Тема 9. Выручка от реализации и прибыль предприятия

Эффективности его использования

Финансирование оборотного капитала предприятия и оценка

К источникам формирования оборотных средств относятся собственные, заемные и привлеченные средства. Основная роль в формировании оборотных средств принадлежит собственным средствам, которые призваны обеспечивать имущественную и оперативную самостоятельность предприятия.

Экономическая эффективность использования оборотных средств определяется показателями оборачиваемости, под скоростью оборачи­ваемости понимается длительность одного полного кругооборота средств, начиная с первой и заканчивая третьей фазой. Чем быстрее оборотные средства проходят эти фазы, тем больше продукции пред­приятие может произвести с одной и той же суммой оборотных средств.

Оборачиваемость оборотных средств выражается с помощью следу­ющих показателей. Коэффициент оборачиваемости свидетельствует об объеме реализованной продукции, приходящейся на каждый рубль оборотных средств:

Ко = Р / Со, где

Ко - коэффициент оборачиваемости;

Р - объем реализации продукции;

Со - средний размер оборотных средств.

Показатель загрузки оборотных средств является величиной, обратной коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует сумму оборот­ных средств, приходящихся на единицу реализованной продукции:

Кз = С0 / Р, где

Кз - коэффициент загрузки оборотных средств.

Показатель скорости оборачиваемости в днях определяет темпы кругооборота средств предприятия, быстроту смены форм стоимости производственных оборотных фондов и фондов обращения. Длитель­ность одного оборота в днях исчисляется по формуле

0 = (С0 * Д) / Р, где

О - продолжительность оборота в днях,

Д - число дней в отчетном периоде.

Коэффициент сохранности собственных оборотных средств позволяяет сделать вывод о том, что произошло за время хозяйствования с величиной авансированных в производство и реализацию средств, использовались они по назначению или были утрачены в силу тех или иных причин. Расчет может быть выполнен следующим образом:

Кс = Ок / Он, где

Ок — фактические остатки собственных оборотных средств на конец четного периода;

Он - фактические остатки собственных оборотных средств на начало оборотного периода.

1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

2. Прибыль предприятия

3. Использование и распределение прибыли предприятия

4. Рентабельность и методы ее расчета

1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

В процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг соз­дается новая стоимость, которая определяется ценой реализо­ванной продукции, работ, услуг. Результатом их реализации яв­ляется выручка от реализации продукции, работ, услуг, которая поступает на расчетный счет предприятия. В настоящее время предприятие имеет право самостоятельно определять методы исчисления выручки в зависимости от выбранной учетной поли­тики. Законодательно определены два метода учета выручки от реализации продукции (работ, услуг):

по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления контрагенту расчетных документов;

по мере оплаты и поступления денег на расчетный счет.

В России наибольшее распространение получил второй метод, поскольку позволяет предприятиям производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник. Однако в случае авансовых расчетов за отгруженную продукцию (работы, услуги) общий размер денежных средств не всегда совпадает с фактической реализацией, поскольку возможна такая ситуация, что деньги на основе предоплаты поступили, а продукция не только не отгружена, но и не произведена.

2. Прибыль предприятия

Прибыль — важнейшая категория рыночных отношений, ей присущи три функции:

1) экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия;

2) стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;

3) одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.

Прибыль — основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней

На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние факторы субъективного характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.

Субъективные факторы: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности груда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.

Объективные факторы: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.

Объектом распределения является валовая прибыль. Законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации в виде налогов и других обязательных платежей. Для акционерных обществ установлен обязательный порядок формирования финансового резерва. Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта, регламентируется внутренними документами предприятия и фиксируется в его учетной политике.

Использование и распределение прибыли предприятия

При распределении прибыли исходят из следующих принципов:

1) первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом;

2) прибыль, остающаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, распределяется на накопление и потребление.

Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов либо непосредственным ее распределением по отдельным направлениям. В первом случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается непосредственно в финансовом плане.

Фонд накопления используется на научно-исследовательские работы, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на финансирование затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, проведением природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате про центов по ним, уплате процентов по краткосрочным ссудам:верх сумм, относимых на себестоимость продукции, финансирование прироста оборотных средств, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, перечисления вышестоящим организациям, взносы в союзы, ассоциации, концерны, в состав которых входит хозяйствующий субъект и др.

Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются: расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта; строительство объектов непроизводственного назначения; проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий; осуществляются выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи, выплаты надбавок к пенсиям, компенсаций работникам удорожания питания в столовых и буфетах и т.п.

Резервный фонд — финансовую устойчивость предприятия обеспечивает резервный капитал. В рыночной экономике отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.

4. Рентабельность и методы ее расчета

Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность — относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

1. Рентабельность всей реализованной продукцииможноопределить как:

• процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;

• процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;

• процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;

• отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.

2 Рентабельность отдельных видов продукции зависитот цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

3 Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).

4 Рентабельность внеоборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к средней вели чине внеоборотных активов.

5 Рентабельность оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.

6 Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.

7 Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: