double arrow

Краткий словарь терминов. AIDA— совокупность правил, формирующих общественные отношения, где А — attention (внимание), I — interest (интерес)

AIDA — совокупность правил, формирующих общественные отношения, где А — attention (внимание), I — interest (интерес), D — desire (желание), А — activity (активность).

Аудиовизуальная реклама — реклама, включающая в себя рекламные кинофильмы, видеофильмы, слайдфильмы, полиэкраны.

Афиша — крупноформатное листовое издание с рекламным текстом о спектакле, концерте, лекции и т.п., вывешиваемое в публичных местах.

Ахроматические цвета — черный и белый цвета со всеми промежуточными оттенками.

Бесплатная реклама (паблисити) — вид косвенной рекламы, цель которой — привлечь внимание средств массовой информации к какому-либо событию и организациям, связанным с ним.

Брендинг — деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару, основанная на совместном усиленном воздействии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений, а также других элементов рекламной деятельности, объединенных определенной идеей и характерным унифицированным оформлением, выделяющих товар среди конкурентов и создающих его образ.

Брифинг — короткая, сжатая во времени, инструктивная встреча журналистов с руководством коммерческой фирмы или компании с приглашением органов государственной и законодательной власти.

Буклет — проспект, сложенный в виде различных геометрических фигур.

Бэкграундер — текущая информация, не содержащая сенсаций. Такую информацию следует отправлять регулярно для поддержания непрерывного потока новостей, исходящих из организации.

Вербальный (словесный) — в психологии этим термином обозначают формы знакового материала.

Вербальные коммуникации — речевые коммуникации, основанные на умении говорить и писать то, что нужно.

Верстка — размещение текста, фотографий и других графических элементов в нужной форме (в объявлении, брошюре, книге и другой печатной продукции).

Видеоконференция — прием соединения разъединенных аудиторий из залов отелей, корпоративных штаб-квартир, демонстрационных залов в единое целое посредством спутниковой связи с мгновенным изображением передаваемых сообщений.

Внешняя реклама — реклама, осуществляемая за пределами помещений предприятия.

Внутренняя реклама — реклама, осуществляемая на месте продажи товара, как правило, внутри помещения предприятия.

Воздействие на потребителя — ситуация, когда тот, кто не является покупателем, воздействует на того, кто производит покупки.

Выключка влево — в печатной рекламе: выравнивание текста по левому краю с оставлением неровного правого края.

Выставка — демонстрация каких-либо продуктов производства при одновременном, как правило, проведении коммерческой работы.

Гарнитура — рисунок буквы, печатного знака, символа.

Графический знак фирмы (логотип) — изображение, надпись или их комбинация, идентифицирующие предприятие, продукт, услугу.

Групповое взаимодействие — совокупность коммуникационных и операционных межиндивидуальных связей, необходимых для совместной деятельности.

Демография — в рекламе: совокупность статистических данных об одной личности или группе людей (возраст, гражданское состояние, профессия, вероисповедание, величина доходов, размеры домашнего хозяйства).

Диапозитив (слайд) — черно-белое или цветное позитивное изображение на фотопленке, проецируемое на экран.

Заведомо ложная реклама — реклама, с помощью которой потребитель умышленно вводится в заблуждение.

Звуковой лозунг — лозунг, который обычно читается в конце каждого рекламного теле- и радиоролика данной фирмы.

Заменяемость — категория, обозначающая степень приверженности потребителя к определенной марке продуктов или услуг; если товар относится к категории легкозаменяемых, то при отсутствии одной его марки, потребитель с легкостью покупает другую, похожую на нее.

Знак обслуживания — товарный знак, используемый в сфере услуг.

Знаки идентификации фирмы — все элементы, по которым можно отличить фирму: логотип, фирменная бумага, счета, реклама в прессе и т.д.

Заказчик — он же клиент, рекламодатель, спонсор; выступает в роли инициатора установления связей с целевыми аудиториями, предварительно оговорив осовные условия проекта —• задания с учетом главной цели, сметы затрат, специфики заказа, сроков исполнения и ожидаемого результата.

Идентификация — установление идентичности, тождественности предметов и явлений

Инверсное начертание текста — текст, напечатанный белым на черном (сером или цветном) фоне.

Изобразительная информация — зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товаре с помощью графического изображения товара — фотографий, открыток в целях удовлетворения покупательских предпочтений. Достоинство данной формы информации — доступность, наглядность и лаконичность ее восприятия.

Имидж — целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо с целью популяризации, рекламы. Высокий имидж фирмы служит залогом ее коммерческого успеха, устойчивого финансового положения и активных коммуникаций с общественностью.

Индивидуальность — психологическая неповторимость человека.

Интернет — гигантская всемирная электронная сеть, объединяющая множество сетей правительственных учреждений, университетов, компаний и других организаций и предлагающая электронные услуги в мультимедийной форме — от текста до видеоизображения и звуков.

Инфореклама — длинная, 30-минутная передача, похожая на обычную информационную или развлекательную программу, подготовленная с целью продать какой-либо товар. В США такие передачи за очень низкую плату передают поздним вечером.

Информационный дизайн — разработка знаков, в идеале —полноценная знаковая система графических, изобразительных, словесных, звуковых символов фирмы.

Каталог — многоцветное многостраничное издание, имеющее, как правило, введение, оглавление для ориентации в нем читателя. В каталоге приводится значительный перечень товаров, возможно, нескольких товарных групп, с фотографиями и характеристиками товаров.

Кегль — размер шрифта, печатного знака, символа.

Кейс-история — случай, сюжет из практики деятельности служб паблик рилейшнз. Например, рассказ о положительном опыте использования потребителями популярных продуктов, услуг компании или же об успешно разрешенных проблемных ситуациях.

Комментарий — компетентное, требующее специфических знаний, толкование общественно-экономического явления или группы факторов и документальных данных, объединенных тематическими, хронологическими, правовыми и временными рамками. Пояснения, подобные подписям под фотографиями; часто комментарии соединены линиями или стрелками с фотографиями, которые они должны пояснять.

Коммерческая деятельность — составная часть предпринимательства, выраженная в совокупных процессах и операциях, направленных на совершение актов купли-продажи в целях удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

Коммерческая товарная информация -— сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от применения конкретного товара.

Коммерческая реклама — это публичное предоставление различными средствами сведений о товарах и услугах с целью возбуждения спроса и осуществления продажи.

Коммуникабельность — умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты, способность человека идти навстречу собеседнику, готовность его сделать первый шаг в установлении нового контакта.

Коммуникационная система — комплексная деятельность участников рыночного оборота, включающая всю совокупность операций, связанных с подготовкой, сбором, перераспределением информации, а также установлением межличностных контактов непосредственно между субъектами рынка.

Коммуникационный канал — канал продвижения информации на рынок и в общество.

Конкуренция — соперничество между участниками рынка за лучшие экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг.

Конкурентная реклама — это реклама, выделяющая рекламируемый товар из массы аналогичных товаров, выпускаемых конкурирующими фирмами, показывающая его отличия и убеждающая покупателя купить именно этот товар.

Контрреклама — опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.

Координатор проекта — работник рекламного агентства, координирующий все работы по данному проекту.

Корреспонденция — сообщение фактов, сопровождающееся их анализом и обобщением.

Крупногабаритное отправление — в почтовой рекламе: посылочные пакеты, в которых кроме печатной продукции помещены и другие предметы, например, видеокассеты. Крупногабаритным отправлением называется также конверт больших размеров с печатной продукцией.

Круглый стол — одна из форм совместного обсуждения идей, проблем, ситуаций, имеющих значение для широких кругов общественности; участниками К.с. являются представители науки, бизнеса, деловых кругов, общественных и государственных организаций.

Листок новостей — достаточно доступное и дешевое средство коммуникаций; как правило, выполняется специалистами ПР на принтере и размножается с помощью ксерокса. Листки новостей различны по тематике, например «новости рынка», «новые проекты», «новые инвестиции», «результаты экспорта» и т.п.

Логотип — см.: Графический знак фирмы.

Лояльность к марке продукта — приверженность потребителей к конкретной марке данного продукта: если этого товара нет, потребитель отказывается от приобретения товара- заменителя.

Макет — рисунок, дающий понятие о виде готового рекламного объявления.

Маркетинговые коммуникации — основа для всех сфер рыночной деятельности, цель которых — удовлетворение совокупных потребностей общества.

Маркетинг-микст — составные элементы маркетингового плана, которые определяют позицию предприятия. В маркетинг-микст входят: товар, цена, упаковка, распределение и продвижение.

Маркетинговый тест —процесс проверки, можно ли в полном масштабе выводить на рынок тот или иной товар, услугу или идею.

Масс-медиа —см.: Средства массовой информации.

Медиа-кит — средство паблик рилейшинз, содержащее несколько видов материалов, полезных для газет и журналов, в том числе: пресс-релиз, бэкграундер, факт-листы, фотографии, видеопленки.

Международный кодекс рекламной практики — документ, включающий в себя основные принципы и нормы рекламной деятельности, которые ложатся в законодательства различных стран и должны соблюдаться всеми, кто занимается рекламной деятельностью. Был принят под эгидой Международной торговой палаты в Париже в июне 1987г.

Модуль — в рекламе: единица поверхности при покупке рекламной площади в газетах рекламных объявлений. Это прямоугольник шириной в колонку и стандартной высоты.

Мониторинг публикаций в прессе — своевременное отслеживание специалистами по связям с общественностью совокупной внутренней и зарубежной прессы с последующей подборкой интересующего материала по выбранной теме.

Мотивация — комплекс внутренних факторов, побуждающих к активным действиям, связанным с удовлетворением потребностей.

Наименование места происхождения товара — название местности, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными природными условиями. Например, вино Хванчкара, Бургундское, вода Боржоми и т.п.

Наружная реклама — реклама на основе вывесок, щитов, панно, транспарантов, афиш, плакатов, транспарантов, световых, электронных экранов, табло, «бегущей строки», размещаемых на улицах, площадях, дорогах, стенах, крышах зданий, на сооружениях.

Невербальное общение — общение, опирающееся не на слова, а на мимику, пантомимику, интонации, паузы, составляющие неречевые коммуникации.

Недостоверная реклама — реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения.

Ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.

Неэтичная реклама — это реклама, которая содержит информацию, порочащую физические и юридические лица, национальные достояния, государственные, религиозные символы.

Обозрение — традиционный жанр аналитической публицистики, содержание которого отличается широтой исследуемого материала, множеством фактов. Обозрение бывает общее, рассматривающее разнообразные события определенного отрезка времени, и тематическое, ограниченное конкретной областью.

Область воздействия — в рекламе: количество людей в данном регионе, до которых доходит реклама (в газете, по радио и т.д.).

Обратная связь — благодаря установлению этой связи становится возможным получать комплексные сведения о различных реакциях целевых аудиторий на поступившие сигналы с учетом совокупности факторов общего фона социальной обстановки. Обратная связь играет большую роль в успешном функционировании концептуальной модели паблик рилейшнз.

Оперативный план систем HP — система совокупных экономических, организационных и социальных мер, направленных на формирование общественного мнения с целью создания положительного образа фирмы, ее маркетинговых программ с учетом конкретных временных сроков.

Объявления в рамке — специальные газетные объявления, в которых используются графические элементы (рамки, рисунки и т.д.).

Оригинал — объявление или какая-либо иная публикация в той форме, в какой она должна быть представлена в типографию.

Оригинал-макет — см.: Оригинал.

Основной текст — текст под заголовком или под подзаголовком, который развивает мысль, выраженную в заголовке.

Открытая общественность — широкая массовая общность потребителей товаров и услуг, многоликая аудитория средств массовой информации, члены ассоциаций потребителей, идейные участники политических движений, партий и фракций.

Паблик рилейшнз — система связей с общественностью, цель которой — деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией и общественностью. ПР способствует формированию достойного имиджа, избежанию вредных слухов и возможных предвзятостей, а также повышению качественного обеспечения совокупных рыночных запросов потребителей.

Паблисити — публичность, известность, популярность; рекламирование деятельности фирмы, ее достижений средствами массовой информации.

Первоначальная реклама — реклама, знакомящая установленный круг возможных покупателей с новым для данного рынка товаром путем подробных сведений о потребительских свойствах, цене и т.д.

Плакат — крупноформатное листовое издание с изображением и кратким текстом, выполняющее задачи рекламы, наглядной агитации, информации, инструктажа.

Позиция — представление о фирме, товаре или услуге в глазах наилучших потенциальных клиентов, которое фирма создает при помощи маркетинг-микста, вся реклама фирмы должна опираться на позицию фирмы.

Покупательское поведение — набор ценностей, предпочтений, поступков, усвоенный под влиянием социальной среды, семьи, окружающих, формирующий потребительское мнение клиентов о приобретаемых товарах и услугах.

Поле продажи — в печатной рекламе: поверхность, которую читатель видит перед собой (например, две страницы разложенной брошюры являются единым полем продажи).

Политическая реклама — реклама, представляющая интересы политических партий, движений и направленная на достижение целей определенных социальных групп.

Полиэкраны — несколько экранов, демонстрирующих одновременно несколько разных изображений диапозитивов, слайдов.

Польза (преимущество) — эмоциональный повод для покупки. Польза связана с характеристиками товара, но определяется не ими, а потребностями и желаниями клиентов.

Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от применения конкретного товара.

Потребитель рекламы — юридические или физические лица, до сведения которых доводится реклама.

Прайс-лист — содержит перечень наименований товаров, их краткую характеристику и стоимость каждого товара. Выполняется, как правило, в виде таблицы. Помимо чисто информационной он выполняет и рекламную функцию.

Презентация — самостоятельная акция, организованная специалистами службы ПР совместно с руководством фирмы в целях представления фирмы, ее новой продукции, демонстрации новых достижений.

Пресса — массовые периодические печатные издания — газеты и журналы, выполняющие одну из главных ролей средств массовой информации в формировании общественного мнения.

Пресс-конференция — собрание представителей средств массовой информации с деловыми, общественными, правительственными кругами, с руководством фирм и компаний с целью информирования общественности по актуальным вопросам определенной тематики.

Пресс-релиз — сообщение, подготовленное специалистами службы ПР, содержащее важную новость для широкой аудитории. Например, сообщение о производстве новых видов товаров или услуг, открытие нового представительства или филиала компании, проведение важной для фирмы пресс-конференции, закрытых или открытых тендеров.

Прием — одна из форм внешней и внутрисоциальной жизни организации, заранее подготовленная, разработанная и обеспеченная совместными усилиями специалистов ПР и руководства для совместного проведения времени представителей фирмы — хозяина и приглашенных гостей.

Пробный цветной отпечаток — вид цветного снимка, который предоставляется в редакцию, если рекламодатель хочет опубликовать цветное объявление.

Проспект — многоцветное издание из 4-10 страниц форматом 1/8 или 1/16 доли листа, в котором дается описание предприятия или товара одного или нескольких видов.

ПР-обращение — совокупные материалы, включающие основное содержание, дополнительные приложения, способствующие пониманию основного текста обращения, а также справочно-вспомогательные документы, подкрепляющие содержание статистическими данными, фотографиями, видеопленками, дискетами. Цель ПР-обращения — раскрытие основных направлений деятельности коммерческой фирмы для обеспечения устойчивого положения на рынке и популярности в обществе.

ПР-сообщение — представление идеи, которую стремится донести специалист службы ПР до получателя, подготовленное с учетом норм и требований средств массовой информации, использованием установленных кодов и символов.

Прямая реклама — это реклама, осуществляемая по почте или непосредственным вручением рекламных материалов потребителю рекламы.

Психологические факторы — система мотивации, включающая побудительные мотивы к активным действиям, связанным с удовлетворением собственных потребностей (самоутверждение, уважение, стремление к комфорту).

Психография — в рекламе: разделение людей на группы согласно их стилю жизни. Например, два человека, одинаковые с точки зрения демографии, могут вести совершенно разный образ жизни — и поэтому в психографии относятся к совершенно разным категориям. Информация такого рода используется для более точного описания целевого рынка.

Пятно цвета — в печатной рекламе: однородно окрашенное пятно определенной формы, добавленное в объявление для того, чтобы привлечь внимание.

Радиожурнал — информация, состоящая из отдельных самостоятельных рекламных посланий (сообщений, объявлений), объединенных в единую радиопередачу.

Радиорепортаж — оперативная рекламная информация о каком-либо событии непосредственно -с выставки, ярмарки, какого-либо предприятия и т. п.

Радиоролик — игровой сюжет, в котором на фоне музыки в виде диалога, шутки, песни преподносится рекламная информация о товаре или фирме.

Растрирование — процесс подготовки черно-белых иллюстраций к печати.

Реклама — информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью создания на них спроса.

Реклама косвенная (паблик рилейшенз) — все действия, кроме прямой рекламы, имеющие целью привлечь внимание средств массовой информации и сформировать общественное мнение.

Реклама на месте продажи — рекламные материалы, размещенные в ресторанах, магазинах, банках и т.д., которые должны передать клиентам краткую информацию о продукте и обратить на него внимание. Это плакаты, стойки на прилавках и экспозиционные стеллажи.

Реклама социальная — информация, выражающая общественные и государственные интересы и осуществляемая на безвозмездной основе.

Реклама на средствах транспорта — рекламные материалы в салонах и на бортах транспорта (автобусов, трамваев, поездов и т. д.).

Реклама непосредственная — все виды рекламы, которые призваны склонить потребителя немедленно купить товар, оформить заказ или заинтересовать в получении дальнейшей информации.

Реклама почтовая — вид прямой рекламы. Состоит в рассылке по почте рекламных писем, каталогов, брошюр и т. д., которые должны вызвать немедленную реакцию потребителей.

Рекламная кампания — комплекс рекламных мероприятий, направленных на потребителей товара с целью его продажи. Это совместные согласованные действия рекламодателя как заказчика рекламной кампании, рекламного агентства как создателя, организатора и координатора кампании и средства распространения рекламы как канала, доводящего рекламное сообщение до потребителя.

Рекламный агент — торговый представитель газеты, теле- или радиостанции и т. д., работающий с рекламодателями и рекламопроизводителями.

Рекламный вкладыш — вид печатной рекламы, представляющий собой мини-добавки к газетам, содержащие рекламу одной фирмы.

Рекламный сувенир — сувенир с графическим знаком фирмы, который вручается клиентам как поощрение за покупки товаров фирмы.

Рекламный текст — литературно грамотное и стилистически удачное содержание, направленное на максимальное привлечение внимания к потребительским свойствам предлагаемых товаров и услуг. Слова, которые помещены в печатном объявлении или читаются в радиоролике (телеролике).

Рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

Рекламопроизводитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

Рекламораспространитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее распространение рекламной информации различными средствами.

Ролик — короткий (15, 30, 60 секунд) материал рекламного характера, передаваемый по радио или телевидению.

Рынок — система экономических отношений, включающая производство различных видов товаров и услуг, их обращение и конечное потребление за счет купли-продажи в соответствии с состоянием спроса и предложения.

Самопрезентация — умение представить себя, свои знания и умения с наилучшей стороны.

Самплинг — демонстрирование потенциальному покупателю товара в процессе его эксплуатации, употребления. Самплинг предполагает также бесплатную раздачу или рассылку товаров (как правило, недорогих) для предварительного ознакомления с ними (предметы гигиены и санитарии, лезвия бритв и т. п.).

Сбыт продукции — направление деятельности коммерческих фирм и структур, содержанием которого является реализация произведенной или приобретенной продукции в целях превращения товара в деньги и удовлетворения совокупных запросов потребителей.

Сервисное обслуживание — оказание комплекса бесплатных услуг, связанных с самим реализуемым товаром, в целях привлечения максимального количества покупателей.

Скотч рекламный — свернутая рулоном клейкая лента для упаковки картонных коробок, свертков. На поверхности ленты, по всей ее длине, повторяется название рекламируемой фирмы.

Скрытая реклама — это реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие.

Слайд (диапозитив) — черно-белое или цветное позитивное изображение на фотопленке, проецируемое на экран.

Слайдфильм — демонстрация автоматически сменяющихся диапозитивов (слайдов), возможно, со звуковым сопровождением.

Слоган — лозунг, призыв, девиз, боевой клич. Используется в рекламе в виде заголовка рекламного текста. Выражение идеи основного содержания обращения, состоящее, как правило, из 6-10 слов, читаемых одним взглядом, как рекламный призыв.

Служба ПР — совокупность структурных подразделений, решающих проблемы взаимодействия между фирмой и различными контингентами общественности в целях повышения имиджа фирмы, содействия успешной реализации маркетинговой концепции, успеху инвестиционной политики на основе изучения общественного мнения и успешной реализации эффективных коммуникаций.

Сохранная реклама — это реклама, поддерживающая спрос на ранее рекламируемый товар. Она носит напоминающий характер.

Социальная реклама — это реклама, представляющая общественные и государственные интересы и направленная на благотворительные цели.

Специальные эффекты —, в радио-, теле- и видеороликах: все звуки, не являющиеся голосом или музыкой, определенным образом обработанное изображение.

Спич — полноценное краткое выступление на званом приеме, обеде, презентации, требующее мастерства и опыта.

Стандартная скидка для агентства — скидка, которая делается в средствах массовой информации для рекламных агентов, покупающих в данных СМИ рекламную площадь или рекламное время.

Стандартные иллюстрации — готовые иллюстрации на дискетах или в распечатанном виде.

Стиль жизни — образ жизни данного человека или группы людей: их интересы, распределение свободного времени, взгляды и т. д.; от стиля жизни зависит, как данный человек тратит свои доходы.

Средства массовой информации (масс-медиа) — газеты, журналы, радио, телевидение и другие средства, передающие информацию.

Схема «пробная покупка — повторная покупка» — схема, по которой клиенты совершают покупки. Сначала клиент узнает о существовании товара или услуги, затем — если у него есть интерес — опробует продукт. Если он остается удовлетворен, повторяет покупку. Цель любой фирмы: как можно быстрее "передвинуть" клиентов с этапа ознакомления и опробования продукта к этапу повторной покупки. На втором этапе издержки на рекламу меньше, чем на ознакомление с продуктом и склонение к первой покупке.

Телеролик — короткий игровой сюжет продолжительностью от нескольких секунд до 2-3 минут, в котором рекламируется какой-либо товар или фирма.

Товарная информация — основные сведения о товаре, предназначенные для всех субъектов рынка с фиксацией наименования товара, сорта, массы брутто, нетто, даты выпуска, наименования изготовителя, способа использования.

Товарный знак — отличительное обозначение, присвоенное товару для индивидуализации его и его производителя. Он может представлять собой рисунок, название фирмы и т. д.

Торгово-промышленная выставка — кратковременное, периодически и обычно в одном и том же месте проводимое мероприятие, в рамках которого значительное количество предприятий (экспонентов) с помощью образцов (экспонатов) дают представительную картину предлагаемых товаров или услуг одной или нескольких отраслей.

Услуги рекламные — оказание коммерческих услуг в области распространения информации о товаре, работе, услугах через рекламные издания и средства информации. Включают в себя работу по подготовке рекламных листков, видеороликов, каталогов, поиску спонсоров и выгодных инвесторов при проведении крупных маркетинговых проектов.

Факт-лист — короткий документ, компактно и выгодно отражающий профиль деятельности организации, должностного лица или события. Факт-лист выполняется обычно в форме необходимого дополнения к бэкграундерам, пресс-релизам.

Фирменное издание — издание буклетов, каталогов, альбомов выпускаемых товаров и услуг промышленными или торговыми фирмами и компаниями с красочным представлением преимуществ по сравнению с товарами конкурирующих фирм и товаров.

Формирование колонок — см.: Верстка.

Хроматические цвета — все цвета спектра, в котором они расположены в определенной последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Художественный директор (художественный редактор) — квалифицированный художник, руководящий творческим коллективом или агентством; разрабатывает концепцию рекламы и руководит ее реализацией.

Художественный портфель — образцы работы данного художника.

Цветоделение — в печатной рекламе: техника печатания цветных иллюстраций.

Целевая аудитория — определенная группа людей, конкретный сегмент массы текущих и потенциальных потребителей с выделением специфических признаков, в том числе демографических, психологических, социально-культурных.

Целевой рынок — лучшие потенциальные клиенты фирмы; их характеризуют демографические и психографические черты, используемые СМИ, потребляемые товары и предпочитаемые преимущества.

Чувственная информация — отражение в сознании человека объективного материального мира посредством органов чувств.

Экологические знаки — знаки, предназначенные для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.

Эксплуатационные документы — документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации сложно-технических товаров, использование и обслуживание которых требует специальной подготовки.

Эксплуатационные знаки — устанавливаются для многих непродовольственных товаров в целях обеспечения сохранения функционального назначения в течение длительного времени.

Экспонаты — товары, которые в соответствии с требованиями регламента (условий участия в смотрах, презентациях, выставках, ярмарках) могут быть выставлены для просмотра и демонстрации.

Эмблема — условное или символическое изображение каких-либо идей, мероприятия, фирмы. Может быть выполнена на основе изобразительного символа (зверек, птица, растение и т. п.), названия или аббревиатуры фирмы, а также как их комбинация.


ЛИТЕРАТУРА

1. О рекламе: Федеральный Закон РФ № 108-ФЗ. Принят Государственной Думой 14 июня 1995 года.

2. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г., №3520-1.

3. О защите потребителей от недобросовестной рекламы: Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183.

4. О защите прав потребителей: Закон РФ в ред. 1999 г.

5. Временные требования к размещению рекламы на автомобильных дорогах и улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения: Утверждены Главной государственной автомобильной инспекцией РФ 06.09.95.

6. Временные требования к размещению рекламы на автотранспортных средствах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения: Утверждены Главной государственной автомобильной инспекцией РФ 06.09.95.

7. Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: Зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 21 ноября 1995 г. Регистрационный № 985.

8. Веркман К. Д. Использование товарных знаков в рекламе. — М.: Прогресс, 1996.

9. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и Public Relations. — Спб., 1995.

10. Гермогенова Л. Ю. Как сделать рекламу магазина. — М.: «Рус Партнер Лтд», 1994.

11. Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. — М.: «Рус Партнер ЛТД», 1994.

12. Глазунова В. В. Торговая реклама — М.: Экономика, 1982.

13. Гольман И. А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. — М.: Гелла-Принт, 1996.

14. Дейян А. В. и др. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи: Пер. с франц. — М.: Прогресс, 1994.

15. Демидов В. Е., Карташиди И. П. Реклама в торговле (Теория и практика). — М.: Экономика, 1983.

16. Денисон Д., Тоби Л. Учебник по рекламе. — Минск, 1996.

17. Дональд У., Гордон И. и др. Основы рекламного дела. — Самара, 1996.

18. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшнз: Пер. с англ. — М.: Информационно- издательский дом «Филинть», 1996.

19. Ильин В. Я. Тайны рекламы. — Тверь, Российский брокер, 1992.

20. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика. Изд. МГУ, 1996.

21. Картер Г. Эффективная реклама. Путеводитель для мелких предприятий: Пер. с англ./ Общ. Ред. Е. М. Пеньковой. — М.: Прогресс, 1991.

22. Картер Г. Эффективная реклама. — М.: Прогресс, 1991.

23. Кромптон А. Мастерская рекламного текста. — Издательский дом Довгань, 1995.

24. Котлер Ф. Основы маркетинга. —М.: Прогресс, 1990.

25. Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Слово в рекламе. — М.: Экономика, 1978.

26. Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России. — М.: 1996.

27. Музыкант В. Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. — М., 1996.

28. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.

29. Пособие по торговой рекламе. Сокращенный перевод Ф. А. Крутикова. — М.: Экономика, 1982.

30. Разумовский Б. С. Искусство рекламы. — Минск: Полымя, 1984.

31. Реклама за рубежом: Пер. с англ. Составитель Сидельников И. С. — М.: Прогресс, 1977.

32. Розенталь Д. Э., Кохтев Н. Н. Язык рекламных текстов. — М.: Высшая школа, 1981.

33. Серегина Т. К., Титкова Л. М. Реклама в бизнесе. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995.

34. Современная реклама: Пер. с англ. / Под ред. Феофанова О. А. — М.: Издательский Дом Довгань, 1995.

35. Старобинский Э. Г. Самоучитель по рекламе. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.

36. Сэндидис Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. — М.: Прогресс, 1986.

37. Тихоновский В. Г. Торговая реклама и основы декорирования — М.: Высшая школа, 1987.

38. Ульяновский А. В. Мифодизайн рекламы. — Спб, 1995.

39. Усов В. В., Васькин Е. В. Волшебный мир рекламы. — М.: Московский рабочий, 1982.

40. Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Рекламное дело. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1997.

41.Ученова В. В., Старых Н. В. История, детство и отрочество рекламы. — М.: Смысл, 1994.

42. Феофанов О. Н., Москалева Н. Н. Реклама в торговле. — М.: Знание, 1994.

43. Хромов Л. Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. — Петрозаводск: АО «Фолиум», 1994.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3

Глава 1 ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»........................................................................................... 5

1.1. Понятие, сущность и задачи рекламы.................................................... 5

1.2. Предмет и методологические основы курса........................................... 8

1.3. Межпредметные связи курса.................................................................. 10

Г л а в а 2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ 13

2.1. Реклама в государствах Древнего мира................................................ 13

2.2. Развитие рекламы в Западной Европе и США.................................... 15

2.3. Реклама в России...................................................................................... 19

Глава 3 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ 28

3.1. Реклама как метод управления людьми............................................... 28

3.2. Процесс воздействия и восприятия рекламы....................................... 33

3.3. Психология потребительской мотивации поведения покупателя..... 42

Глава 4 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 51

4.1. Понятие системы маркетинговых коммуникаций и ее роль в комплексе маркетинга....................................................................................................... 51

4.2. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций............................ 52

4.3. Коммерческая пропаганда..................................................................... 55

4.4. Стимулирование сбыта........................................................................... 58

4.5. Личная продажа....................................................................................... 62

Глава 5 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 66

5.1. Роль Федерального закона «О рекламе» в организации и управлении рекламной деятельностью.................................................................................................. 66

5.2. Основные нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров, работ и услуг.................................................................................... 67

5.3. Ответственность участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу 70

5.4. Кодекс рекламной практики.................................................................. 72

Глава 6 КЛАССИФИКАЦИЯ РЕКЛАМНЫХ СРЕДСТВ...................... 75

6.1. Основные признаки классификации рекламных средств.................. 75

6.2. Основные элементы средств рекламы и требования, предъявляемые к ним 77

6.3. Выбор рекламных средств...................................................................... 81

Глава 7 РЕКЛАМНЫЕ СРЕДСТВА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ.................. 84

7.1. Реклама в прессе....................................................................................... 84

7.2. Печатная реклама.................................................................................... 88

7.3. Аудиовизуальная реклама..................................................................... 90

7.4. Радио- и телереклама............................................................................... 91

7.5. Выставки и ярмарки............................................................................... 94

7.6. Рекламные сувениры............................................................................... 97

7.7. Прямая почтовая реклама...................................................................... 98

7.8. Наружная реклама................................................................................ 100

7.9. Мероприятия паблик рилейшнз.......................................................... 102

7.10. Компьютеризированная реклама...................................................... 103

Глава 8 ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ И ТЕКСТОВ......................................................................................................................... 106

8.1. Основные принципы составления рекламных текстов.................... 106

8.2. Художественное оформление рекламных объявлений..................... 112

8.3. Выбор средств распространения рекламы......................................... 114

Г л а в а 9 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКЛАМЫ В МАГАЗИНЕ..................... 119

9.1. Внешняя реклама магазина................................................................. 119

9.2. Интерьер магазина как средство рекламы........................................ 127

9.3. Рекламные мероприятия в магазине................................................... 138

9.4. Витрины как средство рекламы.......................................................... 140

9.5. Оформление витрин образцами различных товарных групп......... 158

Глава 10 РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПТОВЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ........................................................................................... 196

10.1. Рекламная деятельность оптовых предприятий.............................. 196

10.2. Рекламная деятельность промышленных предприятий................ 197

10.3. Сотрудничество в рекламной деятельности промышленных, оптовых и розничных предприятий.............................................................................. 200

Глава 11 ОРГАНИЗАЦИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ НА ПРЕДПРИЯТИИ 202

11.1 Понятие и сущность паблик рилейшнз.............................................. 202

11.2. История развития паблик рилейшнз................................................ 204

11.3. Цели, задачи и функции паблик рилейшнз..................................... 205

11.4. Работа служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации 207

11.5. Отношения предприятий с потребителями...................................... 212

11.6. Организация мероприятий паблик рилейшнз................................. 213

Глава 12 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ............................................... 220

12.1. Рекламные агентства и их функции.................................................. 220

12.2. Организация взаимоотношений участников рекламного процесса 224

12.3. Планирование рекламной работы на предприятии....................... 229

12.4. Организация и планирование рекламных кампаний.................... 231

Г л ава 13 ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ.............................................................. 240

13.1. Понятие фирменного стиля, его составные элементы..................... 240

13.2. Понятие товарных знаков и требования, предъявляемые к ним.. 245

13.3. Порядок регистрации товарных знаков........................................... 247

13.4. Коллективный знак............................................................................. 249

13.5. Использование товарного знака........................................................ 250

13.6. Передача товарного знака и прекращение правовой охраны товарного знака......................................................................................................................... 251

Глава 14 ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...... 252

14.1. Экономическая эффективность рекламных мероприятий............. 252

14.2. Психологическая эффективность применения средств рекламы.. 253

Краткий словарь терминов......................................................................... 258

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................... 270


[1] Феофанов О. А. США: реклама и общество. — М., 1974, с. 50.

[2] Школьник Л. С., Тарасов Е. Ф. Язык улицы. — М, 1977, с. 5.

[3] Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. — М., 1988, с. 105.

[4] Сенека. Нравственные письма Луциллию. — М., 1977, с. 93.

[5] Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. — М.: Изд. "Смысл", 1994, с. 53.

[6] Композиция (от латинского compositia — расположение, составление, соединение) — построение произведения искусства, расположение основных его элементов и частей в определенной системе и последовательности.

[7] Эскиз (от французского esquisse) — предварительный набросок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: