Эффективности его использования
Финансирование оборотного капитала предприятия и оценка
К источникам формирования оборотных средств относятся собственные, заемные и привлеченные средства. Основная роль в формировании оборотных средств принадлежит собственным средствам, которые призваны обеспечивать имущественную и оперативную самостоятельность предприятия.
Экономическая эффективность использования оборотных средств определяется показателями оборачиваемости, под скоростью оборачиваемости понимается длительность одного полного кругооборота средств, начиная с первой и заканчивая третьей фазой. Чем быстрее оборотные средства проходят эти фазы, тем больше продукции предприятие может произвести с одной и той же суммой оборотных средств.
Оборачиваемость оборотных средств выражается с помощью следующих показателей. Коэффициент оборачиваемости свидетельствует об объеме реализованной продукции, приходящейся на каждый рубль оборотных средств:
|
|
Ко = Р / Со, где
Ко - коэффициент оборачиваемости;
Р - объем реализации продукции;
Со - средний размер оборотных средств.
Показатель загрузки оборотных средств является величиной, обратной коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует сумму оборотных средств, приходящихся на единицу реализованной продукции:
Кз = С0 / Р, где
Кз - коэффициент загрузки оборотных средств.
Показатель скорости оборачиваемости в днях определяет темпы кругооборота средств предприятия, быстроту смены форм стоимости производственных оборотных фондов и фондов обращения. Длительность одного оборота в днях исчисляется по формуле
0 = (С0 * Д) / Р, где
О - продолжительность оборота в днях,
Д - число дней в отчетном периоде.
Коэффициент сохранности собственных оборотных средств позволяяет сделать вывод о том, что произошло за время хозяйствования с величиной авансированных в производство и реализацию средств, использовались они по назначению или были утрачены в силу тех или иных причин. Расчет может быть выполнен следующим образом:
Кс = Ок / Он, где
Ок — фактические остатки собственных оборотных средств на конец четного периода;
Он - фактические остатки собственных оборотных средств на начало оборотного периода.
1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)
2. Прибыль предприятия
3. Использование и распределение прибыли предприятия
4. Рентабельность и методы ее расчета
1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)
В процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг создается новая стоимость, которая определяется ценой реализованной продукции, работ, услуг. Результатом их реализации является выручка от реализации продукции, работ, услуг, которая поступает на расчетный счет предприятия. В настоящее время предприятие имеет право самостоятельно определять методы исчисления выручки в зависимости от выбранной учетной политики. Законодательно определены два метода учета выручки от реализации продукции (работ, услуг):
|
|
по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления контрагенту расчетных документов;
по мере оплаты и поступления денег на расчетный счет.
В России наибольшее распространение получил второй метод, поскольку позволяет предприятиям производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник. Однако в случае авансовых расчетов за отгруженную продукцию (работы, услуги) общий размер денежных средств не всегда совпадает с фактической реализацией, поскольку возможна такая ситуация, что деньги на основе предоплаты поступили, а продукция не только не отгружена, но и не произведена.
2. Прибыль предприятия
Прибыль — важнейшая категория рыночных отношений, ей присущи три функции:
1) экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия;
2) стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;
3) одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.
Прибыль — основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней
На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние факторы субъективного характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.
Субъективные факторы: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности груда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.
Объективные факторы: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.
Объектом распределения является валовая прибыль. Законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации в виде налогов и других обязательных платежей. Для акционерных обществ установлен обязательный порядок формирования финансового резерва. Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта, регламентируется внутренними документами предприятия и фиксируется в его учетной политике.
Использование и распределение прибыли предприятия
При распределении прибыли исходят из следующих принципов:
1) первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом;
2) прибыль, остающаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, распределяется на накопление и потребление.
Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов либо непосредственным ее распределением по отдельным направлениям. В первом случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается непосредственно в финансовом плане.
Фонд накопления используется на научно-исследовательские работы, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на финансирование затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, проведением природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате про центов по ним, уплате процентов по краткосрочным ссудам:верх сумм, относимых на себестоимость продукции, финансирование прироста оборотных средств, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, перечисления вышестоящим организациям, взносы в союзы, ассоциации, концерны, в состав которых входит хозяйствующий субъект и др.
|
|
Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются: расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта; строительство объектов непроизводственного назначения; проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий; осуществляются выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи, выплаты надбавок к пенсиям, компенсаций работникам удорожания питания в столовых и буфетах и т.п.
Резервный фонд — финансовую устойчивость предприятия обеспечивает резервный капитал. В рыночной экономике отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.
4. Рентабельность и методы ее расчета
Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность — относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.
Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
1. Рентабельность всей реализованной продукцииможноопределить как:
|
|
• процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;
• процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;
• процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
• отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
2 Рентабельность отдельных видов продукции зависитот цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
3 Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).
4 Рентабельность внеоборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к средней вели чине внеоборотных активов.
5 Рентабельность оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.
6 Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.
7 Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.