Тема 3. Основные разделы и отрасли психологии. Современная психология и ее место в системе наук. Основные принципы и методы психологии

Современная психология на стыке ряда наук. Промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными — с третьей.

Современная психология в своем развитии как самостоятельная наука обретает прочную естественно­научную основу. Серьезное изучение психологии предполагает познание законов естествознания (общей биологии, физиологии, неврологии, эволюционного учения и т.д.). Ряд отраслей психо­логии, и прежде всего сравнительная психология, зоопсихоло­гия, этология, медицинская психология, патопсихология и неко­торые другие, является вместе с тем разделами естествознания и медицины.

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях фор­мирования, связанных с различными обла­стями практики.

Как же классифицировать эти многочисленные отрасли пси­хологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном принципе развития психики в деятель­ности. Исходя из этого, в качестве основания классификации от­раслей психологии может быть избрана психологическая сторо­на: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда изучает психологические особенности тру­довой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, зако­номерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и рас­положения приборов и станков, средств сигнализации и т. п. Психология труда имеет ряд 'разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными, хотя и тесно связанными друг с дру­гом отраслями психологической науки. Таковы: инженерная психология, изучающая главным образом деятельность оператора в автоматизированных системах управления, решающая проблему распределения и согласования функций междучеловеком и машиной и др.; авиационная психология, исследующая психо­логические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; космическая психоло­гия, исследующая психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориен­тации, при возникновении особых состояний, связанных с нервнопсихическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма, и т. п.

Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания чело­века. Она исследует формирование у учащихся мышления, изу­чает проблемы управления процессом усвоения приемов и навы­ков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимо­отношения между педагогом и учениками и отношения в учени­ческом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т. д. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, програм­мированного обучения, формирования умственных действий и т. д.); психология воспитания (психологические основы мето­дики коммунистического воспитания, психология ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики); психология учителя, психология учебно-воспита­тельной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведен подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотн ошение психичеспсихичеспсихических яв­лений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на пси­хическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лече­ния больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабаты­вающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подраз­деляется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психо­логия свидетельских показаний, особенности поведения обвиня­емого, психологические требования к допросу и т. п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т. д.; пенитенциарную, или исправтельно-трудовую, психологию, изучающую психологию заклю­ченного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т. п.

Военная психология исследует поведение человека в услови­ях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаган­ды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т. д.

Психология спорта рассматривает психологические особен­ности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведе­нием соревнований.

Психология торговли, широко развитая главным образом в капиталистических странах, выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т. п.

В последнее время началась разработка проблем психологии научного творчества (особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осу­ществлении научного открытия и т. д.). Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка ме­тодов управления эвристическими процессами.

Наконец, следует назвать психологию художественного твор­чества (в области литературы и искусства) и эстетического восприятия— область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьма слабо изученную. Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты разнами в ыступит ряд ее отраслей, в проблематике которых реализуется принцип развития. Возрастная психо логия, изучающая онтог енез различных психичеспсихичеспсихических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психоло­гию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, воз­растные возможности усвоения знаний, факторы развития лично­сти и т. д. Одна из центральных проблем возрастной психоло­гии — проблема обучения и умственного развития и их взаимоза­висимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное ум­ственное развитие в процессе обучения.

Психология аномального развития, или специальная психо­логия, разветвляется на патопсихологию, исследующую откло­нения в процессе развития психики, распад психики при различ­ных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию— нау­ку о патологии психического развития, связанную с врожденны­ми дефектами мозга; сурдопсихологию— психологию формиро­вания ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию— психологию развития слабовидя­щих и незрячих.

Сравнительная психология— отрасль психологии, исследую­щая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление пси­хики животных и человека, устанавливается характер и причи­ны существующих свойств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изу­чает психику животных, принадлежащих к различным система­тическим группам (видам, родам, семействам), важнейшие фор­мы и механизмы поведения. К классическим объектам сравни­тельной психологии (паукам, муравьям, пчелам, птицам, собакам, лошадям, обезьянам) в настоящее время присоедине­ны китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведе­ния животных составляют объект специального изучения в срав­нительно новой отрасли биологии и психологии — этологии.

Если классифицировать ветви психологии с точки зрения пси­хологических аспектов отношений личности и общества, то вы­членяется еще один ряд отраслей психологической науки, объ­единяемых понятием социальная (или общественная) психоло­гия. Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем.

Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуни­кации (радио, телевидение, пресса и т. д.), механизмы и эффек­тивность воздействия средств массовой коммуникации на раз­личные общности людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, обще­ственных настроений, проблемы психологии классов, наций, пси­хология религии.

Социально-психологические явления в так называемых малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы психологиче­ской совместимости в замкнутых группах, межличностных отно­шений в группах, групповой атмосферы, положения лидера и ве­домых в группе, типов группы (ассоциации, корпорации, коллек­тивы), соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причин сплоченности группы, восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентации группы и многие другие. Если иметь в ви­ду, например, семью как малую группу, то к числу важных проблем может быть отнесена динамика отношений между родите­лями и детьми, проблема сохранения авторитета старших и т. д.

Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности). Личность человека является объектом социальной психологии. При этом рассматривают, на­сколько личность соответствует социальным ожиданиям в боль­ших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в которую входит личность, и т. д. К проблемам соци­альной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самочувст­вия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости, коллективизма и индивидуализма, вопросы, связанные с изуче­нием установок личности, их динамики, перспектив личности.

Указанные три круга проблем социальной психологии не мо­гут, разумеется, быть противопоставлены друг другу. Они предстают перед нами в единстве, обусловлен­ном единством личности и общества, совокупностью отношений, в котором определяется сущность личности.

Из всего изложенного видно, что для современной психоло­гии характерен процесс дифференциации, порождающий значи­тельную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, вследствие того что разные ветви психологии тяготеют к различным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т. д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация психо­логии дополняется встречным процессом интеграции, в резуль­тате которой происходит, во-первых, стыковка психологии со смежными науками (через инженерную психологию—с техни­кой, через педагогическую психологию—с педагогикой и т. д), во-вторых, внутри самой психологической науки обнаружива­ются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, на основе утверждающейся в советской психологии точки зрения, согласно которой в трудовой деятель­ности личность формируется не непосредственно, а через трудо­вой коллектив, намечается сближение социальной психологии. и психологии труда.

Понятие общей психологии занимает так называемая общая пс ихология является такой ветвью психологической нческой науки, которая могла бы быть поставлена в один ряд с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и т. д. Общая психология—это особое наименование, употребляемое для характеристики наи­более общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход. Лишь абстрагируясь от 'конкрет­ных исследований, осуществляемых в отраслях психологии, пере­численных выше, можно обнаружить и описать эти общие прин­ципы, методы, закономерности и понятия. Общая психология иногда именуется теоретической и экспериментальной психоло­гией. В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических ' явлений. Общая психология изучает познавательную и практи­ческую деятельность; общие закономерности ощущений, воспри­ятий, памяти, воображения, мышления, психическую саморегу­ляцию; дифференциально-психологические особенности лич­ности человека; характер и темперамент, преобладающие моти­вы поведения и т. д. Результаты исследований в области общей психологии — фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Наиболее правильный путь рассмотрения основных вопросов общей психологии открывает принцип, предложенный выше для выявления структуры всей современной психологии,— принцип развития сознания личности в ее деятельности. Именно он дол­жен быть основой для изложения общей психологии. Этот прин­цип выдвигает на первый план исследование личности и деятель­ности и анализ их важнейших психических проявлений; рассмот­рение познавательной, эмоциональной и волевой сферы личности и деятельности человека, заканчивающееся характеристикой его важнейших индивидуально-психологических особенностей (тем­перамента, характера, способностей).

Методы психологического исследования обнаруживают зави­симость от основных теоретических принципов, реализуемых пси­хологией, и конкретных задач, которые она решает.

Основу объективного метода в психологическом исследо­вании составляет принятый в научной психологии принцип един­ства сознания и деятельности.

Объективными методами в психологии осуществляется изу­чение психики путем исследования объективных условий возникновения.

Основными эмпирическими методами психологического исследования являются беседа, анкета, психодиагностика (тестирование), социометрия, эксперимент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: