double arrow

Правовой статус государственного служащего


Уже имеющаяся информация о государственной службе подво­дит нас к характеристике лиц, замещающих соответствующие го­сударственные должности государственной службы, т.е. собствен­но государственных служащих.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона о государственной службе государственным служащим является гражданин РФ, ис­полняющий в порядке, установленном действующим законода­тельством, обязанности по государственной должности государ­ственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъ­екта РФ.

Его административно-правовой статус включает следующие со­ставляющие элементы: права; основные обязанности; ограничения; гарантии; поощрения; денежное содержание; пенсионное обеспечение; ответственность.

Права государственных служащих представляют собой комплекс правовых возможностей, во-первых, предоставленных им Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ как гражданам РФ; во-вторых, вытекающих из факта замещения ими государственных должностей государственной службы (должност­ные или служебные права); в-третьих, определяемых особенностями отдельных видов государственно-служебной деятельности (например, налоговой, таможенной, военной службы).




Государственным служащим предоставлен значительный объем служебных (должностных) прав. Наиболее существенными из них являются следующие:

• принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

• ознакомление со всеми документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;

• получение информации и материалов, необходимых для ис­полнения служебных обязанностей;

• посещение для исполнения должностных обязанностей раз­личных объектов независимо от формы собственности;

• ознакомление со всеми материалами своего личного дела;

• проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Служащий вправе участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы. Ему предоставлено право продвижения по службе (должностная карье­ра), на увеличение денежного содержания, а также на переподго­товку и повышение квалификации. В соответствии со стажем го­сударственной службы он имеет право на социальное обеспечение. Для защиты своих интересов государственные служащие вправе объединяться в профсоюзы.

Для разрешения споров, связанных с государственной служ­бой, служащий может обратиться в соответствующие государст­венные органы или в суд (например, по вопросам квалификации и аттестации, приема на службу, ее прохождения, реализации своих прав).



Основные обязанности государственных служащих связаны с:

• соблюдением законности;

• обеспечением прав и законных интересов граждан;

• исполнением приказов, распоряжений и указаний руководи­телей (за исключением незаконных);

• соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций;

• своевременным рассмотрением обращений граждан и орга­низаций и принятием по ним решений;

• хранением государственной и служебной тайны.

При несении государственной службы служащий обязан еже­годно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и являющихся объектами налогообло­жения.

Законодательством установлен ряд ограничений, связанных с государственной службой. Служащий не вправе:

• заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме пе­дагогической, научной и иной творческой);

• быть депутатом любого представительного органа;

• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

• состоять членом органа управления коммерческой организа­ции;

• быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он состоит на службе либо который непо­средственно подчинен или подконтролен ему;

• использовать в неслужебных целях государственное имуще­ство и служебную информацию;



• получать гонорары за публикации или выступления в каче­стве государственного служащего;

• получать от физических и юридических лиц подарки, денеж­ное вознаграждение, оплату отдыха и развлечений и т.п., если это связано с исполнением должностных обязанностей;

• принимать участие в забастовках;

• использовать свое служебное положение в интересах полити­ческих партий, общественных организаций.

Государственному служащему гарантируются: условия рабо­ты, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание (должностной оклад, надбавки к нему за квалификационный разряд, особые условия работы и выслугу лет, премии); ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календар­ных дней); медицинское обслуживание (включая членов его семьи); пенсионное обеспечение; обязательное страхование и т.д. При переводе на другую должность его согласие обязательно.

Установлена система мер поощрения государственных служа­щих за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу. В числе таких мер: объявление благодарности, выдача премии, награжде­ние ценным подарком, присвоение почетных званий, государст­венные награды.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенные на него обязанностей, за действия или бездействие, ведущие к на­рушению прав и законных интересов граждан государственный служащий несет юридическую ответственность (дисциплинарную материальную).

Совершение им дисциплинарного (должностного) проступка влечет за собой дисциплинарную ответственность. Она выражает­ся в том, что орган или руководитель, имеющие право назначать государственного служащего на должность, применяют по отно­шению к провинившемуся свою дисциплинарную власть, т.е. выносят решение о наложении на него дисциплинарного взыскания. Это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Уголовная ответственность государственных служащих наступает за деяния, предусмотренные УК РФ (например, злоупотребление должностными полномочиями) в качестве должностных преступлений.

Административная ответственность служащих наступает в слу­чаях, предусмотренных законодательством (например, КоАП).

При этом они привлекаются при условии совершения админи­стративного правонарушения в связи с неисполнением либо ненад­лежащим исполнением своих служебных обязанностей. Отсутст­вие этого обстоятельства влечет за собой следующий результат: служащий отвечает на общих основаниях. Эти положения распро­страняются также и на служащих, работающих в системах, где действуют дисциплинарные уставы или специальные акты о дис­циплине (работники органов внутренних дел, налоговой полиции).

Наиболее показательной является дисциплинарная ответст­венность государственных служащих, поскольку она прямо связана с характером выполняемых ими должностных (служебных) обязанностей. Указом Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 г. она была еще более усилена, особенно за нарушения фе­деральных законов, их неисполнение или ненадлежащее испол­нение. За подобного рода грубые нарушения возможно примене­ние к виновным таких санкций, как понижение в должности, лишение квалификационного разряда, лишение в течение года премирования и т.д.

Для отдельных категорий государственных служащих дисцип­линарная ответственность детализируется в специальных законо­дательных и иных нормативно-правовых актах (например, в Дис­циплинарном уставе Вооруженных Сил РФ). В ряде случаев госу­дарственные служащие несут дисциплинарную ответственность и за совершение административных правонарушений (например, со­трудники органов внутренних дел, военнослужащие и т.д.).

В связи с рассмотрением вопроса об ответственности государст­венных служащих специального внимания заслуживает следую­щее положение, закрепленное законодательством.

Какие последствия могут наступить для служащего, получив­шего неправомерное распоряжение. В подобной ситуации (если у служащего возникают сомнения по поводу правомерности такого распоряжения) служащий обязан незамедлительно и в письмен­ной форме сообщить об этом своему непосредственному руководи­телю, тому, кто издал распоряжение, а также вышестоящему ру­ководителю. Если служащий получает в письменной форме под­тверждение распоряжения, его исполнение становится обязатель­ным. Конечно, исключаются случаи, когда исполнение такого рас­поряжения является наказуемым деянием. Ответственность за ис­полнение неправомерного распоряжения несет не государствен­ный служащий, а руководитель, его подтвердивший.

Государственные служащие несут ответственность не только за нарушения служебной дисциплины, но и за действия (бездейст­вие), ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

71. Правовые акты управления органов исполнительной власти: понятие, юридическое значение, отличие от правовых актов других органов государства и служебных документов.

Порядок подготовки, издания, государственной регистрации, вступления в юридическую силу и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти устанавливается Конституцией РФ; Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»; Регламентом Правительства Российской Федерации; Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации; Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Как уже отмечалось выше, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде:

  1. постановлений,
  2. приказов,
  3. распоряжений,
  4. правил,
  5. инструкций
  6. положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

1. Постановление — документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. Оно является, как правило, нормативным по своему правовому содержанию.

2. Приказ — распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.

3. Распоряжение — распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Распоряжения подписывает руководитель органа исполнительной власти или по его указанию (поручению) его заместитель.

4. Правила — документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности, в частности контрольной деятельности.

5. Инструкция — документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Таким образом, инструкция является нормативным актом, который детализирует положения законов, определяет процедуру исполнения тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.

6. Положение — документ, в котором органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения.

Важным процессуальным документом в системе публичного управления является протокол.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости — организации, привлекаемые к этой работе. В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок. Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.

Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть — преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Министерством юстиции РФ при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. В подписанном (утвержденном) нормативном правовом акте должны быть указаны:

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата подписания (утверждения) акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

В настоящее время государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов проводится в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее — Правила). В дополнение к этим Правилам были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Имеется также отдельная процедура государственной регистрации нормативных правовых актов, которые содержат условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг. Государственная регистрация указанных актов осуществляется Министерством финансов РФ.

Государственная регистрация ведомственных нормативных актов играет важную роль в обеспечении как законности административных актов, так и единства правового пространства России. Тем самым ограничивается ведомственный произвол, пресекается бесконтрольность в осуществлении органами исполнительной власти своих нормотворческих функций.

На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

а) федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы, федеральные комиссии, российские агентства, органы федерального надзора);

б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (например, Центральный банк РФ).

Министерство юстиции РФ обладает полномочиями по осуществлению нормоконтроля в связи с государственной регистрацией нормативных правовых актов органов федеральной исполнительной власти. Однако оно не имеет права признавать противоречащие нормам Конституции РФ и иным федеральным законам нормативные акты управления недействующими (или незаконными).

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

  1. затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  2. устанавливающие правовой статус организаций;
  3. имеющие межведомственный характер, т. е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт;
  4. независимо от срока их действия (постоянно действующие или временные, т. е. принятые на определенный срок);
  5. содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях — до одного месяца.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, который издается не реже двух раз в месяц. Официальным также считается указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

Правовые акты управления отличаются от актов судебных органов государственной власти своим преимущественно позитивным характером, выражающимся в том, что с их помощью организуется процесс функционирования механизма исполнительной власти с целью упорядочивающего воздействия на различные стороны государственной и общественной жизни. Судебные акты имеют ярко выраженный юрисдикционный характер; для управленческих актов юрисдикция не является приоритетной. Кроме того, правовые акты управления не могут отменить либо изменить судебные акты, в то время как последние такую возможность в отношении их имеют. Наконец, правовые акты нередко играют роль доказательств в судебном процессе (например, по жилищным, трудовым, административным делам).

Отличие правовых актов управления от других актов государственных органов и общественных объединений. Акт управления отличается от закона тем, что он носит подзаконный характер, т.е. издается на основе и во исполнение закона. Закон имеет высшую юридическую силу в системе правовых актов. Никакой акт государственного управления не может отменить или изменить закон. Бели акт управления противоречит закону, то действует закон, тогда как закон может отменить или приостановить действие акта управления.

Меньшей степенью юридической силы обладают акты управления органов исполнительной власти субъектов федерации по сравнению с актами представительных (законодательных) органов субъектов федерации.

От гражданско-правовых актов (сделок) правовые акты управления отличаются по своей юридической природе и основаниям принятия. Для гражданско-правовых актов характерно взаимное волеизъявление сторон. Гражданско-правовой акт — это соглашение, результат взаимного волеизъявления сторон (участников договора), тогда как акт управления может быть принят без согласия заинтересованной стороны.

Акты управления отличаются от документов, имеющих юридическое значение, и от служебных документов. Документы, имеющие юридическое значение (служебное удостоверение, диплом, протокол об административном правонарушении и т.п.), сами по себе не устанавливают, не изменяют и не прекращают конкретных правоотношений. Составленные по установленной форме, они лишь удостоверяют определенные факты.

Служебные документы (справки, докладные записки, стенограммы совещаний и т.п.) не имеют юридического значения, но они являются источниками информации. На основе служебных документов, так же как и на основе документов, имеющих юридическое значение, могут быть приняты правовые акты управления (например, на основании рапорта об успешном выполнении работником служебного задания может быть издан руководителем органа исполнительной власти приказ о его поощрении).

Правовые акты управления отличаются также от актов негосударственных, общественных организаций и иных объединений. Последние акты издаются от имени негосударственной организации или объединения. Они обязательны лишь для членов организации (объединения), их реализация обеспечивается средствами и методами самой организации (объединения). Юридическим государственно-властным характером акты негосударственных органов и организаций не обладают. Вместе с тем в случаях, когда выполнение отдельных функций органов исполнительной власти, государственного управления законом или иным нормативным актом поручается общественным организациям, то некоторые акты этих организаций могут носить государственно-властный характер.







Сейчас читают про: