double arrow

Лекция 1. Основные понятия синтаксиса

План

  1. Предмет синтаксиса.
  2. Единицы синтаксиса.
  3. Синтаксические связи и отношения.
  4. Средства синтаксических связей.
  5. Синтаксис среди других разделов языка.
  6. Этап изучения синтаксиса

Слово «синтаксис» возникло в древнегреческом языке и в переводе обозначает ‘составление, соединение’. Этим термином прежде всего называют один из языковых уровней (наряду с лексическим, морфологическим, фонетическим). Синтаксический уровень составляют синтаксические единицы и правила, закономерности, по которым синтаксические единицы строятся и взаимодействуют. Синтаксические единицы состоят из единиц более низких уровней – слов и словоформ, поэтому они более крупные.

Синтаксисом также называется наука о синтаксическом уровне, второй раздел грамматики, которая изучает синтаксический строй русского языка, строение и значение синтаксических единиц, то есть как слова и словоформы объединяются в предложения и словосочетания, как функционируют предложения, каковы типы предложения. Синтаксические исследования самые трудные. Это связано с необъятным множеством предложений, что затрудняет их классификацию. Синтаксис тесно связан с морфологией и лексикой. При анализе синтаксических конструкций необходимо учитывать семантику языковых единиц.

В отличие от других языковых единиц синтаксические единицы оформляют высказывание. К синтаксическим единицам относятся: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое (ССЦ). Кроме названых единиц в сферу синтаксиса входят единицы других уровней – слово и словоформа, но рассматриваются они как строевые элементы синтаксических единиц. Например, из словоформ строятся словосочетания: издавна разлюбил, любят чтение, с безнравственной душой, исключить из опалы. Из словоформ и слов строятся простые предложения: Евгений издавна чтенье разлюбил.

Из простых предложений строятся сложные:

Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье разлюбил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил.

Из простых и сложных предложений строится ССЦ. В ССЦ простые и сложные предложения объединены одной микротемой. В данном примере микротема – выбор книг, которые читает главный герой:

Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье разлюбил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил.

Певца Гяура и Жуана

Да с ним еще два-три романа,

В которых отразился век

И современный человек изображен довольно верно.

Вся онегинская строфа представляет собой сложное синтаксическое целое.

Таким образом, более простые единицы составляют более сложные, иначе можно сказать более сложные синтаксически единицы членятся на более простые. Такой тип отношений получил название иерархических.

Центральной синтаксической единицей является предложение. Во-первых, потому что простое предложение – это элементарная единица, предназначенная для передачи законченной информации. Ни слово, ни словосочетание законченной информации не несут.

Во-вторых, из простых предложений строятся Сложные предложения и тексты.

Простое предложение имеет собственные грамматические характеристики, строится по специальному грамматическому образцу, обладает собственным языковым значением, интонационной оформленностью. Например, предложения Студенты слушают лекции. Восьмиклассники учат уроки. Дети любят сказки. – построены по одной грамматической модели, одинаково интонационно оформлены и реализуют одно и то же грамматическое значение ‘сообщение о предмете и его действии’. В предложениях типа Слушают ли студенты лекции? Меняется интонационная оформленность. В предложении Студенты работают с книгой меняется структурная схема, а грамматическое значение сохраняется.

Под грамматической (структурной) схемой понимается грамматический образец построения предложения.

Синтаксические единицы вступают в различные связи и отношения, так как большинство синтаксических единиц состоят из нескольких компонентов. Вообще лингвисты считают, что синтаксис начинается там, где есть синтаксические связи и отношения между компонентами. Выделяют два вида синтаксической связиподчинительная и сочинительнаяСочинительная связь объединяет синтаксически равноправные компоненты: однородные члены предложения и предикативные части в составе сложносочиненного предложения.

Подчинительная связь объединяет неравноправные компоненты: один компонент выступает как главный, а другой – как зависимый. Это словоформы в составе словосочетания и предложения, предикативные части в составе сложноподчиненного предложения.

Синтаксическая связь объединяет компоненты, которые вступают между собой в различные синтаксические отношения. Нет прямой зависимости между синтаксическими связями и отношениями: один и тот же тип отношений может оформляться разными типами связи. Например, атрибутивные отношения, называющие предмет и его признак могут оформляться при помощи согласования (отцовский дом) и при помощи управления (дом отца). Отношения следствия могут оформляться при помощи и сочинительной и подчинительной связи. Например: Друга не было дома, и поэтому я ушел. Друга не было дома, так что я ушел.

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для главных членов предложения – подлежащего и сказуемого. Непредикативные отношения возникают между компонентами словосочетаний и предложений и делятся на атрибутивные, объектные, обстоятельственные и комплетивные. Например: космические полеты (атрибутивные отношения), полеты в космос (обстоятельственно-атрибутивные), летать в космос (обстоятельственные места), исследовать космос (объектные).

В лингвистике принято выделять разнообразные средства связи, при помощи которых объединяются синтаксические единицы. К синтаксическим средствам связи относятся: словоформы, предлоги, окончания, союзы, частицы, типизированные лексические средства, интонация, порядок слов.

Словоформы являются основными строительными элементами всех синтаксических конструкций. Они несут лексико-грамматическую и смысловую нагрузку. Надо четко понимать, что количество слов и словоформ в предложении может не совпадать. Например:

Не видит никого, кто руку с той стороны подал бы ей.

В этом предложении 11 слов, но 9 словоформ. С стороны (2 слова, но одна словоформа), подал бы (2 слова, но одна словоформа).

Окончания и предлоги являются элементами словоформ. Посредством окончаний соединяются слова в составе предложений и словосочетаний, а предлоги усиливают и дополняют служебную роль окончаний. Сравните: любить книга – две несвязанные словоформы. Любить книгу связь осуществляется за счет окончания –у. Найти в книге – две словоформы связаны за счет окончания и предлога.

Важным средством связи являются союзы. Они соединяют между собой однородные члены предложения, части сложного предложения, компоненты сложного синтаксического целого и выражают при этом грамматические отношения между компонентами синтаксической конструкции. Например, союз «но» не только соединяет однородные сказуемые, но и выражает противительные отношения. Люблю я очень это слово, но не могу перевести.

Особенно ярко смысловые отношения выражаются при помощи подчинительных союзов: союз «пока» выражает временные отношения, союз «так что» выражает отношения следствия.

Функции союзов часто принимают на себя модальные слова, знаменательные части речи, частицы. Например: Он думал, стоит ли об этом говорить. Функцию союза выполняет частица «ли». Частицы также могут образовывать нечленимые предложения: Да. Нет! Еще бы! Ну и что! Частицы также могут оформлять синтаксические значения предложений, например, вопросительность или побуждение. Например: Давай не будем ссориться. При помощи частицы «давай» оформляется побуждение.

Важную роль в построении синтаксических конструкций играют типизированные лексические средства. К ним относятся местоименные слова (вопросительно-относительные местоимения: кто, что, какой, чей, который), местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, тогда, там, туда), указательные местоимения (этот, тот, такой, столько) . Вопросительные слова оформляют вопросительные предложения, относительные слова являются средствами связи в сложном предложении.

При построении предложения используется также интонация и порядок слов. Интонация – это показатель законченности высказывания. Она придает эмоциональную окраску предложению, выражает синтаксические связи и отношения между компонентами синтаксической конструкции (например, интонация перечисления, интонация противопоставления, сопоставления). Составными элементами интонации являются мелодика речи (повышение – понижение тона), ритм, темп, тембр речи, логическое ударение. Сравните: Я – гражданин Советского Союза!

Порядок словэто взаимное расположение слов в составе словосочетания и предложения. В русском языке есть определенные правила расположения слов. Эти правила сложились исторически. Так, сказуемое располагается после подлежащего, а определение – до определяемого слова. Такой порядок слов является нормативным. Отступления от этого правила используются в стилистических целях. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. В предложении представлен обратный порядок слов.

В языковой системе синтаксис считается высшим, последним уровнем, а низшим – фонология. Естественно, синтаксические единицы включают в свой состав единицы более низких уровней, поэтому синтаксический уровень взаимодействует со всеми остальными уровнями языка. Философы бы сказали: «Синтаксический уровень преодолевает и включает в себя все остальные уровни».

При построении синтаксических единиц выбор лексем определяется намерением говорящего дать более точную и полную информацию об окружающей действительности. В этом отношении показательны черновики писателей, в которых отражена работа над словом. Известное стихотворение Пушкина «На холмах Грузии» изначально имело другое начало. Сравните:

На холмах Грузии лежит ночная мгла.

Все тихо. На Кавказ идет ночная мгла.

В зависимости от лексического наполнения при одной и той же модели различаются структурно семантические типы предложения. Сравните:

Кричит.

Холодает.

Двусоставное, неполное.

Односоставное, полное, безличное.

В словосочетании лексическое значение словоформ определяет тип отношений между компонентами словосочетания. Сравните:

Смотреть с удовольствием

Смотреть с другом

Обстоятельственные отношения.

Объектные отношения.

Одно и то же слово, реализующее разные оттенки значения, может выполнять разные синтаксические функции. Приеду утром. (обстоятельство) Любуюсь утром. (дополнение).

Особенно тесно связаны морфология и синтаксис. Они рассматриваются как две части грамматики. «Нет ничего в морфологии, чего не было бы в синтаксисе», - писал В.В.Виноградов. Морфологические формы – это застывшие синтаксические формы. В морфологии выделяются самостоятельные и служебные части речи в зависимости от роли в предложении. Служебные части речи не выполняют никакой синтаксической функции, не являются членами предложения. Морфологические единицы, морфологические показатели реализуются в речи только в составе словосочетания и предложения. Сравните: Листва облететь осина. Листва облетела с осин.

Наиболее значительные исследования русского синтаксиса относятся ко второй половине 19 века – началу 20 века. Они представлены тремя методологическими направлениями:

  1. логическое направление (Ф.И.Буслаев)
  2. психологическое направление (А.А.Потебня)
  3. формальное направление (Ф.Ф.Фортунатов, А.М.Пешковский)

Представители первого направления считали предложение соновной единицей, с помощью которой передаются и оформляются мысли. Они обращали внимание на тесную связь языка и мышления. Их определение предложения сводились к вычленению логический категорий субъекта, объекта, предиката.

Для представителей формального направления характерно внимание к формальной стороне языка, в частности к формам словосочетания. Они пытались понять, за счет чего части объединяются в целое. В центре их внимания, таким образом, была чисто философская проблема соотношения части и целого, единичного и множественного. Интересно, что основной единицей синтаксиса они считали не предложение, а словосочетание. Даже предложение рассматривалось как особый вид словосочетания.

Важным этапом в изучении русского синтаксиса стал многоаспектный подход к изучению предложения. Оно рассматривается как синтаксическая единица, имеющая и логическую, и психологическую, и формальную стороны. Основоположником многоаспектного подхода явился академик В.В.Виноградов. Он разработал основы структурно-семантического метода исследования синтаксиса. Этот метод принят в вузовской и школьной практике. При описании предложения и словосочетания рассматривается их строение и учитывается их грамматическая семантика.


Сейчас читают про: