ГЛАВА III
3.1 Основные понятия.
Полем деятельности менеджера является организация. Под организацией понимается группа людей, объединенная общими целями. Такими целями являются, получение прибыли и решение уставных задач организации. В качестве организации могут выступать предприятия, учреждения, а также объединения нескольких организации. Организации, как правило, имеют правовой статус юридического лица, любая организация предполагает определенное расположение ее на территории и в рамках отведенного для нее там места, конкретную структуру – иерархию, взаимосвязь, а, также, разделение между этими частями соответствующих функций.
Характеристика каждой организации должна предусматривать:
1. основные цели и задачи;
2. составные части (подразделения);
3. распределение функций между подразделениями;
4. использование ресурсов;
5. внешнюю и внутреннюю среду;
6. систему управления;
7. объем управленческой деятельности;
Целью организации (конечной задачей) является получение прибыли – для коммерческих организаций и выполнение уставного предназначения (для некоммерческих фирм). Задача организации характеризует шаги, ведущие к достижению цели. В соответствии с целями и задачами организации и потребностями эффективности управления создаются необходимые подразделения.
|
|
Деятельность организации предусматривает использование различных ресурсов:
-природных (земля, полезные ископаемые, водные ресурсы);
- капитала (материальная и интеллектуальная собственность);
- трудовых (физических и умственных способностей персонала);
- управленческих (способность правильно, рационально распределять ресурсы, организовать работу).
В процессе деятельности организации происходит направленная переработка материалов, энергии и информации.
Внешнюю среду организации образуют экономика страны, рынок, законодательство, органы власти, гос. и муниципальное управление, общественные организации, партнеры, конкуренты, средства массовой информации, уровень техники, технологии и т.д.
Внутренняя среда организации – это ее миссия, цели, задачи, персонал, структура, технология управления, работа с информацией и т.д.
Система управления является важнейшей характеристикой организации. Эта система предполагает наличие и функционирование руководителей и объектов управления, каналов для передачи командной информации (приказы, отчеты) и информации состояния (обратная связь), целенаправленную переработку этой информации, деятельности по подготовки и принятию управленческих решений.
Объем управленческой деятельности напрямую связан с составом, содержанием и масштабом решаемых организацией задач, и может в зависимости от этого выполняться следующим образом:
|
|
1. при ограниченном круге задач организацией может руководить один из исполнителей задач;
2. при расширении круга задач требуется выделение специального человека, менеджера, для управления организацией;
3. Дальнейшее увеличение поля деятельности организации, связанное с усложнением и умножением поставленных задач требует создания линейной иерархии и функциональной специализации руководства, появления профессионального управления – менеджмента.
Создание организации предусматривает проведения обширного комплекса исследовательских и прикладных мероприятий, получивших название организационного проектирования.
Организационное проектирование исходит из следующих характеристик организации:
1. По характеру деятельности организации бывают общественные и хозяйственные.
Общественные организации – это добровольные объединения граждан, создаваемые для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, это политические партии, творческие союзы, профсоюзы и т.д.
Хозяйственные организации создаются для удовлетворения материальных и социальных потребностей человека и общества, и получения предпринимательской прибыли. Это предприятия и их объединения.
2. Деятельность организации может осуществляться в экономической, политической, социальной и военной сферах.
В экономической сфере работают предприятия различных отраслей народного хозяйства – это банки, биржи и т.п.
В политической сфере заняты организации, учреждения государственного и местного управления, политические партии и т.п.
В социальной сфере действуют учреждения образования, культуры, здравоохранения и социальной поддержке населения.
3. По отраслевой принадлежности различают промышленные, транспортные, с/х и торговые организации.
4. По отношению к власти:
– правительственные (создаются решением власти для решения свойственных им задач), они имеют официальный статус и соответствующие права и привилегии (научно-исследовательские учреждения, комиссии, делегации);
- не правительственные (создаются на инициативной основе физическими или юридическими лицами для решений частных задач и никакими привилегиями или особыми правами не обладают).
5. В зависимости от государственной принадлежности различают национальные (отечественные) организации и организации, созданные с участием иностранных физических и юридических лиц (предприятия с инвестициями).
6. По степени самостоятельности организации могут быть головные (материнскими) и дочерними.
Головные организации обладают правом независимого принятия управленческого решения, хозяйственно-финансовой самостоятельностью.
Дочерние организации такой независимостью и самостоятельностью не обладают, и работают под руководством головной организации.
7.В зависимости от форм собственности они могут быть частными, государственными, муниципальными и иных форм общественными и религиозными организациями, объединениями.
8. В зависимости от организационно-правовых характеристик организации могут иметь форму государственного предприятия, муниципального предприятия, производственного кооператива (артель), потребительского кооператива, хозяйственного товарищества или общества, общественной или религиозной организации, объединения или союза, учреждения, фонда и т.д.
9. В зависимости от наличия юридического лица организации могут создаваться как с образованием юридического лица, без образования юридического лица (филиал).
10. По численности работающих различают организации малой численности (малое предприятие), средней численности, большой численности.
|
|
11. По времени функционирование организации могут быть временные (сезонные (лагерь, кафе)), постоянные и периодически действующие.
12. По отношению к коммерческой деятельности (получение прибыли) бывают коммерческие и некоммерческие.
13. В зависимости от оформления в органах власти могут быть формальные (зарегистрированные в установленном порядке), неформальные (не нуждающиеся в регистрации (религиозные)).
14. В зависимости от отношения к бюджету бывают бюджетные (финансирующиеся из государственного или местного бюджета), не бюджетные (финансирующиеся самостоятельно) организации.
15. В зависимости от организационной структуры, т.е. построения подразделений органов управления различают организации линейные, звездные, кольцевые и т.д.
16. В зависимости от особенностей построения и функционирования системы управления различают по характеру субъектов и объектов управления, от количества уровней управления, от использования при управлении системы принципов.
3.2 Организация как сложная система.
Под системой, в самом широком смысле, принято понимать замкнутое, объединенное единство связанных друг с другом элементов, упорядоченных по определенному закону или принципу.
Основой упорядочения системы является цель ее функционирования. Теорией систем занимается один из разделов кибернетики – системология или системотехника.
Сложные системы характеризуются следующими наиболее важными признаками:
· наличие единой цели функционирования;
· наличие нескольких уровней управления, иерархически связанных;
· наличие подсистем, каждая из которых имеет цель функционирования, подчиняется общей цели функционирования всей системы и управляется единой системой управления;
· наличие большого числа связей между подсистемами, внутри каждой подсистемы и необходимостью разветвленной сети связей управления;
· комплексным составом подсистемы, наличием людей, машин и природной среды;
· устойчивостью к взаимодействию внешних и внутренних возмущающих факторов и наличием элементов самоорганизации.
|
|
Сложная система состоит из подсистем.
Подсистемы можно выделить, если каждая из них имеет:
1. цель функционирования, подчиненную общей цели функционирования в целом всей системы;
2. комплекс элементов составляющих систему;
3. свою систему управления, входящую в общую систему управления.
В этом случае термин «система», «подсистема», «элемент» носит относительный характер.
Промышленные предприятия в качестве объекта управления характеризуют следующие основные черты:
1. многообразие структуры, которое выражается в большом количестве структурных элементов (цеха, лаборатории);
2. многосвязанность элементов производственно-экономической системы, которая выражается в наличии множества различных связей между элементами (транспортные коммуникации, социальные связи, информационные связи, передача различных деталей по ходу производства);
3. динамичность. Выражающаяся в постоянной смене состояний производственно-экономической системы.
4. многокритериальность, которая является одним из характерных свойств производственно-экономической системы.
С одной стороны имеется много критериев (сумма прибыли, рентабельность, производительность), только совместная оценка этих показателей дает характеристику системы, с другой стороны все подсистемы на разных уровнях иерархии могут характеризоваться своими частными критериями. В совокупности те и другие критерии образуют дерево целей и критериев.
5. Вероятностный характер производственных процессов.
В зависимости от природы элементов в организации можно выделить подсистемы:
1. Техническая подсистема – взаимосвязанный, взаимообусловленный, находящийся в согласованно пропортциональном состоянии комплекс оборудования (станки механизмы).
2. Технологическая подсистема – набор правил, определяющих последовательность операций и процес производства, в ходе которого создается продукция с определенными параметрами и качествами.
Управление в технологической подсистеме заключается в тщательной разработке технологий, с постоянным ее усовершенствованием.
3. Подсистема совместного труда – представляет необходимую организацию труда для достижения определенной цели.
4. Экономическая подсистема представляет единство экономических процессов и связей всех сторон производства.
5. Социальная подсистема – связь людей в процессе производства.
Связь людей является основой существования производственно-экономических систем.
6. Подсистема организация производства – позволяет рационально использовать людей, оборудование, предметы труда, заводские площади, создавать условия для повышения эффективности производства в пределах заданных ресурсов.
3.3. Управление сложной системой.
Управление, в широком понимании, есть функция некоторой системы, направленная либо на сохранение основного качества системы (потеря которого приводит к его разрушению), либо на выполнение программы, обеспечивающей устойчивое функционирование системы и достижение ею заданной цели, либо на развитие системы.
Управление является необходимым условием нормального функционирования всякой системы.
Любой процесс, безотносительно к его природе, может осуществляться в нужном направлении только при наличии управляющих воздействий со стороны органов управления.
Управление в производственной сфере можно определить как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства.
Можно выделить 3 основные области управления:
1) управление системами машин и технологическими процессами;
2) управление процессами, происходящими в живых организмах;
3) управление деятельностью человеческих коллективов, решающих ту или иную задачу.
Рассмотрение процессов управления во всех областях выявило их общие зависимости и закономерности, что позволило установить для управления единую теоретическую основу. Этой проблемой занимались кибернетики.
Кибернетика – это наука об общих законах управления в природе, живых организмах и машинах.
С позиции кибернетики системам управления различной природы (биологической, технической, социальной) присущи общие закономерности.
Все эти системы управления объединяет в принципе одинаковая структура и математическое описание процессов, протекающих в системах управления различной природы, оказывается подобным.
Кибернетика рассматривает управление как циклический информационный процесс, осуществляемый в замкнутом контуре для достижения установленной цели действий.
ГЛАВА IV