более 40 узловых функциональных аспектов своей деятельности. В качестве примера можно привести некоторые:

- определение основных направлений по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечения общественного порядка, общественной безопасности;

- осуществление анализа состояния правопорядка и преступности и подготовка предложений по усилению борьбы с криминогенными проявлениями;

- участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- осуществляет функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач и т.д.

Обеспечивающие функции государственной службы в системе МВД России способствуют реализации общих и основных функций.

Среди них можно выделить следующие:

- осуществление мер по обеспечению защиты жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества сотрудников, обеспечение системы собственной безопасности;

- организация материально-технического, информационного, юридического, финансового обеспечения органов и подразделений МВД России и личного состава и др.

Рассмотренные функции государственной службы в органах внутренних дел составляют единый блок. Они объединены общим информационным пространством и конечными целями. Органы внутренних дел рассматриваются как целостная система, в которой единый блок функций взаимообусловлен и взаимосвязан.

Принципы государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с признаками государственной службы, закрепленными в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», а также в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Служба в органах внутренних дел стоится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма. Гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации.

В ст.3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено:

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

- федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

- законность;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

- равный доступ граждан к государственной службе;

- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

- профессионализм и компетентность государственных служащих;

- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

К принципам государственной службы следует также отнести общепризнанные основополагающие правила поведения, законодательно закрепленные в нормативных актах, регулирующих отдельные направления деятельности органов внутренних дел.

В свою очередь Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статье 4 обозначает, что служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с вышеупомянутыми принципами, установленными Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации».

Кроме того, служба в органах внутренних дел строиться и на специфичных для неё принципах, таких как:

1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел;

2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел;

3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел.

Кроме названных ранее, можно также отметить Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

В нем предусмотрено, что в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации, рекомендуется придерживаться следующих принципов:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

В свою очередь предложенные принципы не могут быть реализованы, если не соблюдено ряд нормативных требований. К ним относятся:

1) сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;

2) сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам);

3) обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;

4) ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;

5) сотрудник органов внутренних дел не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности;

6) сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности.

Подводя итог, рассматриваемому вопросу, следует отметить, что для эффективного решения поставленных перед органами внутренних дел задач важнейшим, по-прежнему остается не только дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, конкретизирующей основные направления деятельности данных органов и их полномочия, но и правовой статус самого сотрудника органов внутренних дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: