Тема 10. План производства

Оценка затрат на продвижение товаров и услуг

Определение затрат на продвижение товаров или услуг, иными словами, маркетинговый бюджет является обязательной частью бизнес-плана и представляет собой в общей форме план денежных поступлений и выплат, связанных с реализацией программы маркетинга.

Работа по составлению бюджета маркетинга имеет следующую структуру:

1. Расходная часть бюджета:

- расчет себестоимости производства продукции;

- расчет затрат на рекламу и продвижение товаров;

- расчет затрат на организацию и функционирование системы сбыта;

2. Доходная часть бюджета:

- проектирование поступлений от продаж.

Предварительное планирование и оценка затрат на маркетинг могут проводиться и при формировании программы маркетинга с использованием инструментов укрупненного анализа расходов. Определение расходов на маркетинг является весьма сложной задачей с большим количеством переменных, влияние которых обычно не поддается точному учету. При определении бюджета маркетинга большую роль играют традиции, опыт специалистов и консультантов со стороны, а также анализ маркетинговых затрат фирм-конкурентов.

Проектирование поступлений от продаж основывается на следующих видах прогнозов:

- объемы продаж по периодам (например, за месяц, за неделю и т.д.);

- объемы продаж по продуктам и услугам (строятся отдельно по каждому из видов продуктов или услуг, чтобы сразу можно было определить прибыльные или неприбыльные товары);

- объемы продаж по группам потребителей (например, компьютерная фирма ожидает, что 50 % выручки поступит от юридических лиц, 30 % от государственных учреждений, 20 % от физических лиц);

- доля рынка (% от общего объема продаж на рынке, который предприятие готово обеспечить своими силами).

Все данные собираются, обрабатываются и сводятся в единый бюджет маркетинга (табл. 12).


Таблица 12

Годовой бюджет маркетинга

Статьи затрат Сумма, руб.
Ими могут быть, например:  
- реклама в СМИ;  
- участие в ярмарке;  
- адресная реклама в виде буклетов, прайс – листов;  
- прочие организационные расходы и т.д.  
ИТОГО:  

Данный раздел бизнес-плана в зависимости от объекта исследования, вида бизнеса может быть интерпретирован как торговый план, план оказания услуг, план перевозок и т.д.

Главная задача этого раздела плана – показать производственно-технические возможности предприятия по выпуску продукции (работ, услуг), на которые нацелен бизнес-план, возможности произвести их надлежащего уровня качества, в нужные сроки и необходимом количестве.

Производственный план является ключевым разделом бизнес-плана. При его разработке необходимо собрать информацию по следующим вопросам:

1. где будет производиться продукция:

- если на вновь созданном предприятии – необходимо обосновать выбор месторасположения производства с точки зрения близости к заказчикам, поставщикам, смежникам, доступности рабочей силы, транспортной инфраструктуры и т.д.;

- если на действующем предприятии – необходимо описать имеющиеся условия работы: производственные площади, оборудование, инструмент, оснастка; отметить, достаточна ли имеющаяся производственная база для реализации проекта, и каковы перспективы ее расширения, реконструкции и на каких условиях: аренда, лизинг. Это в свою очередь позволяет определить величину финансовых средств, требуемых для осуществления проекта;

2. какие для этого потребуются производственные мощности?

Рассчитанный объем продаж диктует необходимый размер производственной мощности предприятия. Если существующих мощностей по производству продукции недостаточно, то в этом разделе рассчитываются мероприятия по вводу новых мощностей или расширению действующих;

3. Где, у кого и на каких условиях (уровень цен) будут закупаться сырье, материалы и комплектующие, издержки, топливо, энергия, тара, запасные части, т.е. необходимо собрать исчерпывающую информацию для обеспечения проекта;

4. Какова репутация поставщиков, и есть ли опыт работы с ними?

5. Возможно ли лимитирование объемов производства со стороны имеющихся производственных мощностей или поставляемых материально-технических ресурсов?

6. Какова возможность переналадки оборудования с изменением ассортимента?

7. Какова система контроля качества?

8. каковы системы утилизации отходов, очистки выбросов и затраты на охрану окружающей среды?

Собрав необходимую информацию в контексте вышеперечисленных вопросов, целесообразно структурировать план производства следующим образом:

- процесс производства продукции, в том числе:

§ краткая характеристика технологии производства;

§ анализ поставщиков;

§ производственное оборудование;

- система контроля качества производства продукции;

- производственная программа и ее обоснование.

Формирование данного раздела целесообразно начать с разработки плана продаж продукции в стоимостном и натуральном показателях (табл. 13), а затем с разработки непосредственно производственной программы, с учетом стоимостных и натуральных показателей и запасов готовой продукции (табл. 14).

Таблица 13

План продаж

Наименование продукции 1 год (помесячно) 2 год 3 год
     
Ожидаемый объем продаж,шт. В том числе:                        
Продукт А                        
Продукт В                        
Цена продаж, руб.                        
Продукт А                        
Продукт В                        
Выручка от продаж, руб. В том числе:                        
Продукт А                        
Продукт В                        

Таблица 14

Программа производства продукции

Показатель 1 год (помесячно) 2 год 3 год
     
Планируемый объем продаж, шт. (руб.), в т.ч.:                        
Продукт А                        
Продукт В                        
Планируемый запас на конец периода, шт. (руб.), в т.ч.:                        
Продукт А                        
Продукт В                        
Запас на начало периода, шт. (руб.), в т.ч.:                        
Продукт А                        
Продукт В                        
Количество к производству, шт. (руб.), в т.ч.:                        
Продукт А                        
Продукт В                        

Далее производится расчет потребности в оборудовании для выполнения производственной программы (табл. 15).

Таблица 15

Расчет потребности в оборудовании для выполнения производственной программы

Название показателей Название продукции (условно) Всего
А Б В
1. Программа производства в натуральном выражении        
2. Станкоемкость единицы изделия по соответствующим группам основного оборудования, станко-час.        
3. Годовой эффективный фонд времени работы единицы основного оборудования, станко-час.        
4. Станкоемкость производственной программы по группам оборудования, станкочас.        
5. Потребность в основном оборудовании для выполнения производственной программы, шт.        

Чтобы определить, сможет ли предприятие выпускать продукцию в полном объеме на рассчитанном ранее оборудовании, необходимо рассчитать производственную мощность, исходя из установленного эффективного фонда времени работы оборудования по формуле:

где производственная мощность оборудования станочного типа, в единицах, принятых в производственной программе.

плановый эффективный фонд времени работы одного станка, час.

количество единиц оборудования в данной группе, шт;

технически расчетная норма времени (трудоемкость) изготовления изделий (выполнения детале-операции), станко - час.

,

где процент потерь рабочего времени на проведение планового ремонта оборудования (от 2% до 12 %), %;

режимный (номинальный) фонд времени, час;

где количество силы;

календарный фонд времени, дн;

количество выходных дней в году, дн;

количество праздничных дней в году, дн;

продолжительность смены, час.;

количество нерабочих часов в предпраздничные дни за год, час;

Производственную мощность можно определить и через производительность оборудования по формуле:

где норма выработки на один станок в час., т.е. производительность оборудования.

Обосновав производственную программу производственными мощностями, далее следует произвести обоснование со стороны материальных (табл. 16), трудовых и финансовых ресурсов.


Таблица 16

План прямых материальных затрат на производство продукции

Показатели 1 год (помесячно) 2 год 3 год
     
Планируемый объем производства, шт.                        
Продукт А                        
Продукт В                        
Затраты на материалы на ед. продукта, руб./ед.                        
Продукт А                        
Продукт В                        
ИТОГО прямые затраты на материалы, руб.                        
Продукт А                        
Продукт В                        
Запас материалов на конец периода, руб.                        
Запас материалов на начало периода, руб.                        
ВСЕГО затрат на покупку материалов, руб.                        

Исходя из ранее произведённых расчётов, необходимо определить затраты на производство и реализацию продукции, а также установить цену на продукцию (табл. 17).

Таблица 17

Расчет себестоимости и цены продукции

Наименование статей затрат и элементов цены Период (год, квартал, месяц)
      ….. n
Затраты в расчёте на        
единицу прод., руб. на программу, руб.
1. Материальные затраты, всего: в том числе:            
1.1. Сырьё и основные материалы.            
1.2. Вспомогательные материалы.            
1.3. Покупные и комплектующие изделия.            
1.4. Топливо для технологических целей            
1.5. Энергия для технологических целей            
1.6. Транспортно – заготовительные расходы (ТЗР – в % от п. 1.1.).            
1.7. Возвратные отходы (вычитываются).            
2. Заработная плата основных производственных рабочих, всего: в том числе:            
2.1. Основная зарплата основных производственных рабочих.            
2.2. Дополнительная зарплата основных производственных рабочих (в % от п. 2.1.).            
3. Начисления на зарплату (в % от п. 2.).            
4. Прочие переменные расходы.            
5. Итого переменные расходы (Σ п.1 + п.2 + п.3 + п.4).            
6. Общепроизводственные расходы (ОПР – в % от п.2.1.).            
7. Общехозяйственные расходы (ОХР – в % от п. 2.1.).            
8. Прочие производственные расходы.            
9. Итого производственная себестоимость.            
10. Коммерческие расходы (в % от п. 9).            
11. Итого постоянные расходы* (Σ п.6 + п.7 + п.8 + п.10).            
12. Итого полная себестоимость (п.5 + п.11)            
13. Прибыль (при плановом уровне накопления): · для минимального уровня цены – 9%. · для максимального уровня цены – 25%.            
14. Оптовая цена: · при 9% · при 25%            
15. НДС (по ставке 18% для продукции производственно – технического назначения; по ставке 10 % – для продуктов питания и товаров детского ассортимента): · при 9% · при 25%            
16. Отпускная цена предприятия: · при 9% · при 25%            

*Постоянные расходы включают расходы на:

· аренду помещения;

· зарплату АУП с начислениями;

· амортизацию;

· коммунальные расходы;

· маркетинговые исследования;

· рекламу;

· погашение банковского кредита;

· страхование;

· административные и прочие расходы;

Особой частью раздела «Производственный план» является календарный план. Эта часть бизнес-плана определяет следующие шаги и этапы действий:

1. Устанавливает время ожидаемого финансирования;

2. Определяет дневник по дням всех маркетинговых действий;

3. Представляет производственную программу и график поставок.

Именно календарный план поможет обеспечить систематический контроль за координацией и управлением предприятия.

Итак, в календарном плане должны увязываться между собой необходимые работы, исполнители, сроки исполнения и требуемые суммы денег. Можно составлять календарный план для отдельных видов работ.

Календарный план целесообразно формировать в следующей табл. 18.

Таблица 18

Календарный план



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: