Макроэкономика

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Донской государственный технический университет»

(ДГТУ)

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Донской государственный технический университет»

В г.Волгодонске Ростовской области

(филиал ДГТУ в г. Волгодонске)

Ю.В. Никонорова

Макроэкономика

Лекции для студентов очной и заочной форм обучения (бакалавриат)

направления 080100 "Экономика"

Волгодонск 2013

Макроэкономика является важным разделом экономической теории. Предметом макроэкономики является совместная деятельность всех экономических субъектов. Основное внимание в макроэкономике уделяется анализу экономических зако­нов и категорий, выявлению причинно-следственных связей, определяющих как содержание экономических процессов и явлений, так и тенденции их разви­тия.

1. Предмет макроэкономики

Разделение экономической теории на микро- и мак­роэкономику произошло в 30-е гг. XX века под воздействием идей Джона Мейнарда Кейнса, который разработал научную концепцию, объ­ясняющую возникновение колебаний в экономике, а также предложил специальную программу действий правительства по преодолению депрессии и сглаживанию экономического цикла. Основные теоретические идеи Дж. М. Кейнса были изложены в работе «Общая теория занятости, про­цента и денег» (1936).

Макроэкономические концепции присутствуют и у экономистов прошлого. Они также исследовали такие макроэкономи­ческие проблемы, как необходимый объем национального производства, уро­вень занятости, инфляция, экономические функции государства и т. д. Но они не создавали макроэкономические модели.

Вплоть до начала 70-х гг. практически вся макроэкономика сводилась к специфической интерпретации идей Дж. М. Кейнса в виде макроэкономической модели, создание которой приписывается Дж. Хиксу. Эта модель широко ис­пользовалась в научных исследованиях, преподавании экономической теории, формировании экономической политики. В развитие и популяризацию этой мо­дели внесли большой вклад П. Самуэльсон и А. Хансен.

Однако в начале 70-х годов единодушие, царившее среди экономистов, было нарушено. Отдельные сомнения в правильности некоторых постулатов классического кейнсианства переросло в "монетаристскую контрреволюцию" во главе с признанным руководителем этой научной школы Милтоном Фрид­маном. С критикой макроэкономической модели Дж. Хикса и предложениями альтернативных трактовок идей Дж. М. Кейнса выступили и другие возникшие направления экономической мысли.

Предмет исследования макроэкономики постоянно изменяется, в ходе вос­производственного процесса возникают новые макроэкономические аспекты, осмысление которых требует новых подходов и решений. Воздействие НТП, внешнеэкономические факторы и многое другое обусловливают структурные непрерывные сдвиги в национальной экономике, которые проявляются на рын­ках. В результате экономическое поведение государства, бизнеса и публики на­чинает отклоняться от того, которое было предусмотрено уже разработанными макроэкономическими моделями. Возникает необходимость выработки новых моделей, учитывающих произошедшие изменения. Принципиально невозмож­но разработать модель, пригодную для разных национальных экономик во все времена. Поэтому развитие макроэкономики не может быть приостановлено, как не может быть приостановлен воспроизводственный процесс.

Макроэкономический анализ направлен на выявление результатов функционирования национальной экономики в целом. В макроэкономике ис­следуются факторы, определяющие национальный доход, уровень безработи­цы, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного балан­са страны, темпы экономического роста.

Макроэкономический анализ исходит из существования в стране «кредитных денег», количество которых регулируется государством (Центральным банком). Поэтому в макроэкономике наряду с реальным исследуется монетарный сектор экономики и взаимодействие между этими секторами экономики.

Таким образом, предметом макроэкономики является поведение экономики, рассматриваемой как единое целое с точки зрения обес­печения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресур­сов и минимизации уровня инфляции.

Макроэкономика оказывает активное воздей­ствие на экономическую политику правительства (фискальная политика, кре­дитно-денежная политика, политика распределения доходов, внешнеэкономи­ческая политика). Макроэкономиче­ские решения играют существенную роль в успехах или неудачах правительств. Существуют макроэкономические разделы в платформах поли­тических партий.

Макроэкономический взгляд на народное хозяйство различает в нем лишь четыре экономических субъекта: сектор домашних хозяйств, предприниматель­ский сектор, государственный сектор, сектор заграница.

Национальная экономика при макроэкономическом (агрегированном) под­ходе предстает в таком виде, как если бы она состояла из одного совокупного потребителя и одной совокупной фирмы, производящей единственный продукт, пригодный для личного и производительного потребления. Этот продукт дол­жен продаваться по единой совокупной цене. В ходе агрегирования тысячи ин­дивидуальных цен на разнообразные товары и услуги должны быть объедине­ны, чтобы получить единую цену или уровень цен. Соответственно этому в макроэкономике не рассматривают фактически существующие процентные ставки по отдельным видам ценных бумаг и операций, а допускают наличие только одной усредненной нормы процента. Такое агрегирование распростра­няется на все показатели, характеризующие состояние и развитие национальной экономики: общий объем производства, национальный доход, общий объем за­нятости, общий уровень спроса и предложения и т.д.

Конечно, использование агрегированных показателей неизбежно обедняет картину, полеченную в результате подобного экономического анализа. Возникает частичная потеря информации и повышение уровня абстракции исследуемых явлений. Но благодаря агрегированию облегчается выявление сущности сложнейших на­роднохозяйственных процессов. Макроэкономический подход позволяет изучить проблемы национальной эко­номики в целом.

В результате макроэкономического агрегирования функционирование на­циональной экономики представляется в виде хозяйственной деятельности че­тырех субъектов, взаимодействующих друг с другом на четырех агрегирован­ных рынках (рынке благ, рынке труда, рынке капитала, денежном рынке). Уп­рощение экономической действительности до обозримого числа наиболее су­щественных взаимосвязей между этими субъектами и рынками лежит в основе макроэкономического моделирования, посредством которого осуществляется макроэкономический анализ.

Большое внимание в макроэкономических исследованиях отводится равно­весному анализу.

Под общим экономическим равновесием понимается такое состояние экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равен­ство спроса и предложения и ни один из субъектов не заинтересован в измене­нии своих покупок или продаж.

Макроэкономическое равновесие предполагает идеальное совпадение пла­нируемого объема покупок и продаж для всех экономических субъектов с ре­альным производством благ, оно исключает возможность любых сбоев произ­водства и обмена, задержек в реализации и оплате товаров.

В реальной экономике макроэкономическое равновесие является исключением. Но считается, что все эко­номические субъекты заинтересованы в макроэкономическом равновесии и стремятся достичь его. Для этого они вынуждены постоянно корректировать свои с учетом меняющейся реальной действительности.

Принципиальную возможность достижения общего экономического рав­новесия впервые обосновал Л. Вальрас с помощью системы уравнений, реше­ние которых определяет равновесные цены и объемы на всех рынках. Выражая модель общего экономического равновесия системой уравнений, Вальрас дока­зал, что если все рынки, за исключением одного, находятся в уравновешенном состоянии, то в равновесии будет находиться и последний рынок, в качестве которого принимается рынок денег. Уравнение спроса и предложения на по­следнем рынке излишне, т. к. оно независимо, а выводится из всех остальных уравнений. Другими словами, согласно закону Вальраса общая сумма избыточ­ного спроса и предложения на всех рынках всегда равна нулю, или, что то же самое, если на каких-то рынках имеется избыточный спрос, то на других долж­но существовать избыточное предложение в таких размерах, чтобы они взаим­но уравновешивались.

Для при­нятия решений о мерах экономической политики на­ряду с определением условий установления общего экономического равновесия необходимо исследовать, будет оно устойчивым или неустойчивым. Если в ответ на эк­зогенный импульс, нарушающий равновесие, система сама под влиянием внут­ренних сил возвращается в равновесное состояние, то равновесие называется устойчивым. Необходимо отметить, что величины, которые находятся вне модели, принято называть экзогенными, а те, которые определяются с помощью модели - эндогенными. Экономическое равновесие называется неустойчивым, если после экзогенного импульса оно самостоятельно не восстанавливается.

2. Измерение объема национального производства, национального дохода и уровня цен

1. ВНП

Различные показатели, которые входят в систему национальных счетов, позволяют измерить объем производства в конкретный момент времени и раскрыть факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики. Сравнивая уровни национального дохода за определенный отрезок времени, можно построить кривую, характеризующую функционирование экономики в долгосрочной перспективе: ее подъем или спад отразится на показателях национального дохода. Наконец, информация, полученная из системы национальных счетов, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики, без таких расчетов экономическая политика базировалась бы на интуиции.

Главным показателем при составлении национальных счетов служит ВНП.

ВНП - совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике страны за год.

Не все товары, произведенные в данном году, проданы, некоторые из них пополняют запасы. Следовательно, любой прирост запасов должен быть учтен при подсчете величины ВНП, поскольку с помощью ВНП измеряют всю текущую продукцию, независимо от того, продана она или нет.

ВНП - денежный показатель.

Близким по содержанию к ВНП является показатель ВВП, который представляет собой сумму добавленных стоимостей, созданных за определенный период времени всеми производителями, ведущими производство на территории данной страны. ВНП представляет собой ВВП за минусом суммы добавленных стоимостей, созданных на территории страны посредством использования факторов производства, принадлежащих иностранцам, плюс сумма добавленных стоимостей, созданных за границей посредством факторов, принадлежащих гражданам данной страны. В полностью закрытой экономике ВВП равен ВНП. В открытой экономике основными источниками расхождения между этими показателями являются непосредственная деятельность иностранных фирм на национальной территории (отечественных фирм за рубежом), совместных предприятий, участие иностранных (отечественных) работников в производстве товаров и услуг на национальной территории (за рубежом).

Для того, чтобы правильно рассчитать совокупный объем производства, необходимо, чтобы все продукты и услуги, произведенные в данном году, были учтены один раз. Большинство продуктов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок. В результате отдельные части и компоненты большинства продуктов покупаются и продаются несколько раз (мука, мука в хлебе). Чтобы избежать повторного счета, при расчете ВНП (ВВП) учитывается рыночная стоимость только конечных продуктов.

Под конечными понимают товары и услуги, которые предназначены для конечного использовании, а не для перепродажи или переработки.

Для определения ВНП необходимо из общей стоимости произведенных товаров и услуг исключить всю промежуточную продукцию, т.е. все товары, которые подлежат дальнейшей переработке или перепродаже. Другими словами, ВНП представляет собой сумму всей добавленной стоимости, в которую не входят стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов, приобретенных на стороне (под добавленной стоимостью понимают разность между выручкой и стоимостью материальных затрат на производство и реализацию продукции). Делается это в целях исключения повторного счета, поскольку в стоимости конечных товаров учтены все промежуточные операции.

ВНП (ВВП) можно рассчитать тремя способами:

• суммируя добавленные стоимости;

• суммируя все расходы на конечный продукт;

• складывая все доходы от годового объема производства.

Наиболее часто используются два последних способа, их можно выразить следующими тождествами:

C + I + G + Хп = ВНП = Cґ + S + T + R.

Левая часть тождества отражает подсчет ВНП путем объединения всех расходов, которые понесло общество на производство конечных товаров и услуг.

C - расходы на личное потребление (покупка товаров текущего потребления, товаров длительного пользования, оплата потребительских услуг).

I - затраты бизнеса на машины, оборудование, инвентарь и т.д. (валовые частные внутренние инвестиции).

G - затраты государства на закупки товаров и услуг.

Хп - чистый экспорт (разница между экспортом и импортом).

Правая часть тождества есть не что иное, как подсчет добавленной стоимости в национальном масштабе путем сложения зарплаты, прибыли, ренты и других доходов.

Отечественным аналогом добавленной стоимости является показатель условно чистой продукции. Для подсчета общей суммы добавленной стоимости используют следующие показатели:

Сґ - личные потребительские расходы.

S - общие накопления домашнего хозяйства и бизнеса, включая амортизацию.

Амортизационные отчисления называются отчислениями на потребление капитала, т. к. они представляют собой как раз то, чем являются отчисления на покупку инвестиционных товаров, потребленных в процессе производства ВНП данного года. Это разница между валовыми и чистыми инвестициями.

Валовые инвестиции включают производство всех инвестиционных товаров, предназначенных для замещения машин, оборудования, сооружений, которые потреблены в ходе производства в текущем году, а также любые чистые добавления к объему капитала в экономике. В сущности, валовые инвестиции включают как сумму возмещения, так и прироста инвестиций. Чистые инвестиции - добавочные инвестиции, имевшие место в течение текущего года.

Т - чистые налоговые платежи (общая сумма налогов - трансфертные платежи).

R - частные трансфертные платежи иностранцам, например, в частные пенсионные фонды или дотации на международную помощь. Различают номинальный и реальный ВНП.

Номинальный ВНП - это ВНП, исчисленный в текущих рыночных ценах. Его значение изменяется под воздействием двух факторов:

• физического объема произведенного продукта;

• рыночных цен.

Реальный ВНП - объем конечного производства текущего года, выраженный в ценах базисного года. Реальное значение ВНП выделяется для того, чтобы исключить воздействие на его динамику колебаний рыночных цен. Чтобы получить реальный ВНП, необходимо номинальное значение этого показателя скорректировать на величину инфляционных влияний с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ) или дефлятора ВНП.

Индекс потребительских цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной», для данного временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде:

ИПЦ = ЦРК1 / ЦРК0

где ЦРК1 - цена рыночной корзины данного года; ЦРК0 - цена рыночной корзины базового года.

Реальный ВНП в таком случае можно выразить следующим образом:

ВНПреальный = ВНПноминальный / ИПЦ

Индекс потребительских цен рассчитывается, как правило, на основе постоянной рыночной корзины среднестатистического горожанина и обладает рядом недостатков. ИПЦ активно используется для индексации доходов населения, и экономисты считают, что во многих случаях использование этого индекса завышает рост цен и стимулирует инфляционные процессы в обществе. Поэтому второй индекс, который применяется, - дефлятор ВНП.

Разница между ИПЦ и дефлятором ВНП заключается в следующем:

• дефлятор ВНП показывает изменение цен по всему перечню наименований продуктов и услуг, производимых в экономике. Сюда входят: изменение цен на строительные объекты, грузовой транспорт, сырье, оборудование, приобретаемое фирмой и т.д., в то время, как ИПЦ показывает рост цен только на потребительские товары;

• дефлятор ВНП учитывает изменение в структуре производимых товаров, а ИПЦ - не учитывает;

• дефлятор ВНП показывает изменение цен на продукцию, произведенную национальным капиталом, а ИПЦ учитывает из ЦКР1 - цена рыночной корзины данного года, уменьшенная на цены на импортных товаров. Как отмечалось, при подсчете номинального ВНП на его уровень оказывают влияние два фактора: реальный рост объема производства и колебание цен. Производя подсчеты с учетом дефлятора ВНП, мы имеем возможность получить значение ВНП без учета изменения цен на производимые товары и услуги:

ВНПреальный = ВНПноминальный / дефлятор ВНП

Если величина дефлятора ВНП меньше единицы, то происходит корректировка номинального ВНП в сторону увеличения. Данный процесс называется инфлированием. Если величина дефлятора ВНП больше единицы, то происходит корректировка номинального ВНП в сторону снижения. Данный процесс называется дефлированием.

Различают также потенциальный и фактический ВНП.

Потенциальный ВНП (или экономический потенциал) - объем производства при полной занятости ресурсов. Полная занятость ресурсов предполагает загрузку производственных мощностей на 85-90% и норму естественной безработицы в пределах от 2 до 5,5%. Большой разброс последней в условиях полной занятости отражает уровень эффективности в различных странах, на которую оказывает влияние эффективность системы перераспределения рабочей силы.

Фактический ВНП - ВНП, произведенный при существующей занятости ресурсов.

Кроме охарактеризованных выше, существуют и другие обобщающие показатели функционирования национальной экономики.

2. Чистый национальный продукт

ВНП, как измеритель валового объема национального производства, имеет один очень важный недостаток: в нем заложена тенденция к приукрашиванию картины текущего годового производства. Это связано с тем, что он не предусматривает вычета той части годового объема производства, которая необходима для того, чтобы заместить инвестиционные товары, использованные в производстве в данном году.

Поэтому в системе национальных счетов используется показатель чистый национальный продукт. ЧНП - это ВНП, «очищенный» от амортизационных отчислений (АО), то есть от стоимости инвестиционных товаров, остающихся в сфере производства. Чистый национальный продукт отражает величину стоимости ВНП, идущей на потребление населения:

ЧНП = ВНП - АО.

Если воспользоваться тождеством:

ВНП = С + I + G + Xn,

где I - валовые инвестиции,

то при подсчете ЧНП их нужно заменить чистыми инвестициями. Валовые инвестиции включают затраты на возмещение потребленного капитала и на его расширение. В отличие от них чистые инвестиции предназначены только для прироста капитала.

Существенное различие между валовыми и чистыми инвестициями имеют место в условиях экономического роста, при благоприятной конъюнктуре. Во время кризиса чистые инвестиции могут принимать отрицательные значения, что свидетельствует о «проедании» имеющегося капитала.

Что касается правой части тождества:

ВНП = Сґ + S + T + R, где S - общие накопления домашнего хозяйства и бизнеса, включая амортизацию, которая отражает подсчет ВНП путем суммирования доходов, то здесь для получения ЧНП из доходов нужно вычесть амортизационные отчисления (АО).

3. Национальный доход

Существует разница между ценами, по которым покупают товары потребители и продажными ценами фирм. Эта разница представляет косвенные налоги на бизнес (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные пошлины и т.д.). Если из ЧНП вычесть чистые косвенные налоги на бизнес, т.е. косвенные налоги за вычетом субсидий бизнесу, получим национальный доход (НД) - показатель, представляющий суммарный доход всех жителей страны:

НД = ЧНП - косвенные налоги.

Национальный доход отражает часть стоимости ВНП, которую получают в виде дохода владельцы факторов производства: владельцы земли - в виде ренты, капитала - в виде прибыли, труда - в виде заработной платы.

Но не все средства, которые заработаны, владельцы факторов производства могут тратить на личное потребление и сбережения. Поэтому рассчитывают такие показатели, как личный и располагаемый доход.

Личный доход - доход, полученный семьями и отдельными лицами до уплаты налогов. Он определяется путем вычитания из национального дохода:

• взносов на социальное страхование граждан;

• налогов на прибыль корпораций;

• прибыли предприятий, остающейся на их счетах (нераспределенной прибыли).

Часть населения использует в качестве источника личного потребления пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты из государственного бюджета. Следовательно, для определения личного дохода необходимо прибавить трансфертные платежи.

Располагаемый доход - вся сумма дохода, имеющаяся в распоряжении семей для осуществления расходов. Располагаемый доход определяется путем вычитания из личного дохода индивидуальных налогов и неналоговых платежей. Он используется на потребление и сбережения.

3. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке

Все современные экономические теории условно можно разделить на две группы:

• те, которые основаны на классических постулатах экономического рав­новесия;

• те, которые основаны на кейнсианских подходах к макроэкономическо­му равновесию.

Рассмотрим, как устанавливается равновесие на различных рынках в классической модели и на товарном рынке в простой модели Дж.М. Кейнса «доходы-расходы».

1. Понятие совокупного спроса и предложения. Модель «АД - AS»

Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо, прежде всего, рассмотреть категории совокупного спроса (АО) и совокупного предло­жения (АБ). В микроэкономике основным показателем, оказывающим влияние на количество товара, на который предъявлен спрос или предложенного на рынке, является цена. В макроэкономике используются агрегированные показа­тели, поэтому мы будем пользоваться такими из них, как уровень цен (а не це­на) и реальный объем национального производства.

Совокупный спрос - это модель, которая представляет сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. На рисунке она представляется в виде кривой, которая показывает различные объемы това­ров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, которые потре­бители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.

Методически целесообразно АО подразделить на 4 группы, в соответствии с распределением совокупного спроса по секторам экономики:

• потребление (С) - совокупный спрос домохозяйств;

• инвестиции (I) - спрос на капитальное оборудование;

• государственные закупки (G);

• чистый экспорт (Хп) - разность между спросом иностранцев на отечест­венные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Иными словами:

АВ = С + I + G + Xn.

Рассмотрим зависимость между уровнем цен и реальным объемом нацио­нального производства.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребите­ли, и наоборот. Т.е. зависимость между уровнем цен и реальным объемом на­ционального производства является обратной или отрицательной.

Ее можно отобразить на графике (рис. 3.1).

Рис. 3.1 - Кривая совокупного спроса

На вертикальной оси расположен уровень цен, на горизонтальной оси -реальный объем нацио­нального производства. Кривая совокупного спроса обозначается буквами AD.

Для того, чтобы дать характеристику совокупному спросу, необходимо вы­яснить, какие ценовые и неценовые факторы на него воздействуют.

Ценовые факторы определяют конфигурацию кривой совокупного спроса, то есть зависимость между уровнем цен и объемом реального производства. Выделяют три фактора, которые оказывают воздействие на совокупный спрос в этом направлении:

• эффект процентной ставки;

• эффект реальных кассовых остатков;

• эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки показывает зависимость между уровнем цен, процентной ставкой и спросом потребителей на потребительские товары, а фирм - на инвестиционные. Если уровень цен повышается, то процентная став­ка по кредитам тоже возрастает. При увеличении процентной ставки покупате­ли и фирмы не будут заинтересованы в кредитах под высокие проценты, следо­вательно, потребительский и инвестиционный спрос уменьшатся. Как следст­вие, уменьшится спрос на реальный объем национального производства.

Эффект реальных кассовых остатков (кассовые остатки экономического субъекта - объем имеющихся у него платежных средств) характеризует сохра­нение ценности денежных накоплений в период инфляции. Если в течение ка­кого-то времени происходит обесценение денежной единицы, то ценность фи­нансовых активов (например, денег), выраженная в каких-либо товарах, падает. Следовательно, чем выше уровень цен, который неизбежно сопровождает ин­фляцию, тем меньшее количество благ население сможет приобрести на отло­женные для покупок средства, иначе говоря, объем совокупного спроса умень­шится.

Эффект импортных закупок - это влияние той же инфляции, имеющей «местное» значение, на выбор покупателя между подорожавшими отечествен­ными товарами или импортными товарами, цены на которые не изменились. В такой ситуации потребитель, отбросив ложное чувство патриотизма, отдаст предпочтение импортным благам, а объем совокупного спроса на продукты отечественного производства - уменьшится.

Три перечисленных эффекта дают объяснение изменению реального объе­ма производства в зависимости от изменения уровня цен в экономике, который лежит в основе уменьшения или увеличения совокупного спроса.

Неценовые факторы, которые воздействуют на изменения в потребитель­ских и инвестиционных расходах, государственных закупках и экспортно­импортном соотношении, приводят к сдвигу кривой совокупного спроса вправо при увеличении совокупного спроса и влево при его уменьшении.

К неценовым фактором относят:

• налоговую политику государства;

• ожидания потребителей и производителей;

• изменения в государственных закупках;

• экспортно-импортные операции.

Многие ученые-экономисты придерживаются точки зрения, согласно кото­рой факторы, которые определяют спрос на отдельный товар (доходы, вкусы, цены на товары - заменители), оказывают свое воздействие и на агрегирован­ном уровне. Если, например, национальный доход (У) увеличивается, то повы­шается и совокупный спрос (АD).

Но, прежде чем описывать взаимоотношения между совокупным спросом и национальным доходом, они выясняют, что влияет на изменения последнего.

Одно из фундаментальных положений макроэкономики состоит в том, что стоимостная величина всех продаж за определенный период времени (Q х Р) должна равняться произведению предложения денег (MS) на число оборотов этих денег за год (V) между всеми секторами экономики:

MS х V = Q х Р = У.

Из этого равенства следует, что национальный доход (У) может увеличи­ваться только либо в случае изменения предложения денег, либо в случае изме­нения скорости обращения денег.

Если национальный доход возрастает, то при каждом уровне цен будет предъявлен совокупный спрос на большее количество товаров и услуг, т.е. уве­личится совокупный спрос, что вызовет смещение кривой АD вправо.

Сокращение национального дохода приведет к сдвигу АD влево.

Таким образом, можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют денежное предложение и скорость обращения денег, т.е. АD есть функция от MS и V:

АD = f (Ms, V).

Влияние всех других факторов (инфляционные ожидания, вкусы, цены на товары-заменители и т. д.) на совокупный спрос, по мнению этих ученых, в ко­нечном итоге можно свести к изменениям денежного предложения и скорости обращения денег.

Другим элементом механизма рыночного ценообразования является сово­купное предложение - это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен в национальной экономике.

Совокупное предложение - это модель, представленная на рисунке в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен.

Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополни­тельного количества товаров и предложения их для продажи, и наоборот.

Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального про­дукта, который предприятия «выбрасывают» на рынок, является прямой или положительной (рис. 3.2).

Р

На AS оказывают воздействие те же факторы (технология производства, издержки), которые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара, и уровень агрегативности в этом смысле не играет существенной роли.

Само очертание кривой совокупного предложения является предметом острых дискуссий.

Способность всей экономики произвести за определенный период времени тот или иной объем товаров и услуг определяется количеством применяемых факторов производства (труд, земля, капитал). Под качеством понимают ква­лификацию рабочей силы и технологию производства. Количество характери­зуется их производительностью - количеством готовой продукции на единицу фактора за рассматриваемый промежуток времени.

Максимальный уровень производства продукции, который может достичь экономика, называется совокупной производственной мощностью (У\).

Если количество или качество факторов повышается, то это вызывает рост совокупной производственной мощности. Если бы качество и производитель­ные способности каждой единицы экономического ресурса оставались неиз­менными, то по мере введения дополнительных единиц факторов производства совокупный объем выпущенной продукции постоянно бы повышался до тех пор, пока экономика не достигла своей производственной мощности. После этого дальнейший рост объема национального производства прекратился бы. Такую экономику можно образно сравнить с огромным складом экономических ресурсов, где доступность первой и последней единицы ресурса одинаковы. У фирм в этом случае нет побудительных мотивов повышать или понижать отда­чу единиц ресурсов, каждая фирма определяет наиболее выгодный для себя объем производства и приобретает необходимые единицы факторов.

Поскольку уровень цен определяется затратами на экономические ресурсы, то по мере введения дополнительных единиц качественно однородных факто­ров производства, обладающих неизменной производительностью, объем будет расти при неизменных ценах, и кривая AS будет горизонтальна. Когда эконо­мика достигнет своей производственной мощности Q, попытка произвести хо­тя бы одну дополнительную единицу продукции теоретически невозможна и приводит к бесконечно большим расходам, т.е. росту цен, кривая AS становит­ся вертикальной.

Однако в реальной экономической действительности факторы производст­ва распределены по различным и далеко не совершенным рынкам. В этой связи предприниматели применяют сначала наиболее доступные и с наивысшей про­изводительностью единицы экономических ресурсов. По мере ввода менее дос­тупных и не обладающих должным качеством единиц производительность всех задействованных факторов производства падает, а средние издержки растут. При таких условиях кривая совокупного предложения AS с ростом объемов производства (Q) повышается сначала медленно, а потом быстрее. Это происходит потому, что по мере приближения к уровню использования всего совокупного количества факторов производства в краткосрочном периоде все сильнее сказывается ограниченность экономических ресурсов, и привлечение дополнительных единиц резко увеличивает расходы на них. Ускоренный рост издержек на вводимые факторы производства будет продолжаться до тех пор, пока экономика не достигнет полной занятости. Использование дополнитель­ных единиц ресурсов свыше этого уровня вызовет огромные расходы. В этой связи кривая AS будет стремиться стать вертикальной по мере приближения к Q, но никогда не достигнет этого положения.

Итак, можно сделать вывод, что на совокупное предложение оказывают влияние издержки производства, которые определяются затратами на вводимые факторы и их производительностью.

Если рост издержек вызван увеличением цен на ресурсы, то при каждом уровне цен будет производиться уже меньшее количество продукции, совокуп­ное предложение упадет и кривая AS сместится влево.

Если цены упадут, то AS сместится вправо.

Поскольку Qc: не изменилась, то кривая совокупного предложения будет смещаться больше по вертикали, чем по горизонтали.

Если под воздействием достижений в технологии произойдет увеличение производительности, то возрастет совокупная производственная мощность, при каждом уровне цен будет выпускаться больший объем про­дукции, кривая совокупного предложения сместится вправо, причем ее сдвиг будет происходить больше в горизонтальном направле­нии.

Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда АD = AS.

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения оп­ределяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем националь­ного производства.

Влияние изменения АD на равновесие на товарном рынке. Предположим, что в результате влияния какого-то фактора произошел рост АD и кривая АD смещается вправо.

В этом случае предприниматель обнаруживают, что потребность населения превосходит производственную мощность. В этом случае фирма может:

• не меняя объема производства Q, повысить цены

• расширить выпуск продукции (в нормальной рыночной экономике они так и поступают).

Но повышение Q, приводит, как правило, к росту издержек производства (вследствие ограниченного предложения ресурсов) и росту уровня цен. Иными словами, новая точка равновесия соответствует более высоким значениям объ­ема производства Q2 и уровня цен Р2.

Таким образом, рост совокупного спроса при неизменном AS должен при­водить к изменению национального дохода. Что при этом будет превалировать - расширение объема выпуска продукции или повышение цен - зависит от то­го, насколько близко под влиянием возросшего спроса экономика страны по­дойдет к уровню полной занятости: при перемещении из точки А в точку В бу­дет превалировать рост Q, а в дальнейшем сдвиг кривой AD вправо вверх при­ведет к относительному росту цен.

Падение совокупного спроса означает, что товаров выпускается больше, чем имеется потенциальных покупателей. И опять, у производителей могут быть 2 варианта выхода из этой ситуации:

• сокращать производство,

• оставить выпуск без изменений, но понизить цены. Снижение цен, конечно, способствует уменьшению запасов на складах, но

одновременно приводит к снижению прибыли и потерям. Именно потому пер­вой реакцией фирм на снижение совокупного спроса является сокращение объ­емов производства и попытка продать товары со складов по выгодным ценам. Если это не приводит к успеху, то производители вынуждены снижать цены на товары.

Снижение совокупного спроса приводит к изменениям и Q, и Р - оба они падают. Уменьшение цен будет преобладать до тех пор, пока не начнется увольнение рабочих. В любом случае, падение Q и снижение уровня цен приве­дет к более низким значениям ВНП и НД.


Рассмотрим влияние на равновесие изменения AS.

Если AS возрастает, то это означает, что фирмы предлагают товаров боль­ше, чем их могут купить потребители по существующим ценам. В результате уровень цен падает, а объем продаж и выпуск товаров растет: кривая AS сме­щается вправо, новая точка равновесия D соответствует более высокому Q и меньшему значению Р.

Так как изменения Q и P происходят в различных направлениях, то сде­лать однозначный вывод о том, увеличится или уменьшится величина НД, не­возможно.

Суммируем возможные варианты влияния изменений AS и AD на эконо­мику страны в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Различные варианты влияния изменений AS и AD на экономику страны

Возможные изменения AS и AD Изменения P Изменения Q Изменения НД
Рост AD рост рост рост
Уменьшение AD падение падение падение
Рост AS падение рост неопределен
Падение AS рост падение неопределен

Описанное взаимодействие между AS и AD носит несколько схема­тичный и упрощенный характер. Реальная действительность, складывающаяся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, мно­гообразнее и противоречивее.

Для нашей страны на протяжении длительного времени характерна сле­дующая особенность: не предложение опережает спрос, а наоборот.

В этом случае взаимоотношения AS и AD основываются на модели цен­трализованного регулирования, роль цены сведена до минимума. Отсутствует механизм обратной связи, механизм саморегулирования, который должен был бы своевременно подтягивать производство по объему и структуре к изменяю­щемуся спросу. Отсюда постоянное нарушение сбалансированности, растущий дефицит потребительских товаров, нехватка инвестиционных ресурсов.

Причина усугубляющегося несоответствия - в наличии различных видов монополии, ведомственных перегородок, бюрократических барьеров и посред­ников. В результате производство и предложение перестают реагировать на спрос. Постоянно производится недостаточное - по отношению к совокупному спросу - количество товаров и услуг.

Функционирование рыночного механизма иногда сравнивают с взаимодей­ствием и строгим сопряжением элементов часового и другого подобного меха­низма. Однако это сравнение весьма условно. Рыночный механизм действует успешно, когда нет резкого колебания цен, непредвиденного опасного воздей­ствия внешних факторов. Глубокие и непредсказуемые скачки цен приводят в замешательство рыночную экономику. Не срабатывают привычные финансо­вые и правовые регуляторы. Рынок не желает возвращаться в равновесное со­стояние или приходит в норму далеко не сразу, со значительными издержками и потерями. Во всяком случае, существует немало различий между традицион­ной картиной, складывающейся на агрегированном рынке, командные высоты на котором занимают равновесные цены, а «нетипичной» ситуации, порождае­мой нетрадиционным поведением кривых AS и AD.

2. Макроэкономическое равновесие: неоклассическая и кейнсианская модели 2.1 Классические представления о равновесии на рынке труда, товаров и капитала

Основные положения неоклассической теории:

• рыночная экономика защищена от спадов;

• существует определенный механизм саморегулирования, приводящий объем выпускаемой продукции к уровню, соответствующему полной занятости.

По мнению представителей классического направления, если под воздей­ствием каких-либо экзогенных факторов произойдет спад, то это будет длиться недолго. Цены, заработная плата, процентные ставки являются гибкими и вер­нут экономику в равновесное состояние, когда рабочая сила будет полностью нанята и все, что произведено - продано. Конкуренция уравняет спрос и пред­ложение на всех рынках, в этом случае нет необходимости государственного вмешательства в экономику. Гибкая заработная плата и гибкие цены гаранти­руют равновесие на рынке труда и товарном рынке.

Рассмотрим равновесие на рынке труда (рис. 3.3).

1 L1 L' L

Рис. 3.3 - Равновесие на рынке труда в классической модели

Так как экономика функционирует в режиме полной занятости, то кривая предложения труда (LS) вертикальна (L - величина рабочей силы). Спрос на труд описывается кривой LD. Пересечение LD и LS определяет равновесную ставку заработной платы (W'). Если спрос на труд упадет (например, из-за па­дения совокупного спроса), то кривая LD1 сместится в LD2. Если предложение останется неизменным, то это приведет к возникновению безработицы. Безра­ботные согласятся работать за более низкую заработную плату, это выгодно и предпринимателям. Это приведет к тому, что кривые LS и LD2 пересекутся при более низком значении заработной платы (W1). Падение заработной платы вы­зовет снижение цен на товарном рынке (из-за снижения издержек) и реальная


заработная плата рабочих не изменится. Экономика опять будет работать в ре­жиме полной занятости.

Рассмотрим равновесие на товарном рынке (рис. 3.4).



 
 
 
 



Кривая совокупного предложения имеет вид вертикальной прямой (AS) с учетом полной занятости, то есть при любой величине P выпуск происходит на прежнем уровне.

Кривая совокупного спроса имеет нормальный вид (AD1). Падение сово­купного спроса (из AD1 в AD2) приведет к превышению AS над AD при уровне цен P' на величину (0Q' - OQ1). Это приведет к падению цен до P1. Дефляция будет способствовать росту совокупного количества товара, на который предъ­является спрос, до тех пор, пока AD2 не пресечет AS.

Рассмотрим, как устанавливается равновесие на рынке капитала.

Оно должно устанавливаться за счет гибкой процентной ставки. Неоклас­сики утверждают, что сбережения равны инвестициям (S = I).

Разумное поведение индивидуумов состоит в том, чтобы сбереженные средства приносили доход, поэтому владельцы поместят их в банк под процен­ты или приобретут облигации. При этом, чем выше процент, тем выше стимулы к сбережению.

В свою очередь бизнес готов использовать предлагаемые на рынке сбере­жения, вкладывать их в производство в расчете на получение прибыли. Они бу­дут наращивать объем инвестиций до тех пор, пока они будут приносить при­быль, выше, чем процент, как только они сравниваются, инвестиции прекратят­ся, если процентная ставка не будет падать. То есть между процентом и объе­мом инвестиций существует обратная зависимость. Графически она представ­лена на рисунке 3.5.


 
 


Точка A - точка равновесия, которое установилось при процентной ставке I'. В ней количество сбережений равно сумме инвестиций, на которую предъ­являют спрос предприниматели.

Если потребители увеличат сбережения, то кривая S переместится в S1, и S будет больше I, что приведет к превышению AS над AD и появится излишек товаров, это побудит предпринимателей сокращать производство и снижать це­ны. Одновременно автоматически начнет падать процентная ставка до I1, пока наступит равновесие, сбережения сократятся, а инвестиции увеличатся, а когда сокращаются сбережения, то растет потребление. Если C и I - основные состав­ляющие совокупного спроса - увеличатся, то тем самым увеличится совокуп­ный спрос. При новой процентной ставке AS = AD, то есть гибкие процентные ставки обеспечат быстрый выход из спада.

2.2 Кейнсианская теория потребления и сбережений

Неоклассицизм господствовал в экономической науке до 30-х годов, когда английский экономист Джон Мейнард Кейнс опубликовал работу «Общая тео­рия занятости, процента и денег». В ней он подверг критике основные положе­ния неоклассической теории, которая, с его точки зрения, очень часто входила в противоречия с реальной жизнью.

Во-вторых, вызывали сомнения основополагающие взаимосвязи инвести­ций, сбережения и процентные ставки. В результате Дж.М. Кейнс считал не­возможным автоматическое достижение равновесия без вмешательства госу-

дарства.

Дж. М. Кейнс не верил в возможность достижения уровня полной занято­сти за счет сокращения заработной платы, Он считал, что, несмотря на безрабо­тицу, заработная плата снижаться не будет, и рынок труда останется не в рав-

новесном положении.

Вследствие существования нижних пределов заработной платы всегда будет определенный процент безработных, и для устранения такой безработи­цы необходимо расширить совокупный спрос, что вызовет увеличение спроса

на труд.


Серьезные сомнения вызывали у Дж.М. Кейнса возможности применения гибких цен. Он доказал, что снижение цен не может автоматически вывести экономику из спада. Он также утверждал, что уровень процентной ставки опре­деляется не в точке пересечения кривых S и I, а зависит от спроса и предложе­ния наличных денег. Что касается сбережений, то согласно кейнсианству они меняются незначительно вследствие изменений процентной ставки и являются функцией располагаемого дохода (DI).

То есть потребители принимают решения о сбережении части дохода ис­ходя из располагаемого дохода (DI) и потребления (С). Какой бы гибкой ни бы­ла процентная ставка, она не в состоянии приостановить снижение совокупного спроса. Поэтому равновесие может быть достигнуто при неполной занятости.

Рассмотрим рынок труда и товарный рынок в кейнсианской модели (рис. 3.6).

При построении кривой совокупного предложения Дж. М. Кейнс исходил из неизменности уровня заработной платы.

Заработная плата не может опуститься ниже уровня W1, которая является равновесной при совокупном спросе на труд LD1 (в этом случае LD1 пересечет кривую LS на уровне полной занятости L'). Пусть произошло снижение LD, в результате чего сокращается спрос на труд и кривая LD1 переместится в LD2. В отличие от неоклассической точки зрения это не приведет к изменению W1, в результате чего занятость упадет до L1, что соответствует количеству труда, на который предъявляется спрос при величине заработной платы W1.

W1

LD1

W

L1

L

Рис. 3.6 – Равновесие на рынке труда в кейнсианской модели

Поскольку занятость оказывается ниже L', то объем выпуска будет меньше величины Q при полной занятости. Кроме того, так как величина W неизмен­на, то предприниматели не могут уменьшить издержки производства, значит, в этой ситуации снижение цен вряд ли произойдет. В результате кривая AS имеет L - образный вид (рис. 3.7).

Уровень цен ниже P1 неприемлем для производителей, так как он опреде­ляется издержками, куда входят заработная плата, а она не может быть ниже

W1.

Кривая совокупного спроса имеет нормальный вид.


Будет ли точка равновесия соответствовать уровню полной занятости или нет, с точки зрения Кейнса, зависит от уровня совокупных расходов (AE) -кейнсианской интерпретации совокупного спроса (AD) в условиях постоянных цен, зарплаты и процентных ставок. Кейнс подразделял AE на 3 составные час­ти:

• расходы на потребление,

• инвестиционные расходы,

• государственные расходы.

Это очень похоже на составные части AD. Действительно, разница между терминами спрос и совокупные расходы незначительна: и AE, и AD означает желание покупателя из всех секторов экономики приобрести товары и услуги на рынке товаров. Поэтому AE можно рассматривать как AD в кейнсианской модели неизменных цен, заработной платы и процентных ставок.

По мнению Дж. М. Кейнса, расходы на потребление, или просто потребле­ние (С), является функцией располагаемого дохода потребителей:

С = f (DI).

С ростом (уменьшением) располагаемого дохода потребление растет (снижается).

Принципиальным положением теории потребления Дж. М. Кейнса являет­ся так называемый «основной психологический закон», согласно которому при изменениях располагаемого дохода на величину ΔDI приращение потребления (ΔС) всегда меньше. То есть, ΔС/ΔDI всегда меньше 1. Это отношение назы­вается предельной склонностью к потреблению:

MPC = ΔC\ΔDI

Часть располагаемого дохода, которая не идет на потребление, сберегается, изменение величины сбережения в зависимости от изменения дохода выражает такое понятие, как предельная склонность к сбережению:

MPS = I - MPC,

так как ΔDI = ΔS + ΔC,

I = МРС + MPS.

Дж М. Кейнс также полагал, что существуют автономные (экзогенные) пе­ременные, оказывающие влияния на потребление. Он считал, что можно сде­лать численную оценку изменения потребления под воздействием экзогенных переменных, и обозначил такой прирост символом С. То есть, формула потреб­ления Кейнс имеет вид:

2.3 Инвестиции в кейнсианской модели

Инвестиционные расходы в модели Дж. М. Кейнса зависят от уровня про­центной ставки и нормы отдачи от инвестиций. Побудительным мотивом пред­принимательской деятельности является прибыль. Предприниматели приобре­тают средства производства тогда, когда подобные закупки будут приносить прибыль. Здесь Дж. М. Кейнс также исходит из влияния ставки процента на ве­личину инвестиций. Если ожидаемая норма прибыли превышает ставку про­цента, то инвестирование будет прибыльным, в противном случае - нет.

В принятии инвестиционных решений существенную роль играет не но­минальная, а реальная ставка процента. Реальная ставка процента - та сумма, которую заемщики платят в реальных товарах и услугах. Она равна номиналь-

ному, или денежному проценту инфляции.

Нам нужно рассмотреть не принятие инвестиционных решений отдельной фирмой, а определить общий спрос на инвестиционные товары всего предпри­нимательского сектора. Допустим, каждая отдельная фирма произвела оценку ожидаемой прибыли. Инвестиции будут осуществляться в том случае, если норма ожидаемой прибыли превышает реальную ставку процента.

 
 

Сравним ожидаемую норму прибыли (р) со ставкой процента (г).

При ожидаемой норме прибыли 10 % нет перспективных инвестиций, но есть возможность инвестировать 5 млрд. долларов при ожидаемой норме при­были 10 % и ставке 8%, 10 млн. долларов при ставке 4% и так далее.

Итак, все инвестиционные проекты осуществляются до точки, в которой ожидаемая норма прибыли равна ставке процента, поэтому данная кривая есть кривая спроса на инвестиции.

Кривая спроса на инвестиции под воздействием различных факторов пере­мещается. К таким факторам можно отнести:

• издержки на оборудование. Если они будут возрастать, то норма прибыли (m/(c+v)) будет снижаться, и кривая спроса на инвестиции будет смещаться влево. И наоборот, если издержки будут уменьшаться, то ожидаемая норма прибыли возрастает и кривая сдвинется вправо.

• налоги. Возрастание налогов приведет к уменьшению ожидаемой нормы прибыли, кривая спроса сместится влево, сокращение налогов сместит ее вправо.

• технологические изменения. Улучшение оборудования смещает кривую вправо, и наоборот.

2.4 Простая кейнсианская модель «доходы-расходы»

По мнению Дж. М. Кейнса, равновесие наступает, когда доходы равны рас­ходам:

У = АЕ.

Для построения простой модели будем считать, что экономика функцио­нирует без государственного вмешательства, тогда AE = C + I + G + Xn преоб­разуется в:

AE = C+I,

тогда:

У = C+I.

Кроме того, соотношение между национальным и располагаемым доходом можно представить в виде формулы:

DI = У - Т, где Т - чистые налоговые поступления.

При отсутствии государства в экономике:

DI = У.

 

 

DI

2.5 Концепция мультипликатора

Суть концепции мультипликатора состоит в том, что между изменени­ем инвестиций и национального дохода существует устойчивая зависимость.

Рассмотрим качественную и количественную характеристику мультипли­катора.

Качественная характеристика.

Дж. М. Кейнс связывал мультипликативный эффект не с отдачей от инве­стиций в виде выпуска готовой продукции, а он полагал, что увеличение поку­пок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех экономических агентов, у которых эти товары приобретены. Увеличение дохода приведет к увеличению потребления, а увеличение потребления вызовет рост совокупного спроса, а следовательно, и дохода. Например, исходное увеличение инвестиций приводит к увеличению доходов фирм, производящих инвестиционные товары (станки, машины, оборудование и т.д.). Они, в свою очередь, расширяют собст­венное потребление, производство, занятость и предъявляют спрос на продук­цию сырьевых и смежных отраслей. Рост занятости и доходов работников спо­собствует расширению производства в отраслях, производящих потребитель­ские товары, а значит, и к росту их доходов. Таким образом, цепная реакция доходообразования и расширения производства захватывает все более отдален­ные друг от друга отрасли, то есть вслед за первичным ростом дохода следует вторичный, третичный и так далее прирост дохода. Это и есть качественная ха­рактеристика мультипликационного (multiplico - умножаю) эффекта.

Пример: пусть располагаемый доход DI = 400;

МРС = 0,75;

I = 100.

Пусть прирост инвестиций ΔI = 50, на эту же величину возрастут первич­ные доходы - это вызовет увеличение потребительских расходов на величину ΔC = 37,5 (ΔC = МРСх ΔDI, т.е. ΔC = 0,75x50 = 37,5).

Если потребление выросло, то вырос и спрос, а значит, и доход. Новое уве­личение (вторичное увеличение дохода на 37,5) повлечет за собой новое увели­чение потребления, а значит, и дохода на величину ΔC = 0,75x37,5 = 27,1. Да­лее ΔC = 27,1x0,75 и т.д.

Mультипликационный эффект имеет тенден­цию к затуханию.

Количественная характеристика мультипликатора

Y = C + I; DI = Y (если нет государства)

С = МРС х DI; Y = MPC х DI + I

DI = MPC х DI + I

DI - MPC х DI = I

DI х (1 - MPC) = I

ΔDI х (1 - MPC) = ΔI

ΔDI = ΔI/ (1 - MPC).

1/ (1 - MPC) > 1– мультипликатор

Таким образом, мультипликатор - это коэффициент, который показывает, как изменяется национальных доход при изменении инвестиций на единицу.

Прирост национального дохода всегда больше прироста инвестиций.

Эффект мультипликатора Кейнса применим к обществу, которое находит­ся в состоянии кризиса, с высоким уровнем безработицы, с неполным исполь­зованием производственных мощностей. Увеличение инвестиций в этом случае обеспечивает более полное использование имеющихся производственных ре­сурсов. Если же экономика характеризуется высокой экономикой конъюнктур­ной, то результат действия мультипликатора выразится в повышении цен и ин­фляции, которые вызваны избыточным спросом.

Анализ мультипликационного эффекта показывает наличие необычного явления, получившего название парадокса бережливости. Для характеристики парадокса бережливости обратимся к примеру.

Предположим, что при прочих равных условиях общество стало более бе­режливым, то есть потребители стали меньше потреблять и больше сберегать. Пусть это привело к снижению предельной склонности потребления с 0,75 до 0,5.

В этом случае дополнительные инвестиции, равные 50, приведут к росту национального дохода всего на 100 единиц.

При MPC = 0,75 прирост национального дохода составлял 200. Таким об­разом, налицо парадоксальный результат. Общество стало более бережливым, а темпы роста национального дохода снизились. В этом суть парадокса бе­режливости.

На основе практических рекомендаций Дж.М. Кейнса, направленных на стимулирование совокупного (эффективного) спроса для роста национального дохода в периоды кризиса, многие правительства в период «великого экономи­ческого кризиса» (1929-1932) приняли меры к организации масштабных обще­ственных работ, ввели выплату пособий по безработице, создали множество социальных программ, финансируемых из бюджета, и т.д. И все это для того, чтобы поддержать эффективный спрос на достаточном уровне при проявлении кризисных явлений в экономике и смягчить последствия усиления бережливо­сти населения.

4. Денежный рынок

Взаимодействие между макроэкономическими субъектами осуществляется, как уже отмечалось, не только посредством рынка благ, но и через денежный рынок, который является важнейшим элементом любой развитой экономиче­ской системы.

Деньги представляют собой нечто большее, чем простой компонент эконо­мической системы. Они являются связующим звеном между всеми хозяйст­вующими субъектами, стимулируют развитие производства, опосредуют дви­жение товаров и услуг. Стабильно функционирующая денежная система обес­печивает кругооборот доходов и расходов, способствует более полному ис­пользованию экономических ресурсов. И, наоборот, разбалансированная де­нежная система может стать главной причиной кризисных явлений в экономи­ке, значительных масштабов безработицы, высоких темпов инфляции, неэф­фективного распределения ресурсов.

1. Под рынком денег в макроэкономике понимается совокупность отношений между банковской системой, создающей всеобщие платежные средства - день­ги, и «публикой», предъявляющей спрос на них. «Публикой» считаются все экономические субъекты, кроме банков. Макроэкономическое понятие «рынок денег» шире «рынка денег» в интерпретации финансистов - как рынка кратко­срочных кредитов.

1. Деньги, их функции

В экономической литературе деньги рассматривают как вид финансовых активов, который может быть использован для сделок. Существуют различные определения денег:

• Деньги - всеобщий эквивалент, такое финансовое средство, которое мо­жет быть использовано для покупки других средств.

• Деньги - это всеобщий эквивалент, всеобщее средство обмена.

Наиболее полно сущность денег раскрывается в их функциях. Среди за­падных экономистов нет единства в определении числа и трактовки функций денег. Наиболее часто называются следующие основные функции:

1. Мера стоимости или измерительная функция.

2. Средство обращения или обмена.

3. Средство накопления.

Говорят также о деньгах как средстве платежа, счетной единице, мировых деньгах.

Как мера стоимости деньги соизмеряют относительные стоимости разно­родных благ и услуг. Благодаря деньгам нам не приходится выражать цену ка­ждого продукта через все другие товары, на которые он мог бы быть обменен.

Как средство обращения деньги можно использовать при покупке или продаже товаров и услуг. Эту функцию деньги выполняют, выступая посредни­ком в обмене между товарами. Это позволяет обществу избежать неудобств бартерного обмена, в частности, его ограниченности.

Деньги в отличие от многих реальных средств (например, пищи или оде­жды) являются удобной формой хранения богатства, сбережения. Но даже по сравнению с некоторыми реальными средствами, накопление которых пред­ставляет надежную форму сохранения богатства (недвижимость, земля и т.п.), деньги обладают одним несомненным преимуществом. Они абсолютно ликвид­ны.

Кроме непосредственно денег к финансовым средствам относят облигации и акции.

Одной из важнейших характеристик финансовых средств является их лик­видность - способность трансформироваться в наличность. Понятно, что день­ги обладают абсолютной ликвидностью. Акции, облигации - меньшей ликвид­ностью.

Финансовый рынок - это канал, по которому фонды поступают от фондо-дателей (домохозяйств) к фондополучателям (фирмы, государства).

В экономической теории финансовый рынок обычно подразделяют на 2 части:

- денежный;

- капитала.

На денежном рынке сделки совершаются с краткосрочными ценными бу­магами (срок погашения которых меньше 1 года). Рынок капиталов объединяет сделки с ценными бумагами, срок погашения которых превышает 1 год.

2. Предложение денег

Понятие денежной массы является базовым для макроэкономики. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег.

Для характеристики денежной массы применяются различные обобщенные показатели, так называемые агрегаты.

Наиболее узким денежным агрегатом является M1, который включает:

• наличность, то есть металлические и бумажные деньги, находящиеся в об­ращении;

• чековые вклады, то есть вклады в коммерческих банках, различных сбере­гательных кассах или сберегательных учреждениях, на которые могут быть выписаны чеки.

M1 = наличные деньги + чековые вклады.

Агрегаты М II и М III называют «почти деньгами».

«Почти деньги» - это определенные высоколиквидные финансовые активы, такие как бесчековые сберегательные счета


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: