Концепция формирования конкурентоспособности региона

Трансформационные процессы в России обозначили ряд общих проблем регионального развития. Среди них особое место занимают формирование конкурентоспособности регионов, обеспечение условий этого процесса с учетом своеобразия региональных отношений и общих закономерностей национального развития. Опыт проведения рыночных реформ выявил границы такого формирования конкурентоспособности и своеобразие условий этого процесса. Во-первых, при формировании конкурентоспособности нередко гипертрофируется «региональное самомнение» политических элит, что не позволяет уделять должного внимания действительно созданию конкурентоспособности, способствует псевдоразвитию таких потенциалов. Во-вторых, возникновение новых структур и институтов в регионе не соответствует целям национального и даже регионального развития. Конкурентоспособность региона формируется одновременно с воспроизведением различных пороков бюрократии, в том числе коррупции. Иначе говоря, происходит корректировка целей формирования конкурентоспособности региона на степень коррумпированности институтов власти региона. Поэтому никаких гарантий рациональности институционального оформления конкурентоспособности региона нет и не может быть в современных условиях. В связи с этим современное формирование конкурентоспособности региона в России и других странах с переходной экономикой весьма отличается от подобных процессов в развитых странах. В-третьих, конкурентоспособность региона в отечественной экономике формируется в ситуации сильно развитой криминализации всех социально-экономических процессов.

Названные факторы ограничивают возможность развития рассматриваемых процессов. Однако конкурентоспособность в регионах все-таки формируется, поэтому важно знать условия такого формирования в переходный период.

В экономической литературе данная проблема рассматривается на основе классификации регионов страны по уровню их экономического развития. Авторы выделяют различные признаки такой классификации. Так, М.И. Муратова1 считает, что можно ранжировать конкурентоспособность регионов исходя не из одного какого-то показателя, а применяя совокупную оценку, используя многомерные группировки (табл. 3.3.1).

Регионы России в таблице разделены на шесть однородных групп (кластеров) — по состоянию экономики регионов на 1997 г.:

1-й кластер — благополучные регионы: Москва, Тюменская область, Санкт-Петербург, Республика Якутия (Саха);

2-й кластер — регионы выше среднего уровня: Вологодская, Самарская, Кемеровская, Белгородская, Липецкая области, Республика Татарстан, Пермская, Томская области, Красноярский край, Иркутская, Мурманская области, Республика Коми, Ярославская область, Республика Башкортостан, Свердловская, Омская, Магаданская области;

3-й кластер — регионы среднего уровня: Нижегородская область, Республика Карелия, Тульская, Курская области, Республика Хакасия, Чукотский автономный округ, Ульяновская, Новгородская, Калужская области, Краснодарский край, Архангельская, Ленинградская, Московская, Воронежская, Оренбургская, Челябинская, Орловская области, Ставропольский край, Новосибирская область, Приморский край, Рязанская, Смоленская, Кировская, Ростовская, Сахалинская области;

4-й кластер — регионы ниже среднего уровня: Тверская область, Чувашская Республика, Хабаровский край, Владимирская, Костромская, Тамбовская, Астраханская, Волгоградская, Калининградская, Саратовская области, Алтайский край, Амурская, Брянская области, Удмуртская Республика, Курганская, Псковская области, республики Марий Эл, Адыгея, Алтай, Бурятия;

5-й кластер — неблагополучные регионы: Пензенская область, Кабардино-Балкарская Республика, Читинская область, Республика Мордовия, Ивановская область, Республика Северная Осетия, Еврейская автономная область, Республика Тыва;

6-й кластер — крайне неблагополучные регионы: республики Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Дагестан, Ингушетия.

Таблица 3.3.1

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ФАКТОРНЫХ ПРИЗНАКОВ ПО КЛАСТЕРАМ

(ПО СОСТОЯНИЮ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ ЗА 1997 г.)

Кластер Уровень безработицы (%) Соотношение денежного дохода и прожиточного минимума Индекс потребительских цен Удельный вес избыточных предприятий (%) Индекс физического объема промышленной продукции (1990 = 100) ВРП на душу населения (тыс. руб) Фактическое конечное потребление на душу населения (тыс. руб)
1-й 8,50 190,4 235,0 34,7 59,0 12 062  
2-й 6,87 302,2 230,7 31,7 54,0 20 125 10 858
3-й 8,80 164,2 234,0 36,3 51,4    
4-й 10,70 150,5 235,0 41,6 42,5   4436,7
5-й 14,60 125,9 243,0 52,0 34,6    
6-й 21,20 92,5 246,0 57,0 27,0    

Источник: Муратова М.И. Сравнительный анализ уровня социально-экономического развития регионов.

— Ростов н/Д, 1998. — С. 14.

Однако не всегда можно по значению факторных признаков четко выделить эти шесть кластеров. Поэтому более достоверным будет, если всю совокупность регионов Российской Федерации условно разделить на четыре группы: 1) группа с относительно высоким уровнем конкурентоспособности (регионы, входящие по классификации М.И. Муратовой в 1-й и 2-й кластеры); 2) группа со средним уровнем конкурентоспособности (регионы, отнесенные к 3-му кластеру); 3) группа с конкурентоспособностью ниже среднего уровня (регионы, отнесенные к 4-му и 5-му кластерам); 4) группа с низким уровнем конкурентоспособности (регионы, отнесенные к 6-му кластеру).

1. Муратова М.В. Роль конкуренции в микроэкономических процессах переходного периода: Автореферат канд. дисс. — Ростов н/Д, 1998.— С. 14.


Другие экономисты (например, Ф.Н. Клоцвог и И.А. Кушникова1) считают, что конкурентоспособность региона можно оценить по величине ресурсного потенциала. По их мнению, под величиной ресурсного потенциала региона понимается такая вели- чина конечного продукта или национального дохода, которую можно получить при фактически имеющихся ресурсах региона при максимально достигнутом уровне (в среднем по России) эффективности использования соответствующих ресурсов. За 1996— 2000 гг. уровень использования ресурсного потенциала в среднем по России повысился на 2,6% по сравнению с 1991 — 1995 гг. (табл. 3.3.2). Однако использование ресурсного потенциала не может быть основой для оценки конкурентоспособности региона, так как конкурентоспособность сама отражает процессы ее реализации, т.е. реальные экономические процессы.

Определенное представление о конкурентоспособности региона дает динамика промышленного производства. При этом анализ территориальных особенностей динамики промышленного производства характеризуется:

• темпами роста (падения) объемов производства в сопоставимых ценах за рассматриваемые периоды (для периода 1991 — 1995 гг. — глубиной спада производства, для 1996— 2000 гг. — некоторым приростом производства);

• характером изменений в объеме производства (т.е. направлением спада производства и степенью его устойчивости).

УРОВЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА (%)

Таблица 3.3.2.

Регионы России 1991-1995 гг.* 1996-2000 гг." Прирост
В совокупности 53,9 55,3 2,6
Северный 58,2 61,2 5,2
Северо-Западный 45,7 46,3 1,3
Центральный 48,4 49,5 2,3
Волго-Вятский 53,0 54,0 1,3
Центрально-Черноземный 53,3 54,5 2,2
Поволжский 56,9 58,1 2,1
Северо-Кавказский 43,7 45,2 3,4
Уральский 58,4 59,8 2,4
Западно-Сибирский 69,5 71,1 2,3
Восточно-Сибирский 60,0 62,0 3,3
Дальневосточный 45,6 46,3 1,5

*Муратова М.И. Сравнительный анализ уровня социально-экономического развития регионов. — Ростов н/Д, 1998. — С. 14.

** По расчетам авторов.

Для оценки глубины спада промышленного производства использовался индекс физического объема промышленной продукции (ИФОПП), т.е. объем производства продукции в сопоставимых ценах, приведенный к сопоставимой ассортиментной структуре производства. Чем выше значение ИФОПП того или иного периода по отношению к базовому, тем меньше спад производства, и наоборот.

Конкурентоспособность регионов в России в настоящее время формируется под воздействием противоречивых условий, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на это формирование. Поэтому условия формирования конкурентоспособности региона разделяются на две большие группы: 1) позитивно влияющие; 2) негативно влияющие (рис. 3.1).

К условиям, позитивно влияющим на формирование конкурентоспособности, относятся рост промышленного, сельскохозяйственного и других видов производства; приток инвестиций в отрасли реальной экономики региона; уровень развития и освоения технологического прогресса в регионе и степень соответствия этому прогрессу структуры отраслей и предприятий; организация региональной экономики и степень управляемости ею; внутренний спрос на собственную продукцию региона; внешний спрос на продукцию региона.

К условиям, негативно влияющим на формирование конкурентоспособности региона, относятся засилие недобросовестной конкуренции в регионе, что ведет к отрицательному восприятию региона как такового в любых хозяйственных отношениях; издержки приватизации и либерализации цен, сказывающиеся на формировании конкурентоспособности региона (так как те отрасли и предприятия, которые могли бы составить основу конкурентоспособности данного региона, в условиях проведенной приватизации и либерализации цен утратили такую способность); высокий уровень криминализации регионального хозяйствования, который резко снижает привлекательность региона, поскольку определяет негативное отношение к нему других регионов, ведет к невозможности формирования конкурентоспособности региона по отношению к другим, так как не позволяет проявляться условиям, влияющим позитивно на формирование конкурентоспособности региона.

Рис. 3.1. Классификация условий формирования конкурентоспособности региона

На формирование конкурентоспособности региона мог бы оказывать влияние дешевый труд. Однако это условие значимо для экономики страны в целом. Регионы же России находятся все в одинаковом положении: труд в каждом из регионов недопустимо дешев. Лишь Москва составляет исключение. Но этот регион в данном случае и не рассматривается, поскольку уникальные условия существования Москвы несопоставимы с другими региона- ми. Определенное значение имеет развитие «человеческого капитала» в регионе. Но и это не определяет современную конкурентоспособность определенного региона. Важнее обратить внимание на степень развитости в регионе интеллектуальной собственности. Но данная позиция является не условием формирования конкурентоспособности регионов, а относится к факторам реальной конкуренции между ними. Для конкурентоспособности же региона большее значение имеет организационное условие.

Весьма неоднозначна роль обострения конкуренции между регионами, которое отмечают некоторые авторы1. На самом деле между регионами нет и не может быть обострения конкуренции так как сохраняется значительная часть дотационных регионов что подрывает конкуренцию. Реально же осуществляется некоторое обострение конкуренции властных элит. Поэтому следует стремиться выявить условия формирования конкурентоспособности регионов и лишь в дальнейшем аргументировать реализацию последней в конкурентной борьбе, осуществляющейся в стране.

Общим фоном формирования конкурентоспособности регионов является состояние экономики в целом. За 1991 — 1998 гг. во всех отраслях народного хозяйства происходило снижение объемов производства и ВНП России в целом (табл. 3.3.3). Так, валовой национальный продукт (ВНП) за 1991 —1999 гг. по отношению к 1990 г. имел устойчивую тенденцию снижения и достиг минимума в 1998 г. — году дефолта, затем эта тенденция изменилась на противоположную. Объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции имели за этот период аналогичную динамику. Однако по рассматриваемым показателям Россия даже в 2002 г. не достигла уровня 1990 г.

Для формирования конкурентоспособности большое значение имеет отраслевая структура валового регионального продукта (ВРП). Анализ структуры ВРП России за 1997—2002 гг. показывает, что происходит ее медленное изменение (табл. 3.3.4). Производство товаров в общем объеме ВРП возросло с 44,1 % в 1997 г. до 47,6% в 2000 г. и до 48,5% в 2002 г., а доля производства услуг снизилась с 47,7% в 1997 г. до 45,0% в 2000 г. и до 43,0% в 2002 г., т.е. изменения происходят в пользу реального производства, что, конечно, несколько изменяет конкурентоспособность регионов.

Анализ данных таблицы показывает также, что несколько возросла товарная продукция, сократился объем нерыночной составляющей валовой внутренней продукции. Но причины этого — не стойкие изменения в структуре экономики, а конъюнктурные колебания, связанные с сезонностью и другими временными факторами. Значит, мы не можем считать увеличение товарной составляющей ВВП условием формирования конкурентоспособности регионов. Именно текущая промышленная динамика повлияла на процесс увеличения товарной составляющей ВВП, а не базовые процессы, обеспечивающие нарастание конкурентоспособности. Определенную роль в динамике добавленной стоимости сыграл рост цен на энергоносители.

1 Тальвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Указ. соч. — С. 32.

Таблица 3.3.3

ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ВНП, ПРОМЫШЛЕННОЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛОМ ПО РФ И ТЕМПЫ РОСТА В % К 1990 г. (В СОПОСТАВИМЫХ ЦЕНАХ 1998 г.)*

  Единица измерения Годы
             
ВНП млрд руб.              
%   95,0 90,2 77,2 70,4 61,5 59,0
Объем промышленной продукции млрд руб.              
%   92,0 84,6 69,4 59,7 57,9 55,6
Продукция сельского хозяйства млрд руб.              
%   95,5 86,5 82,7 72,8 67,0 63,5
       
  Единица измерения Годы  
      2 000   2002 **
ВНП млрд руб.         3227 **  
% 59,5 56,8 59,5 65,9 73,9 84,5
Объем промышленной продукции млрд руб.            
% 56,9 53,9 58,2 65,2 68,4 76,6
Продукция сельского хозяйства млрд руб.   3 04        
% 64,5 56,0 57,1 61,7 66,7 68,0

*Рассчитано по предварительным данным Госкомстата России.

**Россия в цифрах: Краткий стат. сб./Госкомстат России. - М., 2000. — С. 27—28.

Регионы России. Стат. сб./Госкомстат России. Т. 2. - М., 2000. — С. 18—19.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2000. Стат. сб./Госкомстат России. — М., 2002. — С. 394, 396.

Таблица 3.3.4

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА РОССИИ, %*

  Годы
          2001** 2002**
ВРП            
Отрасли, производящие товары 44,1 44,3 46,6 47,6 48,0 48,5
Из них:            
промышленность 28,9 30,6 32,2 32,9 33,4 34,1
сельское хозяйство 6,3 5,6 7,7 6,7 6,8 7,2
строительство 8,1 7,3 6,2 7,3 7,5 7,7
Отрасли, производящие услуги 47,7 48,6 45,6 45,0 44,0 43,0
Из них:            
транспорт 10,5 9,6 7,8 7,5 7,3 7,1
связь 1,0 1,1 1,8 1,6 1,5 1,5
торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг 12,2 13,5 18,5 19,3 19,5 20,1

*Регионы России. Стат. сб./Госкомстат России. Т. 2 — М., 2000. — С.287.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2000. Стат. сб./Госкомстат России. — М., 2002. — С.300.

**Приводится по предварительным данным Госкомстата России.

Важнейшим условием формирования конкурентоспособности региона является рост производительности, обусловленный применением новых технологий, прогрессивной техники, повышением квалификации работников и т.д. Современный расчет производительности предусматривает, что она представляет собой сумму выхода продукции на единицу вводимых фондов производства, что общепризнано в мировой хозяйственной практике и экономической теории. Анализ показывает, что эта позиция перестала учитываться при формировании конкурентоспособности регионов. Достаточно сказать, что статистика вообще не отражает этого показателя уже много лет. Экспертные оценки производительности основываются на далеко не достоверных данных. Поэтому нельзя, опираясь на статистические данные, показать, как производительность воздействует на формирование конкурентоспособности региона. Однако отсутствие статистических данных не означает, что производительность в регионах не меняется. Поэтому следует использовать экспертные оценки, косвенные характеристики динамики производительности.

В зарубежных странах проводится государственная политика обеспечения повышения производительности, поскольку без такой политики невозможно обеспечить конкурентоспособность страны и регионов в отдельности. В каждой европейской стране создана сеть региональных центров производительности, где компании, организации могут получить консультации по обеспечению роста производительности, обучению и пр. В 1999 г. Европейская ассоциация национальных центров производительности (ЕАНЦП) разработала меморандум «Производительность, нововведения, качество трудовой жизни и занятость», в котором усилено внимание к социальному аспекту проблемы, поскольку производительность не может расти только на технической и технологической основе. В настоящее время многие управленцы сходятся во мнении, что рост производительности чуть ли не тождествен снижению издержек на рабочую силу. На самом деле это дает только сиюминутные результаты. Длительный же результат (а только он может быть признан как рост конкурентоспособности) достигается превалированием производства над потреблением, т.е. в регионе должно производиться больше, чем потребляться. Именно такой критериальный подход является основным при определении уровня конкурентоспособности региона. Иначе говоря, акцент при формировании конкурентоспособности региона должен в России переместиться со снижения издержек на рабочую силу на создание ценности этой рабочей силой. При отсутствии роста качества

жизни населения региона, страны не может даже речи идти об увеличении их конкурентоспособности. Поэтому именно качество жизни, зависящее от производительности, является условием формирования конкурентоспособности региона.

Еще одно условие формирования конкурентоспособности региона — социальная напряженность в данном регионе. Хотя это является не экономическим, а социальным условием, оно проявляется в экономических процессах и результатах, непосредственно воздействует на степень развития конкурентоспособности. Дело в том, что чрезмерное увлечение ростом производительности на фирмах, не имеющее адекватной отдачи в повышении качества трудовой жизни, ведет к увеличению интенсивности труда, усилению сокращения работающих на этих фирмах, вытесняемых автоматизацией. Происходят социальные потрясения в виде забастовок, что неизменно вызывает снижение производительности. Свойство производительности—наличие определенных затрат на ее поддержание — означает постоянное внимание властных структур региона к ее поддержанию и к тому, чтобы производительность росла адекватно улучшению качества трудовой жизни. Поскольку производительность является характеристикой долговременных процессов в экономике, создание программ ее увеличения и соотношение производительности и прибыльности косвенно могут дать представление об этом условии формирования конкурентоспособности региона.

К сожалению, например, в Республике Коми слабо используется названное условие формирования конкурентоспособности региона: отсутствуют не только программы роста производительности по республике в целом, но даже программы такого увеличения по отдельным отраслям; вообще не прослеживается связь производительности и качества трудовой жизни, так как все показатели этого качества в лучшем случае принудительно соотносятся с охраной труда, поскольку служба последней в регионах восстановлена государством. Но в связи с тем, что множество работников не оформляются фирмами на работу официально, получают заработную плату «в конвертах», минуя официальное налогообложение, работодатели не несут никакой ответственности за охрану труда работников, не говоря уже о других формах проявления качества трудовой жизни.

Современная концепция формирования конкурентоспособности региона может существовать только как комплексное использование всех возможностей и условий такого формирования. Как управленческая система формирование конкурентоспособности представляет собой систему, на входе которой находится вся совокупность факторов существования региона как такового (производства, социальной сферы, всех ресурсов — затрат труда, природных, организационных, инфраструктурных и др.)- Среди социально-организационных факторов формирования конкурентоспособности региона необходимо особо выделить не просто создание условий нормальной жизнедеятельности людей в регионе, но и особые условия — расширение ответственности исполнителей на своих рабочих местах, адекватность качества рабочих мест и качества рабочей силы и т.д. Другими словами, формирование конкурентоспособности региона невозможно без соблюдения такого условия, как ориентация применения всех факторов этого процесса не на краткосрочную, а на долгосрочную перспективу, что нельзя сделать без соответствующего управления.

При этом в понятие «конкурентоспособность региона» непременно включаются не только обороты ресурсов, объемы прибыли, но и реализация социальных нормативов, создание социальных преимуществ, преимуществ жизнеобеспечения в данном регионе.

Ранее уже были рассмотрены такие условия формирования конкурентоспособности региона, как нововведения, техника, технология. Нельзя отрицать, что нововведения обусловливаются конкуренцией, но сейчас важны такие условия, когда нововведения обеспечивают рост конкурентоспособности региона. При этом речь идет о взаимодействии нововведений в самых различных отраслях экономики региона. Только такое взаимодействие и синхронное осуществление нововведений, обеспечивающих общий рост производительности и технико-технологического обеспечения регионального хозяйства, создают благоприятные условия повышения конкурентоспособности региона. Нововведения должны планироваться как единый процесс региона.

Пока такого нет ни в одном регионе страны. Это усугубляется гипертрофированной самостоятельностью фирм на основе частной собственности, которая в России до настоящего времени понималась как вседозволенность экономических действий собственника. Последний весьма неохотно выполняет регулирующие мероприятия государства и властей региона.

На самом же деле только регулирование в виде планирования нововведений по фирмам и отраслям регионального хозяйства способно наращивать конкурентоспособность региона. В противном случае происходит взаимное погашение позитивных эффектов нововведений в различных отраслях экономики и на фирмах в силу несинхронного осуществления этих нововведений, в результате чего теряется позитивный эффект их внедрения.

Нововведения обусловливаются творческим началом и соотносятся с «человеческим фактором» регионального хозяйствования. Ориентируясь на рынок, нововведения могут быть успешными только в том случае, когда они генерируются современными участниками экономических процессов, владеющими всеми современными техническими, организационными, экономически- ми знаниями в единстве.

Обращаясь вновь к Республике Коми, следует отметить, что в 2000—2001 гг. в этой республике проводилось обучение чиновников- управленцев на уровне региона и менеджеров фирм современным управленческим знаниям. Конечно, пока такое обучение в массовом порядке возможно только под давлением властных структур. Оно может дать положительный эффект, если эти знания будут востребованы, в противном случае произойдет пустая трата средств, не приносящая никакого положительного эффекта в наращивании конкурентоспособности Республики Коми. Но сам по себе факт организации властными структурами такого обучения несет в себе определенный позитивный момент управления формированием конкурентоспособности региона.

Однако несинхронное обучение современным управленческим знаниям, сосуществование этих знаний разного уровня не могут не сказаться отрицательно на общем уровне субъективного фактора конкурентоспособности региона. Другими словами, нельзя ожидать большого эффекта от такого обучения. Это связано еще и с тем, что применение этих знаний на уровне региона противоречит слабому современному информационному обеспечению хозяйствования в регионе и по отдельным отраслям этого хозяйствования. Однако даже несистемное обучение может дать некоторый позитивный эффект в формировании конкурентоспособности региона. Потенциал нововведений высок в тех регионах, где сильно развито информационное обеспечение хозяйствования.

При достаточно высоком интеллектуальном уровне жителей Республики Коми организация информационного обеспечения ослаблена тем, что многие организации, имеющие возможность обеспечить информацией отрасли региона и регион в целом, противостоят друг другу в недозволенной конкуренции. При этом возможности организаций различны. Побеждает в этой борьбе не тот, кто реально владеет информационными технологиями, — победу одерживают коррумпированные структуры. Поэтому использование такого условия формирования конкурентоспособности, как нововведения в единстве с информационным обеспечением, должно находиться под организующим некоррумпированным началом региональных властных структур.

Для формирования конкурентоспособности региона важен временной фактор, т.е. скорость осуществления нововведений, скорость обеспечения роста производительности. Эта скорость выражается в том, как быстро появятся новые товары, соответствующие новым потребностям, как быстро они поступят на рынок и как быстро впишутся в рыночные процессы. Поэтому региональное хозяйствование должно обеспечивать доступность нововведений всех видов хозяйствующим субъектам на равных условиях. Здесь весьма условно применение понятия «коммерческая тайна». Ее усиленное использование лишь снижает, а не наращивает конкурентоспособность региона.

Конкурентоспособность региона формируется на разных уровнях: на уровне потенциала и ресурсов, входящих в регион; на уровне хозяйствования региона; на уровне управления региональными процессами не только в экономике, но и в социальной сфере. Особое значение для формирования конкурентоспособности региона в современных условиях имеет проектирование труда в региональном хозяйствовании. Речь идет об организационных характеристиках размещения трудовых процессов, их оснащения, обеспечения охраны труда, взаимосвязи различных трудовых процессов с внешней средой и о включении этих процессов в рыночные отношения, во все виды инфраструктуры региона. Пока такое проектирование осуществляется только на уровне фирмы, но почти никак не проводится в регионе, поэтому не может позитивно влиять на усиление его конкурентоспособности. Фирмы упростили свои организационные характеристики, произвели реструктуризацию, что не могло не сказаться отрицательно не только на проектировании внутри фирмы, но и на взаимодействии различных форм такого проектирования в регионе (при этом речь идет о развитии всей инфраструктуры проектирования труда). Региональная конкурентоспособность может наращиваться только в том случае, когда усиливается связь между условиями труда и жизни, между квалификацией и использованием вещественных и интеллектуальных потенциалов региона. Конкурентоспособность региона не может нормально формироваться, если не будут обеспечены эффективное обучение с отрывом от производства и эффективная практика обученных. В настоящее время такое условие формирования конкурентоспособности региона в лучшем случае применяется в весьма урезанном виде, поскольку материальное обеспечение обучающихся настолько мало, что они не могут позволить себе обучение с отрывом от производства. Это, конечно, значительно снижает эффект рассматриваемого условия формирования конкурентоспособности региона в рассматриваемый период времени. Значит, временная характеристика формирования конкурентоспособности соотносится и с необходимостью как проектирования труда во времени и в пространстве, так и создания возможности осуществления такого проектирования.

Ориентируясь на долговременную перспективу, конкурентоспособность региона означает кроме рассмотренных факторов еще и поддержание здоровья работников и всего населения данного региона. При этом роль медицинского страхования настолько мала, что его нельзя рассматривать как условие формирования конкурентоспособности региона. Поддержание здоровья населения и работников как фактора конкурентоспособности происходит вопреки реальным условиям медицинского обслуживания большинства населения.

На уровне управления хозяйствованием региона формирование конкурентоспособности осуществляется путем развития социального партнерства, создания условий защиты населения от социальных катастроф и пр. Развитие сотрудничества в регионе не позволяет реализоваться национальной розни, противостоянию социальных категорий и т.д. Это условие формирования конкурентоспособности региона почти не реализуется. С большими усилиями в ряде регионов сохраняется социальное согласие, но и оно не позволяет в должной степени формировать в регионе конкурентоспособность.

В осуществлении реальной конкурентной борьбы регионов значительную роль играют затраты. Ранее уже говорилось о затратах, необходимых для обеспечения роста производительности труда. Но буквально все условия, создающие конкурентоспособность региона, требуют определенных затрат. Поэтому затраты на создание товара, услуг, их эксплуатацию, на сохранение и умножение всех видов потенциалов регионального бытия являются необходимым условием конкурентоспособности региона. Эти затраты постоянно меняются, они нередко неадекватны результатам, которые обеспечиваются этими затратами. Но все-таки их нужно учитывать, формируя конкурентоспособность. Производительность и качество не могут быть отделены друг от друга по всем параметрам конкурентоспособности. И затраты как на производительность, так и на качество не только производства, но и распределения, обмена и потребления важны для созидательной работы всего региона по конкурентоспособности и реальной конкуренции. Иначе говоря, затраты являются условием не только формирования конкурентоспособности региона, но и осуществления реальной конкуренции между регионами, поскольку конкурентоспособность может быть высокой, а конкурентная борьба регионов даст отрицательный результат, если не будут учтены все реальные способы конкурентной борьбы, ее условия и факторы. При этом внешне условия и способы формирования конкурентоспособности и действия конкуренции могут быть сходными, но давать совершенно различные результаты в зависимости от того, на что направлены, — на наращивание конкурентного потенциала или на реализацию этого конкурентного потенциала в ходе реальной конкурентной борьбы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Формирование конкурентоспособности региона имеет определенные границы. Верхняя граница конкурентоспособности совпадает с конкурентоспособностью страны, нижняя граница определяется тем, что в регионах нередко отмечаются гипертрофия регионального самомнения, что ведет к призрачности конкурентоспособности; несоответствие целей регионального развития и институтов такого развития, когда воспроизводится бюрократия, коррупция; высокий уровень криминальной экономики.

2. Формирование конкурентоспособности региона требует предварительной оценки существующей конкурентоспособности как оценки потенциалов определенного региона. Некоторые подходы к такой экспертной оценке может дать динамика объемов отраслей экономики.

3. Условия формирования конкурентоспособности региона классифицируются как позитивные и негативные. Позитивные условия — это рост производства всех отраслей региона, приток инвестиций в реальную экономику, освоение технологического процесса и адекватная этому структура отраслей экономики региона, внутренний спрос на собственную продукцию региона, больший, чем на продукцию других регионов и импорт, рост внешнего спроса на продукцию региона. Негативные условия — это засилие недобросовестной конкуренции в регионе, создающей отрицательный имидж региона, издержки приватизации и либерализации цен, высокий уровень криминализации экономики региона, снижающий его привлекательность, большое количество дотационных регионов в России.

4. Важнейшим условием формирования конкурентоспособности региона является рост производительности как суммы выхода продукции на единицу вводимых факторов. Производительность соотносится с долгосрочным результатом хозяйствования, поэтому важно ее проектирование, учитывающее не только производительность, но и нововведения, качество трудовой жизни и занятость.

5. Нововведения как условие формирования конкурентоспособности региона не могут осуществляться без управляемости экономикой региона, его социальными процессами, поскольку нововведения должны осуществляться синхронно в сферах и отраслях такого хозяйствования с учетом участия в таких нововведениях «человеческого фактора».

6. Для формирования конкурентоспособности региона важен временной фактор: скорость осуществления нововведений; синхронизации социально-экономических процессов; роста производительности труда в отраслях, обеспечивающих конкуренцию региона с другими регионами; развития всех видов инфраструктуры.

7. Критерием конкурентоспособности региона должно быть преобладание объема производства региона над объемом потребления в нем, что обеспечивает устойчивость развития региона, преимущество в конкурентной борьбе, качество жизни в регионе. При этом рост производительности региона должен быть адекватен росту качества жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: