1. Анализ риска.
Цель анализа – дать потенциальным участникам проекта необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и выработки мер по защите от возможных финансовых потерь. Анализ риска не обязательно кончается принятием решения. Он выполняется всеми участниками проекта. Анализ риска подразделяется на 2 взаимодополняющих друг друга вида: идентификация рисков и оценка рисков.
2. Выбор метода и мер (инструментов) управления риском.
3. Предотвращение и контролирование риска.
Предусматривает конкретные организационно-технические мероприятия на основе определенных ранее планов и программ.
В рамках этого направления осуществляются следующие мероприятия:
- мониторинг рисков;
- прогнозирование рисков;
- информирование руководства о грядущих опасностях и выработка рекомендаций в этой связи;
- специальные организационно-технические мероприятия в рамках программ предотвращения и контролирования рисков (обучение персонала, закупка специального оборудования для ликвидации последствий катастроф и аварий; внедрение с/м электронного контроля за функционированием машин и оборудования).
|
|
4. Финансирование риска.
Это поиск и мобилизация денежных ресурсов для осуществления предупредительных мероприятий и предотвращение убытков при наступлении неблагоприятных событий.
5. Оценка результатов.
Это итог деятельности в области риск-менеджмента в рамках данного проекта; проводится на базе широкого массива собранной информации и имеет целью корректировку методик анализа риска, оценку эффективности затрат на управление рисками в целом. Рекомендации и выводы, полученные в ходе оценки результатов, используются при реализации последующих проектов.
Идентификация инвестиционных рисков
Целью идентификации рисков является:
- определение конкретных видов рисков, свойственных данному проекту,
- выявление возможных причин возникновения рисков,
- анализ предполагаемых последствий реализации рисков.
Несмотря на обилие рисков, выявляемых по каждому проекту, замечено, что для однотипных проектов (прежде всего для проектов, принадлежащих к одному сектору экономики) набор рисков достаточно стандартен (другое дело, что количественные их значения могут сильно варьировать в зависимости от масштабов проекта, страны размещения, набор участников, степени государственной поддержки и др.).
В «Методических рекомендациях по оценке инвестиционных проектов...», дается следующая классификация проектных рисков:
• риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестированияи использования прибыли;
|
|
• внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытие границ и т.п.);
• неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране и регионе;
• неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;
• колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;
• неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;
• производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и т.п.);
• неопределенность целей, интересов и поведения участников;
неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).
Задача определения возможных рисков инвестиционного проекта решается с активным привлечением экспертных методов. Это позволяет компенсировать недостаток имеющейся информации при помощи опыта экспертов, которые используют свои знания о проектах – аналогах для прогнозирования возможных зон риска и возможных последствий.
Экспертная оценка рисков проекта может включать:
1.Разработку полного перечня возможных рисков по фазам жизни цикла проекта.
2.Ранжирование этих рисков по степени важности с этой целью необходимо определить:
· вероятность данного риска (доли единицы);
· опасность данного риска, т.е. насколько существенными окажутся последствия наступления неблагоприятного события (измеряется в баллах);
· важность риска как произведение вероятности на опасность его наступления;
· ранжирование рисков по степени важности для проекта.
Оценка инвестиционных рисков
Оценка инвестиционных рисков предполагает численное определение величин отдельных рисков и риска проекта в целом. Она базируется на теории вероятностей, математической статистике, теории исследования операций.
Кроме рассмотренных ранее статистического метода, метода аналогий и экспертных оценок, для оценки проектных рисков используют специфический набор методов оценки: метод анализа чувствительности, метод анализа сценариев развития, метод проверки устойчивости, метод корректировки нормы дисконта, метод анализа безубыточности, метод дерева решений, имитационное моделирование.
Метод анализа чувствительности показателей – дает оценку того, насколько сильно изменится эффективность проекта при определенном изменении одного из исходных параметров инвестиционного проекта. Э тот метод позволяет получить ответы на вопросы вида: что будет с результирующей величиной, если изменится значение некоторой исходной величины? Отсюда его второе название - анализ "что будет, если". Чем сильнее зависимость результирующего показателя от исходного, тем выше риск реализации проекта.
Алгоритм проведения анализа чувствительности:
1) определяются наиболее значимые факторы;
2) определение наиболее вероятного значения этих факторов (базового);
3) выбирается ключевой показатель эффективности инвестиций, в качестве которого может служить внутренняя норма прибыльности (ВНП) или чистый дисконтированный доход (ЧДД);
4) рассчитывается ключевой показатель эффективности при базовых значениях;
5) один из базовых факторов изменяется в определенных пределах и рассчитывается новое значение показателя эффективности;
6) меняется другой фактор и рассчитывается новое показателя значение эффективности;
7) на основе анализа получившихся результатов сравнивается чувствительность проекта к каждому фактору и определяются важнейшие факторы.
|
|
Метод анализа сценариев развития позволяет совместить исследование чувствительности результирующего показателя с анализом вероятностных оценок его отклонений.
В общем случае процедура использования данного метода в процессе анализа инвестиционных рисков включает выполнение следующих шагов.
1. Определяют несколько вариантов изменений ключевых исходных показателей (например, пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический).
2. Каждому варианту изменений приписывают его вероятностную оценку.
3. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия ЧДД (либо ВНД,ИД), а также оценки его отклонений от среднего значения.
4. Проводится анализ вероятностных распределений полученных результатов.
Метод проверки устойчивости проекта предусматривает разработку так называемых сценариев развития проекта в базовом и наиболее опасных вариантах для каких-либо участников проекта. По каждому сценарию исследуется, как будет действовать в соответствующих организационно-экономических условиях организационно-экономический механизм реализации проекта. Каковы при этом будут доходы, потери, показатели эффективности у отдельных участников, государства и населения.
Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных ситуациях интересы участников соблюдаются, а возможные неблагоприятные последствия устраняют за счет созданных запасов и резервов или возмещаются страховыми выплатами.
Сама степень устойчивости проекта по отношению к изменениям различных условий м.б. охарактеризована показателями предельного уровня объемов производства, предельного уровня цен.
Метод корректировки нормы дисконта с учетом риска.
Чем выше инвестор оценивает риск проекта, тем более высокие требования он предъявляет к его доходности. Обычно это отражается в расчетах эффективности путем увеличения нормы дисконта на величину премии за риск, хотя такой способ не является ни строго теоретически обоснованным, ни единственно возможным.
|
|
Под нормой дисконта понимается ставка процента, используемая для пересчета денежных сумм, подлежащих уплате или получению в будущем, к текущей стоимости.
Метод анализ безубыточности – исследование взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли при изменении этих показателей в процессе производства. Цель анализа – нахождение объема реализации, необходимого для возмещения издержек.
Безубыточный объем производства находится по формуле:
где FC – условно-постоянные издержки,
P – цена единицы продукции,
AVC – удельные переменные издержки.
Чем больше значение выпуска продукции в точке безубыточности, тем выше риск реализации инвестиционного проекта, так как необходимо больше изготовить и реализовать продукции для обеспечения необходимого уровня рентабельности.
Для подтверждения работоспособности проектируемого производства, необходимо, чтобы значение точки безубыточности было меньше значений планируемых объемов производства и продаж. Чем дальше от них значение точки безубыточности тем устойчивее проект.
Дерево решений используется для анализа рисков проектов, имеющих обозримое количество вариантов развития. Они особо полезны в ситуациях, когда решения, принимаемые в момент времени t = n, сильно зависят от решений, принятых ранее, и в свою очередь определяют сценарии дальнейшего развития событий.
Метод имитационного моделирования Монте-Карло позволяет построить математическую модель для проекта с неопределенными значениями параметров, и, зная вероятностные распределения параметров проекта, а также связь между измененными параметрами (корреляцию), получить распределение доходности проекта. Процедура имитации Монте-Карло базируется на последовательности следующих шагов:
1) Формирование функциональных зависимостей между результирующими и экзогенными переменными модели;
2) Получение выборки экзогенных переменных;
3) Расчет значений результирующих переменных для каждой выборки с помощью определенных на 1 шаге функций;
4) Многократное повторение шагов 2 и 3;
Преимущество метода: возможность получения «интервальных» характеристик показателей эффективности;
Недостаток: зависимость точности результатов от качества созданной модели.
Проектный риск описывается с помощью 3 составляющих:
1) Событие, связанное с риском;
2) Вероятность риска;
3) Величина денежной суммы, подверженной риску.
Методы управления инвестиционными рисками
Главное правило управления инвестиционными рисками – вкладывать средства в проект только в том случае, если ожидаемая доходность выше чем стоимость капитала плюс надбавка за риск (рисковая премия).
Для эффективного управления рисками применяют методы:
· отказ от риска;
· распределение риска между участниками проекта;
· страхование;
· резервирование средств на покрытие непредвиденных рисков.
Распределение риска между участниками проекта осуществляется еще на стадии подготовки плана реализации проекта и оформление контрактных документов. Риски оцениваются и распределяются таким образом, чтобы каждый мог брать на себя зависящие от него риски.
Так, функционально,
заказчик несет на себе ответственность за риски, связанные с эксплуатацией объекта;
подрядчик берет на себя риски завершения строительства объекта и ввода его в эксплуатацию;
поставщики материалов и оборудования берут на себя риск, связанный с комплектностью, качеством и своевременностью поставок.
При заключении контрактов из множества факторов риска выбирают те, которые имеют прямое отношение к конкретному контракту и являются значимыми.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов – предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.
Этапы:
1) Оценка потенциальных последствий рисков – т.е. сумм на покрытие непредвиденных расходов (следует использовать все методы анализа).
2) Определение структуры резервов. Существует два подхода:
· резервы по оговоренным контрактам (изменения в росте цен, иски по контрактам, прочие);
· по категориям затрат (рабочая сила, материалы и оборудование, обязательства по контрактам, комплексы работ);
3) Для конкретных целей следует использовать установленный резерв.
Цели:
· выделение средств для вновь выявленной работы по проекту;
· увеличение средств на работу, для выполнения которой было выделено недостаточно средств;
· компенсация непредвиденных затрат (трудозатраты, накладные расходы и т.д.)
Страхование инвестиционного риска. Цель – защита инвестора от возможных потерь вследствие изменения политических и экономических факторов, препятствующих успешному осуществлению инвестиционного проекта и получению ожидаемой прибыли.
Страхование во многих случаях является обязательным условием предоставления средств под проекты. Договор страхования гарантирует возмещение убытков от определенных видов рисков, тем самым, обеспечивая безопасность инвестора и повышая привлекательность инвестиций.
Страхование влияет на экономическую эффективность проекта двумя способами. Во-первых, повышение надежности вложений уменьшает ставку дисконта, увеличивая тем самым чистую текущую стоимость проекта (NPV) и внутреннюю норму доходности, а также уменьшает срок окупаемости и изменяя другие характеристики проекта. Во-вторых, страхование повышает инвестиционные затраты проекта, поскольку требует регулярной (обычно раз в год) уплаты страховых взносов. В результате снижаются соответствующие показатели эффективности проекта.
В инвестиционных процессах рассматриваются следующие виды страхования:
· страхование ответственности за непогашение кредитов;
· от потери прибыли;
· от простоя производства;
· страхование от коммерческих рисков, в том числе от невыполнения договоров поставок и неоплаты проектной продукции;
· страхование экологических рисков проекта;
· страхование машин и оборудования от поломок;
· страхования жизни и здоровья сотрудников;
· страхование от политических рисков, включая страхование экспортных кредитов;
Применительно к проектной части страхования инвестиционных рисков все операции можно разделить по фазам проектирования:
· страхование риска деятельности на прединвестиционной фазе (например, страхование профессиональной ответственности разработчиков проектно-сметной документации);
· страхование рисков деятельности на инвестиционной фазе (страхование грузов, страхование разнообразных строительных рисков, страхование рисков неплатежа по контракту и т.д.);
· страхование рисков деятельности на производственной фазе (различные виды имущественного страхования, страхование экологических рисков и другие виды страхования ответственности, страхование от простоя производства/прерывания производственной деятельности и т.д.);
· страхование рисков деятельности на фазе закрытия проекта (например, страхование рисков демонтажа платформ при добыче нефти на морском шельфе).
На отдельных этапах в рамках той или иной фазы проектного цикла могут применяться специфические виды страхования. Например, в рамках производственной фазы на протяжении 1-2 лет после пуска объекта может применяться страхование послепусковых гарантийных обязательств подрядчика.
8.5. Информационная безопасность.
В обеспечении информационной безопасности деятельности выделяют несколько последовательных стадий:
1. определение информации, которую необходимо отнести к коммерческой тайне;
2. определение возможных угроз безопасности и каналов утечки сведений;
3. принятие необходимых мер для избежания утечки информации.
1. Первоочередной задачей в обеспечения информационной безопасности региона, отрасли, фирмы является определение сведений, составляющих коммерческую тайну.
Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения (имеющие действительною или потенциальную коммерческую ценность), связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение, передача, утечка которых может нанести ущерб его интересам.
В Постановлении Правительства РФ от 5.12.1991 г. №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» указывается, что определенная информация не может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Это сведения, составляющие
ü государственную тайну;
ü данные, содержащиеся в учредительных документах (устав, регистрационные удостоверения, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью, лицензии, патенты и т.д.);
ü сведения о собственности (размеры имущества, денежные средства), документы о платежеспособности, о вложениях платежей в ценные бумаги, облигации, займы, в уставные фонды совместных предприятий, а также финансовые сведения, содержащиеся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах и других формах годовой бухгалтерской отчетности (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состоянии платежеспособности);
ü сведения о штате и условиях деятельности (число и состав работающих, их заработная плата, наличие свободных рабочих мест, о деятельности служащих государственного аппарата в предпринимательской деятельности);
ü сведения, связанные с соблюдением экологического и антимонопольного законодательств, с необеспечением безопасных условий труда, с реализацией продукции, причиняющей вред здоровью населения и влияния производства на природную среду, а также с другими нарушениями законодательства Российской Федерации.
На ознакомление с этими сведениями в имеют право
§ прокурор в порядке надзора и в других случаях, предоставленных ему законом;
§ правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;
§ налоговые службы;
§ аудиторские фирмы (по просьбе самого владельца);
§ санэпидемстанции;
§ экологические организации;
§ профсоюзы;
§ государственные учреждения; предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с субъектом такой деятельности в сделку.
Порядок защиты информации, составляющей коммерческую тайну, предусматривает самое широкое применение договорной системы отношений, которая регулируется нормами обязательного права:
— право конфиденциальности и право на защиту коммерческой тайны (патентование, использование норм авторского права, применение норм обязательного права);
— нормативные акты, регламентирующие соблюдение информационной безопасности на предприятии;
— положение о коммерческой тайне;
— инструкция по соблюдению сотрудниками предприятия режима конфиденциальности;
— разделы устава предприятия, регламентирующие защиту коммерческой тайны;
— положение о специальном совете предприятия по вопросам защиты коммерческой тайны;
— соглашение о неразглашении коммерческой тайны.
2. Определение возможных угроз безопасности и каналов утечки сведений.
К основным угрозам безопасности информации относят:
• раскрытие конфиденциальной информации;
• компрометация информации;
• несанкционированное использование информационных ресурсов;
• ошибочное использование информационных ресурсов;
• несанкционированный обмен информацией;
• отказ от информации;
• отказ в обслуживании.
Способы воздействия угроз на объекты информационной безопасности подразделяются на информационные, программно-математические, физические, радиоэлектронные и организационно-правовые.
Основными источниками утечки информации в общем случае могут являться:
§ человеческий фактор,
§ совместная деятельность с другими субъектами,
§ недобросовестная конкуренция или промышленный шпионаж,
§ использование технических средств несанкционированного доступа к информации.
3. Принятие необходимых мер для избежания утечки информации.
Основными обеспечения информационной безопасности являются:
1. создание правовых основ защиты информации,
2. создание организационных систем защиты,
3. создание технических систем защиты,
4. материальное обеспечение безопасности.
[1] транзакционные издержки - оплата услуг посредников, обслуживающего персонала, информационных услуг, налоги и др.)