Тема № 20. Цели и концепции управленческого учета

Организации в условиях перехода к рыночным отношениям крайне нуждаются в аналитической оперативной информации, характеризующей рациональность использования производственных ресурсов, целесообразность инвестирования в них, рентабельность хозяйственно-финансовой деятельности организации. Эти задачи могут быть решены с помощью управленческого учета, о чем свидетельствует практика экономически развитых стран.

Управленческий учет охватывает все виды информации, которая собирается, измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководству и менеджерам, вырабатывающим и принимающим обоснованное управленческое решение.

Управленческий учет иногда называют внутренним учетом, который включает систему производственного учета. Производственный учет предполагает систему сбора, регистрации, обобщения и обработки информации о затратах на производство, контроль за их состоянием и калькулирование себестоимости продукции. Формирование показателей производственно-хозяйственной деятельности организации в системе управленческого учета является коммерческой тайной организации, фирмы.

Управленческий учет представляет собой систему сбора определенной информации и ее использования внутри предприятия. Именно в этом смысле, т. е. в значении определенной системы сбора и обработки информации, следует употреблять слово «учет» применительно к информации для целей управления. Эта информация не может быть доставлена финансовым учетом, так как перед ним стоят совершенно другие цели и задачи. В рамках управленческого учета осуществляются планирование, контроль и оценка производственной деятельности организации.

Управленческий учет является составной частью системы управления предприятием. Он призван обеспечить процесс сбора информации:

для контроля эффективности текущей деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений, видов деятельности, секторов рынка;

для планирования будущей стратегии и тактики осуществления хозяйственно-финансовой деятельности в целом и отдельных хозяйственных операций, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

для измерения и оценки эффективности хозяйствования в целом и подразделений организации, в частности, исчисления уровня рентабельности отдельных видов продукции, работ, услуг, секторов и сегментов рынка;

для корректировки принятых управленческих решений в ходе процесса производства и реализации продукции, товаров и услуг, уменьшения субъективности в процессе принятия решений на всех уровнях управления.

Главными принципами управленческого учета являются ориентация на достижение поставленной задачи, необходимость обеспечения альтернативных вариантов ее решения, участие в расчетах нормативных параметров оптимального варианта и в контроле его исполнения, ориентация на выявление отклонений от заданных параметров исполнения, интерпретация выявленных отклонений и их анализ.

Кроме того, необходимо соблюдать общие принципы сбора информации для управления: опережение данных для принятия управленческого решения и ответственность за его последствия. Гораздо важнее правильная оценка предстоящих расходов и доходов, чем констатация упущенных возможностей. Вместе с тем, если нет ответственности за результаты хозяйствования на всех уровнях управления, вести управленческий учет не имеет смысла.

В текущей деятельности предприятия информация управленческого учета часто сводится к выявлению отклонений фактических показателей от расчетных. Это относится не только к величине затрат на производство, но и к отклонениям в нормах запаса, ценах, сроках платежа и т. п. На основе информации об отклонениях принимаются меры по ликвидации причин, вызывающих превышение фактических издержек производства над нормативными, потери прибыли и имущества.

По характеру применения управленческий учет универсален. Его можно внедрять на всех предприятиях и в организациях, имеющих затраты и запасы на складах, и в процессе их движения по стадиям производственного цикла до склада готовой продукции. Запасы включают сырье как продукт добывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства; материалы, подвергшиеся предварительной обработке как на самом предприятии, так и на других (полуфабрикаты – заготовки, поковки, отливки, детали, узлы и т. п.); трудовые ресурсы – массу живого труда, которой располагает предприятие в данный момент, использование трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности и результат труда.

Данные управленческого учета предназначены для администрации предприятия, которую представляют управленческий персонал, менеджеры, руководители. Для каждого из них информация определяется в зависимости от выполняемых функций и занимаемой должности. Для менеджеров, например, наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий.

Управленческий учет определяется как самостоятельное направление хозяйственного учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, контроля, оценки организации в целом и ее структурных подразделений. Бухгалтерский учет – это связующее звено между учетным процессом и управлением предприятием.

Предметом бухгалтерского учета является производственная деятельность организации и ее отдельных структурных подразделений (сегментов), называемых центрами ответственности. В управленческом учете под центром ответственности понимается структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса. Деление организации на сегменты определяется руководством. В управленческом учете выделяют следующие типы центров ответственности:

затрат;

доходов;

прибыли;

инвестиций.

В основе классификации лежит критерий финансовой ответственности руководителей в рамках их полномочий и полноты возложенной на них ответственности.

Центр затрат – структурное подразделение организации, в котором имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля затрат, а также оценки их использования. Руководитель обладает наименьшими управленческими полномочиями. Он отвечает лишь за произведенные затраты. Система управленческого учета измеряет и фиксирует затраты на входе в центр ответственности. Работа центра затрат ведется в двух направлениях:

получение максимального результата при определенном заданном уровне вложений;

доведение до минимального уровня вложений, необходимых для достижения заданного результата.

Центр доходов – структурное подразделение организации, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за издержки. Деятельность руководителя этого центра оценивается на основе полученных доходов, следовательно, задача управления на этом участке – фиксирование результатов деятельности центра на выходе. Задачи этого центра – сохранение конкурентоспособности и получение прибыли.

Центр прибыли – структурное подразделение организации, руководитель и менеджеры которого отвечают одновременно как за доходы, так и за затраты. Они принимают решения, основываясь на количестве потребляемых ресурсов и размере ожидаемой выручки. Целью данного центра является получение максимальной прибыли путем оптимального сочетания величины вкладываемых ресурсов, объема выпускаемой продукции, ее качества и цены. Эффективность работы центра оценивается по экономическому показателю – прибыли. Рост прибыли стимулируется правильным подбором показателей, характеризующих деловую активность подразделения.

Центр инвестиций – структурное подразделение организации, менеджеры которого не только контролируют затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств. У них есть право принимать инвестиционные решения по отдельным проектам. Руководитель центра обладает самыми большими полномочиями и несет наивысшую ответственность за принимаемые решения.

Объектами управленческого учета являются:

издержки (текущие и капитальные) организации и ее подразделений (центров ответственности);

результаты хозяйственной деятельности предприятия в целом и центров ответственности;

внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен;

бюджетирование;

внутренняя отчетность.

Методы, используемые в управленческом учете:

элементы метода бухгалтерского финансового учета (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение, отчетность);

индексный (статистика);

приемы экономического анализа (факторный анализ);

математические (корреляция, линейное программирование, метод наименьших квадратов).

Экономическая обособленность и независимость организаций объективно усложняет их ориентацию в системе экономических связей, при этом возрастает значимость функции управления организацией. Реализацию данной функции обеспечивает управленческий учет, задачей которого является составление отчетов второй и третьей группы. Содержащаяся в них информация предназначена как для собственников организации, так и для менеджеров, т. е. для внутренних пользователей. Эти отчеты содержат информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Содержание отчетов меняется в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, запрашивающего конкретный отчет.

Концепции управленческого учета формируют его принципы, функции, цели и задачи. Выделяют следующие основополагающие концепции управленческого учета: достоверное и добросовестное отражение фактов хозяйственной жизни и действительного положения вещей в организации; приоритет содержания над формой, которая провозглашает главенство экономического содержания над юридической формой при предоставлении разного рода информации в систему учета.

В соответствии с концепциями формируется среда учетных принципов:

• ответственности – сбор и обработка внутренней и внешней информации, необходимой для достижения целей организации, требуют регулярного определения ответственности и основных индивидуальных результатов работы менеджеров;

• управляемости – определение операций, на которые могут или не могут воздействовать менеджеры, анализируя, сравнивая и объясняя информацию при контроле, оценке и регулировании производственной деятельности;

• достоверности – правдивость, полнота, доступность информации, которые зависят от ее источника;

• взаимозависимости – использование как внутренних, так и внешних источников, а именно: получение информации из взаимодействующих подразделений, связанных со сбытом, снабжением, производством, персоналом, финансами и т. д.;

• релевантности – своевременное предоставление информации в четкой, понятной форме с использованием такого количества альтернатив, какое необходимо для принятия обоснованных решений;

• обособленности – рассмотрение как отдельных подразделений (центров ответственности) организации, так и отдельных управленческих проблем;

• непрерывности – постоянное формирование информационного поля учетных данных;

• полноты – максимально полное информирование, касающееся любой учетно-управленческой проблемы, для выбора максимально эффективных управленческих решений;

• надежности – обоснованность и достоверность используемой информации;

• своевременности – представление информации по требованию;

• сопоставимости – формирование одинаковых показателей за разные периоды времени или при разработке вариантов действий в соответствии с одними и теми же принципами;

• понятности – понятность, уместность и неперегруженность информации излишними деталями;

• периодичности – определение сроков составления внутренних отчетов для пользователей;

• экономичности – затраты на поддержание системы управленческого учета существенно меньше выгод от его функционирования.

Соблюдение данных принципов позволяет так построить систему управленческого учета, чтобы она максимально соответствовала главной цели данного вида деятельности. Таким образом, формируется среда учетных принципов, включающая:

ориентацию на достижение поставленной задачи;

необходимость обеспечения альтернативных вариантов ее решения;

участие в расчетах нормативных параметров оптимального варианта и в контроле за его исполнением;

ориентацию на выявление отклонений от заданных параметров исполнения;

интерпретацию выявленных отклонений и их анализ. Кроме того, необходимо соблюдать общие принципы сбора информации для управления:

опережения данных для принятия управленческого решения;

ответственности за его последствия.

Целью управленческого учета являются подготовка и предоставление менеджерам достоверной, полной и своевременной информации для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей организации.

Цель управленческого учета достигается в рамках указанных функций посредством решения ряда задач, которые сами по себе могут конкретизироваться подзадачами. Набор подзадач индивидуален и зависит от целей самой организации, от сложившейся ситуации в ее бизнес-среде, стратегии и тактики руководства, формализации и стандартизации учетно-аналитических процедур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: