Проблемы управления персоналом и важность управленческой деятельности имеют важное значение, и являются предметом исследования многих ученых в наше время.
В основные понятия управления персоналом входят: организация, персонал, кадры, управление персоналом, руководство человеческими ресурсами, кадровая политика.
Организация (предприятие, фирма) это система, которая сознательно координируется деятельностью людей: двух и более, у которых имеются общие цели. В процессе работы коллектив может меняться в организации, но система организации сохраняется.
Организация является социальным институтом и имеет несколько элементов. Эти элементы составляют структуру организации и определяют ее как особое образование, которое отличается от многих других (см. рис.1).
Рисунок 1 - Основные элементы организации
В любой организации должна быть определена цель ее, так как без цели ни одна организация не сможет сформироваться. Не будет цели в организации то и данная организация не сможет существовать. Определение цели может быть дано двояким образом - для внешних наблюдателей, участников, которые пользуются продукцией организации и собственных участников, сотрудников организации, которые включены в процесс функционирования этой организации.
Человеческие ресурсы, работающие в организации, это и есть персонал этой организации. К человеческим ресурсам относятся:
-сотрудники организации;
-партнеры, привлекающиеся к работе по реализации некоторых проектов;
-эксперты, которых привлекают для проведения исследований;
-эксперты, которых привлекают для разработки стратегии.
Стратегическим фактором является персонал, который определяет всю работу и дальнейшее будущее организации, так как только люди, делают работу в организации, предоставляют идеи и позволяют организации жить и добиваться успехов. Любая организация большая или маленькая требует персонал, без которого существовать она не может, так как персонал приводит в движение организацию своей работой. Персонал или увеличивают силу фирмы, или персонал фирму ослабляет.
Предметом управления персоналом является персонал и отношения между собой работников организации в процессе производства, развития и использования их потенциала в работе для достижения целей организации.
Структура организации, это отдельные части и согласованность между ними, степень жесткости/гибкости, типы взаимодействий между элементами.
Организационные структуры бывают трех основных типов:
-линейная;
-функциональная;
-адаптивная.
Организации для собственной деятельности нужны финансы. Финансы - это все денежные и другие средства, которыми располагает или которые может привлечь Технология — это способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги.
Целью деятельности организации является механизм работы организации, где происходит превращение элементов труда в конечные результаты. Управление это процесс, который координирует различные деятельности, учитывая их цели, условий выполнения и этапов реализации.
Типом управления является характеристика принятия управленческой формы и реализация рычага управления управленческих решений. Тип управления, каждой организации индивидуален и соответствует особенностям персонала, работающего в данной организации. Если не будет управления, то организация существовать не будет.
Менеджмент есть управление, функция, вид деятельности, управляющий людьми в самых разных организациях. Менеджмент, в понимании есть умение добиваться поставленных целей, но чтобы добиться этих целей, надо использовать труд, ум и мотивы поведения людей.
Менеджмент является системой действия, который обеспечивает всю работу людей с экономическими результатами. Существует несколько направлений, выделим их:
-стратегический менеджмент, который занимается планированием стратегии организации и также занимается управлением стратегическими проблемами;
-производственный менеджмент, который управляет производством, управляет материальным обеспечением, ценообразованием, расходами, также управляет техническим обслуживанием и т.п.);
-инновационный менеджмент занимается управлением разработкой и внедрением инноваций, открытий;
-маркетинговый менеджмент занимается управлением реализацией и также сбытом продукции;
-кадровый менеджмент является управлением персонала.
Управление персонала это есть сфера деятельности, ее задачей является обеспечение организации кадрами, в таком количестве, которое необходимо организации. Кадры должны быть качественными, их надо правильно расставить на их рабочих местах, но и их надо правильно стимулировать, тогда кадры будут работать с отдачей для организации.
Цель управления персонала это формирование работоспособных кадров, где кадры будут работать с учетом своих интересов, но и на благо организации в которой они работают.
Кадры это совокупность работников организации, которые характеризуются профессиональностью, высокой квалификацией, социально-психологической, половой, возрастной и структурными составляющими. К кадрам относят работников, которые обладают такими качествами, как: профессионализм и имеющих способность к труду, они имеют специальную подготовку.
Трудовой потенциал организации, он объединяет всех работников, которые обладают способностью к труду, но численность трудового потенциала будет больше численности кадров на ту часть, которая составляет неквалифицированных и малоквалифицированных работников.
Основной потенциал успешной деятельности организации заключен в персонале, его квалификации, его хорошей работы и преданности интересам предприятия.
Персонал предприятия может выступать сразу как объектом, так и субъектом управления.
Объектом работники предприятия выступают, так как являются частью производственного процесса организации.
Основным содержанием управления персоналом является планирование, формирование, перераспределение и рациональное использование ресурсов организации.
Система целей для управления персоналом с одной стороны должна отвечать на вопрос, каковы потребности работников, удовлетворение которых они вправе требовать от администрации. А с другой стороны, какие цели по использованию персонала ставит перед собой администрация организации, и какие условия она стремится для этого создать. При непротиворечивости этих целей группы возможность управления персоналом будет иметь успех.
Цели, которые преследует управление персоналом следующие:
1 - необходимая помощь организации для достижения ее целей;
2 - использование мастерства и возможностей работников с большей их отдачей;
3 - обеспечение фирмы специалистами высокого класса и обеспечение кадрами, которые заинтересованы в этой работе;
4 - стремление к полному удовлетворению работников своей работой, стремление к их самовыражению, чтобы работа в организации приносила им удовлетворение. Прибыль предприятия является главной целью в управлении персоналом кадрами, достигается она через удовлетворение социальных потребностей кадров в организации.
Управление персоналом занимается обеспечением организации, необходимым количеством работников, которые должны быть заинтересованы в выполнении производственных функций и соблюдать необходимое поведение в организации (см. рис.2). При хорошей работе и соответствующем поведении кадров, это будет способствовать хорошему выполнению целей организаций.
Рисунок 2 - Производственное поведение сотрудника
Организация эффективной деятельности персонала является основной заботой управления персоналом организации и соответственно менеджера по персоналу.
Представим особенности персонала организации, необходимые для достижения цели:
-особенности поведения каждого члена организации;
-особенности группового поведения организации;
-особенности поведения руководителей, членов команды управления.
Особенностям поведения каждого члена организации присуще параметры:
-индивидуальные способности, одаренность - предрасположенность к деятельности, ориентация на выполнении поставленных целей;
-специфика мотивации - специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности;
-индивидуальные ценности - общие убеждения, вера, мировоззрения, представления о мире;
-демографические - половые и возрастные особенности;
-национальные и культурные особенности - усвоенные в опыте способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.
Особенностям группового поведения присуще параметры, отметим основные из них:
-особенности корпоративной культуры - ценности, правила поведения, которые присуще только данному коллективу;
-феномены групповой динамики - этап развития коллектива, особенности лидерства и поведения в конфликтной ситуации.
Поведения руководителей являются одной из проблем и самих руководителей, рассматриваем как:
-субъекты, имеющие индивидуальные особенности;
-членов коллектива, обладающих корпоративной культурой;
-членов коллектива, которые обладают собственными правилами поведения.
Выделяются четыре подсистемы, они соответствуют главным функциям управления кадрами это: подбор персонала, обучение и развитие персонала, оценка персонала и вознаграждение персонала.
Любая организация по работе с кадрами решает основные задачи, не зависимо от деятельности организации:
-во-первых, любая организация привлекает кадры, которые необходимы для достижения ее целей;
-во-вторых, в организации проводят обучение сотрудников и объясняют им задачи, которые им придется выполнять в процессе работы, и прививают им навыки и умения по работе в соответствии с задачами;
-в-третьих, организации дают оценку каждому из сотрудников в достижении тех или иных целей, стоящих перед организацией;
-в-четвертых, каждая из организаций вознаграждает своих сотрудников, выполняющих хорошо свою работу, за затраты времени, энергии, интеллекта, которые тратят они, работая для достижения целей организации.
Эти задачи являются актуальными для всех организаций, но формы решения их могут быть различными.
Для решения задач любая организация должна разрабатывать и внедрять методы и программы, которые смогут представлять систему руководства кадрами, деятельность по управлению персоналом.
Кадровая политика — это способы, которыми влияют на кадры для того, чтобы достичь цели организации и внести максимальный вклад в достижении стратегии предприятия и необходимо привить персоналу социальную ответственность перед организацией.
Кадровая политика это обобщенная форма выражения интересов кадров, которая включает взаимодействие всех условий, комплекса и влияет на его деятельность и развитие. Кадровая политика влияет на финансовую, техническую политику, коммерческую, инновационную и другие виды деятельности организации.
Кадровая политика организации определяется рядом факторов, это: внутренние и внешние.
Внешние факторы такие: национальное трудовое законодательство; взаимоотношения с профсоюзами; состояние экономики; перспективы рынка труда.
Внутренними факторами являются: структура и цели организации; территориальное размещение; применяемые технологии; организационная культура; морально-психологический климат в коллективе.
Рассмотрим цель кадровой политики. Целью кадровой политики является обеспечить оптимальный баланс процесса, происходящего в организации. Также целью является обновления и сохранения числа и качества состава кадров, сохранить его развитие с потребностями самой организации и с требованиями действующего законодательства РФ и условием состояния рынка труда.
Кадровыми мероприятиями являются действия. Эти действия направляются на достижение, поставленных задач, которые соответствуют персоналу организации.
Таким образом, система управляет персоналом организации. В этой системе реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства и ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.