Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия

Субъекты и объекты анализа деятельности предприятия.

Субъектами анализа финансово-хозяйственной деятельности являются предприятия, их собственники, учредители, органы государственного управления, финансово-кредитные учреждения; налоговые органы, органы страхования, отдельные специалисты, эксперты, средства массовой информации, информационно-аналитические и рейтинговые агентства.

К объектам анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия относятся кадровый, технический, производственный и финансовый потенциал; различные виды деятельности предприятия, их техническое, материальное, финансовое обеспечение и состояние. Кадровый потенциалом предприятия измеряется наличием определенных категорий трудовых ресурсов и их профессиональными возможностями. Под техническим потенциалом понимается общая совокупность различных видов техники, технологий и их технические возможности, коэффициент полезного действия техники. Производственный потенциал объединяет различные производственные возможности предприятия по выпуску и реализации различных видов продукции, оказанию услуг. Финансовый потенциал включает финансовое обеспечение предприятия с использованием собственных, привлеченных и заемных средств.

К основным видам деятельности предприятия относятся:

• производственная деятельность, которая характеризуется определенными технологиями, производственными циклами, техническими особенностями;

• коммерческая деятельность, которая' характеризуется торговыми, посредническими операциями по сбыту и приобретению продукции, выполнению работ, оказанию услуг;

• инвестиционная деятельность, которая характеризуется привлечением и вложением временно свободных денежных средств (инвестиций);

• социальная деятельность, направленная на удовлетворение социально-культурных потребностей работающих и членов их семей, гармоничное развитие личности;

• финансовая деятельность, направленная на формирование и рациональное использование финансовых ресурсов;

• инновационная деятельность по внедрению новых научно-технических разработок, проектов;

• экологическая деятельность по охране окружающей водной, воздушной среды, а также рациональному использованию земли, полезных ископаемых, применению природосберегающих технологий.

Природа и сущность аналитической работы и оценки потенциала предприятия предполагают ряд последовательных этапов.

1. Определение цели и задач.

2. Разработка программы (плана), в которой ставится четкая задача в отношении объектов и характера анализа (сроки, ответственные лица, формы, методы, техника и т. п.). В программе (плане) определяются:

а) объект анализа (структура или процесс, технология, операция, процедура);

б) субъект анализа (кто проводит);

в) период, за который выполняется анализ;

г) оформление результатов анализа (отчет, заключение, расчет экономической эффективности или описательная характеристика);

д) срок проведения аналитических операций;

е) кому направляются результаты анализа и какони должны быть использованы;

3. Установление последовательности выполнения;

4. Выбор и обоснование методов проведения.

5. Определение и подбор необходимой информации.

6. Проведение анализа путем изучения, обобщения исходных данных группировки и сравнения однородных показателей; выявление связей, закономерностей, противоречий; количественной и качественной оценки отдельных показателей, учета влияния разно направленных факторов.

7. Обобщение результатов анализа.

8. Подготовка выводов по основным направлениям анализа, их конкретизация.

9. Оформление отчета (заключения) по итогам анализа. Последовательность проведения анализа и оценки потенциала предприятия включает ряд определенных процедур. К ним относятся следующие:

• аналитическая структуризация анализируемого объекта, цель которой получить представление о его составе, структуре, свойствах, отношениях;

• группировка и 'классификация элементов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

• изучение количественных и качественных характеристик этих элементов;

• изучение видов связей между элементами;

• количественная и качественная оценка резервов;

• оценка факторов, влияющих на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

• обобщение аналитических данных, сравнение однородных показателей, выявление связей, закономерностей, противоречий;

• установление критерия эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

• оценка результатов анализа (расчет социально-экономической эффективности или описательная характеристика основных результатов).

3.4. Составление программы анализа и диагностики деятельности предприятия.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия начинается с составления программы (плана). В программе определяются:

а) объект анализа (структура или процесс, технология, операция, процедура);

б) субъект анализа (кто проводит, ответственные лица и исполнители);

в) период, за который выполняется анализ;

г) цель, задачи анализа;

д) формы, методы, техника анализа;

е) оформление результатов анализа (отчет, заключение, расчет экономической эффективности или описательная характеристика);

ж) срок проведения аналитических операций;

з) кому докладываются (куда направляются) результаты анализа и как они должны быть использованы.

Структура программы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия может включать введение, аналитическую часть и заключение. Во введении определяется цель, задачи, методы анализа, описывается специфика объекта. Аналитическая часть содержит анализ технического, финансового состояния; эффективности производственной, коммерческой, инвестиционной деятельности, социального развития коллектива; состояния и использования основных фондов, трудовых ресурсов; затрат на производство и реализацию продукции; инвестиционного, научно-технического, трудового, производственного потенциала. Заключение содержит основные выводы по фактическому состоянию объекта на определенную дату и конкретные предложения по улучшению данного состояния.

Программа разрабатывается по каждому объекту. Контроль за исполнением программы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия возлагается на его руководителя.

3.5. Информационная база анализа деятельности предприятия.

Управление, элементом которого является анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в общем случае представляет собой непрерывную процедуру в системе с обратной связью. Информация является главным элементом управления предприятием. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия начинается с исходной информации и завершается тем, что информация о результатах анализа поступает в управляющий орган. Здесь производится анализ информации, сравнение ее с желательным вариантом развития, принятие решения, оформление распоряжений и передача их. Информация об изменении процесса (операции) по результатам управляющего воздействия вновь поступает в систему управления, посредством чего и осуществляется обратная связь.

Таким образом, подготовка и обработка информациио ходефинансово-хозяйственной деятельности предприятия и о внешних и внутренних условиях является важной частью управления предприятием. Этот процесс осуществляется с применением различных технических средств для сбора, переработки, хранения и передачи информации, необходимой для оперативного принятия решений, учета и контроля за ходом производства.

Информационная база анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия основана на организационном нормировании, бухгалтерском учете и отчетности, финансовой, статистической отчетности, специальной экономической, технической и иной информации.

Организационное нормирование (регламентирование) – это система норм, правил, инструкций, регламентов, служащих базой для проектирования и управления производственными процессами. Она включает: номенклатурно-классификационные и технико-экономические нормативы (на материалы, покупные детали, инструменты и т. п.); организационно-технические нормативы (технические, чертежные, организационные, документационные стандарты, нормали, условия, маршруты движения предметов труда, режимы обработки, оснастка и др.); организационно-структурные нормативы (схемы подчинения, производственные и организационные структуры, типовые схемы управления, типовые штатные расписания, нормативы численности рабочих, инженерно-технических работников, служащих, нормы времени, типовые положения об отделах (службах), типовые функционально-должностные инструкции и т. п.); оперативно-календарные нормативы, регламентирующие производственные процессы (размеры партий, заделы, продолжительность циклов и др.); административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, порядок отпусков по разрешению администрации, правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок и т. д.).

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия требуют соответствующей подготовки и обработки исходных данных, которые классифицируются следующим образом.

1. Общие сведения о предприятии.

2. Информация о системе управления технико-экономической деятельностью предприятия, которая включает сведения:

а) о виде (линейная, функциональная, линейно-функциональная, командная) и структуре управляющей системы (структурные организационные схемы, штатные расписания);

б) о процессах управления (комплекты положений об отделах, службах, должностные инструкции, функциональные таблицы, регламентация прав, распорядок рабочего дня, графики проведения совещаний, технологические карты массовых административных и инженерных процедур, системы оценки качества работы и контроля исполнения, проекты улучшения условий труда ИТР и служащих, системы обработки внешнего и внутреннего документооборота, подготовки распорядительной документации, размножения, доставки и хранения документации, секретарского обслуживания и т. д.);

в) об оргтехнике (системы внутренней связи и сигнализации, механизированного табельного учета, диспетчеризации, механизации множительных, расчетно-вычислительных, чертежно-графических работ, планировки служебных помещений и рабочих мест, мебель и оборудование служебных помещений).

3. Специальные сведения о технологии производственного процесса и основных производственных результатах: поставленные, сформулированные руководством планы и программы; первичные документы (наряды, накладные, заборные карты, инвентаризационные ведомости, штатные расписания, лицевые счета, табели выхода на работу); комплекты' положений об отделах, службах, должностные инструкции, функциональные таблицы, регламентация прав, чертежно-графическая, проектно-сметная, технологическая документация.

4. Информация об экономической деятельности предприятия.

5. Данные о финансовых результатах. Весьма важен этап накопления систематизированной информации о финансовых результатах. Смысл этого этапа заключается в том, что ценность отдельно взятого финансового показателя возрастает по мере накопления других. Скажем, информативность показателя, характеризующего объем реализации за квартал, повышается, если существует выборка подобных показателей за последние два года – тогда на основе существующей динамики можно строить прогнозы.

6. Информация о трудовых ресурсах и социальном развитии предприятия.

7. Сведения об общей эффективности технико-экономической деятельности предприятия (материалы специальных исследований, результаты анализа резервов повышения эффективности; результаты технико-экономических расчетов; данные научно-исследовательских учреждений; материалы обобщения передового опыта, нормативы, типовые разработки, межотраслевые и отраслевые методические рекомендации, стандарты, техническая документация; материалы внешнего ведомственного, вневедомственного (государственные органы, научные учреждения, аудит) и общественного контроля.

К исходным данным для технико-экономического анализа также относятся результаты сравнительного рейтингового анализа, материалы маркетинговых исследований, данные о мировом зарубежном опыте, публикуемая финансовая отчетность, материалы специализированных информационных агентств и неформальных источников.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: