Общие положения. Положение о выборах в Государственную Думу

Глава первая

Положение о выборах в Государственную Думу

(1907 г., июняЗ)

(Извлечение)

Ст. 6. Избрание членов Государственной Думы... производится Губернским Избирательным Собранием. Собрание это образуется под председательством губернского предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых в каждом уезде: 1) съездом землевладельцев; 2) первым съездом городских избирателей; 3) вторым съездом городских избирателей; 4) съездом уполномо­ченных от волостей и 5) съездом уполномоченных от каза­чьих станиц в губерниях, где таковые имеются. Сверх того, в губерниях, указанных в расписании, приложенном в ста­тье 8, в избрании членов Государственной Думы, в составе Губернского Избирательного Собрания участвуют выбор­щики, избираемые губернскими съездами уполномочен­ных от рабочих в предприятиях фабрично-заводской и гор­нозаводской промышленности.

Ст. 7. Избрание членов Государственной Думы... 2 горо­дов производится посредством прямой подачи голосов.

Ст. 9. В выборах не участвуют: 1) лица женского пола; 2) лица моложе двадцати пяти лет; 3) обучающиеся в учеб­ных заведениях; 4) воинские чины армии и флота, состоя­щие на действительной военной службе; 5) бродячие ино­родцы и 6) иностранные подданные.

10. Кроме указанных в предшедшей статье (9) лиц, в выборах не участвуют также: 1) подвергшиеся суду за пре­ступные деяния, влекущие за собой лишение или ограниче­ние прав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имуще­ства, укрывательства похищенного, покупку или принятие в заклад заведомо краденного или когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давно- ' стью, примирением, силою Всемилостивейшего Манифеста. или особого Высочайшего повеления; 2) отрешенные по судебным приговорам от должности — в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силою Всемилостивейшего. Манифеста или особого Высочайшего повеления; 3) со­стоящие под следствием или судом...; 4) подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойства ее; 5) со­стоящие под опекой; 6) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастною; 7) лишен­ные духовного сана или звания за пороки или же исклю­ченные из среды общества и дворянских собраний по при­говорам тех сословий, к которым они принадлежат и 8) осужденные за уклонение от воинской повинности.

Ст. 11. Не принимают участия в выборах: 1) губернато­ры и вице-губернаторы, а равно градоначальники и их помощники — в пределах подведомственных им местностей, v 2) лица, занимающие полицейские должности — в губер­нии, области или городе, по коим производятся выборы.

Ст. 12. Никто не может иметь на выборах более одного голоса. Каждый избиратель может осуществлять свое право на участие в выборах лишь в одном съезде... или разряде...;. избирателей. Лица, владеющие избирательными цензами... осуществляют свое право на участие в выборах в съезде или разряде, ими избранном...

Ст. 13. Лица, владеющие недвижимым имуществом, в том числе и лица, указанные в пункте 4 статьи 9 сего По­ложения, могут предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим сыновьям.

Ст. 14. Лица женского пола могут предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим мужьям и сыновьям.

Ст. 16. Если несколько лиц имеют недвижимое имуще­ство в общем нераздельном владении, то каждое из них считается владельцем причитающейся на его долю части имущества и согласно сему пользуется правом голоса на выборах...[245]

§ 5. Политические партии в России

в 1905-1907 гг.

Революция 1905—1907 гг. стала катализатором оформления основных политических сил в России. Манифест 17 октября 1905 г. послужил легализации нескольких десятков политичес­ких партий (общероссийских, региональных, национальных). Их можно подразделить на три политических лагеря.

Первый лагерь — консервативный, стремившийся сохра­нить самодержавие. Он представлен Союзом русского народа (СРН), Русской монархической партией и другими мелкими монархическими организациями. СРН возник в ноябре 1905 г. при содействии правящих кругов и объединил ряд правых (черносотенных) организаций. Численность партии составляла до 400 тыс. человек. Уже в ходе выборов во II Государственную думу (1907 г.) правые получили более 24% голосов. Социальная опора партии была крайне разнородна: от помещиков, представителей торгово-ростовщического капитала до низов насе­ления.

Второй лагерь — либеральная оппозиция, представленная «Союзом 17 октября», Конституционно-демократической парти­ей и др. Российские либералы добивались реформирования су­ществовавшей политической системы в направлении парла­ментской монархии и подлинно правового государства, отвер­гали революционные методы борьбы.

«Союз 17 октября» (октябристы) сложился к середине 1906 г. Общая численность — 65—75 тыс. человек. Они ориенти­ровались на положения Манифеста 17 октября с его обещани­ем ввести народное представительство и всеобщее избиратель­ное право. Социальную опору партии составили представители крупного бизнеса: торгово-промышленные, финансовые кру­ги, крупноцензовая интеллигенция, правые группы земских деятелей.

Конституционно-демократическая (кадетская) партия воз­никла в октябре 1905 г. Ее общая численность определялась в пределах от 50 до 100 тыс. человек. По своему социальному со­ставу кадетская партия объединяла средние слои предпринима­телей, либеральных помещиков, состоятельную интеллиген­цию, средние городские слои. Кадеты претендовали на «общенародный», надклассовый характер партии и в 1906 г. приняли название «Конституционно-демократической партии народной свободы». Кадеты не считали возможным ограничиться поло­жениями Манифеста 17 октября и боролись за принятие кон­ституции, за превращение России в полноценную конституци­онную монархию.

Третий лагерь — революционно-демократический, социа­листический, боровшийся за свержение самодержавия револю­ционным путем и установление демократической республики. Насчитывал от 20 до 30 партий, крупнейшими и влиятельней­шими из которых считались партия эсеров и РСДРП.

Социалисты-революционеры (эсеры) являлись крупнейшей революционной партией неонароднического типа. Эсеры счи­тали себя выразителями интересов всего трудового народа и пытались создать себе массовую опору. В период революции 1905—1907 гг. партия объединяла 65 тыс. человек. Из них более 45% составляли крестьяне, 43% — рабочие, 11% — интелли­генция. Центральное место в программе эсеров занимал аграрный вопрос. Крестьянская община рассматривалась ими как база для социализма в России.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) в годы революции расширила свои ряды, и летом 1905 г. ее численность составила более 26 тыс. человек (14 тыс. большевиков и 12,5 тыс. меньшевиков). Партия ориентировалась на пролетариат, поэтому свыше 60% ее состава были рабочи­ми, 33% — представители революционной интеллигенции. Идеологическую основу партии составлял марксизм.


Глава 13. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИМИ РЕВОЛЮЦИЯМИ В РОССИИ (1907 - ФЕВРАЛЬ 1917 г.)

§ 1. Столыпинская реформа (1907—1910 гг.)

9 ноября 1906 г. началась столыпинская аграрная реформа — первая попытка капиталистической модернизации России че­рез приватизацию земли. Указ разрешил крестьянам выход из общины на хутора и отруба и закрепление надела в частную собственность. Позже он был заменен гораздо более жесткими законами 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911 г., которые предусмат­ривали уже не добровольный выход, а принудительную прива­тизацию наделов. После Февральской революции 1917 г. Вре­менное правительство постановило прекратить столыпинскую реформу как неудавшуюся.

Эта реформа — один из важнейших моментов в истории России. Каждому, кто хочет понять смысл всех главных собы­тий XX в., разобраться в сути советского строя и причинах на­шего нынешнего бедствия, надо вникнуть в замысел П. А. Сто­лыпина и истоки его неудачи.

Видный западный историк России А. Тойнби сказал, что два политика сумели понять смысл революции 1905—1907 гг. — Столыпин и Ленин. От этой точки они пошли разными путями. Столыпин на практике проверил один из важнейших вариан­тов развития России. Вариант, на который возлагались боль­шие надежды (в том числе, до 1907 г., и Лениным).

В начале XX в. Россия попала в ловушку, из которой надо было любой ценой вырваться. Была необходима индустриализа­ция. Для этого пришлось допустить западный капитал. Россия стала терять контроль над банками, промышленностью и тор­говлей — превращалась в периферию западного капитализма. Как говорили тогда, России приходилось одновременно дого­нять капитализм и убегать от него.

Требовалось резко поднять производительность сельского хозяйства, которым было занято более 85% населения, чтобы получить из села средства для развития и рабочую силу. Для этого было три главных пути: Столыпин сделал ставку на фер­мера при сохранении помещичьего землевладения, кадеты (ли­бералы-западники) — только на фермера, с ликвидацией по­местий, большевики — на общинного крестьянина. Все три ва­рианта были изложены вполне ясно и проводились при наличии политической власти у сторонников каждого: Столы­пин — при царе, кадеты — придя к власти в феврале 1917 г. после Гражданской войны в форме нэпа. Все они внесли свой вклад в советский проект, который рождался в поисках и срав­нении. Кстати, даже разрабатывая программу нэпа, советское правительство вновь вернулось к рассмотрению возможности продолжить реформу Столыпина (было подготовлено два аль­тернативных доклада, и был принят вариант А. В. Чаянова — с опорой на крестьянство).

При отмене крепостного права, чтобы закрепить крестьян на земле, заставить их выкупать землю и облегчить сбор пода­тей, помещики и правительство ужесточили и круговую пору­ку — усилили власть общины, затруднили выход из нее. Но вышло так, что сама община превратилась в организатора борьбы крестьян. Тогда верхи начали уничтожать общину. В этом и была суть реформы: если принудить к выходу из об­щины с наделом, то произойдет быстрое расслоение крестьян, богатые скупят все наделы и станут фермерами, а остальные — батраками. Получится капитализм на селе, опора строя.

Но эта идея не соответствовала реальности. В России про­мышленность не соединялась с селом в одно народное хозяй­ство. Она не обеспечивала село машинами и удобрениями — и в то же время не вбирала из села рабочую силу. Этот порочный круг никак не могла разорвать реформа, а средств для вложе­ний в сельское хозяйство не было. Нечем было поддержать фермера, а с сохой крестьяне могли выжить только в общине. Измученные выкупными и подушными податями крестьяне озлобились и на помещиков, и на правительство. Даже в уро­жайные годы крестьяне, чтобы расплатиться с налогами, под­чистую продавали хлеб и питались очень скудно — на душу в сравнимых ценах приходилось в пять раз меньше, чем у анг­лийского крестьянина.

В 1902 г. во всей черноземной полосе Украины и Центра прошла волна восстаний. На их фоне наступил 1905 год. В этих условиях начать реформу по развалу общины значило пойти ва-банк. Ведь реформа должна быть создать «крепких хозяев», но при этом уничтожить общину. Потому, с одной стороны, поощрялись выход из общины и переселение безземельных в Сибирь, им давались даже небольшие ссуды, а с другой сторо­ны, каралось всякое сопротивление крестьян разделу общины.

Разберем три вопроса: в каких масштабах была разрушена община; кто скупил землю; что дала реформа экономике Рос­сии (пусть даже вопреки интересам крестьян). По данным МВД, за 1907—1915 гг. из общины вышли 1,99 млн. семей (око­ло 10%). Более половины из этого числа вышли за первые два года, потом дело пошло на спад. Община в центре России усто­яла. Не удалось «расчистить» землю от «слабых» крестьян. Из тех, кто, продав надел, двинулся в Сибирь, многие разорились и вернулись озлобленными, нищими (с 1907 по 1914г. офици­ально зарегистрировано свыше 1 млн. семей «обратников»).

Другая мера реформы — перераспределение земли. Продава­лась земля через Крестьянский поземельный банк. Банк покупал землю в среднем по 45 руб. за десятину (гектар), а продавал по 150 руб. С 1907 по 1913 гг. общинами было куплено 3,06 млн. де­сятин, товариществами (кооперативами) — 10 млн. десятин, ча­стными хозяевами — 3,68 млн. десятин земли. Всего в России по­севных площадей было 85 млн. десятин, так что переворота ре­форма не сделала. Она не создала условий, чтобы процесс пошел сам, по нарастающей, чтобы он втягивал в себя кресть­янство, пусть и после начального сопротивления. Более того, переселенцы в Сибири стали объединяться в общины, и сам Столыпин, посетив те места, признал, что это разумно. Он был человек умный и патриот России. Но поверил в фермерство, по­тому что смолоду служил в западных областях. Там, кстати, ре­форма прошла успешно: в Гродненской и Виленской губерниях число безземельных крестьян в 1915 г. уже составляло 2/3, в Ко-венской и Витебской — 1/2 всех дворов.

Трудовые крестьянские хозяйства, выйдя из общины и даже приобретя с большими лишениями дополнительные наделы, быстро теряли землю. Кто же скупал? Газеты того времени пи­сали, что землю покупают в основном «несеющие» — «те дере­венские богатей, которые до того времени не вели собственного хозяйства и занимались торговлей или мелким ростовщиче­ством». Зачем они скупали землю? Часть — для спекуляции, а главное — для сдачи ее в аренду. Аренда была кабальной — за отработки (бесплатный труд) или исполу (за половину урожая). Так, в Ефимовском уезде Тульской губернии из 105 «банко­вых» хуторян 52 принадлежали к мещанам и лицам крестьян­ского сословия (духовенство, полицейские, сидельцы и проч.), 29 — к деревенским кулакам и только 24 — к крестьянам. Так же и в северных, и в промышленных губерниях. Изъятие земли у трудовых крестьянских хозяйств, которые вышли из общины и прикупили земельные участки, происходило просто — через тот же Крестьянский банк: продавая земельные участки по не­вероятно вздутой цене и в то же время беспощадно взыскивая платежи, банк, в конце концов, приводил к разорению своих наименее имущих и состоятельных покупателей, и последние нередко или оказывались вынужденными добровольно прода­вать свои участки и оставаться совсем без земли, или насиль­ственно удалялись, «сгонялись» самим банком за неисправный взнос платежей.

Что же дала реформа экономике? Объективные данные та­ковы. Площади посевов выросли за годы реформы на 10,5 млн. десятин (на 14%). Усилилась распашка целины в Сибири и Ка­захстане (кое-где создавая острые национальные проблемы и массовый угон скота в Китай). Производство в 1911 — 1915 гг. по сравнению с 1901 —1905 гг. выросло: пшеницы на 12%, ржи на 33,7%. Но для всего этого требовалось разрушить общину в Центре России.

Главное, что не произошло заметного улучшения техники земледелия и усугубилась общая беда русской деревни — не­хватка скота. Реформа переориентировала хозяйство на товар­ный хлеб (на экспорт), усилилась распашка пастбищ. Вот вы­вод статистики того времени: «По всем без исключения видам скота наблюдается (в 1905—1914 гг.) сокращение в расчете на 100 жителей населения. Нехватка кормовых средств на содер­жание скота».

В целом прирост продукции села в результате реформы Сто­лыпина упал. В 1901 — 1905 гг. он составлял 2,4% в год, а в 1909— 1913 гг. — 1,4%. Прирост продовольствия стал ниже прироста населения — Россия шла к постоянному массовому голоду. Из этой ловушки Россия вырвалась только к концу 30-х гг.

Основу политического курса председателя Совета мини­стров П. А. Столыпина (1906—1911 гг.) составил «просвещен­ный консерватизм». Он предполагал проведение умеренных буржуазных реформ «сверху», т. е. силой государственного при­нуждения, которые бы превратили Россию в развитое правовое государство при сохранении самодержавной власти.

Сущность аграрной реформы П. А. Столыпина состояла в разрушении крестьянской общины, превращении крестьян в мелких собственников, но при условии сохранения в неизмен­ном виде помещичьего землевладения. Юридическую основу столыпинской аграрной реформы составили указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и земле­пользования» (14 июня 1910 г. он после переработки и одобре­ния Думой стал законом), закон «О землеустройстве» от 29 мая 1911 г. Аграрная реформа сводилась к следующим мерам.

Во-первых, крестьяне получили право свободного выхода из общины. Землеустроительные комиссии обладали правом выделять отдельные крестьянские хозяйства в частную соб­ственность без согласия схода. По желанию крестьянина земли могли быть сведены в один участок в пределах села (отруб) либо могли быть вынесены за пределы деревни (хутор). За годы реформ 2,5 млн. крестьянских хозяйств вышли из общины (25% крестьян, 15% обрабатываемых земель).

Во-вторых, государство предприняло попытку решить про­блему крестьянского малоземелья, так как разорение массы крестьян грозило социальными потрясениями. Указ от 27 авгус­та 1906 г. передал Крестьянскому банку для продажи часть го­сударственных земель. До 1914г. через банк крестьяне приобре­ли свыше 9 млн. га земли. Государство оказывало поддержку в переселении крестьян из Центральной России на свободные земли в Сибири, Казахстане, Дальнем Востоке. Из 3,5 млн. кре­стьян, переселившихся в Сибирь, 1 млн. вернулись в Европейс­кую Россию.

В-третьих, указом от 5 октября 1906 г. были отменены огра­ничения крестьян в правах: круговая порука, закон против се­мейных разделов, запрет свободы передвижения и избрания места жительства, телесные наказания.

В конечном итоге аграрная реформа не прижилась в России. Зачастую из общины выходили не «крепкие хозяева», а бедно­та, продававшая свою землю. Покупателями земли оказывались зажиточные общинники или крестьянское общество. Хутора и отруба приживались в тех губерниях, где общинные традиции были не развиты (западные губернии, Северное Причерномо­рье, Северный Кавказ). Помещичьи латифундии были сохране­ны, в то время как в условиях сохранения преимущественно общинного землепользования среди крестьян нарастали урав­нительные устремления.

Помимо аграрной реформы правительство намеревалось провести ряд преобразований:

— ввести бессословную систему местного управления;

— укрепить местное самоуправление (ввести волостное зем­ство, увеличить права земств, расширить круг земских избира­телей, распространить земство в Прибалтике и Польше);

— принять меры в области рабочего законодательства (стра­хование рабочих по инвалидности, болезни, старости, от не­счастных случаев, ограничить применение женского и детского труда);

— ввести всеобщее начальное образование;

— учредить новые министерства (труда, местного самоуп­равления, национальностей, социального обеспечения, здра­воохранения, переселения);

— отменить чрезвычайные меры и расширить объем прав (обеспечить свободу вероисповедания, равенство всех перед за­коном, неприкосновенность личности);

— восстановить выборный мировой суд, европеизировать уголовный процесс (допустить защиту на этапе предваритель­ного следствия, ввести состязательное начало в процесс преда­ния суду, институт условного осуждения и условного досроч­ного освобождения).

Постепенно Столыпин утратил общественную поддержку. Преобразования встретили противодействие со стороны бю­рократии и помещиков. Существуют предположения о том, что убийство Столыпина произошло при участии охранного отделения. Использование чрезвычайных, репрессивных мер оттолкнуло от правительства либеральные круги. Поэтому со смертью Столыпина 1 сентября 1911 г. были похоронены и ре­формы.

Реальность и успешность такого рода преобразований в Рос­сии до сих пор вызывает дискуссии в литературе. Отечествен­ные авторы склонны полагать, что программа реформ не учи­тывала российские особенности, психологию различных слоев населения (прежде всего крестьян), а потому была обречена на провал.

В этот период усилилась карательная политика, проводимая правительством. Суды с 1907 по 1909 г. (по неполным данным) осудили за государственные преступления более 26 тыс. чело­век, приговорив к смертной казни 5086 человек. Многих рабо­чих и крестьян уничтожали путем применения внесудебных репрессий — карательные отряды расстреливали и вешали без судебной прЬцедуры.

В этот период активизируется деятельность полицейских и жандармских учреждений. Департамент полиции тщательно следил за всеми политическими партиями и общественными организациями. В его составе организовалось специальное отде­ление, которое наблюдало за большевиками (вело слежку за конкретными революционерами, выявляло типографии и склады оружия, собирало сведения о предполагаемых съездах, конференциях, совещаниях партийных организаций и т. д.). Для этой цели расширялась сеть филеров — наружных наблюдате­лей (сыщиков-шпиков).

Департамент полиции организовывал специальные органы заграничной агентуры для наблюдения за революционерами, находившимися в эмиграции в странах Западной Европы.

В 1906—1907 гг. созданы дополнительные центры руковод­ства политическим сыском. Возникло 10 региональных охран­ных отделений. В сферу деятельности каждого из них входило несколько губерний (Московского районного охранного отде­ления — 12 губерний, Самарского —11, Киевского — 5 и т. д.). В их подчинении находились все охранные отделения и жан­дармские управления, действовавшие на данной территории. Региональные охранные отделения объединяли и направляли работу местных органов политического сыска,, действуя под непосредственным руководством и контролем директора Де­партамента полиции.

Охранные отделения часто прибегали к провокациям, руко­водили деятельностью погромщиков и черносотенцев. Засылая провокаторов в политические партии, Департамент полиции организовывал политические убийства и провокационные су­дебные процессы.

Охранка нередко засылала своих наиболее активных секрет­ных сотрудников (агентов-провокаторов) в местные подполь­ные партийные организации. Широкую огласку получило, на­пример, дело Азефа, который занимал руководящие посты в подпольной партии эсеров, а в 1905 г. был избран даже в состав ЦК партии эсеров. Систематические неудачи в деятельности террористов еще в 1907 г. рождали слухи о том, что в партии эсеров имеются предатели. В 1908 г. из-за серии провалов (поли­ция и жандармерия раскрыла готовившиеся террористические акты, разгромили подпольные типографии, обнаружили хра­нилища взрывчатых веществ) ЦК партии эсеров начал рассле­дование. По всем этим фактам Азеф был изобличен как секрет­ный агент Департамента полиции. Система засылки провокато­ров поощрялась правительством.

Для усиления своих позиций самодержавие сделало ставку на фермерство (по терминологии советских историков — кула­чество). Царизму необходима была новая классовая опора в де­ревне, так как помещики оказались беспомощными перед мас­сой крестьянства, активно участвовавшего в революции 1905— 1907 гг.

Столыпинская аграрная реформа ускорила капиталистичес­кое развитие в сельском хозяйстве. Вместе с тем она привела к еще большему обострению классовых противоречий в деревне.

Осенью 1907 г. правительству удалось создать III Государ­ственную думу. О ее составе свидетельствуют следующие дан­ные: из 442 депутатов крайне правых было 146, октябристов и близких к ним групп — 155, кадетов и близких к ним групп — 108, трудовиков — 13, социал-демократов — 20.

В Думе преобладали депутаты, представлявшие явное мень­шинство населения страны. Представителей рабочих и крестьян было слишком мало. Вполне естественно, что такая Дума стала послушным орудием самодержавия. Она одобрила столыпин­ские реформы, утвердила законопроекты, направленные на усиление полицейского аппарата и увеличение расходов на строительство тюрем.

В период реакции большевики стремились использовать Го­сударственную думу в качестве трибуны для разоблачения по­литики царизма, пропаганды революционных идей.

§ 2. Накануне Первой мировой войны (1910—1914 гг.)

В середине 1910г. вновь начались рабочие забастовки. Нача­ло политическим стачкам положило выступление пролетариата Петербурга в ноябре 1910 г. в связи со смертью Л. Н. Толстого. В память о великом русском писателе рабочие требовали отме­ны смертной казни. «Пролетариат, отступавший — хотя и с большими перерывами — с 1905 по 1909 год, — писал В. И. Ле­нин, — собирается с силами и начинает переходить в наступле­ние»[246].

Новый революционный подъем был вызван ростом моно­полий и усилением ими эксплуатации трудящихся, а также увеличением численности, концентрации и сплоченности про­летариата!

Революционное движение в стране развернулось особенно широко после расстрела безоружных рабочих на Ленских при­исках. В ответ на это в 1912—1914 гг. поднялась мощная волна политических стачек и забастовок, охвативших Петербург, Москву, Украину, Кавказ, Поволжье и'многие другие районы страны.

В это время большевики создали массовую газету «Правда», первый номер которой вышел 60-тысячным тиражом 22 апреля (5 мая) 1912 г. Большевистская «Правда» публиковала коррес­понденции о ходе пролетарской борьбы в различных районах страны, освещала положение в деревне. По своей сути это была антиправительственная газета. Направление «Правды» опреде­лялось ленинскими статьями и письмами. Эта газета пользова­лась популярностью среди трудящихся.

В конце 1912 г. в стране развернулась агитационно-пропаган­дистская кампания по выборам в IV Государственную думу.

Департамент полиции в это время предпринял аресты подо­зрительных лиц, стремясь устранить их от участия в выборной кампании. Из избирательных списков незаконно исключались крупнейшие промышленные предприятия. Активизировались черносотенцы, буржуазно-помещичьи партии, большевики и другие организации.

Первая мировая война вызвала кризис «парламентаризма» в России. 24 июля 1914 г. Совет министров был наделен чрезвы­чайными полномочиями. С июля 1914 г. по июнь 1915 г. правительство приняло 285 чрезвычайных указов. 26 июля 1914 г. Го­сударственная дума вынесла правительству вотум доверия. В Думе прозвучали призывы к гражданскому миру, единению общества для отпора врагу. Кадеты и октябристы пообещали поддержку правительству, трудовики призвали подчинить ин­тересы революции интересам обороны страны. Только социал-демократы осудили политику правительства, не приняли учас­тия в утверждении военного бюджета и призвали использовать войну для революционного свержения самодержавия.

Однако уже в июле—августе 1915 г. Дума вновь подвергла правительство критике. Николай II не уступил Думе. Успехи на фронте летом 1916 г. послужили поводом для возврата к ста­рым способам управления: были прерваны заседания Думы, запрещены земские съезды, принят закон об усилении поли­цейского надзора. В то же время в правительственных кругах усилилось противоборство различных группировок, что опре­делило противоречивость и непоследовательность проводимой политики.

1 ноября 1916 г. лидер кадетской партии П. Н. Милюков на заседании Думы обвинил правительство в измене и подготовке сепаратного мира с Германией. Он требовал передачи Думе за­конодательных полномочий. Милюкова поддержало большин­ство думы. Публикация речи Милюкова была запрещена цензу­рой, но ее текст мгновенно распространился по стране.

Кризисное состояние страны и надвигающаяся революция заставили правые круги отказаться от парламентской борьбы и вступить на путь заговора. Окружение царя настаивало на раз­гоне Государственной думы. Дума обвинялась в том, что спо­собствовала росту революционных настроений. Поэтому с на­чалом массовых выступлений против самодержавия в середине февраля 1917 г. был издан указ о роспуске IV Государственной думы.

§ 3. Законодательная деятельность

В августе 1906 г. Совет министров принял Положение об учреждении военно-полевых судов. Положение фактически предусматривало изъятие дел из ведения обычных судебных инстанций и передачу их полевым судам, которые состояли из офицеров и рассматривали дело не долее двух суток. Смерт­ная казнь была почти единственным видом приговоров и при­водилась в исполнение в течение 24 суток. Только за 8 месяцев было казнено 1100 человек. Л. Н. Толстой выступил против казней со статьей «Не могу молчать», поводом к которой по­служила казнь 12 крестьян в Херсоне. Статистика наказаний после 1905 г. говорит о многом. В 1907 г. число осужденных было в два раза больше, чем в 1903 г. (П,1 тыс. подсудимых против 5,7 тыс.). Удвоилось количество ссылок в каторжные работы. Появились осужденные на бессрочную каторгу. Увели­чилось число приговоров к заключению в тюрьму с лишением прав. В 1889—1898 гг. такие приговоры составляли 25% от всех наказаний. В Западной Европе в это время заметны иные тен­денции — замена уголовных наказаний исправительными, а последних — условным осуждением и выговорами. Это свиде­тельствовало о снижении преступности и росте гуманности права и общества. В России же начало XX столетия ознамено­валось ростом наиболее серьезной преступности и судебных репрессий. За 1906—1907 гг. к разным видам наказаний были приговорены 18 тыс. человек, в административном порядке, без суда высланы не менее 75 тыс. человек. Объявление воен­ного положения во многих местностях позволяло предавать военно-окружному суду гражданское население.

Министерство юстиции, сознавая свою ответственность за законность действий властей, сделало попытку пересмотреть вопрос о военно-полевом суде. Министр направил 7 июня

1906 г. в Министерство внутренних дел отношение, в котором обосновал необходимость вернуться к «законному порядку» при рассмотрении дел в военных судах и указал на обязатель­ность производства по таким делам предварительного след­ствия, не ограничиваясь актами полицейского дознания. Такой порядок перестал действовать 19 апреля 1907 г. Однако 27 июня

1907 г. был принят закон, который производство дел в военно-окружных судах по срокам и упрощенной процедуре прибли­зил к практике военно-полевых судов. Внесудебную расправу проводило особое совещание, образованное при Министерстве внутренних дел, куда входили два представителя от Министер­ства юстиции.

Существовала тесная связь прокуратуры с полицией: они фальсифицировали материалы судебных дел — Департамент полиции при содействии прокуратуры насаждал провокаторов в революционных организациях. Суд тесно взаимодействовал с жандармерией и охранкой. Типичным явлением при Мини­стерстве юстиции была фальсификация политических процес­сов и прекращение дел о преступлениях, совершенных чи­новниками полиции и охранки. Десять лет спустя об этом пе­риоде в постановлении Временного правительства от 25 марта 1917 г. говорилось, что исключительный военный суд стал обычным явлением.

Министерство юстиции, возглавляя всю судебную систему, проявляло инициативу по ужесточению репрессивных мер. В 1903 г. в связи с утверждением нового Уголовного уложения министр юстиции подготовил проект закона «О некоторых из­менениях в порядке производства по делам о преступных дея­ниях государственных и о применении к оным нового Уголов­ного уложения». Проект разрабатывался по соглашению с Ми­нистерством внутренних дел, был утвержден 4 июня 1904 г. и устранил возможность разрешения дел о государственных пре­ступлениях в административном порядке. По этому закону Ми­нистерство юстиции уже не принимало непосредственного участия в решении политических дел, однако осуществляло надзор за их производством.

В 1905 г. был поднят вопрос о возложении производства предварительного следствия по делам о государственных пре­ступлениях на участковых судебных следователей и заменяю­щих их мировых судей. К этим делам причислялись дела о по­литических демонстрациях, об участии в противоправитель­ственных сообществах, в устной противоправительственной пропаганде. В циркуляре «О неуклонном преследовании лиц, привлеченных к ответственности за принадлежность к злове­щим политическим сообществам, и применении к ним выс­шей меры пресечения способов уклонения от суда и следствия» Министерство в жесткой форме призвало своих чиновников к «чрезвычайной энергии в преследовании лиц, изобличенных в преступлениях», отмечая при этом, что «некоторые чины су­дебного ведомства проявляют излишне снисходительное отно­шение к обвиняемым, привлекаемым к уголовной ответственности за принадлежность к сообществам, преследующим зло­вредные политические цели». Лицам прокурорского надзора запрещалось принимать участие в политических союзах и обще­ствах. Другие циркуляры и закон от 7 июня 1904 г. настаивали на непубличности судебного заседания по делам о «преступных деяниях государственных». Прокурорам предписывалось забла­говременно предлагать судебной палате закрыть двери заседа­ния на все время слушания таких дел. Об отказе палаты проку­рор должен был информировать министра юстиции, дабы он по принадлежащему ему праву приказал закрыть двери судеб­ного заседания. С целью ускорения предварительного следствия по делам о государственных преступлениях, число которых чрезвычайно выросло в этот период, устанавливался упрощен­ный порядок предварительного следствия. Он был определен в циркуляре от 14 июля 1906 г. «О принятии энергических мер к тому, чтобы при производстве предварительных следствий по делам о преступлениях государственных исследование ограни­чить выяснением лишь самых существенных данных для опре­деления состава преступления, изобличения лиц, виновных в совершении преступления, и оценки доказательной силы со­бранных по делу улик». Были изданы также циркуляры о на­правлении писем политзаключенных на исследования в жан­дармские управления, о слушании в окружных судах вне очере­ди дел о крестьянских беспорядках. В сложный революционный период Министерство юстиции особенно обеспокоилось соста­вом судебного ведомства. В него подбирались чиновники, соот­ветствующие требованиям времени. Суды пополнились монар­хистами. Пристальное внимание было уделено штатам тюрем­ного ведомства, в 1906 г. увеличены оклады тюремным надзирателям.

Главное тюремное управление в годы революции и реакции играло сугубо карательную роль. Ужесточились условия содер­жания заключенных в суде и на каторге, а также ссыльных. Произвол тюремной администрации, применение жестоких мер воздействия на арестантов, неустроенность быта стали обычным явлением. Иные циркуляры в этот период позволяли применять оружие против арестантов. Так, Инструкция от 20 ноября 1907 г. приказывала стрелять в окна тюрьмы, если арестанты пытались вступить в разговор, портили оконные рамы и т. п. Разрешалось также применять оружие в случае бес­порядков и сопротивления арестантов. Стрельба вверх или хо­лостыми патронами запрещалась. Инструкция, изданная в 1906 г., разрешала при пересылке арестантов применять ору­жие в случаях неисполнения требований прекратить песни и речи. Для предупреждения побегов 7 апреля 1907 г. были введе­ны «предупредительные связки», которые скрепляли у арес­тантов особым кольцом обе руки и правую руку с левой ногой. Кандалы применялись вплоть до февраля 1917 г.

Репрессивный курс проявился и в законотворческой дея­тельности. Так, в 1906 г. законом были сокращены сроки след­ствия и судебного разбирательства дел о государственных пре­ступлениях. Предусматривался особый порядок рассмотрения уголовных дел, которые подлежали ранее решению окружных судов (без участия присяжных), мировых судей и земских на­чальников. Эта категория дел передавалась на рассмотрение ок­ружных судов с участием сословных представителей. К весне 1906 г. был разработан проект реформы местного суда, предус­матривающий введение института мировых судей. Их предлага­лось назначать, а не избирать, как прежде. Однако недостаток кандидатов привел к решению согласиться на выборный поря­док. Проект предусматривал меры, гарантирующие преимуще­ства местному дворянству: мировым судьей мог быть избран кандидат, желательно с высшим образованием, владеющий земским цензом не ниже 7500 руб., а в столицах — 15 тыс. руб. Этот проект стал законом в июне 1912 г., когда Государствен­ная дума и Государственный совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях». Уездные земс­кие собрания вновь стали выбирать мировых судей, председате­ли уездных съездов мировых судей теперь назначались Мини­стерством юстиции, а не избирались. На окраинах империи су­дьи назначались царем по представлению министра юстиции. В связи с восстановлением мировых судей ликвидировался ин­ститут земских начальников. Чтобы оценить значение этой меры, надо иметь в виду, что после контрреформы 1889 г. систе­ма местной юстиции носила ярко выраженный сословный ха­рактер. Дела между крестьянами рассматривались сословным во­лостным судом, а он находился в полной зависимости от земс­кого начальника. В 1906 г. Министерство юстиции вынуждено было признать, что «правовая и экономическая приниженность волостных судей ставит их в зависимость от каждого власть иму­щего или даже зажиточного лица, начиная с земского началь­ника и кончая урядником и местным кулаком, зависимость же волостных судей от земского начальника полнейшая».

В 1908—1909 гг. происходил экономический, промышлен­ный подъем и намечались тенденции отката волны преступле­ний. Законы чрезвычайного времени сменились обычными нормативными актами, регулирующими мирную жизнь. Пока­зательно в этом плане изменилась тональность и фразеология инструкций по работе с заключенными в сравнении с прави­лами, установленными в годы реакции: так, циркуляры 1910— 1914 гг. предлагали в качестве мер воздействия на арестантов «религиозно-нравственные беседы» (хотя практика обращения с осужденными в большинстве случаев оставалась прежней). 3 июля 1908 г. был издан очередной закон об усилении штата центрального управления Министерства юстиции, тогда же чи­новникам судебного ведомства были вновь увеличены оклады.

С 1911 г. широкое распространение получили землеустрои­тельные комиссии — административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве.

15 июля 1912 г. вступил в силу закон о преобразовании мест­ного суда. Упразднялись волостные суды и мировые судебные установления, должности уездного члена окружного суда и го­родского судьи, слагались судебные обязанности с земских участковых начальников, уездных съездов и губернских присут­ствий. Соответствующие обязанности возлагались на новые ми­ровые суды, а также на учреждаемых представителей мировых съездов. Устанавливался порядок движения дел, начатых до введения в силу закона о преобразовании местного суда, и пе­редачи оконченных дел, документов и имущества прежних су­дебных мест новым местным судебным установлениям. Однако выполнялся закон весьма неспешно — до 1914 г. мировые судьи были введены лишь в 13 губерниях, а к 1917 г. — в 20 из 97 гу­берний России.

12 декабря 1911 г. был принят закон, изменяющий нормы об изъятии из ведения суда присяжных дел против порядка уп­равления, — где уточнялось, что речь идет о преступлениях, влекущих за собой лишение или ограничение прав состояния. По новому закону учитывались дела о насильственных действи­ях, влекущих лишение всех особенных прав и преимуществ, в том числе насилие против стражи, побег с места заключения и др. В связи с усилением забастовочного движения на заседании Совета министров 8 августа 1913 г. обсуждались меры борьбы с рабочими забастовками, особенно подчеркивалась роль судеб­ного преследования.

26 июня 1908 г. был утвержден законопроект об общем пуб­личном рассмотрении дел об угрозах. 10 мая принимается за­кон о введении суда присяжных в ряде губерний и уездов, в которых такой суд отсутствовал. 24 мая 1909 г. был принят закон об освобождении крестьян от некоторых платежей, пошлин и сборов. 22 июня 1909 г. утвержден закон об условном досрочном освобождении. 8 декабря 1909 г. Совет министров поручил ми­нистру юстиции выработать проект преобразования каторги. Основные положения этого проекта были опубликованы в «Тюремном вестнике» в июне 1910 г. Режим каторжной тюрь­мы должен был состоять для осужденного «в возможно тяже­лом лишении и дисциплине». Война помешала этому проекту стать законом.

На упрощение делопроизводства и сокращение судебных расходов был направлен закон от 7 июня 1909 г. о порядке об­щения с тяжущимися посредством почты — через несколько лет 2/3 всех случаев такого общения осуществлялись по почте. Экономии средств служило изменение порядка публикаций по судебным и некоторым административным делам: были отменены троекратные публикации (оставалось одноразовое информирование и публикации в иностранных газетах). Огра­ничивались даже публикации о розыске по уголовным делам.

Закон от 10 июня 1910 г. расширял полномочия помощни­ков старших нотариусов и учреждал эти должности при некото­рых окружных судах. Вопросы нотариата решались в законе от того же числа о порядке сношения старших нотариусов с лица­ми, совершающими крепостные акты. Закон от 24 мая 1911 г. упрощал процедуру ведения старшими нотариусами крепост­ных книг. Закон от 14 марта 1913 г. определил порядок оплаты выписок из крепостных книг, выдаваемых старшими нотариу­сами. Об изменении в порядке взимания судебных пошлин го­ворилось в законе от 6 февраля 1911 г. Закон от 15 марта 1911 г. увеличил предельный срок найма недвижимого имущества с 12 лет (установлено в 1911 г.) до 36 лет.

Показателен закон от 9 мая 1911 г. об отмене заключений прокурора по некоторым гражданским делам: весьма занятые уголовными делами прокуроры практически не имели времени заниматься делами гражданскими. Большие споры вызвал спи­сок дел, где присутствие прокурора сохранялось. Закон об ав­торском праве, принятый 20 марта 1911 г., предлагал корен­ную реформу в области, где действовали еще нормы 1830 г., которые оставляли без внимания многие стороны духовного творчества. Закон, задуманный еще в рамках подготовки Граж­данского уложения, в 1897 г. был передан Минюсту для даль­нейшей работы, по поводу его Государственный совет соби­рался четыре раза. Развернулись прения, особенно по вопросам авторского права иностранных граждан, исключительных прав на перевод и особенно о сроке действия (любопытен аргумент, что длительного срока для большинства произведений и не надо, поскольку они и сами долго не проживут). Закон значи­тельно расширил круг вопросов, охраняемых правом, к ним были отнесены литературные произведения, как письменные, так и устные, музыкальные произведения и импровизации, ху­дожественные произведения, фотографические работы.

3 июня 1912 г. был принят закон о расширении прав насле­дования по закону лиц женского пола и права завещания ро­довых имений. Министерство юстиции выступило поборни­ком равенства имущественных прав мужчин и женщин, что соответствовало основным принципам российского граждан­ского права, по которому женщина значилась правоспособ­ным субъектом гражданских прав, а ее правомочность призна­валась тождественной с правомочностью мужчин. Однако Государственный совет оказался менее прогрессивным и уве­личил наследную долю женщин до 1/7 части для внегородс­ких имуществ. В 1905 г. министру юстиции было поручено раз­работать предположения об условиях и порядке раздельного жительства супругов (проблема поднималась еще в 1884 и 1897 гг.). Решили, что нецелесообразно судебно решать раз­дельность жительства мужа и жены. Обстоятельства, делаю­щие совместную жизнь супругов «невыносимой», определены не были, приводились только примеры. Были установлены правила, каковы в данной ситуации взаимные права и обя­занности супругов и их отношение к детям. Судьба детей решалась по суду. 11 апреля 1912г. был принят закон об отноше­ниях супругов между собой и к детям и о расширении личных и имущественных прав замужних женщин.

Закон от 11 января 1913 г. регулировал предоставление га­рантий лицам, желающим принять участие в публичных тор­гах, он предусматривал предоставление залога до публичной продажи, что ограничивало возможности для разного рода мо­шенничества. Законопроект о взыскании вознаграждения за вред и убытки, причиненные распоряжениями должностных лиц, предложенный 11 января 1912 г., предусматривал циви­лизованное решение вопроса ответственности начальников и чиновников за свои действия (что могло уберечь их от террори­стических акций со стороны обиженных). В 1912 г. Министер­ство юстиции разработало законопроект о правилах охрани­тельного судопроизводства, а также законопроект об измене­нии подсудности гражданских дел уездного ведомства, которым регулировалось изъятие из ведения мировых судебных установлений дел казны.

К июню 1913 г. Министерство юстиции подготовило законо­проект о наказуемости озорнических посягательств против личности и имущества (хулиганства). Проект в основном был нацелен на ускорение и упрощение судебной процедуры по этому виду преступлений, в качестве самой простой меры было предложено наказание в виде 10—50 ударов розгами.

Ответственным делом Министерства юстиции был цирку­ляр о распространении действия законов. Большое внимание уделялось закону от 6 июля 1905 г. о вознаграждении потерпев­ших вследствие несчастных случаев и повреждений в здоровье мастеровых, рабочих и вольнонаемных служащих на предприя­тиях фабрично-заводской, горной и горнодобывающей про­мышленности. Этот закон был направлен, в частности, на со­блюдение прав рабочих и членов их семей в случае перехода предприятия от одного лица к другому. Кроме того, министер­ство непосредственно следило за деятельностью судов по за­щите прав работников.

Циркуляры министерства регулировали вопросы военного учета нижних чинов и их призыва на военную службу (1908 г.); подсудности деяний, совершенных по политическим побужде­ниям (1909 г.); выполнении воинской повинности лицами, со­стоящими под следствием и судом (1910 г.).

Во исполнение закона от 4 июля 1913 г. об учреждении ка­бинетов научно-судебной экспертизы в Москве, Киеве и Одес­се, позднее в 1916г. Министерство юстиции подготовило инст­рукцию для управляющих такими кабинетами.


§ 4. Россия в Первой мировой войне

Сложное переплетение империалистических противоречий привело к Первой мировой войне 1914—1918 гг., которую не­посредственно развязали правящие круги Германии, но в ее возникновении виновны также правительства и буржуазия Ан­глии, Франции, России, Австро-Венгрии. Россия выступала на стороне Антанты, так как экономически зависела от француз­ского и английского капитала. Она стремилась к захвату морс­ких проливов из Черного в Средиземное море и приобретению новых территорий.

Российское правительство надеялось на захват новых рын­ков сбыта, устранение своих международных конкурентов, по­лучение сверхприбыльных военных заказов.

Россия вступила в войну неподготовленной, и русская ар­мия стала терпеть одно поражение за другим. Обнаружилась яв­ная неготовность военного аппарата, особенно по снабжению армии. Правительство предприняло попытки реорганизовать военный механизм и создать новые учреждения для обеспече­ния мобилизации сил и средств для ведения войны «до побед­ного конца».

Главным правительственным учреждением по военным воп­росам стало Особое совещание по обороне, в состав которого входили представители министерств, ведомств и различных организаций под председательством военного министра. Этот орган ведал всеми основными вопросами войны (регулирова­ние работы промышленных предприятий, выполнение воен­ных заказов, снабжение армии). Одновременно действовали особые совещания по продовольствию и перевозкам топлива. Однако эти бюрократические учреждения не могли обеспечить мобилизацию сил и средств на нужды войны.

Буржуазия, заинтересованная в успешном ведении Россией империалистической войны, создала общественные организа­ции (Всероссийский земский и Всероссийский городской со­юзы, военно-промышленные комитеты), при помощи которых она пыталась вовлечь пролетариат в работу для нужд фронта. Однако эта деятельность буржуазии успеха не имела — проле­тариат не участвовал в этих буржуазных общественных органи­зациях.

Первая мировая война вызвала перестройку экономики и государственного аппарата. На первый план вышли военные ведомства. Для управления войсками была создана Ставка вер­ховного главнокомандующего во главе с великим князем Ни­колаем Николаевичем. Длительные военные действия разруши­ли экономические связи, что потребовало централизованного регулирования хозяйственной жизни. Формирование регулиру­ющей системы происходило с двух сторон. G одной стороны, происходило объединение общественности для оказания помо­щи армии. В 1915 г. Земский и Городской союзы создали Зем-гор, который занялся организацией военных поставок и моби­лизацией ресурсов мелкой промышленности. Представители предпринимательских кругов сформировали Центральный во­енно-промышленный комитет, занимавшийся распределением военных заказов, организацией военного производства. В авгус­те 1915 г. было принято Положение о военно-промышленных комитетах, которое узаконило деятельность существующих ор­ганов общественной помощи правительству в деле мобилиза­ции экономики. По инициативе меньшевиков при военно-про­мышленных комитетах были созданы «рабочие группы», ока­зывавшие содействие в разрешении назревавших трудовых конфликтов на оборонных предприятиях.

С другой стороны, в августе 1915 г. правительством были со­зданы специальные государственные регулирующие органы: четыре Особых совещания (по топливу, по перевозкам, по обороне, по продовольствию) во главе с Особым совещанием для обсуждения и объединения мероприятий по обороне госу­дарства. В состав совещаний входили представители мини­стерств, члены Государственной думы, Госсовета, представи­тели Земгора, Центрального военно-промышленного комитета. В крупных промышленных центрах Особые совещания были представлены районными уполномоченными. При них действо­вали заводские совещания из представителей ведомств, мест­ных организаций Земгора и военно-промышленных комитетов. Они распределяли военные заказы и контролировали произ­водство.

Большевики с первых же дней выступили против империа­листической войны. Они занимали антипатриотическую пози­цию, вели борьбу за превращение империалистической войны в гражданскую. Большевик-депутат IV Государственной думы А. Е. Бадаев заявил, что рабочий класс всеми силами будет бо­роться против империалистической войны. К этому заявлению присоединилась большевистская фракция Думы. Депутаты-большевики были арестованы и за это выступление высланы на вечное поселение в Сибирь.

В годы войны большевики не прекращали борьбы с государ­ственным строем, призывая массы прекратить братоубийствен­ную войну и «повернуть оружие против эксплуататоров». Рево­люционное движение на фронте и в тылу продолжало разви­ваться, несмотря на принимаемые правительством меры.

В этот период усилились оппозиционные настроения буржу­азии, которая разочаровалась в царском правительстве, не су­мевшем обеспечить победоносную войну. Центром буржуазной оппозиции стал «прогрессивный блок», сложившийся в августе 1915 г. Он объединил буржуазно-помещичьи фракции Государ­ственной думы и Государственного совета. Блок стремился к со­глашению с царизмом при условии, что царизм выполнит тре­бования буржуазии (продолжение войны, предоставление бур­жуазии некоторых должностей в государственном аппарате).

Сначала правительство согласилось пойти на уступки бур­жуазии, но затем резко изменило курс: на полгода была распу­щена Государственная дума и смещены министры, пользовав­шиеся доверием буржуазии. Этот конфликт привел к тому, что в 1916 г. «прогрессивный блок» вынашивал планы дворцового переворота с целью замены Николая II его братом Михаилом, который был связан с буржуазными кругами.

Правительство издало чрезвычайные законы о военной цен­зуре, особых правах министра внутренних дел и командующих, объявило отдельные местности на военном положении. Боль­шие права предоставлялись военным судам, которые особенно жестоко карали всех, ведущих агитацию против войны. Путем усиления полицейских репрессий царизм стремился приоста­новить растущее революционное движение на фронте и в тылу.

Этот тяжелый для России период характеризовался «мини­стерской чехардой»: за время Первой мировой войны сменились 4 председателя Совета министров, 6 министров внутрен­них дел, 4 военных министра.

Война требовала экономии во всем. Министерство юстиции приказало, например, своим органам пересылать несекретную судебную корреспонденцию «без оболочек», обновление учет­ных реестров и книг производить не ежегодно, а по мере необ­ходимости. 18 августа 1914 г. вышел циркуляр министерства об экономии на услугах телефонной связи. Для этого вводились специальные сокращения часто употребляемых наименований:, Министерство юстиции — Минюст, председатель судебной па­латы — предлат, прокурор судебной палаты — прокулат, пред­седатель окружного суда — пресуд, прокурор окружного суда — прокусуд... Журнал министерства сообщал, что «ввиду встреча­емых ныне исключительных затруднений технического и фи­нансового характера при печатании» редакция вынуждена вре­менно прекратить воспроизведение текстов объявляемых узако­нений, ограничиваясь лишь публикацией одних названий. Нотариусы, как наиболее близкие к населению чиновники, обязывались министерством популяризировать и внедрять во­енные займы. Прокурорам поручалось следить за усилением от­ветственности за тайное винокурение, «представляющее серь­езную опасность для народной трезвости». Военное время и то­тальная экономия все же не помешали вспомнить о знаменательной дате — в ноябре 1914 г. был опубликован высо­чайший рескрипт в адрес Министерства юстиции по поводу 50-летия Судебных уставов Императора Александра II. В 1916 г. под председательством А. Ф. Кони Правительствующим сенатом и Министерством юстиции был организован Попечительский комитет для помощи участникам и жертвам войны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: