Незаконная рубка лесных насаждений

Объект преступления – общественные отношения в сфере охраны лесов, а также иной растительности (деревьев и кустарников).

Предметом преступного посягательства являются лесные насаждения, а также деревья, кустарники и лианы, не отнесенные к лесным насаждениям.

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 260 выражается одним из следующих действий:

1. незаконная рубка лесных насаждений или иных древесных объектов;

2. повреждение до степени прекращения роста этих объектов.

Под незаконной рубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников, лиан означает уничтожение их частей, делающее невозможным продолжение их роста (облом стволов или веток гусеничным транспортом при перемещении срубленных деревьев и пр.). Повреждение является незаконным и в тех случаях, когда виновный имеет полученные в установленном порядке документы для осуществления лесопользования.

Обязательным элементом объективной стороны преступления является причинение значительного ущерба, которым в соответствии с Примечанием к ст. 260 признается ущерб, превышающий 5 тыс. руб.

Преступление считается оконченным с момента причинения значительного ущерба.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом при незаконной рубке деревьев и кустарников, косвенным умыслом – при повреждении до степени прекращения их роста.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Часть 2 ст. 260 устанавливает ответственность за незаконную рубку или повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или иных древесных объектов, если они совершены:

1. группой лиц (п. «а» ч. 2 ст. 260), то есть лицами, не договаривавшимися о совместном совершении преступления;

2. лицом с использованием своего служебного положения, то есть специальным субъектом, имеющим право лесопользования, но осуществляющим вид лесопользования, не указанный в соответствующих документах;

3. в крупном размере, то есть в соответствии с Примечанием к ст. 260 ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, превышает 50 тыс. руб.

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 260) связан с такими формами соучастия, как группа лиц по предварительному сговору или организованная группа, а также с признаком причинения особо крупного ущерба.

Преступления, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, являются оконченными с момента совершения действий, направленных на порубку или повреждение растительности.

Особо крупный ущерб в соответствии с Примечанием к ст. 260 подразумевает ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, превышающий 150 тыс. руб.


Вопрос 97. Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуата­ции железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст.263 УК).

Объект преступления – общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта. Дополнительным объектом являются жизнь и здоровье человека, отношения собственности.

Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в возможности его безаварийного осуществления.

Предметом преступления является:

1. железнодорожный транспорт – рельсовый подвижной состав, находящийся в ведении Министерства путей сообщения (электровозы, локомотивы, вагоны, электропоезда);

2. воздушный транспорт – летательные аппараты гражданской авиации (самолеты, вертолеты, планеры и пр.);

3. морской транспорт – самоходные плавсредства, предназначенные для морской эксплуатации (грузовые, пассажирские, нефтеналивные, буксирные и др.);

4. речной транспорт – самоходные суда, предназначенные для внутреннего плавания (в том числе прогулочные или спортивные).

Объективная сторона преступления состоит в одном из двух деяний:

1. нарушение правил безопасности движения железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта;

2. нарушение правил эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

Правила безопасности движения железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта установлены различными нормативными актами.

Правила безопасности движения железнодорожного транспорта регулируются нормами Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17‑ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18‑ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Нарушение безопасности движения железнодорожного транспорта может выражаться в превышении установленной скорости движения, самовольном занятии перегона, проезде на запрещающий сигнал семафора и пр.

Правила безопасности движения воздушного транспорта установлены Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 10‑ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», Воздушным кодексом РФ 1997 г.

Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта может состоять в нарушении метеоминимумов, невыполнении схемы полетов, несоблюдении техники пилотирования и пр.

Правила безопасности движения морского и речного транспорта установлены Кодексом торгового мореплавания РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, Правилами плавания по внутренним водным путям РФ и др.

Нарушение правил безопасности движения морского или речного транспорта может состоять в превышении скорости движения, нарушении правил встречного разъезда, швартования и др.

Нарушение правил эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта подразумевает использование технически неисправных объектов транспорта, нарушение правил перевозки грузов и пассажиров, допуск к управлению лиц, не имеющих такого права, и др.

Правила эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта устанавливаются в различных ведомственных, не публикуемых официально документах. Общие правила установлены в законе «О железнодорожном транспорте РФ», Воздушном кодексе и Кодексе торгового мореплавания.

Состав преступления материальный, поскольку наступление уголовной ответственности диспозиция ч. 1 ст. 263 связывает с причинением тяжкого вреда здоровью человека. Преступление считается оконченным с момента наступления этих последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожным отношением к последствиям: преступным легкомыслием или преступной небрежностью. Ссылка на неосторожную вину специально включена в диспозицию ч. 1 ст. 263.

Умышленное нарушение правил безопасности движения либо эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта в зависимости от обстоятельств дела может быть элементом состава преступлений, предусмотренных ст. 167, 205 или 281.

Субъект преступления специальный: лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать эти правила. Это могут быть лица, осуществляющие движение или эксплуатацию транспорта (машинист, пилот, механик и пр.), а также лица, организующие движение или эксплуатацию (диспетчеры, лоцманы и др.).

Квалифицированный вид преступления (ч. 2 ст. 263) предполагает наступление последствия в виде причинения смерти человеку, а особо квалифицированный (ч. 3 ст. 263) – последствий в виде причинения смерти двум и более лицам. Причинение смерти двум и более лицам, как правило, происходит при аварии или авиакатастрофе, крушении, связанном со столкновением судов, сходе с рельсов подвижного состава железнодорожного транспорта, падении воздушного судна и т. д.


Вопрос 98. Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст.264 УК).

Объект преступления – безопасность дорожного движения. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье граждан.

Предметом преступления являются транспортные средства. В ч. 1 ст. 264 указаны следующие виды транспортных средств, составляющих предмет преступления: автомобиль, трамвай, другие механические транспортные средства. Примечание к ст. 264 к другим механическим транспортным средствам относит троллейбусы, а также тракторы и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

К механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 см3, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Объективная сторона преступления состоит в одном из двух деяний:

1. нарушение правил дорожного движения;

2. нарушение правил эксплуатации транспортных средств.

Порядок осуществления дорожного движения регламентирован Правилами дорожного движения, Законом «О безопасности дорожного движения», различными актами органов исполнительной власти и ведомственными нормативными актами.

Движение автомобиля начинается с трогания его с места и заканчивается его полной остановкой. Нарушение правил дорожного движения может состоять в совершении запрещенных ими действий (выезд на полосу встречного движения в местах, где это запрещено, игнорирование требований дорожных знаков, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и пр.).

Эксплуатация транспортных средств представляет собой процесс их использования, а кроме того, контроль за техническим состоянием.

Правила эксплуатации транспортных средств установлены Законом «О безопасности дорожного движения», Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (приложение к Правилам дорожного движения РФ).

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 25 от 9 декабря 2008 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» указал, что действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК о преступлениях против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

Обязательным элементом объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264, является причинение тяжкого вреда здоровью человека. По признаку наступления этих последствий состав преступления отличается от административных правонарушений в области дорожного движения, ответственность за совершение которых наступает по правилам, установленным гл. 12 КоАП РФ. Уголовная ответственность наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно‑транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 264, является оконченным в момент причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Потерпевшим может быть любой участник движения (водитель другого транспортного средства, пассажир, пешеход, велосипедист и пр.).

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожным отношением к последствиям: преступным легкомыслием или преступной небрежностью.

Субъектом преступления является лицо, управлявшее транспортным средством с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспорта. Как правило, преступления, предусмотренные ст. 264, совершаются водителями, то есть лицами, получившими в установленном порядке водительские удостоверения и имеющие право управлять транспортными средствами соответствующей категории. Вместе с тем не исключается совершение такого преступления лицом, не имеющим права управления транспортным средством (в том числе обучающимся навыкам вождения), а равно лицом, лишенным права управления транспортным средством.

По ч. 2 ст. 264 ответственность установлена за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенных водителем, находившимся в состоянии опьянения.

Квалифицированный вид преступления (ч. 3 ст. 264) предполагает причинение смерти человеку (по ч. 4 субъект преступления управлял автомобилем, будучи в нетрезвом состоянии), а особо квалифицированный (ч. 5 ст. 264) – причинение смерти двум и более лицам (в ч. 6 ответственность отягчается состоянием опьянения в момент совершения такого преступления).


Вопрос 99. Ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст.266 УК).

Объект преступления – отношения в сфере ремонта и выпуска в эксплуатацию транспортных средств, путей сообщения и транспортного оборудования, а также безопасность движения транспортных средств.

Предметом преступления являются не только автомототранспортные средства, но и железнодорожный, водный и воздушный транспорт. Кроме того, к предмету преступления отнесены пути сообщения, средства сигнализации, связи и иное транспортное оборудование (эстакады, виадуки и пр.).

Объективная сторона преступления состоит в одном из двух деяний:

1. недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования;

2. выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Недоброкачественный ремонт подразумевает неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства). Недоброкачественный ремонт может заключаться в неустранении части неполадок транспорта или оборудования (замена только отдельных узлов), а также в технических ошибках при его проведении.

Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями.

Под выпуском на линию подразумевается разрешение на выезд из гаража, автохозяйства и т. п., данное должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в устной или письменной форме.

Обязательным элементом объективной стороны преступления по ч. 1 ст. 266 является наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Для привлечения лица к ответственности по ст. 266 необходимо установить наличие причинной связи между его действиями и наступившими последствиями.

Преступление является оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью.

Субъективная сторона преступления характеризуется преступным легкомыслием или преступной небрежностью по отношению к преступным последствиям. Проведение недоброкачественного ремонта может быть связано с низкой квалификацией работника.

Субъект преступления – лицо, осуществляющее ремонтные работы, либо лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств. Это могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно‑правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы‑предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности.

Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 266) предполагает наступление последствий в виде неосторожного причинения смерти человеку, а особо квалифицированный (ч. 3 ст. 266) – в виде неосторожного причинения смерти двум или более лицам.


Вопрос 100. Ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК).

Объект преступления – безопасность движения железнодорожного, воздушного, водного транспорта, а также автомототранспорта. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье граждан, собственность.

Предмет преступления составляют любые транспортные средства, а также пути сообщения, транспортное оборудование и коммуникации.

Пути сообщения – это железнодорожное полотно, взлетно‑посадочные полосы и другие авиатранспортные элементы (полосы безопасности, рулежные дорожки и пр.), пути следования судна (в том числе шлюзы), а также дороги (обустроенные или приспособленные для движения транспортных средств полосы земли либо поверхности искусственного сооружения).

Средствами сигнализации являются приспособления, подающие условную информацию: команду, оповещение (например, аварийная световая сигнализация) и пр.

Средства связи – это технические устройства, обеспечивающие прием и передачу различных видов сообщений. На железнодорожном, воздушном и водном транспорте обязательным является применение радиотелефонной связи.

Транспортное оборудование включает в себя элементы, необходимые для безопасной эксплуатации транспорта (в частности, установки и приспособления для его ремонта).

Транспортными коммуникациями являются как пути сообщения, так и сооружения на них (дамбы, мосты и т. д.).

Объективная сторона преступления состоит в одном из следующих действий:

1. разрушение транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, то есть полное приведение их в негодность, сопряженное с утратой способности функционировать по своему целевому назначению (например, открытие кингстонов на судне, повлекшее его затопление);

2. повреждение этих предметов – частичное изменение их свойств механическим путем с лишением возможности их использования до проведения восстановительного ремонта (например, разбирание железнодорожного полотна);

3. приведение их иным способом в негодное для эксплуатации состояние – любые действия, препятствующие использованию транспортных средств и оборудования, но не влекущие механических повреждений (отключение световой сигнализации на взлетно‑посадочных полосах аэропорта, вследствие которого самолет не может взлететь либо совершить посадку);

4. блокирование транспортных коммуникаций – создание препятствий для свободного передвижения транспорта (перегорождение дороги бетонными блоками по всей ее ширине и др.).

Состав преступления предусматривает наступление общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью. Крупный ущерб может состоять как в материальных потерях, так и в парализации движения транспорта, функционирования дорожных сооружений и пр.

Для привлечения виновного к уголовной ответственности необходимо установить наличие причинной связи между его действиями и наступившими последствиями.

Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента наступления этих последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной по отношению к совершаемым действиям и неосторожностью (преступным легкомыслием или преступной небрежностью) по отношению к наступившим последствиям.

Преступные действия могут быть совершены из хулиганских или иных побуждений, не влияющих на квалификацию преступления.

Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее 14 лет.

Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 267) в качестве преступных последствий называет причинение смерти человеку, а особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 267) – причинение смерти двум и более лицам.


Вопрос 101. Ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную ра­боту транспорта (ст.268 УК).

1. Непосредственным объектом преступления является безопасность железнодорожного, воздушного, водного, автомототранспорта и городского электротранспорта.

2. Объективная сторона выражается в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом.

Рассматриваемая норма носит бланкетный характер. Она в самом общем виде отсылает к правилам, действующим на транспорте, не конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное назначение, ни виды правил, относящихся к безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. Следует учитывать, что ст. 268 говорит о более узком круге правил, чем ст. 263 УК, поскольку в ней речь идет не о безопасности эксплуатации транспорта вообще, а лишь транспортных средств, являющихся основным, но не единственным, элементом транспорта как системы.

Правила, на которые ссылается закон, содержатся в ведомственных нормативных актах железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и других видов механического транспорта (исключая лишь трубопроводный).

При расследовании и рассмотрении уголовных дел необходимо обязательно установить, какие именно правила нарушены виновным и в чем эти нарушения выразились.

Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством. Поэтому оно не может выражаться в эксплуатации технически неисправных лодок, катеров, яхт, несоблюдении правил маневрирования при расхождении со встречными судами, управлении плавсредством в состоянии опьянения и т.д.

Преступление имеет материальный состав. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы был причинен тяжкий вред здоровью человека. При отсутствии указанного преступного последствия речь может идти лишь об административном проступке.

3. Субъективная сторона предусматривает неосторожность в виде легкомыслия или небрежности.

4. Субъектом преступления может быть пассажир, пешеход или другой участник движения, достигший возраста 16 лет.

В силу прямого указания закона не могут нести ответственность по комментируемой статье субъекты преступлений, предусмотренных ст. ст. 263 и 264 УК.

5. В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при причинении смерти двум или более лицам - по ч. 3 ст. 268 (квалифицированные составы).


Вопрос 102. Ответственность за государственную измену (ст.275 УК).

Объект преступления – внешняя безопасность государства, то есть защищенность его государственного и общественного строя от угроз извне. Посягательство на внешнюю безопасность затрагивает такие категории, как конституционный строй, суверенитет и территориальная неприкосновенность РФ.

Основы конституционного строя закрепляют форму государственной власти в РФ, устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяют пределы действия суверенитета. Суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

Территориальная неприкосновенность означает нерушимость государственных границ: сухопутных, водных и воздушных.

Предметом преступления могут быть сведения, составляющие государственную тайну. В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485‑I «О государственной тайне» государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно‑розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Порядок допуска к этим сведениям и их перечень установлены Законом «О государственной тайне» и другими нормативными актами.

Объективная сторона преступления состоит в государственной измене, то есть предательстве интересов государства, оказании помощи иностранному государству, организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против РФ.

Под государственной изменой понимаются следующие действия:

1. шпионаж – передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ;

2. выдача государственной тайны – передача вышеперечисленным субъектам сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они стали известны в силу служебных или трудовых обязанностей;

3. иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности – совершение различных действий, направленных на подрыв основ конституционного строя или безопасности России, способствование разведывательной деятельности иностранных субъектов.

Иное оказание помощи может выражаться в совершении (например, предоставление мест укрытия) различных преступлений, наносящих ущерб государственной или общественной безопасности, по заданию иностранных субъектов (террористических актов, диверсий и пр.) либо в совершении иных действий, создающих угрозу внешней безопасности России.

Иностранное государство как адресат государственной измены, как правило, действует через соответствующие органы (спецслужбы). Иностранная организация может быть государственной, негосударственной или межгосударственной.

Представителем иностранного государства или организации является лицо, наделенное официальными или неофициальными полномочиями действовать в их интересах. При установлении контакта с гражданином РФ и склонении его к совершению действий, образующих состав государственной измены, представитель иностранного государства или организации может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 276 УК.

Преступление считается оконченным с момента передачи сведений, являющихся предметом шпионажа или выдачи государственной тайны, либо с момента совершения действий, образующих иное оказание помощи иностранным субъектам. При своевременном пресечении действий виновного его ответственность наступает по ч. 3 ст. 30 и ст. 275 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Целью преступления является нанесение ущерба внешней безопасности России. Мотивы преступления могут иметь корыстную, националистическую и иную направленность, и они не конкретизированы законодателем.

Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее 16 лет, являющееся гражданином России. При совершении государственной измены в форме выдачи государственной тайны лицо должно обладать доступом к этим сведениям.

В соответствии с Примечанием к ст. 275 предусмотрено специальное основание для освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего государственную измену, при наличии следующих условий:

1. добровольное и своевременное сообщение органам власти о преступлении или иное способствование предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации;

2. отсутствие в действиях лица иного состава преступления.

Добровольность сообщения органам власти о совершенном преступлении подразумевает отсутствие вынуждающих обстоятельств такого действия. Своевременность предполагает возможность правоохранительных органов предотвратить ущерб внешней безопасности государства, являющийся более существенным, чем нанесенный преступными действиями виновного.

Способствование предотвращению ущерба состоит в действиях лица, руководимых правоохранительными органами и направленных на изобличение соучастников преступления, либо в его личных действиях, с помощью которых оно рассчитывает предотвратить дальнейшее нанесение ущерба внешней безопасности государства.


Вопрос 103. Ответственность за шпионаж (ст.276 УК).

Объектом преступления, как и в ст. 275, является внешняя безопасность РФ, ущерб которой наносится в результате незаконного распространения сведений, составляющих государственную тайну, или иных сведений, представляющих важность для основ конституционного строя РФ.

Иные сведения могут затрагивать данные о конкретных лицах (государственных или общественных деятелей, сотрудников правоохранительных органов и пр.), объектах государственной инфраструктуры (железных и автомобильных дорогах, аэродромах и пр.), окружающей среде (водные и грунтовые пробы, данные о радиационном загрязнении).

Объективная сторона шпионажа состоит в одном из следующих действий:

1. передача сведений – сообщение их любым способом (устно, письменно, с использованием электронных средств связи, через посредника);

2. собирание сведений – незаконное изъятие (за исключением похищения, являющегося самостоятельным способом совершения шпионажа) у предприятий, учреждений, организаций или отдельных лиц документов или иных носителей, содержащих охраняемую законом тайну (копирование, фотосъемка, радиоперехват или подслушивание);

3. похищение сведений – незаконное изъятие у их обладателя тайным или открытым способом; похищение может быть замаскировано под обычную кражу, грабеж или разбой, когда у носителя информации похищается и имущество;

4. хранение сведений – их сбережение в неизменном виде (как правило, хранение совершается после незаконного их изъятия);

5. передача или собирание сведений по заданию иностранной разведки – совершение действий, направленных на добывание этих сведений, выполняемое на основании полученного задания.

Если предметом преступления являются сведения, отнесенные к государственной тайне, то оно может совершаться либо инициативно, либо по заданию иностранных спецслужб. Такое преступление окончено с момента совершения действий, указанных в диспозиции ст. 276. Данное преступление может быть пресечено на стадии приготовления (когда задание иностранной разведки было получено, но сведения не собраны и не переданы) либо покушения (когда сведения были собраны, но не переданы).

Если предметом преступления являются иные сведения, то оно считается оконченным только в случае совершения преступных действий по заданию иностранных спецслужб. Если собирание сведений совершается инициативно, в целях последующего установления контакта с иностранными субъектами и передачи им этих сведений, то преступление квалифицируется как приготовление к шпионажу.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. При совершении шпионажа в форме собирания, похищения или хранения сведений законодателем установлена специальная цель: их последующая передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям. При совершении шпионажа в форме исполнения задания иностранной разведки цель преступления – обеспечение возможности иностранных спецслужб использовать полученные сведения в ущерб внешней безопасности государства.

Субъект преступления специальный – лицо, достигшее 16 лет, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Применительно к ст. 276 УК предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности при наличии добровольного и своевременного сообщения органам власти о преступлении или иного способствования предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ; а также при отсутствии в действиях лица иного состава преступления.


Вопрос 104. Ответственность за посягательство на жизнь государственного или обще­ственного деятеля (ст.277 УК).

Объектом преступления являются конституционные основы политической системы России, а также жизнь и здоровье государственного или общественного деятеля.

Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды РФ (ст. 11 Конституции).

Потерпевшим от преступления может быть государственный или общественный деятель.

Государственные деятели – это лица, занимающие высокие посты в государстве: представители высшего руководства РФ, члены Правительства, заместители министров либо руководители других ведомств, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации и другие подобного масштаба руководящие работники.

Под общественными деятелями понимаются руководители или видные члены различных общественных организаций и партий.

Объективная сторона преступления состоит в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля.

Посягательство на жизнь подразумевает совершение действий, направленных на убийство государственного или общественного деятеля. При этом диспозиция ст. 277 сформулирована так, что для квалификации действий виновного не требуется наступления смерти потерпевшего. В результате преступления здоровью потерпевшего может быть причинен вред любой степени тяжести.

При посягательстве на жизнь близких государственного или общественного деятеля действия виновного квалифицируются по соответствующим статьям УК о преступлениях против личности.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на лишение жизни потерпевшего. Когда эти действия реального вреда здоровью или жизни потерпевшего не причинили (из‑за их своевременного пресечения сотрудниками правоохранительных органов либо по иным не зависящим от воли виновного причинам), они квалифицируются как приготовление или покушение на это преступление.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальными целями: прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо месть за такую деятельность. Эти цели подчеркивают политический характер посягательства. Если преступление совершается из корыстных или бытовых побуждений, то действия виновного квалифицируются по ст. 105.

Субъектом преступления является вменяемое лицо (гражданин РФ или иностранного государства, лицо без гражданства), достигшее 16 лет.


Вопрос 105. Ответственность за насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст.278 УК).

1. Объект преступления тот же, что и в преступлении, предусмотренном ст. 277 УК. Однако надо иметь в виду, что в этом случае терпит урон конституционный порядок формирования и функционирования государственной власти. Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь, достоинство, репутация лиц, пострадавших от насильственных действий, совершенных при захвате или удержании власти.

Согласно Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а в субъектах Федерации - образуемые ими органы государственной власти. Основы конституционного строя составляют положения гл. 1 Конституции РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, предусмотренном гл. 9 Конституции РФ.

2. Объективная сторона характеризуется тремя альтернативно указанными деяниями: а) действия, направленные на насильственный захват власти; б) действия, направленные на насильственное удержание власти; в) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Действия, направленные на насильственный захват власти, характеризуются тем, что политическая партия, движение или иная политическая сила предпринимает попытку прихода к власти в Российской Федерации или ее субъектах неконституционным путем и при этом не меняя конституционный строй РФ. В комментируемой статье в качестве обязательного признака указан насильственный способ захвата власти. Насилие в этом случае может выражаться в заключении под стражу, лишении свободы, интернировании, причинении вреда здоровью.

3. Причинение смерти не охватывается комментируемой статьей и требует самостоятельной квалификации. В зависимости от статуса потерпевшего, целей и мотивов преступления оно может охватываться ст. ст. 277, 317 или 105 УК.

4. Некоторыми авторами потерпевший не персонифицируется, в связи с этим, вероятно, можно предположить, что насилие, по их мнению, может быть осуществлено в отношении любых лиц, в том числе родных и близких лиц представителей власти, либо вообще "какого-либо лица". Другие же считают, что потерпевшими могут быть лишь представители органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ и законодательством России. Эта позиция, пожалуй, более точна.

5. Если действия, направленные на захват власти, осуществлены преступным сообществом, то имеет место совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 278 и 210 УК.

Организация в процессе совершения рассматриваемого преступления массовых беспорядков или вооруженного мятежа требует дополнительной квалификации деяния соответственно по ст. ст. 212 или 279 УК.

6. Действия, направленные на насильственное удержание власти, означают продолжение осуществления властных функций лицами, которым власть принадлежала на законных основаниях, отказ уступить ее вопреки результатам выборов, референдума или иному законному акту, принятому в соответствии с Конституцией РФ. Указанные действия согласно комментируемой статье должны сопровождаться применением насилия к представителям политических сил, к которым должна перейти власть. Содержание насилия при попытке удержать власть аналогично содержанию насилия при неконституционной попытке захватить власть в стране.

7. Действия, направленные на изменение конституционного строя РФ, представляются наиболее опасными из числа названных в ст. 278. Они преследуют цель изменения общественного строя, основ политической системы или государственного устройства РФ.

8. Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, насильственное удержание власти или насильственное изменение конституционного строя РФ. При этом не имеет значения, удалось ли виновному достичь поставленной цели, т.е. захватить власть, удержать ее или изменить конституционный строй России.

9. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью: насильственного захвата власти, насильственного удержания власти или изменения конституционного строя РФ.

10. Характеристика субъекта преступления зависит от вида деяния. При насильственном удержании власти ответственность несет представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но обязанный передать власть политическим силам, пришедшим к власти конституционным путем. В остальных случаях субъект общий - лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное комментируемой статьей, освобождается от уголовной ответственности при наличии оснований, указанных в примечании к ст. 275 УК (см. комментарий).


Вопрос 106. Ответственность за вооруженный мятеж (ст.279 УК).

1. Объект преступления - незыблемость конституционного строя и территориальной целостности Российской Федерации как часть основы ее политической системы.

2. Объективная сторона включает два деяния: а) организация вооруженного мятежа; б) активное участие в нем.

Организация вооруженного мятежа охватывает различные действия, суть которых одна: спровоцировать значительное количество лиц на вооруженное выступление против законной власти в Российской Федерации. Они могут выражаться в сговоре лидеров, разработке соответствующих планов, подготовке программных документов, воззваний, пропаганде вооруженного мятежа, вербовке участников, снабжении мятежников оружием, военным снаряжением и т.д.

Активное участие в вооруженном мятеже предполагает совместное с другими участниками вооруженного выступления совершение действий, направленных на реализацию целей мятежа (применение или попытка применения оружия в отношении представителей власти, насильственный захват правительственных помещений, транспортных узлов, узлов связи и т.д.), в том числе и необходимых для обеспечения осуществления вооруженного мятежа (агитация среди населения, разведывательные акции, предоставление боеприпасов, питания и т.д.).

3. Вооруженность означает, что у участников мятежа (необязательно у всех) имеется оружие. Об оружии см. комментарий к ст. 222, о вооруженности - комментарий к ст. 209.

4. Причинение смерти не охватывается комментируемой статьей, требует самостоятельной квалификации, которая зависит от статуса потерпевшего. Если таковыми являются государственные или общественные деятели, то содеянное охватывается ст. 277 УК (см. комментарий); если лица, осуществляющие правосудие или предварительное расследование, - ст. 295; если сотрудники правоохранительных органов - ст. 317. Во всех остальных случаях лишение жизни при вооруженном мятеже квалифицируется по ст. 105 УК.

5. Момент окончания преступления зависит от его вида. Организация вооруженного мятежа считается оконченной с момента фактического вооруженного выступления мятежников; организационные действия, не приведшие к вооруженному мятежу, но преследовавшие эту цель, следует признавать приготовлением к преступлению, предусмотренному комментируемой статьей.

Активное участие в вооруженном мятеже является оконченным преступлением с момента совершения участником мятежа действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей вооруженного мятежа; фактическая же их реализация лежит за пределами рассматриваемого состава преступления.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и наличием хотя бы одной из трех специальных целей: а) свержения конституционного строя; б) насильственного изменения конституционного строя; в) нарушения территориальной целостности РФ.

Первая цель предполагает упразднение насильственным путем основ конституционного строя, закрепленных в гл. 1 Конституции РФ, ликвидацию прав и свобод, провозглашенных в гл. 2 Конституции РФ, и установление в результате вооруженного мятежа общественного и государственного устройства, не соответствующего Конституции РФ.

Вторая цель означает замену существующих конституционных институтов власти на институты, не предусмотренные Конституцией РФ.

Третья цель заключается в намерении нарушить принципы федеративного устройства, закрепленные в гл. 3 Конституции РФ, отторгнуть часть российской территории и провозгласить ее независимость от Российской Федерации.

7. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Если рассматриваемое преступление совершено в форме организации вооруженного мятежа, то ответственности подлежат его организаторы и руководители, если в форме активного участия в вооруженном мятеже - лица, непосредственно совершившие насильственные действия с применением или попыткой применения оружия для достижения целей вооруженного выступления.


Вопрос 107. Ответственность за диверсию (ст.281 УК).

Объект преступления – экономическая безопасность и обороноспособность России, средства жизнеобеспечения населения. Дополнительным объектом могут выступать жизнь и здоровье граждан.

Экономическая безопасность – это состояние защищенности экономических интересов государства, деятельности промышленности, собственности. Обороноспособность представляет собой состояние экономического, политического, военного, научно‑технического и нравственного потенциала, обеспечивающее защиту суверенитета государства от внешних посягательств.

Предметом преступления являются предприятия (заводы, фабрики), сооружения (мосты, электростанции, трубопроводы), пути и средства сообщения (железные дороги, автомагистрали, а также все виды транспорта), средства связи (телефонная, телеграфная связь, телевидение, радиовещание), объекты жизнеобеспечения населения (системы водоснабжения, отопления, продовольственные склады и т. д.).

Объективная сторона преступления состоит в совершении взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предметов преступления. Иные действия могут выражаться в устройстве затопления, аварии, катастрофы и пр.

Разрушение предметов преступления подразумевает их уничтожение, приведение в полную негодность, когда они не подлежат восстановлению.

Повреждение предполагает частичное разрушение, когда восстановление этих предметов возможно в результате проведения ремонтных работ (например, восстановление сгоревшего корпуса фабрики).

Преступление является оконченным с момента совершения действий, составляющих объективную сторону, независимо от того, произошло ли разрушение или повреждение предприятий, сооружений и других объектов. Если преступные действия были пресечены (например, подрывной заряд был обнаружен и обезврежен), то ответственность виновного наступает по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 281.

Если в результате диверсии погибли или были ранены люди, то действия виновного квалифицируются по ч. 2 или 3 ст. 281 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальными целями: подрыв экономической безопасности и обороноспособности государства, то есть их ослабление. Мотивы преступления могут быть любыми, в том числе корыстными.

Цель преступления отличает диверсию от уничтожения или повреждения имущества (ст. 167 УК), терроризма (ст. 205), уничтожения или повреждения лесов (ст. 261 УК), приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267). Если террористическая акция совершается с дополнительной целью подрыва экономической безопасности или обороноспособности страны, то действия виновного квалифицируются по ст. 205 и ст. 281.

Совершение диверсии гражданином РФ по заданию представителя иностранной организации или иностранного государства дополнительно квалифицируется по ст. 275 УК. Действия представителя иностранного государства или организации могут квалифицироваться по ст. 281 со ссылкой на ст. 33 (в зависимости от выполненных им функций организатора, подстрекателя или пособника).

Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицированные виды преступления (ч. 2 ст. 281) предполагают:

1. совершение диверсии организованной группой – устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения этого преступления или ряда других преступлений помимо диверсии;

2. причинение значительного имущественного ущерба – значительность ущерба определяется стоимостью восстановления разрушенных или поврежденных объектов;

3. наступление иных тяжких последствий – гибели людей, причинения вреда их здоровью, дестабилизации обстановки.

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 281) в качестве последствия преступления называет умышленное причинение смерти человеку. В данном случае необходимо установить умысел и на совершение диверсии, и на лишение жизни.


Вопрос 108. Ответственность за разглашение государственной тайны (ст.283 УК).

Объект преступления – безопасность государства, а также установленный порядок охраны сведений, составляющих государственную тайну.

Предмет преступления составляют сведения, отнесенные законом к государственной тайне. Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно‑розыскной деятельности.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 и содержит 87 позиций.

Объективная сторона преступления состоит в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, то есть распространении их с нарушением установленного порядка, в результате чего они становятся известными посторонним лицам.

В диспозиции ч. 1 ст. 283 сделана ссылка на отсутствие в действиях лица признаков государственной измены, из чего можно сделать вывод, что разглашение государственной тайны совершается не в порядке оказания помощи иностранному государству или организации в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.

Разглашение государственной тайны может быть совершено путем действия (публичное выступление, демонстрация документов, ознакомление посторонних лиц с выписками из таких документов) или бездействия (оставление носителей государственной тайны в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).

Обязательным элементом объективной стороны преступления является ознакомление с такими сведениями посторонних лиц, количество которых не ограничено.

Преступление считается оконченным с момента ознакомления со сведениями, составляющими государственную тайну, посторонних лиц.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом или неосторожностью. Преступление совершается с прямым умыслом, когда виновный осознает, что разглашаемые им сведения воспринимают посторонние лица, и желает этого (например, дача интервью средству массовой информации). Преступление совершается с косвенным умыслом, когда виновный намеренно предает огласке информацию, отнесенную к сведениям, составляющим государственную тайну, и допускает, что они воспринимаются посторонними лицами (обсуждение таких сведений в местах, где присутствуют посторонние лица).

Преступление совершается по легкомыслию, когда виновный осознает, что он нарушает правила сохранения сведений, составляющих государственную тайну, но рассчитывает на то, что это не повлечет никаких последствий (например, нарушение режима хранения документов). Преступление совершается по небрежности, если лицо не предвидит возможности разглашения государственной тайны, хотя должно было и могло предвидеть такие последствия (например, виновный теряет ключ от сейфа и не сообщает об этом).

Цель преступления, как правило, состоит в стремлении виновного продемонстрировать посторонним лицам свою значимость и осведомленность о государственных секретах. Преступление может быть совершено из корыстных побуждений, когда разглашение сведений осуществляется за плату. При этом лицо, получающее сведения, может использовать их для оказания помощи иностранному государству или организации либо действовать по их заданию.

Субъект преступления специальный – вменяемое лицо, достигшее 16 лет, которому в силу трудовых или служебных обязанностей доверены или известны сведения, составляющие государственную тайну.

Квалифицированный вид преступления (ч. 2 ст. 283) предполагает наступление в результате разглашения государственной тайны тяжких последствий. К тяжким последствиям относится переход сведений, составляющих государственную тайну, к иностранным спецслужбам, срыв государственных мероприятий, совершение преступления в отношении лиц, подлежащих государственной защите, и др. Это преступление считается оконченным с момента наступления тяжких последствий.

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 283, имеет две формы вины. В отношении последствий вина всегда является неосторожной. При умышленном разглашении государственной тайны, с прямым или косвенным умыслом в отношении последствий, действия виновного квалифицируются как государственная измена.


Вопрос 109. Ответственность за утрату документов, содержащих государственную тайну (ст.284 УК).

1. Непосредственный объект - общественные отношения, характеризующие установленные правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.

Предметом преступления являются: а) документы, содержащие государственную тайну; б) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну. К документам, содержащим государственную тайну, относятся носители соответствующей информации (текстовые, графические, электронные и др.); к предметам, сведения о которых составляют государственную тайну, - различные изделия, материалы (например, отдельные экземпляры оборудования и аппаратуры).

2. Объективная сторона характеризуется тремя признаками: а) нарушением установленных правил обращения с указанными документами и предметами; б) их утратой и наступлением тяжких последствий; в) причинной связью между деянием и наступившими последствиями.

Диспозиция уголовно-правовой нормы, закрепленной в комментируемой статье, является бланкетной. Содержание правил обращения с секретными документами и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, регламентируется Законом РФ "О государственной тайне", Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (см. комментарий к ст. 283) и другими нормативными правовыми актами. По каждому уголовному делу необходимо установить, какие конкретно правила были нарушены и в чем выражалось это нарушение.

Деяние может быть совершено как путем действия, так и бездействия.

3. В комментируемой статье, по сути, указаны два вида последствия - утрата соответствующих документов и предметов и наступление тяжких последствий, причем второе обусловлено первым.

Утрата означает выход документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, из владения лица, у которого они находились правомерно. Она должна создавать возможность ознакомления с ними посторонних лиц. Если же упомянутые документы или предметы утрачены, но в результате этого подобной возможности не было (например, они уничтожены или приведены в состояние, при котором нельзя извлечь информацию), то нарушение правил обращения, о которых говорится в комментируемой статье, не образует состава рассматриваемого преступления.

Производным от утраты являются тяжкие последствия. Они могут наступить как результат утраты соответствующих документов сам по себе либо как результат попадания (возможности попадания) в руки посторонних лиц.

Между нарушением установленных правил обращения и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления специальный - лицо, достигшее возраста 16 лет, имеющее доступ к государственной тайне. В Законе РФ "О государственной тайне" выделяются: а) доступ к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений; б) доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. Таким образом, ответственность по комментируемой статье несет лицо, имеющее надлежащим образом оформленный допуск к государственной тайне, которому документы, содержащие государственную тайну, или предметы, сведения о которых составляют государственную тайну, были доверены или стали известны по службе или работе.


Вопрос 110. Уголовно - правовое понятие должностного лица.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

1. Характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает расширительное толкование субъекта этой группы преступлений.

Содержание функции представителя власти, а следовательно и характер действий представителя власти, определяются задачами, стоящими перед органом, который он представляет. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с неопределенно широким кругом лиц, не находящихся в его административном подчинении.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.

Для административно-хозяйственных функций признак руководства людьми не обязателен. Главным являются контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п.

Для должностных лиц - субъектов рассматриваемой группы преступлений - обязательно совершение при выполнении названных в законе функций действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.

Иные названные в законе признаки не являются определяющими.

2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.

Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица, в соответствии с примечанием к ст. 285 могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию. Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив. Специальное полномочие оформляется приказом, решением трудового коллектива и т.п.

3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо. По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ. Не являются должностными лица, работающие в общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях (производственных и потребительских кооперативах, иностранных фирмах, хозяйственных товариществах и т.п.). Они несут ответственность по ст. 201-204 УК.

Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК.

Первая категория - лица, отвечающие признакам, названным в примечании 1 к ст. 285. Они могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК.

Вторая категория - лица, занимающие государственные должности РФ. В соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК - это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры и т.д.). Перечень государственных должностей РФ содержится в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих.

Третья категория - лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к ст. 285 относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты законодательной (представительной) власти и т.д.).

Должностные лица - второй и третьей категорий могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 2 и 3 ст. 287; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

Четвертая категория - лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления (мэр, префект). Они избираются на территории муниципального образования и наделяются полномочиями для решения вопросов местного значения.

Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: