Система национальных счетов - это важная часть экономических знаний и центральный раздел статистики, представляющая собой комплексную, последовательную и гибкую систему взаимосвязанных показателей, классификаций и счетов, применяемую для учета, измерения, описания и анализа результатов функционирования рыночной экономики и оценки её эффективности.
Использовать СНС в качестве международного стандарта для сбора, обработки ианализа данных рекомендовал всем государствам мираЭкономический и Социальный Совет ООН (резолюция 1993/5 от 12 июля 1993 г.), дополнена Система Статистической комиссией ООН в 2008 году в целях содействия интеграции и сопоставления экономических показателей по национальным счетам. Данные Системы широко используются как на национальном уровне, так и международными экономическими организациями (ООН, Мировым банком, Международным валютным фондом, Европейским Сообществом и др.) для отражения данных, общественного познания, понимания и измерения массовых экономических явлений и процессов.
|
|
СНС-93 гармонизирована с международными нормами и стандартами, многими разделами финансовой статистики и основными методологическими положениями платежного баланса.
Важная особенность СНС – её всеохватывающий характер. Это обеспечивает взаимосвязанное описание всех аспектов экономического процесса(производство, распределение доходов, потребление и сбережение, финансирование инвестиций, использование и накопление, внешнеэкономические связи, формирование национального богатства).
В обобщенном виде СНС содержит информацию обо всех хозяйствующих субъектах (институциональных единицах) и экономических операциях (с товарами и услугами, доходами и расходами, финансовыми инструментами); обо всех активах и обязательствах, в том числе об их изменениях в результате событий чрезвычайного характера (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, истощение запасов природных ресурсов и т.д.).
Показателями СНС можно отразить экономический оборот и производственный цикл любого субъекта хозяйствования, а такжепоказатьи измеритьколичественную и качественную сторону развития экономики; деятельность предприятий и домашних хозяйств, их взаимоотношения с государством. Система позволяет выявить и измерить основные взаимосвязи и закономерности в поведении людей, распределении благ между ними и хозяйствующими субъектами.
Внедрение СНС в России началось в начале 1990-х годов в связи трансформацией административно-плановой экономики в рыночную, а также в связи с обязательствами России перед международными организациями представлять им макроэкономическую информацию в соответствии с международными нормами и стандартами.
|
|
В СССР и России весь национальный учет основывался на принципах баланса народного хозяйства (БНХ) и государственных планах. Изменение государственного строя и формирование рыночных отношений побудили в корне изменить национальную систему учета и перевести её на принципы и правила СНС.
23.2 Основные категории и классификации системы национальных счетов
СНС построена на особом упорядочении и систематизации данных об экономических операциях, происходящих в экономике (производство и реализация продукции, ресурсы и их использование, выплата заработной платы и её расходование на различные цели, платежи налогов и получение ссуд, формирование доходов от собственности, приобретение ценных бумаг и т.д.) и совершаемых всеми хозяйственными (домашними хозяйствами, предприятиями, учреждениями и некоммерческими организациями и др.) субъектами, с целью выявления и измерения наиболее важных результатов экономического процесса, расчета ряда обобщающих показателей.
Все участники экономического процесса (предприятия, организации, государственные учреждения, домашние хозяйства, фермеры, некоммерческие организации, банки, страховые компании и др.) объединены в СНС с понятием институциональные единицы, являющиеся центром принятия независимых экономических решений, касающихся производства, распределения и использования доходов, инвестирования, кредитования и заимствования.
Институциональная единица (ИЕ) может быть определена как экономический субъект (лицо), способный самостоятельно владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами.
Основные признаки институциональной единицы:
- ИЕ владеет продуктами или активами, может обмениваться ими или передавать права собственности на них;
- ИЕ способна принимать экономические решения и участвовать в экономической деятельности, за которую непосредственно отвечает и отчитывается по закону;
- ИЕ от собственного имени принимает на себя обязательства и заключает контракты;
- ИЕ имеет набор счетов, либо для нее было бы возможным и разумным, как с экономической, так и с юридической точек зрения, составить счета.
Существуют два типа институциональных единиц:
- домашние хозяйства (ДХ - физическое лицо или группы лиц);
- юридическое лицо - организация, имеющая в собственности имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом.
Домашнее хозяйство - это группа лиц, проживающих под одной крышей и ведущих общий бюджет. ДХ хотя и не составляют счета и балансы, тем не менее, обладают свободой в принятии экономических решений. Родственные связи при этом не играют определяющей роли. Важна экономическая целостность. Одна семья может разделиться на два или несколько домашних хозяйств, поделить кастрюли и хозяйствовать по отдельности. Конечно, домашние хозяйства не все ведут похозяйственный учет, но это можно сделать, если они хотят эффективно функционировать.
Юридическое лицо - этоорганизация, обладающая четырьмя характерными признаками: имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, организационное единство. В их состав входят коммерческие и некоммерческие организации, а также обособленные подразделения.
При характеристике результатов экономической деятельности важное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов. Резидент – это институциональная единица (юридическое или физическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Нерезиденты - граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.
|
|
Институциональные единицы группируются в институциональные сектора (ИС), в которые сводятся группы ИЕ, однородные с точки зрения выполнения ими основных целей деятельности и функций в экономическом процессе, экономического поведения и методов финансирования издержек.
В СНС входят следующие институциональные сектора:
- нефинансовых предприятий и организаций ( производство товаров и нефинансовых услуг для получения прибыли);
- финансовых организаций (финансовое посредничество или вспомогательная финансовая деятельность);
- домашних хозяйств (физические лица, производители и потребители товаров и услуг);
- некоммерческих организаций, обслуживающих ДХ (общественные, политические, религиозные и т.д., получение привилегий для своих членов);
- государственное управление (обеспечение условий жизнедеятельности населения и предприятий);
- «остального мира» ( внешнеэкономические связи).
Секторальная структура экономики страны и регионов | ||||
Государственные органы | Нефинансовые предприятия | Финансовые учреждения | Домашние хозяйства | Некоммерческие организации, обслуживающие ДХ |
1. Президент. 2. Исполнительные органы управления. 3. Законодательные органы. 4. Судебные органы. | 1. Предприятия, производящие товары и услуги (крупные, средние, малые и предприниматели). | 1. Банки. 2. Финансовые учреждения. 3. Страховые учреждения. 4. Фонды. | 1. Богатые. 2. Состоятельные. 3. Обеспеченные. 4. Малообеспеченные. 5. Бедные. 6. Нищие | 1. Партии. 2. Профсоюзы. 3. Другие общественные организации. 4. Религиозные организации. |
Рисунок23.1 -Секторальная структура экономики
Понятие экономической операции является в СНС одним из центральных. Институциональные единицы постоянно вступают между собой в экономические отношения, производя всевозможные действия и операции.
|
|
Экономическая операция представляет собой действие (экономический поток), возникающее по взаимному согласию между ИЕ в связи с их участием в производстве, распределении и перераспределении доходов, использованием доходов на потребление и сбережение, а также при обмене экономической стоимостью по заранее согласованным условиям ее осуществления.
В СНС различают следующие типы экономических операций:
- операции с товарами и услугами (производство и использование товаров и услуг на различные цели, экспорт и импорт);
- операции распределительного характера (оплата труда и знаний, налоги, субсидии и другие перераспределительные платежи, доходы от собственности и т.д.);
- финансовые операции (посредничество в приобретении финансовых активов и принятие обязательств).
Действия, которые затрагивают только одну институциональную единицу, также считаются операциями: выпуск, конечное использование, доходы, накопление основного капитала и т.д.
Однако не являются экономическими операциями те потоки, которые предпринимаются ИЕ в одностороннем порядке без согласия других ИЕ. К таким потокам относятся отчуждение собственности, изменение стоимости активов в результате войн, стихийных бедствий, и т.д. Кражи, грабежи и другие противозаконные действия не рассматриваются как операция, а оценочная стоимость украденного имущества не включается в расходы ДХ или предприятий – это лишь перераспределение.
Производственная деятельность в соответствии с принципами СНС включает производство продуктов и услуг рыночных и нерыночных, т.е., предоставляемых бесплатно или реализуемых по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос.
Она включает производственную деятельность предприятий, производящих товары и услуги, деятельность государственных учреждений, общественных организаций, а также производственную деятельность домашних хозяйств, результатом которой является продукция личных подсобных хозяйств населения; индивидуальную трудовую деятельность; строительство собственными силами и различные услуги - торговые, посреднические и т.п.; проживание в собственном жилище и т.д.
В понятие "производство" по методологии СНС-93 включаются все виды деятельности, в том числе:
- легальное производство;
- незаконное производство;
- скрытое производство и подпольная экономика;
- любые поставки товаров и услуг между заведениями, принадлежащими одному и тому же предприятию, так как они считаются частью продукции предприятия как единого целого;
- незавершенное производство;
- производство товаров и услуг домашними хозяйствами, а также услуг, оказываемых наемной оплачиваемой прислугой, и других;
- капитальный ремонт и строительство индивидуальных жилищ, рыночные индивидуальные услуги, выполненные собственными силами;
- услуги по использованию домашними хозяйствами, государственными учреждениями и некоммерческими организациями собственных зданий.
Производственная деятельность должна включать также скрытые, не учитываемые в обычном порядке экономические операции, в том числе незаконные, для чего существует специальная методика по учету этой деятельности, раскрывающая различия между теневой экономикой и незаконными видами деятельности.
Исключаются из понятия "производство":
- домашние услуги: уборка и техническое обслуживание собственного жилья, приготовление и подача пищи, уход за больными, детьми и т.д.;
- деятельность, результаты которой не являются ее целью, т.е. побочные продукты процессов производства, являющиеся сами по себе вполне легальными (выброс загрязнителей, образование мусора и т.д.), и незаконные (кражи, взятки, вымогательства и т.д.).
Для измерения операций в СНС используются несколько видов цен: потребительские цены, цены производителей и основные цены, которые различаются между собой по способу учета налогов, субсидий и расходов на доставку товаров до потребителя.
Схематично систему цен можно представит в виде:
(a) - цена покупателя (a = b + c + d);
(b) - налог на добавленную стоимость (НДС) и аналогичные налоги на импорт;
(c) – торгово-транспортные расходы;
(d) – цена производителя (d = а – b - c);
(e) – налоги на продукты (кроме НДС и налогов на импорт);
(f) – субсидии на продукты;
(g) – основная цена (g = d - e + f), включает прочие налоги на производство (за вычетом прочих субсидий на производство).
Из этой упрощенной схемы следует, что в СНС проводится различие между разными типами налогов и субсидий, они по-разному влияют на формирование показателей и отражаются в различных счетах системы. Примерная классификация налогов в СНС представлена ниже.