Общая характеристика организации и деятельности законодательного органа государственной власти субъекста РФ

В соответствии со ст.5 Конституции, субъекты федерации имеют свое законодательство, а также конституцию (республики) или устав (другие субъекты федерации – край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. (ст.76, абз.2).Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст.76, абз.4). Из этого неизбежно вытекает, что каждый субъект Российской Федерации нуждается в органах, принимающих такое законодательство.

Но, кроме функции принятия законодательства, эти органы служат также представительными органами – то есть они избираются непосредственно народом и никаким другим путем выражаться не могут; именно в силу этого принимаемые ими законы носят общеобязательный характер, как выражение государственной воли народа Российской Федерации. Это подразумевает реализацию конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст.32, абз.2 Конституции). Ни один закон в субъектах федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен законодательными (представительными) органами этого субъекта. Также эти органы осуществляют определенные контрольные функции по отношению к исполнительной власти (утверждение бюджета, право отказывать в доверии правительству и т.д.)

В соответствии с федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Наименование его, структура, число депутатов и срок их полномочий устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

В различных субъектах Российской Федерации законодательные (представительные) органы называются по-разному (см. Приложение № 1). Законодательные органы республик могут иметь название - Государственное (Народное, Законодательное) Собрание или Государственный (Верховный) Совет. В названиях законодательных органов власти республик Адыгея, Алтай, Дагестан, Ингушетия, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Марий Эл, Саха (Якутия) присутствует слово «парламент», а в Чеченской, Кабардино-Балкарской, республике Северная Осетия – Алания эти органы называются именно Парламентами. Также названия законодательных органов республик могут содержать национальные наименования – Хасэ в Республике Адыгея, Эл Курултай в Республике Алтай, Курултай в Республике Башкортостан, Народный Хурал в Республике Бурятия и Республике Калмыкия, Халкъа Гулам в Республике Ингушетия, Ил Тумэн в Республике Саха, Великий Хурал в Республике Тыва.

В других субъектах Российской Федерации законодательные (представительные) органы обычно носят название Законодательное Собрание или Дума (чаще всего Областная, Городская – в Москве, Губернская – в Самарской области, Законодательная – в Приморском крае или даже Государственная – в Ставропольском крае, Астраханской и Томской области, Ямало-Ненецком автономном округе). Кроме того, используются названия: Совет народных депутатов (Алтайский край, Амурская, Камчатская, Кемеровская, Орловская область), Совет депутатов (Липецкая область Российской Федерации, Новосибирская область) или Собрание депутатов (Архангельская и Псковская область, Ненецкий автономный округ), а в Эвенкийском автономном округе – Законодательный Суглан.

Такое различие в наименованиях органов законодательной власти обусловлено различием в статусе субъектов Российской Федерации, а также историко-культурными особенностями различных регионов. И именно в наименованиях этих органов, состоящих из выборных представителей народа, существует возможность выразить это разнообразие, так как органы исполнительной власти, которые будут рассмотрены далее, в этом отношении значительно более унифицированы.

Численность депутатов законодательных органов власти зависит от территории и статуса субъекта Российской Федерации. В республиках максимальное число депутатов – в Великом Хурале Республики Тыва (в целом по двум палатам – 162 депутата), минимальное – в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия (27 депутатов). В субъектах федерации, не являющихся республиками, максимальное число депутатов – в Законодательном Собрании Краснодарского края (70 депутатов), минимальное – в Думе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (11 депутатов).

Большинство законодательных органов власти в Российской Федерации являются однопалатными, кроме: Парламента Кабардино-Балкарской республики, состоящего из Совета Республики (36 депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам) и Совета Представителей (36 депутатов, представляющим административно-территориальные единицы и избранных по трехмандатным избирательным округам); Великого Хурала Республики Тыва, состоящего из Палаты представителей (130 депутатов) и Законодательной палаты (32 представителя); и Законодательного Собрания Свердловской области, состоящего из Областной Думы (28 депутатов) и Палаты Представителей (21 депутат).

В соответствии со статьей 40 Устава Московской области постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Московской области является Московская областная Дума. Она состоит из 50 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Московской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации и обладающий в соответствии с федеральным законом избирательным правом (ст.44 Устава Московской области).

По Закону «О выборах депутатов Московской областной Думы» от 05.07.2001 г. № 121/2001-ОЗ», выборы депутатов Московской областной Думы проводятся по одномандатным избирательным округам (ст.4), образованных на основании о численности избирателей, зарегистрированных на территории Московской области (ст.9).Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями, избирательными блоками (ст.26). После официального опубликования результатов выборов депутатов Московской областной Думы окружные избирательные комиссии регистрируют в течение 10 рабочих дней избранных депутатов Московской областной Думы и выдают им удостоверения об избрании при условии прекращения ими деятельности, несовместимой со статусом депутата (ст.64). Такая деятельность определяется статьей 45 Устава Московской области – в течение срока своих полномочий депутат Московской областной Думы не может быть депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Московской области или должности государственной службы Московской области, а также занимать муниципальные должности, замещать должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом. Депутат Московской областной Думы, работающий на постоянной профессиональной основе, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Статус депутата Московской областной Думы определяется федеральными законами и законами Московской области.

Компетенция органов законодательной власти субъектов Российской Федерации складывается из следующих полномочий:

I. Законотворческие - выражение воли населения и возведение этой воли в закон путем принятия нормативно-правовых актов путем соответствующей процедуры. Эти полномочия являются базой, «смыслом жизни» законодательных органов – они реализуют как функцию представительства, так и процедуру разработки и принятия нормативно-правовых актов. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации могут принимать следующие нормативно-правовые акты:

- законы (нормативно-правовые акты, обладающие после Конституции (Устава) высшей юридической силой на уровне субъекта федерации);

- постановления (круг вопросов, по которым они принимаются, определен абз.9 п.3 ст.5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Это определение порядка деятельности указанного органа, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц субъектов федерации (или оформление согласия на такое назначение), назначение даты выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также дата выборов высшего должностного лица субъекта РФ, назначение референдума субъекта РФ, выражение недоверия (доверия) высшему должностному лицу субъекта федерации, а также руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие, утверждение соглашения об изменении границ субъектов Российской Федерации, назначение на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

Законодательные органы субъекта Российской Федерации могут осуществлять законотворчество:

1. В сфере конституционного строительства – принимают решения и нормативно-правовые акты относительно административно-территориального устройства субъекта федерации и его органов власти, основные законодательные актов субъекта федерации (уставов, конституций, кодексов), обеспечивают законодательное регулирование в пределах своего ведения и единообразие применения законодательных актов на территории субъекта федерации.

Например, в Уставе Московской области к этой группе полномочий относятся те, что указаны в статье 42 – Московская областная Дума:

а) принимает Устав Московской области и поправки к нему,

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Московской области и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Московской области;

в) дает толкование законов Московской области, постановлений Московской областной Думы.

Кроме того, в полномочия Думы по этим вопросам входит принятие законов, которыми в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава:

б) устанавливаются в соответствии с Уставом Московской области основы организации и деятельности Московской областной Думы;

в) устанавливаются в соответствии с федеральными законами основы организации и деятельности местного самоуправления на территории Московской области, в том числе порядок проведения выборов в органы местного самоуправления;

п) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Московской области;
р) устанавливается порядок проведения выборов в Московскую областную Думу, а также выборов губернатора Московской области;

с) устанавливается административно-территориальное устройство Московской области и порядок его изменения;

т) утверждается схема управления Московской областью, определяется структура Правительства Московской области по представлению губернатора Московской области, определяется порядок формирования Правительства Московской области.

Постановлением Московской областной Думы:

а) определяется порядок деятельности Московской областной Думы;

б) назначаются на должность и освобождаются от должности лица, занимающие государственные должности Московской области, а также оформляется согласие на их назначение на должность в случаях, предусмотренных Уставом Московской области;

в) назначается дата выборов в Московскую областную Думу;

г) назначается дата выборов губернатора Московской области;

д) назначается референдум Московской области в случаях, предусмотренных законом Московской области;

ж) утверждается соглашение об изменении границ Московской области с иными субъектами Российской Федерации.

з) назначаются на должность судьи Уставного суда Московской области и мировые судьи.

В уставах и конституциях субъектов Российской Федерации может также предусматриваться, что их органы законодательной власти также объявляют, продлевают и прекращают состояние чрезвычайного положения (или утверждают и отменяют решения глав субъектов о введении чрезвычайного положения), устанавливают порядок деятельности на территории субъекта федерации общественных объединений и политических партий.

2. В сфере экономического и социально-культурного строительства – определяют внутреннюю политику субъекта федерации, порядок экономической деятельности, сбора налогов и распоряжения собственностью, вопросы социальной политики и культурной жизни.

Так, в соответствии со статьей 43 Устава Московской области Московская областная Дума принимает законы, которыми:

а) утверждается областной бюджет и отчет о его исполнении, представленные губернатором Московской области;

г) утверждаются государственные программы и планы социально-экономического развития Московской области, представленные губернатором Московской области;

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых федеральным законом отнесено к ведению субъектов Российской Федерации, порядок их взимания и налоговые льготы по ним;

е) устанавливается бюджетная система и порядок организации бюджетного процесса в Московской области;

ж) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов Московской области, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;

з) устанавливаются принципы образования внутреннего и внешнего долга Московской области;

и) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Московской области, в том числе долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и организаций иных организационно-правовых форм;

к) устанавливается порядок создания, деятельности и ликвидации организаций, находящихся в собственности Московской области;

л) устанавливается порядок формирования цен (тарифов) на продукцию (товары, работы и услуги), производимую организациями, находящимися в собственности Московской области;

м) определяется порядок участия органов государственной власти Московской области в операциях на рынке ценных бумаг;

н) устанавливается порядок предоставления земельных участков под объекты федерального, областного и межрегионального значения, порядок использования иных природных ресурсов, а также порядок охраны природы и культурного наследия;

о) утверждаются заключение и расторжение договоров Московской области.

II. Полномочия в сфере внешних сношений – определяют и осуществляют внешние связи субъектов федерации, ратифицируют и денонсируют международные договоры и соглашения.

III. Учредительные полномочия – создание определенных организационно-правовых форм деятельности, служащих для эффективного выполнения поставленных задач. Это внутренние полномочия (самоорганизация законодательных органов власти, прежде всего путем принятия самих Конституций и Уставов субъектов федерации, а также регламентов, законах о правовом статусе законодательных органов) и внешние (учреждение средств массовой информации – п.1.13 ст.53 Ульяновской области, учреждение, реорганизация и ликвидация областного банка - п. «к» ст.55 Устава (Основного закона) Челябинской области).

IV. Полномочия в сфере контроля – заслушивают ежегодные послания или доклады глав субъектов федерации о положении дел, осуществляют контроль над действиями должностных лиц и депутатов. Эти полномочия обуславливаются представительностью выборных органов, которые должны сообщать действиям органов исполнительной и судебной власти «открытость» перед народом.

Так, Московская областная дума (ст.41 Устава, п. «а») осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль над соблюдением и исполнением Устава Московской области, законов Московской области, исполнением бюджета Московской области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Московской области. Постановлениями Московской областной Думы (пункт «е» ч.3 ст.42) оформляется решение о недоверии (доверии) губернатору Московской области, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной государственной власти Московской области, в назначении которых Московская областная Дума принимала участие в соответствии с Уставом Московской области. Также органы законодательной власти субъектов федерации утверждают составы избирательных комиссий, признают полномочия или досрочное прекращение полномочий депутатов представительных органов, дают согласие на персональные назначения глав правительств и их членов, а также прокуроров республик, избирают конституционные и высшие арбитражные суды республик.

1. Иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставами, конституциями и законами субъектов Российской Федерации – например, устанавливает награды и почетные звания уровня субъекта федерации, и т.д. Возможность осуществления подобных полномочий в Уставе Московской области отражена в пункте «г» абз.1, пунктом «у» абз.2, пунктом «и» абз.3 и пунктом «б» абз.5 статьи 42.

В соответствии со статьей 42 Устава Московской области полномочия Моковской областной Думы не могут быть переданы другим органам государственной власти и органам местного самоуправления, лицам, занимающим государственные должности или муниципальные должности, а также иным лицам.

Порядок деятельности парламентов республик определяется конституциями этих республик, а также законами республик об их парламентах; порядок деятельности законодательных (представительных) органов других субъектов федерации - их регламентами. Внутренней деятельностью этих органов власти руководят избранные из них председатели, а также заместители председателя. Некоторые парламенты практикуют создание внутренних коллегиальных органов – президиумов парламента, на которые возлагается координация деятельности комитетов парламента и подготовка его пленарных заседаний (Дагестан, Башкортостан). Парламенты (палаты) из числа депутатов образуют постоянные комитеты (комиссии). На них возлагается разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных правовых актов, контроль за исполнением законов и иных решений парламента, предварительное рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к ведению законодательных органов власти. [5]

Принятие законов органами законодательной власти осуществляется в следующем порядке, который можно рассмотреть также на примере Московской областной Думы. В соответствии со ст.42 Устава правом законодательной инициативы в Московской областной Думе обладают: а) депутаты Московской областной Думы; б) губернатор Московской области; в) Уполномоченный по правам человека в Московской области по вопросам своего ведения; г) уставный суд Московской области;д) представительные органы местного самоуправления Московской области; е) прокурор Московской области; ж) избирательная комиссия Московской области. В отдельных случаях таким правом обладает избирательная комиссия Московской области.

Проекты законов Московской области рассматриваются Московской областной Думой не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии или отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Московской областной Думы. Законы Московской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Московской областной Думы. Принятый закон направляется для подписания губернатору Московской области, который обладает правом отлагательного вета (может возвратить закон Московской области в Московскую областную Думу для повторного рассмотрения с заключением о причинах возвращения). Если заключение губернатора Московской области будет отклонено большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Московской областной Думы, закон Московской области подлежит подписанию губернатором Московской области в ранее принятой редакции.

Постановления и решения Московской областной Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Московской областной Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом, Уставом Московской области или законом Московской области, и подписываются Председателем Московской областной Думы.

Срок полномочий органов законодательной власти в субъектах Российской Федерации составляет или четыре, или пять лет. Однако их полномочия могут быть прекращены и досрочно. Например, по Уставу Московской области (ст.40) это может произойти в случае:

а) принятия Московской областной Думой решения о самороспуске в порядке, установленном законом Московской области;

б) роспуска Московской областной Думы губернатором Московской области в случаях и порядке, установленных Уставом Московской области;

в) вступления в силу решения Московского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Московской областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

г) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Губернатор Московской области может распустить Московскую областную Думу в случае принятия ею нормативного правового акта, противоречащегоКонституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу Московской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Московская областная Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: