Глоссарий я 621

пени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Актуальная (корригирующая) самооценка — отражает в настоящем времени самопроявления личности, констатирует степень адекватности поведения, что способствует его коррекции или оптимизации.

Акцентуация характера — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, которая представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с аномалиями личности. При акцентуациях характера у каждого типа имеется своя «ахиллесова пята», делающая личность уязвимой в отношении ситуаций определенного типа. В то же время личность может проявлять хорошую или даже повышенную устойчивость к другим типам жизненных ситуаций.

Альтруистическая установка — готовность, предрасположенность субъекта к поведению, направленному на благо других.

Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.

Амбивалентные переживания — несогласованные, противоречащие друг другу (положительные и отрицательные) одновременно испытываемые человеком эмоциональные отношения к некоторому объекту или явлению.

Амнезия детства — феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3-4 лет жизни.

Аналитическая деятельность полушарий — деятельность полушарий головного мозга по расчленению полученной информации на составные элементы.

Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития (приходится на раннее детство), в течение которой чувственные наслаждения связаны с процессами выделения. Фиксация на анальной стадии развития в последующем может привести к формированию анального характера в двух своих формах; аналь-но-удерживающий тип, что находит свое выражение в таких чертах, как скупость, упрямство, запасливость, и аналъно-агрессивный тип, что находит свое выражение в импульсивности, несдержанности, враждебности, жесткости, агрессивности и даже садистической жестокости.

Асоциальные черты поведения — поведенческие проявления, которые не соответствуют социальным нормам и требованиям; не одобряются или порицаются в обществе; способствуют совершению поступков, противоречащих нормам морали и права.

Ассимиляция — процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий (схема действия — это сенсомо-торный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у него схемы действия (понятия, умения).


622 ■ Психология человека от рождения до смерти

Атрибуция — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия.

Аттрактор цели — одно из основных понятий синергетики — конечное состояние развивающейся системы, цель ее развития.

Аутопсия — патоанатомический метод исследования в современной медицине, заключающийся во вскрытии тела умершего человека.

Аффект неадекватности — неадекватные эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекватной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех, используется защитная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются другие либо обстоятельства.

Аффективная реакция — ярко выраженное, бурно протекающее действие; эмоциональный отклик в ответ на то или иное воздействие; резкая перемена эмоционального состояния; переход к состоянию, противоположному прежнему.

Аффективная сфера — совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Аффективное поведение — поведение, действие или взаимодействие, которое в первую очепредь определяется эмоциональным состоянием или отношением; действия под влиянием эмоций.

Аффективно-защитная функция воображения — функция воображения, которая заключается в создании воображаемой ситуации с целью условного разрешения конфликтов, которые в данный момент не могут быть разрешены на практике.

Аффективность — бурное элементарное реагирование на ситуацию, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому, эмоциональная импульсивность. «Аффекты на себя» — аутонаправленная негативная эмоциональная реакция.

Афферентные нервы — нервные каналы, обеспечивающие передачу нервного возбуждения от рецепторов в кору головного мозга.

Аффилиативная потребность — потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей.

шЭазалъная тревога — интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности и одиночества.

Вазовое (или базальное) доверие — положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному, миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и поддержки со стороны взрослых.

Биодинамическая ткань движения — гармоничная система мельчайших фрагментов (импульсов) двигательного акта, которые заполняют всю траекторию, описываемую органами движения при выполнении этого акта.

Биологический возраст — соответствие индивида определенному моменту жизни.

Близость — тесные взаимоотношения, предполагающие взаимную эмпатию; устойчивая положительная эмоциональная связь.

Близость (в понимании Э. Эриксона) — способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.

Болезнь Альцгеймера — вызывающее слабоумие заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, особенно корковых.


ГЛОССАРИЙ ■ 623

Бред — объективно ложное, обусловленное болезненными причинами суждение, возникающее у человека без адекватных внешних поводов, не поддающееся разубеждению и всегда вовлекающее личность больного. В отличие от ошибочных суждений, бред не корригируется при разубеждении или разъяснении. Бред противостоит даже самым веским доводам.

Бред ущерба как подвид бреда преследования — разновидность бредовых идей, ведущее место в которых занимают представления о причинении морального (придирки, сплетни, издевательства, оскорбления) и материального ущерба (порча имущества, воровство). При этом характерна многочисленность и крайняя детализация бредовых иллюзий, связанных с расположением и внешним видом окружающих человека предметов. В позднем возрасте для бредовых идей характерна конкретность, обыденность содержания, узкий круг «преследователей», включающий лиц, с которыми человек встречается в повседневной жизни.

D

шЛербалъная агрессия — выражение негативных чувств в словесной форме (проклятия, угрозы, крик).

Вербальная память — вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию.

Вербальные функции (лат. verbalis — словесный) — процесс оперирования различными формами знакового (словесного) материала.

Вербальные функции интеллекта — функции интеллекта, связанные с оперированием словами, в том числе возможность получения и анализ речевой информации, понимание смысла слов и др.

Витальные потребности — жизненно важные, органические потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и предметах, необходимых для его биологического существования, и выступающее источником его активности.

Внешние факторы трудовой деятельности — поддержка удовлетворенности человека процессом труда за счет внешне организованных стимулов: повышенной заработной платы, премий, комфортных условий труда, досрочного выхода на пенсию и т. д.

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

Внутренние факторы трудовой деятельности — поддержка интереса человека и высокой мотивации его труда в силу увлекательности, ценности, сложности и значимости самого рабочего процесса.

Внутренний мотивационный конфликт — противоречие, возникающее в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов.

Внутренний самоотчет — сравнение желаний и целей, убеждений и чувств с социальными установками, ценностями, ожиданиями.

Внутренняя речь — вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения.

Возрастно-психологический контекст — возрастная специфичность потребностей и ценностей.

Возрастные часы — внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек отстает или опережает ключевые события в жизни: обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др.


624 ■ Психология человека от рождения до смерти

Воображение — процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.

Враждебность — агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.

Временные нервные связи — механизм замыкания в коре головного мозга условно-рефлекторных нервных связей при сочетании условных и безусловных раздражителей и появлении соответственно двух очагов возбуждения; путь прохождения нервного импульса в определенный промежуток времени.

Время реакции — временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал.

Вторичная (долговременная) память — память, обеспечивающая сохранение и возможность воспроизведения информации на длительный срок.

Вторичные, или интегративные, поля коры головного мозга — участки коры головного мозга, обеспечивающие синтез сенсорной информации, полученной от отдельных первичных полей коры головного мозга, в целостный психический образ.

Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе.

Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др.

Высшие чувства — эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.

I ендерные особенности — особенности, связанные с признаками половой принадлежности.

Тендерные роли — существующая в данной культуре модель полового поведения, определяемая системой традиций, стереотипов, предписаний, экспектаций, которую индивид должен усвоить и которой должен соответствовать.

Тендерные схемы — набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Генерализованные движения (лат. generalis — общий) — двигательная активность, подтверждающая (или сопровождающая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одновременными движениями конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями.

Генетическая психология — изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.

Генетический фактор — влияние на развитие ребенка процессов в организме, обусловленных унаследованным от родителей набором генов.

Генитальная стадия — четвертая стадия психосексуального развития (приходится на подростковый период и всю последующую взрослую жизнь человека), в течение которой формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения. Генитальный характер — это символ идеального психического здоровья. Это зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях человек, вносящий свой вклад в общество благодаря продуктивной деятельности.

Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма.


ГЛОССАРИЙ ■ 625

Геронтогенез — один из возрастных периодов в жизни человека — период старения, который начинается после 60 лет.

Гетеросоциальный характер общения — общение, в ходе которого ребенок стремится быть в обществе представителей обоих полов.

Гетерохронность — разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

Гипертим — личность гипертимного типа. Центральными свойствами личности данного типа являются: оптимизм, повышенный фон настроения, активность, общительность, инициативность, авантюристичность, социальная гибкость и легкость в общении, некоторая поверхностность в межличностных отношениях, необязательность, легкое отношение к вопросам морали. Тяжело переносят одиночество, дисциплину и ограничение их активности.

Гипопротекция (гипоопека) — в крайнем варианте — полная безнадзорность, чаще же лишь недостаток опеки и контроля за поведением детей. Наиболее неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому и конформному типам.

Гипоталамус (греч. hypo + thalamos комната; син.: подбугорье, гипоталамическая область, подбугровая область) — отдел промежуточного мозга, расположенный к низу от таламуса под гипоталамической бороздой и представляющий собой скопление нервных клеток с многочисленными афферентными и эфферентными связями.

Гипотеза несоответствия — положение когнитивной теории, согласно которому в возрасте примерно 7 месяцев дети создают образы, схемы знакомых объектов. Когда перед ребенком появляется новый объект, не соответствующий уже известным ему образам, он испытывает неуверенность и тревогу.

Гистологический анализ — метод современной медицины, используемый для исследования особенностей строения и развития тканей человеческого организма.

Глубина чувства — определяется тем, насколько существенны для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано.

Голосовые реакции (лат. re — против + actio — действие) — воспроизведение звуков, подражание звуковым раздражителям (человеческой речи, звукам животных, шуму и т. п.).

Гомосоциальный характер общения — общение, в ходе которого ребенок предпочитает общество детей своего пола.

Госпитализм (франц. hospital — больница) — синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Общими признаками гос-питализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д. В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т. п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

фш^вигательные навыки — навыки выполнения определенных движений.

Девиантное поведение — отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм поведение.

Декларативные знания — знания типа «что», т. е. знания об объектах и явлениях окружающего мира описательного характера.

Делинквентное поведение — разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение.

Делинквентный подросток — подросток-правонарушитель.

21 Психология человека


626 * Психология человека от рождения до смерти ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШт

Деменция (приобретенное слабоумие) — необратимая дезорганизация личности как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане. Она часто связана со старческим возрастом и может вызываться множеством причин — прямых или косвенных.

Депрессия (лат. depressio — подавленность) — угнетенное, подавленное психическое состояние; аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной, когнитивной сфер, общей пассивностью поведения.

Депривация — лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого.

Деформация поведения — негативные изменения в специфике поведения субъекта под воздействием «внешних сил».

Диагностика развития — система исследовательских приемов, задача которых — определение реального уровня развития, достигнутого ребенком.

Дивергентное мышление — особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Принято считать, что этот вид мышления является одним из компонентов творчества.

Дивергентность развития — многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий и способов поведения на основе их постепенного расхождения.

Динамические стереотипы (греч. dinamikos — подвижный, stereos — отпечаток) — интегральная система первичных условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда. Вся система условно-рефлекторных ответов разворачивается в полном объеме при предъявлении даже одного стимула, имеющего ответ в цепочке рефлексов.

Директивно-распорядительный способ взаимодействия — форма общения в процессе совместной деятельности, при которой преобладают команды и распоряжения.

Дистимический тип личности — ведущими свойствами являются: пессимистический жизненный настрой, постоянно или часто сниженный фон настроения, пассивность, безынициативность, стремление к ограничению социальной активности и социальных контактов, серьезность этической позиции, дисциплинированность, обязательность, замедленность психического темпа.

Дистресс — стресс разрушительный, деструктивный; вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие индивида, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно.

Дифференциация — сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы разнородно-сложные и внутренне-расчлененные. Результатом дифференциации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление новых взаимосвязей между ними, т. е. усложнение системы.

Дифференцированность экспрессии (лат. differentia — различие) — соотнесение внешних проявлений с конкретной, характерной эмоцией; способность различать эмоции по внешним проявлениям.

Диффузность самоидентичности — «рассеянное», «размытое» восприятие и отражение субъектом того, что относится к нему самому (к его телу и духовному содержанию); комплекс переживаний человека, связанный с чувством его неполноценности и потерей собственного Я.


ГЛОССАРИЙ Ш 627

Долговременная память — вид памяти, благодаря которому человек способен длительное время сохранять и воспроизводить полученную им информацию.

Доминанта — функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и придающая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный и целенаправленный характер поведения.

Доминирующая гиперпротекция (гиперопека) — чрезмерный, мелочный контроль за поведением ребенка. Особенно неблагоприятна в плане формирования акцентуаций характера гипертимного типа (усиливает реакцию эмансипации), астенического и психастенического типов (усиливает неуверенность в себе, неумение постоять за себя, нерешительность).

Доминирующие установки — готовность, предрасположенность субъекта к определенной форме реагирования.

Дооперационалъная стадия — один из этапов развития мышления ребенка, выделенный Ж. Пиаже в качестве самостоятельной стадии. Соответствует возрасту от 2 до 7 лет.

Дооперационное мышление — понятие, используемое Ж. Пиаже для обозначения стадии развития мышления ребенка (2 до 7 лет), главной особенностью которой является активный процесс интериоризации внешних действий с предметами и формирование наглядных представлений.

Драйв — сильный стимул, который побуждает организм к действию.

ттстественная сепарация — в отличие от эмоционального отвержения — инициируемое и поддерживаемое взрослым постепенное психологическое отделение от него ребенка, начинающееся предпочтительно в возрасте 6-7 лет, и приобретение им независимости и самостоятельности.

Ж

Жестокое отношение — частые расправы за мелкие проступки, «срывание зла» на ребенке. Жестокость господствует во всей атмосфере семьи. Особенно пагубно при формировании эпилептоидного типа акцентуации или даже психопатии.

Жизненный путь история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Жизненный сценарий — постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

Завышенная оценка — в одобрении содержится большая позитивность, не соответствующая уровню реальных достижений или объективных характеристик.

Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.

Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Заниженная оценка — уровень одобрения ниже степени позитивности или уровень неодобрения выше степени негативности — не соответствует объективности.


628 ■ Психология человека от рождения до смерти

Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом.

Защитно-психологический механизм — механизм сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я-концепции или между Я-концепцией и актуальным опытом.

Защитные механизмы — физиологические и психологические способы саморегуляции, снимающие избыточное психическое напряжение, защищающие человека от неприятных эмоций, искажающие или скрывающие импульсы, которые угрожают целостности личности.

Зеркальный Я-образ — отражает то, как воспринимается личность значимыми другими.

Зона ближайшего развития — это область еще несозревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка.

Зрительно-моторная координация — осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.

тигра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Идеальное Я — представление «каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов».

Идентификация — отождествление себя с другим человеком, непосредственное переживание личностью своей тождественности.

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.

Избирательность внимания — выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений.

Изоляция (фр. isolation) — разобщение, обособление; лишение или отсутствие эмоционального общения с окружающими; отсутствие эмоционального контакта в результате невозможности или неспособности достичь взаимности.

Инволюция личности — «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик.

Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

Индивидуализм — ориентация человека на самого себя, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности личных интересов и потребностей, безотносительно к интересам других людей, социальных групп.

Индивидуальность — «глубина личности» — предстает как результат единства и согласованного взаимодействия индивидных, личностных и субъектных свойств человека.

Индивидуальный стиль деятельности — индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами и внешними условиями деятельности.


ГЛОССАРИЙ ■ 629

Инертность — отсутствие инициативы и должной энергии, приводящее к вялости и безволию в деятельности и застою в достижениях.

Инертный тип нервной системы — тип нервной системы, характеризующийся медленным протеканием нервных процессов. Данный тип нервной системы свойствен людям с флегматическим темпераментом.

Инструментальная агрессия — агрессия, при которой причинение вреда другим не является самоцелью, а является средством достижения какой-либо иной цели.

Интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств.

Интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способностей человека.

Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т. п.

Интериоризация (лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.

Интернальность — личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя.

Интимность — многоплановое чувство, сопровождающее раннюю взрослость; включает в себя сексуальность, тесные отношения с другим человеком и способность ему довериться.

к

шлассификация — способность классифицировать группу объектов по какому-то признаку.

Когнитивная составляющая Я-образа — представления индивида о себе, основанные как на объективном знании, так и на субъективном мнении (Берне Р., с. 32).

Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

Когнитивные свойства — свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.

Когнитивный диссонанс — явление, содержание которого состоит в том, что личностью, если в ее сознании сталкиваются логически противоречивые знания об одном и том же объекте или событии, переживается чувство дискомфорта и она стремится от него избавиться. Стараясь найти решение, личность реконструирует свои знания или социальные установки относительно соответствующих объектов или событий таким образом, чтобы противоречие между ними было снято.

Когнитивный компонент самооценки — комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе.

Комплекс оживления — позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком.


630 ■ Психология человека от рождения до смерти ШШШШШШШШШШШШШШШШШИШШШ

Конвенциональная роль (лат. conventio — соглашение) — представление о предписанном образце поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна социальная позиция, занимаемая им в совместном действии.

Конвенциональные нормы — совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения.

Конвергентное мышление — вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. В некоторых случаях данное понятие используется как синоним «консервативного» или «ригидного» мышления.

Конвергентностъ развития — сходство, сближение, свертывание, синтез, усиление избирательности в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения.

Конгруэнтность Я-концепции — соответствие, состояние гармонии, которое ощущается, когда нет несоответствия между переживаниями человека и его Я-концепции.

Конкретные страхи — эмоции, возникающие в ситуации, когда опасность связывается с конкретными предметами, существами или явлениями окружающей действительности.

Консервация — термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения способности индивида видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен.

Константное ядро Я-концепции — основные представления о себе. У полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства и др.

Контрнормативная гикала ценностей — ценности, противопоставленные социальным, нормативным для социально ориентированной личности.

Конформность — тенденция людей изменять свое поведение таким образом, чтобы это соответствовало поведению и требованиям других людей.

Концентрация внимания — одна из характеристик внимания, отражающая степень или интенсивность сосредоточенности субъекта на выполнении какой-либо деятельности или на каком-либо предмете.

Концепция билатерального регулирования — предложена Б. Г. Ананьевым, который полагал, что регуляция психических процессов и свойств индивида в ходе онтогенеза осуществляется с помощью иерархической («вертикальной») и дополнительной («горизонтальной» или билатеральной) системы регулирования. Ведущая роль в иерархической системе принадлежит кортикоретикуляр-ному ядру — глубоким структурам мозгового ствола и подкорки. Билатеральный контур является дополнительным в отношении основного «вертикального» контура регулирования, а его морфологическим субстратом являются большие полушария головного мозга.

Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо.

Кратковременная память — вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.

Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.


ГЛОССАРИЙ ■ 631

Кризис трехлетнего возраста — этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кординальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Качественное своеобразие кризиса трех лет заключается в осознании своей самости, зарождении самосознания, появлении чувства «Я» как системного новообразования.

Кристаллизованный интеллект — является результатом опыта и образования и опирается на осведомленность и знания, накопленные человеком в течение длительного времени. Уровень развития данного типа интеллекта выражается в способности человека устанавливать отношения, формулировать свои суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач.

Кросскулътуральные исследования (англ. cross — перекрестный) — исследования однородных психических явлений, проводимые среди представителей различных культур (этнических групп) с целью установления влияния культуры на эти явления.

Кумулятивность развития — накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

т патентный период (по 3. Фрейду) — внутри четырех стадий психосексуального развития 3. Фрейд выделял так называемый латентный период, приходящийся на младший школьный возраст, на протяжении которого психическая энергия (либидо) дремлет, а внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.

Латентный (скрытый) период — период времени, в течение которого в силу определенных субъективных или объективных обстоятельств невозможно наблюдение за каким-либо предметом или явлением.

Лепет — несвязная, неразборчивая речь ребенка.

Либидо (лат. libido — желание, влечение) — психическая энергия, лежащая в основе основных влечений человека (сексуальных и влечения к жизни).

Лимбическая система — комплекс структур конечного, промежуточного и среднего отделов мозга, составляющих субстрат для проявления наиболее общих состояний организма (сна, бодрствования, эмоций, мотивации и т. д.). Термин «лимбическая система» введен П. Мак-Лейном в 1952 году.

Личность (человек как личность) — в отечественной психологии это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эмпирических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности.

Лобные доли — области правого и левого полушарий головного мозга, обеспечивающие программирование, регуляцию и контроль деятельности человека. Их поражение ведет к снижению умственных способностей и невозможности планирования за счет выпадения ориентировочной основы действий.

Логическая или словесно-логическая память — запоминание и воспроизведение мыслей.

Логическое мышление — вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия.

Ложные цели — рационально объясненные самому себе причины того или иного действия или поступка, оправдывающие поведения человека в его собственных глазах, а также в глазах общества.


632 ■ Психология человека от рождения до смерти

Локус контроля — склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе.

Лонгитюдное исследование — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.

Лонгитюдный метод — методология проведения экспериментального исследования закономерностей изменения психологических, физиологических и др. характеристик за определенный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых.

Любовь — чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; склонность, пристрастие к чему-либо.

Шанипуляторный характер действий (лат. manipulus — горсть, пригоршня; manus — рука) — осуществление разнообразных движений руками с предметом, его ощупывание, вращение, перекладывание, встряхивание, бросание и т. д.

Маргинальность подростковая — пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых. При этом ни одним из этих миров подростки не принимаются как полноправные участники: они уже слишком «большие», чтобы быть детьми, но еще слишком «малы», чтобы быть взрослыми. Противоречивость предъявляемых к ним требований и ожиданий приводит к возникновению конфликтных по своему социальному содержанию форм поведения.

Мастерство — свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода.

Мастурбация — искусственное (вне полового акта) раздражение половых органов для вызывания оргазма.

Мезоморфное (атлетическое) телосложение — стройный, сильный, мускулистый индивид, ассоциируется с соматотоническим типом личности, для которого характерны высокий жизненный тонус, любовь к приключениям и риску.

Метаценности семейные (греч. meta — между, после) — в данном случае это те ценности, которые сопутствуют и способствуют стабильности семейных отношений и являются производными от нее, например теплота семейных отношений, взаимное уважение, поддержка.

Метод возрастных срезов — методология проведения экспериментального исследования динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени, построенная на одномоментном обследовании лиц, принадлежащих к различным возрастным группам.

Метод поперечных срезов — методология проведения экспериментального исследования динамики психологических, физиологических и др. характеристик людей, как правило, занимающихся одной и той же деятельностью, на основе обследования несвязанных между собой групп людей, находящихся на различных временных отрезках деятельности.

Механизм самореализующегося пророчества — основа отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением. Ожидания личности во многом определяют и характер ее действий и ее интерпретации реакций окружающих.

Механизм эмоционального заражения — появление эмоциональной реакции или эмоционального состояния у ребенка, соответствующих таковым у взрослого в процессе общения с ним.

Механическая память или механическое запоминание — способность запоминать без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.


ГЛОССАРИЙ ■ 633

Механическое запечатление — вид запоминания, который заключается в многократном повторении материала до его запоминания от начала и до конца, без использования специальных приемов и алгоритмов для упрощенного или ускоренного запоминания.

Мечта — положительно окрашенная долговременная мотивационная установка, направленная в будущее.

Микроинсульт — острое нарушение мозгового кровоснабжения.

Мировоззренческие чувства — переживания, связанные с формированием собственной системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также переживания, связанные с формированием жизненной позиции, ценностных ориентации, убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности.

Мнемические процессы — совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминания, воспроизведения, забывания и пр.

Мнемонические приемы — специальные приемы, сознательные используемые субъектом для эффективного запоминания и воспроизведения информации.

Модальность ощущений — качественная характеристика ощущений, отражающих основной источник информации. Выделяют зрительную модальность, слуховую и т. д.

Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.

«Моральные инстанции» — ступени поэтапного принятия индивидом системы моральных, нравственных норм и ценностей общества.

Моральные чувства — переживания, связанные с морально-нравственной оценкой окружающей действительности, самого себя, системы межличностных отношений.

Морфологические элементы — основные части речи, ее категории и формы слов, определяющие роль слов в словосочетании и предложении, а также устанавливающие род, число, падеж, время, лицо, склонение, спряжение, неизменяемость слов и др.

Мотив (лат. movere — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием); внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мотив власти — стремление человека проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей, в основе этого лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии.

Мотив достижения — устойчиво проявляемая потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности.

Мотив «избегания неудачи» — стремление избежать срыва, неудачи, порицания или наказания в том или ином виде деятельности.

Мотиваторы (мотивационные детерминанты) — факторы, которые участвуют в мотивационном процессе и обусловливают принятие решений.

Мотивационная установка — латентное состояние готовности к удовлетворению потребности; запланированное, но отсроченное задание для себя или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода.

Мотивационно-потребностная сфера личности — те аспекты личности и личностные состояния, которые побуждают личность к действию, вызывают активность субъекта с определенной целью. Мотивационно-потребностная сфера личности включает интересы, влечения, эмоции, установки и идеалы.

Мотивационные детерминанты (мотиваторы) — факторы, которые участвуют в мотивационном процессе и обусловливают принятие решения.


634 ■ Психология человека от рождения до смерти

Мотпивационный кризис — ситуация смены и/или ослабления мотивов, часто связанная с определенными периодами возрастного развития.

Мотивация — вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.

Мотивация процессом — интерес к самому процессу совершения действия.

Мотивация роста (метапотребности) — потребности высшего уровня, связанные с врожденным стремлением человека актуализировать свой потенциал. Возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены.

Мотивация содержанием. — стремление к познанию новых фактов, сути явлений, их происхождения.

Мотивы развития личности — внутреннее побуждение личности расширить свой кругозор, повысить эрудицию и общекультурный уровень, то есть потребность заниматься самосовершенствованием.

Моторика — движения, осуществляемые скелетно-мышечной системой.

Моторные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих двигательные акты индивида.

Моторные способности — свойства моторной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой.

Мудрость — экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам; глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

Мультиинфарктная деменция (МИД) — снижение интеллектуального уровня, наступающее внезапно, в виде ряда неожиданных симптомов, вызываемое инсультом или серией микроинсультов.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Ц

таглядно-действенное мышление — особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

«Нарцисс» — личность нарциссического типа. Определяющими свойствами являются: эгоизм, самолюбование, крайне высокая осознанная самооценка, стремление к личной выгоде и благополучию любой ценой, стремление эксплуатировать людей в личных целях, в связи с этим — гипертрофированная способность к вытеснению из сознания порочащих его качеств личности и совершаемых поступков, гедонизм, любовь к комфорту, высокомерное либо равнодушное отношение к другим, непереносимость более блестящих людей, завистливость, стремление принизить достоинства других, склонность к самовосхвалению, приданию своей персоне высокой значимости.

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью.


ГЛОССАРИЙ ■ 635

Неадекватные аффективные реакции — эмоциональные реакции, не соответствующие ситуации (или субъективно воспринимаемые окружающими как несоответствующие ситуации).

Невербальные функции интеллекта — функции интеллекта, связанные с восприятием, оценкой и оперированием образами, например, геометрическими фигурами.

Невроз — функциональное нервно-психическое расстройство психогенной (как правило, конфликтогенной) природы, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах.

Невротические потребности — различные защитные стратегии, формирующиеся в качестве адаптационных механизмов к окружающему враждебному миру.

Невротический симптомокомплекс — перечень признаков в состоянии и поведении субъекта, достаточный для констатации невроза.

Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, проявляющаяся как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.

Негативная самооценка — низкий уровень самоуважения, ощущения собственной ценности, формирует негативное отношение к своей личности.

Нейрофибриллы — анатомический элемент структуры нервного волокна.

Ненормативные события — события, случившиеся совершенно неожиданно: внезапная смерть близкого человека, потеря работы и т. д.

Неологизм — вновь образованные слова или слова известные, но используемые в новом значении.

Непроизвольное внимание — один из видов внимания — психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Непроизвольное воображение —■ вид воображения, характеризующийся непреднамеренным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений. Крайним случаем проявления непроизвольного воображения являются сновидения.

Неравномерность — неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций.

Низкий статус — «незаметная» роль субъекта в межличностных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе.

Нормативная шкала ценностей — социально приемлемая и общественно одобряемая шкала ценностей.

Нормативные события — события, наступление которых ожидается в определенное время и переживается большинством людей.

\0бласть (сфера) психического развития — психическое пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определенного качества.

Обобщение — продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

Обобщенность экспрессии — логическое объединение нескольких внешних признаков и качеств конкретных эмоций и чувств.

Обобщенные чувства — переживания, отражающие более или менее устойчивые отношения человека к окружающей действительности и к самому себе, не опосредованные конкретным предметом или явлением.


636 ■ Психология человека от рождения до смерти

Образ тела — представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения.

Образ Я — здесь: обобщенное субъективное представление о своих собственных личностных, в том числе профессиональных качествах.

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и т. д.

Образное мышление — вид мыслительного процесса, в котором используются образы.

Объем внимания — одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов.

Одиночество — состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Онтогенез — процесс индивидуального развития человека.

Операция — в концепции Ж. Пиаже это «обратимое умственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым.

Опосредованные мотивы — мотивы, возникшие в связи с внешними обстоятельствами, например в рамках изменяющихся требований со стороны общества или рынка труда ради получения диплома, который расширит возможности трудоустройства.

«Опустевшее гнездо» — период в жизни семьи, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом.

Опытно-практический фактор — влияние на психическое развитие ребенка опыта, приобретаемого им в процессе различных видов практической деятельности.

Оральная стадия — первая стадия психосексуального развития (по 3. Фрейду, приходится на младенческий возраст), на протяжении которой центром чувственных стимуляций, наслаждения и интереса ребенка становится его рот. Чрезмерная или недостаточная стимуляция, получаемая ребенком в течение первой половины первого года жизни, по мнению Фрейда, приводит к формированию орально-пассивного характера. В течение второй половины первого года жизни у ребенка появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения переживаемого психического состояния. Фиксация ребенка на этих переживаниях в последующем приводит, по мнению Фрейда, к формированию орально-агрессивного характера.

Ориентировочные действия (франц. orientation — установка, ориентация) — совокупность действий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.

Отрицание — игнорирование личностью опасной и нежелательной информации с целью исключения конфликта между Я-образом и непосредственным опытом.

Отрицательная самооценка — синоним «негативная самооценка».

Отрицательные эмоции — переживания, связанные с неудовлетворением или невозможностью удовлетворить те или иные потребности.

Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

память — процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.

Патерналистская концепция мотивации трудовой деятельности — теория, рассматривающая вознаграждение как основной побудительный рычаг, стимулирующий работников к усердному труду. При этом вознаграждения, которые


ГЛОССАРИЙ ■ 637

используются в качестве поощрения, не зависят от продуктивности деятельности, а получаются персоналом в силу их принадлежности к данному предприятию.

Первичная (рабочая) память — память, обеспечивающая выполнение оперативной задачи. Чаще всего это понятие встречается в иностранной литературе. В отечественной литературе данный вид памяти принято называть оперативной памятью.

Переключаемость внимания — способность осмысленно и сознательно перемещать внимание с одного объекта на другой.

Переоценка профессиональной карьеры — период самоанализа, часто встречающийся в середине жизни и связанный с профессиональным выбором и продвижением вперед. Иногда приводит к изменению направления карьеры.

Перцептивная деятельность — совокупность психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающей его действительности.

Перцептивная информация — информация об объектах и явлениях реальной действительности, полученная в результате их восприятия индивидом.

Перцептивные действия — структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру.

Перцептивные эталоны — общепринятые характеристики свойств предметов, позволяющие человеку оценить адекватность воспринимаемого предмета.

Пигмалионизм — ожидание, что в личностных качествах партнера окажется то, что наиболее высоко оценивается субъектом у себя.

Письменная речь — особый вид речи, использующей графические символы для передачи речевых звуков.

Поведение человека — имеющее природные предпосылки, но по своему содержанию социально обусловленное, опосредствованное языком взаимодействие с окружающей средой, реализуемое в форме деятельности и общения.

Поведенческая автономия — обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения.

Повышенная моральная ответственность — возложение на ребенка больших надежд и недетской ответственности, частое пристыживание, сравнения с более успешными детьми не в пользу ребенка. Наиболее опасно в плане формирования психастенической акцентуации характера.

Пограничная личность — личность с пограничными психическими расстройствами.

Пограничное сознание — изменения сознания, связанные с пограничными расстройствами психики.

Пограничные психические расстройства — инициальные (начальные) формы психических аномалий, при которых нет патологической деформации личности.

Подвижный тип нервной системы — тип нервной системы, характеризующийся высокой подвижностью протекания нервных процессов.

Подкрепление — влияния, усиливающие вероятность повторения предшествовавшей им реакции.

Подражание в дошкольном возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности.

Подростковый комплекс — резко выраженные психологические особенности подросткового возраста (перепады настроений без особых на то причин); психологические особенности и реакции, свойственные именно и только подростковому возрасту.

Позитивная Я-концепция — обобщенное представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности.


638 ■ Психология человека от рождения до смерти штШШШШШШШШШШВШШШШШ

Позитивное функционирование — ощущение психологического благополучия в различных видах деятельности, которое позволяет пожилому человеку быть удовлетворенным своей жизнью в старости.

Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Познавательно-интеллектуальная функция воображения — функция воображения, заключающаяся в формировании представлений на основе предыдущего опыта при получении новой информации о неизвестных для субъекта предметах или явлениях.

Познавательные мотивы — мотивы учения, обусловленные содержанием или самим процессом учения.

Познавательные психические процессы — психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь.

Познавательные эмоции — эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство ясности или смутности мысли; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины.

Половая самоидентичность — сознание своей принадлежности к полу.

Полоролевые предпочтения — конкретизация в половой соотнесенности деятельности или поведения.

Понятия сохранения — особый вид понятий, отражающих неизменностоь основных свойств предметов независимо от условий, в которых они находятся.

Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи») — обожание, немедленное удовлетворение желаний ребенка, восторги, преувеличение качеств ребенка. Ведет к формированию акцентуации истероидного типа с характерным для него эгоизмом, неуемной жаждой признания и получения льгот, порождающей многочисленные конфликты с окружающими.

Потенциальный Я-образ — каким я мог бы быть при реализации (субъективно воспринимаемых) не задействованных личностных качеств, в том числе и негативных.

Потребностно-энергетическая сторона мотивации — динамическая характеристика мотивации, отражающая силу мотивационного возбуждения.

Потребность — переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды (нужности, желанности чего-то) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.

Потребность в автономии — потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.

Потребность в безопасности и защите — основная потребность, которая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: