Коменского

Ян Амос Коменский (1592-1670) - родоначальник современной педагогики. Родился в семье, которые боролись за независимость чешского народа. После начальной и средней школы поступает в Гейдельбергский университет. Пишет книги, руководит школой, является священником общины. На формирование мировозрения оказали влияние традиции феодального общества, демократические тенденции общины «чешских братьев», материалистические влияния в науке (Бекон - родоначальник материализма), эпоха Возрождения. Доказал, что источником познания в процессе школьного образования являются внешние органы чувств, ощущения, а следовательно, материальный мир - окружающие ребенка предметы и вещи. Основополагающий принцип его пед. системы - принцип природосообразности (соответствие между методами обучения и законами природы). Конкретным путем реализации принципа природосооброзности стал «естественный метод». Но в мировоззрении автора проявляется противоречивость. С одной стороны - учиться для жизни; учить познанию, самой сущности вещей, а не их названиям. С другой стороны, черты религиозно-идеалистического мировоззрения (порядок и гармония в природе установлены Богом, являются неизменными). Реально-жизненная сторона «естественного метода»:

- Системность и последовательность обучения;

- Преемственность в передаче и усвоении знаний;

- Четкая ориентация на личность ребенка, его природу;

- Соответствие педагогического процесса индивидуальным возрастным и психологическим особенностям;

- Учет интересов и запросов, развитие склонностей и способностей; наглядный характер

Гуманизм и демократизм - важнейшие основы педагогики.

Гуманизм педагогической системы во многом сформировался под влиянием идей самого духа эпохи Возрождения; ее заключительного этапа. Культ чел-ка, жизнерадостность, оптимизм, стремление к созданию условий для свободного, раскованного развития личности - гуманистические идеи и цели, которые были восприняты Коменским.

Он считал, что чел-к - совершеннейшее, прекраснейшее создание, гармония души и тела; а школа должна быть «мастерской гуманности».

В школе: уважение к личному достоинству ребенка, учет возрастных и психологических особенностей детей. Этот новый взгляд на школу, ее гуманистическое предназначение положило начало рождения новой системы школьного образования и воспитания.

«Великая дидактика», одна из первых научно – педагогических книг. Она является сплавом педагогических идей Нового времени. Мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.

№10. Классно-урочная система. Методы обучения.

Я.А.Коменский выработал оригинальную систему, получившую название классно-урочная. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение всех видов школьной работы по годам, месяцам и дням обучения.

При организации процесса обучения дети одного возраста и приблизительно одного УРОВНЯ знаний под общим руководством учителя должны были одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной цели. Так возникли классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго определенным началом и концом, продолжительностью учебного дня - от 4 уроков в школе родного языка до 6 уроков в день в латинской школе. Коменский прекрасно знал и обобщил все положительное, что было достигнуто его предшественниками в области методики обучения. Он был убежден, что методы школьной работы должны быть природосообразными.

Требования к огранизации обучения могут быть сведены к следующему: обучение должно начинаться с наблюдения за этими вещами, лишь после этого можно обсуждать увиденное. Рекомендовал использовать в процессе обучения различные вспомогательные средства -картины, макеты. Благодаря Коменскому принцип наглядности в теории и практике обучения занял прочное место и входит в число ведущих дидактических принципов.

Изучение учебного материала должно быть последовательным, переходящим от простого к сложному. Метод обучения должен был возбуждать у детей радость от овладения знаниями.

Предлагал систематический учебный труд школьников в классе, выполнение ими дом. заданий. Если содержание и методы будут отвечать возможностям детей, т.е. будут доступны, то весь учебный труд будет восприниматься с радостью.

Только учитывая все это можно будет реформировать школу, превратив ее в место, где формируется человеческая личность.

№16. Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории Дистервега.

Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал природосообразность. Природосообразность воспитания — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления. Большой заслугой. В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился ч-к». Эти принципы воспитания являются ядром педагогической теории Дистервега. Идеей их соотношения проникнута возрастная периодизация развития и воспитания детей, где выделены три периода: 1) до 9 лет - господство ощущений, 2) 9-14 лет- господство памяти, формирование абстрактного мышления, 3) свыше 14 лет - господство разума, преобладает рассудочная деятельность, вооружение мыслительными операциями. Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега. развитие в детях самодеятельности. Высшую цель воспитания Дистервег определял как “самодеятельность на служении истине, красоте и добру”. В отличие от Гербарта он считал, что истина, добро и красота являются исторически меняющимися понятиями. Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является__развитие умственных сил и способностей детей. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки. В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств. Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, начатки физики, практической

геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования и осуждал современные ему классические гимназии.

Дистервег создал основы теории развивающего обучения. Обучение призвано развить силу ума, внимание, речь, память, воображение, мышения

№17. Сущность педагогической теории И.Ф.Гербарта и его педагогическая система.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841):Вся умственная жизнь человека зависит, по Гербарту. от первоначальных представлений. Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание. Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в процессе воспитания. Первое средство управления-- это угроза. И. наконец, большое место среди средств управления детьми Гербарт отводит наказаниям. Система различных наказаний была детально разработана Гербартом. она широко применялась в немецких и русских гимназиях, французских лицеях. Вся система управления детьми, построена у Герберта на насилии и дрессировке. Обучение должно основываться на многосторонности интересов. Одна из важнейших задач образования заключается у Гербарта в возбуждении многостороннего интереса путем изучения различных учебных предметов. Поэтому учащимся следует, по его мнению, дать все усложняющийся крут гуманитарных знаний, сконцентрированных вокруг истории и литературы древних народов. Гербарт высоко ценил древние языки и математику, причем математику как средство развития мышления. Он предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. В реальной школе, по его мнению, должны учиться те. кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом. Для тех же. кто предназначался для умственных занятий, руководства и управления, Гербарт рекомендоват классическое образование. Многостороннее образование, писал Гербарт, должно быть цельным и единым. Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической деятельности ребенка. Процесс обучения, по Гербарту. обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). Отсюда следуют четыре ступени обучения, которые Гербарт назвал: I) ясность. 2(ассоциация. 3) система, 4) метод. Первая ступень — ясность — это углубление в состоянии покоя. Вторая ступень — ассоциация — это углубление в состоянии движения. Третья ступень — система — это осознание в состоянии покоя. Четвертая ступень — метод— это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам. Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты. К средствам нравственного воспитания Гербарт относил: 1. Удерживать воспитанника (этому служит управление детьми). 2. Определять воспитанника, г. е. поставить ребенка в такие условия, при которых он из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».3. Устанавливать четкие правила поведения. 4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность” 5. «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.6. указывать на его промахи, исправлять их. Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя. Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера гербартиан-ской теории. Широкое распространение получила созданная Гербартом система управления ДЕТЬМИ направленная на подавление их самостоятельности и беспрекословное подчинение взрослым. В то же время Гербарт много сделал для разработки педагогики как научной дисциплины, научной терминологии.

№18. Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во 2 половине 19 и.(Оуэн.Маркс. Энгельс)

Конец 18-19вв. были весьма значительным для развития школьного дела в Европе и для становления педагогической науки в собственном смысле этого понятия. Этому способствовали серьёзные изменения в жизни общества, связанные с бурными развитием промышленности, потребовавшей от всех участников производства нового уровня и содержания образованности. Законоы об обязательном начальном образовании. Роберт 0уэн (771-1858): Особенностью учебно-воспитательных учреждений 0. было отсутствие в них традиционного религиозного обучения. Стремясь к просвещению народа,0. требовал введения всеобщего начального обучения, отстранения духовенства и церкви от влияния на школу. В 1813 г. О. выпускает свой труд «Новый взгляд на общество, или опыт об образовании человеческого характера». О. полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой хар-тер. Но это учение рассматривало чела как пассивный продукт среды. Маркс и Ф.Энгельс установили, что люди - активные участники истории. которые в процессе революционной практики изменяют общественные отношения и одновременно свою собственную природу. Оуэн считал, что воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним. Иначе будет поставлено и нравственное воспитание: оно будет осуществляться в духе коллективизма. Роберт Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания ДЕТЕЙ С ПЕРВЫХ ЛЕТ ИХ ЖИЗНИ И СОЗДАЛ ПЕРВОЕ В МИРЕ ДОШКОЛЬНОЕ учреждениё для" детей пролетариата. К.Маркс и Ф. Энгельс. Учение М. и Э. дало возможность выявить социальную природу воспитания и его классово- исторический характер. В «Манифесте Коммунистической партии» М и Э показали, что воспитание определяется общественными отношениями; они выяснили, что цели и задачи воспитания, его содержание и методы изменяются в различные эпохи. На основании изучения огромного фактического материала Э в работе «Положение рабочего класса в Англии», М. в «Капитале» дали подлинную картину всех сторон воспитания, которое получают дети рабочих в капиталистическом обществе. М. поставил на 1 место умственное воспитание. Наука для М. была, "исторически движущей, революционной силой. Э. выдвинул требование последовательного, систематичного обучения. Э. требовал глубокого и серьёзного изучения каждой науки. Знания приобретают путём настойчивого, упорного труда. Физическое восп-е. Человек должен получить надлежащее физическое воспитание. М. в «Капитале» неоднократно,«подчёркивал значение гимнастики как средства воспитания, большое значение он придавал и военным упражнениям. В статье «Может ли Европа разоружиться» Э. обстоятельно освещал вопрос о физическом воспитании молодёжи. Основоположники марксизма, выступая за разностороннее физическое воспитание, стремились создать крепкое, сильное поколение пролетариата, которое во время грядущих революционных боёв сумеет добиться решающих побед, бороться против контрреволюции. Нравственное воспитание. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения находит решение в сущности морали. М и Э установили, что мораль есть продукт исторического развития. В условиях классового общества мораль носит классовый характер. В 1 «Манифесте...» Для коммуниста самое важное - выступить против сложившегося положения и изменить это положение. Важнейшей чертой новой морали М и Э считают коллективизм. Только в коллективе получит индивидуум: средства, дающие ему возможность всестороннего развития, и только в коллективе возможна личная свобода. Рабочий класс борется за высокие идеалы коммунизма, несущие счастья всему человечеству. Только ком-кое воспитание - подлинно нравственное воспитание.

№19. Основные пед. Течения к.XiX-н.XXвв

С конца 19 века традиционная школа и педагогика стали подвергаться всё нарастающей критике по двум основным

.: принципам: экономической и политической. Несоответствие школьного образования новым общественно- экономическим условиям, которые были вызваны переходом капитализма в империализм. Необходимостью противодействия влиянию марксизма на молодёжь. Эти две причины привели к тому, что на рубеже веков появляется большое количество различных реформаторских течений, особенно в Германии, где тогда находился центр мирового социалистического движения.

Экспериментальная педагогика складывалась одновременно во многих странах мира. Её представители Э. Мейман (Германия), О.Декроли (Бельгия), Э.Торндайк. Цель этой педагогики- найти

новые методы изучения ребёнка путём эксперимента. Проведённые исследования, позволили выдвинуть на первый план психологию ребёнка, чтобы из неё вывести воспитание, которое он должен получить. Основные принципы и подходы к экспериментальной педагогике определил Эрнест Мейман в трёхмерном издании «Лекции по введению в экспериментальную педагогику». На её основе в Англии была разработана теория врожденной умственной и одарённости. В трудах американца С. Холла и француза А. Бине экспериментальная педагогика переродилась в педологию. А Бине и Т.

Симон предложили с помощью тестов определять индивидуальные способности учащихся. Бине утверждал, что в процессе воспитания следует опираться на врождённые данные. Положительным у него было стремление разрушить школьную традицию, сохранявшую главным средством обучения слово учителя. Однако предлагая строить обучение в гомогенных группах, члены которых обладали бы сходными способностями и уровнем развития. Педагогика действий создана в Германии Вильгельмом Лаем в рамках экспериментальной педагогики. Её основополагающая идея - всякое внешнее раздражение вызывает реакцию, ответное движение во всех организмах. Следовательно, в основе воспитания и обучения также должны лежать реакции- действия, протекающие всегда по определённой схеме рефлекторного акта: восприятие- переработка- выражение. Особая роль отводилась третьему компоненту схемы-выражению. Он и является собственно реакцией, направленным на приспособление к окружающей обстановке.От данного компонента и произошло название теории. Лай разработал новый учебный план, в котором преподавание подразделялось на «наблюдательное» и «изобразительно- формальное». В первом блоке были предметы, изучавшие жизнь природы и человека, т. е. то. что связано с восприятием: естественная история, физика, химия. география...Во второй блок входили предметы, дающие материал для выражения. Это явно искусственное разделение,|так как один и тот же предмет мог быть уместно представлен в обоих блоках.

Педагогика прагматизма родилась в США на основе философии прагматизма. Представители этого течения считают, что прагматизм стоит выше идеализма и материализма, они не признают объективных законов, заменяя их переживаниями, ощущениями самих людей. Именно это, составляет единственную реальность. Истинным объявить можно всё, что отвечает интересам. Так, например, поскольку идея Бога даёт удовлетворение, поскольку она полезна, значит, она является истинной и Бог существует. Долгое время главой философии прагматизма был американский педагог Джон Дьюи. Воспитание Дьюи - рассматривает как систему формирования молодых людей, оптимально приспособленнв к жизни. Дьюи разработал свой вариант педагогики, который назвал инструментализм, где на первое место в обучении выдвигается опыт,- накопленный детьми. Отсюда вытекала идея о необходимости такой организации обучения, которая основывается на самопроизвольных интересах и личном опыте детей, где каждое действие обучаемого становится инструментом открытия и способом добывания очередной истины. Педоцентризм - ведущий принцип педагогики прагматизма, согласно которому в центре всей школьной жизни стоит ребёнок. Основные положения пед.теории Дьюи: отсутствие заранее составленных учебных курсов, материал обучения берётся из окружающей жизни, ребёнок определяет как качество. так и количество обучения.

№20. Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения.С конца XIX в. традиционная школа и педагогика стали подвергаться критике в вину несоответствия школьного образования новым общественно-экономическим условиям. Эти причины привели к тому, что стало появляться большое количество реформаторских течений. Одним из ярких представителей реформаторской педагогики являлся американский педагог Джон Дьюи, который стоял у истоков прагматизма(прагма - дело, действие). Он считал, что в основе отбора лежит принцип полезности, “истино то, что полезно”. Он создал собственную и по-своему последовательную пед. Концепцию, основанную на соответствии школьного образования интересам и потребностям ребенка.

Дьюи разработал собственный вариант педагогики - инструментализм, где на 1 место выдвигал опыт, накопленный детьми. Воспитание - реконструкция опыта ребенка: обогащение опыта, накопленного детьми, является более важной задачей, чем сообщение им систематических знаний. Дьюи считал революцией в педагогике педоцентризм - ведущий принцип педагогики прагматизма, где

в центре всей шк. жизни стоит ребенок. Ребенок узнает новое не ради самих знаний, а ради деятельности и интересуется тем, что может сделать сам.

Основные положения:

* отсутствие заранее составленных учебных курсов

* Материал обучения берется из окружающей жизни

* Обучение через делание

* Ребенок определяет как качество, так и количество обучения

* Отрицание классно-урочной системы и руководящей роли учителя

Ребёнку присущи 4 основные влечения: к общению, к исследованию, к конструированию, к художественному выявлению себя; упражняя эти ресурсы, мы развиваем ребёнка. К методам развития Дьюи относил следующие:

- самостоятельное создание детьми орудий труда

- использование этих орудий для изготовления предметов

- практическая работа, экскурсии, рисунки

- отчеты о приобретенных сведениях как средства общения

Центр тяжести переносился с учителя на активную работу самого ребёнка.

Мария Монтессори свою систему называет методом научной педагогики, так как он основывается на физиологии и психологии. Ее система построена на природосообразном воспитании, свободном развитии растущей личности, принципами которого явл. деятельность, самовоспитание, раскрытие задатков природы. Цель школы в открытии простора свободы и естественным проявлениям личности ребенка. Особенности системы;

* самостоятельный выбор деятельности и оформление ее результатов

* развитие у ребенка концентрации внимания в процессе выполнения действий

* индивидуальный темп работы

* упражнения по оказанию помощи другим и разрешение помочь себе

* наличие материалов для самоконтроля и проверки правильности выполнения заданий

Рудольф Штайнер - представитель вальфдорской пед-ки,считал, что школьное воспитание должно служить развитию человека:

- необходимо вводить преподавание иностранного языка с первого года обучения

- в обучение входят такие предметы как черчение, геометрия, эвритмия(язык, музыка, движение)

- художественное оформление классных комнат, проведение праздников.

Педагогика позволяет развивать художественные, интеллектуальные, нравственные задатки и религиозные переживания ребенка. Принципы вальфдорской педагогики:

* демократичность - партнерские отношения

* эстетическая направленность

* отказ от отметок успеваемости

* тесная связь с родителями

* ориентация в учебном процессе на развитие и настроение конкретного ребенка

* принцип экономичности - исключение всего, что сдерживает духовное развитие ребенка.

Развиваются 3 сферы внутренней деятельности человека - мышление, чувство, воля

Френе. Школа перестает быть комплексом классов, а превращ. в детское предприятие, тесно связанное с жизнью. В развитии творческой личности Ф. выделял 3 фазы: -Проб и ошибок -Упорядочивания - Игры-работы

Свободная деятельность ребенка явл. его обучением. Но к ребенку также предъявляются определенные требования, осуществляется контроль.

Петерсен Основополагающим считал замену обычного класса разновозрастной группой учащихся, близких друг другу по духу. Родители привлекались к участию в обсуждении учебных программ, школьного расписания, таким образом не разрушается связь с семьей. Процесс обучения в Иена-план школе строился с учетом индивидуальности школьников, способностей учащихся в группе, временем занятий, учебным материалом. П. рассматривал создание человеческих отношений на гуманистической основе как «стержень» воспитательной программы Йена-план. В 20-е годы классно-урочная системы пришла в упадок, ее потеснили новые формы организации учебного процесса, в частности Дальтон-план. Они получали от учителя задания, в которых указывались основные вопросы и источники для нахождения ответов. Работа шла самостоятельно, индивидуально или небольшой группой. Ведущая роль учителя отменялась, он становился консультантом. С одной стороны, снижались эффективность учебных занятий, с другой - увеличивалась осознанность и прочность изучаемого материала.

№21.Развитие принципа природосообразности в прогрессивной западноевропейской педагогике. Согласно принципу природосообразности по Коменскому, обучение и воспитание должны следовать законам природы, частью которой является человек.

Чтобы человек стал человеком, он должен получать образование. Я.А. Коменский полагал, что в школе не должно быть места насилию. Не следует насильно принуждать детей учиться. Школа всеми средствами должна, по мнению Я.А. Коменского, воспламенять в детях стремление к знанию и учению. Воспитание должно строиться сообразно с природой. Он является одним из первых педагогов, придававших особое значение принципу природосообразности в воспитании и обучении подрастающего поколения. По Коменскому, согласно принципу природосообразности, человек - частица природы и должен следовать законам ее развития. В соответствии с этим аспектом понимания принципа природосообразности Коменский ставит перед человеком три цели: быть разумным созданием; созданием, господствующим над другими созданиями; созданием, представляющим образ творца.

Руссо отвергал культуру вообще, он противопоставлял культуре природу, боготворил ее. Воспитание человека должно быть природосообразным: воспитание должно быть на лоне природы, вдали от культуры, в воспитании ребенка необходимо следовать его природе: учитывать возрастные и индивидуальные особенности, потребности и интересы.

И.Г. Песталоцци (1746-1827)на первый план в воспитании выдвигал идею об активной роли самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Он подчеркивал, что цель воспитания заключается в развитии всех природных сил и способностей человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает к моменту рождения свойственно стремление к действию. По его убеждению, человеку изначально даны силы троякого рода. Это сила знания, она таится в задатках к внешнему и внутреннему созреванию. Сила умения вырастает из задатков к всестороннему развитию и ловкости тела. Сила души опирается на изначальное стремление к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой.

Дистервег. Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Дистервег выделял 3 ступени возрастного развития: 0-9 лет - господство ощущений, преобладание физической деятельности. При обучении нужно руководствоваться чувственным познанием, упражнять чувства

9-14 лет - развитие памяти, накопление представлений. Задача обучения - приобщение ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению необходимых учебных навыков. Проявление начала абстрактного мышления, следует научить делать общие заключения, выводить правила а применять их на практике. От 14-... - господство разума.

№22.Требования к личности учителя и его педагогическому мастерству в западноевропейской педагогике.

Коменский огромную роль уделял личности учителя,поэтому учитель должен быть:

• честным

• деятельным

• настойчивым

• высоконравственным

должен безгранично любить своё дело, учитывать и будить интерес учащихся к учению.

Ж.Ж.Руссо в решении сложных задач большую роль отводил воспитателю: умению предоставлять свободу ребенку. Гуманистическая заповедь Руссо состоит в том, чтобы воспитатель лишь наводил своего воспитанника на решение того или иного вопроса. Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он прежде всего должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога, по ею мнению, дать учащемуся соответственный материал, необходимый для упражнения этих сил. Дистервег относил профессиональные качества учителя к своим дидактическим правилам «развивающего, воспитательного и образовательного» учения. Он выделял следующие требования:

• нужно стремиться к тому, чтобы преподавание было интересным, увлекательным для детей

• учитель должен следить за правильной речью учащихся, правильным изложением своей мысли при ответе на заданный вопрос.

• учитель не может останавливаться в своём развитии

• учитель должен постоянно обогащать свои знания и развивать свои профессиональные способности

Заботясь о саморазвитии своих учеников, учитель должен саморазвиваться и сам.

№27. Развитие педагогической мысли в Беларуси в 14-16 вв.

В начале 14 в. княжества Зап. Руси в основном вошли в состав ВКЛ - феодального гос-ва, в котором основную массу населения до Люблинской унии составляли «русские», т.е. белорусы и украинцы, о после нее - белорусы.

Школы на территории Б. в 14-15 вв. обычно возникали в крупных феодальных поместьях, а также в монастырях и городах. Детей учили странствующие учителя. Госуд. языком в ВКЛ был старобелорусский. Многие дети осваивали лишь азы грамотности, язык рукописных книг был перегружен старослав. и греч. словами и значительно отличался от разговорной речи. Первый круг обучения завершался тем, что уч-к умел читать лишь отдельные фразы.

В конце 15 в. в Б. наблюдается заметное развитие образования, распространение письменности, оживление духовной жизни. До нашего времени сохранилось значит, кол-во письменных памятников, первое место среди которых занимают конфессиональные произв-я в виде евангелия, псалтыри и апостола. При тогдашних монастырях и церквах, при дворах крупных феодалов существовали школы, где изучались грамматика, риторика, диалектика, арифме-тика, геометрия, астрономия и музыка. В школах повышенного типа учащиеся знакомились с философией, теологией, языками.

Выдающимся вкладом в развитие бел. к-ры была деятельность Ф. Скорины, бел. издателя, энциклопедиста-просветителя. В 1517 г. в Праге он впервые издает на русском языке 23 книги Библии с комментариями и Псалтырь на славянском. Выходят Апостол и Малая подорожная книжица. В предисловии и комментариях к Библии С. показывает пути и средства изучения семи свободных иск-в: грамматики, риторики, диалектики, музыки, арифметики, геометрии и астрономии. Для каждого из предметов он указывает соответствующие книги и разделы Библии. К 7 своб. иск-вам он предлагает добавить изучение истории и добродетельности. Реальные земные потребности ч-ка занимают самое важное место в размышлениях С. Самопознание, изуч-е внутреннего мира ч-ка он считает главным как в интеллектуальной деятельности, так и в моральном совершенствовании. Особо важную роль в истории гос-ва российского сыграл Симеон Полоцкий (1629-1680), ученый, поэт, педагог. Родился в Полоцке, здесь окончил Богоявленскую братскую школу, учился в Киево-Могилянской академии. В 27-летнем получает должность учителя братской школы. В Москве Полоцкий возглавил греко-латинскую Заиконоспасскую школу. Им была основана типография. За 16 лет своей жизни в Москве издал 14 работ, половина из которых - учебно-педагогические и детские книги. В 1687 г. на базе школы Полоцкого была открыта Славяно-греко-латинская академия в Москве. Академия готовила не только духовенство нового типа, но и учащихся для медико-хирургических школ. Полоцкий - первый ч-к в нашей истории, который выдвинул целостную и оригинальную систему пед. взглядов: роль и значение воспитания, семейное восп-е, восп-е примером, воспитывающая роль обуч-я, роль уч-ля и требования к нему. Весь период восп-я делил на 3 7-летия. В первом нужно учить реб-ка родному языку, приучать говорить правду, форм-ть у него доброту, справедливость. Во втором - каждый должен овладеть грамотой, обучаться наукам и ремеслам. Третье 7-летие - гражданское восп-е. необходимо учить мудрости. Больш-во детей поддается восп-ю через пример или словесное внушение. Непокорных детей следует укрощать розгами, что по его представлению никак не вредит здоровью. Главное место в воспит. системе Полоцкого занимает труд, который он рассматривал достаточно широко: как источник богатства, как орудие духовного и умственного развития ч-ка, предохраняющее от пороков, как способ исправления людей.

№28. Просвещение и школа в России в п.п. 18 в.

Петр I в конце 17 - начале 18 в. значительно активизировал реформаторские процессы, охватившие многие стороны русской жизни. Экономические и политические преобразования потребовали большого кол-ва спец-но обученных людей - профессионалов: офицеров, моряков, инженеров, врачей, ученых, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведения реформы просвещения. Восп-е в целом сохраняло цель формир-я ч-ка-христианина. Гос-во сделало обуч-е разнообразным, придало ему светский хар-р, возник новый воспитательный идеал ч-ка - светски образованный, обладающий широким взглядом на мир. В рамках светского образования возникли различные профессиональные школы. Главное место занимали учебные предметы -матем-ка, навигация, инженерия, артиллерия, медицина. Другой важнейш. чертой обр-я стало преобладание сословности. Все средние и высшие школы предназначались для детей дворян. В целом же для различных сословий создавались свои школы. Исключение составляло лишь крестьянство., ибо крестьянский труд, как считалось, не требовал какого-либо обр-я. Первой попыткой создать в России сеть госуд. школ было открытие цифирных школ (1714) для подготовки части народа к госуд. светской и военной службе в кач-ве низшего обслуживающего персонала. Содерж-е обучения - грамота, арифметика, начальная геометрия. В 1716 г. Петр I разрешил дворянским детям обучаться дома или в столичных школах. Для обуч-я детей солдат и матросов в нач. 18 в. открывались гарнизонные и адмиралтейские школы, цель которых состояла в подготовке младшего командного состава армии и флота. Первая адмиралтейская школа была открыта в Петербурге в 1719 г. Все эти новые школы назыв. «русскими», т.к. там преподавали чтение, письмо и счет на русском языке. В 1701 г. в Москве начала работу госуд. ар-тиллерийско-инженерная школа. Постепенно школу стали посещать почти исключительно дворянские дети. Шк. делилась на две ступени - нижняя, или русская, учила письму, чтению, счету; верхняя - арифметике, геометрии, триго-нометрии, черчению и артиллерии. В начале 18 в. преимущ-но для дворянских детей открывались такие уч. заведения как Московская инженерная школа (1703), Петербургская инженерная школа (1719), Петерб. артиллерийская школа. В 1707 г. в Москве при военном госпитале была открыта шк. для подготовки врачей - хи-рургическая шк. Содерж-е обучения - анатомия, хирургия, латынь, рисование. Обуч-е велось на латинском. Теоритич. подготовка сочеталась с практикой в госпитале. Открывались школы, где готовились канцелярские служащие (1721). В 1701 г. в Москве открывается школа математич. и навигацких наук. За прогулы - денежные штрафы. В случае неуплаты штрафов применялись телесные наказания, за побег из шк. - смертная казнь.

Пра-вительство стало требовать, чтобы в духовные шк. принимались лишь дети духовенства.

Петровские шк. во второй четверти 18 в. стали закрываться, акцент был перенесен на развитие сословных, прежде всего дворянских, уч. заведений: кадетских корпусов, «благородных» пансионов, домашнего воспитания. Цифирные шк. с 1744 г. слились с гарнизонными школами. Оформилась своеобразная система дворянского воспитания. Всех дворянских детей в 7 лет привозили в Петерб. или Москву на так называемый смотр. Второй смотр проводился через 5 лет. К этому времени подросток должен был уметь хорошо читать и писать. След. ступень обуч-я предполагала изучение арифметики, геометрии, Закона Божьего. В 16 лет юношей проверял сенат. Содерж-е дальнейшего обуч-я составляли география, история. Сохранялось право обуч-я в закрытых дворянских уч. заведениях для детей разночинцев, но содерж-е обуч-я здесь было дифференцировано. Их не учили фехтованию, танцам, верховой езде. Постепенно обр-е становилось средством принадлежности к дворянскому сословию.

№29.Разв-е пед. мысли и школьной практики в России 40-60 гг. 18 в. неразрывно связано с именем М. В. Ломоносова (1711-1765) - ученого-энциклопедиста, художника и поэта. Л. был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий при нем - для дворян и для разночинцев. Благодаря этому удалось создать систему среднего и высшего обр-я. В гимназии изучали латинский и русский языки, арифметику, геометрию, географию. Преподавание вели наиболее способные студенты ун-та, языком обуч-я был русский, а не латинский и немецкий, как в гимназии и ун-те при Академии наук в Петербурге. Ведущими дидактич. принципами развивающего обучения. В основе обучения должен был лежать познават. интерес, вызывающий творческое усвоение уч. материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений.

Обр-е крестьянских детей было вне сферы внимания гос-ва и оставалось вне школьных преобразований. Оно зависело от инициативы самого населения, «вольными учителями».

№30.Просвещение и школа в России во второй половине 18 века. В 60-80 гг. 18 в., время правления Екатерины II, окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостное сословие, с собственно педагогической, а не узко профессиональной и сословной целью восп-я. На Екатерину II оказали влияние идеи французских философов-энциклопедистов: От Руссо она восприняла мысль о необходимости изолировать детей от испорченного вредными традициями общества, от Дидро - идею о правильном восп-ии в спец-но предназначенных для этой цели уч. заведениях, от русских просветителей - внимание к проблеме восп-я гражданина-патриота. В восп-ии Екатерина II видела главное условие формирования «новой породы людей». Задача форм-я гражданина возлагалась на правильное восп-е. Восп-е должно начинаться с детства. Далее надо прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству. Детям с раннего возраста необходимо прививать трудолюбие. При этом она особое внимание обращала на качества личности воспитателя, который сам должен быть образцом истинной гражданственности. Положив в основу создаваемой ею системы воспитания и обр-я сословный принцип, Екатерина II использовала идею французского Просвещения об изоляции реб-ка от общества в период его обуч-я. Восп-ю «новой породы» людей, просвещенных, трудолюбивых, преданных и послушных монарху, должна была способствовать система закрытых уч. заведений.

Иван Иванович Бецкой (1704-1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей. Б. полностью разделял идею Екатерины II о необходимости восп-я «новой породы людей» в закрытых уч. заведениях сословного хар-ра. Его пед. взгляды формировались под влиянием Коменского, Локка, Руссо, Дидро. Именно ему Екатерина II поручила создать в России систему воспитательно-образовательных учреждений, прежде всего для дворянских детей. Обр-е без воспитания лишь вредит натуре реб-ка, портит его. Оптимальной формой организации восп-я и соответственного обуч-я, по его мнению, должно быть закрытое воспитательное учреждение, куда должны приниматься дети с 5-6 лет и находиться в нем до 18-20 лет. План созд-я госуд. системы образования начал реализовываться с создания училища при Академии художеств (1764), воспитательных домов в Москве (1764), Воспитательного общества благородных девиц в Петерб. (1764) и коммерческого училища (1773). Каждое уч. заведение имело свой устав, общим для которых было: запрещение телесных наказаний и запугивания детей, индивид, подход в оценке способностей каждого уч-ся, ориентация всей педагогич. деят-сти на решение задач развития неповторимой личности учащегося. Однако отсутствие в России спец-но подготовленных уч-лей свело на нет практически все благие намерения Бецкого. Единственно успешной была деят-сть Воспитательного общества благородных девиц Смольного института, положившая начало женскому образованию в России. Название «Общество благородных девиц» было закреплено за одной половиной этого учреждения -Николаевской. Втора его половина носила название Александровского училища. На Николаевскую половину принимали дочерей потомственных дворян, а на Александровскую - дочерей мелкопоместных дворян, а также дочерей священнослужителей. В течении 12 лет обуч-я родители не имели права забирать свою дочь домой. Содерж-е обуч-я - русский и иностр. языки, арифметика, география, история, стихосложение, музицирование, рисование. На практике серьезно изучались лишь языки франц. и немецкий.

Федор Иванович Янкович (1741-1814) - австрийский педагог. Играл главную роль в Комиссии об учреждении училищ. Он перевел на русский язык разные австрийские и немецкие инструкции для учителей, уставы школ, уч. пособия, что позволяло русским педагогам и госуд. деятелям познакомиться с западноевроп. организацией школьного дела. По всей России должны были создаваться народные училища 2-х типов: в губернских городах - главные народные училища со сроком обуч-я 5 лет, а в уездных городах и селах - малые народные училища со сроком обуч-я 2 года. Вводилась классно-урочная система вместо традиционной индивид, работы с уч-ся. Уч. план малого уч-ща включал чтение, письмо, арифметику, рисование. Телесные наказания запрещались. Большое внимание уделялось личности учителя. Он должен был обладать миролюбием, порядочностью, постоянной бодростью духа и тела, верностью своему сословию, христианской добродетельностью, телесным здоровьем и трудолюбием.

М. В. Ломоносов (1711-1765) - ученого-энциклопедиста, художника и поэта. Л. был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий при нем - для дворян и для разночинцев. Благодаря этому удалось создать систему среднего и высшего обр-я. В гимназии изучали латинский и русский языки, арифметику, геометрию, географию. Преподавание вели наиболее способные студенты ун-та, языком обуч-я был русский. В основе обучения должен был лежать познават. Интерес. Обр-е крестьянских детей было вне сферы внимания гос-ва. Оно зависело от инициативы самого населения, «вольными учителями.

№31. Школьные реформы в России в п.п. XIXв.

В 1802 - 1804 была проведена реформа народного образования. (Александр 1)

Манифест 8 сентября 1802 - Образовано Министерство народного просвещения во главе с графом Завадовским

1803 - публикация "Предварительных правил народного просвещения"

1804 - "Устав учебных заведений "

Эти документы определяли структуру системы.

Вся Россия была поделена на 6 учебных округов - Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский. Виленский. Дерптский – с университетом во главе каждого из них. Обязанности у-тов значительно расширились - помимо выполнения традиционных научно-учебных функций, они должны были руководить деятельность гимназий своего округа.

Въездных училищах срок обучения составлял 2 года - их задача - образование детей непривилегированных слоев населения", а также подготовка к поступлению в гимназию. Учебный план - российская грамматика, география, арифметика, история, естествознание.

В гимназии обучение продолжалось 4 года, принимались в нес лишь дети дворян и чиновников. Цель гимназии - подготовка к университету. Уч. План - латинский, немецкий, французский языки, география, история, логика, математические и изящные науки (эстетика, нравоучение).

В начале 19 в. в России начали получать распространение идеи европейского Просвещения. Под их влиянием в дворянских усадьбах стали создаваться школы для крестьянских детей.

В первые пять лет царствования Александра были созданы специальные высшие школы - Московское коммерческое училище. Институт путей сообщения.

Осознание необходимости иметь в обществе элиту, привело Александра 1 к созданию специального учебно-воспитательного заведения для детей высшего дворянства. 1810 г. Александр 1 подписал "Постановление о лицее» давшее начало истории знаменитого Царскосельского лицея. Согласно постановлению в лицей принимались "отличнейшие" воспитанники дворянского происхождения в возрасте от 10 до 12 лет по 20 -25 чел. ежегодно. В своих правах лицей был приравнен к университету. По окончании воспитанники получали право поступать на гражданскую службу. Образование делилось на 2 курса по 3 года - начальный и окончательный. Начальный - русский, латинский, французский, немецкий, философия, закон Божий, логика, математические и физические науки, история, Окончательный - "изящные искусства" и "гимнастические упражнения", физические, математические науки. В июне 1811 г. появилось объявление о приеме детей в Лицей. Существенные изменения произошли с назначением на пост министра просвещения__в__1816 г. князя Александра Голицина. B_1817 г. Министерство просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В 1819 изменены учебные планы училищ и гимназий, введено чтение Священного писания, изъяты из гимназий курсы элементов философских знаний, естественное право, эстетика.

После восшествия на трон Николая 1 внимание гос-ва к вопросам воспитания усилилось.

В 1826 г. создан комитет по устройству учебных заведений, который подготовил новый "Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов". Гимназии становились образовательными учреждениями для детей дворян и высшего чиновничества. В уездных училищах обучали детей купцов, ремесленников, мещан и прочих горожан. В приходских училищах обучали детей самых низших сословий.

№32.Школьные реформы в России во вт.п.XIXв.

В развитии государственной образовательной системы можно выделить период (1849-1871 гг.), который характеризуется, с одной стороны, давлением государства на систему образования, а с другой, общественным движения за преобразования системы образования. В российском образовании второй к.XIX века можно выделить два процесса. Процесс либерализации общественной жизни приводит к усилению гражданской активности населения. С другой стороны, государственная власть не намерена была сдавать свои позиции в педагогической теории и практике и пытается отстоять собственные интересы в образовании. Население России стало испытывать явственную потребность в собственном образовании. В первых трех классах, общих для всех, предметами обучения являлись Закон Божий, русский и славянский языки, математика, немецкий и французский языки, чистописание, черчение, рисование. В 1852 г. было создано ' три типа гимназий, каждый тип имел свои учебный план:

- гимназии, в которых сохранились древние языки,

- гимназии, в которых оставался латинский язык,

- гимназии, в которых основное место отводилось законоведению.

Гимназии этого времени страдали из-за того, что учебные планы постоянно перекраивались в зависимости от вкусов и пристрастий очередного министра народного просвещения.

В 1864 г. введен новый устав, по которому оставались только два типа гимназий - классическая гимназия tc-двумя древними языками) и реальная. А в реальной гимназии в большем объеме изучались математика, естествознание, физика и черчение. Но право поступать в университет было только у выпускников классических гимназий. В России возникают земства. Земствам было представлено право осуществлять руководство, народным образованием на местах. Цели воспитания и образования в данных школах состояла в том, чтобы сделать ребенка полезным для народа. Процесс обучения в земских школах был ориентирован на развитие чувства любви к своей Родине, чувства патриотизма. Этому способствовали традиционные предметы, такие как. Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, чистописание, арифметика. Занятия С/Х приближали детей к родной земле, учили их любви к Родине.

Многие земские деятели занимались систематической переподготовкой учителей начальных школ.

Анализ идей земских деятелей: уменьшить непосредственное иностранное влияние на подрастающее поколение; активизировать общественную деятельность в сфере образования,; придать первенствующее значение изучению наук, у которых предметом является Родина (русский язык, история, русская литература, география).

№33. Состоян. Шк. дела в Беларуси в 18-п.п. 19вв.

возникли братские школы, кот. выступали за объединение Беларуси и России. К концу 18 в. школьное образование в Беларуси сконцентрировалось в руках различных монашеских орденов. Большинство братских школ исчезло в к. 17-н. 18в., Иезуиты открыли много школ к сер.17в(3-5 кл.). В 18в. только в некоторых иезуитских училищах изучались ин. языки и арифметика, иногда-русский язык. Обучение- на латинском языке. Они служили интересам феодалов и не были популярны среди населения. Униатская церковь занялась образованием еще в н.17в. В Базылянские школы полностью переняли иезуитскую организацию, систему и содержание образования и воспитания. Разница- больше внимания обучению на родном языке. Учились здесь дети мелких феодалов и горожан. В18в. действовали и др. монашеские католические ордены (доминиканцы, тринитарии, францисканцы). Все эти школы- средство окатоличивания и ассимиляции бел. народа. Изменения в социально-экономической жизни РП (развитие товарно-денежных отношений) потребовали гос. изменений нар. образования. 40-е гг.- Канарский взялся за реформирование школ монашеского ордена писаров, кот. появились в 20-х гт. 18в. Они напоминали иезуитские, но здесь дети разных слоев населения, обучение бесплатное. Сод-е обр-я: латинский язык, ораторское искусство; математика, физика, история, политика, польский язык. 60-е гг.- более глубокие преобразования. Беларусь вошла в состав РИ. С 1775г. начали открываться русские школы, их было 20. В 1783г. создана образовательная комиссия. Школа становилась светской. Большое значение имели физико-математические предметы развитие мышления. Из-за нехватки кадров учили ксендза. 80-e гг.- создание в городах нар. училищ, главных и малых. Значительное место в образовании занимали кат. школы. Наличие на бел. землях большого кол-ва узкосословных духовных уч. заведений- специф. Явление в истории образования Беларуси. Многие учителя были против царизма и церкви. Они сами искали лит-ру для обучения. Обр-е имело классовый xapак. В 1856г. только каждый 200-й белорус учился в школе, в нач. 60-х гг.- 567 уч.

"заведений. С 1812 бел. школа в упадке. Полоцкая иезуитская коллегия, позже академия, в кот. 3 фак-та- лингвистический, фак-т свободных наук и богословский. Рубеж_18-19вв.: сетка бел. школ неоднородна, лишена единого рук-ва, последов-ти шк. программой принципов обучения. 1810-1820- создано много незаконных школ-созданные крестьянами и школы взаимообучения, кот. распр-сь после 1812г. Имели ряд полож. черт: в нач. школах об-сь дети крепостных; на ровне с элемент, знаниями- творческие навыки, ре-месленный труд, что формировало нац. Самосознание. 50% уч. времени, снимались ест. и полит, дисциплины, В связи с восстанием 1830г. в 1832 был закрыт Виленский университета и виленский уч. округ. Проводилась русификаторская политика. П.п.19в.- нехватка кадров, иногда их готовили в Москве и Петербурге. Расшир-сь сетка нач. школ. В1834-1839гг. работала Витебская учительская семинария. Создана сетка школ высших ступеней, Было 6 гимназий и 17 губ. училищ.

№34.Представ-и револ-демокр.направл. в пед. теор. в России в сер. 19в.

Сер. 19в.-период разложения феодализма и зарождения капито-лизма. Белинский протестовал против крепостного права, видел справедливое общество через рас-пространение просвещения, что привело его к револ. демокр-зму. Б. разработал теорию народности иск-ва, литер-ры, просвещения и воспитания, но был против национализма. Считал способности врожденными, всестороннее и правильное воспитание ч-ка видел в социалистическом общ-ве. Высказывал прогрессивные пед. взгляды на развитие ребенка и сущность восп-я. Демократическая педагогика с доверием относится к детям, в каждом ребенке есть хорошие сторо-ны.воспитание должно выявить их, развить, сформ-ть. Б. выдвинул требование общечел. восп-я, говорил о необходимости воспитания детей в духе любви к родине.

Цель обучения- воспитать борцов за справедливость.

Одна из основных теорий Белинского — гармоничное развитие чел. Нравственное восп-е — важнейшее в формировании ч-ка - общественного деятеля. Малолетние дети должны видеть только положительные примеры. В старшем возрасте нравственное восп-е сочетается с умственным. Обучение в школе начинать с 7 лет. Гуманитарные науки важнейшие. Белинский проявлял большой интерес к внедрению в школе новой методики, основа кот.-активность и самостоятельность детей. Выступал за равное образование мальчиков и девочек. Считал очень важным воспитание в семье.

Герцен -писатель, публицист, полит, деятель, ярый враг креп-ва и самодержавия выступал за крестьянскую общину. Выступил против теории свободного восп-я, восп-я вне общества. С юных лет нужно воспитывать ответственность за поступки, чувство долга. В его романе «Кто виноват?» юноша не нашел места в жизни, т. к. был огражден от суровой действит-ти. В «Опыте бесед с молодыми людьми» и «Разговорах с детьми» Г. объяснил явления природы, роль науки в борьбе с предрассудками. Нужно всестороннее общее развитие, р-е самост. мышления. Г. считал, что восп-е должно опираться на врожденные склонности к общению, восп-ть общественные стремления. Не подавлять детскую волю, но умело руководить нравственным воспитанием. Чернышевский и Добролюбов. Мировоззрение формировалось под влиянием Белинского и Герцена. Нужно создать условия для реал-и буржуазией своих прав. Д. в «О значении авторитета в восп-и» -нужно учить по законам развития ребенка. Выдвинули идеал нового ч-ка, отсюда- цели и задачи ВОСПИТ: единство мыслей, слов и действий, форм-е стойких убеждений, умения их отстаивать, патриота, всестор-е развитой личности. Нужна дисциплина, но без физ. наказания. Общее обряз-е- фундамент спец. знаний, критиковали раннюю специализацию. Нужен учет особенностей учащихся, постепенность и последовательность во всем, доводы и доказательства. Отрицали догматичное обучение. Ч.- сделать обучение интересным, чтобы повысить эффективность обр-я. Д.- создание правильных понятий вещах, разбор суждений, факты и примеры, их осмысленное усвоение. Ч.: форма изложения материала, должна быть простой и доступной, наглядной. Важна творческая инициатива учителя, его нравст-венные качества, кроме общенаучной подг-ки, повыш-е его материально-правового положения.

№35. Обществ-пед. движ. в России в 60-е гг. 19в. Пирогов, его практич. деят-ть и пед. взгляды.

60-е гг. 19в.-период большого общ. движения (рез-т торможения производства крепостничеством). Критика крепостнического восп-я, борьба против сословной школы, за общее светское обр., образование женщин. Борьба против догматизма, зубрежки, уважение к личности ребенка. Пед. движение было неоднородным. В 1859г. создано Петербургское пед. Собрание (здесь Ушинский ,«Труд в его психическом и воспитательном значении»). Созд-ся комитет грамотности, воскресные школы для рабочих, дошкольные учр-я. Развивалась пед. журналистика («Воспитание» Ушинского, «Учитель», сборник «Ясная поляна»). Пед. деятельность Пирогова Н. В. В 20лет-профессор хирургии. В 1856г. написал статью «Вопросы жизни», кот. освещала важные вопросы восп-я. П. стремился поднять зна-чение пед. советов, гимназий, внушал директорам и учителям необходимость г


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: